Что такое интегральная сумма
Математический анализ
Записки лекций
Илья Щуров (НИУ ВШЭ)
24 Определенный интеграл
24.1 Интеграл Римана
24.1.1 Интеграл и площадь
Чтобы начать отвечать на этот вопрос, нужно подумать о том, что вообще такое «площадь». Мы знаем, что площадь прямоугольника — это произведение его длины и ширины. Мы также знаем (считаем это аксиомой или частью определения), что если у нас есть две фигуры, и мы складываем из них третью «без нахлёста», то площадь новой фигуры равна сумме площадей исходных фигур. И ещё, что если у нас есть две равные фигуры (то есть такие, которые можно положить друг на друга так, чтобы они совпали), то их площади равны. Из этих трёх правил можно вывести много других. Например, прямоугольник разбивается своей диагональю на два равных прямоугольных треугольника, и значит площадь каждого из них вдвое меньше площади прямоугольника, и равна половине произведения катетов. Произвольные треугольник разбивается высотой на два прямоугольных, откуда легко вывести, что его площадь равна половине произведения высоты на основания. Более сложные многоугольники можно разбивать на треугольники и находить их площади таким образом. Так мы определяем площади довольно широкого класса фигур — но далеко не всех. Что делать, если мы имеем дело не с многоугольником, а фигурой, ограниченной какой-то «кривой» линией, не состоящей из прямолинейных отрезков? Такую фигуру нельзя разбить на прямоугольники или треугольники. Однако, её можно приблизить более простыми фигурами с известными площадами, добиться того, чтобы эти приближения становились всё лучше и лучше, и перейти к пределу. Именно таким образом определяется интеграл Римана.
24.1.2 Разбиения и интегральные суммы
Чтобы это сформулировать аккуратно, придётся ввести несколько новых понятий.
24.1.3 Определенный интеграл как предел
Можно записать, что
Обозначается интеграл таким образом:
24.2 Свойства определённого интеграла
24.2.1 Интегрируемые и неинтегрируемые функции
Не все функции интегрируемы. Например, функция Дирихле
Трудно описать множество всех интегрируемых функций, однако для наших целей важно сказать, что функции из некоторых важных для нас классов таким свойством обладают.
Непрерывность является достаточным условием интегрируемости, но не является необходимым — например, кусочно-непрерывные функции, чьи разрывы являются скачками, тоже интегрируемы. Чуть позже мы обсудим это подробнее.
24.2.2 Интеграл как площадь с учётом знака
24.2.3 Линейность и интегрирование неравенств
24.2.4 Интегрируемость и ограниченность
Более формальное доказательство выглядит следующим образом. Пусть
24.2.5 Аддитивность интеграла
Также можно, заметить, что если мы в определнии интегральной суммы разрешим разбиения, идущие «справа налево», и перенумеруем элементы какого-то разбиения с конца
Интуитивное объяснение интеграла. Часть I — от умножения натуральных чисел до Ньютона и Лейбница
0. Предисловие
Математика представляет собой универсальный, мощный и элегантный раздел знания. По-сути её предмет и значение невозможно разделить с наиболее фундаментальными разделами философии — логикой, онтологией и теорией познания. Именно поэтому она касается прямо или косвенно всех аспектов любого прикладного или теоретического знания.
Отличительными особенностями её являются:
использование особой знаковой системы (цифры, буквы разных алфавитов, языковые правила и т.д.),
логическая строгость (понятия, определения, суждения, правила вывода задаются в явном и точном виде),
последовательность (не поймёшь пункт 3, если не понял пункты 1 и 2),
высокая плотность информации на единицу текста (часто смысла в тексте гораздо больше, чем в текстах иного содержания).
Легко показать, что любой интеллектуально развитый человек регулярно использует те же мыслительные конструкции, что и математика. Когда мы говорим давайте рассмотрим десять каких-либо операций (алгоритм) вроде кулинарного рецепта или простейшей программы или рассмотрим какой-либо частный случай явления, определим его свойства, отношения с другими явлениями, изучим структуру — мы прибегаем к универсальным способам мышления, которые характерны для любого знания и в том числе математического.
Эта статья никогда бы не появилась на свет, если бы учебная литература была бы настолько совершенна, что могла бы легко объяснить, что такое интеграл. Перечитав десятки книг и статей я с уверенностью могу сказать, что ни одна из них не объясняет все нюансы этого вопроса так и таким образом, чтобы среднему, неискушённому человеку было всё абсолютно ясно.
Многие источники не удовлетворительны по следующим причинам:
Говорят о какой-то площади под кривой при том, что читатель ни сном, ни духом не задумывался о площади, тем более под кривой и какой-то связи этой площади с универсальной идеей суммирования переменных величин
Без интуитивного подведения читателя через сложение и умножение чисел, основательного разъяснения связи …. сразу бросаются к определению интеграла через предел римановской суммы
Забывают рассказать об историческом процессе развития математики (зачем ввели интеграл, какие открытия этому предшествовали, что подвело к этому, как считали интегральные суммы до этого, как Ньютон и Лейбниц считали интегралы и т.д.)
Не считают нужным или не хотят привести пару тройку простых примеров интегрирования из прикладных наук
Сыпят доказательствами утверждений, которые новичку покажутся неуместными или второстепенными
Забывают напомнить выводы, обозначения и утверждения, использованные или доказанные ранее
Пропускают те или иные алгебраические преобразования, которые «очевидны» автору, но могут запутать новичка
Автору надоело чувствовать неясность и он решил взять дело в свои руки — расписать все аспекты так, чтобы было всё предельно ясно и понятно.
1. Предпосылки возникновения интегрирования
Интеграл и интегрирование являются неотъемлемыми и последовательными элементами исследования величин и функций. Интегрирование теснейшим образом связано с важнейшими способами анализа и исследования числовых функций — средними, предельными, бесконечно малыми, бесконечно большими величинами, пределами, дифференциалами, производными и т.д. А потому, без осознания и исследования этих понятий невозможно и формирование понятия интеграла.
Исторически и логически они развивались и развиваются слитно и нераздельно.
Как известно осознание самостоятельной значимости и полноценное развитие математики начались в Древней Греции. Постепенное накопление прикладных знаний о различного рода вычислительных, логических и геометрических задачах неизбежно привело к формированию теоретических начал и абстрактных представлений о существе многих математических идей.
Корпус прикладных и теоретических знаний накапливался и формировался шаг за шагом за счёт осмысления логического устройства мышления, применения арифметических операций, составления и решения алгебраических уравнений, построения и изучения свойств плоских и объёмных геометрических фигур.
2. Геометрический и аналитико-алгебраический смысл интегрирования
Согласно дошедшим до нас источникам, именно отыскание квадратуры является первой формой постановки задачи интегрирования. Задача явно сформулирована и решена в трудах Евдокса Книдского (сформулировал метод исчерпывания, позднее развитый в XVI веке в метод неделимых), Евклида и Архимеда. Древнегреческих математиков интересовали задачи отыскания площади круга, поверхности сферы, сегмента параболы, а также объёма шара, цилиндра, пирамиды, конуса, тетраэдра и ряда других геометрических фигур.
Под проведением квадратуры понималось построение с помощью циркуля и линейки квадрата, равновеликого заданной фигуре (то есть имеющего такую же площадь) или прямое вычисление соответствующей площади. Вероятно связи геометрии и анализа если и обнаруживались, то интуитивно и неявно. Во всяком случае координатный метод и понятия дифференциального исчисления точно не были известны, хотя и почти что точно были так или иначе интуитивно восприняты и неявно затронуты.
Что касается второго типа задач. Интегралы часто описываются как площадь под кривой. Это описание сбивает с толку. Точно также, как если сказать, что умножение — это нахождение площади прямоугольника. Именно понимание сущности умножения применительно к различного рода частным случаям позволяет понять аналитико-алгебраическую суть интегрирования.
Понимание и использование простейших случаев умножения, к примеру, умножения натуральных чисел, было известно с древнейших времён.
Однако, за всеми частными случаями умножения находится определённая общность. Вот как можно описать умножение чисел из различных числовых множеств:
В случае с натуральными числами. К примеру, умножим число 3 на число 4, то есть 3 × 4. Умножение — это повторяющееся сложение, то есть произведение чисел получим сложив число три четыре раза или наоборот сложив число четыре три раза [3].
В случае с вещественными числами.
Возьмём одно рациональное число — дробь, а другое целое. К примеру, умножим 3,5 на 2, то есть — 3,5 × 2. Умножение — это повторяющееся сложение, произведение получим сложив число три целых и пять десятых два раза. Также, получить произведение можно путём сложения произведений вначале целой части числа 3,5 то есть 3 на 2, а затем дробной то есть 0,5 на 2. Для целой части — сложим число три два раза, а для дробной части — возьмём единицу разделим на десять, затем возьмём пять частей от деления то есть пять десятых и сложим два раза.
Возьмём два рациональных числа — две дроби и получим произведение. К примеру, умножим 3,5 на 2,1 то есть — 3,5 × 2,1, произведение получим сложив произведение 3,5 на 2 и 3,5 на 0,1 [4]. Словесно это будет выглядеть следующим образом, для первого произведения — сложим число три целых пять десятых два раза, для второго — разделим число три целых пять десятых на десять частей и возьмём одну часть то есть одну десятую.
В случае с комплексными числами (3 × 3i), умножение выступает вращением и масштабированием.
Мы ходим вокруг да около «применения» одного числа к другому, и действия, которые мы применяем (повторное суммирование, масштабирование, зеркальное отображение или вращение), могут быть разными. Интегрирование — это всего лишь еще один шаг в этом направлении.
Когда мы умножаем числа мы повторяем сложение, где в каждом слагаемом знаем какие находятся операнды, а именно — повторяющиеся числа.
К примеру, если мы хотим вычислить пройденный путь телом, движущимся с одинаковой скоростью в каждый момент времени, то мы просто перемножим скорость на время (значение функции скорости одинаково, а геометрически грубо говоря одинаково во всем прямоугольнике).
Но изменяющаяся скорость требует совмещения скорости и времени по частям (момент за моментом, секунда за секундой). В каждый момент скорость может быть разной.
Вот как это выглядит в большой перспективе:
Обычное умножение (прямоугольник): берем расстояние, на которое мы продвинулись за секунду, предполагая, что эта величина была постоянной во все последующие секунды движения, и «масштабируем ее».
Интегрирование (по частям): рассматриваем время как ряд мгновений, в каждое из которых скорость разная. Суммируем расстояния, пройденные в каждое из мгновений (секунд, миллисекунд и т. д.).
То есть, интегральную сумму (значение интеграла, определённый интеграл) можно определить, как максимально точную сумму значений искомой переменной величины
при её изменении в промежутке от до где а .
Точность достигается в пределе, то есть при всё большем уменьшении размера промежутков между значениями или, что тоже самое, при всё большом увеличении числа отрезков (числа — обозначающего индекс-номер последнего отрезка)
Несомненно греческих и более поздних мыслителей интересовали задачи на отыскание суммарного значения переменных величин. Вероятно их устраивало простое суммирование значений переменной величины, приближённые вычисления. Если мы возьмём приращение переменной равное единице, то интеграл приближённо будет равен сумме значений функции в рассматриваемом промежутке.
В дальнейшем, начиная с XVI века (работы Галилея, Кеплера, Кавальери и других о методе неделимых) понимание интегрирования постепенно совершенствовалось и развивалось пока не достигло формализации у Бернхарда Римана в середине XIX века и дальнейшего обобщения.
3. Интуитивные способы отыскания значения интеграла
Умножить совокупное приращение переменной на значение функции и получить площадь прямоугольника, который добавит значительный излишек, либо срежет значительную часть в зависимости от того какое значение функции мы выберем. Вручную мы можем подобрать такое значение функции, что при умножении её на приращение переменной мы получим довольно точное значение площади (определённого интеграла в промежутке). Для этого нам потребуется провести линию так, чтобы площадь излишка примерно равнялась срезанной площади. Однако, это не даст нам универсального метода отыскания значения искомой величины.
2. Сложить произведения приращения переменной на значение функции в соответствующих точках, получив тем самым сумму площадей прямоугольников, внешне напоминающих лестницу (ступеньки). В самом простом случае приращение равно единице. На этом методе и основано формальное определение определённого интеграла, данное Б. Риманом. О нём мы поговорим ниже.
3. Воспользоваться иными так называемыми численными способами отыскания значения интегральной суммы (интеграла).
4. Отыскание значения интеграла через отыскание первообразной
Однако есть более изящный и универсальный способ вычисления интегральной суммы, который был открыт Исааком Ньютоном и Готфридом Лейбницом. Этот способ устанавливает фундаментальную связь дифференцирования (производной) и интегрирования (первообразной).
Чтобы рассмотреть суть открытия, необходимо последовательно прийти к ряду идей и рассуждений.
Пусть имеется некоторая функция от числовой переменной — Обозначим её [5].
Следует отметить несколько обстоятельств относительно рассматриваемой функции:
Функция является числовой, то есть область определения и область значений являются числовыми — принимают числовые значения (более точно — вещественные значения).
Функция непрерывна и принимает значения в каждой точке с соответствующим значением переменной (к примеру, в точкесуществует значение функции , а в точке значение
Функция может иметь любое выражение. Мы можем иметь набор значений функции в соответствующих точках в виде таблицы (функция задана таблично). Или функция может быть явно задана в виде аналитического выражения (к примеру, в случае с функцией от одной вещественной переменной — , и т.д.).
Функция может описывать зависимость величины любой природы — физической, биологической, экономической и т.д.
Для наглядности изобразим график рассматриваемой функции в виде произвольной кривой.
Пусть мы хотим отыскать всю или часть совокупного значения (аналитико-алгебраический смысл интегрирования) или площадь под кривой (геометрический смысл). Выберем промежуток между двумя точками и и продолжим наши рассуждения.
Искомое значение представляет собой функцию и очевидно, что оно будет зависеть от размера промежутка и того значения изначальной функции, которое она принимает в каждой точке этого промежутка. Также, очевидно, что промежуток значений переменной для изначальной функции и функции площади будет одинаковым [6].
Сказанное выше легко показать и увидеть на графике.
Заметим, что значения функции площади не равны значению изначальной функции при том же значении переменной [7]. Значения площади постоянно возрастает слева-направо, то есть при каждом шаге приращения промежутка суммирования (интегрирования).
Пусть теперь исследуемая функция является функцией скорости движения материальной точки (тела) по некоторой траектории. Тогда, очевидно, по определению производной, что скорость в конкретный момент времени — это первая производная пути (координаты) по времени
Если скорость это производная пути и мы знаем аналитическое выражение её выражающее, то мы можем найти выражение для самого пути то есть для самой функции. Мы можем это сделать через операцию, обратную нахождению производной то есть через отыскание первообразной. Это справедливо, поскольку производная и соответствующее ей семейство первообразных единственны.
Данный вывод можно обобщить на все интегрируемые функции.
Далее, легко понять из простых арифметических и геометрических соображений, что значение интегральной суммы (площади) будет равно разности значений полученной функции (первообразной), взятых в соответствующих точках [8].
То есть если требуется найти интегральную сумму в промежутке от до , где первое и второе — некоторые произвольные значения переменной, то необходимо вычислить разность
Указанная сумма и есть определённый интеграл, который записывается, как
[2]. Имеется ввиду сумма значений переменной, которая является элементом интегрирования, интегрируемой величиной.
[3]. Не имеет значения каким образом будем вычислять произведение, так как от перестановки множителей произведение не меняется, то есть данная операция обладает свойством коммутативности.
[4]. 3,5 · 2 + 3,5 · 0,1 = 3,5 (2 + 0,1) = 3,5 · 2,1.
[5]. Вместоможет быть любое обозначение, к примеру, — это не имеет значения. Буквавсего лишь обозначает имя для функции, а скобки отделяют имя от сущностей — обычно числовых переменных над которыми совершаются те или иные операции, дающие в результате значение функции.
[6]. Переменная-аргумент — одна и таже, то есть иными словами значения переменной-аргумента в точках для и одно и тоже. Далее, мы покажем, что производная , то есть можно записать или .
[7]. То есть . К примеру, пусть функция задана выражением . Тогда, при , , а значение . Если. Тогда, при , , а значение .
[8]. Пусть имеется точка, число 7 и 10, чтобы найти величину промежутка между этими значениями надо найти разность то есть 10 — 7 = 3.