Что такое грэмми в музыке и что за него дают
Что такое грэмми в музыке и что за него дают
Первыми победителями в главных номинациях 1959 года стали Henry Mancini — «Альбом Года», Domenico Modugno — «Запись Года» и «Песня Года».
Лауреатам вручали позолоченную статуэтку в виде граммофона, в честь которого «Грэмми» и получила свое название.
На первой премии «Грэмми» было 28 номинаций. С развитием индустрии, появлением новых жанров и направлений, развивалась и премия. В 1975 году к традиционным категориям добавилась латинская музыка, которая к концу 90-х стала настолько популярной, что трансформировалась в самостоятельную премию Latin Grammy Award. 2009 год стал рекордным для «Грэмми» по количеству номинаций — 110. Однако, уже через пару лет их число урезали до 78, убрали и гендерное разделение: теперь мужчины и женщины стали бороться за награды в одних номинациях и на равных условиях. В 2021 году «Грэмми» представила 83 номинации. Они охватывают популярные жанры и направления (поп, рок, r&b, рэп, кантри, джаз), а также традиционные американские — блюз, фолк, american roots music и госпел.
Исполнители и песни абсолютно всех жанров сражаются в четырех главных номинациях, или, как их еще называют, «General field»:
1. Песня Года (Song of the Year);
2. Запись Года (Record of the Year);
3. Альбом Года (Album of the Year);
4. Открытие Года (Best New Artist);
За всю историю «Грэмми» только двум исполнителям удалось победить во всех четырех номинациях за один вечер. Первым стал американский рок-исполнитель Кристофер Крос c дебютным альбомом и синглом «Sailing» в 1981 году. Вторым триумфатором стала Билли Айлиш в 2019 году c альбомом «WHEN WE ALL FALLASLEEP, WHERE DO WE GO?» и мировым хитом «bad guy».
Все, что нужно знать о премии «Грэмми»
15 февраля в Лос-Анджелесе прошла 58-ая церемония вручения знаменитой премии, которую часто называют «музыкальным Оскаром». Это событие является одним из самых значимых в мировом шоу-бизнесе. «Телепрограмма» отвечает на самые популярные вопросы о премии и публикует список победителей в основных номинациях.
Победителей выбирают члены Национальной академии звукозаписи США в результате тайного голосования. Премии дают за крупные музыкальные достижения по итогам прошедшего года вне зависимости от коммерческого успеха и места лауреатов в хит-парадах.
Номинантами престижной награды становятся как музыканты, певцы и композиторы, так и аранжировщики, продюсеры, звукорежиссеры и представители других профессий, связанных с музыкальным творчеством. Иногда награду дают даже политикам, актерам и прочим знаменитостям.
В этом году премию присуждали в 83-х номинациях по 30-ти музыкальным жанрам. В голосовании участвовали произведения и исполнители, чьи песни или альбомы вышли с 1 октября 2014 года по 30 сентября 2015 года.
Перечислять имена всех претендентов не имеет смысла; обычно основное внимание уделяют так называемой «большой четверке» номинаций. Мы публикуем имена тех, кто в нее вошел и выделяем тех, кто стал победителем.
«Песня года»:
Кендрик Ламар — Alright
Тейлор Свифт — Blank Space
Little Big Town — Girl Crush
Уиз Халифа и Чарли Пут — See You Again
Эд Ширан — Thinking Out Loud
«Запись года»:
D’Angelo and the Vanguard — Really Love
Марк Ронсон и Бруно Марс — Uptown Funk
Эд Ширан — Thinking Out Loud
Тейлор Свифт — Blank Space
The Weeknd — Can’t Feel my Face
«Лучший новый артист (или музыкальный коллектив)»:
Courtney Barnett
James Bay
Sam Hunt
Tori Kelly
Meghan Trainor
«Альбом года»:
В первом случае награду получают авторы музыки и текста, то есть оценивается сама композиция как музыкальное произведение. А во второй номинации заветная статуэтка достается исполнителю, продюсеру, аранжировщику и звукорежиссеру — словом, всем, кто принимал участие непосредственно в записи трека.
Рекордсменом в этом году стал рэпер Кендрик Ламар, претендовавший сразу на 11 наград, на втором месте певица Тейлор Свифт и канадский исполнитель The Weeknd, удостоенные по 7 номинациям каждый, далее идут рок-группы Alabama Shakes и Florence and the Machine, получившие по четыре номинации.
Российские артисты номинируются на престижную премию почти каждый год, но только в одном жанре – классической музыке. Лауреатами из нашей страны в разное время становились Валерий Гергиев, а также возглавляемые им хор и оркестр Мариинского театра, Владимир Ашкенази, Юрий Башмет, Евгений Кисин, Родион Щедрин, Максим Венгеров. В этом году на премию номинирован пианист Даниил Трифонов за исполнение «Вариаций» Рахманинова в категории «Лучшее инструментальное соло в классической музыке».
Считается, что академики ориентируются не на коммерческую успешность или общественную значимость конкурсантов, а на их творческую состоятельность, выбирая лучших из лучших.
Однако такие музыкальные легенды, как Джимми Хендрикс, Queen, Led Zeppelin, KISS, Тупак Шакур и многие другие никогда не получали «Грэмми». При этом у актера Робби Уильямса имеется аж пять статуэток. И даже первый президент СССР Михаил Горбачев стал обладателем золотого граммофончика. В 2003 году политик вместе с экс-президентом США Билом Клинтоном и итальянской актрисой Софи Лорен получил премию в категории «Альбом для детей в разговорном жанре» за озвучивание сказки «Петя и Волк».
Вручение «Грэмми» организовано по тому же принципу, что и большинство других значимых церемоний. На мероприятие съезжаются все самые известные звезды шоу-бизнеса; они, как и положено, демонстрируют наряды, красуются на красной дорожке, дают интервью. Далее идет концерт, на котором выступают как сами номинанты, так и приглашенные знаменитости.
В этом году «Грэмми» прошло в спортивно-концертном комплексе Staples Center в Лос-Анджелесе. Ведущим вот уже пятый год подряд был рэпер LL Cool J. Транслировала церемонию телекомпания CBS с 20:00 до 23:30 по местному времени и, соответственно, с 7:00 до 10:30 по Москве. Также ее можно было посмотреть в прямом эфире на официальном сайте «Грэмми».
На церемонии выступили Lady Gaga, Тейлор Свифт, Адель, Кендрик Ламар, The Weeknd, Джастин Бибер, Pitbull, коллектив Little Big Town, а также группа Джонни Деппа и Элиса Купера Hollywood Vampires. Одним из самых ожидаемых стало появление на сцене Рианны, которая впервые исполнила песню из нового альбома ANTi.
tele@kp.ru
Телефон редакции: +7 (495) 777-02-82
127287, г. Москва, Петровско-Разумовский Старый проезд, д. 1/23, стр.1
Исключительные права на материалы, размещенные в сетевом издании TELEPROGRAMMA (www.teleprogramma.pro), в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда» ©, и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение прав: (495) 970-19-51 (kp@kp.ru)
Сообщения и комментарии читателей сетевого издания размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Возрастная категория 16+
Заветный граммофон: что дает звездам участие в церемонии «Грэмми»?
Шоу-бизнес
Получить «Грэмми» — мечта любого музыканта. Понятно, что обладание золотой статуэткой означает совершенно особый статус в мире музыки, но что это дает с точки зрения финансов? SPLETNIK.RU узнал, насколько выгодно звездам участие в самой престижной музыкальной церемонии мира.
Платят ли за выступление?
Даже если вы звезда уровня Бейонсе или Мадонны и зарабатываете миллионы, за выступление на «Грэмми» вам не заплатят ни цента — все артисты поют на церемонии бесплатно.
Мадонна
Платят ли за победу?
И снова нет! Никаких денежных премий для лауреатов «Грэмми» не предусмотрено, но победа на церемонии автоматически означает для артиста взлет гонораров. По подсчетам Forbes, получив статуэтку, музыканты начинают зарабатывать на продаже билетов на свои концерты в среднем на 55 процентов больше, чем раньше. Простая математика: Бруно Марс до первой своей статуэтки «Грэмми» получал за концерт 130 тысяч долларов. Сразу же после первой победы сумма выросла до 202 тысяч.
У Тейлор Свифт «скачок» составил целых 380 процентов: с первоначальной суммы в 125 тысяч долларов до 600 тысяч после победы на «Грэмми».
Тейлор Свифт
Выгодно обладание наградой и музыкальным продюсерам: как только спродюсированный ими трек зарабатывает «Грэмми», цена за их песни возрастает в разы. Пресса приводит такие цифры: если обычно продюсер берет за песню 30–50 тысяч долларов, то в статусе обладателя «граммофона» попросит уже от 75 тысяч и больше. Удвойте эту сумму, чтобы узнать, сколько стоит песня у звездных продюсеров вроде Фаррелла и Тимбалэнда.
