Что такое имприматура в живописи

Имприматура в живописи

Имприматура — термин, используемый в живописи, для обозначения первоначального фонового цвета, который наносят на основу. Итальянский термин буквально означает «первичный, окрашенный слой», который помогает в классической живописи начинать работу со среднего тона, а затем совершать переход от темного к светлому оттенку.

Имприматура это тонкий, полупрозрачный слой цвета, который наносят на грунт перед работой для снижения впитывающей способности грунта или в качестве среднего тона для картины.

Подготовка основы

Существуют классические каноны в подготовке полотна, использовании материалов:

Прозрачная или полупрозрачная имприматура содержит в составе масляные краски и разбавитель. Первые слои картины обеспечивают ценность полотна, цвет наносят гораздо позже. Примером могут служить произведения Рубенса, где фон объединяет изображения на полотне. Все темные и теневые области окрашены в красный цвет, чтобы сделать эти участки яркими, теплыми и живыми во время создания главной темы. Более современный, несколько модифицированный вариант, метод предполагает использование алкидной среды для первого слоя, который значительно ускоряет сушку, но требует опыта и навыков в работе.Что такое имприматура в живописи. Смотреть фото Что такое имприматура в живописи. Смотреть картинку Что такое имприматура в живописи. Картинка про Что такое имприматура в живописи. Фото Что такое имприматура в живописи

Функции

Имприматура или фламандская техника первого слоя имеет несколько функций — тонизирующее уплотнение холста защищает лежащий в основе эскиз и создает легкую работоспособную почву для остальной части процесса. Каждый слой способствует построению картины, как пирамиды. Благодаря экспериментам ранних художников, в классической живописи маслом, великие живописцы оставили богатое наследие в применение цветовых составов «первого слоя»:

Имприматура является классическим термином для обозначения полупрозрачного или прозрачного цветного слоя, используемого для создания тонированной основы для живописи. Техника Алла прима в импрессионизме и пастозные методы не требуют тонированного грунта, поэтому на определенном этапе развития живописи значение первого слоя стало неактуальным. Но в работах маслом подготовительный слой становится гармонизирующим элементом для всех верхних наслоений цвета. Если краски положены в соответствии с законами классической техники — это позволяет демонстрировать первоначальный тонированный слой в определенных участках полотна, определяет общую тональность и легкость композиции.

Преимущества

Преимуществом использования имприматуры является то, что белый грунт просвечивается через прозрачный слой и верхние полупрозрачные мазки, создавая магическую трехмерную иллюзию. Цвет первичного слоя краски зависит от композиции:

Концентрация внимания

Но имприматура может наноситься частично, на определенные области или использоваться для концентрации внимания на определенных эффектах.

Чтобы подчеркнуть тени, свет и полутона:

Выделение формы

Чтобы сделать выделение формы, используют традиционные составы из четырех цветов — свинцовых или титановых белил, желтой охры, красной охры и черной сажи. Правильное смешение до нейтрального серого оттенка начинается с черного и белого с добавлением желтого пигмента. Если требуется погасить зеленый цвет, в тонировку добавляют красную охру.

Живые цвета требуют присоединения реальных оттенков, которые задействованы в картине – это может быть ультрамарин, берлинская лазурь, глубокий цвет марена, красная киноварь или кадмий, желтый свинец.

Определенный цвет для каждого объекта должен просвечиваться в предыдущем слое. Для освещенных участков или воспроизведения тени используют соответственно более легкую или, наоборот, темную смесь пигментов. Иногда требуется много слоев, чтобы завершить стадию имприматуры, постепенно сужая подсвеченные и теневые области.

Источник

Узнаем, что такое имприматура

Имприматура — цветная тонировка (подцветка) грунта или первого слоя холста. Имприматура — простой и эффективный способ создать цветовую гармонию в живописной работе. При тонкослойном письме цвет грунта, просвечивая через слои красок, объединяет их в колористическом отношении.

Так, на грунтах с теплыми и горячими оттенками цвета легче выдержать живопись в теплых тонах, на серых — в серебристых, на холодных — в холодных, на темном грунте — в темных тонах и т.п. Имприматура облегчает работу художника и технологически ускоряет процесс исполнения картины.

Имприматура

Художнику можно не наносить лишних красочных слоев, а это в свою очередь дает большую прочность красочному слою и улучшает сохранность картины.

Кроме того, имприматура является слоем, не допускающим излишнего проникновения масла из красок в грунт, устраняя распространенное в наше время явление чрезмерного прожухания масляных красок.

Иногда даже большие плоскости холста с ярко выраженной имприматурой и фактурой грунта не перекрываются другими красками, а оставляются незаписанными и входят в живописно-пластическое решение картины. Цвет грунта используется в решении контрастов, в достижении реалистической передачи моделировки тела и интенсивности освещения.

«Цвет грунта может играть большую роль в живописи, если пользоваться им по методу старых мастеров, то есть давать ему возможность просвечивать через слои красок и таким образом принимать деятельное участие в общем эффекте живописи.

Так как просвечивание белого грунта весьма благоприятно отражается на лежащих на нем красках (прозрачных или полупрозрачных), то обыкновенно грунту дают белый цвет, которому при желании различными способами можно легко придать любой оттенок.

При умении использовать цвет грунта его можно выдерживать в сером, красном, коричневом, темно-коричневом и др. тонах, в зависимости от живописной задачи.

Каков бы ни был цвет грунта, он проявляет свою активность по отношению к тону лежащей на нем живописи лишь при том условии, если краски на нём лежат не слишком непроницаемым слоем. Обильным наслоением красок можно уничтожить действие всякого цвета грунта на тон живописи.

Работая на цветных грунтах, не надо забывать, что масляному слою красок с течением времени свойственно приобретать большую степень просвечивания, и потому цвет грунта в дальнейшем будет проступать сильнее, чем в свеженаписанной картине». (Д.И. Киплик, профессор Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, автор книги «Техника живописи»)

Особенности имприматуры

На проклеенный холст можно нанести грунтовочную массу, добавив в нее нужный пигмент. Можно добавлять пигмент в последний слой грунта или сделать цветную тонировку белого просохшего грунта масляными красками.

Обычно старые мастера делали имприматуру кроющей краской из свинцовых белил, неаполитанской желтой и колокольной земли, стертых с льняным или ореховым маслом, сваренных со свинцовым глетом. Имприматура кроющими красками оказывает на живопись большее влияние, нежели прозрачными жидкими красками.

Ранее грунты, в массу которых введена краска для придания цвета, применялись сравнительно редко. Основную массу цветных грунтов представляют собой клее-гипсовые или клее-меловые грунты чисто белого цвета, поверхность которых сплошь покрывалась какой-либо цветной краской. Имприматурой, если соблюдать историческую достоверность, является именно слой масляной краски, положенной на белый грунт.

Имприматура может быть нанесена гладким ровным слоем или рельефно с определенной фактурой.

Имприматуру можно наносить кистью, флейцем, щеткой, мастихином, тряпкой, ладонью и тп.

Имприматура получила широкое распространение благодаря художникам венецианской школы того времени — Тициану и др. Почти все произведения Тициана имеют тонкий слой имприматуры. Тициан наносил имприматуру тонким слоем на белую поверхность клее-гипсового грунта после того, как не нее уже был нанесен рисунок.

Ученик Тициана, испанский художник Эль Греко, также писал свои произведения по коричневой имприматуре (жженая умбра), тонким слоем нанося ее на клее-гипсовый грунт белого цвета.

Рафаэль и Корреджо исполняли свои произведения на клеевых грунтах, покрытых тонким слоем масляно-лаковой имприматуры преимущественно синевато-серого, серого и иногда светло-коричневого цвета.

Имприматура не всегда являлась масляной, например П. Веронезе писал по светло-серым клеевым грунтам, подмалевывая темперой, подобно многим живописцам того времени. Исследователи техники старой итальянской живописи пришли к заключению, что многие венецианцы подмалевывали темперой, затем крыли ее лаком и заканчивали в масле.

Тинторетто писал масляными красками по темным грунтам: серому и коричневому грунту шоколадного оттенка прямо в локальных тонах, без гризайльной подготовки форм, но пользуясь лессировками в драпировках и прочих участках интерьера. Франс Хальс писал на тонированном прозрачной коричневой имприматурой белом клее-мелованном грунте.

Цвет имприматуры:

Магазин для художников и дизайнеров

В живописи используется такой термин, как имприматура, которая означает цветную тонировку поверхности белого готового грунта. Имприматуру начали использовать ещё в 16 веке итальянские художники.

Профессор института скульптуры, архитектуры и живописи имени И. Е. Репина в Санкт-Петербурге Д. И. Киплик, который также написал книгу «Техника живописи» описывал и значение имприматуры.

Он писал, что в живописи большую роль может играть цвет грунта, особенно если пользоваться им по методу старых мастеров, и давать возможность просвечивать через слои красок.

Во время этого действа мастер принимает участие в эффекте живописи. При этом на лежащих на грунте красках просвечивание белого грунта влияет очень хорошо как на прозрачных, так и на полупрозрачных красках, поэтому грунту присваивают белый цвет, которому в последствии можно придать любой оттенок.

Если есть умение использования цвета грунта, то его без труда можно выдержать в красном, сером, коричневом, темнокоричневом, и в других тонах, в зависимости от того, какая поставлена задача.

Несмотря на цвет грунта, он становится по отношению к тону активным только в том случае, если краска лежит на нем не сильно проницаемым слоем. Если нанести обильный слой краски, тогда действие любого грунта на тон можно уничтожить.

Если Вы работаете с цветным грунтом, то не нужно забывать о том, что со временем масляный слой краски станет более просвечиваемым, а следовательно, цвет грунта станет более насыщенным, чем в только что написанной картине.

В живописи цвет грунта может иметь и другое значение, которое схоже с камертоном в музыке. К примеру, если грунт имеет серый цвет, тогда выдержать живопись на нем в серых тонах будет гораздо проще, на красном грунте — в горячих тонах, на светлом грунте — в светлых тонах, и прочее.

Чтобы достичь эффекта старинной живописи, необходимо создать просвечивающиеся друг через друга красочные наслоение, и грунт, который при этом имеет очень важное значение. Цвет грунта должен быть с красочным световым эффектом картины.

Для каждой живописи должен быть свой грунт, благодаря которому работа будет ускоряться. Наибольшей популярностью пользуется серый грунт, который подойдет как для теплых красок, так и для холодных, а также такой грунт не требует пастозной живописи.

Для живописи с интенсивными красками и плоским светом необходимо использовать белый грунт (Рубенс, Рогир ван дер Вейден); для глубоких теней подойдет темный грунт (Веласкес, Караваджо).

Светлый грунт передает краскам, которые нанесены тонким слоем, теплоту, но при этом отсутствует глубина. Грунт темного оттенка передает холод (Метсю, Терборх). Для того, чтобы усилить на светлом грунте глубину теней, в необходимых местах нужно нейтрализовать действие белого грунта на краску с помощью прокладки темно-коричневой краски (Рембрандт).

Чтобы приготовить раствор имприматуры, необходимо 1 часть льняного масла, краска, а также смесь 3-х частей скипидара. В итоге Вы получите мыльную прозрачную смесь. Для имприматуры не подойдут темные минералы, металлические краски, кроющие краски земли, так как они затемнят все светлые нанесенные краски. Подойдут светлые оттенки охры, смесь с цинковыми белилами, и другие подобные краски.

В качестве краски можно использовать остатки на палитре, которые остались после работы с живописью. Также Вы сможете сэкономить немного краски, и для следующей работы затонировать холст.

Как и гашение, имприматура может стабилизировать загрунтованный холст, который при этом остается эластичным. Можно нанести друг на друга несколько слоев имприматуры, тогда краски на грунте будут лучше схватываться, а грунт станет более насыщенным.

В связи с развитием Импрессионизма и живописи с использованием пастозных красок и alla prima влияние грунта практически исчезло, и имприматура уже не имеет такого значения, как имела раньше.

Примеры использования:

Имприматура в Живописи. Что это? (Как Сделать)

У тех, кто начинает писать маслом, сразу на слуху такие слова, как «эскиз», «подмалёвок», «грунтовка». «Имприматура» тоже звучит сразу, но только в профессиональных кругах. Поэтому узнать, что же это такое и с чем её едят – жизненная необходимость для будущего художника.

Что такое имприматура

Как и многие другие слова художественного лексикона, «имприматура» пришла из итальянского. Если перевести на русский, получится «первый слой». Из перевода ясно, что это понятие связано с началом работы над картиной. С неё начинают свои творения многие художники.

Чем имприматура отличается от подмалёвка и эскиза? Её главная цель создать цветовую гамму будущего произведения. Поэтому наш художественный приём больше нацелен на фоновое обеспечение. Писать масляными красками на белом фоне – это одно, а на цветном – это совсем другое.

Использовать этот технический трюк стали итальянские живописцы ещё в XXVI веке. Отсюда и итальянское название. Существует четыре основных вида имприматуры:

Какой вариант вы не выберете, помните главную причину использования этого приёма – помочь сохранить одну цветовую гамму для всей картины. Остановимся на конкретных случаях применения техники первого слоя на практике.

Рисуя акварелью на альбомных листах, редко возникают трудности с передачей общего колорита натуры. Однако в масляной живописи, полотна порой достигают многометровых размеров и тогда сохранять нужную гамму очень сложно. Здесь без нашего приёма не обойтись.

Если заглянуть в учебники по цветоведению, то мы сможем многое узнать о цвете. Например, что есть холодные и тёплые цветовые гаммы, сочетаемые и не сочетаемые, контрастные и гармонирующие и много другой полезной информации. Всё это поможет лучше разбираться в окружающих нас красках.

Для воплощения художественного замысла, художники часто применяют цветовые решения. Посмотрите на любую шедевральную картину, прищурив глаза, вы непременно увидите единое цветовое пятно. Оно сразу направляет в нужное русло, по которому хотел отправил вас в плаванье автор произведения.

Единый цветовой фон реализует этот важный приём воздействия на зрителя. Хорошо продумав содержательную гамму, вы сможете задать нужный настрой для всей дальнейшей работы. При рисовании с натуры изучаемый приём помогает выдерживать общий колорит.

Чтобы научиться определять нужную гамму, используйте всё тот же прищур глаз. Когда в глаз попадает меньше света, краски тускнеют и сливаются в единые пятна, которые легче различать и классифицировать. Например, если преобладают тёплые тона, то пятно будет ближе к жёлтому, а если холодные, то к синему.

Хорошо подобрав цветовую палитру, подумайте о варианте реализации задуманного. Хватит вам одной краски или лучше смешать более сложный цвет для первого слоя. Часто этот слой накладывают уже поверх рисунка, так чтобы рисунок сохранился для дальнейшего письма. Существует много разных техник имприматуры. Вот основные из них:

Применение на практике этого художественного приёма вознаградит ваши старания при переходе от станковой к монументальной живописи. Учитесь мыслить масштабно, для этого возьмите на вооружение имприматуру и покоряйте художественный Олимп вместе с нами!

Источник

Имприматура в живописи

У тех, кто начинает писать маслом, сразу на слуху такие слова, как «эскиз», «подмалёвок», «грунтовка». «Имприматура» тоже звучит сразу, но только в профессиональных кругах. Поэтому узнать, что же это такое и с чем её едят – жизненная необходимость для будущего художника.

Что такое имприматура

Как и многие другие слова художественного лексикона, «имприматура» пришла из итальянского. Если перевести на русский, получится «первый слой». Из перевода ясно, что это понятие связано с началом работы над картиной. С неё начинают свои творения многие художники. Чем имприматура отличается от подмалёвка и эскиза? Её главная цель создать цветовую гамму будущего произведения. Поэтому наш художественный приём больше нацелен на фоновое обеспечение. Писать масляными красками на белом фоне – это одно, а на цветном – это совсем другое.

Использовать этот технический трюк стали итальянские живописцы ещё в XVI веке. Отсюда и итальянское название. Существует четыре основных вида имприматуры:

Какой вариант вы не выберете, помните главную причину использования этого приёма – помочь сохранить одну цветовую гамму для всей картины.

Как применять имприматуру в масляной живописи

Остановимся на конкретных случаях применения техники первого слоя на практике. Рисуя акварелью на альбомных листах, редко возникают трудности с передачей общего колорита натуры. Однако в масляной живописи, полотна порой достигают многометровых размеров и тогда сохранять нужную гамму очень сложно. Здесь без нашего приёма не обойтись.

Если заглянуть в учебники по цветоведению, то мы сможем многое узнать о цвете. Например, что есть холодные и тёплые цветовые гаммы, сочетаемые и не сочетаемые, контрастные и гармонирующие и много другой полезной информации. Всё это поможет лучше разбираться в окружающих нас красках.

Для воплощения художественного замысла художники часто применяют цветовые решения. Посмотрите на любую шедевральную картину, прищурив глаза, вы непременно увидите единое цветовое пятно. Оно сразу направляет в нужное русло, по которому хотел отправил вас в плаванье автор произведения.

Единый цветовой фон реализует этот важный приём воздействия на зрителя. Хорошо продумав содержательную гамму, вы сможете задать нужный настрой для всей дальнейшей работы. При рисовании с натуры изучаемый приём помогает выдерживать общий колорит. Чтобы научиться определять нужную гамму, используйте всё тот же прищур глаз. Когда в глаз попадает меньше света, краски тускнеют и сливаются в единые пятна, которые легче различать и классифицировать. Например, если преобладают тёплые тона, то пятно будет ближе к жёлтому, а если холодные, то к синему.

Хорошо подобрав цветовую палитру, подумайте о варианте реализации задуманного. Хватит вам одной краски или лучше смешать более сложный цвет для первого слоя. Часто этот слой накладывают уже поверх рисунка, так чтобы рисунок сохранился для дальнейшего письма. Существует много разных техник имприматуры. Вот основные из них:

Применение на практике этого художественного приёма вознаградит ваши старания при переходе от станковой к монументальной живописи. Учитесь мыслить масштабно, для этого возьмите на вооружение имприматуру и покоряйте художественный Олимп вместе с нами!

Читайте также:

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

Источник

Имприматура в живописи

Что такое имприматура в живописи. Смотреть фото Что такое имприматура в живописи. Смотреть картинку Что такое имприматура в живописи. Картинка про Что такое имприматура в живописи. Фото Что такое имприматура в живописи

Стили живописи

Что такое имприматура в живописи. Смотреть фото Что такое имприматура в живописи. Смотреть картинку Что такое имприматура в живописи. Картинка про Что такое имприматура в живописи. Фото Что такое имприматура в живописи

Виды художественных красок

Имприматура в живописи

Что такое имприматура в живописи. Смотреть фото Что такое имприматура в живописи. Смотреть картинку Что такое имприматура в живописи. Картинка про Что такое имприматура в живописи. Фото Что такое имприматура в живописи

Нанесение на полотно имприматуры – самый простой и эффективный способ создания цветовой гармонии в живописи. Imprimatura переводится с итальянского как «первичный слой краски», которым обычно покрывается предварительно загрунтованная поверхность. Имприматурный слой также обладает свойствами грунтовки, поскольку не только участвует в цветообразовании, но и выполняет защитные функции. Как работает имприматура и можно ли обойтись без нее? Какие цвета используются для грунтования? Почему не рекомендуется рисовать на белом фоне? Вот основные вопросы, которые волнуют начинающих художников, и в этой статье мы попытаемся на них ответить.

Роль имприматуры в живописи

Имприматура позволяет живописцу выдерживать тон и цветовой баланс, она вносит в работу порядок и является основой для удержания композиции в воздушной перспективе. Кроме того, имприматурный слой не дает излишкам связующего вещества попасть на грунт, предотвращая тем самым жухлость красок. Роль имприматуры еще больше возрастает, если использовать технику художников эпохи Возрождения, при которой каждый слой просвечивается и принимает участие в образовании цветов, объема и фактуры. В технологии оптических просветов, которая основана на методике Старых мастеров, имприматурный слой выполняет роль внутренней подсветки, свет которой, пробиваясь наружу, дает интересный эффект.

Что такое имприматура в живописи. Смотреть фото Что такое имприматура в живописи. Смотреть картинку Что такое имприматура в живописи. Картинка про Что такое имприматура в живописи. Фото Что такое имприматура в живописи

На рисунке показано, как имприматура работает в тенях, полутонах и светах. А в этом ролике можно увидеть, как цветовой грунт вылазит наружу вследствие нарушения технологии.

Поскольку писать по белой поверхности очень сложно, даже опытные художники предпочитают начинать работу с нанесения имприматурного слоя, который нередко выступает не только в качестве цветового подспорья, но и главного элемента произведения. Нанеся на имприматуру слой краски, можно легко определить, верен ли цвет, сопоставив его с другими оттенками, что на белом полотне (особенно больших размеров) сделать в разы труднее. Неправильный цвет на тоновом грунте виден сразу, в то время как, на белоснежной поверхности, цветовой дисбаланс можно заметить только в самом конце, и работу придется переделывать.

Какого цвета должен быть фон?

Для создания имприматуры можно использовать различные цвета, кроме светлого фона, который хоть и является динамичным, но не объединяет краски в колористическом отношении. Серый грунт является нейтральным и обеспечивает ровное «звучание» темным и светлым красителям. Один из самых распространенных вариантов получения серой грунтовки – это смешивание свинцовых белил с виноградно-черной краской. Нейтральную имприматуру в своих работах использовали такие известные художники как Рубенс, Иванов и Веронезе.

Что такое имприматура в живописи. Смотреть фото Что такое имприматура в живописи. Смотреть картинку Что такое имприматура в живописи. Картинка про Что такое имприматура в живописи. Фото Что такое имприматура в живописи

Виды имприматуры

Имприматура может быть однослойной и многослойной. Во втором случае необходимо нанести на поверхность первый слой краски, дать ему просохнуть, затем второй, дать просохнуть и так далее. По количеству цветов и их расположению на полотне грунт делится на 4 типа:

Какую использовать имприматуру, зависит от эффекта, которого необходимо добиться, а также от доли участия цветового грунта в рождении новых оттенков и создании объема. Например, если вы хотите, чтобы имприматурный слой на отдельных участках картины активно участвовал в образовании теней, эти области изначально можно сделать темнее остальных. Если планируете написать картину с колористическими эффектами, можно прибегнуть к разноцветной имприматуре.

Что такое имприматура в живописи. Смотреть фото Что такое имприматура в живописи. Смотреть картинку Что такое имприматура в живописи. Картинка про Что такое имприматура в живописи. Фото Что такое имприматура в живописи

Особенности работы в технике Старых мастеров

Начинающие художники часто путают имприматуру с подмалевком. Но несмотря на то, что каждый из этих приемов выполняется в начале работы – это совсем не одно и то же. Имприматурный слой создает цветовую основу и служит для удержания цветового баланса, а подмалевок задает будущую форму изображения путем отображения темных, светлых и промежуточных областей.

Источник

Что такое имприматура в живописи

Меня часто спрашивают: «Что это за зверь такой – имприматура? Для чего она нужна? Чем она отличается от подмалевка? А самое главное, как ее сделать?»

Давайте, сначала я рассажу об имприматуре, для чего она нужна и о том, как ее делать, а уж потом вкратце поясню ее отличие от подмалевка и даже дам заучить поговорку, которая позволит вам больше не путать имприматуру и подмалевок. Итак.

Имприматура – это первый красочный слой картины. Это простой и легкий способ сразу же сформировать цветовую гармонию картины, ее палитру, как говорят художники.

Имприматура упрощает жизнь художнику – с ней ему легче выдержать картину в холодных или теплых тонах, легче выдержать цветовые отношения. А вот писать по белому грунту довольно трудно. Мы не можем одновременно работать по всей плоскости картины, так как в основном пишем только одной рукой и делаем это последовательно. Сначала здесь наложим краску, затем рядом, затем еще где-то. То есть шаг за шагом, мазок за мазком.

Если вы опытный художник, вы сможете вести работу так, что в конце у вас все получится, как надо. А если не очень, у вас проблема, большая проблема. Скажу по секрету: даже самые опытные художники предпочитают начинать с имприматуры. Зачастую она не просто подспорье, а существенный и порой даже главный элемент картины. Вы убедитесь в этом, когда посмотрите ниже мою картину, главным элементом которой является не кот, как это ни странно, а госпожа имприматура.

Представим, что у нас белый холст и мы начинаем писать на нем картину. Мы кладем первый мазок – того цвета, что подобрали на палитре. Цвет, как нам кажется, один в один соответствует натуре или тому, что мы представляем в воображении. Затем мы кладем второй мазок, третий, четвертый. И вот в конце, когда мы покроем этими мазками весь холст (а он, родимый, еще и два метра на два), то обнаружим, что наш первый мазок совсем не того цвета, второй тоже. Да и остальные разъехались, кто куда. Эххх. Придется переделывать.

Имприматура вносит в будущую картину порядок. Образно говоря, она как бы является размеченной канвой для вышивки. Вы кладете мазок поверх нее, и сразу видите, верен его цвет или нет. Если нет, вы тут же его исправляете.

Имприматура бывает разной. Во-первых, она бывает однослойной или многослойной, то есть вы либо наносите имприматуру сразу, за один присест, либо сначала создаете один ее слой, даете ему просохнуть, а затем накладываете второй, а может – даже и третий, четвертый. Во-вторых, она различается по количеству цветов и однородности, делясь на четыре вида:

Вот фотографии трех моих имприматур, наглядно показывающие имприматуры 1, 2 и 4 вида.

Что такое имприматура в живописи. Смотреть фото Что такое имприматура в живописи. Смотреть картинку Что такое имприматура в живописи. Картинка про Что такое имприматура в живописи. Фото Что такое имприматура в живописи

Что такое имприматура в живописи. Смотреть фото Что такое имприматура в живописи. Смотреть картинку Что такое имприматура в живописи. Картинка про Что такое имприматура в живописи. Фото Что такое имприматура в живописи

Что такое имприматура в живописи. Смотреть фото Что такое имприматура в живописи. Смотреть картинку Что такое имприматура в живописи. Картинка про Что такое имприматура в живописи. Фото Что такое имприматура в живописи

На первой фотографии вы видите одноцветную (серую) однородную имприматуру картины Пионовый рассвет. Такую же имприматуру я использовала для картины Я страшная тигра.

Ну и, наконец, на третьем снимке имприматура для другой моей картины из пионовой серии, Пионы акванавты. На этот раз она не только разноцветная, но и разнородная, то есть это имприматура четвертого типа. И вправду импрессионизм, не так ли?

Я не нашла фотографии своей имприматуры третьего вида, но думаю, и так понятно, как она примерно должна выглядеть. Ну, например синеватый верх для неба, зеленоватый низ для земли. Хотя можно и наоборот: для неба сделать теплую имприматуру, а для земли холодную. Все зависит от того, что вы хотите получить.

(Кстати, если вы щелкнете ссылки в описании каждой фотографии выше, вы увидите, что я потом сделала с этой имприматурой. И, возможно, даже заметите, как она повлияла на готовую картину.)

В видео имприматура, как вы видели, двухслойная. Первый слой я нанесла красной акриловой строительной (до чего только не додумаются художники! 🙂 краской и сделала это мастихином. Второй слой выполнен масляной краской (ультрамарин светлый), разжиженной растворителем. Так как масляная краска наносилась очень тонко, нижний слой просвечивает. То есть я сделала как бы лессировку первого слоя имприматуры, добиваясь нужного мне цветового колорита.

Более того, если считать еще и белый грунт холста, который вылезает в прорехах первого, красного, слоя, и просвечивает через лессировку второго, ультрамаринового, то получилась как бы трехслойная имприматура.

Эта имприматура была сделана для картины «Хранитель», в которой она не только задает цветовой строй картины, но и образует ее фон. Вот она.

К сожалению, я поленилась сделать фото готовой имприматуры, но на словах это все кроме кота, луны, деревьев, правого забора и земли под котом. Впрочем, в других местах картины она тоже не исчезла, например она явно просвечивает как через самого Хранителя, так и через остальное, кроме, разве что, луны.

А теперь представьте, что вы попытаетесь повторить эту картину (во всех ее элементах!) без имприматуры, в стиле аля-прима, то есть мазок за мазком. Я лично на это просто не решусь. Это будет не просто каторжная работа, она вообще не получится! Ни у вас, ни у меня.

Готова подарить эту картину любому, кто сможет воссоздать ее в технике аля-прима хотя бы приблизительно по форме, но с тем же цветовым колоритом, той же атмосферой.

Присмотритесь к картине: она в принципе проста, но она завораживает даже меня. И благодаря как раз двух. нет. трехслойной имприматуре. Именно она создает ту атмосферу сказки, таинства, которую я хотела получить в картине. Кот одновременно и живой, и призрачный, и обычный, и гигантский. Ну, реальный Хранитель. Картина, сколько ни смотри на нее, как бы издевается над вами, не давая вам определиться с размерами и расстояниями, с реальностью и нереальностью. Вот такая вот она, Госпожа Имприматура!

Ну и, наконец, приведу обещанные отличия имприматуры от подмалевка. Отличий очень много, но главным среди них является их назначение.

А чтобы вам было легче запомнить эту разницу, просто заучите поговорку «Имприматура для цвета, подмалевок для света». (Точнее, для светлоты, но так проще запомнить).

И еще раз повторюсь. Даже опытные художники начинают картину с имприматуры. Поэтому и вы не должны ею гнушаться. Он не просто название в словаре, она ваша лучшая подруга.

Подмалевок у вас может быть, а может и не быть, но имприматура, хотя бы простая, быть должна обязательно. Никогда, я повторяю никогда!, не начинайте писать на белом холсте, не повторяйте моих ошибок прошлого. Любая краска, даже самая светлая, выглядит на снежно-белом фоне намного темнее, но стоит окружить ее красками потемнее, как она тут же светлеет, начинает выпирать из картины, кричать. Это крик о помощи, а помочь ей может только имприматура, даже если она – просто ровно наложенный на холст слой умбры.

Успехов вам!

Татьяна Казакова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *