Что такое инсценированное чтение

Беседа на тему: Что такое инсценирование стихов и сказок?

Что такое инсценированное чтение. Смотреть фото Что такое инсценированное чтение. Смотреть картинку Что такое инсценированное чтение. Картинка про Что такое инсценированное чтение. Фото Что такое инсценированное чтение Татьяна Попова
Беседа на тему: Что такое инсценирование стихов и сказок?

Беседа на тему: «Что такое инсценирование стихов и сказок?

Музыкальный руководитель:Попова Татьяна Михайловна.

В младшем дошкольном возрасте дети могут быть более самостоятельны в инсценировании небольших стихотворений и песенок. В 3-4 года ребенок уже владеет связной речью, движения его разнообразны и выразительны, но действия часто бывают непроизвольными и спонтанными. Поэтому младших дошкольников лучше всего привлекать к совместному со старшими детьми и взрослыми обыгрыванию несложных стихотворений и песенок. В подобных ситуациях ребенок охотно подражает старшим и с большим удовольствием играет свою роль, которая чаще всего сводится к выполнению выразительных движений, иногда с включением отдельных слов и звукоподражаний («пи-пи-пи», «ко-ко-ко», «чик-чирик», «мяу-мяу» и пр.) либо одной-двух коротких реплик.

В возрасте 4-6 лет у детей развиваются произвольное внимание, память, речь становится более самостоятельной и выразительной, движения — более координированными. Это дает возможность ребенку данного возраста самостоятельно исполнить свою роль, взаимодействуя с другими участниками инсценировки. У педагога появляется возможность подбирать для драматизации все более разнообразные произведения — не только потешки, маленькие песенки, стихи, но и сказки — такие, как «Теремок», «Колобок», «Репка» и др.

В работе очень удобны сценки, где дети тренируются произносить одни и те же слова с разной интонацией. (См. Приложение — сценка «Ягодка»).

Репертуар для детей среднего и старшего дошкольного возраста можно значительно расширить, если педагог попробует самостоятельно инсценировать разнообразный поэтический и песенный материал. Начинать нужно, конечно, с самых коротких стихов.Например:

— Ты почему расплакался?

— Об кошку поцарапался!

Эта маленькая шутка может быть использована как игра-соревнование на самое выразительное исполнение. Кроме того, ее можно исполнить как вариант игры «Узнай по голосу».Организовать это можно следующим образом:

1. Выбирается водящий (считалкой или по жребию, которому завязывают глаза. Водящий становится в центре круга.

2. Все дети идут по кругу (под музыку или удары бубна, с окончанием музыки останавливаются. На счет «Раз-два-три!» — громко «плачут» (хором).

3. Водящий подходит к кому-либо из детей,берет его за руку и спрашивает: «Ты почему расплакался?»

4. Ребенок отвечает водящему: «Об кошку поцарапался!»

Если водящий узнал отвечающего и назвал его имя, то они меняются ролями. Если не узнал — игра повторяется с тем же водящим.

Далее приведем еще несколько примеров инсценирования стихотворений.

Инсценирование стихотворения «Васильки» Г. Галиной

1. Познакомить детей со стихотворением «Васильки». Обсудить его содержание, предлжить детям представить себя на месте девочек, цветов.

2. Драматизация стихотворения.

Цветы Васильки — несколько детей

Мотыльки — несколько мальчиков

Две Девочки (условно можно дать им имена)

Мама — воспитатель или старшая девочка

Под музыку (любой легкий по характеру звучания вальс) Цветы танцуют, между ними порхают Мотыльки. Весь танец строится на самостоятельной импровизации движений. С окончанием музыки дети останавливаются в любой красивой позе. Выбегают две Девочки (без музыки, в руках у них сачки.

1-я Девочка: Ах, какие незабудки!

2-я Девочка: Ах, какие васильки!

Обе Девочки: Мы сорвем их! (Наклоняются к цветам).

