Что такое непочатая вода

«Непочатая вода»: почему на Руси она считалась магической

Что такое непочатая вода. Смотреть фото Что такое непочатая вода. Смотреть картинку Что такое непочатая вода. Картинка про Что такое непочатая вода. Фото Что такое непочатая вода

На Руси испокон веков воде приписывали различные магические свойства. В частности, считалось, что особой силой обладает так называемая «непочатая» вода.

Какую воду называли «непочатой»?

Этнограф Л.Н. Виноградова пишет: «Для обрядовых и магических целей могла быть использована лишь такая вода, которая отвечала определенным требованиям: это должна была быть не только свежая, вновь набранная, но и “непочатая” вода, т. е. зачерпнутая из источника раньше всех других жителей села до восхода солнца. Такую воду называли непочатая, непитая… Ходить за такой водой следовало натощак, молча, ни с кем не разговаривая и не здороваясь со встречными».
Наливая воду, нужно было зачерпывать ее только по направлению с запада на восток. Нельзя было отливать из ведра или зачерпывать ее вторично. «Среди способов добывания магической воды, — сообщает Л.Н. Виноградова, — упоминаются правила, согласно которым воду в источнике надо было зачерпывать новым ведром (кувшином), наполнять сосуд с первого раза, не доливая его и не отливая из него, а затем нести проточную воду к дому, не оглядываясь по дороге… При набирании воды из источника следовало креститься самому и крестить воду; на берегу и прибрежных кустах люди оставляли в дар воде части своей одежды, лоскуты, нитки, отрезы полотна».
Наиболее сильной считалась вода, набранная из трех, а лучше семи или девяти источников. Это могли быть родники, ручьи или колодцы. Именно такую воду рекомендовалось использовать для обрядовых и магических целей.
Обычно набирали непочатую воду в особые дни: в утро Рождества или Нового года, на Сретение, в Великий четверг или пятницу, в день Ивана Купалы. Соответственно ее называли рождественской, сретенской, четверговой, купальской и т.д.

Что делали с непочатой водой?

Непочатой водой принято было умываться. Ею поили больных, окропляли ею скотину, хозяйственные постройки, пчелиные ульи. Давали эту воду пить матерям грудных детей для того чтобы сохранить и увеличить количество молока. Для этого непочатую воду требовалось освятить. С этой же целью женщинам рекомендовали мыться в проточной воде.
Купали в такой воде и младенцев. Брали ее только из проточных источников, нельзя было нести ее в чугунном ведре или котелке. Когда эту воду приносили в дом, никто не имел права до нее дотрагиваться или пить. Ее сливали в корыто, добавляя воду, освященную на Крещение или на Пасху. Для купания мальчика воду грели в горшке, девочки – в кувшине, чтобы, когда вырастет, была стройной.
Иногда на непочатой воде месили хлеб. Впрочем, этот обычай был больше распространен у болгар, чем у русских. Делалось это обычно на Юрьев день. Набирать воду должны были парень или девушка, у которых живы оба родителя. Такой хлеб ели для здоровья и благополучия.

Защитные функции

По поверьям, непочатая вода помогала и от сглаза. Так, в Покутье, чтобы снять сглаз, в воду бросали угольки от сожженных жгучих или колючих растений – например, крапивы, боярышника или шиповника. Затем сливали ее на дно стоящего на пороге перевернутого ведра и просили того, кто предположительно стал жертвой сглаза, смотреть на воду и говорить, что он видит. В воде показывалась причина сглаза или человек, который его навел. После этого воду переливали в миску и давали человеку испить, а остатки лили ему за пазуху.
Применяли непочатую воду и при подозрении на порчу. Набирать такую воду можно было даже сразу после полуночи. Считалось, что наибольшей силой для защиты от негативных воздействий обладает вода, набранная в ночь со среды на четверг.
Также непочатую воду использовали для гаданий. Чтобы привлечь изобилие, достаток и благополучие, емкость с водой закапывали в поле, саду, огороде. Были даже случаи, когда сосуд с непочатой водой закладывали при строительстве в фундамент дома, чтобы служил магической защитой.
В общем, функции непочатой воды были разносторонними. Хотя верующим, наверное, все-таки лучше использовать святую воду, принесенную из церкви, и не проводить магические ритуалы.

