Что такое крупный бизнес определение
Крупный бизнес
Крупный бизнес — коммерческие организации, деятельность которых влияет на остальных участников отрасли и расстановку сил на рынке.
Развитие крупного бизнеса ослабляет конкуренцию, способствует развитию монополии, стабилизирует уровень цен в отрасли. На российском рынке крупный бизнес представлен частными и государственными корпорациями, унитарными предприятиями в сфере энергетики, сырья, транспорта.
Разновидности крупного бизнеса
Рост прибыли в крупном бизнесе требует постоянного расширения предприятия: увеличения производственных площадей, покупки нового оборудования, найма сотрудников. Развитие таких компаний сопровождается государственными субсидиями, обильными инвестициями. Представителями крупного бизнеса могут быть:
Российская экономика развивается за счет крупных корпораций, напрямую работающих с властными структурами через государственные заказы. Такие компании предоставляют рабочие места, расширенные социальные льготы, развивают промышленность страны. Главенство крупного бизнеса усложняет выход новичков на рынок, что сужает ассортимент, завышает средний уровень рыночных цен, создает недобросовестную конкуренцию.
Зарубежная экономика построена вокруг мелких предприятий, которые свободно конкурируют друг с другом. Такие компании выпускают разнообразный ассортимент продукции, формируют разброс цен на рынке, простой выход на рынок новых предприятий и высокий уровень конкуренции. Крупный бизнес в зарубежной экономике более обособлен от государства, тесно сотрудничает с мелкими компаниями.
Особенности крупного бизнеса
Количество и динамика развития крупных предприятий зависит от государственного регулирования, особенностей национальной экономики, политической ситуации в стране и мире. Развитие крупного бизнеса двояко влияет на экономику страны, поэтому тщательно регулируется надзорными органами. Для крупного бизнеса характерны следующие черты:
Малый, средний и крупный бизнес: понятия и основные черты
Крупные предприятия — это организации с большим количеством собственных ресурсов, масштабным товарооборотом, значительным уровнем реализации услуг и высокой капитализацией. Представители — международные компании, функционирующие на глобальных рынках.
Разбираться, в чем отличие малого и среднего бизнеса от крупного, следует всем, особенно начинающим предпринимателям. Еще на начальных этапах — при определении идеи вашего дела и написании бизнес-плана — следует иметь представление о будущем занятии.
Базовые понятия
Малый бизнес — это самая распространенная форма предпринимательства. У таких фирм минимальная численность (до 100 человек) и невысокий годовой доход (не более 800 млн руб.). У средних компаний есть обширные ресурсы и высокая ежегодная доходность. Малый и средний бизнес — это субъекты МСП. Организации, которые включены в реестр малого и среднего предпринимательства, вправе претендовать на налоговые и бухгалтерские льготы (209-ФЗ от 24.07.2007). Крупные предприятия — это компании с большим количеством сотрудников (от 250 человек) и доходами от 2 млрд рублей за предшествующий год (209-ФЗ, ПП РФ № 265 от 04.04.2016).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что входит в налоговые каникулы у ИП. Используйте эти инструкции бесплатно.
Основные характеристики предпринимательства
Каждая форма коммерческой деятельности отличается друг от друга экономическим масштабом. Разбираем критерии малого, среднего и крупного бизнеса и их основные характеристики.
Малые компании
Субъектом малого предпринимательства являются не только ИП, но и юридические лица. Среднегодовая численность сотрудников — не более 100 человек (пп. “а” п. 2 ч. 1.1 ст. 4 209-ФЗ). Территориальная деятельность этих компаний небольшая. В список их сферы деятельности входят:
Для малого предпринимательства срок проведения неналоговых проверок сокращен и ежегодно составляет не более 50 часов.
В 209-ФЗ указано, чем отличается малый бизнес от среднего, — критерии изложены в п. 1.1 ст. 4. Вновь зарегистрированным ИП предоставляются двухлетние налоговые каникулы. Возможность их получения есть у предпринимателей, которые:
Малый бизнес в 2021 и 2022 гг. освободили от плановых контрольно-надзорных мероприятий (ПП РФ № 1969 от 30.11.2020, ПП РФ № 1520 от 08.09.2021). Но внеплановые контролирующие ведомства провести вправе, список их с 1 июля 2021 года значительно расширен (248-ФЗ от 31.07.2020).
Основные примеры малого бизнеса — это индивидуальные предприниматели и ООО с небольшой численностью. Малые предприятия не нуждаются в подтверждении статуса. Необходимо придерживаться ограничений по доходу, количеству работников и доле участия в уставном капитале (ст. 4 209-ФЗ от 24.07.2007). Если вы превысите лимиты, то вас исключат из реестра МСП после подачи бухгалтерской отчетности — 10 августа следующего года (письмо ФНС № СД-4-3/8479@ от 22.05.2020).
Средние предприятия
В ст. 4 209-ФЗ приведены и характеристики среднего бизнеса — это хозяйствующие субъекты со среднесписочной численностью работников от 101 до 250 человек и с годовым доходом до 2 млрд руб. По сравнению с малыми средние предприятия включают целые сети компаний, работающие на большую потребительскую аудиторию. Эта предпринимательская форма осуществляет свою деятельность не только в пределах одного города, но иногда даже и области. По сравнению с малым бизнесом, где большая роль отведена персоналу, в среднем на первый план ставится качество товара (услуг). Таким компаниям несложно адаптироваться в меняющихся рыночных условиях. Вот примеры средних предприятий из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.10.2021:
Большой или крупный бизнес
В нормативах нет точного определения, что такое крупный бизнес, но с экономической точки зрения крупными являются предприятия с высокой обеспеченностью ресурсами, обширным объемом производства и миллиардной прибылью. Крупные компании имеют множество филиалов и представительств, в которых работают тысячи сотрудников. Пример российских крупных компаний — ПАО «Газпром», ОАО «РЖД», ПАО «Сбербанк».
Критерии отнесения к малому, среднему или крупному бизнесу
Налоговики ведут реестр МСП. В него включают компании, удовлетворяющие условиям для малого и среднего предпринимательства. Категорию экономических субъектов определяют по ряду критериев финансово-хозяйственной деятельности:
Для сравнения привели в таблице характеристики крупного бизнеса средних и малых предприятий.
Критерий | Признаки малого бизнеса | Признаки среднего бизнеса | Признаки крупного бизнеса |
---|---|---|---|
Доход | До 800 млн руб. | До 2 млрд руб. | Более 2 млрд рублей |
Количество сотрудников | 100 работников | Среднесписочное количество сотрудников среднего бизнеса: 101–250 работников | Стандартная численность крупного предприятия — более 250 работников |
Доля участия третьих лиц в уставном капитале | Совокупная доля участия РФ, субъектов РФ, государственных учреждений, общественных, религиозных организаций и фондов не более 25 %. Для других юридических лиц (иностранных и тех, которые не являются субъектами МСП) максимальная доля — 49 %. Если участники относятся к МСП, то их доля не ограничена. |
Если у ИП нет работников, то его статус определяется по годовому доходу. Если ИП и ООО только включены в единый реестр МСП, то их статус устанавливается по количеству работников.
Преимущества малого бизнеса
Малый бизнес (в том числе и микропредприятия) имеет определенные льготы:
Основные плюсы малого бизнеса:
Преимущества средних компаний:
Плюсы крупных предприятий:
По сути, для владельца компании неважно, к какой форме относится его ООО, — это малый или средний бизнес или даже микропредприятие. Главное — это конкурентоспособность, стабильный доход и низкие издержки.
Минусы и риски
Перед тем как начать собственное дело, сопоставьте все плюсы и минусы для различных экономических масштабов. Основные минусы малого бизнеса:
Имеет значение и размер первоначального капитала. Чем выше этот показатель, тем больше шансов продержаться во время кризиса и не обанкротиться.
Недостатки среднего бизнеса:
Риски владения крупной компанией:
Отличия
Наглядная схема, чем малый бизнес отличается от среднего в части бизнес-процессов.
Основы успеха
Успех небольшого предприятия зависит от стратегии — долгосрочного плана развития. Средний бизнес легко подстраивается под изменяющиеся условия рынка, а его успех практически всегда зависит от наличия эффективного менеджмента.
В ч. 1.1 ст. 4 209-ФЗ от 24.07.2007 разъясняется, как определить большой бизнес — проверить численность (больше 250 человек) и доход (свыше 2 млрд рублей) компании. Успешное развитие крупного предприятия зависит от эффективных бизнес-моделей, которые разработаны на долгосрочную перспективу — даже через десятки лет такие компании продолжают работать, справляясь с кризисом и принося огромный доход.
Нормативный регламент
Вопросы функционирования малого, среднего и крупного бизнеса регулируются:
Малый, средний и крупный бизнес: что это такое, определения, отличия
На рынке можно встретить множество самых разных форм предпринимательства. Одни из них отличаются большим объемом, другие — обслуживают небольшое количество клиентов. А главное, некоторые виды коммерции сами по себе предполагают развитие до определенных размеров. Малый, средний и крупный бизнес — что это такое, в чем особенности и отличия каждого из них расскажем здесь.
Определение понятий
Предпринимательством считается любая самостоятельная систематическая коммерческая активность. Это значит, что она изначально направлена на получение прибыли за продажу своих товаров, услуг, предоставление имущества в пользование и так далее. Независимо от того, как ведется работа, она должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке.
Размеры предприятия определяют множество уникальных критерий его работы. Небольшие фирмы государство традиционно поддерживает, снижая налоги и другие обязательные платежи, к большим — предъявляет много требований, поскольку они приносят огромный доход. Естественно, что молодым предпринимателям важно понимать разницу между всеми формами, чтобы правильно вести свою деятельность.
Малый бизнес на сегодняшний день является самым распространенным. Его проще организовать, даже имея небольшой опыт в работе или его полное отсутствие. Постепенно размеры могут увеличиться до средних, за счет увеличения годового оборота и привлечения большего количества ресурсов.
Крупным предприятием может называться только компания, охватывающая несколько регионов страны или вышедшая на международный уровень. У него всегда есть большое количество конечных потребителей, а значит спрос превышает предложение.
Основные характеристики предпринимательства
Каждая из представленных выше форм имеет свои уникальные черты и особенности. Но некоторые из них объединяют коммерцию в целом:
Любое предприятие становится участником рыночных взаимоотношений.
Компании в своей работе всегда сталкиваются с двумя основными аспектами: экономической и правовой. Вести деятельность без учета организационных и юридических норм запрещается.
Главная функция любой фирмы — участвовать в экономике страны, на территории которой она находится, и вносить требующиеся нововведения, чтобы постоянно развивать ее. Речь здесь идет об использовании новых технологий, поиске альтернативных источников энергии, сырья и прочего.
Организации всегда зависят от изменений на рынке своих услуг и продаж, они должны подстраиваться под них, чтобы рабочий цикл не прекращался.
Все это важно для предприятия, независимо от его размера, количества клиентов, годового оборота.
В чем разница между малым, средним и крупным бизнесом и какие показатели среднего бизнеса в российской экономике на 2021 год
Средний бизнес – темная лошадка среди всех участников предпринимательства. Он как бы есть, но отдельно о нем никто не говорит. МСП (малое и среднее предпринимательство), крупный и средний бизнес… По факту, средний бизнес всегда где-то рядом, но о нем мало что известно.
Так чем же отличается средний бизнес от малого и крупного? Средний бизнес – это сколько сотрудников должно быть и какой оборот в год? Разберемся далее.
Что такое средний бизнес: самое простое определение
Средний бизнес – это организация, у которой годовой доход варьируется от 120 до 800 млн. руб., число сотрудников от 16 до 250 человек, а доля государственного участия не должна превышать 25%.
Предприятия среднего бизнеса не так приметны, как участники малого и крупного. Это те компании, которые находятся на городском и региональном рынке. Почему редко говорят о среднем бизнесе? Если найти примеры малого предпринимательства (это маленькие магазины, салоны красоты, строймаги местного значения) и крупного (это гиганты бизнеса на уровне страны и мира: Магнит, Пятерочка, Победа, Звениговский и др.) – легко, то относящиеся к среднему бизнесу фирмы – куда сложнее.
Таблица “Чем отличается средний бизнес от малого и крупного”
Критерий
Малый
Средний
Крупный
от 15 до 100 человек
от 101 до 250 человек
Непросто на любую сумму
Непросто на крупную сумму
Одна фирма в городе
Сеть в городе и регионе
Сеть по стране и за ее пределами
Имея в голове эту простую шпаргалку, всегда можно понять, какое предприятие относится к малому, среднему и крупному бизнесу и почему.
Что относится к среднему бизнесу: известные примеры
Найти конкретные примеры среднего бизнеса в Рунете практически невозможно (мы пытались). Известно лишь то, что границы между малым и средним бизнесом достаточно размыты. Можно предположить, что к среднему бизнесу относятся многочисленные нефтяные компании, агрохолдинги, горнодобывающие компании, сельскохозяйственные производители, сети строительных магазинов (например, “Березка”) и др.
Какие налоги платит средний бизнес
Малый и средний бизнес привычно объединяют в одно определение – МСП. Во всех источниках в Интернете пишут либо эту аббревиатуру, либо вовсе говорят лишь о малом бизнесе. Это свидетельство того, что средний бизнес находится в тесной связи с малым. А значит, условия для них будут примерно одинаковыми.
1. УСН
УСН есть нескольких видов – УСН “Доходы” (ставка от 1 до 6%) и УСН “Доходы минус расходы” (от 5 до 15%). Ставки определяются исходя из субъекта, в котором вы живете. УСН чаще всего выбирают предприниматели. По ней удобно платить, отчитываться и даже экономить.
2. ОСНО для всех
Общая система налогообложения автоматически применяется к любому бизнесу, если предприниматель при регистрации сам не выбрал налоговый режим. Вести учет по ней очень сложно, и без бухгалтера практически невозможно.
На общей системе есть сразу несколько видов налогов:
Налог на прибыль (20% платят организации);
НДС для всех (0%, 10%, 20%);
Налог на имущество для организаций (менее 2,2%).
Какие источники финансирования характерны для среднего бизнеса
Номер
Внутренние
Внешние
Прибыль. Это главный источник финансирования. Он рассчитывается так: доход — затраты х себестоимость товара.
Прибыль зависит от цены на продукцию, себестоимости товара и объема сбыта продукции.
Средства сторонних организаций. Если у вас с владельцем иной фирмы есть общие интересы, то можно объединиться и создать более масштабный и выгодный общий бизнес.
Валовая и остаточная прибыль. Под первой понимают общую прибыль, из которой еще не вычли издержки, налоги и пр. Остаточная прибыль – та сумма, которая остается после всех вычетов (чистая прибыль).
Распространение акций компании. Покупателями акций могут быть самые разные люди, с разным достатком. Их может быть 10, а может быть и 1000. Важно, что они вносят деньги в бизнес, а это финансирование.
Запасы товара. Деньги, которые вложены в приобретение продукции, учитывать как деньги в обороте нельзя. Их попросту нет, они вложены. Поэтому нужно грамотно распределять ресурсы и вычислять, когда стоит выделить деньги на товар, а когда стоит повременить.
Кредит. Как вариант – оформить займ в банке. Там фиксированная ставка и срок, все официально. Но может потребоваться залог.
Амортизация. Есть отдельный фонд, который создан для сбора денег на обслуживание, ремонт и замену техники. Оттуда можно одолжить деньги, но с последующим возвратом.
Коммерческий кредит. Можно занимать товары у поставщиков. Условия могут быть разными – отсрочка, рассрочка и др.
Государство. Можно попробовать выиграть грант, получить субсидию или госзаказ. Некоторые программы помогают выпутаться недавно открытым компаниям.
Как коронавирус повлиял на малый и средний бизнес
В 2019 году закрылось более полумиллиона субъектов малого и среднего предпринимательства, а в 2020 – 4,5 млн. руб. В июле 2020 года насчитывалось 6,1 млн. МСП в стране. Уже через месяц число сократилось до 5,6 млн. В 2021 году будет перепись малого и среднего бизнеса, и данные, конечно, изменятся.
Какие проблемы есть у малого и среднего бизнеса: статистика 2021 по России
Каждая десятая фирма объявила о своем закрытии. Дело в том, что спрос на товары и услуги, который упал в период пандемии, не восстановился. Другая проблема – сложно платить налог на имущество и арендную плату. Предприниматели упорно просят снизить налоговую нагрузку, иначе число банкротов увеличится.
Также бизнесы не могут платить зарплаты сотрудникам и отчислять за них налоги в фонды. В этом вопросе государство уже их поддержало – ввело кредиты на з/п. Но на куче кредитов далеко не уедешь.
Меры поддержки государства
В пандемийный период пришлось тяжко всем. Чтобы оставить бизнес на плаву, Правительство приняло несколько программ по поддержке (подробнее о них – здесь).
По данным РБК, воспользоваться кредитами под 2% смогли более 21% опрошенных (всего было задействовано 5 000 руководителей). Отсрочку по долгам использовали 19%. Продление сроков внесения страховых взносов стало популярным среди 16% бизнесменов.
Меры поддержки, которые распространяются на 2021 год:
Возможность получать авансы по госконтрактам
Если раньше поставляющие государству по госконтрактам предприниматели могли получить максимум 30% предоплаты, то сейчас размер возрос до 50%.
Новая программа кредитования
С 1 марта вступил в силу закон о льготной программе кредитования. “ФОТ 3.0”, а именно так она называется, позволяет пострадавшим от коронавируса предприятиям взять кредит под 3%. Поручителем выступит государство.
Условия:
Кредит можно оформить до 1 июля 2021 на 12 месяцев;
Максимальная сумма – 500 млн. руб.;
На период действия соглашения работодатель обязан сохранить штат на 90% и более;
В первые полгода заемщик не платит платежи и проценты, во втором полугодии – ежемесячно отчисляет одинаковую сумму;
Воспользоваться программой смогут более пострадавшие отрасли – туризм, гостиничный бизнес, рестораны и др.
Как зарегистрировать средний бизнес
Будем рассматривать в качестве примера ООО, так как это самая популярная форма. Вообще, регистрация подразумевает несколько этапов, если она осуществляется самостоятельно:
1 ЭТАП. Подготовительный
Это сбор и систематизация имеющихся сведений – юридического адреса, паспортных данных, определение видов деятельности, фиксирование размера уставного капитала.
2 ЭТАП. Оформление документов
Решение о создании общества;
Договор об учреждении;
Заявление формы 11001.
3 ЭТАП. Сбор документов для регистрации
Заявление формы 11001;
Квитанция об уплате госпошлины.
4 ЭТАП. Обращение в налоговую, ожидание и готовые документы
Со всеми документами вам нужно обратиться в налоговую. Как только вы их подадите, в течение 5 дней вас поставят на учет. На выходе вы получите свидетельство о госрегистрации и постановке на налоговый учет, выписку из ЕГРЮЛ, заверенную копию устава. Далее вам нужно будет открыть расчетный счет, сделать печать, уведомить об этом ФНС. И готово!
Самый прибыльный средний бизнес сейчас
В условиях пандемии спросом у населения стала пользоваться доставка товаров на дом. Это и еда, и вещи, и прочее. Другие выгодные в наше время сферы:
юридические консультации и др.
Часто задаваемые вопросы
Почему средний бизнес умирает?
Год от года растет налоговая нагрузка (особенно НДС), бизнесу сложно платить. Некоторые начинают работать как ИП или сокращают штат, чтобы перейти в малый сектор. Так у них появляется возможность работать по ПСН или УСН, что гораздо выгоднее других систем.
Коронавирус тоже внес свою лепту. Сферы услуг, развлечений стали убыточными. Но это касается практически всех МСП. Выживают сильнейшие (читать: те, у которых была финансовая подушка безопасности, чтобы пережить безденежье и коронавирус какое-то время).
Почему средний бизнес называют двигателем экономики страны?
Средний бизнес в любой стране – опора экономики. Он создает рабочие места, поддерживает конкуренцию, выпускает новые товары. Как бы ни было парадоксально, средний бизнес – что-то среднее между малым (который гибок и легок на подъем) и крупным (который имеет вес в мире). То есть такой тип значительно влияет на экономику страны, является привлекательным для инвесторов и составляет большую часть ВВП.
Какой средний бизнес самый выгодный сегодня, а от какого стоит отказаться?
Как мы уже говорили, в 2021 году выгодно заниматься всем, что связано с интернетом и удаленкой. В прошлом году потерявшие работу ринулись проходить курсы в интернете и зарабатывать на новых навыках. Тенденция актуальна и сейчас. Кроме того, есть смысл заниматься доставкой товаров, логистикой перемещений, предоставлением консультаций в сфере юриспруденции и финансов.
Скорее продавать нужно гостиницы, коммерческую недвижимость под офисы, салоны красоты, бассейны, развлекательные клубы. Открывать такой бизнес сегодня мы вам не советуем – велики риски.
Что такое малый, средний и крупный бизнес: в чем разница между этими видами предпринимательства по фактам
Известный портал по поиску работы hh.ru провел опрос среди населения, работающего в найме. Оказалось, что 84% людей мечтают в будущем открыть свое дело. Лишь 8% опрошенных устраивает работа по найму. И эти цифры вполне реальны, ведь куда не глянь, все хотят работать на себя.
Начать бизнес логичнее с малой или средней формы предпринимательства. Но кто относится к малому и среднему бизнесу? Кому проще получить поддержку государства и сколько нужно платить налогов? Все – в нашей статье со статистикой.
Что такое малый бизнес (какой бизнес относится к малому)
Это организации и ИП, которые подходят по определенным параметрам:
Число сотрудников меньше 100. Если людей в подчинении больше, то это уже характеристика среднего бизнеса. Не клеится.
Годовой оборот менее 800 млн. руб. Зарабатывают меньше 120 млн. руб. – микропредприятия, больше 800 млн. руб. – средние.
Малый бизнес подвергается меньшему числу проверок (не более 50 часов в год). И в принципе, государство более лояльно относится к малому бизнесу. Дает субсидии, гранты, не напрягает многочисленной отчетностью.
Кто относится к малому бизнесу
Федеральный закон РФ №209 гласит, что к малому предпринимательству относятся КФХ, ИП, хозяйственные товарищества, кооперативы и некоторые другие организации, которые попадают под критерии (описанные выше).
В каждом городе – свои герои малого бизнеса. В Зеленодольске – магазин нижнего белья “Ева”, в Чебоксарах – рекламная компания “Графика”, в поселке Васильево – строительный магазин ГОСТ. К малому бизнесу обычно относятся парикмахерские, агентства, маленькие малоизвестные магазины, онлайн-СМИ.
Что такое средний бизнес – простое определение
Средний бизнес более масштабен по числу сотрудников (не менее 101 и не более 250 человек) и обороту капитала (не менее 801 млн. руб. и не более 2 млрд. руб.).
Когда наняли 101 сотрудника и вошли в средний бизнес
Представитель такой формы предпринимательства известен в регионе и даже может иметь представительство по стране. Если малые предприятия – это уютные местечки у дома в единичном или почти единичном экземпляре, то средние имеют более широкую географию.
Средний бизнес – это сколько денег?
Оборот капитала в год должен быть больше 800 млн. руб., но меньше 2 млрд. руб.
Примерами успешного среднего бизнеса являются фирмы “Олипс”, “Соломон”, “Геотех” и др.
Крупный бизнес – определение с известными примерами
Крупный бизнес – это гиганты предпринимательства. Такие фирмы работают не только в пределах региона, но и по всей стране и миру. У них есть несколько общих черт:
Число сотрудников от 251 человека;
Годовой оборот более 2 млрд. руб.;
Работа на большой территории и в разных странах;
Большая доля производства в своей нише.
Когда достигаются эти цифры, средний бизнес переходит в крупный. Если с малым и средним бизнесом примеры удалось найти не сразу, то с крупным и задумываться не пришлось. Фирмы, которые относятся к этому кластеру, всем известны: Акконд, Атяшево, Звениговский, Победа, Хлебокомбинат Петровский, Пятерочка, Samsung, Apple, Redmond, Ikea и пр.
Как определить малый, средний или крупный бизнес
По каждому виду бизнеса прошлись, теперь нужно обобщить и сделать шпаргалку, по которой вы без труда сможете за секунду определять, какая фирма относится к малому, среднему или крупному бизнесу. Так кто входит в малый, средний и крупный бизнес?
Критерий
Малый
Средний
Крупный
от 15 до 100 человек
от 101 до 250 человек
Непросто на любую сумму
Непросто на крупную сумму
Одна фирма в городе
Сеть в городе и регионе
Сеть по стране и за ее пределами
Сколько малый, средний и крупный бизнес платят налогов
1. УСН и ПСН – какие налоги для малого бизнеса
Упрощенка и патент подойдут для малого бизнеса. На патенте можно нанимать не более 15 сотрудников, а на УСН – максимум 130. Причем на последнем режиме нельзя зарабатывать в год более 200 млн. руб.
УСН есть нескольких видов – УСН “Доходы” (ставка от 1 до 6%) и УСН “Доходы минус расходы” (от 5 до 15%). Ставки определяются исходя из субъекта, в котором вы живете. УСН чаще всего выбирают предприниматели. По ней удобно платить, отчитываться и даже экономить.
Патент же подразумевает доход до 60 млн. руб. И воспользоваться системой могут лишь ИП. Зато она удобна и проста, сдавать отчетность нужно только по сотрудникам (до 15 человек), остальное не требуется. Кстати, ПСН чем-то схож с отмененным в 2021 году ЕНВД (сумма платежа зависит не от известного дохода, а от потенциального).
2. ОСНО для всех
Общая система налогообложения автоматически применяется к любому бизнесу, если предприниматель при регистрации сам не выбрал налоговый режим. Вести учет по ней очень сложно, и без бухгалтера практически невозможно.
Когда выбрал ОСНО и не нанял бухгалтера
ИП и ООО в малом бизнесе ОСНО не выбирают. Это удел среднего и крупного предпринимательства. На общей системе есть сразу несколько видов налогов:
Налог на прибыль (20% платят организации);
НДФЛ для ИП (13%, 15%, 30%);
НДС для всех (0%, 10%, 20%);
Налог на имущество для организаций (менее 2,2%);
Налог на имущество для ИП (от 0,1% до 2%).
Кроме всего прочего, ИП обязаны платить страховые взносы за себя. А это в год – 40 874 руб.
Как государство поддерживает малый и средний бизнес
Субсидия на создание бизнеса
Кто получит субсидию для малого и среднего бизнеса? Если вы совершеннолетний безработный гражданин, стоящий на учете в центре занятости своего города (или только планируете это сделать), то информация будет полезна вам. Минэкономразвития разработало специальную программу субсидирования малого и среднего бизнеса.
Субсидию дают на открытие своего бизнеса, причем однажды. В каждом регионе – свои размеры. Например, в Москве могут дать чуть более 10 000 руб., а в Краснодаре – почти в 20 раз больше. Подробную информацию лучше искать на сайте “Мой бизнес”.
Грант на развитие бизнеса
Грант обычно выражается в форме участия государства в бизнесе или безвозмездной финансовой помощи. Размеры каждого гранта разные. Здесь роль играет сфера деятельности, число сотрудников, доход от бизнеса и пр.
Такую субсидию дают только начинающему малому бизнесу, который работает менее года. Чтобы ее получить, нужно:
иметь идеальную репутацию и кредитную историю;
производить продукцию или предоставлять услуги в значимой для государства и общества сфере;
вложить четверть своих денег;
платить взносы в ПФР и ФОМС.
Субсидия на модернизацию производства
Эта субсидия касается тех, кто уже организовал свое производство и ему нужно поменять техническое оснащение. Таким производствам государство возместит до половины затрат (до 5 млн. руб.).
При условии, что вы подходите по следующим параметрам:
исправно платите зарплату подчиненным;
средняя зарплата в компании выше минимального порога в области;
готовы выплатить всю сумму за установленную технику;
не участвовали в аналогичных госпрограммах в 2021 году.
Субсидия на создание фермерского хозяйства
На поддержку могут претендовать фермеры в агропромышленной сфере. Они вправе вернуть себе до 90% денег, которые потратили (это до 3 млн. на организацию семейной фермы и разведение крупного рогатого скота и до 1,5 млн. в других случаях).
Субсидия заманчивая, но дают ее, если:
собственник в последние 3 года другим бизнесом не занимался;
хозяйство существует менее 2х лет;
бизнесмен имеет образование, связанное с сельским хозяйством, и трудовой стаж в сфере более 3х лет;
предприниматель ранее подобную помощь не получал;
сотрудников в хозяйстве не более 15 человек;
собственник готов внести 10% от суммы из своего кармана и пр.
Но несмотря на то, что государство предлагает ряд программ, подавляющее большинство действующих предпринимателей считают, что эти меры поддержки им не помогают.
Результаты опроса портала hh.ru
Результаты опроса портала hh.ru
Зачем государству поддерживать малый и средний бизнес
Казалось бы, как государство касается наш бизнес? Но оно, как никто, в этом заинтересовано. Есть несколько весомых причин:
Малый бизнес сильно зависит от экономики в стране. Он поддерживает ее устойчивость, что выгодно государству.
Благодаря созданию нескольких фирм в одной нише сокращается вероятность создания монополии. Монополия тормозит экономическое развитие. А конкуренция – напротив, помогает производить товары качеством выше, давать покупателям альтернативу.
Малый и средний бизнес – это обеспечение рабочих мест. Государству выгодно трудоустроить свое население, чтобы оно платило налоги с з/п, а не выкачивало из казны пособия по безработице.
Как получить деньги на малый бизнес
Теперь мы точно знаем, что государству нужен малый бизнес. По данным на 2020 год, в секторе МСП заняты более 15 млн. человек. И это число должно неизменно расти. Для этих целей государство разработало несколько программ поддержки, в рамках которых можно получить субсидию, грант, льготный кредит и различные компенсации. Об этом вы можете подробно прочитать здесь.
За получением помощи идите в ту инстанцию, которая предоставляет грант или субсидию. Это Центр занятости, Минэкономразвития, Минсельхоз, отделение Департамента сельского хозяйства и т.д.
Малый и средний бизнес: статистика по России
В июле 2020 года насчитывалось 6,1 млн. МСП в стране. Уже через месяц число сократилось до 5,6 млн. В 2021 году будет перепись малого и среднего бизнеса, и данные, конечно, изменятся.
Данные о числе МСП от Росстата
Данные о структуре МСП от Росстата
Сотрудники hh.ru спросили бизнесменов также о том, почему они выбрали предпринимательство. И как видно по результатам, статусность людей интересует меньше всего.
Результаты опроса hh.ru
Чем предпринимательство отличается от работы в найме
Когда надоело работать на “дядю”, появляется заманчивая перспектива работать на себя. Точнее, перспектива-то была всегда, но находилась где-то вдалеке. С появлением мыслей о предпринимательстве появляются и сомнения.
Собственный бизнес хорош тем, что вы сами можете контролировать свое время. В найме же у вас есть четкий график, отклонение – выговор.
Зарплату тоже вы устанавливаете себе сами исходя из доходов. В работе на кого-то у вас – оклад и премия.
Ну и независимость – решили, что пора в отпуск, делегировали задачи управляющему или директору и вперед. В найме же отпуск плановый – 2 раза в год по 2 недели или месяц один раз в год.
Плюсы и минусы работы на себя
У дохода нет границ
Все проблемы в бизнесе – ваша забота и ответственность
Все решения принимаете вы
Можно в одночасье лишиться всего и еще остаться с долгами
График работы устанавливается тоже вами
На первых порах близкие не будут вас видеть дома
Можно экспериментировать – находить новые направления деятельности, открывать партнерства и пр.
Вы никак не защищены государством, гарантированных больничных, отпусков, соцпакета – ничего нет
Появляется высокий статус предпринимателя
Бизнес будет преследовать даже дома, ведь график ненормированный, а задач всегда куча
Можно обеспечить деньгами и делом близких и детей
Нужно постоянно вести переговоры, уметь договариваться, быть смелым и решительным (что подходит не всем)
Свое дело греет душу и мотивирует
Есть перспективы вписать свое имя в историю