Что такое информационное бюро
информационное бюро
Смотреть что такое «информационное бюро» в других словарях:
ИНФОРМАЦИОННОЕ БЮРО — орган ж. д., находящийся в ведении нач. крупных грузовых станций. Основной задачей И. б. является своевременное уведомление грузополучателей и грузоотправителей (клиентуры) о подходе и прибытии в их адрес грузов и порожняка, что дает возможность… … Технический железнодорожный словарь
информационное бюро — Syn: справочное бюро, справочный отдел … Тезаурус русской деловой лексики
Информационное бюро по проблемам окружающей среды (США) — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN Environmental Information BureauEIB … Справочник технического переводчика
Информационное бюро Вест — разведывательно информационное бюро, созданное в ФРГ в 1950 году. В нем концентрируется информация, преимущественно тенденциозного характера о положении в ГДР. Здесь же на основе этой информации, Информационное бюро Вест издает информационные… … Контрразведывательный словарь
Информационное Бюро коммунистических и рабочих партий — международный центр ряда коммунистических и рабочих партий, существовавший в 1947 56; состоял из представителей центральных комитетов Болгарской коммунистической партии, Венгерской партии трудящихся, Итальянской коммунистической партии,… … Большая советская энциклопедия
Информационное бюро коммунистических и рабочих партий — Коминформ (Информационное бюро коммунистических и рабочих партий; 1947 1956) международная коммунистическая организация. История Основана в 1947 году на конференции в польском городе Шклярска Поремба и первоначально включала коммунистические… … Википедия
ИНФОРМАЦИОННОЕ БЮРО КОММУНИСТИЧЕСКИХ И РАБОЧИХ ПАРТИЙ — междунар. центр ряда коммунистич. и рабочих партий, существовавший в 1947 56; состоял из представителей центр. комитетов входивших в него компартий: Волг. коммунистич. партии, Венг. партии трудящихся, Итал. коммунистич. партии, Польской… … Советская историческая энциклопедия
Советское информационное бюро (Совинформбюро): страницы истории — 24 июня 1941 года было образовано Советское информационное бюро (Совинформбюро). С началом 22 июня 1941 года Великой Отечественной войны чрезвычайность сложившейся ситуации вызвала необходимость активизировать пропагандистскую, разъяснительную… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Советское информационное бюро (Совинформбюро) — Информационный политический орган Советское информационное бюро (Совинформбюро, СИБ) было образовано 24 июня 1941 года на основании постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) с целью …освещать в печати и по радио международные события, военные… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Комннформ (Информационное бюро компартий) — (Cominform), междунар. орган компартий, созданный в 1947 г. для координации действий в Европе. Взял на себя нек рые функции Интернационалов, к рые были утрачены в связи с роспуском в 1943 г. Ко минтерна. Ввиду разногласий между Тито и Стали ным… … Всемирная история
Деятельность информационных бюро
Общеевропейские тенденции развития массовой информации и рекламы своеобразно проявляются в Британии. Многие сановники, министры, богатые купцы держали у себя на жалованье собирателей новостей, которые составляли для них рукописный информационный бюллетень. Заказчиками были также владетельные лэндлорды. Еженедельно получая подобные бюллетени, они распространяли их среди друзей и знакомых. Авторы этих информационных посланий брошюровали их в маленькие книжечки, оставляя одну-две страницы свободными. Чистые полосы предназначались для заполнения их внутренними известиями, в том числе и рекламными извещениями.
Предполагалось и открытие филиалов в других регионах, и уплата ежегодного налога в размере 40 фунтов стерлингов. Инициатор предприятия Артур Джордж через месяц опубликовал подробный комментарий к полученному патенту, где надеялся, что его детище активизацией информационного обмена будет способствовать совершенствованию свободной торговли и расширению предпринимательства. Задуманное дело не получило продолжения — противодействие со стороны блюстителей традиций оказалось сильным. И не только их. Занявшие прочные позиции торговцы и ростовщики не были заинтересованы в переходе на большую открытость. Идея заглохла, так и не осуществившись.
Однако ее подхватил французский медик Теофраст Ренодо, поддержанный влиятельным духовенством, в том числе и знаменитым кардиналом Ришелье. Уже в 1612 году он получил патент от Людовика XIII на открытие информационного бюро. Однако противодействие в придворных кругах Парижа новшеству было не меньшим, чем в Лондоне.
