Что такое грузовой самолет
Для чего нужны грузовые самолеты?
Самолеты всегда приковывают внимание окружающих. Еще бы: огромный воздушный корабль, который плавно маневрируют между облаками, летает на расстояния в тысячи миль и при этом сохраняет грациозность птицы. Эдакий коктейль из всех необыкновенных качеств. Но есть кое-что, что может быть интереснее обычного пассажирского авиалайнера – это грузовой самолет.
Согласитесь, что пассажирская авиация перестала быть чем-то загадочным: мы знаем, что это такое и как это работает. Практически каждый из нас хоть раз в жизни искал заветное слово «терминал», поднимался ввысь на железной птице, смотрел, переживая, фильм о пассажирской авиации. Сюжеты о коммерческих рейсах постоянно мелькают в новостях. А вот грузовая авиация окутана тайнами и слухами, и незаслуженно остается в тени. Пора разоблачить таинственного героя.
Впервые понятие «грузовая авиация» появилось достаточно давно – в начале двадцатого века. Уже наши праотцы прекрасно знали, что быстрее и надежнее перевозчика, чем самолет, просто не существует. Пассажирский авиалайнер для объемного и ценного груза, увы, не подходит. И тогда на ринг под номер один выходит грузовой авиалайнер, который оборудован таким образом, чтобы даже детали от космических суден чувствовали себя невероятно комфортно.
Очень часто грузовая авиация и вовсе выступает в роли супермена – например, в пандемию коронавируса. Сотни грузовых самолетов поднимались в небо, чтобы эвакуировать людей домой, доставить больных, которым нужна срочная помощь и помочь с медикаментами и оборудованием.
Пассажирский и грузовой самолет: в чем разница?
Профессиональные пилоты авторитетно заявляют: управление грузовым самолетом не отличается от пассажирского. Только вместо предвкушающих путешествие туристов – тонны груза. Сам авиалайнер, конечно, выглядит немного иначе. При экскурсии на подобном самолете, бросится в глаза громоздкая дверь грузового отдела. Это для того, чтобы загрузить необходимый товар быстро и почти незаметно. Каждый миллиметр грузового отсека должен служить на благо качественной логистики – все используется под груз.
На грузовом авиалайнере нет ни полок для вещей, ни так любимых нами иллюминаторов, ни комфортных кресел. По сути, это просто вместительное пространство со специальными креплениями на полу, которые предназначены для легкого перемещения груза. Главный лозунг грузовой авиации: время – деньги. Поэтому все делается быстро, профессионально и слаженно. Грузовой самолет способен подняться в небо с тоннами груза и при этом в мгновение ока доставить необходимое адресату.
Одно из главных преимуществ воздушной доставки – это минимум запретов и ограничений. Как говорится, все дороги открыты, светофоров нет и пробок тоже. В принципе, единственное препятствие – это отсутствие аэропорта в труднодоступной локации. Но и этот досадный вопрос можно решить при помощи шустрого автомобиля. Со всем остальным грузовая авиация с честью справляется.
Авиаперевозки спешат на помощь
В воздушных перевозках время решает все и оперативность на первом месте. Поэтому есть ситуация, когда выбрать другой способ доставки просто невозможно.
Мы собрали наиболее актуальные случаи, когда воздушное судно прибудет на помощь незамедлительно.
Во-первых, это грузы, которые имеют досадное свойство быстро портиться. Например, продукты. А так как быстрее самолета пока ничего не придумали, перевозить подобные грузы по воздуху проще всего. Кроме пищевых продуктов, в эту категорию отнесем то, без чего 8 марта стало бы рядовым днем – цветы.
Во-вторых, это фармацевтический груз. Сюда смело отнесем лекарства и химические вещества, которые могут быстро испортится и очень капризны к условиям транспортировки.
Не можем не упомянуть товары, которые имеют очень высокую ценность – и духовную, и материальную. Например, предметы исторической значимости, роскошные драгоценности, векселя на миллионы и миллиарды. Тут превыше всего не столько скорость, сколько безопасность, которую воздушные судна всегда могут гарантировать и доказать.
Грузовые самолеты – настоящее сокровище и спасение для перевозки медицинских грузов. Когда счет идет на часы и необходимо срочно доставить донорские органы, чья-то жизнь зависит только от оперативности и слаженности работы авиаперевозок.
Военные детали и технику, части воздушных и морских судов тоже легко и быстро доставляют по воздуху.
Сложно представить, сколько бы потеряло человечество, если бы не было самолетов.
История грузовой авиации
В это сложно поверить, но каких-то 118 лет назад концепция полётов на самолётах казалась невероятной. Но вот он 2021 год, самолет стал обыденным транспортом, который позволяет ежедневно путешествовать по всему миру, а также отправлять миллионы грузов.
Человек тысячи лет стремился в небеса, но только к 1903 году, мечта стала реальностью. В этот год 17 декабря, Орвилл и Уилбур Райт впервые совершили полет на своем самолете. Начиная с этого же времени, самолёт начал искать своё практическое применение.
Первая демонстрация грузовых авиаперевозок состоялась 7 ноября 1910 года. Пилотируя самолет Wright Model из Bиз Дейтона до Колумбуса, штат Огайо, Филип Пармели доставил груз, содержащий 440 кг шёлка, к торжественному открытию одного из розничных магазинов. Первая грузоперевозка самолётом стала гонкой, в которой самолет соревновался с поездом. Самолёт её выиграл, доставив груз за 57 минут, что на то время считалось рекордным показателем. Данная перевозка также была первой мультимодальной, груз до аэродрома и до магазина доставлялся на автомобиле.
Следующим этапом стала перевозка авиапочты 18 февраля 1911 года в индийских провинциях Агра и Ауд в рамках авиашоу. Сэром Уолтер Виндхэмом в тот день была организована выставка авиации и получив разрешение от главного почтмейстера Индии на работу службы авиапочты, была организована единичная перевозка, которая помогла собрать деньги на благотворительность.
Перевозку совершал Анри Пеке на биплане Humber-Sommer, перевезя 6500 писем в города Аллахабада и Наини. Самолёт был оснащенным двигателем мощностью 50 лошадиных сил, весь путь самолет преодолел за 13 минут.
Первая же регулярная доставка авиапочты была совершена уже в Великобритании 9 сентября 1911 года между лондонским пригородом Хендон и канцелярией генерального почтмейстера в Виндзоре. Авиапочта просуществовала месяц, и за 16 рейсов было перевезено 35 мешков с почтой.
После окончания Первой мировой войны в 1919 году компания American Railway Express попыталась перевезти 500 кг груза из Вашингтона в Чикаго. Для полёта использовался переоборудованный бомбардировщик. Во время перелёта, самолёт был вынужден приземлиться в Огайо из-за замерзшего радиатора, но это не положило конец экспериментам.
Период 20 – 30-х годов отметился предпринимательскими инициативами, а самолет стал средством, которое может перемещать дорогостоящие грузы быстрее, чем Ж/Д, авто и морской транспорт.
Одной из первых коммерческих компаний стала National Air Transport, основанная 14 ноября 1926 года для перевозки посылок по воздуху, а 1 сентября 1927 года компания National Air Transport доставила первый авиационный груз в США между Далласом и Нью-Йорком. В последствие компания стала частью United Airlines.
Два года спустя, в 1929 году, количество грузов, перевезенных по воздуху, превысило 116 000 кг, а к 1931 году было отправлено более 500 000 кг грузовых авиаперевозок.
Даже пионер автомобилестроения Генри Форд основал для своей компании услуги авиаперевозок. Мало кто знает, но Форд построил для этого собственный самолет Ford Tri-Motor, дизайн которого до сих пор имеет поклонников, хотя их было построено всего 199 штук.
Период развития авиации прервался начавшейся в 1939 году Второй Мировой войной и авиаперевозки на протяжение 6 лет осуществлялись в рамках доставки почты и оборудования для военной промышленности. В СССР, для этого пользовались такими самолётами как Ли-2 (впоследствии ИЛ-14), а страны союзники самолётами Douglas (C-47 Skytrain).
Международная ассоциация воздушного движения (IATA) была основана в 1919 году, но ключевое событие произошло 19 апреля 1945 года на конференции, состоявшейся в Гаване, когда в ассоциацию было включено 57 авиакомпаний.
На период 50-х годов грузовые авиаперевозки составляли очень небольшой %, так как мировая экономика оправлялась от войны. К середине 50-х годов объём грузоперевозок авиа составлял 800 000 тонн.
Несмотря на экономическое процветание США, большинство авиагрузовых компаний не могли выживать из-за жесткой конкуренции с другими видами транспорта. Руководители же крупных пассажирских авиакомпаний полагали, что грузовые авиаперевозки дестабилизируют сектор коммерческой авиации, предлагая более низкие тарифы и нерегулярные услуги.
Однако были исключения, и таким исключением стала компания «Flying Tigers», которая к середине 1960-х годов получала прибыль в размере 20 миллионов долларов в год.
Компания Flying Tiger Line была основана 25 июня 1945 года Робертом Прескоттом, лётчиком Второй Мировой войны, который летал на C-46 “Flying Tiger”. Компания была первой в США, выполняющая регулярные грузовые авиаперевозки. К августу 1945 года Прескотт и его пилоты перевозили грузы через Соединенные Штаты и в отличие от конкурентов, «Тигры» обслуживали, как военные, так и гражданские рынки. В их услуги входили мультимодальные перевозки железными дорогами и сервис «от двери до двери».
В СССР в послевоенное время стали эксплуатироваться гражданские грузовые самолёты Ан-12 и Ил-14Г.
В 60-е годы экономика начала восстанавливаться и произошел крупный скачок в проектировании самолетов. Компания Boeing вывела на рынок четырехмоторный Boeing 747. Это был первый в отрасли широкофюзеляжный самолет, который мог перевозить полные поддоны в грузовом отсеке. Примерно в это же время в 1966 году в УССР стали производить самый большой в мире турбовинтовой самолёт АН-22.
Следующее революционное изменение произошло благодаря Фреду Смиту, который основал компанию Federal Express в апреле 1973 года. Он убедил инвесторов в том, что необходимо разделение пассажирских и грузовых перевозок, так как схемы маршрутов для пассажиров и грузовых самолётов были разными, и их объединение замедляло движение грузов. Успех бизнес-модели Federal Express принесла гарантия доставки груза на следующий день. Через три года Federal Express стала получать прибыль. Хабы Federal Express были построены в Мемфисе, штат Теннесси, а флот увеличился до 76 самолётов к 1982 году. В 1983 году, через десять лет после основания компании, выручка Federal Express составила 1 миллиард долларов. В 1989 году Federal Express приобрела Tiger International Inc., о которой говорилось ранее, и Federal Express (FedEx c 1994 года) стала крупнейшей в мире авиакомпанией с полным спектром грузовых услуг.
Главный конкурент FedEx, Объединенная почтовая служба (UPS), начавшаяся, как служба доставки велосипедов в 1907 году, также стала играть доминирующую роль на рынках авиаперевозок. В 1988 году UPS запросила и получила разрешение от FAA (правопреемника Совета гражданской авиации) управлять собственной авиакомпанией (а не аренду самолётов), а к 2001 году UPS Airline становится девятой по величине авиакомпанией США.
Развитие авиации в период 80-х годов происходило по всему миру, так 1984 год дал миру один из самых крупных в мире самолётов АН-124 и ВМ-Т «Атлант», который использовался для доставки крупногабаритных элементов космических комплексов «Энергия» и «Буран».
Огромный толчок в 90-х годах 20 века стал возможным благодаря Интернету. Так уже в 1992 году, американская компания FedEx, предоставила своим клиентам возможность отслеживать грузы через Интернет, информация предоставлялась в виде маршрута посылок, а также предполагаемой дате и времени доставки. Подобная технология позволила значительно повысить прозрачность сортировки, складирования и доставки грузов.
Интернет стал не единственным вектором развития грузоперевозок на авиа в период электронной коммерции. Компании, среди которых: FedEx, UPS, DHL и TNT, расширили спектр предоставляемых услуг, в том числе за счёт экспресс-доставки, также на рынке стали появляться новые игроки.
В 1989 году в украинском городе Гостомель появляется грузовое отделение «Antonov Airlines», известное флотом, состоящим только из самолётов соответствующей марки. Одной из самых значимых стала перевозка 11 августа 2009 года, благодаря которой компания вошла в книгу рекордов Гиннеса. В этот день компания отправила рекордный груз – 189 тонный генератор для газовой электростанции из Германии в Армению.
22 августа 1990 года в городе Ульяновске открывается авиакомпания Волга-Днепр, которая известна как один из крупнейших грузоперевозчиков России, свой отдел грузоперевозок появился и у Аэрофлота.
В 1994 собственное грузовое отделение – Lufthansa Cargo AG, появляется у Lufthansa. В 2001 году компания расширяет флот за счёт 9 дополнительных грузовых самолета MD11, также становится доступна услуга td.SameDay, с помощью которой можно забронировать грузовой самолёт день в день на сайте.
2002 год отметился открытием грузовое подразделение SWISS –Swiss World Cargo. В марте 2005 года, Swiss World Cargo и Lufthansa Cargo заключают соглашение о сотрудничестве в области маркетинга и продаж.
В июне 2003 года, происходит значимое событие в истории грузоперевозок России – первая глубокая модернизация самолета Ил-76. В результате замены двигателей и авионики, улучшаются летно-технические характеристики самолета и обеспечивается соответствие действующим требованиям ИКАО по эмиссии вредных веществ и шуму на местности. Самолёт получает обозначение — Ил-76ТД-90ВД.
Май 2004 года, становится отправной точкой для ведущей европейской транспортной компанией Air France-KLM, которая появилась путём объединения нидерландской KLM и французской Air France. Штаб-квартира компании находится в крупнейшем аэропорту Франции, парижском Шарль-де Голль.
Через два года, по другую сторону океана, американская компания Northwest Airlines Cargo становится крупнейшим грузовым перевозчиком США. Самолёты NWA Cargo летают из ключевых городов Америки, Азии и Европы, соединяясь с грузовым узлом в Анкоридже, что способствует быстрой доставке грузов по всему миру.
В 21 веке произошла смена эпох и ряд лидеров 20 века открыл дорогу молодым компаниям. Среди компаний, которые прекратили своё существование можно отметить Mexicana de Aviación, S.A. de C.V. (широко известная как Mexicana), она приостановила все операции после 89 лет работы. Компания была известна, как одна из старейших в Латинской Америке, а её флот обладал самым большим количеством Boeing 727 (за пределами Северной Америки), однако чреда несчастных случаев и банкротств компаний партнёров, привёл к тому, что компания прекратила своё существование.
На месте ушедших гигантов 20 века в 2013 году, свою историю начинает первая корейская грузовая авиакомпании «Air Incheon».
2018 год отмечается очередным всплеском объема грузовых авиаперевозок, совпавшим с расширением мировой торговли. Так что не удивительно, что в тройку лидеров по экспорту в 2018 году вошли: Китай (2,5 триллиона долларов), США (1,7 триллиона долларов) и Германия (1,6 триллиона долларов). Потребности в грузовых авиаперевозках, создали потребность в новых самолётах, самым необычным из них стал Airbus Beluga XL, первый полёт, которого осуществился 19 июня 2018 года. Самолёт имеет массивный грузовой отсек, специально предназначенный для перевозки негабаритных компонентов самолета, таких как крылья и секции фюзеляжа.
Казалось, что и в 2020 году, положительная тенденция сохранится. Однако наступила эпоха пандемии Covid-19. Согласно анализу данных глобального рынка грузовых авиаперевозок от Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) за 2019 год, спрос измеряемый в тонно-километрах (FTK), упал на 3,3% по сравнению с 2018 годом, но при этом ёмкость (AFTK) выросла на 2,1%. Это было первое с 2012 года масштабное снижение объемов грузовых перевозок и самый низкий результат со времен мирового финансового кризиса 2009 года (когда рынки грузовых авиаперевозок сократились на 9,7%).
Причинами подобного снижения показателей грузовых авиаперевозок в 2019-2020 годах стали:
Но эпидемия и кризисы, это всегда временно и наступивший 2021 год, обещает, что к лету 2021 или к началу 2022 года, объёмы грузовых авиаперевозок вернуться к уровню 2018 года, а к 2035 увеличатся более чем вдвое.
Типы воздушных судов для грузоперевозок
Авиаперевозки – одно из основных направлений транспортной логистики. Преимущества доставки грузов самолетом:
Типы грузовых самолетов
Парк авиационного транспорта для осуществления местных и международных грузоперевозок довольно велик. Всегда есть возможность выбрать оптимальный тип самолета в зависимости от специфики карго, его габаритов и массы, условий аэропорта отправителя и получателя.
Рассмотрим виды воздушных судов и их характеристики.
Самолет АН-12 относится к классу высокопланов, т. к. конструкцией предусмотрено крепление крыла к верней половине фюзеляжа.
шасси повышенной проходимости, что позволяет судну взлетать даже с грунтовой взлетной полосы;
наличие на самолете увеличенного грузового люка, позволяющего загружать даже крупногабаритную технику;
два варианта выгрузки: через грузолюк и сбрасыванием на парашюте;
лебедка и бортовой погрузчик с грузоподъемностью до 2,5 тонн.
Основные технические параметры:
максимальная загрузка – 18 т;
объем грузового отсека – 90 м3;
габариты (длина, ширина, высота в метрах) – 13,5 х 3 х 2,4;
размер погрузочного люка (м) – 3 х 2,4.
АН-22 (Антей)
Самолет «Антей» относится к классу высокопланов, имеет следующие отличительные особенности:
загрузочный люк увеличенных габаритов в хвостовой части корпуса;
наклонный трап с регулировкой уровня и 4 тельфера, поднимающие по 2,5 т. Это оснащение позволяет грузоперевозчику не зависеть от наличия специального оборудования в аэропортах отправления и назначения;
допустимость крепежа перевозимого груза вне внутреннего пространства самолета под фюзеляжем;
высокопроходимое и устойчивое шасси из 12 колес обеспечивает осуществимость взлета и посадки самолета как с бетонной, так и с грунтовой взлетно-посадочной полосы.
грузоподъемность – 50 т;
грузовая камера – 650 м3;
геометрические размеры (длина, ширина, высота в метрах) – 26,4 х 4,3 х 4,1;
габариты люка погрузки – 4,3 х 4,1 метра.
Это многоцелевой транспортный самолет с дальностью полета до двух тысяч километров. Основным преимуществом является возможность эксплуатации на аэродромах с любой разновидностью взлетной полосы (бетон, галька, грунт, песок). Кроме того, у АН-26 минимальные требования к протяженности «взлетки». Поэтому данный самолет незаменим при грузодоставке в небольшие населенные пункты.
грузовой отсек – 45 м3;
ширина и высота погрузочного люка – 2,2 на 1,6 метра.
максимальная загруженность – 8 т;
объем грузовой камеры – 45 м3;
размер люка разгрузки – 2,15 на 2,1 метра.
Самолет применяется для транспортировки грузообъектов, имеющих крупные габариты и крупный тоннаж. Отличается увеличенной дальностью перелетов, может приземляться и взлетать даже с грунтовой «взлетки». Имеет два люка: в носовой и хвостовой части самолета, а также такелажное оснащение.
максимальная загрузка – 120 т;
объем отсека для груза – 800 м3;
габариты грузового люка – 6,2 на 4,1 метра.
Airbus-300 B4
Данный тип грузового самолета был разработан специально для доставки грузов, имеющих нестандартно крупные размеры и большой тоннаж. Протяженность полетов рассчитана на расстояние до 2700 км.
наличие мощных грузоподъемников;
раскрывающийся носовой обтекатель;
дополнительные отсеки для карго в нижней части корпуса самолета.
загрузка – до 43,5 т;
грузовой отсек – 280 м3;
габариты люка загрузки (ширина, высота, (м)) – 3,5 х 2,6.
Boeing-737
Этот вид грузового самолета один из самых надежных для полетов малой дальности. Это подтверждает его более чем 25-летняя эксплуатация на рынке грузоперевозок во всех странах мира.
допустимость укороченной посадки и взлета;
экономичность расхода топлива.
грузоподъемность – 16 т;
объем грузовой камеры – 106 м3;
размеры погрузочного люка (м) – 3,4 х 2,15.
Boeing-747
Данный самолет является одним из самых грузоподъемных. Расчетная дальность полета без дополнительной заправки – до 8 тыс. км. Это позволяет осуществлять перевозку грузов на любые направления.
Конструкцией самолета предусмотрено дополнительное усиление пола, боковая дверь для погрузки-выгрузки, комплект оборудования для такелажных работ.
максимальная грузоподъемность – до 110 т;
объем грузового отсека – 750 м3;
Boeing-757
Этот самолет способен осуществлять перелеты по маршруту до 4,67 тысяч километров. Погрузочный люк находится в левой части корпуса судна.
максимальный вес груза – 39 т;
объем камеры для груза – 185 м3;
длина и высота люка погрузки – 3,4 на 2,18 метра.
Этот самолет предназначен для доставки авиагрузов на дальние расстояния. Без дозаправки он способен преодолеть почти 9 тысяч км. Оснащен необходимыми такелажными механизмами.
грузоподъемность – до 45 т;
объем отсека для груза – 200 м3;
длина и высота грузового люка – 3,55 на 2 метра.
Самолет отличается увеличенной вместимостью и возможностью совершать перелеты до 11000 км. Рекомендуется для транспортировки крупногабаритных объектов. На борту самолета имеется оснащение, необходимое для выполнения такелажных работ.
максимальная погрузка – 65 т;
объем грузового салона – 450 м3;
длина и высота погрузочного люка – 3,5 на 2,54 метра.
Fokker-27
Этот самолет в основном применяется для внутренних перевозок. Погрузка клади осуществляется через люк в хвостовом отсеке фюзеляжа. Есть лебедка для погрузки и разгрузки.
максимальный вес груза – 6 т;
объем грузового отсека – 58 м3;
длина и высота люка погрузки – 2,8 на 1,75 метра.
ИЛ-76 оптимально походит для перевозки крупногабаритных объектов по маршрутам средней дальности.
возможность взлетать и садиться на грунтовые аэродромные полосы обычной протяженности;
универсальность упаковки перевозимых авиагрузов: контейнеры и поддоны различных модификаций, другие тары;
оснащение самолета разнообразным такелажным оборудованием.
грузоподъемность – до 47 т;
объем грузового пространства – 175 м3;
длина и высота погрузочного люка – 3,3 на 2,25 метра.
Этот двухпалубный самолет с широким фюзеляжем может транспортировать авиагрузы различной номенклатуры на расстояния до 7500 км без дозаправки. Самолет оборудован необходимыми погрузочными устройствами.
максимальный груз – до 80 т;
объем грузового отсека – 640 м3;
длина и высота люка загрузки – 3,55 на 2,55 метра.
ТУ-204
Этот самолет – один из самых надежных в своем классе. Может перевозить до 28,5 т по маршруту протяженностью до 47000 км. Есть верхний и нижний грузовые отсеки с боковой загрузкой.
Основные технические характеристики:
максимальная грузоподъемность – до 28,5 т;
объем грузового помещения – 178 м3;
длина и высота загрузочного люка – 3,4 на 2 метра.
Компания Instels Group Logistics осуществляет международные авиаперевозки на всех типах воздушных судов. Солидный рабочий стаж на рынке грузоперевозок позволяет нам доставить ваш груз в любую точку мира в сжатые сроки с соблюдением всех таможенных формальностей.
Напишите нам, если у вас возникнут вопросы. Наши специалисты всегда придут на помощь.