Но вернемся к самой церемонии, одним из главных действующих лиц которой, разумеется, является ведущий. И да, он за свою работу получает гонорар. Правда, по звездным меркам более чем скромный. По данным Forbes, это около 20 тысяч долларов за ведение мероприятия продолжительностью 3,5 часа (добавьте промомероприятия и многочасовые репетиции). Для таких звезд телеэфира, как, к примеру, Джеймс Корден, который вел «Грэмми» в прошлом году, это не особенно большая сумма: говорят, за один выпуск вечернего телешоу ведущие такого уровня получают в четыре-пять раз больше. Однако ведение «Грэмми» — показатель статуса, и с этим не поспоришь
Несмотря на то что за участие в церемонии не платят, организаторы готовят для звезд такие подарки, которые точно их не разочаруют. О знаменитых gift bags — подарочных наборах для гостей — ходят легенды. Гитары Gibson, кошачьи ошейники от Tiffany, путевки на острова и дизайнерские сумки — лишь небольшая часть того, что знаменитости могут получить в подарок. В 2010 году, по данным прессы, звездный подарочный набор включал презенты на сумму 50 тысяч долларов. В прошлом году подарки были несколько скромнее: каждый gift bag — около 30 тысяч долларов. Самым дорогим подарком в наборе стала путевка на неделю в спа в Южной Калифорнии (8850 долларов), самым дешевым — бальзам для губ ChapStick (4,99 доллара). Кроме этого в подарочный набор входило множество самых разных мелочей — от книг, картин, фломастеров, столового фарфора и массажных ковриков против целлюлита до годового запаса сыворотки для лица.
Рианна
Дженнифер Лопес и Марк Энтони
Уитни Хьюстон
Эминем
Сигналист Иманбек станет долларовым миллионером. Премия «Грэмми» доступна сотрудникам железных дорог
Наверное, именно о таком признании мечтает Алан Лушников, возможно, до сих пор грезит Олег Валинский, вспоминая свою рок-молодость. Премия «Грэмми» — самая престижная награда в мире музыки. И в этом году она досталась железнодорожнику.
Простой 20-летний парень из Казахстана Иманбек Зейкенов, как принято говорить, проснулся знаменитым. До недавнего он был известен разве что жителям небольшого провинциального городка Аксу в Павлодарской области Казахстана. Теперь железнодорожник из КТЖ с мизерной зарплатой знаменит по всему миру как модный DJ и молодой миллионер.
«На железной дороге я получал 20–25 тысяч рублей в месяц. Я работал сигналистом на железной дороге. Это человек, который закрепляет подвижной состав при остановке и маневрировании. Есть такая железная штука, она называется «тормозной башмак».
Когда поезд приезжает, мне в рацию докладывают: «Сигналист, закрепите поезд!».
Мне нужно как можно быстрее закрепить башмак. Я делаю это и докладываю, допустим, так: «Дежурный, на тринадцатом пути чётной горловины закрепил двенадцатый путь семьдесят вторым башмаком». Это моя работа», — рассказал Иманбек «Ъ».
Работая на железной дороге, парень не забывал и про своё увлечение. Музыкой Иманбек занимался с трёх лет. И не зря. На прошедшем 14 марта вручении заветных статуэток «Грэмми» он стал победителем в номинации «Лучший ремикс». На премию он выдвигался с ремиксом на песню американского рэпера SAINt JHN «Roses».
«На «железке» я был самым младшим. Коллеги узнали, что я музыкант, когда начали выходить сюжеты на местном телевидении. Когда я заходил на планёрку, они кричали: «О, звезда заходит!». Отношения очень тёплыми были, коллеги искренне радовались за меня», — вспоминает диджей.
Интересно, что новость об его участии стала сюрпризом и для самого диджея. Иманбек признался, что заявку никогда не подавал, а о номинации ему сообщили друзья. Позже выяснилось, что студия Effective Records, с которой парень недавно заключил контракт, и рэпер SAINt JHN всё организовали сами, забыв, правда, предупредить номинанта.
Счастливый для железнодорожника трек «Roses» хоть и был выпущен ещё в 2016 году, но по-настоящему популярным стал только сейчас — в той версии, которую представил миру казахский DJ. И вы точно её слышали. Весь 2020 год трек звучал «из каждого утюга». А видео на YouTube набрало больше 145 миллионов просмотров.
Более 20 недель подряд композиция держалась в топ-10 британского чарта Billboard Hot 100. Ремикс вошёл в топ-10 Apple Music, в музыкальном приложении Shazam набрал более 22 млн просмотров.
Музыкальный сервис Spotify мог выплатить Иманбеку в общей сложности около 4,5 млн долларов
Как выяснилось уже после получения «Грэмми», Иманбек собирается заключить контракт с лейблом «белоглазого» рэпера Элджея. Подозреваем, что сумма в договоре будет иметь как минимум шесть нулей. Неплохая прибавка к зарплате «железнодорожника» в 25 тыс. руб., правда?
«Я подпишу контракт с Sayonara Boyz. Это лейбл Элджея. Из России можно выходить на западный рынок. Это мир бешеных оборотов, больших скоростей, денег и премий, поэтому я ориентируюсь именно на него. В России и СНГ мои треки залетают в топы по скачиваниям и стримингам, а на Западе они рвут чарты наравне с музыкой Drake, Рианны и The Weekend», — рассказал диджей журналу «Сноб».
Судя по грандиозным планам, возвращаться к работе на железной дороге парень не собирается. Хотя время, проведённое на станции «Аксу-1», вспоминает с теплом.
«Я не очень по ней скучаю, но бывали моменты, когда я там ловил эйфорию. Во время заката, когда знаешь, что поездов сегодня больше не будет, сидишь, отдыхаешь. Ловил дзен, наблюдая, как солнце отражается от вагонов. Как они блестели».
Кстати, к своей победе Иманбек отнёсся с юмором. В аккаунте в Instagram опубликовал скриншот с онлайн-церемонии «Грэмми» и подписал фото — «GRAMMY НАШ». Ну и следом выложил мем, который одинаково хорошо поймут и железнодорожники и диджеи.
Глядя на успех Иманбека, хочется ещё раз сказать всем железнодорожникам, что колеёй 1520 жизнь не ограничивается. И иногда свернуть с неё (если что, мы не про «поезд под откос») бывает очень полезно. Ну а самому диджею пожелаем новых творческих успехов. Как мы знаем, слава быстротечна, и (спросите хотя бы у Олега Валинского) вернуться на железную дорогу никогда не поздно.
Транспортные новости российских мегаполисов и мировых столиц ищите в нашем разделе ГОРОД и в Telegram-канале @Vgudok
Музыкальный критик — о том, зачем нужна премия «Грэмми»
журналист, музыкальный критик, создатель канала «Музыка. История, открытия, мифы» в «Яндекс.Дзен»
В последние годы премия «Грэмми» превратилась в грушу для битья, на которой отводят душу критики, активисты-общественники и недовольные артисты. Недалек тот день, когда золотая статуэтка, служившая знаком признания и гарантировавшая успех, перейдет в разряд блестящих безделушек. Собственно, уже во многом перешла.
Над золотым граммофончиком потешались еще создатели «Симпсонов» в махровые 1990-е: наградная статуэтка в одной из серий полетела с балкона. «Грэмми» уже давно как «Песня года». Объявление о 63-й церемонии было встречено критикой со стороны суперзвезд и равнодушием со стороны широкой публики. Лишенный номинаций The Weeknd заявил в Twitter: «»Грэмми» по-прежнему коррумпирована». Рэпер Дрейк сравнил премию с «родственником, от которого вы все время ждете, что он возьмет себя в руки, но он не способен изменить свой образ жизни».
В эпоху пандемии «Грэмми» как-то особенно поблекла. Обошлись же без чемпионатов мира и «Евровидения» — и никому хуже не стало. В 2020 году телевизионные рейтинги трансляции премии обновили исторический минимум, побив антирекорд 2006 года. Заодно и показатели конкурирующих шоу вроде Billboard Music Awards поплыли вниз. И это в условиях, когда зрители изнывали от скуки и были прикованы к диванам.
Неужели кто-то будет отсчитывать свои эстетические вкусы от «Грэмми»? Вряд ли. В эпоху Instagram и стриминга церемонии в роскошных залах воспринимаются как дорогостоящее излишество из старорежимных времен. Успех в наши дни измеряется не тиражами проданных альбомов, а количеством прослушиваний на Spotify и Apple Music, просмотров на YouTube. В конце концов, недавняя победительница «Грэмми» Билли Айлиш вышла на широкую публику после того, как ее ранние треки стали вирусными на Soundcloud.
Год за годом списки номинантов и победителей «Грэмми» практически не отражают сдвигов в поп-культуре — рэп вообще появился в номинациях лишь в 1989-м. Голосуют за них безымянные консерваторы-продюсеры, которые могут не разбираться в хэви-метал и классике, не следят за чартами. Ники Минаж в 2012 году уступила фолк-группе Bon Iver, хотя могла похвастаться одновременно семью песнями в хит-параде Billboard. В ответ многие звезды просто игнорируют церемонию и не чувствуют никакого ущерба для себя.
Вдобавок к этому в прошлом году Академия звукозаписи погрязла в политических дрязгах: увольнения, обвинения, судебные иски — тут уже не до музыки.
За неделю до проведения 62-й церемонии «Грэмми» от должности отстранили Дебору Дуган — первую женщину, ставшую во главе Национальной академии науки и искусства звукозаписи. Инициированная Академией проверка показала, что Дуган превышала полномочия по отношению к своей подчиненной. В ответ она обвинила одного из членов Академии в харассменте, а своего предшественника в изнасиловании исполнительницы. Свое увольнение Дуган связывает с тем, что попыталась реформировать Академию, покончив с коррупцией, мизогинией и расовыми предрассудками.
Стремясь соответствовать моменту, продюсеры стараются модернизировать и разнообразить шоу, отсчитываются о борьбе с расовым и гендерным неравенством. Но сетуют, что невозможно удовлетворить всех сразу: Лорд — единственная женщина, номинированная в категории «Альбом года» в 2018 году, — так и не получила возможности выступить с сольным номером. Зато в 2021-м впервые в истории премии в категории «Лучшее рок-исполнение» представлены только женщины или группы, лидерами которых являются женщины.
Тем не менее «Грэмми» — это престиж. Собственно, любые церемонии награждения — события, созданные ради рекламы, но «Грэмми» обладает весом (пока) благодаря своей богатой истории. Мир помнит, как Йоко Оно получила посмертную премию за Джона Леннона, Майкл Джексон удостоился восьми наград в 1984 году, Эминем спел с Элтоном Джоном в 2001-м. Войти в историю, стать частью традиции — мечта любого артиста.
А еще «Грэмми» — это деньги. Зрители охотнее идут на фильм, отмеченный «Оскаром». Здесь тот же эффект. После церемонии номинированные и выигравшие альбомы по-прежнему ползут вверх, а иногда и взлетают в хит-параде. Так было и в 2019-м с альбом года «Golden Hour» Кейси Масгрейвс (он вернулся в топ-10 Bilboard 200), и в 2020-м с «When We All Fall Asleep, Where Do We Go?» Билли Айлиш (он вновь возглавил австралийский чарт). Памятуя об этом, команда Карди Би решила не подавать заявку на номинацию сингла «WAP» в этом году — он и так побил всевозможные рекорды в 2020-м, а вот к выходу предстоящего альбома граммофон будет как нельзя кстати. Так что пока эффект «Грэмми» сохраняется (и, разумеется, при благополучной эпидемиологической ситуации), в зале награждения всегда будет людно.
В 2021 году вручение премии Национальной академии науки и искусства звукозаписи проходит в 63-й раз. Лидером по числу номинаций стала Бейонсе: у нее их девять в восьми категориях за трек «Black Parade» и дуэт «Savage» с Megan Thee Stallion. Победив во всех, она могла бы собрать рекордное количество граммофонов за один вечер. На победу в самой престижной номинации — «Альбом года» — претендуют Тейлор Свифт, Coldplay, Haim, Дуа Липа, Black Pumas, Post Malone, Джене Айко и Джейкоб Кольер.
В историю «Грэмми» в этом году уже вошла Мики Гайтон: она стала первой темнокожей исполнительницей, номинированной за сольную запись в стиле кантри. Если BTS возьмут статуэтку в категории «Лучшее поп-исполнение дуэтом/группой», то они будут первыми k-pop-исполнителями, победившими на «Грэмми».
Сама церемония из-за коронавирусных ограничений пройдет без зрителей, а трансляция будет состоять из живых и записанных ранее выступлений. В списке артистов, которые появятся на сценах (их сразу четыре), — Билли Айлиш, Тейлор Свифт, Haim, BTS, Карди Би и Megan Thee Stallion, откроет церемонию Гарри Стайлс. Одним из исполнительных продюсеров церемонии стал Джесси Коллинс, который отвечал за постановку шоу The Weeknd во время Супербоула. Интересно, что исключение канадца из числа номинантов связывают именно с тем, что тот предпочел выступление на Супербоуле «Грэмми».