Что такое идентичный товар
Чем, по правилам 44-ФЗ, отличаются однородные и идентичные товары
Однородные и идентичные товары — это понятия, которые используются для обоснования начальной (максимальной) цены контракта. За неправильное применение оштрафуют на 10 000 рублей.
Где используется
На практике сведения, определяющие идентичность или однородность товара, работы, услуги, используют, когда:
Когда определяете НМЦК, выявляйте стоимость закупки по расценкам на идентичные ТРУ. А если их нет — на однородные.
Как определить идентичность
В соответствии с методическими рекомендациями Минэкономразвития РФ, идентичными признаются товары, имеющие одинаковые, характерные для них основные признаки:
Когда определяете идентичность товаров, учитывайте:
Если товары незначительно отличаются по внешнему виду, то эти различия не учитываются.
Что касается работ, услуг, то для них такие основные признаки идентичности:
Как определить однородность
Однородная продукция — это та, которая имеет сходные характеристики и состоит из похожих компонентов, выполняет одни и те же функции и коммерчески заменяемая. Когда определяете эту однородность, учитывайте:
В ч. 13 и ч. 14 ст. 22 44-ФЗ указано, в чем разница идентичных и однородных товаров: первые обладают одинаковыми признаками, вторые — похожими. Например, компьютеры одной марки, модели, номенклатуры и производителя идентичные, а разных марок и производителей, но выполняющие одни и те же функции, — однородные.
Что касается работ и услуг, то когда определяете однородность, учитывайте:
Примеры
Собрали в таблицу примеры идентичных и однородных товаров по 44-ФЗ.
Идентичные | Однородные |
---|---|
2 халата, которые сделаны из одного материала (шелк), по одному лекалу, одного размера и цвета или отличаются по цвету, но это различие некритичное. | 2 лекарства, которые имеют одно действующее вещество (МНН), одинаковые показания к применению, форму выпуска, состав, одинаковую страну происхождения, взаимозаменяемые. Выпускаются разными производителями, поэтому имеют разные торговые названия. |
Ответственность
Если заказчик не соблюдает правила определения идентичности и однородности ТРУ, это причина для отмены закупки (Решение Новгородского УФАС от 19.06.2014 по делу № 3426/0, Решение Дагестанского УФАС от 28.05.2014 № 249А-2014, Решение Свердловского областного суда от 14.03.2017 по делу № 72-272/2017).
В ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП есть санкция за несоблюдение порядка или формы обоснования НМЦК. Должностное лицо за это оштрафуют на 10 000 рублей.
ИДЕНТИЧНЫЕ ТОВАРЫ
Смотреть что такое «ИДЕНТИЧНЫЕ ТОВАРЫ» в других словарях:
Идентичные товары — по законодательству РФ о налогах и сборах товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (ст. 40 НК РФ*). При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические … Энциклопедия права
ИДЕНТИЧНЫЕ ТОВАРЫ — товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в т.ч. по физическим характеристикам, качеству и репутации на рынке, стране происхождения товара, производителю. Незначительные различия во внешнем виде не могут служить основанием… … Юридическая энциклопедия
Идентичные товары — товары, имеющие одинаковые характеристики основных присущих им признаков … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия
Идентичные товары — 6. Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154 ФЗ) При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество… … Официальная терминология
ИДЕНТИЧНЫЕ ТОВАРЫ — товары одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по следующим признакам: 1) физические характеристики; 2) качество и репутация на рынке; 4) страна происхождения товара; 5) производитель. Незначительные различия во внешнем … Энциклопедия российского и международного налогообложения
Идентичные товары — по законодательству РФ о налогах и сборах товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (ст. 40 НК РФ*). При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке … Большой юридический словарь
Идентичные товары — Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право
ИДЕНТИЧНЫЕ ТОВАРЫ — в соответствии со ст. 15 Закона от 3 февраля 1993 г. О таможенном тарифе (в редакции Закона от 5 декабря 1997 г.) под идентичным товаром понимается товар, одинаковый с оцениваемым товаром, в том числе по физическим характеристикам, качеству и… … Юридический словарь современного гражданского права
ТОВАРЫ ИДЕНТИЧНЫЕ — ИДЕНТИЧНЫЕ ТОВАРЫ … Юридическая энциклопедия
ОДНОРОДНЫЕ И ИДЕНТИЧНЫЕ ТОВАРЫ
Учимся различать однородные и идентичные товары
Один из методов обоснования НМЦК заключается в сопоставлении ценовых предложений на аналогичные товары, работы или услуги. При этом закон разделяет аналогичности предметов на два блока. Разберем, что это за группы, и как они влияют на обоснование цены.
Порядок использования категорий аналогичности
Для начала укажем, что понятие «однородность» и «идентичность» предметов используются в следующих сферах:
Контрактная система, ст. 22 44-ФЗ, Методические рекомендации Минэкономразвития от 02.10.2013 №567 при определении НМЦК.
Налоговое законодательство, ст. 105.9 НК РФ при определении доходов в сделках для целей налогообложения.
Таможенная область при применении методов определения стоимости продукции (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.10.2012 №202). Гражданское законодательство при экспертизе заявок на государственную регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания (приказ Роспатента от 31.12.09 №198).
Для определения НМЦК заказчику необходимо выявить стоимость закупки на основании расценок на идентичные ТРУ, а при их отсутствии — расценок на однородные.
Таким образом, для использования приоритетного способа обоснования НМЦК — сопоставимых рыночных цен — необходимо разделять данные категории, и в запросе ценовой информации указывать сведения необходимые для ее установления. Детальнее разобраться, чем отличаются идентичные и однородные товары, примеры, которые мы приводим ниже, помогут.
Идентичная группа
Идентичными товарами признаются товары, имеющие следующие одинаковые характеристики:
Идентичными товарами, работами, услугами признаются те, которые обладают одинаковыми характерными для них основными признаками, в том числе работы, услуги, реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемых подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией и деловой репутацией.
Идентичные товары — это, по сути, одна и та же продукция, которая может иметь незначительные различия во внешнем виде.
Например, два халата, изготовленные из одинакового материала (шелк), по одному фасону, одинакового размера и цветовой гаммы, либо отличающееся по цвету, но это расхождение является незначительным, что означает об отнесении данных товаров к группе идентичных.
Однородная категория
Однородные ТРУ — имеющие следующие сопоставимые характеристики: состав из аналогичных материалов; одинаковое качество; единая страна происхождения; одинаковая репутация производителя на рынке; коммерческая взаимозаменяемость.
Например, два лекарственных препарата, имеющие одно действующей вещество (МНН), одинаковые показания к применению, форму выпуска, состав, одинаковую страну происхождения, являющиеся взаимозаменяемыми, но выпускаемые различными производителями, соответственно имеющие различные торговые наименования признаются однородными.
Последствия ошибок
Хотя зачастую описание объекта закупки готовит и представляет заказчику именно поставщик, и не в силу коррупционной составляющей, а потому, что заказчик не может обладать информацией о технических характеристиках всех существующих моделей и типов продукции, заказчику необходимо учитывать, что несоблюдение правил определения идентичности и однородности ТРУ может послужить признанием закупки недействительной (решение Новгородского УФАС от 19.06.2014 по делу №3426/0, решении Дагестанского УФАС от 28.05.2014 №249А-2014, решение Свердловского областного суда от 14.03.2017 по делу №72-272/2017).
Вам будет интересно:
Комментарии закрыты
Сайдбар
Поиск по сайту
Поддержи проект
Онлайн консультация юриста в области Государственных закупок. Помощь в сложных ситуациях. Участие в закупках. Конкурсы, аукционы, запросы котировок. Оперативно.
Как определить идентичность и однородность товаров?
Расскажем, как проверить идентичность и однородность товаров (работ, услуг) при подборе контрактов для обоснования цены.
Не секрет, что при обосновании НМЦК товара, работ или услуг методом сопоставимых рыночных цен необходимо опираться на цены идентичных ТРУ (а при их отсутствии — на цены однородных ТРУ).
Что такое идентичность ТРУ?
В соответствии с пунктом 3.5 приказа Минэкономразвития №567, идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки:
Например, показателями идентичности товара являются страна происхождения и производитель. Сами товары при этом могут незначительно различаться внешне.
Если же рассматривать закупку работ или услуг, то для них выделяются другие признаки идентичности. Как правило, это качественные характеристики: например, использование одинаковых методик, технологий, подходов, которые оказывают подрядчики с сопоставимыми квалификациями.
Что такое однородность ТРУ?
Ответ на этот вопрос можно найти в пункте 3.6 приказа Минэкономразвития №567. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из похожих компонентов, выполняют одни и те же функции и коммерчески взаимозаменяемы.
Для определения однородности следует учитывать следующие признаки:
При определении однородности работ, услуг дополнительно учитывайте вид работ (услуг), их объем, уникальность и коммерческую взаимозаменяемость.
В чем отличие идентичных и однородных товаров?
Идентичные товары практически одинаковы. Однородные товары являются похожими.
Будьте внимательны при сборе ценовых предложений, поскольку неисполнение правила определения идентичности и однородности ТРУ может привести к признанию закупки недействительной. Согласно части 2 статьи 7.29.3 КоАП, за несоблюдение порядка или формы обоснования НМЦК предусмотрен штраф в размере 10 000 ₽ на должностное лицо.
Читайте подробнее о штрафах, которые может получить заказчик, в других материалах Seldon.
Примеры однородных товаров и их правовая защита
Понятия однородных, идентичных и дифференцированных товаров
Однородность подразумевает под собой схожесть состава (или изготовление из одинаковых материалов), а также возможность выполнять одни и те же функции, заменять друг друга. Учитывается множество свойств, основными из которых являются:
Идентичные и однородные — это разные понятия. Например, гели для душа одного производителя, одинаковой торговой марки и номенклатуры, но с некоторыми отличиями в составе будут идентичными. А если изготовители разные — тогда они будут однородными, так как продукция является полностью коммерчески взаимозаменяемой.
Дифференцированный товар удовлетворяет одни и те же потребности, обладает такими же основными характеристиками. Отличается внешне (упаковкой, маркировкой, стилистикой), некоторыми изменениями в составе и качестве, условиями реализации, но подлежит отнесению к одному товарному виду. Это близкие, но не однородные продукты. Основаны на субъективных предпочтениях потребителя, в результате которых различные марки товаров рассматриваются им как разные товары.
ИДЕНТИЧНОСТЬ/ОДНОРОДНОСТЬ ТРУ
Как учесть страну происхождения при определении идентичности (однородности) товаров? Ответа на этот вопрос Закон 44-ФЗ и Методические рекомендации не содержат, но из совокупного анализа норм закона следует, что необходимо учитывать акты о национальном режиме (ст.14 Закона 44-ФЗ), в частности акты, устанавливающие запрет на закупку иностранных товаров (ПП РФ от 21.12.2019 № 1746, ПП РФ от 16.11.2015 № 1236 и ПП РФ от 30.04.2020 № 616). Т.о. если закупаемый заказчиком товар попадает под действие указанных постановлений, то при расчете НМЦК следует принимать в расчет только российские и евразийские товары.
При сопоставлении качества товара следует учесть требования ГОСТ, ТУ, технических регламентов. Так товар, производимый по ГОСТ, и товар, производимый по ТУ, не являются идентичными, но могут являться однородными.
Не являются идентичными товары, для которых установлены различные технические условия (постановление ФАС ЗСО от 01.10.2003 N Ф04/5017-1468/А46-2003), жилье, находящееся на стадии строительства, и готовое жилье (постановление ФАС МО от 16.11.2009 N КА-А40/11844-09), новый товар и товар б\у (постановление ФАС ЗСО от 14.11.2005 N Ф04-7171/2005(15769-А27-15, постановление ФАС ЦО от 22.01.2009 N А64-7270/07-13), грузовой автомобиль и полуприцеп (постановление ФАС СЗО от 13.02.2006 N 44-3208/2005-9), квартиры, расположенные в разных районах города, на разных этажах, имеющие различную площадь, отделку и количество комнат (постановление ФАС ПО от 19.12.2000 N А55-5935/7074/00-34).
Как учесть характеристики, квалификацию подрядчика (исполнителя)? Из совокупного анализа норм закона и сложившейся практики рекомендуется учесть следующее:
Например, при определении идентичности (однородности) услуг аренды недвижимости сопоставимыми являются такие условия, как наличие отдельного входа в здание и подъезда, персонального пассажирского и грузового лифта, охраны, размер площадей, месторасположение (постановление ФАС ВВО от 11.01.2006 N А43-7220/2005-30-310, ФАС ПО от 31.07.2007 N А55-16334/2006). При определении идентичности услуг охраны, необходимо учесть наличие у лиц, чьи ценовые предложения анализируются, лицензии на частную охранную деятельность.
Нормативные акты не требуют обосновывать идентичность/ однородность ТРУ. Но сведения, которые позволят заказчику определить идентичными или однородными являются ТРУ, должны быть указаны в запросе на предоставление ценовой информации, направляемом потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю).
Нормативное регулирование
На законодательном уровне понятие однородности товаров появилось относительно недавно, а именно в момент вступления в действие 1-ой части Налогового кодекса, с января 1999 года. Первоначально оно использовалось только по отношению к товарам, но с января 2012 года применяется также и к работам и к услугам (7-ой пункт 38-ой статьи НК РФ).
Рекомендации по установлению однородности содержатся в 198-ом Приказе Роспатента от 31 декабря 2009 года. Их необходимо учитывать, в первую очередь, при подаче заявки на возможность использования в деятельности отличительных знаков (на товар или обслуживание).
Порядок использования категорий аналогичности
Для начала укажем, что понятие «однородность» и «идентичность» предметов используются в следующих сферах:
Для определения НМЦК заказчику необходимо выявить стоимость закупки на основании расценок на идентичные ТРУ, а при их отсутствии — расценок на однородные. Таким образом, для использования приоритетного способа обоснования НМЦК — сопоставимых рыночных цен — необходимо разделять данные категории, и в запросе ценовой информации указывать сведения необходимые для ее установления.
Детальнее разобраться, чем отличаются идентичные и однородные товары, примеры, которые мы приводим ниже, помогут.
Признаки однородности и примеры товаров (работ, услуг)
Отнесение товаров к однородным происходит по результатам тщательно проведённого анализа. Различают основные и дополнительные (вспомогательные) признаки. Так, к основным следует относить:
При выявлении однородности необходимо брать во внимание их назначение, взаимозаменяемость при потреблении, способность выполнения идентичных функций.
Например, если оформлен товарный знак на ряженку, молоко и кефир, то йогурт — однородный товар. А масло, колбаса и печенье — не будут являться однородными.
Знаки: товарные и обслуживания
Производитель, с целью индивидуализации выпускаемой им продукции может зарегистрировать в Госреестре товарный знак, то есть его исключительное право на использование уникального обозначения товара (в обиходе можно встретить аналогичные по значению термины: «бренд» и «торговая марка»). К выполняемым работам или к оказанию услуг применяется такое понятие, как «знак обслуживания». Они могут быть:
ЧТО ТАКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НМЦК
Обоснование НМЦК – расчет цены + приложение справочной информации и документов (либо указание реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет)[2].
– Обоснование размещается в ЕИС «анонимно»:
– Рекомендуется хранить «первоисточники» (не менее 3 лет, также как и обоснование НМЦК[3]):
– В случае закупки со спецификацией (если в рамках одной закупки предполагается закупка технологически и функционально связанных товаров, работ, услуг), то НМЦК может быть рассчитана одним из двух вариантов:
Правовая защита однородных товаров
В ГК РФ (1483-ая статья, 6-ой и 3-ий пункты) содержится запрет на товарный знак, который по тем или иным критериям имеет сходство с маркой другой организации, до так называемой «степени смешения». Ограничение распространяется по отношению к однородным товарам.
Товарный знак регистрируется в Роспатенте после тщательной проверки его на уникальность в аналогичной группе продуктов, работ или услуг. Процедура необходима для избежания ввода в заблуждение конечных потребителей продукта относительно его производителя.
Также, согласно 3-му пункту 1508-ой статьи ГК РФ, правовая защита на использование товарного знака распространяется и на товары, не являющиеся однородными в тех случаях, когда у потребителя возникают ассоциации с его законным обладателем вследствие смешения или копирования маркированного изображения.
В России находит своё применение Международная классификация товаров (с первого по 34-ый классы) и услуг (с 35-го по 45-ый) от 15 июня 1957 года, но по мнению многих судебных инстанций, её положения не могут использоваться при определении однородности.
Что такое однородные товары
В “Словаре русского языка” С.И.Ожегова дается определение прилагательному “однородный”: относящийся к одной категории. То есть это те товары, услуги и работы, которые имеют сходный состав или изготовлены из одних и тех же материалов, что позволяет им выполнять те же функции и быть взаимозаменяемыми.
При определении однородности товаров учитываются такие факторы, как:
Разумеется, это далеко не полный список, но это основные факторы, по которым и выносится решение, однородная или нет эта продукция или услуга.
О том, как составить лицензионный договор на использование товарного знака, рассказано в этой статье.
При определении однородности товаров, которые имеют большую популярность среди потребителей, используется расширенный список факторов, чем в отношении тех, которые используются в производственно-техническом назначении.
Это связано с тем, что первые — более распространены, а значит потребители не обращают такого пристального внимания на или материал. В отношении же вторых покупатели более придирчивы, и внимательно относятся к их выбору.
Данное понятие используется для определения рыночных цен по контролируемым сделкам. При сделках с однородными товарами доходы для целей налогообложения определяются с помощью сопоставления их цен на рынке.
К примеру, шампуни для женщин одной и той же марки, номенклатуры и производителя — это идентичные. Но если они производятся разными фирмами, то это будут уже однородные товары.
Что такое коммерческое обозначение? В этой статье подробно раскрыт этот термин.
Нужно учитывать, что продукция, которая значится в одном классе МКТУ, не всегда может быть однородной между собой. В нем могут быть товары разных категорий.
Ответственность
За использование чужого зарегистрированного знака предусмотрена административная ответственность, согласно статье 14.10 КоАП РФ, с конфискацией предметов, предназначенных для реализации и вводящих потребителей в заблуждение об истинном производителе, а также инструментов для производства и нанесения на товары незаконной маркировки.
Существует и гражданско-правовая форма ответственности по статье 1515-ой ГК РФ за контрафакт, которая предполагает изъятие из продажи и уничтожение силами и средствами правонарушителя упаковок, этикеток, товара с незаконным отличительным изображением, а также компенсационные выплаты в адрес правообладателя этой марки.
Таким образом, для признания товаров (работ, услуг) однородными учитывается мнение у конечного потребителя относительно его производителя (или фирмы-поставщика услуги). Правовая защита, при помощи использования специальной маркировки, направлена на избежание недобросовестных способов конкуренции, в результате которых законному обладателю общеизвестного знака может быть нанесен не только финансовый убыток, но также и ущерб его престижности. За несоблюдение требований законодательства предусмотрена ответственность по административному и уголовному кодексам.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
Статья 22 Закона 44-ФЗ
Приказ Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 № 567 “Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)” (далее – Методические рекомендации)
Заказчики Пермского края учитывают приказ Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 17.07.2019 N СЭД-32-01-04-83 «Об утверждении регламента проведения экспертизы начальных (максимальных) цен контрактов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Пермского края».