Что такое информационная инфраструктура предприятия
Информационная инфраструктура
Информационная инфраструктура — система организационных структур, подсистем, [1] обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия. [2]
Обеспечивает доступ потребителей к информационным ресурсам. [2]
Содержание
Глобальная информационная инфраструктура
Это информационное образование, которое начало формироваться в 1995 году группой развитых стран. Глобальная информационная инфраструктура разрабатывается как общемировая информационная сеть массового обслуживания населения планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи. [2]
Информационная инфраструктура в России
Президент Российской Федерации посредством документа «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» обозначил задачу перехода страны на инновационный путь развития. Но для этого нашей стране необходима информационная инфраструктура, которая на данный момент активно развивается, а потому привлекает к себе огромное внимание. В России ещё не сложилась информационная инфраструктура, которая обеспечила бы информационное сопровождение инновационного цикла от возникновения идеи до её внедрения в жизнь.
Примеры информационной инфраструктуры
В качестве примеров информационной инфраструктуры можно привести такие общеизвестные сферы нашей жизни как:
Вышеуказанные примеры являются общими для всех стран. В то же время есть примеры-результаты работы конкретных организаций:
Science Citation Index — это индекс цитирования, введенный в 1961 году и охвативший на тот момент информацию порядка 600 журналов. Сегодня данный индекс является одним из крупнейшим и охватывает более 16 000 источников информации.
STN (Scientific and Technical Network) — европейская база данных, содержащая более 10 млн документов по самым разным наукам: физика, биофизика, химия, технологии, медицина и др. База является одной из самых крупных в мире.
Scopus — это библиографическая и реферативная база данных, отслеживающая публикации более 18 000 источников, выпускаемых более, чем 5 000 издательствами. Следует отметить, что база учитывает как технические, так и гуманитарные и медицинские науки, а разработчик проекта, компания Elsevier, позиционирует Scopus как наиболее полный и исчерпывающий ресурс для поиска научной информации.
В России большой вклад в развитие информационной инфраструктуры вносят компании из сферы телекоммуникационного бизнеса. Например, оператор связи «МегаФон» инвестирует в развитие сети Центров обработки данных. Этот же оператор приобрел одного из крупнейших операторов фиксированной связи, что позволит создать единую магистральную сеть протяженностью более 100 тыс. км. вместе с обширной спутниковой инфраструктурой.
Формирование информационной инфраструктуры
В зарубежном пути создания информационной инфраструктуры можно выделить два этапа:
Однако опыт показал, что этот путь заключает в себе несколько проблем, которые встают по мере формирования информационной инфраструктуры страны:
Как видно, основой всех проблем явился индивидуальный подход к формированию информационной инфраструктуры, который впоследствии заменялся всё более общими методами. Очевидно, что причиной этому было отсутствие опыта в создании подобной инфраструктуры, различия во взглядах на её функционал и конкуренция вместо совместного подхода.
Говоря о России, как о стране с ещё не сложившейся, но активно развивающейся информационной инфраструктурой, необходимо отметить, что есть реальная возможность учесть опыт зарубежных стран и сократить как финансовые, так и временные затраты на её формирование. В связи с этим оптимистичным выглядит тот факт, что в нашей стране уже внедряется система стандартизации ISO.
Взаимодействия информационной инфраструктуры и потребителей
В социально-политическом проекте «Актуальные проблемы безопасности социума» [3] взаимодействие информационной инфраструктуры и пользователей (потребителей: человека, отдельных групп людей и общества в целом) рассматривают в виде иерархии отдельных слоев [3] :
ИТ-инфраструктура предприятия. Определение. Цели. Реальность
Далеко не каждый успешный руководитель может дать точное определение IT-инфраструктуры. Упрощенно говоря, речь идет о комплексе программных, аппаратных и телекоммуникационных ресурсов, которые необходимы для обеспечения функционирования компании и выполнения персоналом поставленных задач с помощью различных приложений.
Для чего создается IT-инфраструктура?
В современных реалиях успешность и доходность бизнеса, эффективность работы компании, ее конкурентные преимущества во многом определяется именно уровнем развития, стабильностью и безопасностью ИТ-инфраструктуры. По сути, это один из важнейших активов компании. Приоритетный аспект – соответствие IT-структуры потребностям и особенностям конкретного бизнеса.
Компьютерная сеть – это инструмент, помогающий компании зарабатывать деньги. Он должен быть правильно подобран, всегда исправен и своевременно обновляться.
Так, для крупного ритейлера в Москве важно умение оперативно интегрировать в систему новые склады и торговые точки. Банковский сектор больше тяготеет к безопасности, защите персональных данных и информации о движении финансовых потоков.
Независимо от специфики деятельности конкретной компании, ключевая задача при работе с множеством клиентов (заказчиков):
Какие есть варианты создания ИТ-инфраструктуры
Среди основных сценариев создания IT-инфраструктуры стоит выделить следующие варианты:
Кто должен строить IT и почему так важно
спрогнозировать долгосрочные задачи?
Именно поэтому разработку проекта, его внедрение (физическую реализацию), выбор компьютерного оборудования и программного обеспечения, создание исполнительной документации поручают специализированной компании. В идеале, эта же компания может заниматься и ИТ-аутсорингом.
Чтобы в дальнейшем не возникло проблем, важно максимально подробно собрать информацию об организационной структуре предприятия и ее потребностях, происходящих бизнес-процессах, перспективах развития. Это позволит заложить запас ресурсов, правильно их распределить и контролировать.
При «правильном» сценарии развития бизнес-процессы протекают без сбоев. Проблема выхода из строя оборудования решается либо дублированием, либо объединением устройств в кластер.
Чтобы нивелировать программные сбои и повреждения данных, создаются системы резервного копирования и восстановления. Еще на этапе проектирования предусматривают возможность внедрения в систему новых пользователей и реализация изменений бизнес-процессов в самые короткие сроки. (Например, быстрый выпуск банковских продуктов, мониторинг цен у конкурентов и оперативная смена ценников).
Что нужно знать об ИТ рисках?
Следует отметить, что чем более совершенна ИТ-инфраструктура (исключены ошибки на этапе проектирования, внедрения и обслуживания), тем меньше риски для бизнеса. Качественное проектирование, внедрение и обслуживание позволяет свести риски бизнеса практически до «0».
Что такое ИТ-инфраструктура
В общем смысле ИТ-инфраструктура — это комплекс взаимосвязанных компонентов, с помощью которого можно организовать информационную среду и управлять ей.
Если у вас дома есть хотя бы один компьютер, который подключен к интернету, значит у вас уже есть домашняя ИТ-инфраструктура. На уровне компании ИТ-инфраструктура включает компоненты, которые нужны для внутреннего взаимодействия и предоставления сервиса.
Из чего состоит
Инфраструктура информационных технологий может состоять из следующих компонентов:
Компоненты объединяются в три базовые группы: сеть, аппаратное и программное обеспечение. Рассмотрим их подробнее.
Аппаратная часть
Аппаратное обеспечение — это физическая часть всей платформы. Помимо серверов, компьютеров или маршрутизаторов, сюда входят и те элементы, которые помогают поддерживать функционирование машин и устройств. К таким элементам можно отнести элементы питания, охлаждения, коммутации, а также помещения, которые под них выделены.
Основным элементом является сервер. Он позволяет сотрудникам использовать ресурсы совместно. В качестве сервера может выступать офисный или игровой компьютер, но его комплектующие недостаточно надёжны, так как не рассчитаны на работу в безостановочном режиме. Идеальный вариант — серверные комплектующие, ведь они специально проектируются для непрерывной работы. Это стоит учитывать при создании инфраструктуры на собственных мощностях компании.
Программная часть
В программное обеспечение входят все приложения, которые используются для внутренних целей и для предоставления услуг клиентам. ПО необходимо для работы аппаратного части и управления ей. Операционные, CMS и CRM-системы, веб-серверы, почтовые клиенты относятся к программному обеспечению.
Сеть обеспечивает внутреннюю и внешнюю связь между устройствами и элементами системы. Она включает в себя аппаратные и программные элементы, которые необходимы для функционирования и защиты сети. К ним относятся: коммутаторы, маршрутизаторы, серверы, брандмауэры, а также всё то, что помогает обеспечивать и защищать передачу данных.
Эти части лежат в основе работы любой IT-инфраструктуры. Однако компоненты нужно подбирать индивидуально в зависимости от потребностей. Рассмотрим, на что стоит обратить внимание при формировании информационной среды компании.
ИТ-инфраструктура компании: особенности
Инфраструктура информационной системы является не только фундаментом, но и ключевым активом современной компании. От безопасности, надёжности и гибкости системы зависит конкурентоспособность и эффективность работы. Это влияет на доходность и успешность бизнеса. Поэтому ИТ-инфраструктура в бизнесе должна удовлетворять актуальным потребностям рынка, а её создание и развитие — это сложный трудоёмкий процесс, который требует привлечения опытных специалистов. Ошибки на этапе проектирования и запуска могут привести к проблемам безопасности, производительности и взаимодействия в будущем.
Поэтому важно правильно выбрать компоненты и тип информационной системы.
Традиционная и облачная
Выше мы рассказывали о традиционной инфраструктуре, в которой все компоненты принадлежат одной компании и располагаются в её собственных помещениях. Чем инфраструктура больше, тем сложнее и затратнее её поддерживать. Сейчас можно создать облачную инфраструктуру, что позволит сэкономить ресурсы.
Облачная структура похожа на традиционную, но все элементы расположены в системе поставщика услуг, который занимается обслуживаем. Управление информационной инфраструктурой возможно, если у вас есть компьютер с доступом в интернет.
Iaas (Infrastructure as a Service) — инфраструктура как услуга. Не нужно разворачивать собственные серверы, готовить под них помещения, добиваться масштабируемости и следить за остальными составляющими. Об этом уже позаботился поставщик услуг.
Что такое ИТ-инфраструктура?
Инфраструктура информационных технологий (или ИТ-инфраструктура) означает объединение компонентов, необходимых для работы корпоративных ИТ-сервисов и ИТ-сред, а также управления ими.
Почему ИТ-инфраструктура играет важную роль
Технологии лежат в основе практически всех аспектов современного предприятия — от организации работы сотрудников до операционной деятельности, производства товаров и оказания услуг. Правильно настроенное сетевое взаимодействие позволяет оптимизировать технологии с целью улучшения обмена информацией, повышения эффективности и продуктивности.
Гибкая, надежная и безопасная ИТ-инфраструктура помогает предприятию добиться поставленных целей и получить конкурентное преимущество на рынке. Однако ошибки в ходе внедрения ИТ-инфраструктуры могут привести к проблемам взаимодействия, производительности и безопасности, включая системные сбои и утечку данных. Реализованная должным образом инфраструктура может рассматриваться как фактор, определяющий прибыльность бизнеса.
ИТ-инфраструктура помогает компаниям решить следующие задачи:
Как работают компоненты ИТ-инфраструктуры?
ИТ-инфраструктура включает в себя взаимосвязанные элементы и состоит из двух базовых групп компонентов — аппаратного и программного обеспечения. Программное обеспечение, например операционная система, необходимо для работы аппаратного обеспечения. Операционная система управляет системными ресурсами и устройствами. Кроме того, ОС обеспечивает взаимодействие между приложениями и физическими ресурсами с помощью сетевых компонентов.
Аппаратное обеспечение
К аппаратным компонентам относятся:
• центры обработки данных
• объекты физической инфраструктуры
Программное обеспечение
К программным компонентам относятся:
• системы управления контентом (CMS)
• системы управления взаимосвязями с клиентами (CRM)
• системы планирования ресурсов предприятия (ERP)
Объекты физической инфраструктуры
Объекты физической инфраструктуры или материально-техническая база обеспечивают физическое пространство для размещения сетевого оборудования, серверов и центров обработки данных. К ним также относятся кабельные сети в офисных зданиях, необходимые для связывания компонентов ИТ-инфраструктуры в единую систему.
Сеть
Сети состоят из коммутаторов, маршрутизаторов, концентраторов и серверов. Коммутаторы предназначены для подключения сетевых устройств, например маршрутизаторов, серверов и других коммутаторов, в локальных сетях. Маршрутизаторы обеспечивают передачу пакетов и данных между устройствами, расположенными в разных локальных сетях. Концентраторы объединяют несколько сетевых устройств в один компонент.
Сервер
Сервер — основной компонент аппаратного обеспечения, необходимый для ИТ-инфраструктуры предприятия. Серверы представляют собой компьютеры, обеспечивающие совместное использование ресурсов для разных пользователей.
Серверный зал/центр обработки данных
Для размещения нескольких серверов в организациях предусмотрены специальные помещения — серверные залы или центры обработки данных. Как правило, центры обработки данных являются ядром сети.
Виды инфраструктуры
Существует два основных вида ИТ-инфраструктуры: традиционная и облачная.
Традиционная инфраструктура
Традиционная ИТ-инфраструктура состоит из обычных аппаратных и программных компонентов: объектов физической инфраструктуры, центров обработки данных, серверов, сетевых устройств, настольных компьютеров и корпоративных приложений. Как правило, для настройки такой инфраструктуры требуется больше ресурсов, физического пространства и затрат по сравнению с другими видами инфраструктуры. Традиционная инфраструктура обычно устанавливается локально для внутрикорпоративного или частного использования.
Облачная инфраструктура
ИТ-инфраструктура на основе облачных вычислений подобна традиционной инфраструктуре. Однако конечные пользователи могут получить доступ к инфраструктуре через Интернет и использовать вычислительные ресурсы без установки локальных компонентов за счет виртуализации. Технология виртуализации связывает физические серверы, за обслуживание которых отвечает поставщик услуг, независимо от их географического расположения. Затем она разделяет и абстрагирует ресурсы, например ресурсы системы хранения данных, чтобы предоставить к ним доступ для пользователей практически в любой точке мира, где есть соединение с Интернетом. Такую общедоступную облачную инфраструктуру еще называют общедоступным облаком.
Оптимальная ИТ-инфраструктура
Конфигурация ИТ-инфраструктуры зависит от потребностей и целей бизнеса, однако некоторые задачи являются универсальными для любого предприятия. Оптимальная инфраструктура может обеспечить высокопроизводительную систему хранения данных, сеть с малым временем отклика, безопасность, оптимизированную глобальную сеть, средства виртуализации и нулевое время простоя.
Ресурсы
Продолжение диалога на тему ИТ-инфраструктуры
Узнайте, как использовать преимущества тенденций в сфере ИТ путем улучшения взаимодействия между ИТ и другими подразделениями организации. Эти тенденции можно использовать для обеспечения функций и возможностей с целью создания конкурентных преимуществ для бизнеса как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
ИТ-инфраструктура предприятия. Как это работает?
Содержание:
Определение
Простой инфраструктурой можно назвать персональный компьютер с установленным программным обеспечением и подключением к интернету.
Состав ИТ-инфраструктуры
СКС (структурированные кабельные системы) являются фундаментом ИТ-инфраструктуры предприятия. Объединяют в одну цепь ПК и оборудование, а также передают данные.
ИБП (источник бесперебойного питания) защищает от аварии рабочие процессы, устройства компании при кратковременном отключении основного источника.
АТС (автоматическая телефонная станция) представляет собой совокупность устройств, способных в автоматическом режиме передавать сигнал вызова от абонента к абоненту.
Задачи ИТ-инфраструктуры
превентивные меры от сбоев во внутренних бизнес-процессах организации;
реализация проверенных решений для быстрой масштабируемости предприятия;
обеспечение безопасности хранения данных;
прозрачность и эргономичность системы управления;
снижение расходов на создание активов и их дальнейшее обслуживание.
Мониторинг ИТ-инфраструктуры
Многие думают, что для мониторинга ИТ-инфраструктуры обязательно приобретать дорогие решения. Но откуда данное предубеждение? Мы изучили самые популярные приложения для мониторинга и отобрали наиболее удобные и эффективные. Надо признаться: анализ приложений был трудоемкой, сложной задачей, но этот вопрос в дальнейшем окупает все усилия.
Что же такое “мониторинг ИТ-инфраструктуры”? Это система отслеживания параметров инфраструктуры, которая помогает удерживать значения различных показателей в пределах нормы, своевременно устранять сбои и работать над профилактикой их возникновения.
При выборе средства мониторинга ИТ-инфраструктуры предприятия необходимо учитывать следующие критерии:
функционал инструментов (должен соответствовать техническим требованиям и учитывать запросы бизнеса);
уровень подготовки ИТ-специалистов.
Ниже приведены распространенные инструменты мониторинга информационной среды предприятия.
Nagios
Nagios является одной из основных систем мониторинга ИТ-инфраструктуры. Она имеет открытый код, а также способна предоставлять информацию по рабочим станциям конечного пользователя, информационным сервисам и активным сетевым компонентам. Также имеется возможность получить коммерческую Nagios XI, которая имеет новые возможности, удобные веб-интерфейсы. Данные интерфейсы позволяют работать с информационными панелями, включающими обзор хостов, сервисов, устройств сети. Задача модернизации ИТ-инфраструктуры решается за счет формирования графика тенденций и визуально информативных инструментов планирования мощности.
Основной перечень возможностей данной системы мониторинга ИТ-инфраструктуры:
вывод полной схемы информационной структуры;
автоматический перезапуск приложений;
ограничение доступа с целью управления видимостью для отдельных пользователей (решает задачу предоставления доступа к элементам ИТ-инфраструктуры, связанным с конкретной зоной ответственности)
возможность расширения архитектуры.
Zabbix
Zabbix может похвастаться понятной инсталляцией, но конфигурирование потребует вникания в процесс, особенно в случае настройки специального режима проверки.
Основной перечень возможностей данной системы мониторинга ИТ-инфраструктуры:
анализ серверов Java приложений посредством технологии Java Management Extensions;
защита интерфейсов пользователей на стороне клиента от нежелательных действий;
увеличение функциональности с помощью внешних скриптов (языки программирования: Python, Java, PHP, др.);
способность объединения с прочими ИТ-инструментами системного менеджмента.
Cacti
Cacti входит в список основных приложений для мониторинга ИТ-инфраструктуры. Имеет открытый программный код. Данное приложение легко взаимодействует с операционными системами Linux, Windows. Cacti генерирует статистические данные за конкретные интервалы времени и дает возможность отображения их в графическом виде.
Основной перечень возможностей данной системы мониторинга ИТ-инфраструктуры:
инструмент формирования функций CDEF, либо шаблон графиков Cacti предоставляют возможность создания огромного количества элементов графика;
автозаполнение для графиков;
файловая поддержка RRD;
удобство использования приложения;
функция выборочного сбора пользовательских данных.
Перспективы
Сегодня облачные решения становятся все более популярны. Во многих организациях они стали корпоративной нормой в решении тех или иных бизнес-задач. Мониторинг ИТ-инфраструктуры с помощью облачных инструментов проще внедрить, но потребуется особое внимание к приватности данных, контроле доступа.
Быстродействие приложений определяет рентабельность предприятия. Уже скоро инструменты управления производительностью приложений займут свое законное место в портфеле инструментов ИТ-специалиста. Ключевым параметром, который влияет на параметры процессов бизнеса и способность удерживать клиентов, является так называемая «отзывчивость» приложений.
Но необходимо учитывать, что рынок меняется и компаниям требуется все быстрее получать результат. Как следствие, бизнес-сообщество переходит на скорые (agile) методы разработки, позволяющие сократить срок выпуска ПО.
Можно смело утверждать, что решения, казавшиеся вчера смелыми проектами передовых компаний, уже сегодня становятся нормой бизнес-процессов. Мы же помогаем бизнесу идти в ногу со временем.