Что такое инсерт на уроке

Использование приема «инсерт» на уроках в начальной школе

Инсерт — что это такое?

Справка: Авторы приема — ученые Д. Воган и Т. Эстес. Позднее прием модифицировали Ч. Темпл, К. Меридит и Д. Стилл, которые предложили использовать «инсерт» в технологии критического мышления.

Название приема представляет собой аббревиатуру:

I — interactive (интерактивная).

N — noting (познавательная).

S — system for ( система ).

E — effective ( для эффективного ).

T — thinking (и размышления).

В методике Инсерт часто называют и технологией эффективного чтения.

Как использовать прием «Инсерт» на уроках

Как использовать прием «Инсерт» на уроках

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

+ — это новая информация для меня;

— — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Совет : маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

2. Заполняется таблица

Вот пример заполнения таблицы Инсерт на уроке истории по теме «Реформы Петра I»

3. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.

4. Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.

Нюансы применения приема ТРКМЧП «Инсерт»

В начале работы с приемом желательно использовать небольшие тексты, чтобы дети привыкли к обилию значков.

Также в начале работы можно попросить их не записывать тезисы, а говорить их устно. Необходимо выработать навыки тезисной формулировки.

Таблица обсуждается по «колонкам». То есть, сначала то, что уже известно, затем то, что явилось новым и т.д.

В начальной школе таблицу можно сократить до трех колонок: «Знаю», «Интересуюсь», «Узнал».

Когда использовать прием Инсерт?

Прием Инсерт лучше всего подходит для уроков усвоения новых знаний, для урока коррекции ЗУН или для урока актуализации новых знаний и умений (по ФГОС).

Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прем Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.

Инсерт довольно эффективен, когда нужно проработать большой пласт теоретического материала.

Прием «Инсерт» в рамках уроков по ТРКМЧП

Уроки по развитию критического мышления через чтение и письмо строятся по особой формуле: вызов, осмысление и размышление.

Вызов — подготавливает учащихся к восприятию новой информации. В уроках старого типа этот этап часто называли актуализацией знаний.

Осмысление — это этап получения новых знаний, ввод новых понятий и терминов.

Размышление — этап усвоения новых знаний и умений, соотношения их с уже известными данными, сравнения, оценки и анализа.

Прием «Инсерт» может работать на каждом этапе урока.

Во-первых, он заставляет вспомнить то, что уже известно, то есть то, что нужно для стадии вызова.

Во-вторых, позволяет вычленить из текста новое — что характерно для стадии осмысления.

И, в-третьих, предполагает самостоятельный анализ информации, интерактивное обсуждение, что приемлемо на стадии размышления или рефлексии.

Источник

EduNeo

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

Прием ИНСЕРТ: учимся эффективно читать

Что такое инсерт на уроке. Смотреть фото Что такое инсерт на уроке. Смотреть картинку Что такое инсерт на уроке. Картинка про Что такое инсерт на уроке. Фото Что такое инсерт на уроке

Что такое инсерт на уроке. Смотреть фото Что такое инсерт на уроке. Смотреть картинку Что такое инсерт на уроке. Картинка про Что такое инсерт на уроке. Фото Что такое инсерт на уроке

Без функционального чтения невозможно формирование критического мышления. Следовательно, надо учиться читать под определенным углом. На помощь учителю приходит один из приемов – ИНСЕРТ.

Что такое инсерт на уроке. Смотреть фото Что такое инсерт на уроке. Смотреть картинку Что такое инсерт на уроке. Картинка про Что такое инсерт на уроке. Фото Что такое инсерт на уроке

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост.

Если вы учитель русского или английского языков и хотите проработать или “освежить” свои навыки работы с текстом в аспекте Функционального чтения, то приглашаем вас на мастер-класс

Перед началом работы учеников знакомим с рядом значков:

Учителя, использующие ИНСЕРТ на уроках, рекомендуют вкладывать в учебники полоски листа А4, чтобы не пачкать книги.

