Что такое инкотермс 2020 и что он устанавливает
Инкотермс 2020
Инкотермс (Incoterms) – это международные правила, принятые участниками внешней экономической деятельности, для разграничения ответственности между покупателем и продавцом за риск, связанный с доставкой груза. Всего принято 11 правил, каждое из которых обозначается тремя заглавными английскими буквами, обозначающими условия поставки. Впервые правила появились в 1936 году, с тех пор они регулярно переиздаются в связи с изменениями логистических процессов и коммерческой практики. С 1 января 2020 года действует новая редакция правил Инкотермс 2020, но это не отменяет действие предыдущих редакций.
Для удобства и наглядности применяется схема:
Таблица. Условия поставки Инкотермс 2020
Условия поставки | Затарка груза | Затаможка | Доставка до пункта погрузки | Погрузка на судно | Морская перевозка | Выгрузка с судна | Доставка до места назначения | Страхование | Растаможка |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
EXW | Покупатель | Покупатель | Покупатель | Покупатель | Покупатель | Покупатель | Покупатель | Покупатель | Покупатель |
FCA | Продавец | Продавец | Покупатель | Покупатель | Покупатель | Покупатель | Покупатель | Покупатель | Покупатель |
FAS | Продавец | Продавец | Продавец | Покупатель | Покупатель | Покупатель | Покупатель | Покупатель | Покупатель |
FOB | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Покупатель | Покупатель | Покупатель | Покупатель | Покупатель |
CFR | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Покупатель | Покупатель | Покупатель | Покупатель |
CIF | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Покупатель | Покупатель | Продавец | Покупатель |
CPT | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Покупатель | Покупатель | Покупатель |
CIP | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Покупатель |
DPU | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Покупатель | Покупатель |
DAP | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Покупатель | Покупатель |
DDP | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Продавец | Покупатель | Продавец |
Существует 11 терминов условий поставки в ИНКОТЕРМС 2020, разделенных на 4 группы:
Перечень условий поставки ИНКОТЕРМС 2020
Основные отличия Инкотермс-2020 от Инкотермс-2010
Специалисты надеются, что новая редакция правил Инкотермс 2020, будут удобнее и проще в использовании и помогут участникам ВЭД эффективнее решать свои задачи.
Мы уверены, что сроки, стоимость и качество услуг Вас приятно удивят!
Правила представляют собой сокращенные по первым трем буквам внешнеторговые термины, отражающие сложившуюся в мире коммерческую практику.
Первая редакция была опубликована в 1936 году, затем она подвергалась изменениям и правкам в 1953, 1967, 1976 годах. С 1980 года Инкотермс стал периодически редактироваться каждые десять лет, и обновлялся в 1990, 2000, 2010 и 2020 годах соответственно.
Инкотермс 2020 вступил в силу с первого января 2020 года, однако использование старых редакций также возможно в настоящее время. Именно поэтому при упоминании условий поставки необходимо указывать редакцию Правил с указанием конкретного года.
Правила Инкотермс не заменяют внешнеторговый контракт, а только позволяют значительно сократить и упростить его. Унифицированные условия не регламентируют переход права собственности на товарную партию, не указывают стоимость единицы продукции или способы оплаты. Они лишь фиксируют распределение между сторонами сделки купли-продажи обязательств и финансовых расходов, таких как: оплата перевозки, разгрузки товарной партии, таможенное оформление, уплата налогов и пошлин, страховка, а также передача рисков в случае потери и возможных повреждений продукции.
В новых правилах Инкотермс ожидались большие изменения по сравнению с предыдущими версиями (исключение некоторых терминов, унификация по видам транспорта и т.д.), однако эти ожидания не оправдались.
Ни одного термина не было удалено или добавлено в новой редакции. Лишь один базис поставки сменил своё название: DAT переименован в DPU. При этом переименование носит скорее технический характер. Как и в предыдущей версии некоторые термины применяются только к морским (речным) перевозкам и не стали универсальными.
Изменилось одно из самых распространённых базисов поставки (FCA), теперь его применение позволяет сторонам сделки договориться, что покупатель может указать перевозчику выдать морской коносамент с бортовой записью продавцу. Это позволит последнему в короткие сроки выполнить условия аккредитива.
Также нововведения коснулись условий CIP, размер страховой суммы возрос и должен превышать 110 процентов от стоимости страхуемой товарной партии.
В новой редакции также даны разъяснения по поводу таможенного оформления продукции на границе и введено новое понятие «безопасность транспорта».
Как продавцу, так и покупателю в новой редакции Правил разрешено пользоваться для перевозки своим собственным транспортом, а не заключать договор с третьим лицом, передавая эту услугу на аутсорсинг.
В Инкотермс 2020 существует 4 группы базисных условий поставок продукции (E, F, C и D). Они делятся согласно распределению обязанностей между сторонами внешнеторговой сделки.
Группа F (Основная перевозка оплачена покупателем)
Группа C (Основная перевозка оплачена продавцом)
Инкотермс 2020, изменения в условиях поставок
Что такое Инкотермс 2020 (Incoterms 2020)?
Инкотермс 2020 (Incoterms 2020) – это 11 международных правил, применяемых в международной торговле, которые определяют права и обязанности сторон по договору купли-продажи, в части доставки товара от продавца к покупателю (условия поставки товаров).
Правила Incoterms (Инкотермс) представляют сокращенные по первым трем буквам торговые термины, отражающие предпринимательскую практику в международной поставке товаров. Incoterms ® (англ. International commerce terms) является товарным знаком Международной торговой палаты (International Chamber of Commerce, ICC). Правила Инкотермс ICC предназначены для использования торговых терминов в национальной и международной торговле.
Новые правила Инкотермс 2020 (Incoterms 2020)
В связи с необходимостью обеспечить коммерсантов международными правилами толкования торговых терминов, наиболее часто используемых во внешней торговле, Международная торговая палата (МТП) в 1936 году опубликовала первое издание правил Incoterms. Далее, с изменением параметров торговли и увеличением различных способов доставки товаров менялись и международные правила Инкотермс. Изменения и поправки были сделаны в 1953, 1967, 1976 годах, а с 1980 года Инкотермс стал периодически пересматриваться каждые 10 лет, и обновлялся в 1990, 2000, 2010 годах.
Как использовать правила Incoterms 2020 (Инкотермс 2020)
Международные правила Инкотермс 2020 могут применяться с 1 января 2020 года, но также можно продолжить использование правил Инкотермс 2010, или правила Инкотермс 2000, и даже более ранние версии Инкотермс. Поэтому в международных контрактах купли-продажи при указании условия поставки необходимо точно указать версию Инкотермс.
Важно знать, что правила Инкотермс не заменяют договор купли-продажи, а лишь позволяют сократить его. Условия поставки Инкотермс не определяют переход право собственности на товар, не указывают цену за товар и способ оплаты или последствия нарушения договора. Инкотермс лишь отражают распределение между продавцом и покупателем обязанностей и финансовых затрат, таких как: перевозка товара, его погрузка и разгрузка с транспортного средства, таможенное оформление, оплата налогов, пошлин и сборов, страхование, а также переход рисков утери и повреждения товара.
МТП (ICC) предлагает следующий шаблон для применения правила Инкотермс в Ваш контракт:
«[Выбранное условие поставки Инкотермс] [название порта, пункта или места] Инкотермс [год публикации]»
Например: «FCA Москва Россия Инкотермс 2020»
Выбранное условие поставки Инкотермс должен соответствовать товару, способу его транспортировки, страхования и таможенного оформления.
Основные отличия Инкотермс 2020 и Инкотермс 2010
Ожидалось, что в новых правилах Инкотермс 2020 будут удалены термины EXW, FAS и DDP и введутся новые условия поставки CNI, DTP и DPP. Однако, на первый взгляд, Инкотермс 2020 не претерпел существенных изменений. Ни один термин не был удален и ни один термин не был добавлен, но одно из условий поставок было переименовано!
Термин DAT переименован в условие поставки DPU
Базис поставки DAT (Delivered at Terminal / Доставка на терминале) переименован в условия поставки DPU Инкотермс 2020 (Delivered Named Place Unloaded / Доставка на место выгрузки).
Вторая причина этого изменения состояла в том, чтобы обеспечить большую гибкость в определении места доставки товара. Теперь продавцу и покупателю можно согласовать любое место для доставки товара, а не только в конкретном терминале. Условия поставки DPU Инкотермс 2020 и DAT Инкотермс 2010 в остальном идентичны по содержанию. Правило DPU Инкотермс 2020 является единственным термином, который поручает продавцу разгрузку товара.
Изменения в условиях поставки FCA
Условие поставки FCA Инкотермс 2020 (Free Carrier / Франко перевозчик) является наиболее распространенным правилом Инкотермс (около 40% международных коммерческих операций проходит с этим торговым термином). Это очень универсальное правило, позволяющее отгружать товары в различных местах (например: по адресу, на терминале, в порту, аэропорту и т.д.), которые расположены в стране продавца.
Базис поставки FCA Инкотермс 2020 предусматривает два возможных места отгрузки продавцом товара:
Однако второй вариант применяется к указанному в договоре месту, которое не принадлежит продавцу (например: морской порт, терминал). В этой ситуации считается, что отгрузка была осуществлена после погрузки товара на транспортное средство перевозчика, оплаченное продавцом. Следует отметить, что выгрузка товара из транспортного средства не является обязанностью продавца.
В соответствии с новыми правилами Incoterms 2020, условие поставки FCA позволяет сторонам договориться в договоре купли-продажи, что покупатель должен дать указание своему перевозчику выдать коносамент с бортовой записью продавцу.
Изменение уровня страхового покрытия для термина CIP
Условия поставки CIF Инкотермс 2020 (Cost Insurance and Freight / Стоимость, страхование и фрахт) и условия поставки CIP Инкотермс 2020 (Carriage and Insurance Paid to / Перевозка и страхование оплачены до), являются двумя правилами Инкотермс, которые обязуют продавца приобрести страховку в пользу покупателя для экспорта товаров.
В новой редакции Инкотермс 2020 для условий поставок CIF, как и ранее в правилах Инкотермс 2010, требуется минимальное страховое покрытие. Стороны могут согласовать в контракте более высокие уровни покрытия, если они того пожелают.
Для условий поставки CIP Инкотермс 2020, теперь продавец обязан застраховать товар от всех рисков с максимальным страховым покрытием и страховой суммой не менее 110% от стоимости товара. Стороны могут согласиться в контракте на более низкий уровень страхового покрытия, если они того пожелают.
Перевозка товаров собственным транспортом
Международные правила Инкотермс 2010 были составлены исходя из предположения, что при перевозке товаров от продавца к покупателю они будут перевозиться сторонним перевозчиком, нанятым продавцом или покупателем. Это не учитывало ситуации, когда сторонний перевозчик фактически не требовался, поскольку продавец или покупатель использовали свой собственный транспорт при доставке товара. Новые правила Incoterms 2020 в настоящее время учитывают такие ситуации, когда можно использовать свой собственный транспорт для доставки товаров или заключить договор перевозки.
Распределение расходов
Все затраты, связанные с различными аспектами купли-продажи, теперь перечислены в статьях A9 / B9 «Распределение расходов» для каждого правила Инкотермс, а также в соответствующих статьях Инкотермс, к которым они относятся.
Целью этого изменения является предоставление пользователям полного списка расходов в одном месте, чтобы продавец и покупатель были лучше осведомлены о затратах, за которые каждый будет нести ответственность в соответствии с определениями Инкотермс 2020.
Таможенное оформление: экспорт, транзит и импорт
В международных правилах Incoterms 2020 более точно объясняется, какая сторона, продавец или покупатель, несет ответственность за выполнение таможенного оформления и таможенных формальностей на границе, принимая на себя расходы и риски. И выпуск товаров, которые в пути, включен впервые. Что касается последнего, то используется правило, согласно которому ответственность возлагается на того, кто принимает на себя риск перевозки до места доставки. Поэтому если риск перевозки передается в стране происхождения (стране продавца), ответственность за таможенное оформление транзита принимает покупатель; и напротив если риск переходит в пункте назначения (страна покупателя), ответственность несет продавец.
Требования безопасности
Безопасность транспорта стала новой нормой (например: обязательная проверка контейнеров). Теперь статья A4 / B4 («Перевозка») каждого правила Инкотермс требует от продавца, где это применимо, соблюдать любые требования безопасности, связанные с транспортом, до пункта доставки и / или предоставить покупателю любую информацию, касающуюся требований безопасности, связанных с транспортом, которая необходима покупателю для организации перевозки.
Статья A7 / B7 («Таможенное оформление экспорта / импорта») каждого правила Инкотермс, где это применимо, теперь также прямо требует, чтобы продавец выполнил любые связанные с безопасностью формальности при оформлении экспорта и помогал покупателю получить любые документы или информацию, необходимые для соблюдения с таможенными формальностями, связанными с импортом или транзитом. Расходы на обеспечение безопасности, связанные с транспортом, также стали более заметными в отдельном перечне обязательств по расходам согласно статьям A9 / B9 каждого правила Инкотермс. Следует отметить, что ссылки на «безопасность» в Инкотермс 2020 носят общий характер, нет конкретной ссылки на кибербезопасность или другие формы безопасности.
Пояснительные примечания
В каждом правиле Инкотермс 2020 теперь размещены «Пояснительные примечания для пользователей», в которых гораздо обширней изложены пояснительные примечания с иллюстрациями соответствующего условия поставки Инкотермс, в частности:
• Когда данное правило должно быть использовано
• Когда риск переходит
• Как распределяются расходы
Пояснительные записки направлены на то, чтобы помочь пользователям выбрать наиболее подходящие Инкотермс и предоставить руководство по толкованию в случае возникновения споров.
Таблица правил Инкотермс 2020
Конструктивно Incoterms 2020 выглядят так же, как и в предыдущей версии: одиннадцать трехбуквенных сокращений начиная от «EXW» (Ex-Works) до «DDP» (Delivered Duty Paid), которые по-прежнему делятся на 2 категории в зависимости от вида транспорта:
Расшифровка и перевод правил Инкотермс 2020
Группа F (Основная перевозка оплачена покупателем)
Группа C (Основная перевозка оплачена продавцом)
Заключение
Важность международных правил Инкотермс для торговли не вызывает сомнений, даже если многие контракты не включают их. Чтобы избежать неопределенности и споров, торговые компании должны убедиться, что они знают новые правила Инкотермс 2020, и внести необходимые изменения в свои контракты.
Изменения, внесенные в Инкотермс 2020, хотя и не такие масштабные, как ожидалось, по сравнению с Incoterms 2010, является положительным моментом для организаций, активно использующим правила Инкотермс 2010, не нужно будет проводить серьезную переподготовку специалистов для внедрения Инкотермс 2020.
Инкотермс 2020 это последняя версия правил, которая, как ожидается, будет действовать в течение десятилетия, до 2030 года. Следующий пересмотр правил Инкотермс будет в 2029 году. В настоящее время можно ожидать технологические поправки, отражающие события, связанные с цифровой торговлей, и все более широкое использование контрактов на интеллектуальную собственность, которая отсутствует в Инкотермс 2020.
Если ваша работа требует использования новых правил Инкотермс 2020, вы должны обязательно приобрести данную книгу в Международной торговой палате (ICC). Двуязычная русско-английская публикация содержит оригинальный текст правил Incoterms® 2020 на английском языке и их официальный перевод на русский язык, осуществлённый Российским национальным комитетом Международной торговой палаты.
Инкотермс 2020: что за правила и зачем они экспортеру
Разбираемся, что на самом деле изменилось в новой редакции и какая польза от Инкотермс лично вам
Что такое Инкотермс
Инкотермс (Incoterms, сокр. от International commercial terms), если говорить простым языком, это специальный юридический сленг, признанный участниками международной торговли по всему миру. А точнее, набор обозначений для базовых правил, определяющих ответственность продавца и покупателя в процессе логистики. Инкотермс устанавливает для каждого из правил короткий код, так что на переговорах и в договорах контрагентам достаточно указать этот код, и все стороны, включая, если придется, арбитраж, будут понимать, на каких условиях заключался контракт.
Инкотермс создан и регулярно обновляется Международной торговой палатой. Цель этого документа — избежать неопределенности при толковании одинаковых логистических терминов в разных юрисдикциях, нивелировать разницу в законах, особенностях работы исполнительных органов и торговых обычаях разных стран, а также свести к минимуму трудности перевода при заключении сделок.
Использование языка Инкотермс при заключении контракта позволяет избежать ошибок и разницы толкований, четко обозначить границы ответственности каждой стороны в ходе поставки, а значит, снизить вероятность споров и необходимости прибегать к арбитражу. Сейчас, по статистике Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ за 2018 год, споры, связанные с поставкой товара, являются самой частой причиной (72%) для обращения компаний в арбитраж.
Правила Инкотермс 2020 помогают импортерам и экспортерам во всем мире понять свои обязанности и избежать дорогостоящих ошибок. Они формируют язык международных торговых операций и помогают укрепить доверие бизнеса к глобальной торговле.
генеральный секретарь Международной торговой палаты
Кого касается Инкотермс
В своде норм подробно описаны 11 ключевых ступеней процесса перевозки товара в порядке увеличения ответственности того или иного участника сделки.
— Организацию перевозки груза и распределение расходов на доставку: кто, как и когда нанимает логистическую компанию, кто отвечает за прохождение таможни, какие расходы и до какого момента несет продавец, а какие и с какого момента — покупатель.
— Момент перехода рисков за поставку от продавца к покупателю: кто и в каком месте несет ответственность за груз, кто несет возможную ответственность при случайном повреждении или утрате товара, как именно будет распределяться эта ответственность.
— Дату поставки товара.
Поскольку правила применяются по всему миру и используются в стандартном контракте купли-продажи, разработанном Международной торговой палатой, покупатель из одной страны легко понимает продавца из другой, если в договоре используются термины из Инкотермс.
Кроме того, нормы Инкотермс признают суды более 100 стран. Поэтому любой европейский или американский арбитраж, который будет разбирать нарушения одной из сторон условий контракта, будет исходить именно из комментариев и разъяснений, оговоренных в Инкотермсе.
Представьте себе 200 стран с 200 различными законодательствами. И вот вам надо доставить товар через несколько границ. Это абсолютный кошмар для бизнеса. Общий набор правил, очевидно, делает жизнь намного проще.
генеральный директор Института экспорта ВТО
Как работает Инкотермс на практике
Допустим, производитель или поставщик NN не готов заниматься перевозкой и отвечать за товар. Тогда он предлагает включить в договор условие поставки ex works (от нем. ab werk — с завода), или сокращенно на языке Инкотермс — EXW. В этом случае покупатель получает товар непосредственно со склада производителя и несет полную ответственность за доставку товара: платит экспортные пошлины, занимается таможенной очисткой груза, передачей его от логиста к логисту и так далее.
Или прямо противоположная ситуация: покупатель берет товар на реализацию, но не хочет иметь дело с логистикой. Тогда в договоре указывается условие DPP (delivered duty paid — доставлено, пошлина оплачена). По этому условию продавец обязан организовать логистику товара, оформить все таможенные документы и сопровождать груз до тех пор, пока он не будет доставлен в место, указанное в договоре.
Типичный случай, когда может помочь использование Инкотермс, многие видели в фильме «Полосатый рейс»: по сюжету африканская торговая компания договорилась с Советским Союзом о том, что поставит товар по условию FOB (free on board, буквально: «бесплатно на борт судна») на корабль «Совторгнефтефлота». Эта норма подразумевает, что поставщик берет на себя ответственность за товар ровно до тех пор, пока тот не будет погружен на судно покупателя. При этом риск повреждения или уничтожения имущества переходит к покупателю с момента пересечения товаром борта судна. Если по какой-то причине судно не смогло выгрузить товар в порту назначения (тигры сбежали) и после передачи ответственности за товар покупателю возникло какое-то дополнительное логистическое плечо, не предусмотренное ранее в условиях поставки, оплачивать его должен именно покупатель товара.
Как Инкотермс применяется в России
В 2012 году правление Торгово-промышленной палаты РФ официально признало Инкотермс на территории Российской Федерации торговым обычаем (обычаем делового оборота). И, хотя эти правила имеют скорее рекомендательную силу, даже в случаях, когда стороны не сослались на положения Инкотермс в договоре, суд может применять их к договору и основывать на них свои решения (например, решение от 12 ноября 2003 г. № 226/2001, решение от 25 мая 2008 г. № 104/2007 МКАС при ТПП РФ). Всего около трети решений Международного коммерческого арбитражного суда содержит указания на Инкотермс.
Арбитражные суды субъектов Российской Федерации также регулярно ссылаются на правила Инкотермс в своих решениях. Так, двадцатый арбитражный апелляционный суд в июне 2019 года разбирал исковые требования компании «Эрроу Централ Юроп Гмбх» (Arrow Central Europe GmbH) к ООО «Новый свет». В иске немецкая компания пыталась уточнить трактовку термина «Франко-перевозчик» и, соответственно, понять, где именно надо было передать товар покупателю. В своем решении арбитраж исходил именно из норм Инкотермс несмотря на то, что, как следует из материалов дела, «арбитражному суду не были представлены доказательства письменного волеизъявления сторон на применение норм Инкотермс».
О чем стоит помнить, заключая сделку по Инкотермс
Правила Инкотермс не заменяют собой детализированные и проработанные под вашу сделку условия купли-продажи, а лишь уточняют их в части логистических условий поставки.
В частности, Инкотермс не регулирует момент перехода права собственности на товар. А, согласно российским нормам, фактическая передача товара не означает полноценного перехода права собственности. Это важно помнить при импорте. Распоряжаться товаром покупатель может только тогда, когда пройдет таможенная очистка товара. Поэтому вне зависимости от порядка, прописанного Инкотермс, юристы рекомендуют включать в договор статью: «Право собственности на товар переходит от продавца в момент выпуска товара в свободное обращение на территории Российской Федерации».
Другой важный момент: Инкотермс, хоть и не противоречит, но и не подменяет собой российские законы и нормы. В нашей стране, например, декларированием груза может заниматься только компания-резидент, поэтому при импорте товара компания-покупатель или ее лицензированный таможенный представитель обычно берет оформление таможенных документов на себя. А значит, вариант поставки, при котором абсолютно вся ответственность лежит на продавце (DDP), применять российским импортерам будет крайне затруднительно.
Нормы Инкотермс никак не затрагивают обязательств по заключению договора купли-продажи. Все условия по оплате товара, его цене, качеству и так далее регулируются другими документами.
При заключении договора по нормам Инкотермс стоит руководствоваться здравым смыслом. Так, если речь идет о поставке скоропортящихся товаров, то стоит выбирать такую схему поставки, при которой ответственность за перевозку товара будет нести сторона, имеющая соответствующие мощности.
Также надо помнить, что свод норм регулярно меняется. В частности, в 2020 году вступят в силу изменения в документ — их, впрочем, не очень много:
— Комиссия Международной торговой палаты, отвечающая за разработку норм, максимально упростила язык документа, сделала его более простым и понятным и снабдила инфографиками.
— Описание некоторых правил незначительно изменили. Например, термин DAT (доставка до таможенного терминала) заменен на DPU (поставка до места с разгрузкой). Упоминание таможенного терминала было исключено, чтобы сделать это правило более универсальным и обеспечить большую гибкость в определении места доставки товара.
— В договорах по правилам Инкотермс 2020 автоматически прописываются требования, связанные с безопасностью при перевозке (например, какая сторона обязана осуществить проверку контейнеров перед отправкой).
Заключая договор по Инкотермс, стоит указать в договоре, какой именно версией правил вы пользуетесь.