Что такое инфраструктурный взнос

ИЖС: что важно знать перед покупкой дачи

Что такое инфраструктурный взнос. Смотреть фото Что такое инфраструктурный взнос. Смотреть картинку Что такое инфраструктурный взнос. Картинка про Что такое инфраструктурный взнос. Фото Что такое инфраструктурный взнос

Эксперт в этой статье

Что такое ИЖС

При покупке загородной недвижимости люди часто сталкиваются в описаниях с аббревиатурами. Разберемся, какие понятия в них зашифрованы и почему это важно знать, чтобы выбрать дачу.

Терминология:

Вид разрешенного использования (ВРИ) участка определяет, подходит ли он для сельского хозяйства, садоводства, разведения животных или строительства.

ВРИ указан в свидетельстве о праве собственности или выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (ЕГРН, бывший ЕГРП).

Индивидуальное жилищное строительство — это вид разрешенного использования земли. На таком участке можно построить дом для постоянного проживания, получить прописку, разбить сад и огород [1]. Участок может быть частью садового товарищества или располагаться на территории населенного пункта.

Плюсы ИЖС:

Минусы ИЖС:

Что такое инфраструктурный взнос. Смотреть фото Что такое инфраструктурный взнос. Смотреть картинку Что такое инфраструктурный взнос. Картинка про Что такое инфраструктурный взнос. Фото Что такое инфраструктурный взнос

Ипотека под ИЖС

У крупных банков и региональных кредитных организаций есть специальные ипотечные программы под строительство домов на участках ИЖС. Развитие этого направления предусмотрено государственной программой поддержки ИЖС, поэтому получить такой кредит проще, чем под другое строительство. Средний срок ипотечного кредита — 17 лет.

Чтобы получить ипотеку, нужно предоставить:

Как построить дом на участке ИЖС

Такое жилье должно отвечать нормам закона:

Для домов площадью до 500 кв. м. действует уведомительный порядок разрешения на строительство.

Что такое инфраструктурный взнос. Смотреть фото Что такое инфраструктурный взнос. Смотреть картинку Что такое инфраструктурный взнос. Картинка про Что такое инфраструктурный взнос. Фото Что такое инфраструктурный взнос

Чтобы начать стройку, нужно представить в муниципалитет:

В течение семи рабочих дней власти согласовывают уведомление либо отказывают, если постройка не отвечает нормам законодательства. По истечении недели уведомление считается согласованным и действует десять лет.

Не позже 30 дней после окончания работ нужно подать:

В ответ заявитель получает уведомление о соответствии возведенного жилья требованиям закона.

Если площадь дома более 500 кв. м, потребуются разработка проектной документации, строительная экспертиза и разрешение на ввод дома в эксплуатацию.

Налоги и льготы

Ставки по земельному налогу устанавливают местные власти в размере не выше 0,3% [2]. При покупке участка можно оформить налоговый вычет на сумму до 290 тыс. руб. или использовать для приобретения материнский капитал.

А еще участок под ИЖС можно получить бесплатно. Например, такие льготы предусмотрены для многодетных семей, инвалидов, ветеранов войн или ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. Списки льготников есть в Земельном кодексе РФ и законах субъектов Федерации. Региональные льготы стоит уточнить в местной администрации [3].

Что такое инфраструктурный взнос. Смотреть фото Что такое инфраструктурный взнос. Смотреть картинку Что такое инфраструктурный взнос. Картинка про Что такое инфраструктурный взнос. Фото Что такое инфраструктурный взнос

Как перевести СНТ в ИЖС

Под таким переводом подразумевается изменение вида использования для садового или огородного участка.

Для этого необходимо:

Проверьте право собственности

Для этого можно заказать выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (ЕГРН). Для изменения ВРИ потребуется согласие всех владельцев участка.

Уточните категорию земли

У садовых и огородных участков их две [4]:

В первом случае участок можно перевести в ИЖС. Во втором случае для этого требуется изменение категории земель.

Что такое инфраструктурный взнос. Смотреть фото Что такое инфраструктурный взнос. Смотреть картинку Что такое инфраструктурный взнос. Картинка про Что такое инфраструктурный взнос. Фото Что такое инфраструктурный взнос

Проверить вид разрешенного использования и категорию участка можно по публичной кадастровой карте Росреестра либо по выписке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД). Выписка также потребуется для перевода участка в ИЖС, поэтому как ее получить — рассказываем ниже.

Проверьте участок по кадастру

Участок должен состоять на кадастровом учете и иметь границы [5], [6].

Уточните предельную норму для участка

Нормы разрешенной площади участков определены:

Проверить участок можно по ПЗЗ на сайте администрации либо с помощью сервиса ФГИС ТП. Землю, которая не соответствует нормам, не вносят в ЕГРН и там нельзя построить дом.

Как зарегистрировать перевод участка в ИЖС

Порядок действий зависит от того, указан ИЖС как основной или условный вид использования земли. В первом случае достаточно собрать комплект документов и подать заявление о переводе в МФЦ «Мои документы» или территориальное отделение Росреестра.

Комплект документов для регистрации перевода участка в ИЖС

Список документовГде получитьЧто важно учесть
Выписка из ИСОГД. Нужна, чтобы подтвердить основной или условный вид использованияМФЦ «Мои документы»; отдел архитектуры местной администрации; администрация поселка; комитет или департамент градостроительстваЗапросить выписку может любой собственник участка. Комплект документов для получения выписки: паспорт; выписка из ЕГРН с координатами участка; квитанция об оплате госпошлины
Свидетельство о праве собственности на землю или выписка из ЕГРНМФЦ «Мои документы»; территориальное отделение РосреестраПодать документы в бумажном виде
Доверенность от других собственников, если документы подает один человекПодготовить и удостоверить у нотариусаМожно представить оригинал и бумажную копию либо заверенную нотариусом копию доверенности
Заявление о внесении измененийМФЦ «Мои документы»; территориальное отделение РосреестраОформляет сотрудник МФЦ «Мои документы» или отделения Росреестра
Копия российского паспортаДостаточно простой бумажной копии без нотариального удостоверенияЕсли действует один представитель — потребуется только его паспорт
Квитанция об уплате госпошлины*Можно оплатить на местеНужна банковская квитанция или чек из терминала

По закону срок для внесения изменений — семь дней, но в конкретных случаях может потребоваться больше времени [7], [8].

Если ИЖС указан как условный вид использования — потребуется разрешение от администрации муниципального образования.

Согласование проходит четыре стадии:

На каждом этапе возможен отказ, который можно оспорить в суде. Если собственник получил разрешение, дальше порядок действий совпадает с первым вариантом.

Что такое инфраструктурный взнос. Смотреть фото Что такое инфраструктурный взнос. Смотреть картинку Что такое инфраструктурный взнос. Картинка про Что такое инфраструктурный взнос. Фото Что такое инфраструктурный взнос

ИЖС 2020 — вопросы эксперту

Что такое инфраструктурный взнос. Смотреть фото Что такое инфраструктурный взнос. Смотреть картинку Что такое инфраструктурный взнос. Картинка про Что такое инфраструктурный взнос. Фото Что такое инфраструктурный взнос

Федорова Елена, юрист в сфере земельных отношений, строительства и защиты прав обманутых дольщиков:

— Можно ли изменить категорию земель?

— Да, такая процедура предусмотрена действующим законодательством. В компетентный орган исполнительной власти или местного самоуправления подается ходатайство, среди прочего указывается обоснование необходимости перевода и прикладываются документы. По результатам рассмотрения принимается акт о переводе либо об отказе. На указанные решения подается жалоба в суд.

Такой перевод, особенно в части земель сельхозназначения, требует детальной, индивидуальной проработки.

Как быть, если местная администрация отказывается заниматься коммуникациями и инфраструктурой для участков ИЖС?

— Использование земли для целей индивидуального жилищного строительства зависит от возможности подключения домов к инженерно-техническим сетям.

Вопрос заслуживает пристального внимания при выборе объекта, решение такой проблемы потребует финансовых вложений, приведет к судебным тяжбам.

К полномочиям органов местного самоуправления относится обеспечение жителей инженерной инфраструктурой. Власть порой не решает проблему. Жалоба на бездействие или на официальный отказ направляется в прокуратуру и суд. Для подачи иска требуются доказательства, прокурорская проверка потенциально этому способствует.

— Что нужно знать об ИЖС-2020, на какие изменения в законодательстве стоит обратить внимание владельцам ИЖС и потенциальным собственникам таких участков?