Источник

«Непочатая вода»: почему русские считали ее магической

Что такое непочатая вода. Смотреть фото Что такое непочатая вода. Смотреть картинку Что такое непочатая вода. Картинка про Что такое непочатая вода. Фото Что такое непочатая вода

На Руси испокон веков воде приписывали различные магические свойства. В частности, считалось, что особой силой обладает так называемая «непочатая» вода.

Какую воду называли «непочатой»?

Этнограф Л.Н. Виноградова пишет: «Для обрядовых и магических целей могла быть использована лишь такая вода, которая отвечала определенным требованиям: это должна была быть не только свежая, вновь набранная, но и “непочатая” вода, т. е. зачерпнутая из источника раньше всех других жителей села до восхода солнца. Такую воду называли непочатая, непитая… Ходить за такой водой следовало натощак, молча, ни с кем не разговаривая и не здороваясь со встречными».
Наливая воду, нужно было зачерпывать ее только по направлению с запада на восток. Нельзя было отливать из ведра или зачерпывать ее вторично. «Среди способов добывания магической воды, — сообщает Л.Н. Виноградова, — упоминаются правила, согласно которым воду в источнике надо было зачерпывать новым ведром (кувшином), наполнять сосуд с первого раза, не доливая его и не отливая из него, а затем нести проточную воду к дому, не оглядываясь по дороге… При набирании воды из источника следовало креститься самому и крестить воду; на берегу и прибрежных кустах люди оставляли в дар воде части своей одежды, лоскуты, нитки, отрезы полотна».
Наиболее сильной считалась вода, набранная из трех, а лучше семи или девяти источников. Это могли быть родники, ручьи или колодцы. Именно такую воду рекомендовалось использовать для обрядовых и магических целей.
Обычно набирали непочатую воду в особые дни: в утро Рождества или Нового года, на Сретение, в Великий четверг или пятницу, в день Ивана Купалы. Соответственно ее называли рождественской, сретенской, четверговой, купальской и т.д.

Что делали с непочатой водой?

Непочатой водой принято было умываться. Ею поили больных, окропляли ею скотину, хозяйственные постройки, пчелиные ульи. Давали эту воду пить матерям грудных детей для того чтобы сохранить и увеличить количество молока. Для этого непочатую воду требовалось освятить. С этой же целью женщинам рекомендовали мыться в проточной воде.
Купали в такой воде и младенцев. Брали ее только из проточных источников, нельзя было нести ее в чугунном ведре или котелке. Когда эту воду приносили в дом, никто не имел права до нее дотрагиваться или пить. Ее сливали в корыто, добавляя воду, освященную на Крещение или на Пасху. Для купания мальчика воду грели в горшке, девочки – в кувшине, чтобы, когда вырастет, была стройной.
Иногда на непочатой воде месили хлеб. Впрочем, этот обычай был больше распространен у болгар, чем у русских. Делалось это обычно на Юрьев день. Набирать воду должны были парень или девушка, у которых живы оба родителя. Такой хлеб ели для здоровья и благополучия.

Защитные функции

По поверьям, непочатая вода помогала и от сглаза. Так, в Покутье, чтобы снять сглаз, в воду бросали угольки от сожженных жгучих или колючих растений – например, крапивы, боярышника или шиповника. Затем сливали ее на дно стоящего на пороге перевернутого ведра и просили того, кто предположительно стал жертвой сглаза, смотреть на воду и говорить, что он видит. В воде показывалась причина сглаза или человек, который его навел. После этого воду переливали в миску и давали человеку испить, а остатки лили ему за пазуху.
Применяли непочатую воду и при подозрении на порчу. Набирать такую воду можно было даже сразу после полуночи. Считалось, что наибольшей силой для защиты от негативных воздействий обладает вода, набранная в ночь со среды на четверг.
Также непочатую воду использовали для гаданий. Чтобы привлечь изобилие, достаток и благополучие, емкость с водой закапывали в поле, саду, огороде. Были даже случаи, когда сосуд с непочатой водой закладывали при строительстве в фундамент дома, чтобы служил магической защитой.
В общем, функции непочатой воды были разносторонними. Хотя верующим, наверное, все-таки лучше использовать святую воду, принесенную из церкви, и не проводить магические ритуалы.

Источник

«Непочатая вода»: почему она так ценилась на Руси

Что такое непочатая вода. Смотреть фото Что такое непочатая вода. Смотреть картинку Что такое непочатая вода. Картинка про Что такое непочатая вода. Фото Что такое непочатая вода

В сознании русских людей, как язычников, так и христиан, вода всегда наделялась магическими свойствами и использовалась в самых разных обрядовых действиях. В традиционной культуре особую ценность представляла так называемая «непочатая вода», набираемая в определённое время в строго установленном порядке. Именно она обладала самым мощным целебным действием и сакральной силой, поскольку наполнять ею сосуды необходимо было до появления первых солнечных лучей, когда ещё ни один смертный не черпал воды из данного источника. «Непочатую воду» иначе можно именовать нетронутой или непитой водой, в которой за ночь аккумулировались и преумножались чудодейственные чары.

Время водосбора

Фольклорист Людмила Виноградова в одной из своих работ отмечала, что в народном мировоззрении, наибольшую ценность представляла «непочатая вода» набранная ранним утром, предварявшим начало Рождества, Нового года, Сретения, Великого Четверга, Великой Пятницы и дня Ивана Купалы. В зависимости от того в какую дату набиралась вода, она нарекалась рождественской или новогодней, сретенской или купальской, четверговой или пятничной.

В случае крайней необходимости, ходить за магической водой можно было в любой день календаря, хотя считалось, что самыми сильными свойствами она заряжалась в ночь со среды на четверг.

Место водосбора

Набирать «непочатую воду» можно было из родников, ручьёв, колодцев, рек. Для усиления магического эффекта люди, по мере возможностей, приносили и смешивали нетронутую воду из трёх, семи, а ещё лучше из девяти разных источников.

Зачерпнув живительную влагу, люди в качестве дара водоёму привязывали на ветви прибрежных деревьев и кустов лоскуты, отрезы полотна, небольшие предметы одежды или нити.

Метод водосбора

Чтобы «непочатая вода» не утратила своей чудодейственной силы, тот, кто отправлялся за ней до рассвета, должен был соблюсти несколько непререкаемых правил.

Отправляться в путь необходимо было натощак и, главным образом, молча: человеку запрещено было здороваться с кем-либо и откликаться на чей-то голос.

По данным Л. Виноградовой зачерпывать «непитую» воду можно было только новым сосудом, будь то кувшин или ведро, который не должен был быть изготовлен из чугуна. Наполнять емкость полагалось только с первого раза, ни в коем случае не доливая повторно и не отливая из него воду. Если живительная проточная влага бралась из колодца, то черпать нужно было против движения солнца, то есть с запада на восток, а если из реки – то против течения.

Возвращаться домой также полагалось в безмолвии, при этом строго-настрого воспрещалось оглядываться назад. В горнице никто из домочадцев не имел права дотрагиваться до принесённой воды или пить её без надобности.

Лечение

В книге Елены Левкиевской «Мифы и легенды восточных славян» значиться, что одной из областей применения «непочатой воды» была профилактика и лечение детских болезней. Приболевшего малыша поили этой целебной влагой, потом смачивали ею его лицо, ручки и ножки, а оставшуюся воду сливали под любое дерево. По суеверному обычаю, считалось, для полного выздоровления ребёнка, взрослый должен был в течение 40 дней повторять эту церемонию, иногда бросая в принесённую воду угли из печи, зёрна или серебряные монеты, придававшие ей дополнительную силу.

В старину полагали, что «непочатую воду» для купания малышей нельзя было приносить в чёрной ёмкости, её разрешалось смешивать с освящённой крещенской водой и подогревать: для девочек в кувшинчике, чтобы была стройной барышней, а для мальчиков в горшочке, чтобы стал сильным парнем.

Целебные свойства «непочатой воды» распространялись и на хворавших взрослых, которых умывали и поили ею.

Подходила она и для рожениц, которые испив водицы и искупавшись в ней, сохраняли способность долгое время кормить малыша грудным молоком, количество коего не уменьшалось.

Но прежде чем использовать «непочатую воду» для исцеления её после занесения в дом заговаривали. Для этого применялись такие слова-шептания, как: «Великая Праматерь вода. Омой тело мое, душу мою, смой с меня тоску-печаль, боли и болезни, думы мои тяжкие. Раствори, Великая Праматерь, беды мои и сотвори меня заново. » или «Первый день понедельник, второй день вторник, третий середа, тебе на помощь вода. Ты, земля Тытяно, и ты, вода Ульяно, очищала коренья и кременья, очищай его сердце и от крови, от костей, от нутра – живота».

Обрядовая выпечка

Иногда на Руси «непочатую воду» использовали для замеса обрядовой выпечки. Возможно, эта традиция была перенята русскими у болгар, которые в Юрьев день обязательно заготавливали хлебную закваску на «цветната вода» — воде, принесённой на рассвете из трёх разных источников в сосуде с растительными узорами. Об этом народном обычае писал известный болгарский этнограф Димитр Маринов, добавлявший, что за магической влагой для обрядовой выпечки имели право отправляться только девушки и парни, чьи оба родителя были живы и пребывали в добром здравии. Испечённый на «цветната вода» хлеб раздавался родным и близким для благополучия и крепкого здоровья.

Защитные функции

Славяновед Вероника Усачёва отмечала, что русские люди верили в то, что «непочатая вода» часто использовалась для окропления ульев и домашнего скота, хозяйственных построек и огорода.

Для защиты дома от дурных сил русские при строительстве изб закладывали в один их углов фундамента сосуд с «непочатой водой», а, чтобы обеспечить себе материальное благополучие, в основе которого лежал хороший урожай, зарывали емкость с живительной влагой на поле или в саду.

Эта же вода помогала снять порчу и сглаз, для чего проводился специальный ритуал. В принесённую до восхода солнца воду помешались угольки, оставшиеся после сжигания колючих растений – шиповника, крапивы, боярышника. Этот раствор опрокидывали на дно установленного в дверном проёме перевёрнутого ведра, и приглашали гипотетическую жертву сглаза всмотреться в воду, чтобы увидеть причину ворожбы и человека наславшего её.

По окончании защитной церемонии воду сливали в миску, а затем наливали её за пазуху человека, над которым проводились ритуальные действия, предварительно дав ему сделать глоток магической жидкости.

Источник

Непочатая вода: почему на Руси это считалось сильным средством

Что такое непочатая вода. Смотреть фото Что такое непочатая вода. Смотреть картинку Что такое непочатая вода. Картинка про Что такое непочатая вода. Фото Что такое непочатая вода

Почему на Руси непочатая вода из колодца считалась самым сильным магическим средством, интересует многих людей. С древних времен считалось, что она обладает особыми свойствами, и поэтому ее применяли в различных обрядах. Особо ценилась непочатая вода, то есть нетронутая ни одним из смертных, поскольку была набрана до рассвета.

В какой период непочатая вода обладала особыми чудодейственными свойствами

Что такое непочатая вода. Смотреть фото Что такое непочатая вода. Смотреть картинку Что такое непочатая вода. Картинка про Что такое непочатая вода. Фото Что такое непочатая вода

По словам фольклориста Людмилы Виноградовой, такую воду раньше по традиции набирали рано утром накануне особых праздников. Это были: Рождество, Новый год, Сретение, Великие Четверг и Пятница, а также в преддверии Ивана Купалы. В крайнем случае, чудодейственную воду набирали в любой день. При этом ее магические свойства приумножались именно в ночь на четверг.

Наши предки старались набрать непочатую воду из колодца, реки, родника. Чтобы усилить ее свойства, они брали воду из 9 разных источников и смешивали ее.

Чтобы отблагодарить водоем за набранную в нем чудодейственную воду, люди привязывали на веточках рядом стоящих деревьев небольшие тканевые лоскуты или нити.

Особенным был также способ водосбора

Что такое непочатая вода. Смотреть фото Что такое непочатая вода. Смотреть картинку Что такое непочатая вода. Картинка про Что такое непочатая вода. Фото Что такое непочатая вода

Для того чтобы магическая вода не утратила свои особенные свойства, человек, который отправлялся за ней до появления солнечных лучей, соблюдал несколько важных моментов.

Прежде всего, он отправлялся по воду на голодный желудок, а главное – во время пути человеку строго запрещено было с кем-либо общаться. Он должен идти молча.

Виноградова отметила, что непочатую воду нужно набирать обязательно в любую новую емкость, за исключением изделий, выполненных из чугуна. Запрещалось доливать воду в ведро или отливать из него. В случае, когда воду набирали из реки, то черпали против течения.

Возвращаясь домой, человек должен был также идти в безмолвии и не оборачиваться назад. Дома никто из членов семьи без особой надобности не должен был пить принесенную воду.

В каких целях использовалась вода

Что такое непочатая вода. Смотреть фото Что такое непочатая вода. Смотреть картинку Что такое непочатая вода. Картинка про Что такое непочатая вода. Фото Что такое непочатая вода

Елена Левкиевская в своей книге «Мифы и легенды восточных славян» написала о том, что данную воду использовали для профилактики и лечения детских заболеваний.

Ребенка, который заболел, непочатой водой смачивали тело, поили ею, а оставшуюся жидкость выливали под дерево. Согласно ритуалу, чтобы ребенок полностью выздоровел, родители повторяли этот обряд на протяжении 40 дней. Для большей эффективности они бросали в непочатую воду зернышки или серебряные монетки.

Взрослых, которые приболели, также поили этой водой. Пили и купались в непочатой воде молодые мамочки, чтобы сохранить на долгий период времени способность выкормить ребенка грудным молоком. Это делалось в том случае, когда его не хватало.

Кроме этого, наши предки верили, что такая вода помогает защитить улья и домашний скот, хозяйственные постройки и огороды от дурных сил, а также привлечь благополучие. Для этого окропляли живность и помещения, а также зарывали в любой угол фундамента или в огороде емкость с водой.

Источник

«Непочатая вода»: почему это средство на Руси считали магическим

Что такое непочатая вода. Смотреть фото Что такое непочатая вода. Смотреть картинку Что такое непочатая вода. Картинка про Что такое непочатая вода. Фото Что такое непочатая вода

В сознании русских людей, как язычников, так и христиан, вода всегда наделялась магическими свойствами и использовалась в самых разных обрядовых действиях. В традиционной культуре особую ценность представляла так называемая «непочатая вода», набираемая в определённое время в строго установленном порядке. Именно она обладала самым мощным целебным действием и сакральной силой, поскольку наполнять ею сосуды необходимо было до появления первых солнечных лучей, когда ещё ни один смертный не черпал воды из данного источника. «Непочатую воду» иначе можно именовать нетронутой или непитой водой, в которой за ночь аккумулировались и преумножались чудодейственные чары.

Время водосбора

Фольклорист Людмила Виноградова в одной из своих работ отмечала, что в народном мировоззрении, наибольшую ценность представляла «непочатая вода» набранная ранним утром, предварявшим начало Рождества, Нового года, Сретения, Великого Четверга, Великой Пятницы и дня Ивана Купалы. В зависимости от того в какую дату набиралась вода, она нарекалась рождественской или новогодней, сретенской или купальской, четверговой или пятничной.

В случае крайней необходимости, ходить за магической водой можно было в любой день календаря, хотя считалось, что самыми сильными свойствами она заряжалась в ночь со среды на четверг.

Место водосбора

Набирать «непочатую воду» можно было из родников, ручьёв, колодцев, рек. Для усиления магического эффекта люди, по мере возможностей, приносили и смешивали нетронутую воду из трёх, семи, а ещё лучше из девяти разных источников.

Зачерпнув живительную влагу, люди в качестве дара водоёму привязывали на ветви прибрежных деревьев и кустов лоскуты, отрезы полотна, небольшие предметы одежды или нити.

Метод водосбора

Чтобы «непочатая вода» не утратила своей чудодейственной силы, тот, кто отправлялся за ней до рассвета, должен был соблюсти несколько непререкаемых правил.

Отправляться в путь необходимо было натощак и, главным образом, молча: человеку запрещено было здороваться с кем-либо и откликаться на чей-то голос.

По данным Л. Виноградовой зачерпывать «непитую» воду можно было только новым сосудом, будь то кувшин или ведро, который не должен был быть изготовлен из чугуна. Наполнять емкость полагалось только с первого раза, ни в коем случае не доливая повторно и не отливая из него воду. Если живительная проточная влага бралась из колодца, то черпать нужно было против движения солнца, то есть с запада на восток, а если из реки – то против течения.

Возвращаться домой также полагалось в безмолвии, при этом строго-настрого воспрещалось оглядываться назад. В горнице никто из домочадцев не имел права дотрагиваться до принесённой воды или пить её без надобности.

Лечение

В книге Елены Левкиевской «Мифы и легенды восточных славян» значиться, что одной из областей применения «непочатой воды» была профилактика и лечение детских болезней. Приболевшего малыша поили этой целебной влагой, потом смачивали ею его лицо, ручки и ножки, а оставшуюся воду сливали под любое дерево. По суеверному обычаю, считалось, для полного выздоровления ребёнка, взрослый должен был в течение 40 дней повторять эту церемонию, иногда бросая в принесённую воду угли из печи, зёрна или серебряные монеты, придававшие ей дополнительную силу.

В старину полагали, что «непочатую воду» для купания малышей нельзя было приносить в чёрной ёмкости, её разрешалось смешивать с освящённой крещенской водой и подогревать: для девочек в кувшинчике, чтобы была стройной барышней, а для мальчиков в горшочке, чтобы стал сильным парнем.

Целебные свойства «непочатой воды» распространялись и на хворавших взрослых, которых умывали и поили ею.

Подходила она и для рожениц, которые испив водицы и искупавшись в ней, сохраняли способность долгое время кормить малыша грудным молоком, количество коего не уменьшалось.

Но прежде чем использовать «непочатую воду» для исцеления её после занесения в дом заговаривали. Для этого применялись такие слова-шептания, как: «Великая Праматерь вода. Омой тело мое, душу мою, смой с меня тоску-печаль, боли и болезни, думы мои тяжкие. Раствори, Великая Праматерь, беды мои и сотвори меня заново. » или «Первый день понедельник, второй день вторник, третий середа, тебе на помощь вода. Ты, земля Тытяно, и ты, вода Ульяно, очищала коренья и кременья, очищай его сердце и от крови, от костей, от нутра – живота».

Обрядовая выпечка

Иногда на Руси «непочатую воду» использовали для замеса обрядовой выпечки. Возможно, эта традиция была перенята русскими у болгар, которые в Юрьев день обязательно заготавливали хлебную закваску на «цветната вода» — воде, принесённой на рассвете из трёх разных источников в сосуде с растительными узорами. Об этом народном обычае писал известный болгарский этнограф Димитр Маринов, добавлявший, что за магической влагой для обрядовой выпечки имели право отправляться только девушки и парни, чьи оба родителя были живы и пребывали в добром здравии. Испечённый на «цветната вода» хлеб раздавался родным и близким для благополучия и крепкого здоровья.

Защитные функции

Славяновед Вероника Усачёва отмечала, что русские люди верили в то, что «непочатая вода» часто использовалась для окропления ульев и домашнего скота, хозяйственных построек и огорода.

Для защиты дома от дурных сил русские при строительстве изб закладывали в один их углов фундамента сосуд с «непочатой водой», а, чтобы обеспечить себе материальное благополучие, в основе которого лежал хороший урожай, зарывали емкость с живительной влагой на поле или в саду.

Эта же вода помогала снять порчу и сглаз, для чего проводился специальный ритуал. В принесённую до восхода солнца воду помешались угольки, оставшиеся после сжигания колючих растений – шиповника, крапивы, боярышника. Этот раствор опрокидывали на дно установленного в дверном проёме перевёрнутого ведра, и приглашали гипотетическую жертву сглаза всмотреться в воду, чтобы увидеть причину ворожбы и человека наславшего её.

По окончании защитной церемонии воду сливали в миску, а затем наливали её за пазуху человека, над которым проводились ритуальные действия, предварительно дав ему сделать глоток магической жидкости.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *