Что такое гудок музыкальный инструмент
Гудок (музыкальный инструмент)
Гудок — древнерусский [1] смычковый инструмент, наиболее распространённый в XVII—XIX веках, среди скоморохов. Имеет деревянный выдолбленный кузов, как правило овальной или грушевидной формы, а также плоскую деку с резонаторными отверстиями. Гриф у гудка имеет короткую шейку без ладов, удерживающую 3-4 струны.
На гудке можно играть как установив его вертикально, так и держа горизонтально (аналогично гитаре). При этом верхняя струна строится выше остальных 2-3 (в отличие от гитары), с разницей в квинту или кварту. Во время игры верхняя струна служит для солирования, а остальные звучат постоянно.
Сохранились названия разновидностей гудка: гудочек, гудок, гудило, гудище. Родственные инструменты существовали на Западе — фидула (лат.), фидель (нем.).
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Гудок (музыкальный инструмент)» в других словарях:
Гудок музыкальный инструмент — старинный русский народный смычковый трехструнный музыкальный инструмент с плоскими декой и спинкой, без вырезов по бокам. Две струны строились в унисон, а одна квинтою вверх. На Г. играли как на виолончели. Описание Г. можно встретить в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Гудок, музыкальный инструмент — старинный русский народный смычковый трехструнный музык. инструмент с плоскими декою и спинкою, без вырезов по бокам. Две струны строились в унисон, а одна квинтою вверх. На Г. играли как на виолончели. Описание Г. можно встретить в сочинениях… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Уд (музыкальный инструмент) — У этого термина существуют и другие значения, см. УД. Уд Классификация Струнный музыкальный инструмент, Хордофон … Википедия
Дрова (музыкальный инструмент) — á Для термина этой статьи надо поставить правильное ударение. У этого термина существуют и другие значения, см. Дрова (значения). Дрова … Википедия
Ложки (музыкальный инструмент) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ложка. Музыкант с ложками … Википедия
Пипа (музыкальный инструмент) — Пипа Бива Классификация Струнный инструмент … Википедия
Добро (музыкальный инструмент) — У этого термина существуют и другие значения, см. Добро (значения). Добро Добро шестиструнная резонаторная гитара. Она была изобретена в С … Википедия
Дудка (музыкальный инструмент) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дудка. Дудка общее название народно музыкальных инструментов семейства продольных флейт (сопели, свирели, сопилка) в России, Беларуси, Украине[1]. Дудка русский народный музыкальный… … Википедия
Рожок (музыкальный инструмент) — РОЖОК древнерусский деревянный пастушеский инструмент ведущий свою историю от ратных рогов и труб, созывавших воинов на битву (например, в «Слове о полку Игореве» говорится о воинах, которые под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, концом копья … Википедия
Гудок (смык)
На Руси ни одно народное гуляние не обходилось без песен и плясок. Любимцами публики были скоморохи, которые не только смешили зевак, но и неплохо пели, аккомпанируя себе на гудке. Внешне примитивный, струнный смычковый музыкальный инструмент нашел широкое отражение в устном народно-поэтическом творчестве.
Как устроен инструмент
Корпус грушевидной или овальной формы плавно переходит в короткий безладовый гриф. Дека плоская с одним или двумя резонаторными отверстиями. Шейка удерживает три или четыре струны. На Руси их изготавливали из жил животных или пеньковой веревки.
Для извлечения звука использовался смычок. Его форма напоминала стрелецкий лук. Старинный народный инструмент изготавливался полностью из дерева. Чаще всего это был цельный фрагмент, из которого выдалбливалась внутренняя часть. Встречаются экземпляры и с клееным корпусом. Дека у гудка прямая, плоская. Размер от 30 сантиметров до одного метра.
Как звучит гудок
Музыковеды-историки часто сравнивают русский народный инструмент со скрипкой, находя между ними родственные связи. Звучание гудка гнусавое, скрипучее, назойливое, действительно, напоминающее звук современной академической скрипки.
История
Самые первые упоминания о древнерусском хордофоне ученые обнаружили в документах XII века. Во время проведения раскопок в Псковской и Новгородской областях были найдены различные экземпляры, которые сначала ввели археологов и историков в заблуждение. Было не ясно, как именно музыканты играли на старинной находке, к какой группе инструментов принадлежит гудок.
Изначально считалось, что найден аналог гуслей. Обратившись к древним летописям, ученые смогли увидеть, как мог выглядеть инструмент, и смогли определить, что гудок относится к струнно-смычковой группе. Другое его название – смык.
Более древние аналоги использовались в Древней Греции – лира и в Европе – фидель. Это дает возможность предположить, что гудок заимствован у других народов, а не является собственно русским изобретением. Смык был инструментом для простонародья, его активно использовали скоморохи, а гудошники были главными героями на всех гуляньях, празднованиях, уличных театральных представлениях.
Негативное отношение к этому инструменту имела русская православная церковь. Считалось, что кривляние скоморохов под звуки смыка греховно и вызвано бесами. В Московском Кремле была специальная постройка, названная Потешной палатой. Там содержались гудошники, которые потешали царский двор и бояр.
В XIX веке широкое применение нашли аристократические представители струнного семейства, к концу столетия в стране не осталось ни одного гудошника. В настоящее время гудок можно увидеть только в музеях народных инструментов. Самый старый экземпляр был найден при раскопках в Новгородской области и датируется XIV веком. Российскими мастерами регулярно предпринимаются попытки реконструировать смык, используя древние летописи.
Техника игры
Для извлечения основной звуковой мелодии использовалась только одна струна. Поэтому у самых древних экземпляров остальные отсутствовали вообще. Позднее появились дополнительные бурдонные, которые, когда музыкант начинал играть, безостановочно гудели. Отсюда и название инструмента.
Во время игры исполнитель упирал нижнюю часть корпуса на колено, направляя гудок вертикально головкой вверх, а смычком работал горизонтально.
Использование
Увеселение простонародья – основное направление использования гудка в истории Руси. Смык звучал на гуляньях, мог использоваться сольно, в ансамбле с другими инструментами, для аккомпанемента шуточных песен, фольклора. В репертуаре Гудошников были исключительно народные песни и музыка, сочиненная ими самими.
Последние 50-80 лет краеведы и историки предпринимают попытки найти в сельских поселениях хотя бы одного гудошника, но до сих пор не найден ни один. Это говорит о том, что древнерусский смык полностью утратил свое значение в музыкальной культуре народа, открыв дорогу благородной академической скрипке. В современном использовании его можно увидеть только в исторических реконструкциях, фильмах этнической тематики.
Русские музыкальные инструменты :: Гудок
Гудок – старинный русский струнный смычковый музыкальный инструмент с корпусом овальной формы без боковых выемок. Специального грифа на шейке инструмент не имеет. На верхней деке иногда встречаются резонансные отверстия в виде полукруглых скобок, однако на большинстве изображений они отсутствуют. Наибольшее распространение гудок получил в XVII-XVIII веках. В конце XIX века полностью вышел из употребления.
Первоначально, как об этом свидетельствуют археологические экземпляры гудков, корпус инструмента выдалбливался из цельного куска дерева и имел сравнительно небольшие размеры (20-30 см). Позднее гудки стали изготовлять не только с долбленым, но и клееным корпусом.
Во время игры гудок держали в вертикальном положении, опирая его о колено, при игре сидя или о корпус – при игре стоя. Для игры на гудке применялся, судя по изображениям, короткий, лукообразный смычок без колодки. Гудок использовался как инструмент, сопровождавший пение или пляску. Имеются упоминания о совместной игре нескольких гудошников, для чего уже в XVI-XVII веках, а возможно и раньше, инструменты изготавливались разных размеров и звукового диапазона: высокого (гудочек), среднего (гудок) и низкого (гудище).
Характер звучания инструмента гнусавый, скрипучий. Три его струны настраивались по квинтам. Плоская подставка позволяла извлекать звук смычком одновременно из всех трех струн, однако этим исполнение на гудке не ограничивалось. Техника игры была довольно простой, что не исключало, естественно, возможности искусной игры на инструменте. Как отметил Штелин, «играют на гудке общераспространенные мелодии, причем пальцами перебирают редко более одной струны, другие же две проводятся смычком впустую (по открытым струнам) и всегда сильно, так, что звучат скрипуче и назойливо, как на лире». «На высокой крайней струне разыгрывается какой-нибудь народный мотив, а прочие две струны, настроенные квинтою вниз, служат аккомпанементом для сопровождения мелодии». Прижимая большим пальцем левой руки две нижние струны, можно было менять звуковысотное положение выдержанного квинтового баса. Это позволяло изменять тональность исполняемого на верхней струне наигрыша.
Репертуар гудошников состоял из народных песен и плясок. Подлинные записи гудошных наигрышей сделаны не были. Некоторое представление о характере наигрышей, исполнявшихся на гудке, может дать дуэт для рожка и гудка из водевиля С.И. Давыдова «Семик или гулянье в Марьиной роще», написанного в 1815 году, когда игра на гудке была ещё широко распространена. Есть основания предполагать, что этот дуэт представляет собой запись, близкую к воспроизведению народного инструментального ансамблевого наигрыша. Широкое использование открытых струн, типичное для фольклорной практики игры на смычковых инструментах, подсказывает применяющуюся на гудке настройку открытых струн – е” – а’ – d’. По мнению Б.Ф. Смирнова, партия рожка в дуэте водевиля является «типичным рожечным народным наигрышем», а звучание гудка изложено в манере, характерной «для вторы скрипичного дуэта». Взаимодействие инструментальных голосов соответствует, по его мнению, также «подлинно народной традиции».
Гудок был русским народным инструментом, распространённым не только среди скоморохов. Об этом свидетельствует, в частности, то широкое отражение, которое нашёл этот инструмент в устном народно-поэтическом творчестве. Указание на широкое распространение гудка встречается в литературе вплоть до середины XIX века: «Гудок… употребляется доныне в сельских пирушках и забавах». Попытки отыскать гудошника или гудок в глухих сельских окраинах, неоднократно предпринимавшиеся в последние 50-80 лет, практически не увенчались успехом.
Стоит отметить поиски гудка, предпринятые по инициативе Н.И. Привалова. Он пишет, что одна старушка (сибирячка) сообщила ему, что в дни её молодости гудошники ходили играть по домам по нескольку человек с инструментами различной величины. В связи с этим Привалов поручает своему знакомому, служащему Путиловского завода, отправившемуся в 1897 году в командировку в Сибирь, отыскать там следы гудка. На одной из станций около города Златоуста ему посчастливилось встретить гудошника-слепца, инструмент которого был чуть меньше виолончели и имел четыре струны. Звук гудка был дребезжащим, напоминавшим игру на балалайке, поскольку гудошник во время игры всё время тремолировал смычком. Во время короткой остановки поезда он успел сыграть «Камаринскую» и «Что пониже было города Саратова». В 1937 году следы гудошника в Брянской области обнаружил Л.В. Кулаковский, но собрать какие-либо сведения ему не удалось.
В 1958 году экспедиция Пушкинского дома записала в деревне Кильца Мезенского района Архангельской области пение частой лирической песни «Ох, Сибирь матка, Сибирь матка» под аккомпанемент самодельной трёхструнной скрипки. Манера игры (исполнитель держал инструмент вертикально, упирая его в колено), количество струн и характер напева позволили Б.М. Добровольскому высказать предположение, что это – отголосок старинной гудошной традиции, а в 1975 году пермский фольклорист Н.С. Альбинский также обнаружил следы гудошной традиции.
Когда появился гудок? Откуда взялось слово «гудок»?
Почему гудок считается русским народным инструментом?
История создания инструмента «гудок» (доступное для детей).
Что такое гудок музыкальный инструмент
Гудок (другое название – Смык) принадлежит к старинным струнным Русским народным музыкальным инструментам
Гудок (другое название – Смык) принадлежит к старинным струнным Русским народным музыкальным инструментам.
По всей Руси, в прежние времена, гудок использовался музыкантами вместе с другими музыкальными инструментами (бубен, гусли, жалейка).
Деревянный корпус гудка выдолблен мастерами, для придания ему овальной или грушевидной формы.
Гриф гудка относительно короткий, без ладов и с прямой или изогнутой головкой.
На грифе устанавливаются и закрепляются три струны.
На плоской деке гудка проделано резонаторное отверстие.
Длина этого музыкального инструмента не превышает одного метра.
Его предельные размеры – 30-80 сантиметров.
Дугообразная форма смычка у гудка по форме напоминает лук.
Музыкант при игре на гудке касается смычком сразу всех струн.
Однако, для извлечения основной мелодии используется только одна (первая) струна.
Остальные две струны называются бурдонными и звучат они в одной тональности, не изменяя своего звучания.
Постоянное, безостановочное гудение нижних струн является характерной особенностью гудка, да и всех остальных старинных щипковых музыкальных инструментов.
Играя на гудке, музыкант старается удерживать свой музыкальный инструмент на колене, придавая ему вертикальное положение.
Сегодня никто не может достоверно утверждать о точном времени возникновения гудка: история его происхождения скрыта от нас в бездонных глубинах прошлого.
Гудок — любимый инструмент скоморохов
Россия может похвастаться не только бескрайними просторами, но и многообразием музыкальных инструментов. Наши предки были горазды на выдумки, чтобы доставить удовольствие себе и окружающим. Люди, приезжающие из-за границы, до сих пор удивляются изобретательности русских. Одним из необычных инструментов является гудок. Западные аналоги называются фидель (у немцев) и фидула (у латышей).
Немного истории
Первые упоминания об инструменте встречаются в двенадцатом веке. В районе Великого Новгорода проводили археологические раскопки и нашли образцы гудка, выполненные из можжевельника и березы.
Считается, что инструмент зародился в Греции. Во время принятия христианства был завезен в Россию. Действительно, ранние формы гудка напоминали византийскую лиру, адаптированную для нашей страны. Они были идентичны по внешнему виду и конструкции.
А вот более поздние модели, появившиеся в пятнадцатом веке, имели иное строение. Инструмент был оснащен отдельно клеящимся грифом, а не цельным корпусом. Также изделие имело колковую машину, которая отдаленно напоминает современную скрипичную.
Как устроен инструмент
Гудок оснащен тремя струнами. Традиционно для их создания брали жилы животных либо пеньковую веревку. На некоторых гибридных моделях в Скандинавии, например, сотхарпа, использовали конский волос.
Относительно конструкции гудка до сих пор не утихают споры, поскольку отсутствует достоверная информация, подтвержденная историческими летописями. |
Инструмент имеет корпус, выдолбленный из дерева. Как правило, он овальной или грушевидной формы. Также изделие оборудовано плоской декой с резонаторными отверстиями. Гриф инструмента отличается короткой шейкой без ладов, которая удерживает три или четыре струны. Максимальная длина гудка – один метр. Дугообразная форма смычка по внешнему виду напоминает лук.
Изготовление
Оставьте заготовки подсыхать. Затем ножом выровняйте поверхность корпуса. После принимайтесь за деку. Данная деталь является основой любого музыкального инструмента. Приложите лист бумаги к корпусу и прочертите контур будущей деки.
Топором придайте «деревяшке» необходимую форму, оставив по краям небольшие запасы. Толщина деки должны быть максимум пять миллиметров. Чтобы ее сточить воспользуйтесь ножом или топором. Действуйте предельно аккуратно, в противном случае заготовка может треснуть либо вы испилите лишнее.
С внешней стороны деки отметьте и вырежьте отверстия для резонатора. С помощью стамески удалите все лишнее, чтобы добиться нужной толщины. Детали практически готовы к склеиванию. Осталось просверлить отверстия под колки. Сильно прижмите корпус и деку друг к другу, чтобы они хорошо соединились. Можно сверху положить что-то тяжелое.
Инструмент в таком виде остается на сутки. Для изготовления колков потребуется береза. Из нее так же делают порожки под струны. Из кожаной полоски и шпенька из дерева создается струнодержатель. Из тонкой ветки орешника делаем смычок. Для струн лучше использовать конский волос, поскольку он меньше подвержен капризам погоды.
Техника игры
Исполнители в процессе игры смычком касаются всех струн. Однако для извлечения волшебной мелодии используется только одна. Две оставшиеся струны называют бурдонными. Они играют в единой тональности, не меняя звучания.
Характерной особенностью инструмента считается безостановочное гудение нижних струн. |
В процессе исполнения мелодии, музыкант удерживает изделие на коленях, чтобы добиться вертикального положения. Однако играть на гудке можно и горизонтально. В этом случае верхняя струна строится более высокой с разницей в квинту. Музыкант водит по ним дугообразным смычком.
Использование
С давних времен инструмент считался аккомпанирующим. Особое значение ему уделяли при народных гуляньях и праздниках. Ни одно уличное шествие не обходилось без гудка. Множество древнерусских памятников содержит свидетельства, подтверждающие уникальную устойчивость подобных форм участия музыкантов в национальной культуре.
Принято считать, что гудок исчез, но периодически инструмент можно услышать в составе народных оркестров. Также его часто используют при проведении исторических реконструкций.
Заключение
К 2019 году музыкальный инструмент гудок обрел статус вымершего и реконструированного изделия. Конечно, уровень владения и техника игры у современных исполнителей далеки от виртуозности. Однако именно гудок дарует русской музыке неповторимый колорит и наполняет волшебными нотками славянской души, которая непонятна прагматичным европейцам.
Из видеоролика вы узнаете, как правильно играть на музыкальном инструменте с многовековой историей.