— Возможность постоянной регистрации, о нюансах шла речь в издании. Продление упрощенного порядка оформления прав на жилой и на садовый дом.

Действует и возможность для членов некоммерческих организаций в сфере садоводства и огородничества или дачного хозяйства бесплатно приобрести в собственность участок целевого назначения.

Источник

Облигации на финансирование
инфраструктуры

С поручительством АО «ДОМ.РФ»

Размещаются с целью финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры.

СОПФ (100% дочернее общество АО «ДОМ.РФ») размещает облигации, обеспеченные поручительством АО «ДОМ.РФ», среди широкого круга инвесторов. Привлеченные денежные средства направляются на финансирование строительства инфраструктуры на основании договоров займа.

Что такое инфраструктурный взнос. Смотреть фото Что такое инфраструктурный взнос. Смотреть картинку Что такое инфраструктурный взнос. Картинка про Что такое инфраструктурный взнос. Фото Что такое инфраструктурный взнос

планируемый объём программы облигаций (2021-2023)

Вклад в будущее

Что такое инфраструктурный взнос. Смотреть фото Что такое инфраструктурный взнос. Смотреть картинку Что такое инфраструктурный взнос. Картинка про Что такое инфраструктурный взнос. Фото Что такое инфраструктурный взнос

Облигации с высоким кредитным рейтингом

Что такое инфраструктурный взнос. Смотреть фото Что такое инфраструктурный взнос. Смотреть картинку Что такое инфраструктурный взнос. Картинка про Что такое инфраструктурный взнос. Фото Что такое инфраструктурный взнос

Привлечение частных инвестиций для строительства инфраструктуры

Что такое инфраструктурный взнос. Смотреть фото Что такое инфраструктурный взнос. Смотреть картинку Что такое инфраструктурный взнос. Картинка про Что такое инфраструктурный взнос. Фото Что такое инфраструктурный взнос

Источник долгосрочного льготного финансирования

Что такое инфраструктурный взнос. Смотреть фото Что такое инфраструктурный взнос. Смотреть картинку Что такое инфраструктурный взнос. Картинка про Что такое инфраструктурный взнос. Фото Что такое инфраструктурный взнос

планируемый объём программы облигаций (2021-2023)

Ценность
для общества

Строительство инфраструктуры является одним из основных факторов роста экономики и напрямую влияет на достижение национальных целей «Комфортная и безопасная среда для жизни» и «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство».

Преимущества

Рост экономического потенциала субъектов
Российской Федерации

Улучшение условий жизни населения и качества
городской среды

Возможность реализации масштабных проектов
освоения новых территорий

Увеличение долгосрочных доходов бюджета
за счет бюджетных эффектов

Льготное финансирование строительства
инфраструктуры за счет субсидирования
процентной ставки

Появление достаточного запаса финансовой
устойчивости для привлечения проектного
финансирования

Льготное финансирование на строительство
инфраструктуры за счет субсидирования
процентной ставки

Увеличение экономической привлекательности проекта

Возможность реализации масштабных проектов
освоения новых территорий

Схема финансирования

Рыночные инвесторы

Дочернее общество субъекта РФ

Рыночные инвесторы

Застройщик

Процесс взаимодействия

Подача заявки

Дочернее общество субъекта РФ подает заявление на участие в Программе финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры

Независимая экспертиза
проекта со стороны ДОМ.РФ

Решение об отборе

Предоставление
финансирования

Подписание договора займа между СОПФ и дочерним обществом субъекта РФ

Подача заявки

Заявка подается с ходатайством субъекта РФ

Независимая экспертиза
проекта со стороны ДОМ.РФ

Решение об отборе

Межведомственная комиссия при Минстрое России принимает решение об отборе проекта

Предоставление гарантии
субъектом РФ

Предоставление
финансирования

Подробнее о проекте

*Реализация проекта в целях строительства объектов инфраструктуры для обеспечения проектов жилищного строительства

**Реализация проекта направлена на развитие городской инфраструктуры

*LLCR (Loan Life Coverage Ratio) финансовый коэффициент, используемый для оценки способности заемщика погасить кредит. Рассчитывается как отношение денежного потока, доступного для обслуживания кредита, к лимиту кредита и процентам за весь срок кредитования

*LLCR (Loan Life Coverage Ratio) финансовый коэффициент, используемый для оценки способности заемщика погасить кредит. Рассчитывается как отношение денежного потока, доступного для обслуживания кредита, к лимиту кредита и процентам за весь срок кредитования

*Реализация проекта в целях строительства объектов инфраструктуры для обеспечения проектов жилищного строительства

**Реализация проекта направлена на развитие городской инфраструктуры

*LLCR (Loan Life Coverage Ratio) финансовый коэффициент, используемый для оценки способности заемщика погасить кредит. Рассчитывается как отношение денежного потока, доступного для обслуживания кредита, к лимиту кредита и процентам за весь срок кредитования

*LLCR (Loan Life Coverage Ratio) финансовый коэффициент, используемый для оценки способности заемщика погасить кредит. Рассчитывается как отношение денежного потока, доступного для обслуживания кредита, к лимиту кредита и процентам за весь срок кредитования

*LLCR (Loan Life Coverage Ratio) финансовый коэффициент, используемый для оценки способности заемщика погасить кредит. Рассчитывается как отношение денежного потока, доступного для обслуживания кредита, к лимиту кредита и процентам за весь срок кредитования

*LLCR (Loan Life Coverage Ratio) финансовый коэффициент, используемый для оценки способности заемщика погасить кредит. Рассчитывается как отношение денежного потока, доступного для обслуживания кредита, к лимиту кредита и процентам за весь срок кредитования

*LLCR (Loan Life Coverage Ratio) финансовый коэффициент, используемый для оценки способности заемщика погасить кредит. Рассчитывается как отношение денежного потока, доступного для обслуживания кредита, к лимиту кредита и процентам за весь срок кредитования

*LLCR (Loan Life Coverage Ratio) финансовый коэффициент, используемый для оценки способности заемщика погасить кредит. Рассчитывается как отношение денежного потока, доступного для обслуживания кредита, к лимиту кредита и процентам за весь срок кредитования

Формы документов

Задать вопрос

Ваша заявка на участие
в проекте отправлена

Ответы на вопросы

Чем облигации на финансирование инфраструктуры привлекательны для инвесторов?

Высокое кредитное качество инфраструктурных облигаций будет обеспечиваться:

поручительством АО «ДОМ.РФ» по облигациям СОПФ.

возможностью предоставления АО «ДОМ.РФ» займов (резервной линии) для финансирования СОПФ в целях выполнения им своих обязательств перед держателями облигаций и приобретения АО «ДОМ.РФ» прав (требований) по займам, предоставленным СОПФ и оцененным как «дефолтные», для поддержания высокого качества кредитного портфеля СОПФ.

Застройщикам для привлечения проектного финансирования проектов необходима минимальная финансовая устойчивость, а затраты на инфраструктуру снижают финансовую устойчивость проекта.

Изменят ли ситуацию облигации на финансирование инфраструктуры?

Облигации на финансирование инфраструктуры АО «ДОМ.РФ» позволяют застройщикам финансировать строительство инфраструктуры на льготных условиях благодаря субсидии из федерального бюджета на оплату процентов (купона) по облигациям СОПФ. Застройщики смогут реализовать масштабные проекты освоения новых территорий. При этом запас финансовой устойчивости проекта с точки зрения банка будет достаточным для привлечения проектного финансирования.

Большинство субъектов РФ испытывают дефицит финансирования инфраструктуры. Каким образом облигации на финансирование инфраструктуры будут способствовать строительству инфраструктуры?

Облигации на финансирование инфраструктуры станут одним из важных источников привлечения частных инвестиций в строительство. Одновременно механизм позволит снизить прямые расходы бюджетов на строительство инфраструктуры и достичь национальных целей по вводу жилья за счет реализации масштабных проектов жилищного строительства.

Какая минимальная сумма и какой минимальный срок займа?

Минимальная сумма займа — 300 млн руб. Срок займа не менее 3 лет и не более 15 лет.

Как соотносятся между собой кредит по проектному финансированию и инфраструктурный заем?

Строительство жилья происходит за счет собственных средств застройщика и проектного финансирования. Денежные средства, полученные в рамках инфраструктурного займа, идут на строительство социальных, инженерных и транспортных объектов. При этом, погашение инфраструктурного займа происходит после погашения кредита по проектному финансированию от банка. Таким образом, инфраструктурный заем от СОПФ обеспечивает сохранение необходимого запаса финансовой устойчивости с точки зрения банков, предоставляющих проектное финансирование

Какие объекты инфраструктуры могут быть профинансированы в рамках данного проекта?