Мама (подходит к Девочкам):

Я напомню, дети, вам,

Что на солнышке отрада

Жить всем бабочкам, цветам!

Снова звучит вальсовая музыка, все танцуют — Цветы, Мотыльки, Девочки и Мама.

Инсценирование стихотворения «Мотылек» Л. Модзалевского

Последовательность работы с детьми — по аналогии с предыдущим стихотворением.

Мотыльки — несколько детей

Ведущий — взрослый или старший ребенок

Под музыку С. Майкапара «Мотылек» порхают Мотыльки (импровизация движений). С окончанием музыки Мотыльки останавливаются в различных позах. Ведущий по очереди подходит к Мотылькам.

Ведущий: Расскажи, мотылек,

Чем живешь ты, дружок?

Как тебе не устать

День деньской все порхать?

В блеске летнего дня.

2-й Мотылек: Ароматы цветов

3-й Мотылек: Но короток мой век

4-й Мотылек: Будь же добр, человек,

Снова звучит музыка С. Майкапара «Мотылек», все танцуют и с окончанием музыки останавливаются в разных позах.

Инсценирование подобных стихотворений предполагает несколько встреч воспитателя с детьми. На первой встрече основная задача педагога — заинтересовать ребят содержанием нового произведения, пробудить у них желание еще раз его послушать. В это же время можно предложить детям подвигаться под музыку, представляя себя «цветами», «мотыльками» и т. д.

В следующий раз педагог предлагает детям придумать, как можно инсценировать стихотворение, какие для этого понадобятся костюмы и атрибуты, как они должны выглядеть, из чего их можно изготовить. Затем вместе со взрослыми готовится все необходимое для драматизации. На музыкальных занятиях идет поиск наиболее выразительных движений, поз, интонаций. На занятиях по изобразительной деятельности изготавливаются эскизы костюмов, декораций. На каждом занятии педагог вновь и вновь обращается к тексту стихотворения, стараясь как можно выразительнее его прочесть. Постепенно дети начинают подсказывать окончания строк, потом запоминают отдельные фразы (особенно те, под которые выполняют определенные движения). Так, постепенно дети непринужденно запоминают все стихотворение.

Мы обращаем внимание педагогов на то, что разучивание текстов стихотворений не самоцель, а средство для их более глубокого восприятия и выразительного исполнения. К сожалению, в практике детских садов до сих пор присутствует механическое заучивание стихотворных текстов (особенно к праздничным утренникам). Такое заучивание для ребенка утомительно, неинтересно, и в результате декламирование стихотворений на детских утренниках маловыразительно. Это значит, что ребенок не до конца понял, о чем данное стихотворение, не ощутил его настроения и не проникся желанием передать его другим. Поэтому при разучивании поэтических произведений основное внимание воспитателя уделяется тому, чтобы дети понимали их содержание, главную мысль и эмоциональный настрой.

В процессе игры, поиска выразительной интонации, жеста ребенок быстрее и легче запоминает текст. В то же время обыгрывание способствует более тонкому осмыслению произведения, формированию духовного строя личности ребенка, его способности сопереживать, понимать состояние игрового персонажа.

Очень удобны для обыгрывания стихотворения «Крокодил и Петух» Г. Сапгира и «Дракон» В. Берестова. Так, при инсценировании первого можно выбрать любую форму — от драматизации до обыгрывания на фланелеграфе при помощи плоскостных фигур. А при инсценировании «Дракона» хорошо использовать пальчиковый театр — ребенок надевает на пальцы (семь пальцев) головы Дракона и разными голосами имитирует речь каждой из них. Другой вариант —несколько детей изображают Дракона: каждый кладет руки на плечи впереди стоящего ребенка, все передвигаются, не расцепляя рук.

После обыгрывания стихотворения можно предложить детям подвижную игру «Поймай хвост дракона». Она заключается в том, что «голова» Дракона (ребенок, стоящий первым, у которого руки свободны) пытается поймать «хвост» (ребенка, стоящего последним,при этом выполняется условие: все передвижения происходят без разнимания рук.

Обыгрывая стихотворение Н. Гернет «Песенка о вежливом чижике», можно поупражнять детей в развитии песенного творчества. Делается это следующим образом.

Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает детям игрушечную птичку—«чижика». Затем, после слов «очень вежливо пропел»,педагог поет: «Здравствуй, Ваня» (называет имя конкретного ребенка) и передает при этом птичку в руки ребенку, который поет в конце стихотворения: «До свиданья!».

Инсценировать можно также стихотворения, в которых нет диалогов или прямой речи. Такие произведения, как «Котенок» В. Берестова и «Котенок» А. Барто, дети изображают движениями в соответствии с текстом. После такой пластической импровизации педагог побуждает детей нарисовать то, что они показывали, сравнить, похож ли их рисунок на того котенка, которого дети изображали в движении, и описать словами его настроение.

Включение пантомимики помогает ребенку понять внутреннее состояние котенка, очеловечить его чувства. Все это является своеобразным тренингом эмоций, творческого воображения, образного мышления и речи.

А вот как, например, можно инсценировать и более объемное произведение — сказку-игру С. Маршака «Кто колечко найдет? «. На первом этапе знакомства с игрой-сказкой воспитатель выразительно читает произведение,разбирает его содержание и затем предлагает ребятам выбрать для себя роль: Оли, Кошки, Гуся, Овечки, Курицы, Индюка, Сороки-белобоки. В игре принимают участие все дети, которые могут меняться ролями по ходу игры.

На втором этапе — разучивания сказки — воспитатель помогает детям найти выразительный жест, позу, мимику; попутно дети запоминают текст наизусть. После того как дети запомнили все слова, научились выразительно их произносить в сочетании с жестами, мимикой, можно перейти к организации игры (третий этап).Приведем пример одного из ее вариантов:

1. Выбор исполнителей ролей — по желанию детей или считалкой.

2. Ход игры: дети стоят в кругу, Оля передает колечко закрытыми ладонями из рук в руки (не видно, кому Оля передаст колечко). Одновременно воспитатель читает стихотворение. На слова «Кто колечко найдет? «Оля останавливается.

3. В соответствии с текстом каждый персонаж входит в круг и говорит свои слова (до этого момента он стоит за кругом). После «монолога» игровой персонаж становится вместе с остальными детьми в круг.

4. На слова ведущего: «Наша Оленька мала, да сама искать пошла» — ребенок, у которого оказалось колечко, выбегает за круг, Оля пытается его догнать.Условия игры: ребенок должен обежать круг и забежать в центр в том же месте, откуда он выбежал; Оля соответственно бежит тем же путем.

5. Игра заканчивается словами ведущего: «Воротилась, воротилась Оля на крылечко, а на пальчике светилось у нее колечко!».

Если Оля не догоняет ребенка с колечком, они меняются ролями.

Как показывает практика, включение игрового момента (соревнования, дополнительных игровых условий) способствует более эмоциональному исполнению инсценировки и более легкому освоению текста.

Беседа с использованием ИКТ «Что такое Рождество?» Приобщение детей к русской культуре, знакомство с обычаями и традициями нашего народа имеют огромное воспитательное значение. Дети должны.

Что такое инсценированное чтение. Смотреть фото Что такое инсценированное чтение. Смотреть картинку Что такое инсценированное чтение. Картинка про Что такое инсценированное чтение. Фото Что такое инсценированное чтениеБеседа с презентацией с детьми старшей группы, на тему: «Что такое заказники, заповедники и национальные парки?» Беседа с презентацией с детьми старшей группы, на тему: «Что такое заказники, заповедники и национальные парки?» Цель: познакомить детей.

Что такое инсценированное чтение. Смотреть фото Что такое инсценированное чтение. Смотреть картинку Что такое инсценированное чтение. Картинка про Что такое инсценированное чтение. Фото Что такое инсценированное чтениеБеседа «Что такое дружба?» в старшей группе Цель: выяснить представления детей о дружбе, с кем они дружат и почему. Ход беседы: Воспитатель: Дружба – это теплый ветер, Дружба – это.

Что такое инсценированное чтение. Смотреть фото Что такое инсценированное чтение. Смотреть картинку Что такое инсценированное чтение. Картинка про Что такое инсценированное чтение. Фото Что такое инсценированное чтениеКартотека стихов на тему «Весна» для детей 4–5 лет 1. Весна Зима недаром злится, Прошла её пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. Ф. Тютчев 2. Весна К нам весна шагает быстрыми шагами,.

Что такое инсценированное чтение. Смотреть фото Что такое инсценированное чтение. Смотреть картинку Что такое инсценированное чтение. Картинка про Что такое инсценированное чтение. Фото Что такое инсценированное чтениеКартотека стихов на тему «Весна идет» для детей 4–5 лет 1. Весна Весна! Весна! Как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака Е. Баратынский 2. Снег Он черной тучей.

Что такое инсценированное чтение. Смотреть фото Что такое инсценированное чтение. Смотреть картинку Что такое инсценированное чтение. Картинка про Что такое инсценированное чтение. Фото Что такое инсценированное чтениеКартотека стихов на тему «Зима» для детей 4–5 лет 1. Зима Она пришла такая снежная, Укрыла белыми одеждами Леса, поля, дома и улицы. То тихая, то вихрем кружится, То ласкова – всем очень.

Что такое инсценированное чтение. Смотреть фото Что такое инсценированное чтение. Смотреть картинку Что такое инсценированное чтение. Картинка про Что такое инсценированное чтение. Фото Что такое инсценированное чтениеКартотека стихов на тему «Зима» для детей 4–5 лет. 2 часть 1. Снегопад Снегопад, снегопад! Засыпает снегом сад, И болота, и луга, и речные берега, И тропинки горные, и поля просторные. Все кругом.

Что такое инсценированное чтение. Смотреть фото Что такое инсценированное чтение. Смотреть картинку Что такое инсценированное чтение. Картинка про Что такое инсценированное чтение. Фото Что такое инсценированное чтениеПодборка стихов на экологическую тему для 4 класса Наша планета Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут,.

Источник

Инсценирование литературных произведений (из опыта работы)

Что такое инсценированное чтение. Смотреть фото Что такое инсценированное чтение. Смотреть картинку Что такое инсценированное чтение. Картинка про Что такое инсценированное чтение. Фото Что такое инсценированное чтение Елена Чистякова
Инсценирование литературных произведений (из опыта работы)

Инсценирование – средство воздействия словом. Воздействие на сознание чувства ребёнка художественным словом, несомненно, велико и возрастает, если слово сочетается с восприятием ярких зримых образов, с музыкой и живописью, когда жизнь предстаёт перед ребёнком в непосредственном действии на сцене.

Во время зрелища воображение позволяет ребёнку наделять героев пьесы человеческими свойствами воспринимать происходящие на сцене как реальность. Именно эта особенность эмоциональности и способность к подражанию делают ребёнка доверчивым, доступным педагогическому воздействию.Дошкольник откликается сразу же: открыто, непосредственно, прежде всего чувством.

Инсценирование – это придание литературному произведению драматической формы, формы отражения жизни в непосредственном действии как столкновение характеров в поступках.

Важно также соответствие движений персонажа его внутренней характеристике и эмоциональному состоянию в данный момент, в данной ситуации. Например, радость окрыляет, и человек ходит бодро, высоко поднимает голову, может танцевать, прыгать, обнимать других, хлопать в ладоши и т. д. Горе сковывает, давит, движения вялые, плечи и голова опущены.

Есть и возрастные различия в походке и позе. Старые люди шаркают ногами, наклоняются вперёд. Ладони рук обращены назад. А дети 6-7 лет ходят легко. Быстро и нередко вприпрыжку.

У нас в группе также проходит инсценировка литературных произведений. Для этого материал тщательно отбираю знакомый по содержанию. На первом этапе подготовки выступаю сама в роли организатора. Определяю и то, какими должны быть дети персонажами. Учу детей тому, что речь и поступки каждого персонажа мотивированы свойствами его характера и сюжетной ситуации.

Моменты описания событий в художественном произведении, повествование от автора в сценарии частично переводится в поступок персонажа. Но в большей мере – в прямую речь действующих лиц, чтобы дети правильно воспринимали суть происходящих событий.

Так начало сказки «Лисичка сестричка и серый волк» давали сразу монолог лисы, а не слова автора. Дети сразу же включаются в действие, с особой остротой следят за тем, что же произойдёт дальше.

В сказке «Лиса, заяц и петух» авторскую фразу «Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слёзы утирает» учила детей не только действием персонажа, но и прямой речью зайца, чтобы полнее раскрыть его состояние,настроение: «Ох горе, мне, горе … выгнала меня лиса, где же я теперь буду жить?»

Инсценировка всегда детям интересна, каждый желает участвовать, поэтому сказку «Как собака друга искала», по стихотворению П. Воронько «Есть в лесу под ёлкой хата». повторяли по два раза. Весело проходит инсценировка русской народной сказки «Теремок», «Сказка о глупом мышонке» С. Я. Маршака.

В процессе обучении инсценировке литературных произведений совершенствуются речевые навыки ребёнка, упражняются в выборе нужных слов, в построение фраз, отрабатывают интонационную выразительность, воспитываются у детей положительные чувства и привычки.

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Что такое инсценированное чтение. Смотреть фото Что такое инсценированное чтение. Смотреть картинку Что такое инсценированное чтение. Картинка про Что такое инсценированное чтение. Фото Что такое инсценированное чтение«Наш Книжкин Дом». Из опыта работы Из опыта работы. «Наш Книжкин Дом» Важную роль в развитии у детей познавательных способностей имеет работа с книгой. Дети любят слушать.

Что такое инсценированное чтение. Смотреть фото Что такое инсценированное чтение. Смотреть картинку Что такое инсценированное чтение. Картинка про Что такое инсценированное чтение. Фото Что такое инсценированное чтениеИз опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта» Из опыта работы. Рассказывание детей на темы из личного опыта В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию.

Что такое инсценированное чтение. Смотреть фото Что такое инсценированное чтение. Смотреть картинку Что такое инсценированное чтение. Картинка про Что такое инсценированное чтение. Фото Что такое инсценированное чтениеКоллективные работы детей подготовительной группы по мотивам произведений Александра Сергеевича Пушкина Сказки Александра Сергеевича Пушкина мы знаем очень любим и читаем. В подготовительной группе мы продолжаем с ребятами наше увлекательное.

Консультация для педагогов «Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений» Слайд 1. Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений Слайд 2. Актуальность: С детской книгой малыш встречается уже в первые.

Что такое инсценированное чтение. Смотреть фото Что такое инсценированное чтение. Смотреть картинку Что такое инсценированное чтение. Картинка про Что такое инсценированное чтение. Фото Что такое инсценированное чтениеМастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.

Что такое инсценированное чтение. Смотреть фото Что такое инсценированное чтение. Смотреть картинку Что такое инсценированное чтение. Картинка про Что такое инсценированное чтение. Фото Что такое инсценированное чтениеПедагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений Пояснительная записка Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных.

Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ » НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД «Нетрадиционные формы работы с родителями » (.

Сообщение из опыта работы на педсовете «Проектная деятельность как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ» В настоящее время важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с.

Что такое инсценированное чтение. Смотреть фото Что такое инсценированное чтение. Смотреть картинку Что такое инсценированное чтение. Картинка про Что такое инсценированное чтение. Фото Что такое инсценированное чтениеТворческие работы детей по мотивам произведений Виталия Бианки Произведения Виталия Бианки очень значимые в воспитании малышей. Роль их неоценима! Работы автора приближают детей к реальной жизни, показывает.

Источник

Что такое инсценированное чтение

Инсценирование предполагает воплощение текста художественного произведения в действии.

Конечно, в дошкольном учреждении невозможно осуществить полноценную художественную постановку (в силу возраста актеров). Однако инсценирование как вид творческой деятельности, в ходе которой дети осмысляют услышанные или прочитанные художественные произведения, обладает мощным развивающим и воспитывающим потенциалом.

Перевод слова в действие лежит в основе театральной деятельности. Современная психология констатирует тот факт, что у большинства дошкольников ведущим каналом восприятия оказывается вовсе не слуховой (аудио-) и даже не зрительный (видео-) каналы, а кинестетический. Активизировать все каналы восприятия, а значит, предоставить детям возможность получить информацию и эмоциональный заряд самым удобным для них способом, поможет инсценирование.

Обратим внимание на то, что инсценирование – сложная деятельность, поэтому заниматься ею целесообразно и эффективно можно со старшими дошкольниками.

Для дошкольника инсценирование – новый вид деятельности, который требует не только определенных способностей, но и умений – выразительно читать, двигаться, общаться на сцене, воплощаться в образ, верить в условность, а также ряда общих психических качеств личности: памяти, внимания, воображения, коммуникативности.

Театр – всегда условность, всегда игра. А игра для дошкольника, как известно, – основной вид деятельности, основной способ постижения мира и себя в этом мире. Поэтому психологически инсценирование воспринимается как игра в понравившееся словесное произведение.

Сразу же заметим, что цель инсценирования в детских дошкольных учреждениях не ранняя подготовка актеров, а развитие общих задатков и способностей каждого ребенка, в том числе и выразительной речи, пластики, коммуникативности. Инсценирование для детей – это увлекательная игра, возможность стать одним из персонажей.

Инсценировать можно драматические произведения, написанные специально для постановки на сцене, эпические произведения, детскую игровую поэзию, потому что в этих произведениях есть фабула, ярко выраженное действие.

Воспитатель в этой игре становится сценаристом, режиссером, а иногда и актером одновременно. Задача малышей-актеров – показать, что же происходит с героями произведения.

Итак, инсценирование осуществляется в несколько этапов:

1) выбор произведения;

2) драматизация текста – перевод его в драматическую форму (в случае необходимости);

3) знакомство детей с оригинальным произведением и создание мотивации для его инсценирования;

4) подготовка детей к инсценированию (анализ произведения, установление причинно-следственных связей между событиями, целей персонажей, мотивов их поступков, их чувств, переживаний);

5) инсценирование (работа над сценической речью и сценическим движением);

6) создание костюмов и декораций (в случае необходимости).

Воспитатель выбирает художественно-словесное произведение для инсценировки, переводит его в драматическую форму, распределяет роли, объясняет всем участникам общую цель и индивидуальную задачу инсценировки, руководит подготовкой. Инсценирование – деятельность, требующая много времени, а если учесть возрастные психологические особенности старших дошкольников, то станет очевидным, что заниматься инсценированием можно каждый день, но не более 20 минут. Постановка готовится в течение нескольких недель, ребенок начинает жить этой деятельностью, поэтому результаты ее должны быть социализированы: представлены на утреннике, на новогодней елке и т.п. Но не забудем и о том, что в этом возрасте для ребенка интерес вызывает сама деятельность, и результат ее менее важен, чем процесс.

Рассмотрим, как проходит инсценирование разных по жанру и сложности словесно-художественных произведений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *