На гуслях играют сидя или стоя. При игре сидя гусли ставят на колени ребром, слегка наклонив к корпусу. При игре стоя или во время шествия гусли вешают на верёвочку или ремешок. Гусли не кладут на колени или на стол.
Репертуар гуслей очень разнообразен. Для крыловидных гуслей характерна традиционная игра «под песни» и «под пляску», «под драку». Репертуар для шлемовидных гуслей прежде всего игра песенных мелодий, но не исключала игру под пляску и танцы.
Настройка гуслей академической школы (оркестры народных инструментов) такая же как и у прибалтийских (коклес, канклес) и финно-угорских инструментов (кантеле, каннель, сынквылтап, нарс-юх), без понижения седьмой ступени. До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до
Музыкантов, играющих на гуслях, называют гуслярами.
Содержание
История
Гусли — музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа, кифара, лира, псалтырь. Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара (есть гипотеза, что именно она является предком гуслей), армянский канон и иранский сантур; к ним относятся: гусли чувашские, гусли черемисские, гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским кокле и литовским канклес.
Боян же, братие, не 10 соколов на стадо лебедей пущаше, но своя вещиа персты на живая струны вскладаше; они же сами князем славу рокотаху.
Клавирообразные гусли, встречавшиеся ещё и в начале XX в., преимущественно среди русского духовенства, представляли собой усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоял из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоился на столике. На резонансовой доске делалось несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплялись два вогнутых деревянных бруска. На одном из них ввинчены были железные колки, на которые наматывались металлические струны; другой же брус играл роль приструнника, то есть служил для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имели фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещались ниже соответствующих белым клавишам.
Для клавирообразных гуслей существовали ноты и школа, составленная в начале XIX в. Фёдором Кушеновым-Дмитревским.
Кроме псалтиревидных гуслей, существовали похожие на финский инструмент кантеле. Вероятно, этот вид гуслей был заимствован русскими у финнов. Уже к началу XX века он почти совершенно исчез.
Первое, что приходит на ум при фразе «русский народный музыкальный инструмент», это гусли. Появившись много веков назад, они до сих пор не сдают позиций: интерес к ним со стороны исполнителей с годами только увеличивается.
Что такое гусли
Гулями называют старинный русский инструмент, относящийся к категории струнных, щипковых.
В древности существовало множество разновидностей инструментов, подобных гуслям:
Современные гусли представляют собой трапециевидную конструкцию с натянутыми струнами. Обладают громким, звонким, но мягким звучанием. Тембр – с переливами, насыщенный, напоминающий щебетание птиц, журчание ручья.
Старинное русское изобретение является неотъемлемой частью народных оркестров, ансамблей, используется музыкантами фольк-групп.
Устройство инструмента
Несмотря на обилие разновидностей, все модели обладают схожей конструкцией, основными деталями которых являются:
История
Гусли – один из древнейших инструментов планеты. Их история началась в незапамятные времена, точную дату появления на свет определить невозможно. Предположительно, на мысль о создании подобного инструмента древних людей натолкнула тетива лука: при сильном натяжении она издает приятный для слуха звук.
Русские гусли, очевидно, получили свое название от славянского слова «гусла», что так и переводится – тетива.
Схожие струнные инструменты имеются практически у каждого народа мира. В Древней Руси еще до появления письменных свидетельств гусляров изображали на рисунках. Старинные модели в большом количестве находили при археологических раскопках. Герои былинного эпоса (Садко, Добрыня Никитич) были опытными гуслярами.
Данный инструмент на Руси был всеобщим любимцем. Под него плясали, пели, отмечали праздники, проводили кулачные бои, рассказывали сказки. Мастерство изготовления передавалось от отца к сыну. Древесина, которую предпочитали в качестве основы – ель, клен-явор.
В XV-XVII веках гусли стали постоянными спутниками скоморохов. Их использовали в процессе уличных представлений. Когда скоморохи оказались под запретом, исчезли и используемые ими инструменты. Возродилось русское творчество с приходом к власти Петра Великого.
Долгое время гусли считались удовольствием для крестьян. Высшее сословие предпочитало благородное звучание скрипки, арфы, клавесина. Новую жизнь народному инструменту подарили в XIX веке энтузиасты В. Андреев, Н. Привалов, О. Смоленский. Они сконструировали целый ряд моделей, от клавишных до щипковых, которые вошли в состав оркестров, исполняющих исконно русскую музыку.
Разновидности
Эволюция инструмента привела к возникновению множества видов, отличающихся количеством струн, формой корпуса, способом звукоизвлечения.
Крыловидные (звончатые)
Древнейшая разновидность русских гуслей, для которых применялось дерево явор (еще одно название старинных крыловидных моделей – яворчатые).
Наиболее популярны сегодня, обладают большими возможностями настройки. Количество струн различное, обычно 5-17. Звукоряд – диатонический. Струны располагаются веерообразно: расстояние между ними сужается по мере приближения к струнодержателю. Применение крыловидных моделей – исполнение солирующих партий, а также в качестве аккомпанемента.
Лирообразные
Называются так из-за сходства с лирой. Отличительная особенность – наличие игрового окна, куда исполнители помещали вторую руку для совершения манипуляций со струнами.
Шлемовидные (псалтирь)
Шлемовидные гусли имели в запасе 10-26 струн. Играя на них, гусляр использовал обе руки: правой исполнял основную мелодию, левой аккомпанировал. Происхождение данной модели вызывает споры: есть версия, что они были заимствованы у народов Поволжья (существуют схожие в русскими чувашские, марийские гусли).
Большие гусли этого типа получили название «псалтирь»: их часто использовало духовенство в храмах.
Стационарные клавишные
Были сконструированы в начале XX века, основой являются прямоугольные гусли. Выглядят, как фортепиано: слева располагаются клавиши, справа – струны. Нажимая на клавиши, музыкант открывает строго определенные струны, которые должны звучать в данный момент. Диапазон инструмента составляет 4-6 октав, количество струн – 49-66. Используется преимущественно в аккомпанирующих целях, в оркестрах народных инструментов.
Стационарные щипковые
Представляют собой металлическую раму достаточно больших размеров, внутри которой на двух уровнях натянуты струны. Рама размещена в специальном корпусе, оснащенном ножками – это позволяет ей стоять на полу, исполнитель стоит рядом.
Пользоваться таким инструментом непросто, зато он обладает большим спектром исполнительских возможностей, позволяя исполнять шедевры любой сложности, любого музыкального направления.
Техника игры
В Древней Руси на гуслях играли сидя, укладывая инструмент на коленях, верхний конец упирался в грудь. Узкая сторона конструкции смотрит вправо, широкая – влево. Часть современных моделей предполагает, что музыкант исполняет произведение стоя.
Звукоизвлечение происходит при помощи воздействия на струны пальцами рук или медиатром. Правая рука затрагивает все струны одновременно, левая в это время приглушает звуки, которые звучат слишком громко. Распространенные приемы игры – глиссандо, бряцание, флажолет, тремоло, сурдина.
Производствами гуслей занимаются маленькие предприятия, делающие продукцию на заказ. Музыкант может заказать инструмент, подходящий по габаритам под его рост, комплекцию – это значительно облегчит игру на гуслях.
Кто не знает, что такое гусли? Этот древнейший и самый, что ни на есть традиционный русский народный музыкальный инструмент. На Руси гусли звучали на боярских и княжеских пирах, крестьянских братчинах и в повседневном быту, на торжественных церемониях и языческих игрищах, скоморошьих потехах, на свадьбах и тризнах.
На гуслях играют богатыри Добрыня Никитич и Соловей Будимирович, боярин Ставр Годинович, новгородский гость Садко.
Звучат гусли и в народных песнях и сказках («гусли – самогуды»): «- Лежат гусли не налажены, Коляда! — Во тереме то гусли лежати, Ай да некому во гусли играти. »
Гусли, а так же кюсле, крезь, коклес, кантеле прочие гуслеподобные инструменты балтов и финно-угров имели форму крыла (северный, «новгородский», прибалтийский тип), а так же шлема, усеченного треугольника, псалтыри* (южный, «киевский» тип). Естественно, они имели множество видов, впрочем, сводимых в рамки этих двух типов. Корпус выдалбливался из дерева (на севере это ель или сосна), сверху покрывался тонкой декой с резонаторным отверстием, над ней натягивались струны. Струны первоначально могли быть волосяными, льняными, кишечными, но в былинах они уже металлические, «звончатые», и могли «перержаветь».
Самые древние пятиструнные гусли были найдены на втором Троицком раскопе в 1975 году. Они найдены во дворе жилой усадьбы, принадлежащей в XI в. богатому новгородцу. Здесь же, во дворе этого дома, найдена берестяная грамота № 526, перечисляющая должников на довольно-таки большую сумму: 16 гривен и 4 куны. Среди множества бытовых предметов (стальные кресала, янтарные перстни, бронзовые булавки, столовая посуда и т. п.) найдено ожерелье из аметистовых граненых бус, бусы стеклянные золочёные бочковидные, бусы стеклянные битрапециоидные серебрёные и т. п. Гусли были в свое время сломаны и тремя частями брошены во дворе. Сохранились в довольно хорошем состоянии полностью дека, окрылок с небольшой частью корытца и обломок нижней части корытца гуслей. Все фрагменты гуслей прекрасно соединяются друг с другом, для полноты не хватает лишь средней части корытца. Общая их длина 83 см. ширина окрылка 13см. в его верхней фигурной части расположены пять круглых отверстий для колков диаметром 0,8 см. расстояния между отверстиями по линии натяжения струн 2,5 см., 2,2 см., 1,7 см. и 1,7см. Длина окрылка до деки 20см. Ширина резонаторного корытца у нижнего конца гуслей 5,5 см. В средней части гуслей ширина корытца 10 см., глубина 3,8 см., толщина стенок корытца 0,6 см. Окрылок и корытце гуслей сделаны из одного бруска сосны.
На боку корытца аккуратно вырезано слово «СЛОВИША». Имя владельца или мастера, сотворившего гусли (вполне возможно это был один и тот же человек, так как, как правило, мастер, изготавливающий гусли, является одновременно и отличным гусляром).
Бесподобно мастерство Садко, завораживающего своей игрой стихию и духов, даже царь морской (Водяник) веселится под игру гусляра:
«Скажут, мастер играть в гусельки яровчаты: Поиграй же мне в гусельки яровчаты. Как начал играть Садко в гусельки яровчаты, Как начал плясать царь морской во синем море.»
Пение и игра на музыкальных инструментах были глубоко взаимосвязаны: обрядовое песнопение способствовало рождению музыкальных инструментов, установлению их строя. И здесь музыка сочеталась с танцем, недаром языческие обряды получили ещё и название «игрищ». Христианство, естественно, не могло положительно относиться к музыке, песням и танцам, справедливо видя в них не просто забаву, но языческий обряд и наделяя этими атрибутами Дьявола и бесов. В «Житии святого Исакия» рассказывается о явлении к нему бесов в виде прекрасных юношей «их же лица бяху аки солнце»: удариша (бесы) в сопели, тимпаны и гусли, Исакиа же поемше, начаша с ними скакати и плясати на мног час, и утрудивше его, оставиша еле жива суща, и тако поругавшееся ему исчезоша». (Печёрский патерик).
В сказании «О русальях», приписываемому святому Нифонту (рукопись XIV в.) читаем: «якоже труба гласящи собирает вон, молитва же творима совокупляеть ангелы божии; а сопели, гусли, песьни неприязньскы, плясания, плескания собирают около себя студныя бесы; держай же сопельника в сласть любляй гусли и пенья, плесканья и плясанья, чтить темного беса». Далее следует рассказ о видении святого Нифонта, как нечистые духи радуются при встрече с сопельником, влекут за ним толпы народа и прельщают «овы плясати, а другие плескати вспевающе»; вместе с ними пляшут и бесы: «народи же не видяху бесов, только блаженный Нифонт».
В «Слове христолюбца» (Паисьевский сборник XIV в.) песни, пляска и музыка отнесены к одному разряду с идольскою жертвою: «не подобает крестьянам игр бесовьских играти, еже есть: плясанье, гуденье, песни мирьские и жертвы идольские».
В послании Елеазарова монастыря игумена Памфила псковскому наместнику и властям (1505г.) говорится: «зело не престала зде еще лесть идольская, кумирное празнование, радость и веселие сотонинское. Егда бо приходит великий праздник день Рождества Предтечева, а тогда во святую ту нощь мало не весь град взмятежся и взбесится бубны и сопели, и гудением струнным, и всякими неподобными играми сотонинскыми, плесканием и плясанием. встучит бо град сей и возгремят в нем людии ей безаконием и погибелью лютою, злым прельщением пред Богом, стучать бубны и глас сопелий и гудут струны, женам же и девам плескание (ударенье в ладоши) и плясание и главам их накивание, устам их неприязнен кличь и вопль, всескверныя песни, бесовская угодня свершахуся, и хребтом их вихляние и ногам их скакание и топтание».
В «Домострое» (XVI в.) песни, пляски, скакание, бубны, трубы и сопели называются «делами богомерзкими». В наказах монастырским приказчикам XVII века предписывалось наблюдать, чтобы крестьяне «в бесовские игры, в сопели и гусли, и в гудки и в домры, и во всякие игры не играли, и в домах у себя не держали».
Царская окружная грамота 1648 года требует, чтоб православные не призывали к себе скоморохов, «никаких бесовских див не творили, и по ночам на улицах и полях, и во время свадеб песен не пели и не плясали и в ладони не били, и скоморошья платья и личин на себя не накладывали». Ибо все эти действия, по словам окружной грамоты, указывают на забвение Бога и православной веры и потому воеводам предписывалось отбирать, ломать и жечь музыкальные инструменты, а тех, у кого они найдутся, бить батогами и ссылать в «украйные места».
По свидетельству Олеария, ещё раньше, при Михаиле Фёдоровиче, по распоряжению патриарха, не только у скоморохов, но и вообще по домам были отобраны музыкальные инструменты (пять возов) и публично сожжены, как орудие дьявола.
Стоит отметить, что католицизм, допускающий участие музыки в своём богослужении, относился к народной музыке несколько мягче. У чехов дуда и кобза употреблялись при церковных службах, а у поляков кобзы знаменитых «игрецов» вешались в храмах под иконами. И только со времени Петра I закончились протесты духовенства и запретительные меры правительства против так называемых «бесовских действ». Но свое дело они сделали, и Фаминцын в конце XIX века отмечал, что «ныне гусли в руках русского народа представляют весьма редкое, исключительное явление».
Не думаю, что положение изменилось в лучшую сторону и сейчас, в начале XXI века. Звучат ли гусли в городах и деревнях России, изучается ли игра на гуслях в музыкальных школах, наряду, к примеру, с домрой и балалайкой, можно ли их купить так же просто, как, скажем, гитару? Думаю, не стоит продолжать, исключения только подтверждают правило. Гусли и поныне являются редкостью, диковинкой, своеобразной «славянской экзотикой» (наряду с лаптями и косовороткой «а ля рус»). Все о них знают, видели (возможно, не только в кино и на картинках), но много ли народу на них играет? _____________________ • Изображение гуслей-псалтыря можно встретить на древнерусских миниатюрах уже в XIV веке. Обычно с ними изображался царь Давид. «Царь Давидъ пасяше овцыи играша въ гусли егда бъ младъ у отца своего Ieфъя». В русском азбуковнике XVI столетия встречаем: «Псалтирь во Евреяхъ бъ сотворенъ сосудъ деревянъ, на немъ же бяху десять струнъ и нарицашеся той сосудъ по гречески псалтирь, а по славенски иъсневецъ». Самое раннее изображение гуслей-псолтыря помещено в Новгородской Симоновской (Хлудовской) псалтири конца XIII века. Следует отметить, что в XVIII веке гусли в руках Давида замещаются арфой.
Светозар Озерский жрец озерской общины ССО СРВ май 2015 года
История возникновения гуслей. Гусли на Руси – значение в народной культуре, традиции. Когда появились гусли на Руси и почему их запретили? Интересные факты о гуслях.
Всплеск интереса к в современной России — не просто тренд, а попытка переоценить многовековую историю нашего государства, его культуру и глубинные смыслы. Гусли — народный, исконно русский инструмент, звучание которого моментально погружает слушателя в атмосферу русского быта, праздника или детской колыбельной. Звонкий, яркий и одновременно нежный, утонченный звук гуслей восхищает и завораживает с первых минут как ценителя, так и случайного слушателя. Сегодня происходит возрождение традиций гусельной игры и научиться ей может кто угодно с помощью проекта «Мир гуслей».
Гусли в народной культуре
Гусли — популярный инструмент, аналоги которого можно встретить в Древней Греции (кифара), Армении (канон), Иране (сантур), Латвии (канклес) и Финляндии (кантеле). Общие черты обнаруживаются у гуслей с арфой и лирой.
На протяжении многих веков именно гусли были символом Руси. Они — древнейший инструмент, неразрывно связанные с былинами, сказаниями и древними летописями. Место и время возникновения гуслей история умалчивает, однако то, что инструмент сопровождал всю древнюю историю Руси — несомненный факт. Например, игрой на гуслях в совершенстве владели практически все богатыри из самых древних русских былин — Добрыня Никитич, Садко, Боян, Соловей Будимирович
Иллюстрация к былине о Садко. Автор неизвестен.
Нередко тончайший звук гуслей сравнивают со звучанием натянутой тетивы. Интересно, что в древноститетива называлась «гусла». Кстати, это — одна из первых гипотез появления названия инструмента и даже его строения. Кто знает — не был ли он впервые сделан в боевом походе из подручных средств?
Первое упоминание гуслей. Легендарные
Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы. Помняшеть бо речь първых времен усобице; тогда пущашеть ĩ соколовь на стадо лебедей, который дотечаше, та преди песь пояше, старому Ярослову, храброму Мстиславу, иже зареза Редедю пред пълкы Касожьскыми, красному Романови Святъславличю. Боян же, братие, не ĩ соколовь на стадо лебедей пущаше, а своя вещиа пръсты на живая струны въскладаше; они же сами Князем славу рокотаху.
Выборг, Вяйнемёйнен, играющий на кантеле
В.А.Фаворский. Боян. Слово о полку Игореве
Гусли и скоморохи
А.М.Васнецов. Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века. Скоморохи.
Скоморохов приглашали на свадьбы, похороны, княжеские застолья — их выступления стали неотъемлемой частью каждого празднества, пира или панихиды. Сюжеты с выступлениями скоморохов изображены даже на фресках Софийского собора в Киеве (1037 г.). Наибольший расцвет культура скоморохов получила в XII веке. Однако потом она стала постепенно угасать и даже подвергаться гонениям, как и игра на гуслях в целом — это связано с тем, что гусли обоснованно считались языческим инструментом, воспевавшим, в первую очередь, события и верования дохристианской древности.
Гусли и раннее православие.
Однако иногда под аккомпанемент гуслей проводились и некоторые религиозные обряды и наставления. То есть музыка гуслей неразрывно связана как с дохристианской натурфилософией (отсюда идут ее корни), так и с ранним православным богослужением (частью которого гусли стали, видимо, по причине своего повсеместного распространения). Например, интересный момент встречается в Библии, когда Царь Давид пел стихи под аккомпанемент гуслей, и даже изгонял из Саула злого духа своей игрой (1 Цар. 16, 23). Однако Царь Давид — не только библейский персонаж, а один из наиболее известных фольклорных образов на Руси, где он приобрел новые черты и соединился с образом древнего (то есть Великого Гусляра). Он появляется еще в «Голубиной книге» — известнейшем литературном памятнике, сборнике духовных стихов, созданных в форме диалогов о различных явлениях мира (о географии, естественных науках, этике, космогонических аспектах ).
Царь Давид на фронтальном барельефе Дмитриевского собора во Владимире.
Многие историки подчеркивают, что образ Царя Давида из русской фольклорной традиции отличается от библейского. Наиболее узнаваемым образом царя Давида на Руси является облик идеального властителя, доброго, мудрого и справедливого царя, искусно владеющего гуслями. Давид предстает хранителем тайных знаний, мудрецом и пророком, именно он в «Голубиной книге» отвечает на вопросы Волотомана Волотомановича о мироустройстве. Нередко в народном изобразительном творчестве он окружен дикими животными, которые завороженно слушают его игру, что также перекликается с дохристианскими образами.
Происхождение слова «гусли». Этимология слова.
Само слово «гусли» имеет интересную этимологию. «Гудебными» изначально именовались не только гусли, а вообще все струнные инструменты. «Гусли» — исконно русское слово, произошедшее от глагола «гудеть». «Гусль» — одна струна, а «гусли» — струнный ряд.
Занимательно, что звук «гу» на санскрите означает «звучать». «Гукнуть» означает издать звук, а «ни гука» равноценно «ни звука». Однако «гу» на санскрите значит также и глагол «двигаться». Гусляры чаще всего исполняли свои песни на ходу, вопреки распространенному заблуждению, будто они исполняли песни сидя. Традиция «сидячего» исполнения пришла позже, когда игра на гуслях стала приравниваться к искусству. Этот же звук можно найти в словах «гул» и «гулять». Поэтому «отгулять» — слово, в котором одновременно подразумевается и звук, и действие (музыка, танцы, развлечения, песни).
Гусли и лебединый строй
Нередко гусли сравнивают с лебедями. В природе птицы летают упорядоченным строем. Также расположены и струны на гуслях — в строгом порядке звукоряда. В народе звончатые гусли обычно выполнялись именно в форме треугольника — именно так выглядит и птичий клин.
Однако Острафиль — символ не самой крайней струны или начала настройки инструмента. Она — наиболее низкий звук диапазона. Как мифологически могла привести к бурям и штормам, так грамотная настройка гуслей от самого низкого звука может создать всплеск музыки и неподражаемое звучание.
Какие виды гуслей существуют? Какие гусли лучше выбрать?
Гусли состоят из корпуса, струнодержателя и колки. Корпус включает верхнюю и нижнюю деки, соединенные между собой рамой. Верхнюю деку производят чаще всего из резонансной ели. В ней располагается резонаторное отверстие, металлическая пластина со штифтами, подставка и порожек. Нижнюю деку изготавливают из клена, березы, ореха или рябины. Внутри к декам приклеиваются деревянные бруски — это необходимо для равномерных звуковых колебаний. Современные инструменты чаще делаются из сосны или кедра.
Существуют такие виды гуслей:
Как научиться играть на гуслях?
В первую очередь следует выбрать гусли — у каждого вида гуслей свои особенности звучания и настройки. Новичкам рекомендуется обратить свое внимание на тот инструмент, у которого минимальное количество струн, а также на небольшие по размеру гусли.
На них можно играть медиатором или пальцами. Безусловное преимущество для новичка — необязательно знать ноты. Простые песни и импровизационные композиции достаточно легко создать на любых гуслях за счет мелодичности звучания струн. Все базовые правила игры ученики, в среднем, усваивают за 2–4 занятия. А за 2 недели тренировок вполне можно научиться стройно исполнять некоторые простые мелодии.
Способы игры на гуслях
Интересное о гуслях
Где сегодня играют на гуслях
Сегодня гусли — это свежо и аутентично. и народные музыкальные традиции постепенно возрождаются как в своем изначальном виде, так и в актуальных аранжировках. Сейчас этот инструмент есть практически во всех народных оркестрах. Такая музыка — тонкая, красивая и душевная — переносит слушателя в сказочное прошлое, объединяет с культурным наследием древности и выступает своеобразным мостом между человеком современности и его предками.
Благодаря гуслям можно наполнить любую композицию тонкими вибрациями русского духа. В сети опубликовано огромное количество каверов на хиты таких исполнителей, как «Кино» и «Гражданская оборона». Особый шарм у композиций Enigma, положенных на струны гуслей. Создаются и новые, уникальные партии для гуслей.
Также под гусли особенно ярко и живо звучат народные сказки и былины, возрождается традиция использования гуслей именно в качестве аккомпанирования устной речи. Такой формат подачи сказок успокаивает нервную систему, развивает музыкальную память, слух, образное и абстрактное мышление, способность к творчеству у маленьких слушателей. Сказки под гусли можно назвать настоящей сказкотерапией.
Гусли — универсальный инструмент, благодаря которому можно создать неповторимую атмосферу веселья, радости или светлой грусти. Древние и современные мотивы находят отклик в сердцах тысячей любителей музыки, а волшебные звуки гуслей сегодня способны зачаровать любого так же, как и наших далеких предков сотни лет назад. Гусли — это связь поколений через столетия, исконная музыка русской души и вибрация жизни.