Понадобилось 17 лет, чтобы задуманное смогло осуществиться. Только в 1629 году стало возможным поместить на видных местах французской столицы следующие объявления: «С‘разрешения короля! Доводится до сведения всех лиц, желающих продать, купить, взять напрокат, отдать внаем, обменять и т. д. К сведению господ, желающих нанять прислугу, и тех, кто ищет условия службы, кто ищет место. просим обратиться в Адресное бюро, разрешенное Его Величеством для удобства публики и открытое ежедневно с восьми часов утра до шести вечера. » 29
Примечательно, что услугами Адресного бюро мог воспользоваться любой желающий в среднем за три су. Статья XIII королевского постановления гласит: «Адресное бюро должно быть только посредником между бедняком и богатым, между врачом и больным. и посредником бесплатным, насколько это возможно. » 30
Народ окрестил его «конторой встреч». В ноябре 1630 года подлинный правитель Франции кардинал Ришелье после личного знакомства с деятельностью Адресного бюро дал официальное разрешение распространять информацию на всей территории Франции. Это стало побудительным фактором для издания первой французской еженедельной газеты, которая начала выходить 30 мая 1631 года. Получившая наименование «La Gazette» («Газета»), она публиковала официальные новости из Франции и разнообразную событийную информацию из различных стран. Ее тираж первоначально составлял 1200 экземпляров. С первых номеров здесь появляются развернутые рекламные тексты.
Между тем и в Англии возобновились попытки создать информационно-рекламное бюро. В 1637 году необходимый патент получил капитан Роберт Иннис от короля Карла I. Но разразившаяся вскоре гражданская война вновь не дала возможности укорениться этому начинанию, тем более что сам доблестный капитан Роберт Иннис пал смертью храбрых, сражаясь за короля. Третья попытка создания бюро относится уже к 1648 году.
В Англии попытки основать еженедельную периодику восходят к 1621 году, когда Уильям Арчер печатает первые английские «Coranto» («Куранты»), содержащие только иностранные новости. Начинание, однако, не справилось с задачей периодичности, но этому примеру последовал книгопродавец и памфлетист Натаниэл Баттер.
25 Бюхер К. Возникновение народного хозяйства. Вып. 2. — СПб., 1907. С. 13.
27 Новомбергский Н. Освобождение печати во Франции, Германии, Англии и России. — СПб., 1906. С. 111.
28 Elliott В. A History of English Advertising. — London, 1962. P. 13.
29 Попов Ю. Теофраст Ренодо — основатель французской журналистики //Вестник МГУ. Сер. «Журналистика». — 1978, № 4. С. 38.
30 Попов Ю. Теофраст Ренодо — основатель французской журналистики // Вестник МГУ. Сер. «Журналистика». — 1978, № 4. С. 38.
32 Elliott В. A History of English Advertising. — London, 1962. P. 19.
33 BuchliH. 6000 Jahre Werbung. Bande 1-4. — Berlin, 1962-1967. В. 2. P. 252.
ИНФОРМАЦИОННОЕ БЮРО
орган ж. д., находящийся в’ ведении нач. крупных грузовых станций. Основной задачей И. б. является своевременное уведомление грузополучателей и грузоотправителей (клиентуры) о подходе и прибытии в их адрес грузов и порожняка, что дает возможность последним подготовить фронты работы и рабочую силу к выгрузке, вывозу и погрузке грузов. От четкости работы И. б. зависят снижение простоя вагонов под грузовыми операциями, устранение задержек в ожидании погрузки-выгрузки, а отсюда и ускорение оборота вагонов. Сведения о подходе груженых вагонов и порожняка И. б. получает через диспетчерский аппарат отделения службы движения. Порядок, сроки и способ уведомления клиентуры (по телефону, телеграфу, почтой или нарочным) устанавливаются по взаимному соглашению сторон. За уведомление клиентуры И. б. взыскивает установленную тарифом плату.
Смотреть что такое «ИНФОРМАЦИОННОЕ БЮРО» в других словарях:
информационное бюро — справочное бюро, справочный отдел Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
информационное бюро — Syn: справочное бюро, справочный отдел … Тезаурус русской деловой лексики
Информационное бюро по проблемам окружающей среды (США) — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN Environmental Information BureauEIB … Справочник технического переводчика
Информационное бюро Вест — разведывательно информационное бюро, созданное в ФРГ в 1950 году. В нем концентрируется информация, преимущественно тенденциозного характера о положении в ГДР. Здесь же на основе этой информации, Информационное бюро Вест издает информационные… … Контрразведывательный словарь
Информационное Бюро коммунистических и рабочих партий — международный центр ряда коммунистических и рабочих партий, существовавший в 1947 56; состоял из представителей центральных комитетов Болгарской коммунистической партии, Венгерской партии трудящихся, Итальянской коммунистической партии,… … Большая советская энциклопедия
Информационное бюро коммунистических и рабочих партий — Коминформ (Информационное бюро коммунистических и рабочих партий; 1947 1956) международная коммунистическая организация. История Основана в 1947 году на конференции в польском городе Шклярска Поремба и первоначально включала коммунистические… … Википедия
ИНФОРМАЦИОННОЕ БЮРО КОММУНИСТИЧЕСКИХ И РАБОЧИХ ПАРТИЙ — междунар. центр ряда коммунистич. и рабочих партий, существовавший в 1947 56; состоял из представителей центр. комитетов входивших в него компартий: Волг. коммунистич. партии, Венг. партии трудящихся, Итал. коммунистич. партии, Польской… … Советская историческая энциклопедия
Советское информационное бюро (Совинформбюро): страницы истории — 24 июня 1941 года было образовано Советское информационное бюро (Совинформбюро). С началом 22 июня 1941 года Великой Отечественной войны чрезвычайность сложившейся ситуации вызвала необходимость активизировать пропагандистскую, разъяснительную… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Советское информационное бюро (Совинформбюро) — Информационный политический орган Советское информационное бюро (Совинформбюро, СИБ) было образовано 24 июня 1941 года на основании постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) с целью …освещать в печати и по радио международные события, военные… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Комннформ (Информационное бюро компартий) — (Cominform), междунар. орган компартий, созданный в 1947 г. для координации действий в Европе. Взял на себя нек рые функции Интернационалов, к рые были утрачены в связи с роспуском в 1943 г. Ко минтерна. Ввиду разногласий между Тито и Стали ным… … Всемирная история
Деятельность информационных бюро
Общеевропейские тенденции развития массовой информации и рекламы своеобразно проявляются в Британии. Многие сановники, министры, богатые купцы держали у себя на жалованье собирателей новостей, которые составляли для них рукописный информационный бюллетень. Заказчиками были также владетельные лэндлорды. Еженедельно получая подобные бюллетени, они распространяли их среди друзей и знакомых. Авторы этих информационных посланий брошюровали их в маленькие книжечки, оставляя одну-две страницы свободными. Чистые полосы предназначались для заполнения их внутренними известиями, в том числе и рекламными извещениями.
Предполагалось и открытие филиалов в других регионах, и уплата ежегодного налога в размере 40 фунтов стерлингов. Инициатор предприятия Артур Джордж через месяц опубликовал подробный комментарий к полученному патенту, где надеялся, что его детище активизацией информационного обмена будет способствовать совершенствованию свободной торговли и расширению предпринимательства. Задуманное дело не получило продолжения — противодействие со стороны блюстителей традиций оказалось сильным. И не только их. Занявшие прочные позиции торговцы и ростовщики не были заинтересованы в переходе на большую открытость. Идея заглохла, так и не осуществившись.
Однако ее подхватил французский медик Теофраст Ренодо, поддержанный влиятельным духовенством, в том числе и знаменитым кардиналом Ришелье. Уже в 1612 году он получил патент от Людовика XIII на открытие информационного бюро. Однако противодействие в придворных кругах Парижа новшеству было не меньшим, чем в Лондоне.
Понадобилось 17 лет, чтобы задуманное смогло осуществиться. Только в 1629 году стало возможным поместить на видных местах французской столицы следующие объявления: «С‘разрешения короля! Доводится до сведения всех лиц, желающих продать, купить, взять напрокат, отдать внаем, обменять и т. д. К сведению господ, желающих нанять прислугу, и тех, кто ищет условия службы, кто ищет место. просим обратиться в Адресное бюро, разрешенное Его Величеством для удобства публики и открытое ежедневно с восьми часов утра до шести вечера. » 29
Примечательно, что услугами Адресного бюро мог воспользоваться любой желающий в среднем за три су. Статья XIII королевского постановления гласит: «Адресное бюро должно быть только посредником между бедняком и богатым, между врачом и больным. и посредником бесплатным, насколько это возможно. » 30
Народ окрестил его «конторой встреч». В ноябре 1630 года подлинный правитель Франции кардинал Ришелье после личного знакомства с деятельностью Адресного бюро дал официальное разрешение распространять информацию на всей территории Франции. Это стало побудительным фактором для издания первой французской еженедельной газеты, которая начала выходить 30 мая 1631 года. Получившая наименование «La Gazette» («Газета»), она публиковала официальные новости из Франции и разнообразную событийную информацию из различных стран. Ее тираж первоначально составлял 1200 экземпляров. С первых номеров здесь появляются развернутые рекламные тексты.
Между тем и в Англии возобновились попытки создать информационно-рекламное бюро. В 1637 году необходимый патент получил капитан Роберт Иннис от короля Карла I. Но разразившаяся вскоре гражданская война вновь не дала возможности укорениться этому начинанию, тем более что сам доблестный капитан Роберт Иннис пал смертью храбрых, сражаясь за короля. Третья попытка создания бюро относится уже к 1648 году.
В Англии попытки основать еженедельную периодику восходят к 1621 году, когда Уильям Арчер печатает первые английские «Coranto» («Куранты»), содержащие только иностранные новости. Начинание, однако, не справилось с задачей периодичности, но этому примеру последовал книгопродавец и памфлетист Натаниэл Баттер.
25 Бюхер К. Возникновение народного хозяйства. Вып. 2. — СПб., 1907. С. 13.
27 Новомбергский Н. Освобождение печати во Франции, Германии, Англии и России. — СПб., 1906. С. 111.
28 Elliott В. A History of English Advertising. — London, 1962. P. 13.
29 Попов Ю. Теофраст Ренодо — основатель французской журналистики //Вестник МГУ. Сер. «Журналистика». — 1978, № 4. С. 38.
30 Попов Ю. Теофраст Ренодо — основатель французской журналистики // Вестник МГУ. Сер. «Журналистика». — 1978, № 4. С. 38.
32 Elliott В. A History of English Advertising. — London, 1962. P. 19.
33 BuchliH. 6000 Jahre Werbung. Bande 1-4. — Berlin, 1962-1967. В. 2. P. 252.
Начало газетной рекламы
Реклама была отнюдь не лишней. Намерение Н. Баттера снабжать общество еженедельными новостями вызвало насмешки и непонимание даже со стороны творческих людей. Драматург и памфлетист Бен Джонсон, упоминавшийся нами в предыдущей главе, выпустил в свет памфлет «Staple of News» («Новости как товар»), где утверждал, что «новость перестает быть новостью, будучи напечатанной». История, однако, доказала правоту Баттера, а не Джонсона.
Между тем в «Gazette» Теофраста Ренодо первые рекламные тексты появились только в 1631 году. До этого, как мы помним, его информационное бюро два года снабжало парижан рекламными листками и афишами. Одно из первых объявлений в № 3 французской «Gazette» выглядело так:
Преемственность традиций ощущается и в этом тексте: оповещение о книжных новинках лидировало среди иных направлений торгового информирования весь предыдущий век.
Второе объявление открывает газетную жизнь также для чрезвычайно популярной области рекламирования — медицинской:
В Лондоне же, после трех не удавшихся попыток сформировать информационное бюро по типу французского, замыслы такого рода вынашивал яркий журналист, но крайне неустойчивый в политических воззрениях человек — Мэрчмонт Нидхэм. Он издавал роялистскую газету «Mercurius Politicus» («Вестник политики»), затем перешел на сторону Кромвеля и пользовался поддержкой его государственного секретаря, знаменитого поэта и памфлетиста Джона Мильтона. В литературе имеется ссылка на то, что именно в газете Нидхэма в январе 1652 года опубликована первая газетная английская реклама. Мы видели выше, что данное суждение убедительно опровергается. К концу протектората Кромвеля Нидхэм обратил свой профессиональный взгляд опытного журналиста на рекламную деятельность.
14 мая 1657 года в печатном объявлении, расклеенном на улицах, он сообщил о создании Office of Publick Advice (Служба общественных консультаций), восемь отделений которой открываются в различных частях Лондона и Вестминстера. Одновременно об этом сообщал «Мегcurius Politicus», подчеркивая еженедельность выхода печатного органа нового офиса и некоторые расценки — от 3 до 10 центов за объявление. Так возник профессионально организованный рекламный журнал с названием «The Publick Adviser» («Общественный консультант»), составивший веху в развитии английской и всеевропейской рекламы. Первый номер его датирован 19-26 мая 1657 года и состоит из 16 страниц in octavo. Ведущие позиции в номере заняли сообщения о готовящихся к отходу кораблях, их водоизмещении, фамилиях капитанов, ценах на такелаж. За ними следовали обращения к лондонцам приобретать новомодные колониальные товары, в первую очередь — кофе.
34 Elliott В. A History of English Advertising. — London, 1962. P. 22.
35 Плиский Н. Реклама. Ее значение, происхождение и история. — СПб., 1894. С. 9.
36 Корнилов Л., Филъчикова Н. От глашатая до неона. — М., 1978. С. 27.
37 Elliott В. AHistory of English Advertising. — London, 1962. P. 20.
38 Elliott В. A History of English Advertising. — London, 1962. P. 39-40.
Начало рекламных кампаний
Распространение в Европе колониальных товаров, новых напитков — чая, кофе, какао — явилось прямым следствием великих географических открытий и завоевания ранее неизвестных земель английской короной, заполнившее весь XVI век. Теперь, в середине XVII, века ведущие колониальные государства пожинали позитивные плоды своей экспансии. В Англии разразился подлинный бум в торговле заморскими товарами. Во множестве возникали на этой почве предпринимательские союзы, коммерческие компании, акционерные общества. Они вступали между собой в ожесточенную конкурентную борьбу и чрезвычайно нуждались в популяризирующей их рекламе. Некто Эдвардс, открывший торговлю кофе в Лондоне в 1652 году, публикует в «The Publick Adviser» объявление, ярко отражающее дух эпохи:
Предприимчивый коммерсант не ограничился публикацией в прессе. Одновременно на улицах Лондона замелькали летучие листки, в центре которых крупный шрифт осведомлял любого колеблющегося: «The virtue of the coffee drink» («Истинная суть кофепития») 40 и вновь расписывал жизненную необходимость употребления непривычного напитка. В связи с подобным продвижением колониальных товаров в Лондоне в середине XVII века можно говорить, на наш взгляд, о первых европейских рекламных кампаниях. Именно в этот период кофейни в Лондоне стали излюбленным местом время препровождения городских жителей. Вплоть до середины XVIII века эти заведения пользовались наибольшей популярностью. Отчасти потому, что многие из них стали важными информационными центрами новостей, слухов, деловых контактов. Среди них знаменательная карьера предстояла припортовой кофейне, которую возглавлял Эдвард Ллойд. Корабельные купцы были завсегдатаями его заведения, где подавали, разумеется, не только кофе. Устный обмен новостями был насыщен, но мимолетен и постепенно перестал удовлетворять посетителей. Возникла идея совместно профинансировать еженедельный листок «Lloyds News» («Новости от Ллойда»). Он вышел в свет 1 сентября 1696 года. Здесь имелось подробное осведомление читателей о ближайших рейсах, времени отправки и прибытия кораблей, типе грузов, ценах за такелаж. Рекламная информация перемежалась с припортовыми слухами и сплетнями, что дополнительно привлекало читателей. Это начинание, как известно, преобразовалось со временем в глобальную информационную и страховую контору для всех мореплавателей, действующую до настоящего времени.
39 Sampson H. A. History of Advertising from the earliest Times. — London, 1874. P. 72.
40 Sampson H. A. History of Advertising from the earliest Times. — London, 1874. P. 68.
Соперничество рекламных изданий
В последней трети XVII века в Англии начинаются острые конкурентные столкновения на рынках сбыта не только между поставщиками товаров, услуг, зрелищ, но и между изданиями — распространителями рекламы. Против прав на распространение рекламной информации Мэрчмонта Нидхэма выступил Оливер Уильямс. В том же 1657 году, когда начал выходить «The Publick Adviser» Нидхэма, он основал свое агентство «Office of Intelligence» («Информационная служба») и начал издавать газету «The Weekly Information» («Еженедельная информация»). Через два года после открытия «информационно-рекламной войны» победа осталась за Оливером Уильямсом. Но вскоре и у него появляется сильный конкурент — талантливый журналист Роджер Л’Эстрендж. После ряда начинаний на ниве журналистики с июня 1666 года он предпринимает попытку создать специализированное рекламное издание «Publick Advertisements» («Общественные объявления»), которое было пресечено лондонским пожаром сентября 1666 года.
Этому инициативному человеку принадлежит и один из первых опытов бесплатного распространения газетной рекламы. «City Mercury» («Городской вестник») от 30 марта 1673 года сообщает от его имени: «Из-за того что объявления, важные для всех, не до всех доходят, будем передавать тысячу экземпляров этой газеты каждый понедельник в книжные и другие лавки, в людные кофейни Лондона и Вестминстера, а также посылать в главные города Англии. Приглашаются давать объявления все продающие, покупающие, что-либо потерявшие и т. п.» 42
41 Sampson H. A. History of Advertising from the earliest Times. — London, 1874. P. 77.
Отец английской рекламы
Тем временем на арену английской журналистики и рекламы выходит фигура, сопоставимая, на наш взгляд, с Теофраста Ренодо на предыдущем этапе развития рекламной и журналистской коммуникации. Совпадают и начальные профессии этих коммуникативных лидеров: Ренодо начинал с врачебной практики, Хоутон был аптекарем. Его дебют в новой сфере деятельности состоялся в 1677 году, когда он издал свой памфлет «Великая английская надежда», где уповал на лидерство своей страны в предпринимательстве и торговле. Дабы принять посильное участие в достижении этих целей, Джон Хоутон предпринял попытку издания ежемесячника, посвященного деловой информации с некоторым количеством рекламы. После значительного перерыва в издании, связанного с недостатком финансов, Хоутон издает еженедельник «A Collection for Improvement of Husbandry and Trade» («Собрание известий ради развития предпринимательства и торговли»). Первый номер вышел 30 марта 1692 года. С небольшим перерывом данное «Собрание» выходило более 10 лет, вплоть до 1703 года, что можно считать по тем временам долгожительством.
В комментарии издатель заверяет, что это подлинное объявление и может оказаться очень полезным, составив счастье двоих.
Таким образом, привычка устраивать личные отношения через прессу утвердилась в Англии в конце XVII века.
Вернемся к опыту Джона Хоутона, которого Генри Сэмпсон удостоил титулом «отец английской рекламы». И не только за «изобретение» брачной рекламы, но, главным образом, за включение в рекламные тексты личностной тональности и личного ручательства за добросовестность публикуемых сведений. На фоне растущего количества puff-рекламы, о чем мы скажем ниже, такая позиция выглядела и необычно, и весьма достойно. Этот издатель публикует подборки рекламы от своего имени и лично ручается за качество рекламируемых предметов. Многие из них начинаются с оборота «I want» («мне нужно»). За этим оборотом следуют запросы, поступившие к издателю, изложенные от первого лица;
«Мне нужен негритенок — хороший домашний столяр и сапожник».
«Мне нужен мальчик 14-15 лет, который аккуратен и может смотреть за париком».
Разумеется, и черный и белый мальчики нужны не самому издателю, но он как бы полностью идентифицируется с рекламодателем, говорит от его лица. Эта тональность еще более ощутима в рекламе такого типа:
«Кто хочет доброй выпивки — тому я могу помочь, так как имею информацию о весьма хорошем местечке для таковой».
«С удовольствием я прочитал эту книгу и думаю, что она всем понравится».
Мы наблюдаем нарастание эмоциональных и оценочных факторов в конструкции рекламного текста. Доброжелательная похвала из уст уважаемого популярного человека несет суггестивную нагрузку, побуждает к необходимому выбору. Стремление Хоутона привлечь аудиторию нередко превращается в заигрывание с ней. Время от времени он заверяет на страницах своей газеты, что будет счастлив выполнить любые прихоти своих клиентов.
43 Sampson H. A. History of Advertising from the earliest Times. — London, 1874. P. 480.
45 Там же Р. 480-481.
46 Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Галантный век. — М., 1994. С. 272-273.
Надувательская реклама
Нельзя сказать, чтобы этот стиль Хоутона нашел много подражателей. Скорее напротив: в XVIII веке европейскую рекламу захлестывает изобилие неправдивой, подчас явно надувательской рекламы. Однако ей многие верили, и создатели таковой часто получали неплохие барыши.
На первом месте по производству дутой рекламы на рубеже веков в Англии стали те самые кофейни, которые вписали также и славные страницы в общий коммуникативный процесс. Здесь сочинялись оперативные hand-bills, т. е. листки, передававшиеся из рук в руки, иногда изготовлявшиеся переписчиками, а не печатниками из соображений дешевизны. Стены кофеен обклеивались завлекательными афишами, по большей части варьировавшими тему «чудесных исцелений». Отсюда подобные тексты зачастую попадали и на страницы серьезных газет.
Второе место по обилию puff-рекламы после медицины занимают зрелища. Нет числа изобретателям фантастических трюков, которые якобы воочию продемонстрируют достопочтенной публике акробаты, влезающие в обыкновенную бутылку, люди о двух головах, животные, владеющие чистейшей английской речью, и т. п. Цена за один билет при этом достигала 5 фунтов стерлингов, однако желающих находилось достаточно. И это поощряло к новым надувательствам.
Вариантом таковых были и многочисленные лотереи, которые постоянно возникали и лопались как мыльные пузыри в европейских странах на протяжении XVIII века. Посулы колоссальных выигрышей, провозглашаемые рекламой всех родов: листовочной, газетной, устной, настенной, — вовлекали в свою орбиту тысячи людей, жаждущих разбогатеть, как это происходило недавно и на наших глазах.
В целом, европейский XVIII век вошел в историю не только как век Просвещения, но и как век галантных приключений и ослепительных авантюр. Это было время интенсивной колонизации Нового Света, освоения земель Юго-Восточной Азии, создания трансконтинентальных торговых компаний, борьбы с пиратами, грабившими коммерческие суда, пора головокружительных предприятий и пользовавшихся подчас высоким покровительством «рыцарей удачи». Они отнюдь не пренебрегали возможностью обрести сподвижников через газетно-журнальные службы объявлений. Через них начинающие бизнесмены взывали о денежных вспомоществованиях, обязуясь воздать сторицей, приглашали в рискованные путешествия и. сообщали о банкротствах.
Например, некто предлагал за 3 тысячи фунтов стерлингов место, приносящее 300 фунтов в год. Другой уверял, что за 100 шиллингов может открыть секрет, увеличивающий состояние в десятки раз. Возникает вопрос: отчего рекламодатель не использовал этот секрет по отношению к самому себе?
Среди подобных заявителей встречаются педагоги, обучающие иностранным языкам в невероятно короткие сроки. Большой «урожай» с доверчивых снимали предсказатели благоприятного будущего.
Периодические издания подчас играли (и играют) не очень благовидную роль, помогая шарлатанам поймать на удочку обывателя. Тем более что не всегда это — дорогое удовольствие. Цена на объявление на рубеже XVII-XVIII веков составляла в Англии — 2 пенса за строку, во Франции — 2 су. Реклама, публиковавшаяся на первой полосе, как правило, стоила вдвое дороже. Но были и элитарные издания, в которых за несколько строк требовали в десять и сто раз больше.
В целом, к концу XVIII века рекламное дело приобретает весьма прибыльный характер. В большинстве европейских стран существуют специализированные рекламные издания, которые все более дифференцируются по тематике объявлений. Во Франции продолжает выходить «Affiche» («Афиша»), публикует сообщения о новых зрелищах «Announce» («Анонс»). Они издавались два раза в неделю и достигали пятидесятитысячных тиражей.
В Англии к рубежу веков «Morning Post» («Утренняя почта») размещает по преимуществу объявления о продаже лошадей, экипажей, найме жокеев, расписаниях скачек; «MorningHerald» («Утренний вестник») и «Times» («Времена») специализуются на объявлениях об аукционах; «Morning cronicle» («Утренняя хроника») извещает, главным образом, о книжных новинках. В целом, можно сказать, что богатство жанровых вариантов в европейской рекламе и степень их дифференциации по объектам достигает к концу XVIII века современного облика.
47 Sampson H. A. History of Advertising from the earliest Times. — London, 1874. P. 413.