В рамках реализации проекта может осуществляться финансирование строительства объектов инфраструктуры в целях реализации проекта жилищного строительства (образовательные объекты, медицинские учреждения, спортивные площадки, детские площадки, внутренние и внешние инженерные сети, телекоммуникационные сети, подъездные дороги к участку перспективной жилой застройки), а также в целях развития агломерации (общегородские объекты ЖКХ, высшие учебные заведения, образовательные центры, поликлиники, больницы, музеи, культурно-образовательные центры, кинотеатры, библиотеки, наземный общегородской транспорт, метрополитен, транспортно-пересадочные узлы, ж/д переезды, платные и бесплатные автодороги, городские и плоскостные парковки).

Для чего нужна государственная гарантия субъекта РФ?

Проект предусматривает несколько мер государственной поддержки. Одной из таких мер является предоставление государственной гарантии субъектом Российской Федерации по инфраструктурным займам, предоставляемым застройщикам СОПФ.

Предоставление государственных гарантий субъектов Российской Федерации позволит обеспечить:

сбалансированное распределение рисков между субъектом Российской Федерации, частным застройщиком и АО «ДОМ.РФ». В частности, в зоне ответственности субъектов Российской Федерации находится разработка основных градостроительных документов и (или) их своевременная актуализация;

сокращение сроков утверждения планов планировки и межевания территории, разработанных застройщиком, и подключения к сетям;

рост спроса на строящиеся площади через социальные программы (расселение ветхого жилья, улучшение жилищных условий для отдельных категорий граждан и так далее).

Более того, на финансовую устойчивость проекта могут существенно влиять действия субъекта Российской Федерации по установлению (изменению) инфраструктурной нагрузки, а также участие субъекта Российской Федерации в строительстве такой инфраструктуры.

Какие еще меры государственной поддержки предусмотрены?

Проект предусматривает субсидирование купона по облигациям, выпущенным СОПФ, из федерального бюджета. Благодаря чему финансирование строительства объектов инфраструктуры будет предоставляться со стороны СОПФ по льготной ставке.

Данная мера государственной поддержки направлена на повышение привлекательности размещаемых СОПФ ценных бумаг для инвесторов. Субсидия позволит обеспечить полную и своевременную выплату купонного дохода.

Что такое инфраструктурный взнос. Смотреть фото Что такое инфраструктурный взнос. Смотреть картинку Что такое инфраструктурный взнос. Картинка про Что такое инфраструктурный взнос. Фото Что такое инфраструктурный взнос

Я даю согласие АО «ДОМ.РФ», адрес 125009, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10 (далее – Агент), а также банкам-партнерам и другим контрагентам Агента (далее – Партнер/Партнеры):

На обработку всех моих персональных данных, указанных в заявке, любыми способами, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение, обработку моих персональных данных с помощью автоматизированных систем, посредством включения их в электронные базы данных, а также неавтоматизированным способом, в целях продвижения Агентом и/или Партнером товаров, работ и услуг, получения мной информации, касающейся продуктов и услуг Агента и/или Партнеров.

На получение от Агента или Партнера на мой номер телефона, указанный в настоящей заявке, СМС-сообщений и/или звонков с информацией рекламного характера об услугах АО «ДОМ.РФ», АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (АО) (их правопреемников, а также их надлежащим образом уполномоченных представителей), Партнеров, в том числе путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи. Согласен (-на) с тем, что Агент и Партнеры не несут ответственности за ущерб, убытки, расходы, а также иные негативные последствия, которые могут возникнуть у меня в случае, если информация в СМС-сообщении и/или звонке, направленная Агентом или Партнером на мой номер мобильного телефона, указанный в настоящей заявке, станет известна третьим лицам.

Указанное согласие дано на срок 15 лет или до момента отзыва мной данного согласия. Я могу отозвать указанное согласие, предоставив Агенту и Партнерам заявление в простой письменной форме, после отзыва обработка моих персональных данных должна быть прекращена Агентом и Партнерами.

при первоначальном взносе 30%, срок — 15 лет.

Обязательное страхование недвижимости, личное — по желанию (при отсутствии ставка повышается). Доход подтверждается справкой 2-НДФЛ.

Федеральный закон от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» регулирует отношения между Единым институтом развития в жилищной сфере, органами государственной власти и местного управления и физическими и юридическими лицами.

Закон направлен на формирование рынка доступного жилья, развитие жилищного строительства, объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры, инфраструктурной связи. Содействует развитию производства строительных материалов, конструкций для жилищного строительства, а также созданию парков, технопарков, бизнес-инкубаторов для создания безопасной и благоприятной среды для жизнедеятельности людей.

161-ФЗ устанавливает для ДОМ.РФ полномочия агента Российской Федерации по вовлечению в оборот и распоряжению земельными участками и объектами недвижимого имущества, которые находятся в федеральной собственности и не используются.

Источник

Коттеджные посёлки: правовой режим объектов инфраструктуры

Верховный суд России 6 октября принял определение по гражданскому делу № 5-КГ20-107-К2, в котором поднял довольно актуальные для практики вопросы и озвучил интересные мысли относительно правового режима так называемого «коттеджного посёлка» и условий взаимоотношения между собственником индивидуального дома, земельного участка, с одной стороны, и управляющей организацией, товариществом собственников недвижимости (ТСН), с другой стороны, относительно пользования, несения расходов на содержание имущества, которое обеспечивает функционирование всего населённого пункта (объекты инфраструктуры).

В рамках данного определения Верховный суд пришел к следующим выводам и обозначил нижеизложенные вопросы.

1. Верховный суд России наконец-то однозначно и чётко сформулировал позицию о том, что к отношениям, которые возникают в таких населённых пунктах, не применяется закон о садоводстве и огородничестве, так как в большинстве случаев такие посёлки изначально создаются для постоянного проживания граждан, а все земельные участки в них являются землями населенных пунктов для строительства индивидуальных жилых домов.

Данное разъяснение имеет важное правовое значение, поскольку нижестоящие суды общей юрисдикции последовательно при разрешении аналогичных споров ошибочно ссылаются на Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд …» (или предшествующий ему закон о садоводстве), что ведёт к принятию неправильного судебного акта по существу дела и, как следствие, к нарушению прав собственников индивидуальных земель и домов в таких населённых пунктах.

2. Высшая судебная инстанция обозначила отсутствие в отечественном законодательстве понятия и института «коттеджный посёлок».

Несмотря на данный вывод, Верховный суд в тексте судебного акта использует в отношении населённого пункта незнакомое для российского публичного права обозначение «поселок закрытого типа» (не путать с Закрытым административно-территориальным образованием), что, впрочем, не является предметом деятельности судебной коллегии по гражданским делам и объектом изучения частного права в целом.

Также в этой части суд указывает на то, что коттеджный посёлок не является садоводческим, огородническим, дачным объединением граждан, объединением собственников недвижимости, каким-либо иным гражданско-правовым сообществом, объединенным одной территорией.

Таким образом, Верховный суд обозначил наличие правового пробела в области данных отношений.

3. Правовой режим объектов инфраструктуры всего посёлка и бремя несения расходов на его содержание.

Судебная коллегия со ссылкой на постановление Конституционного суда Российской Федерации от 10 ноября 2016 года № 23-П указал на отсутствие в действующем законодательстве единого специального регулирования, посвященного правовому режиму имущества общего пользования собственников индивидуальных жилых домов. Тем самым, Верховный суд подчеркнул отсутствие оснований для аналогии условного режима коттеджного посёлка с режимом общего имущества собственников квартир в многоквартирном доме.

Теперь высшие суды определённо разъяснили свою позицию о неправомерности применения нижестоящими судами норм гражданского законодательства об общем имуществе собственников квартир в многоквартирном доме к схожим отношениям, которые возникают в коттеджных посёлках.

Следовательно, согласно позиции Конституционного и Верховного судов, лицо, приобретая индивидуальный дом и участок под ним в таких населённых пунктах, в силу закона автоматически не приобретает право собственности на так называемое инфраструктурное имущество, которое обеспечивает функционирование всего посёлка (прежде всего общие дороги).

Исходя из вышесказанного, в силу ст. 210 Гражданского кодекса только собственник должен нести бремя содержания такого имущества – объектов инфраструктуры всего посёлка (как правило, ТСН, управляющая организация или застройщик). Однако именно здесь наиболее ярко начинает проявляться правовая проблема в этой отрасли. А именно собственник такого инфраструктурного имущества возлагает на каждого собственника частного дома и (или) участка обязанность по периодической уплате денежных средств за пользование таким имуществом (дороги, тротуары, детские и спортивные площадки, пляж, беседки) в целях поддержания их в надлежащем состоянии и компенсации расходов собственника по уплате средств третьим лицам (охранная, подрядная организации, др.).

На такие требования собственника инфраструктурного имущества посёлка совершенного обоснованно поступают возражения со стороны собственников частных домов и участков (жителей). ТСН (управляющая организация) возлагает в одностороннем порядке обязанность на собственников частных земель по уплате денежных средств за пользование и в качестве компенсации расходов на содержание общепоселковой инфраструктуры в условиях отсутствия какого-либо соглашения (сделки) между ними или нормы закона, которая бы возлагала на граждан такие обязательства.

И очень часто возникает ситуация, когда гражданин-собственник не является членом (участником) ТСН, не принимает участия в его деятельности, воля последнего не учитывается при принятии решения о тарифах, заключении договоров с третьими организациями для поддержания инфраструктуры в надлежащем состоянии. Однако данное обстоятельство не препятствует ТСН (управляющей организации) взыскивать в судебном порядке на основании норм о неосновательном обогащении денежные средства по тарифам и условиям, которые были утверждены ТСН (управляющей организацией) в одностороннем порядке. Судебная практика по такой категории дел складывается не в пользу собственников частных земель, суды взыскивают такие долги, при этом не учитывая объём и рыночную стоимость полученных благ (предоставления) жителями посёлка.

Более того, не существует закон, который бы возлагал на собственника индивидуального дома по аналогии со статусом собственника квартиры в многоквартирном доме содержать и нести расходы в отношении общего имущества. В многоквартирном доме собственник жилого помещения в силу закона автоматически становится и собственником общего имущества всего дома, однако в коттеджных посёлках гражданин, приобретая земельный участок и (или) индивидуальный дом, не становится по общему правилу (исходя из разъяснений Конституционного суда) собственником общепоселковой инфраструктуры. Поэтому совершенно обоснованно и правомерно возлагать бремя содержания общего имущества многоквартирного дома на собственников жилых помещений, так как последние являются собственниками общего имущества. Однако в коттеджных посёлках имущество, которое обеспечивает функционирование всего населённого пункта, сохраняется в собственности застройщика или его аффилированного ТСН (управляющей организации), но это не мешает им возлагать бремя содержания их имущества на собственников частных земель и домов без учёта объёма блага, которые последние получают от использования инфраструктуры. То есть совершенно обоснованно возлагать на собственника квартиры бремя несения расходов на поддержание общедомовой инфраструктуры в надлежащем состоянии вне зависимости от использования или неиспользования им этого имущества, объёма полученного им блага, поскольку собственник квартиры является и собственником общего имущества. В частности, не имеет правового значения для уплаты денежных средств за содержание лифта или лестничной площадки факт и объём их использования со стороны собственника квартиры – он может купить квартиру и не проживать в ней, не пользоваться общедомовой инфраструктурой, но, будучи сособственником такого общего имущества, обязан содержать его.

Применение такого же подхода со стороны застройщиков и ТСН к собственникам частных домов в коттеджных посёлках является необоснованной, ибо последние, не являясь собственниками объектов инфраструктуры, не должны нести бремя его содержания, а обязаны уплачивать денежные средства в пользу собственника – ТСН (застройщика, управляющей организации) только ровно в том объёме, который был получен в качестве блага (предоставления) в результате использования таким индивидуальным собственником общепоселковой инфраструктуры. Именно такой подход возобладал в правовой позиции Верховного суда, который обязал нижестоящие суды устанавливать и учитывать в каждом случае объём и реальную рыночную стоимость пользования гражданином-собственником общепоселковой инфраструктуры.

Также Верховный суд в своем постановлении подчеркнул, что неправомерно применять тарифы и условия пользования имуществом, которые были утверждены ТСН (застройщиком, управляющей организацией) в одностороннем порядке без учёта волеизъявления собственника частного дома или земельного участка. К сожалению, в коттеджных посёлках довольно часто складывается ситуация, в которой ТСН утверждает в статусе собственника инфраструктуры всего посёлка тарифы пользования данным имуществом без учёта воли и интересов жителей населённого пункта, затем взыскивает с них в судах по этим тарифам якобы неосновательное обогащение. Как правило, данные тарифы являются завышенными по сравнению с рыночной стоимостью соответствующих товаров, услуг и экономически необоснованными. Автор настоящей статьи участвовал в судебных делах, где взыскивались долги в пользу ТСН и управляющей организации с жителей посёлка (около 300 индивидуальных домов), в которые были включены расходы товарищества на уплату заработной платы финансовому аналитику и маркетологу!

Исходя из вышеизложенного подхода, теперь ТСН при предъявлении требования к собственнику-жителю посёлка по уплате компенсации за содержание и пользование объектов инфраструктуры должен в каждом случае учитывать объём своего предоставления такому собственнику-жителю населенного пункта. Так, собственник частного дома, который проживает в посёлке только в летнее время или не использует спортивную, детскую площадку, пляж не должен нести расходы наравне с собственником частного дома, который проживает в посёлке постоянно и активно использует соответствующее имущество ТСН.

Здесь нужно отметить довольно интересный по содержанию довод нижестоящих судов, которым возражали против названного выше принципа распределения обязательств по содержанию инфраструктуры, а именно, удовлетворяя требования управляющей организации о взыскании с гражданина в полном размере понесенных затрат по содержанию имущества и объектов инфраструктуры (без учёта объёма и рыночной стоимости полученного блага этим гражданином), суды сослались на нарушения прав других собственников, проживающих в коттеджном поселке, в том случае, если кто- либо будет освобожден от несения этих расходов или размер этих расходов будет уменьшен. Тем самым, нижестоящие суды пришли к выводу о том, что факт приобретения гражданином индивидуального дома и (или) земельного участка в коттеджном посёлка автоматически порождает у последнего обязательства нести соответствующие расходы на содержание всей инфраструктуры посёлка без учёта объёма использования такого имущества и встречного предоставления со стороны ТСН (управляющей организации), даже в условиях отсутствия как права собственности жителей на поселковую инфраструктуру, так и соответствующей нормы закона, которая бы возлагала на них такие обязательства.

Нужно здесь отметить, названный выше довод нижестоящих судов не лишён основания и логики, ведь соответствующая инфраструктура создаётся застройщиком в интересах всех жителей посёлка, такое имущество необходимо для полноценной жизни в населённом пункте всего сообщества. Кроме того, возложение бремени несения расходов на содержание данного имущества только на собственников, которые ими фактически пользуются, приведёт к неразумно высокому размеру платы в пользу ТСН, что ляжет на плечи частных домохозяйств, а также в целом не будет способствовать возникновению интереса у застройщиков обеспечивать и развивать дополнительную инфраструктуру (спортивные площадки, общие зоны отдыха, пляж, парки).

В силу вышеизложенного, для разрешения названных в настоящей статье проблем и преодоления правового пробела в этой отрасли отношений необходимо ввести в Гражданский и Жилищный кодекс институт аналогичный единому недвижимому комплексу с детальным описанием правовой судьбы общепоселковой инфраструктуры после завершения проекта застройщиком, порядка и оснований несения расходов на его содержание со стороны собственников-жителей населённого пункта. Или, если решать этот вопрос через институты публичного права, то целесообразно предусмотреть в муниципальном и земельном законодательстве обязанность застройщика после завершения проекта передавать объекты общепоселковой инфраструктуры в собственность муниципального образования, которое за счёт муниципального бюджета будет нести расходы на содержание данного имущества в интересах каждого жителя коттеджного посёлка, учитывая, что коттеджные посёлки, как правило, согласно документам о планировке новых территории входят в состав постоянно действующих населённых пунктов и юридически являются составной частью муниципальных образований. При этом есть большая вероятность того, что публичные органы власти в ответ потребуют у жителей снести ограждение (шлагбаумы) в месте въезда в коттеджный посёлок, поскольку он входит в границы муниципального образования. А как показывает практика и гражданский оборот, такие населённые пункты прежде всего ценны именно своей «закрытостью», обособленностью от других посёлков и ограничением (контролем) въезда на его территорию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *