Что такое идентичные товары по 44 фз
Учимся различать однородные и идентичные товары
Один из методов обоснования НМЦК заключается в сопоставлении ценовых предложений на аналогичные товары, работы или услуги. При этом закон разделяет аналогичности предметов на два блока. Разберем, что это за группы, и как они влияют на обоснование цены.
Порядок использования категорий аналогичности
Для начала укажем, что понятие «однородность» и «идентичность» предметов используются в следующих сферах:
Для определения НМЦК заказчику необходимо выявить стоимость закупки на основании расценок на идентичные ТРУ, а при их отсутствии — расценок на однородные. Таким образом, для использования приоритетного способа обоснования НМЦК — сопоставимых рыночных цен — необходимо разделять данные категории, и в запросе ценовой информации указывать сведения необходимые для ее установления.
Детальнее разобраться, чем отличаются идентичные и однородные товары, примеры, которые мы приводим ниже, помогут.
Идентичная группа
Идентичными товарами признаются товары, имеющие следующие одинаковые характеристики:
Идентичными товарами, работами, услугами признаются те, которые обладают одинаковыми характерными для них основными признаками, в том числе работы, услуги, реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемых подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией и деловой репутацией.
Идентичные товары — это, по сути, одна и та же продукция, которая может иметь незначительные различия во внешнем виде.
Например, два халата, изготовленные из одинакового материала (шелк), по одному фасону, одинакового размера и цветовой гаммы, либо отличающееся по цвету, но это расхождение является незначительным, что означает об отнесении данных товаров к группе идентичных.
Однородная категория
Однородные ТРУ — имеющие следующие сопоставимые характеристики:
Например, два лекарственных препарата, имеющие одно действующей вещество (МНН), одинаковые показания к применению, форму выпуска, состав, одинаковую страну происхождения, являющиеся взаимозаменяемыми, но выпускаемые различными производителями, соответственно имеющие различные торговые наименования признаются однородными.
Последствия ошибок
Хотя зачастую описание объекта закупки готовит и представляет заказчику именно поставщик, и не в силу коррупционной составляющей, а потому, что заказчик не может обладать информацией о технических характеристиках всех существующих моделей и типов продукции, заказчику необходимо учитывать, что несоблюдение правил определения идентичности и однородности ТРУ может послужить признанием закупки недействительной (решение Новгородского УФАС от 19.06.2014 по делу №3426/0,решении Дагестанского УФАС от 28.05.2014 №249А-2014, решение Свердловского областного суда от 14.03.2017 по делу №72-272/2017).
Когда заказчик может закупать товар конкретной марки?
Может ли заказчик не писать формулировку «или эквивалент» в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ? Что учесть поставщикам в заявке и как смотрит ФАС на торговые марки без аналогов в описании закупки.
иллюстратор — Маргарита Федосеева
Эквиваленты товаров в закупках по 44-ФЗ
Одна из целей 44-ФЗ — дать возможность участвовать и побеждать в закупках как можно большему числу компаний, поэтому заказчики не могут указывать к товарам требования, которые ограничат число участников.
Одним из таких ограничений может быть конкретный товарный знак, поэтому его нельзя указывать в описании закупки без формулировки «или эквивалент». Это дает участникам возможность поставить товар с теми же характеристиками, которые требует заказчик, но от другого производителя.
В конкурентных закупках есть всего два исключения, когда заказчик может запросить определенную марку товара ( п.1 ч.1 ст.33 44-ФЗ):
Иногда наличие товарного знака обязательное условие для соответствия ГОСТу как в постановлении арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.02.2019 по делу А27-20949 2018.
Также заказчик может прописывать конкретные характеристики материалов и товаров при выполнении работ: например, краски, напольные покрытия, окна и т.д. В этом случае участники пишут согласие выполнить работы с использованием этих товаров.
В закупках у единственного поставщика по ст.93 44-ФЗ правила описания объекта из ст. 33 не распространяются. Заказчик имеет право купить товар определенной марки.
Эквиваленты товаров в закупках по 223-ФЗ
Закон также обязывает заказчиков при описании закупки использовать фразу «или эквивалент» (п.3 ч.6.1 ст.3 223-ФЗ). Из этого правила тоже есть исключения. Заказчик может не давать поставщикам возможность поставить аналог, когда закупает:
Как правильно заполнить заявку, когда есть можно поставить эквивалент?
Если заказчик указал формулировку «или эквивалент», придерживайтесь этих правил:
Не пишите формулировку «или эквивалент», в заявке можно указать только конкретные характеристики.
Не предлагайте аналогичный товар с улучшенными параметрами. Заказчик не допустит такую заявку к участию. Предложить улучшенный товар можно только на этапе исполнения контракта.
На что жаловаться в ФАС?
Важно понимать, что 44-ФЗ и 223-ФЗ выступают за конкуренцию между поставщиками, а не производителями.
Например, в смете на ремонт крыши заказчик указал тип кровли, который производит единственный завод в регионе. Оговорка «или эквивалент» отсутствовала. Но ограничением конкуренции это не будет, так как выполнить работы и поставить кровлю от одного производителя могут несколько поставщиков.
Жаловать можно, если заказчик:
В большинстве случаев ФАС считает ограничением участия в закупке ограничением конкуренции в закупке (п.2 ч.1 ст.3 223-ФЗ). Но если заказчик обосновывает невозможность купить эквивалент, решение выносят в его пользу.
Ответим на вопросы
Чем, по правилам 44-ФЗ, отличаются однородные и идентичные товары
Однородные и идентичные товары — это понятия, которые используются для обоснования начальной (максимальной) цены контракта. За неправильное применение оштрафуют на 10 000 рублей.
Где используется
На практике сведения, определяющие идентичность или однородность товара, работы, услуги, используют, когда:
Когда определяете НМЦК, выявляйте стоимость закупки по расценкам на идентичные ТРУ. А если их нет — на однородные.
Как определить идентичность
В соответствии с методическими рекомендациями Минэкономразвития РФ, идентичными признаются товары, имеющие одинаковые, характерные для них основные признаки:
Когда определяете идентичность товаров, учитывайте:
Если товары незначительно отличаются по внешнему виду, то эти различия не учитываются.
Что касается работ, услуг, то для них такие основные признаки идентичности:
Как определить однородность
Однородная продукция — это та, которая имеет сходные характеристики и состоит из похожих компонентов, выполняет одни и те же функции и коммерчески заменяемая. Когда определяете эту однородность, учитывайте:
В ч. 13 и ч. 14 ст. 22 44-ФЗ указано, в чем разница идентичных и однородных товаров: первые обладают одинаковыми признаками, вторые — похожими. Например, компьютеры одной марки, модели, номенклатуры и производителя идентичные, а разных марок и производителей, но выполняющие одни и те же функции, — однородные.
Что касается работ и услуг, то когда определяете однородность, учитывайте:
Примеры
Собрали в таблицу примеры идентичных и однородных товаров по 44-ФЗ.
Идентичные | Однородные |
---|---|
2 халата, которые сделаны из одного материала (шелк), по одному лекалу, одного размера и цвета или отличаются по цвету, но это различие некритичное. | 2 лекарства, которые имеют одно действующее вещество (МНН), одинаковые показания к применению, форму выпуска, состав, одинаковую страну происхождения, взаимозаменяемые. Выпускаются разными производителями, поэтому имеют разные торговые названия. |
Ответственность
Если заказчик не соблюдает правила определения идентичности и однородности ТРУ, это причина для отмены закупки (Решение Новгородского УФАС от 19.06.2014 по делу № 3426/0, Решение Дагестанского УФАС от 28.05.2014 № 249А-2014, Решение Свердловского областного суда от 14.03.2017 по делу № 72-272/2017).
В ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП есть санкция за несоблюдение порядка или формы обоснования НМЦК. Должностное лицо за это оштрафуют на 10 000 рублей.
Что такое идентичные товары по 44 фз
Статья 22. Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Готовые решения. Вопросы применения ст. 22
1. Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
4) проектно-сметный метод;
2. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
3. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
4. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
5. В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
7. Нормативный метод заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.
8. Тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на:
1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.
9.1. Проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.
(часть 9.1 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
9.2. Определение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых являются строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, с использованием проектно-сметного метода осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, исходя из сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, определенной в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
(часть 9.2 введена Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
С 01.01.2022 в ч.11 ст. 22 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
11. Информация об обычной прибыли для определенной сферы деятельности может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в единой информационной системе, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.
12. В случае невозможности применения для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.
13. Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.
14. Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.
15. Однородными работами, услугами признаются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.
16. Коммерческие и (или) финансовые условия поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг признаются сопоставимыми, если различия между такими условиями не оказывают существенного влияния на соответствующие результаты или эти различия могут быть учтены с применением соответствующих корректировок таких условий.
17. Определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, предусмотренными частью 20 настоящей статьи.
18. К общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), относятся:
1) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами;
2) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;
3) информация о котировках на российских биржах и иностранных биржах;
4) информация о котировках на электронных площадках;
5) данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг;
6) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
7) информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, или законодательством иностранных государств;
8) информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен, иные источники информации.
19. Правительство Российской Федерации вправе установить для отдельных видов, групп товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд исчерпывающий перечень источников информации, которые могут быть использованы для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
20. Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
20.1. Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в дополнение к методическим рекомендациям, предусмотренным частью 20 настоящей статьи, могут быть установлены методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающие рекомендации по обоснованию и применению иных методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги в соответствии с частью 12 настоящей статьи.
(часть 20.1 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
21. Особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
21.1. Особенности определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем, при приобретении жилых помещений, которые соответствуют условиям отнесения к стандартному жилью, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и построены на земельных участках, переданных единым институтом развития в жилищной сфере в безвозмездное пользование или аренду для строительства стандартного жилья, для комплексного развития территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство стандартного жилья, либо для строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья, для комплексного развития территории, в рамках которого предусматриваются в том числе строительство в минимально требуемом объеме стандартного жилья и иное жилищное строительство, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», устанавливаются указанным Федеральным законом.
(часть 21.1 введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 356-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 08.03.2015 N 48-ФЗ, от 23.06.2016 N 221-ФЗ, от 31.12.2017 N 506-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
21.2. Особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
(часть 21.2 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ)
22. Правительство Российской Федерации вправе определить сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги и федеральные органы исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», уполномоченные устанавливать такой порядок с учетом положений настоящего Федерального закона.
(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
23. В информации и документах, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная цена единицы товара, работы, услуги, начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги, максимальное значение цены контракта (в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить) указываются с использованием единой информационной системы.
(часть 23 введена Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
24. В случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
(часть 24 введена Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
25. Для целей выполнения заказчиком минимальной доли закупок Правительство Российской Федерации устанавливает особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, на основе функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик российских товаров, в том числе содержащихся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
(часть 25 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 249-ФЗ)