Что такое индивидуальный правовой акт
Статья 61. Нормативные и ненормативные правовые акты
Статья 61. Нормативные и ненормативные правовые акты
1. Правовые акты органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления подразделяются на нормативные и ненормативные (индивидуальные).
4. К нормативным правовым актам относятся:
1) настоящий Устав городского округа Прохладный КБР, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные правовые акты Совета местного самоуправления городского округа Прохладный КБР.
3) нормативные правовые акты главы местной администрации городского округа Прохладный КБР.
5. К индивидуальным (ненормативным) правовым актам относятся:
1) решения Совета местного самоуправления городского округа Прохладный КБР, носящие ненормативный характер;
2) постановления и распоряжения главы городского округа Прохладный КБР (председателя Совета местного самоуправления городского округа Прохладный КБР), носящие ненормативный характер, принимаемые в соответствии с его компетенцией;
3) постановления и распоряжения главы местной администрации городского округа Прохладный КБР по вопросам организации работы местной администрации городского округа Прохладный КБР;
4) приказы руководителей структурных подразделений местной администрации городского округа Прохладный КБР.
6. Муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти КБР в порядке, установленном законом Кабардино-Балкарской Республики.
7. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
8. Проекты муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местных бюджетов.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О понятии нормативного правового акта и его существенных признаках
В правоприменительной практике нередко встает вопрос различия понятий нормативного правового акта и индивидуального акта.
Одним из существенных пробелов, имеющихся в российском законодательстве, является отсутствие легального определения нормативного правового акта, что способствует значительным спором, возникающим в судебной практике по делам об оспаривании нормативных правовых актов (далее-НПА).
Первоначальное определение нормативного правового акта было дано в Постановлении Государственной думы Российской Федерации от 11.11.1996 № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации», в котором под таким актом понимался письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Аналогичная дефиниция используется и в «Разъяснениях о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом Минюста России от 04.05.2007 № 88.
В свою очередь Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» определил существенные признаками, характеризующие НПА:
— издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом,
— наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение и направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Вместе с тем, указанное постановление высшей судебной инстанции не является единственным, которым определяется понятие и признаки нормативного правового акта. Так, в Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30.07.2013 № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» указано, что разрешая вопрос о том, является ли оспариваемый акт органа публичной власти НПА, арбитражный суд должен установить содержатся ли в таком акте нормы права, то есть правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц либо нормы, которые вводят в действие нормы права, а также изменяют или отменяют действующие нормы права.
Таким образом, указанным постановлением не только определяется существенные признаки нормативного правового акта, но и, по сути, дается его понятие.
Учитывая изложенное, в настоящее время в российской судебной практике вопрос о понятии и признаках нормативного правового акта определен.
Что такое индивидуальный правовой акт
Индивидуальные и нормативные правовые акты
Определение
Начнем с определения и сразу рассмотрим главные характерные признаки такого акта.
Индивидуальным правовым актом является некое властное правовое предписание, соответствующее совокупности признаков:
То есть такие акты не устанавливают новых норм права и не упраздняют их (не носят нормативного характера), а дают установки, как применять нормы права в конкретном случае. С помощью индивидуального правового акта происходит установление, изменение или прекращение юридических прав и обязанностей участников общественных отношений в индивидуальном порядке.
Обратите внимание! Не стоит считать, что индивидуальные правовые акты могут издаваться исключительно органами государственной или муниципальной власти (сюда относятся примеры индивидуальных правовых актов управления). Нет, издать их может, например, и руководство любой частной организации в отношении своих сотрудников и т. д.
Примеры
Вот примеры индивидуальных правовых актов:
Обратите внимание! По способу фиксации индивидуальные правовые акты можно разделить на 2 большие группы:
Соотношение нормативных и индивидуальных правовых актов
Выше мы уже говорили, что индивидуальный правовой акт не порождает, не изменяет и не упраздняет каких-либо правовых норм (даже если это, например, индивидуальный правовой акт органа исполнительной власти). Однако при этом он вызывает возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, прав и обязанностей точно определенных субъектов права.
Индивидуальный правовой акт дополняет нормативный правовой акт, на основании и во исполнение которого создан, и не может ему противоречить. Например, трудовой договор (индивидуальный правовой акт) заключается с конкретным работником во исполнение предписаний Трудового кодекса РФ (это НПА) и т. п.
Давайте сравним индивидуальный и нормативный правовые акты.
Сходства
Будучи по своей природе правовыми актами, они имеют ряд сходных характеристик, среди которых:
Различия
Здесь для наглядности приведем сравнение в табличной форме.
Признак для сравнения
Нормативный правовой акт
Индивидуальный правовой акт
Направлен на порождение, изменение или отмену норм права. Соответственно, содержит нормы права. Является результатом правотворческой деятельности
Не порождает, не изменяет и не отменяет нормы права и их не содержит. Является итогом не правотворческой (как НПА), а правоприменительной деятельности
Пределы распространения действия акта по кругу субъектов
Неограниченный или очень широкий круг субъектов. Содержит общеобязательные правила поведения
Конкретный единственный субъект или четко определенный узкий круг субъектов.
Общеобязательных правил поведения не содержит
Действие во времени
Не ограничен по времени или рассчитан на длительный срок применения. Используется многократно в установленных законом ситуациях
Рассчитан на однократное применение в конкретной ситуации. Действие акта прекращается после завершения правоотношений, обозначенных в этом акте
Вид регулируемых правоотношений
Регламентирует типовые, массовые правоотношения
Касается только конкретной жизненной ситуации, указанной в акте
Процесс принятия и реализации
Установлен особый процессуальный порядок и принятия, и реализации
Порядок принятия и реализации обычно установлен общими положениями НПА или внутренней документацией организации — в зависимости от правового статуса автора такого акта. Например, порядок принятия индивидуальных правовых актов государственного управления четко определен на законодательном уровне, принимается в одностороннем порядке компетентным органом по установленным правилам управленческого процесса. В принципе, порядок создания и принятия любых нормативных и индивидуальных правовых актов управления регламентирован достаточно строго
Локальный нормативный или индивидуальный правовой акт
Сравним и эти два понятия, т. к. они вовсе не являются тождественными.
Локальный нормативный акт — это официальный правовой документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления организации/учреждения для регулирования правоотношений внутри этой организации/учреждения.
Основные признаки локального нормативного акта:
К локальным нормативным актам относятся, например, уставы учреждений или правила внутреннего трудового распорядка. То есть те документы, которые распространяют свою силу на всех или большинство сотрудников организации.
Но локальные акты могут быть и индивидуальными, если они используются для юридического оформления конкретного управленческого решения и не рассчитаны на неоднократное применение. К ним относятся приказы о приеме на работу, об отпуске, расторжении трудового договора, применении дисциплинарного взыскания или премировании и т. д.
Итак, к индивидуальным правовым актам относятся правовые акты, не содержащие норм права. Индивидуальный правовой акт — это одностороннее волевое властное действие со стороны госоргана, муниципального учреждения, частной организации или их должностных лиц, направленное на реализацию правовых норм в связи с конкретным делом. Такой акт (документ или действие) адресован конкретному субъекту, применяется однократно и прекращает свое действие после того, как были завершены конкретные отношения, обозначенные в данном акте.
Приложение1
В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.
Рассмотрим названные группы более подробно.
1. Официальная правовая информация
Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.
1.1. Нормативная правовая информация
В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).
Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.
Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:
Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.
Норма права касается:
В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.
Законы РФ принимаются в виде:
Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.
К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.
Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.
Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.
Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.
В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
1.2. Иная официальная правовая информация
К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:
Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.
1.3. Формы правовых актов
Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.
НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается».
Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 «О положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.
Минюст РФ в «Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.
Общие черты этих актов:
3. Неофициальная правовая информация
Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:
Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.
Индивидуальный правовой акт
Смотреть что такое «Индивидуальный правовой акт» в других словарях:
Индивидуальный правовой акт — (англ. individual legal act) разновидность правового акта, не содержащего норм права. Индивидуальный правовой акт представляет собой одностороннее волевое властное действие государственного органа исполнительной власти или его… … Википедия
Индивидуальный правовой акт — (англ individual legal act) в теории права разновидность правового акта, не содержащего норм права, представляющего собой одностороннее волевое властное действие гос ного органа исполнительной власти или его … Энциклопедия права
Правовой акт — Правовой акт: Нормативный правовой акт Подзаконный правовой акт Индивидуальный правовой акт … Википедия
Правовой акт управления — Все виды государственной власти обеспечены соответствующими правовыми актами. Законодательная власть принимает законы; судебная власть акты правосудия; Конституционный Суд заключения; органы прокуратуры акты прокурорского… … Википедия
Ненормативный правовой акт — см. Индивидуальный правовой акт … Энциклопедия права
Ненормативный правовой акт — см. Индивидуальный правовой акт … Большой юридический словарь
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ — властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права (закон, кодекс, постановление, инструкция и др.). Он является одним из основных источников права современного государства, преобладающей формой … Юридическая энциклопедия
Муниципальный правовой акт — решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по… … Официальная терминология
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ — властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права (закон, кодекс, постановление, инструкция и др.). Он является одним из основных источников права современного государства, преобладающей формой … Энциклопедический словарь экономики и права
Муниципальный правовой акт — решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования… … Экологическое право России: словарь юридических терминов