После маркировки учащиеся переносят записи из учебника в специальную таблицу:

Что такое инсерт на уроке. Смотреть фото Что такое инсерт на уроке. Смотреть картинку Что такое инсерт на уроке. Картинка про Что такое инсерт на уроке. Фото Что такое инсерт на уроке

Чему это учит?

Когда можно применять ИНСЕРТ на уроке?

В начальной школе можно ограничиться только двумя пометками: “знаю” и “не знаю”, постепенно добавляя колонки. Чем раньше начнется применение приема на уроке, тем быстрее и эффективнее будет чтение.

Самый простой способ работы в начальной школе – это с помощью картинок. Интересным и ярким помощником может быть Инфографика.
Что такое инсерт на уроке. Смотреть фото Что такое инсерт на уроке. Смотреть картинку Что такое инсерт на уроке. Картинка про Что такое инсерт на уроке. Фото Что такое инсерт на уроке

Затем переносим эти данные в таблицу и пытаемся создать свой текст для письма или пересказа.

Учитель определяет время и фрагмент для работы с пометками. Напоминает ученикам правила работы с пометками. Обозначить время на работу (учесть индивидуальные особенности учеников).

Что такое инсерт на уроке. Смотреть фото Что такое инсерт на уроке. Смотреть картинку Что такое инсерт на уроке. Картинка про Что такое инсерт на уроке. Фото Что такое инсерт на уроке

Необходимо произвести обсуждение записей, внесенных в таблицу. Заканчивается работа озвучиванием таблицы, то есть чтением несплошного текста. Усвоенное знание проговаривается.

Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

Для работы с любыми видами таблиц, вернее для подготовки рассказа по таблице, можно предложить учащимся речевые клише.

Что такое инсерт на уроке. Смотреть фото Что такое инсерт на уроке. Смотреть картинку Что такое инсерт на уроке. Картинка про Что такое инсерт на уроке. Фото Что такое инсерт на уроке Что такое инсерт на уроке. Смотреть фото Что такое инсерт на уроке. Смотреть картинку Что такое инсерт на уроке. Картинка про Что такое инсерт на уроке. Фото Что такое инсерт на уроке Что такое инсерт на уроке. Смотреть фото Что такое инсерт на уроке. Смотреть картинку Что такое инсерт на уроке. Картинка про Что такое инсерт на уроке. Фото Что такое инсерт на уроке Что такое инсерт на уроке. Смотреть фото Что такое инсерт на уроке. Смотреть картинку Что такое инсерт на уроке. Картинка про Что такое инсерт на уроке. Фото Что такое инсерт на уроке Что такое инсерт на уроке. Смотреть фото Что такое инсерт на уроке. Смотреть картинку Что такое инсерт на уроке. Картинка про Что такое инсерт на уроке. Фото Что такое инсерт на уроке

Ознакомиться с основными понятиями “Функционального чтения” можно, прослушав запись вебинара

Таким образом, “Инсерт” – приём технологии развития критического мышления. Используем для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию.

Источник

Кластер и инсерт как приемы развития критического мышления на уроке

Разделы: Физика

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель.

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объема знаний человека в структуре мышления.

Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.

Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Наряду с формированием культурной идентичности учащихся как граждан России, сохранением единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы и других, остро стоит вопрос формирования у учащихся универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира. То есть воспитание компетентной личности, способной эффективно действовать в нестандартной ситуации, на основе целостного восприятия мира.

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”.

Технология критического мышления (ТКМ) одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д. Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. Под термином “критическое мышление” понимается система мыслительных характеристик и коммуникативных качеств личности, позволяющих эффективно работать с информацией.

Цель данной технологии развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Особенностями этой технологии являются:

— учебный процесс строится на закономерностях взаимодействия личности и информации, закономерностях и механизмах процессов познания;

— на этапах технологии могут применяться разнообразные формы и стратегии работы с текстом, организации дискуссий;

— стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии.

Школьник, способный критически мыслить, владеет разнообразными способами осмысления и оценки информации, может выделить противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на свои знания, но и на мнение собеседника. Он может осуществлять планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.

Организация учебно-воспитательного процесса при использовании данной технологии проходит на основе коллективного способа обучения. Обучающиеся работают в динамических парах и группах на основе интерактивного взаимодействия.

В основе организации урока лежит дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий), имеющих свои цели и задачи:

Технологическая карта урока

ЭтапСодержаниеВремя, мин.Деятельность учителяДеятельность ученика
Стадия вызова1. Формирование пар или групп.

2. Получение заданий.

4. Индивидуальная, групповая работа

5. Отчет групп7-10Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работеУченик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответы.Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах и группахСтадия осмысленияЧтение информационного

Существуют свои методические приемы технологии критического мышления. Рассмотрим следующие:

Правила очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре – это наша тема, вокруг неё планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты-спутники, у них – свои спутники.

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы получаете при обычной письменной работе. Этот приём может быть применён на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

На данном уроке учащиеся предполагают, какие вопросы будут главными.

Таким образом, учащиеся выходят на собственное целеполагание.

Распределяем эти заголовки смысловых блоков вокруг основной темы.

Что такое инсерт на уроке. Смотреть фото Что такое инсерт на уроке. Смотреть картинку Что такое инсерт на уроке. Картинка про Что такое инсерт на уроке. Фото Что такое инсерт на уроке

Следующим шагом будет задание учителя обсудить в группах и сделать предположения о….. Информация записывается. Для того чтобы разрешить противоречия, возникающие в ходе записи предположений, ответить на все вопросы при систематизации, подтвердить или опровергнуть наши предположения, расширить знания по данной теме, предлагается текст.

Продолжается работа с данным приёмом и на стадии осмысления, по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в “грозди”.

Этот приём имеет большой потенциал на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам). Очень важным моментом является презентация новых кластеров. Задачей этой формы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между “гроздьями”.

Старшеклассники, а также учащиеся основной легко используют этот приём. Возрастная специфика выражается в том, что старшие школьники более самостоятельны в выделении смысловых единиц. При организации подобной работы с учащимися основной школы рекомендуем учителю совместно с учащимися озаглавливать смысловые блоки или предложить учащимся готовые вопросы. Достаточно 2–3 раза провести подобную работу, для того чтобы этот приём стал технологичным. Школьники легко, с удовольствием используют кластеры.

Рекомендации по работе с “гроздьями”

1. Оцените текст, с которым будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на “грозди”? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?

2. Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить эти смысловые единицы. Это могут быть вопросы, а могут быть ключевые слова или фразы.

3. Озвучьте свои “грозди”. Пусть ученики сделают презентацию своих записей.

4. Попросите установить связи между “веточками” вашей “грозди” и объяснить возникшие связи.

5. Если вы хотите остановиться на каком-либо смысловом блоке, попросите сделать эту “веточку” “поярче”.

Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо вам знакомыми:

• ключевые слова, по которым можно придумать рассказ или которые можно расставить в определённой последовательности, а затем, на стадии осмысления содержания, искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал;

• верные и неверные утверждения.

Попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

I — interactive самоактивизирующая

S — system системная разметка

Е — effective для эффективного

R — reading and чтения

Во время чтения текста следует рекомендовать учащимся делать на полях пометки, а после этого заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками её граф. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста.

Сформулируем некоторые правила, как читать текст, сохраняя интерес к теме:

Делайте пометки. Предлагаем несколько вариантов пометок: два значка: “+” и “v”, три значка: “+”, “v”, “?” или четыре значка: “+”, “v”, “-”, “?”.

Ставьте значки по ходу чтения текста на полях.

Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

Следующим шагом может стать заполнение таблицы, количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

Инсерт-1

“V”“+”“-”“?”
Поставьте “v” на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаетеПоставьте “+” на полях, если то, что вы читаете, является для вас новымПоставьте “-”, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаетеПоставьте “?” на полях, если то, что вы читаете, непонятно или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

Этот приём работает на стадии осмысления. Для заполнения таблицы вам понадобится снова вернуться к тексту. Таким образом, мы обеспечим вдумчивое, внимательное чтение. Технологический приём “ИНСЕРТ” и таблица сделают зримыми процесс накопления информации, путь от старого знания к новому. Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесённых в таблицу.

Учащиеся обычно предпочитают устную форму работы, не все любят писать, а иногда им совсем не хочется быть активными в классе. На уроке, где применяется только устная форма работы, можно и отсидеться. Графическая же форма превращает урок в увлекательную игру, помогает понять (еще до организации основной работы), что можно сказать по данной теме, систематизировать уже имеющиеся знания.

Возможен и такой этап работы: учащиеся в группах обсуждают содержание своих таблиц перед общей дискуссией в классе. Рассмотрение результатов работы, озвучивание всех граф таблицы, и в особенности графы “?”, обеспечивают выход на новые источники информации.

Данные приёмы не только помогают учащимся работать с информационным текстом, но и зримо демонстрируют процессы продвижения от незнания к знанию, делают процесс чтения более осмысленным, помогают выделять основные аспекты в изучаемой информации, формируют умение графически представлять результаты работы с текстом. Вместе с тем работа с предложенными приемами предполагает следование принципам, заложенным авторами проекта РКМЧП для эффективной работы в технологическом режиме.

Технология развития критического мышления направлена на развитие навыков работы с информацией (текстом), умения не только вдумчиво читать, быть активным слушателем, но и анализировать, применять данную информацию, увязывая новое знание (на смысловой стадии) с уже имеющимися представлениями, полученными на стадии вызова; это умение интерпретировать, применять информацию на стадии рефлексии.

Таким образом, применение приемов технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий: личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения), метапредметных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения), предметных (новые знания по конкретному предмету). И, самое главное, обеспечивает включение каждого в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.

Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.

Заир-Бек С. И. Основы педагогического проектирования: учеб. Пособие. – СПБ., 1995.

Селевко Г. И. Современные образовательные технологии: учеб. Пособие. – М. 1994.

Источник

ИНСЕРТ или прием «Пометки на полях»

Технология «критическое мышление» предлагает методический прием, известный как ИНСЕРТ. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста.

ИНСЕРТ – звуковой аналог условного английского сокращения (INSERTInteractive Noting System for Effective Reading and Thinking) в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. (Авторы – Воган и Эстес, 1986; модификация Мередит и Стил, 1997).

Прием осуществляется в несколько этапов.

1 этап: Создание системы маркировки текста

Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

2 этап: Расставить пометки

Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Знакомство с текстом и его маркировка может производиться в аудитории, при этом педагог может давать свои комментарии по ходу чтения.

Знакомство с текстом может осуществляться «на слух».

3 этап:Заполнение таблицы

Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу.

V+?
Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.Отмечается все новое, что стало известно из текстаОтмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

Для заполнения таблицы необходимо вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием “Инсерт” и таблица “Инсерт” сделают зримыми процесс накопления информации, путь от “старого” знания к “новому”.

4 этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Для учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение или заполнение таблицы. Обычно школьники без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном и с особым удовольствием сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали из того или иного текста. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него.

Можно объединиться в мини-группы (4-8 человек) и обсудить результаты. Во время проговаривания информация лучше усваивается и дополнительно структурируется. После обсуждения в мини-группах можно вернуться к фронтальной работе.

Предметная область использования: учебные тексты с большим количеством фактов и сведений. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения задания, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Использование этого приема требует от учителя:

Весьма интересным в этом приеме является знак «вопрос». Авторы учебников ставят перед учащимися самые разные вопросы, учитель на уроке требует ответов на них, а вот места для вопросов самих детей ни в учебниках, ни на уроках нет. А результат всего этого хорошо известен: школьники не всегда умеют задавать вопросы, а со временем у них вообще появляется боязнь их задавать. А ведь известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа. Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях.

Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации:

Очевидно, что этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.

Что же формирует и развивает такая работа?

Предложенные значки могут быть заменены другими символами по вашему усмотрению. Например, вместо «+» можно использовать «!». Главное – четкие критерии ранжирования информации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *