Что такое информационная кампания
Информационная кампания
Информационная кампания — это спланированный с определенными целями и задачами поток информации распространяемый с помощью различных средств и каналов массового и индивидуального информирования, который характеризуется протяженностью во времени и интенсивностью.
Типы информационных компаний
Субъекты информационного процесса
Виды долговременных акций в рамках информационной кампании
Полезное
Смотреть что такое «Информационная кампания» в других словарях:
информационная кампания по оповещению общественности — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN public awareness campaign An organized, systematic effort through various communications media to alert the general population of a given area to anything of significant… … Справочник технического переводчика
Информационная война во время войны в Южной Осетии (2008) — Информационное освещение вооружённого конфликта в Южной Осетии играло значительную роль, так как влияло на общественное мнение относительно действий той или иной стороны. Содержание 1 Отключение телевещания 2 Атаки на веб сайты 3 Интернет война … Википедия
Информационная война вокруг Южной Осетии (2008) — Информационное освещение вооружённого конфликта в Южной Осетии играло значительную роль, так как влияло на общественное мнение относительно действий той или иной стороны. Содержание 1 Отключение телевещания 2 Атаки на веб сайты 3 Интернет война … Википедия
Грузинская кампания — Война в Южной Осетии 2008 года, Пятидневная война Грузино южноосетинский конфликт Грузино абхазский конфликт Дата 7 августа … Википедия
Международное общество сознания Кришны в России — Международное общество сознания Кришны (ИСККОН)[К 1] является наиболее крупной[1] индуистской религиозной организацией в России.[1] История ИСККОН в России началась в 1971 году с пятидневного визита в Москву о … Википедия
IPO — (Публичное размещение) IPO это публичное размещение ценных бумаг на фондовом рынке Сущность понятия публичного размещения (IPO), этапы и цели проведения IPO, особенности публичного размещения ценных бумаг, крупнейшие IPO, неудачные публичные… … Энциклопедия инвестора
Рудомаха, Андрей Владимирович — Необходимо освещение с различных точек зрения. Статью нельзя назвать рекламной, но в ней слабо представлена критика. Пожалуйста, добавьте информацию из публикаций и других источников, позволяющих осветить объект статьи … Википедия
Готы (субкультура) — У этого термина существуют и другие значения, см. Готы (значения). Готы Девушка, одетая в готическом … Википедия
Этнические чистки в Чечне — Геноцид в Чечне насильственные действия, осуществляемые по национальному признаку, направленные против мирного, в основном этнически нечеченского (русского и т. д.), населения в Чеченской Республике в период с 1990[1][2] г. по… … Википедия
Наши (движение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Наши (значения). Молодёжное движение «НАШИ» … Википедия
Как грамотно организовать информационную кампанию
2 июля 2017 года в Ульяновске состоялся митап Теплицы социальных технологий «Как грамотно организовать информационную кампанию своей организации или социальной инициативы». Участники узнали, как организовать информационную кампанию, которая сделает популярным ваш проект или организацию.
«Информационная кампания – это спланированный с определенными целями и задачами поток информации, который распространяется с помощью различных каналов СМИ и характеризуется протяженностью во времени и интенсивностью». Константин Ильин.
По видам активности выделяют кампании:
По целям кампании делятся на:
По интенсивности информационные кампании делятся на:
По распространенности информационные кампании бывают:
«Информационное сообщение – это лаконичный текст, содержащий данные, которые являются новостью для его читателей. Причиной его создания служит информационный повод. Субъекты информационного процесса – это журналисты, ньюсмейкеры, источники информации, эксперты, рекламодатели, партнеры, читатели, целевая аудитория, социум». Константин Ильин.
Основные критерии информационных сообщений:
Константин Ильин привел в пример информационную кампанию «Время с детьми», которая призывает родителей проводить больше времени со своими детьми. На сайте кампании сказано, что для детей дорога каждая минута, проведенная с родителями. Здесь используется критерий новинки, так как необычно и неожиданно подан визуальный ряд.
Социальная реклама «Время с детьми».
В основе информационной кампании фонда «Дети наши» лежит идея о том, что детям-сиротам нужна помощь взрослых. «Один он не справится» – этот слоган сопровождает информацию о мечтах детей, представленную на рекламных плакатах.
Социальная реклама «Один он не справится».
Еще один пример удачной социальной кампании – «У мусора есть дом». Компания News Outdoor и Группа АДВ проводят новую кампанию в рамках социального проекта «Все Равно?!». Кампания направлена на воспитание и поддержку социальной активности, экологического мировоззрения, бережного отношения к окружающей природе.
Социальная реклама «У мусора есть дом».
Что необходимо для каждой информационной кампании?
Критерии для продвижения общественных проектов
Материалы об общественных инициативах могут быть восприняты читателем с интересом, если они:
Ньюсмейкинг: как это делать?
Искусство ньюсмейкинга (в переводе с англ. «создание новостей») означает умение планировать и организовывать информационные поводы. В зависимости от задач это может быть одно событие, а может и цепочка событий при проведении информационных кампаний.
Информационные поводы – факты, на основе которых разворачивается PR-кампания. Примеры тем для построения информационной кампании: нарушение прав и их защита, скандалы (например, студенческие организации требуют повышения заработной платы педагогам).
Как сделать информационную кампанию популярной?
Создание героев и историй: как?
Ваша цель – сделать кампанию узнаваемой, поэтому необходимо создать героя и историю (проблемы проекта, организации). Организация или движение должны быть персонифицированными. В памяти читателя при их упоминании должны всплывать реальные лица, их представители.
Медийными лицами кампании могут быть нескольких лиц из числа рядовых участников движения. Тех, кто удачно сочетает в себе знание программы и способны привлечь к ней внимание, а также обладают набором обаятельных черт, способных вызвать доверие у прессы и ТВ.
Информационная кампания
Информационная кампания — это комплекс мероприятий, направленных на достижение цели путем привлечения и поддержания внимания к проблеме.
В качестве примеров крупных информационных кампаний последнего времени можно привести всероссийский протест против ввоза в Россию зарубежного ОЯТ, защиту Григория Пасько, защиту серых китов на Дальнем Востоке.
Не воспринимайте информационную кампанию только как способ улучшить имидж себе, любимому (своей организации). Хотя на многих семинарах по РЯ вас этому наверняка и учили. Это, прежде всего, работа, причем довольно тяжелая и продолжительная. И если она увенчается успехом, если вы спланируете кампанию таким образом, что появится много добротных публикаций в СМИ, и о вас узнают люди — это будет дополнительным плюсом. Вообще, с нашей точки зрения, лучший способ сделать себе имя и заработать авторитет и доверие — это хорошо поработать и рассказать об этом.
Еще необходимо отметить, что проведение информационной кампании, как правило, не требует специального финансирования, но зато требует большого «человеческого ресурса». Причем желательно, чтобы координировал кампанию человек достаточно опытный, имеющий хорошие отношения с журналистами и знающий ситуацию.
С какого бока приступать к информационной кампании? Попробуем привести некий алгоритм действий, хотя он и будет довольно общим и в каждом отдельном случае будет требовать внесения корректив. 1.
Определение целей и задач кампании. Наверно не стоит лишний раз говорить о том, что от того, насколько четко вы сами будете понимать цель работы, во многом зависит ее конечный результат. Старайтесь, чтобы цель кампании не была слишком глобальной, заведомо нереальной или абстрактной. Так, например, кампании с целями «добиться полного запрета транспортировки сырой нефти через территорию России» или «повысить информированность населения по вопросам охраны окружающей среды» заранее, еще на стадии планирования, обречены на неудачу: достижение первой цели невозможно, результаты второй непонятно как измерять и оценивать. Любую глобальную цель всегда можно разбить на несколько более достижимых, тех, которые можно, что называется, пощупать руками. Еще на стадии оп-
Листовка — самый простой и доступный метод распространения информации. Это особый жанр и способ подачи информации, у него, так же как и у других, есть свои законы и ограничения. Главная задача листовки — быть наглядной, быстро читаться и запоминаться. Не старайтесь уместить в одну листовку (обычно — формат А4 или А5) все, что вы знаете по той или иной проблеме. Выделите одну самую главную в данный момент и для данной аудитории деталь и сконцентрируйтесь на ней. Заголовок должен быть ярким, но не лозунговым, он должен сразу давать представление, о чем идет речь. Текст, напечатанный крупным шрифтом, должен также быть ярким, простым и запоминающимся. Лучше использовать предельно простые и короткие предложения, избегать сложных для понимания слов. Не говорите об абстрактных вещах, апеллируйте к вещам и понятиям, близким обычному человеку, к его чувствам и эмоциям. Обязательно предлагайте, что могут сделать люди, получившие листовку: дать деньги, выступить с протестом, прийти на митинг, не покупать продукты, содержащие ГМО и т.д.
Пример: «Пасько осужден потому, что говорил правду. Не молчи, следующим можешь стать ты!» (листовка в защиту Пасько).
ределения цели рассчитывайте свои силы.
Установление временных рамок работы по кампании. Понятно, что в таких масштабных кампаниях как, например, ввоз ОЯТ, это сделать сложно. И тем не менее, наметьте хотя бы некую временную точку для того, чтобы остановиться и подвести итоги проделанной работы. Полезно также подводить промежуточные итоги. 3.
Определение целевых групп, то есть тех людей или групп, на которые направлена кампания. Чем конкретнее вы определите целевую аудиторию, тем проще будет работать. Например, абстрактную группу «местное население» можно разбить на несколько составляющих: пенсионеры, студенты таких-то вузов, домохозяйки, дети до 14 лет и т.д. Позднее для каждой группы вы будете находить наиболее доступные и эффективные способы и методы подачи информации. 4.
Четкое определение проблемы, продвигаемой идеи. То есть вы должны предельно четко сформулировать для себя, что именно является для вас основной мыслью/линией кампании. Если речь идет о протестной кампании, напишите ясно и коротко, против чего вы, собственно, боретесь и что предлагаете в качестве альтернативного варианта. В случае кампании по продвижению какой-либо новой идеи (например, технологий экологичного домостроения, органического сельского хозяйства), дайте четкое определение этой идеи, опишите, в чем ее польза для целевой группы.
Представьте, что вы сочиняете текст для рекламы и хотите доступно и лаконично обрисовать все достоинства новой идеи/технологии. Это краткое описание должно стать фундаментом, на который вы затем будете настраивать все остальное: тексты статей, акции. 5.
Сбор и анализ информации по текущей ситуации (проблеме). Это необходимо для того, чтобы хорошо представлять себе, каково реальное положение дел на данный момент, кто является основными игроками на вашем поле, кто из них потенциальные «враги», а кто — «друзья».
Важную роль в сборе информации играет мониторинг СМИ. Чтобы быть в курсе событий и знать своих друзей и врагов «в лицо», придется следить за публикациями и репортажами в СМИ. Причем делать это нужно постоянно. Смотрите выпуски новостей и ключевые общественно-политические программы на телевидении, читайте основные газеты и журналы вашего региона и страны. Это позволит не только знать, что пишется о проблеме, но и знать тех журналистов, которые являются вашими потенциальными сторонниками и через которых можно будет распространять информацию. Мониторинг СМИ также позволяет без труда находить информационные поводы, которые вы сможете использовать в своих целях. Допустим, для того, чтобы выпустить очередной материал о незаконных вырубках лесов, можно в качестве информационного повода использовать ситуацию с наводнениями на юге России и в кавказских республиках (наводнения напрямую связаны с вырубкой деревьев по склонам гор). Вести мониторинг СМИ помогает Интернет: на сегодня почти все печатные и электронные СМИ имеют свои сайты и хотя бы часть информации предоставляют бесплатно, существует также множество Интернет-изданий. Не забывайте про зарубежные газеты и агентства. 6.
Определение своих сильных и слабых сторон. Это поможет правильно рассчитать свои силы, не замахиваться слишком на многое, но и не забывать о своих достоинствах. Например, сильная сторона — вы заручились поддержкой авторитетных экспертов, слабая — у вас не налажены отношения со СМИ региона. В случае конфликтной темы кампании полезно также определить сильные и слабые стороны своего оппонента (противника), будь то Минатом, ЮКОС или кто-то еще. Оцените, какими ресурсами вы располагаете для проведения информационной кампании: люди, техника, деньги. 7.
Выбор методов и инструментов кампании. Поэтапное планирование кампании.
Подготовка текстов. Постарайтесь для каждой целевой группы подготовить отдельный текст, учитывая их особенности восприятия и интересы. Выделите из проблемы те аспекты, на которых следует заострить внимание каждой группы. Возьмем, для примера, экологические технологии строительства жилья. Для людей, которых мы хотим привлечь к строительству таких домов для себя, главным будет — уменьшение затрат при строительстве и эксплуатации дома; для экоНПО — сохранение и восстановление окружающей среды; для государственных органов — реализация международных и национальных обязательств и программ по энергоэффективности и ресурсосбережению.
Работа с международными финансовыми институтами.
Важным инструментом для любой кампании является привлечение как можно большего числа партнеров и сторонников. 8.
Привлечение партнеров. Не замыкайте всю работу только на своей организации, особенно если речь идет о довольно масштабной кампании. Привлекайте другие НПО, крупные и мелкие. Причем не стоит зацикливаться только на экологических организациях: привлекайте правозащитные, социальные, молодежные, потребительские и другие НПО. Заручитесь поддержкой зарубежных и международных организаций — во многих случаях именно широкое распространение информации за рубежом помогало решать проблемы. 9.
Составление плана управления кризисной ситуацией. Продумайте заранее, что могут противопоставить вашей деятельности оппоненты. Чаще всего бывает несложно прикинуть, какие именно действия они предпримут в ответ на кампанию: они, по большей части, стандартны. Обезопасьте себя, насколько это возможно: составьте собственный план действий на крайний случай. Об этом подробно уже было рассказано в нашей книге. 10.
Поиск и привлечение дополнительных источников финансирования. Информационную кампанию можно провести и без денег, но, согласитесь, всегда лучше, если они есть. И совершенно необязательно ориентироваться только на зарубежные фонды и гранты. Ищите потенциальных союзников и сторонников в вашем регионе: частные лица, компании-производители и другие фирмы. Здесь хорош принцип «с миру по нитке»: кто- то оплатит вам выход в Интернет, кто-то — печать листовок, кто-то выделит помещение для организации праздника и т.д. Естественно, идите на контакт только с теми людьми и организациями, чья деятельность не противоречит вашим убеждениям (не наносит вред окружающей среде, не нарушает права человека). То есть, грубо говоря, пользоваться помощью компаний нефтяной, атомной, биотехнологической индустрии лично мы бы не стали. 11.
Подведение итогов работы. Подчас самое трудное — дать беспристрастную оценку собственной работе. Если кампания прошла удачно — то есть цель была достигнута — попробуйте составить собственный алгоритм действий, запишите, какие методы вы использовали, какие из них показали себя особенно эффективно. Если вы считаете, что кампания не удалась — тем более постарайтесь проанализировать, почему. Постарайтесь быть объективными и учиться на своих ошибках.
Но самое главное в информационной кампании — это даже не планирование. Главное — умение работать командой. То есть сконцентрировать все усилия на достижении результата и не углубиться во внутренние склоки и «разборки». К сожалению, многие общественные кампании именно по этой причине и разваливаются: в какой-то момент вместо того, чтобы делать свое дело, мы начинаем выяснять, кто главнее, кто авторитетнее, начинаем спорить и ссориться друг с другом по совсем незначительным поводам. Самое худшее — это выяснение отношений на публике, через СМИ. Это сразу ставит крест на всей кампании и дает огромное преимущество противникам: дескать, они-то и между собой договориться не могут, куда уж им такие серьезные проблемы (транспортировка нефти, вырубка лесов и т.д.) решать.
Приведем пример информационной кампании, одной из причин неудачи которой было именно неумение ее членов работать сообща.
Уроки нефтяного противостояния на Юге России
Кампания против строительства нефтяного терминала на Черном море по проекту Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) завершилась поражением «зеленых». Причин тому много.
Первая и, видимо, основная — объективная: на ринге оказались борцы совершенно разных весовых категорий. Краснодарский край впервые непосредственно столкнулся с проектом такого масштаба, осуществляемым транснациональными корпорациями (да и по всей России тогда, в начале 90-х годов XX века, таких проектов были еще считанные единицы). Вместе с корпорациями «Шеврон», «Шелл», «Мобил» и другими на Кубань пришли опытные специалисты по РЯ со своими технологиями. Что такое транснациональные компании (ТНК), как они ведут себя в других странах, как с ними работать — местные общественники об этом ничего не знали. Поэтому не удивительно, что долгое время верили в мифы, построенные КТК: об экономической выгоде проекта, об обеспечении экологической безопасности, о социальной ответственности разработчиков проекта. Поверили не только жители Южной Озерейки и Новороссийска, но и государственные деятели (допускаю, что многие поверили действительно искренне, по незнанию, а не за деньги) и даже некоторые общественники.
РЯ-специалистам КТК не пришлось изобретать велосипед, вполне срабатывали самые обычные и даже банальные методы и технологии: обещания о предоставлении рабочих мест и вливаниях в местные бюджеты, бесконечные дискуссии с общественностью.
На развенчание этих мифов, на то, чтобы собственными глазами убедиться в том, что Нью Васюков из Озерейки делать никто не собирается, ушло слишком много времени. Когда начали увольнять местных рабочих и заменять их американцами и французами, когда из всех обещанных благ Новороссийск и Анапа увидели только несколько автобусов и машин скорой помощи, когда покосились заборы и пожухли урожаи у озе- рейцев от бесконечных камазов, которым тесно на поселковых улицах — люди, наконец, поняли, что их в очередной раз просто надули.
В регионе немало экологических организаций, у многих из них есть навыки, технические ресурсы, связи с крупными общероссийскими и международными организациями. Однако ни разу за все время противостояния не была выработана общая стратегия кампании, не было совместного плана действий. Да это, исходя из реальной ситуации, было, скорее всего, и невозможно.
Ситуация, когда невозможно добиться компромисса и организовать должным образом совместные действия в общественной среде не редка, но в данном случае она имела патологический характер.
Обычные приемы — сборы подписей, пикеты, митинги, письма протеста — не срабатывали. Единственное, что могло бы хоть как-то пошатнуть эту махину — это действительно МАССОВАЯ кампания протеста с предложением реальных альтернатив, с поддержкой сильных и авторитетных международных организаций и известных ученых, с помощью опытных юристов.
У самих участников кампании протеста возникало множество противоречий и конфликтов. Складывается такое впечатление, что вся борьба была направлена не на остановку КТК, а шла за то, чтобы наработать собственный авторитет, за ощущение собственной значимости и за право возглавить процесс.
Может быть именно это — неумение лидеров различных организаций работать вместе — и стало главным козырем в руках сторонников КТК. И действительно, КТКшным пиарщикам природоохранники сами давали массу поводов показать, что реального организованного сопротивления проекту нет, есть лишь отдельные «выскочки», которые больше озабочены своими внутренними проблемами, чем желанием спасти Черное море от загрязнения.
Зарубежные и международные организации слабо привлекались на всех этапах кампании. Было довольно много публикаций в зарубежных СМИ (в том числе в таких престижных как журнал Wildlife), приходили письма поддержки от простых граждан. но такие крупные и известные организации как Bankwatch, Oilwatch практически не участвовали в кампании.
Юридическая поддержка также была недостаточной. «Экоюрис» присоединился к кампании слишком поздно, когда, учитывая обычную судебную волокиту, уже вряд ли можно было что-то изменить.
Не удалось привлечь практически ни одного доллара для проведения кампании. В какой-то степени это тоже следствие общей неорганизованности работы.
Сейчас в Новороссийске и Анапе уже все устали от безуспешной борьбы, и просто стараются не думать о страшном будущем рядом с КТК. Но на самом деле кампанию нельзя считать законченной.
Информационные кампании: от продажи зубной пасты до революции
Информационная кампания — это серия системных информационных интервенций (внутренних или внешних, или одновременно тех и других). Информационная кампания настроена на изменения в физическом пространстве посредством внесения изменений в информационное и виртуальное пространства.
Информационная кампания может иметь совершенно разные цели. Это может быть продажа зубной пасты (рекламная или пиар-кампания как вариант информационной). Это может быть замена президента или снятие премьера (как вариант политической кампании). Это может быть вообще изменение строя в стране.
Информационная кампания базируется на точках уязвимости системы, на которую следует повлиять. Тиражируется именно тот контент, который способен привести систему в движение в нужном направлении. Информация выступает в роли «трансформера» реальности.
Как пример можно рассмотреть операцию «Аякс» 1953 года, когда ЦРУ и МИ-6 пытались сбросить иранского премьера Моссадека, чтобы вернуть к настоящей власти шаха Ирана. Следует добавить, что это был демократически избранный премьер. То есть имеем прототип всех бархатных и цветных революций. По плану, следовало инициировать беспорядки в стране, на фоне которых к власти должен был прийти другой премьер. В 2012 году в США вышел даже комикс на тему операции «Аякс». То есть эта операция уже стала фактом массовой культуры.
— Парламентарии в парламенте,
— Журналисты в газетах,
— Торговцы на базарах,
Все они были куплены агентом ЦРУ К. Рузвельтом, который получил на этот путч один миллион долларов.
Это были интенсивные, технологически обеспеченные коммуникации. Поэтому, разумеется, они повлияли на массовое сознание. И в результате, хоть и со второй попытки, было достигнуты беспорядкы в стране, на фоне которых к власти пришел другой премьер.
Подчеркнем, что прикладные информационные кампании имеют целью внесение изменений в физическое пространство с помощью механизмов нефизических пространств (информационного или виртуального). В указанном нами примере с помощью информационного пространства передавалась виртуальная трансформация, которой система была уязвима — делегитимизация премьера в глазах граждан. И это делалось как через традиционные каналы (базар, мечеть), так и через современные (газета, парламент).
В этом случае имеем следующий тип конструкции: СОБЫТИЕ — ТРАНСФОРМАЦИЯ. Компонент «событие» состоит из двух блоков: событие (или квази-событие) физическая и событие информационное, построенное так, чтобы нивелировать все сомнения относительно причастности властей к настоящему событию.
СОБЫТИЕ | ТРАНСФОРМАЦИЯ |
Событие физическое | Трансформация виртуального пространства |
Событие информационная | Трансформация физического пространства |
Под трансформацией виртуального пространства мы понимаем делегитимизацию власти, а под трансформацией физического пространства — смену власти.
Главной особенностью такого воздействия является то, что на трансформацию работает информационное событие, хотя все думают, что это действует событие физическое. Информационная событие может полностью отличным от его эквивалента — события физического. Можно вспомнить в этом контексте тот же пример убийства студента Шмида. Поскольку в информационном событии студент был убит, власть пала. Но в реальном событии этого не было. Так же неизвестно, было ли отравление Виктора Ющенко со стороны власти. А поскольку экс-президент сегодня отказывается сдавать кровь на анализ, то возникают серьезные опасения, что этого отравления могло вообще не быть. Именно поэтому мы говорим о квазисобытии, которое кладется в базис такой кампании. Оно может быть правдой, а может быть и выдумкой.
Л. Карпинский предложил интересную модель объяснения чеченской войны с точки зрения российской власти (цитата здесь): «Незавершенный (» бархатный») авторитаризм из Москвы вывозится в Чечню, доводится там до нужной кондиции, превращаясь в настоящую диктатуру на почве оккупационного режима, а затем возвращается в Россию, обеспечивая таким образом «целостность» ее репрессивной машины. Не исключено, что эта экспортно-импортная операция и была главным мотивом чеченской войны».
Практически такой же скрытый ход был в ваучеризации Чубайса. Об этом он рассказывал журналу Forbes, что настоящей целью было перехвата основ власти. Надо было забрать собственность от государства, поскольку она уже не была государственной, а ею руководили директора и секретари обкомов, которой конструкторы новой социосистемы не хотели отдавать собственность.
Как видим, модель изменений в физическом пространстве является удивительно однотипной, независимо от того, что продвигается: продажа зубной пасты или революции. Продаются контексты: положительный в случае зубной пасты или отрицательный в виде зверств старой власти. Но в любом случае победа теоретически должна быть за населением, для чего пасту надо купить, а власть поменять. В случае ошибки всегда должен «покупатель», а не «продавец».
Как можно понять, последний пример такой революционной замены — Грузия, где против Саакашвили был применен такой же инструментарий, с помощью которого он ранее пришел к власти (см. о финансировании оппозиции со стороны других грузинских олигархов). И теперь уже сам Саакашвили выступает в роли «врага народа».
Модель «врагов народа» активно присутствует как на советской, так и на постсоветской территории. Сталин пытался достичь стабильности внутри страны, используя ее для моделирования не только внутренней, но и внешней ситуации. Это давало ему возможность блокировать любые протестные настроения внутри страны.
Постсталинский период характеризуется более активным применением этой модели для опоры на действия внешних, а не внутренних врагов. С «внутренними врагами» боролись уже более мягкими методами. Одновременно на это повлияло не только общее смягчение, но и историческая память населения о периоды прошлых массовых репрессий. При Андропове, которого сегодня делают выдающимся демократом, как и при других руководителях, действовали те же репрессии, только они уже были не массовыми, а индивидуальными.
Создание пятого управления КГБ называют одним из первых шагов Андропова в этом ведомстве. Оно было создан для борьбы с идеологическими диверсиями противника. Это теперь первый его руководитель Бобков говорит о нацеленности на изучение общественного мнения. Реально же аналитических подразделений, как ни странно, в КГБ не было. При Андропове возникли: группа консультантов при председателе КГБ и аналитическая группа в этом Пятого управления. Общее количество агентов всего КГБ составило 170 тысяч (см. здесь и здесь). Есть и «позитивные» материалы на эту тему.
В сегодняшнем постсоветском пространстве оппозицию все равно пытаются подавать как такую, которая стоит вне мейнстрима. Это тот же, хотя и мягкий вариант «врагов народа», поскольку оппозиция на Западе все же является встроенным в систему механизмом, т.е. частью власти, которая, можно сказать, просто думает по-другому.
Содержание нужной точки зрения на события остается важным элементом формирования информационного пространства. И тут оппозиции не найдется места. На сайте «Антикомпромат» (адрес — www.anticompromat.org) можно найти любопытные биографии новых бойцов российского идеологического фронта, чьи статьи затем печатаются в ведущих изданиях. Такая «антиработа» продолжает вестись, как видим, и сегодня.
Информационные бойцы всегда используют идеологический инструментарий. Именно им легче бить врагов. Когда, например, Депардье получил российское гражданство, ему сразу вспомнили отца-коммуниста, который положительно относился к СССР.
Информационная кампания чаще всего будет активным действием, которая противостоит пассивному ожиданию. Поэтому энергетика атаки здесь на стороне нападавших. Украинско-российские информационные войны по поводу газа или других проблем всегда инициируются Россией, что придает ей дополнительные преимущества.
Сегодня новые горизонты открываются в этой сфере благодаря киберпространству. 2013 называют таким, когда правительственные киберподразделения выйдут на первый план. Уже в 2012 году была развернута атака на иранские власти, США и Саудовская Аравия получили в ответ атаки со стороны Ирана. 12 из 15 сильнейших в военном отношении государств разрабатывают свои программы кибервойны. Поэтому даже возник термин «холодная кибервойна». Меняется и базис не только для практики, но и для теории. Например, Библиотека конгресса США заложила в свои архивы 160 000 000 000 твиттер-сообщений. То есть изучать сегодня необходимо немного другие информационные потоки.
Мы живем сегодня не в мире информации, а в мире информационных кампаний. Именно такие сообщения, за которыми стоит «спонсор», и являются основным кирпичом, из которых строится информационное пространство. Время простой информации уже истекло.
© Почепцов Г.Г., 2013 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора