Что такое еис нотариата

Что такое еис нотариата

Статья 34.1. Единая информационная система нотариата

Единой информационной системой нотариата признается автоматизированная информационная система, принадлежащая на праве собственности Федеральной нотариальной палате и предназначенная для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена). Оператором единой информационной системы нотариата является Федеральная нотариальная палата. В единую информационную систему нотариата подлежат включению сведения, в том числе в форме электронных документов, о совершении нотариальных действий, а также иные предусмотренные настоящими Основами сведения. Состав таких сведений определяется в соответствии с настоящими Основами.

Оператор единой информационной системы нотариата:

1) обеспечивает бесперебойное ежедневное и круглосуточное функционирование единой информационной системы нотариата в соответствии с требованиями настоящих Основ;

2) принимает меры по обеспечению доступа к предусмотренным настоящими Основами реестрам единой информационной системы нотариата в случаях, предусмотренных настоящими Основами;

3) обеспечивает изготовление резервных копий предусмотренных настоящими Основами реестров единой информационной системы нотариата;

4) обеспечивает предоставление федеральному органу юстиции резервных копий предусмотренных настоящими Основами реестров единой информационной системы нотариата, отчетности о функционировании этих реестров ежеквартально, а также по запросу указанного органа не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня поступления такого запроса.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Передача нотариусами в единую информационную систему нотариата сведений, предусмотренных настоящими Основами, не является разглашением тайны совершения нотариальных действий.

Нотариусы, имеющие доступ к сведениям, содержащимся в единой информационной системе нотариата, и лица, осуществляющие обработку вносимых в единую информационную систему нотариата сведений, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять сведения, содержащиеся в этой информационной системе, за исключением случаев, установленных настоящими Основами. За разглашение или незаконное использование указанных сведений такие лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Защита сведений, содержащихся в единой информационной системе нотариата, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Форма предоставления отчетности о функционировании предусмотренных настоящими Основами реестров единой информационной системы нотариата устанавливается федеральным органом юстиции.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

Источник

Статья 34.2. Содержание единой информационной системы нотариата

Информация об изменениях:

Статья 34.2. Содержание единой информационной системы нотариата

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 34.2 настоящих Основ

Единая информационная система нотариата включает в себя ведущиеся в электронной форме реестры:

1) нотариальных действий;

1.1) нотариальных действий, совершенных удаленно, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами;

2) наследственных дел;

4) списков участников обществ с ограниченной ответственностью.

Информация об изменениях:

Наряду с реестрами единая информационная система нотариата включает в себя иные сведения (в том числе сведения справочно-аналитического характера), которые касаются деятельности нотариусов и состав которых определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Требования к содержанию реестров единой информационной системы нотариата, указанных в пунктах 1, 1.1 и 2 части первой настоящей статьи, определяются федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Несоответствия, выявленные между сведениями, содержащимися в единой информационной системе нотариата, и сведениями, содержащимися в нотариально оформленном документе, устраняются в порядке, предусмотренном статьями 34.3 и 45.1 настоящих Основ.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник

Что такое еис нотариата

IT-технологии, присутствующие практически во всех сферах общественных отношений, требуют столь же активного развития в правовой сфере. Многократно ускоряющийся гражданский оборот должен оставаться стабильным, надежным и безопасным, при этом предоставлять качественно новый сервис и скорость реагирования.

В этих условиях российский нотариат стал одним из наиболее передовых правовых институтов. Понимая важность развития цифровых технологий в жизни современного общества, российский нотариат по собственной инициативе, за счет собственных средств, без привлечения бюджетного финансирования создал полномасштабную электронную инфраструктуру, повысившую безопасность и сохранность юридически значимых сведений, скорость и качество получения нотариальных услуг. Базой для этой инфраструктуры стала созданная Федеральной нотариальной палатой Единая информационная система нотариата, которой 1 июля 2018 года исполнилось четыре года.

Единая информационная система нотариата, с одной стороны, выступает надежным хранилищем для каждого нотариально удостоверенного документа, а с другой — служит уникальным высокотехнологичным инструментом, меняющим характер всей нотариальной деятельности.

С 1 января 2018 года был осуществлен окончательный переход на электронный документооборот. Теперь в реестрах ЕИС 100% всех нотариальных действий регистрируется в электронном виде. Это позволяет обеспечить оперативную проверку юридически значимых сведений, предотвратить мошеннические действия с нотариальными документами и, как следствие, стабилизировать гражданский оборот.

Для записи и хранения сведений о нотариальных действиях, которые нотариусы страны совершают около 60 млн ежегодно, Единая информационная система нотариата служит надежной базой. По данным ФНП, только в июне 2018 года в ЕИС ежедневно регистрировалось более 130 тысяч нотариальных действий.

Благодаря развитию электронного нотариата, теперь при обращении к нотариусу заявители получают услуги в комфортном режиме «одного окна». Так, при удостоверении сделок с недвижимостью нотариус сам получает необходимые сведения из необходимых реестров, а затем направляет удостоверенный договор на регистрацию права собственности. Таким образом, нотариальные конторы по праву заслужили статус удобных фронт-офисов регистрационных и налоговых и органов.

Сегодня российский нотариат стал полноценным партнером электронного правительства. В рамках системы межведомственного электронного взаимодействия нотариат сотрудничает с Росреестром, ФНС, МВД, Центральном каталогом кредитных историй, банками и другими инстанциями. В ближайшей перспективе у нотариусов — перейти на электронный обмен данным с органами ЗАГС, как только будет создан их единый реестр, и Федеральной службой судебных приставов.

У каждого российского нотариуса есть усиленная квалифицированная электронная подпись. Это позволило с помощью нотариуса создавать электронные юридически значимые документы, а также переводить документ из бумаги в «цифру» с сохранением его юридической силы. Такой механизм коренным образом изменил понятия о мобильности и скорости передачи документа. Это очень удобно, когда, к примеру, необходимо срочно передать из одного города в другой согласие на выезд ребенка за границу, доверенность, согласие супруга на сделку и другие виды документов.

Единая информационная система также стала надежной платформой для развития бесплатных публичных сервисов нотариата. Онлайн-сервисы нотариата помогают эффективно регулировать оборот заложенного имущества, оценивать риски заложенного имущества, проверить подлинность доверенности, найти информацию о наследственном деле. Такие сервисы блокируют возможность мошеннических действий и помогают обеспечить максимальную достоверность первичного документа, на основании которого возникает право.

Онлайн-сервисы нотариата уже не первый год пользуются популярностью у россиян, предостерегая их от сомнительных документов, чужих долгов, судебных споров и прочих правовых неприятностей. Об этом говорят цифры статистики, предоставленные Федеральной нотариальной палатой.

Одним из самых популярных является реестр уведомлений о залоге движимого имущества, который гарантирует соблюдение прав всех участников залоговых отношений, является доступным и бесплатным способом защиты от чужих долгов. На сегодняшний день в указанном реестре содержится около 6 млн записей. Информация в реестре гарантированно достоверна, актуальна, а главное, имеет принципиальное значение и юридическую силу – это важно в случае возникновения судебных споров.

Пользуется большим спросом и реестр проверки доверенностей, который был запущен в работу 1 января 2017 года. За полтора года работы в электронной базе данных нотариата зарегистрировано свыше 33 миллионов доверенностей, а количество запросов на проверку доверенности превысило 20 миллионов. При этом государственные и муниципальные органы власти имеют расширенный доступ к сервису, позволяющий также сверить содержание имеющегося на руках документа с текстом оригинала доверенности, информация о которой хранится в Единой информационной системе нотариата. С апреля этого года сервис проверки доверенностей может быть использован и для проверки доверенностей, удостоверенных должностным лицом консульского учреждения МИД РФ, главой местной администрации или представителем органов местного самоуправления.

С апреля этого года также заработал еще один бесплатный онлайн-сервис нотариата – реестр наследственных дел. В данном реестре уже содержатся сведения примерно о 25 миллионах наследственных дел, и за три месяца к поиску наследственных дел обращались более 150 тысяч раз. Использование данного сервиса позволяет облегчить жизнь не только гражданам, которые теперь могут легко и быстро найти нотариуса, ведущего дело конкретного наследодателя. Данный сервис будет востребован также сотрудниками судебных органов, кредитных организаций, использующих сведения о наследодателях в повседневной работе.

Российский нотариат не остановится на достигнутом. Среди актуальных инициатив, которые обсуждаются на законодательном уровне – дальнейшее расширение перечня нотариальных действий, которые могут быть совершены в электронном виде. Так, подачу заявления в электронной форме планируется применять в отношении исполнительной надписи, депозита нотариуса, обеспечения доказательств при осмотре веб-сайтов и ряда других нотариальных действий. Еще одна интересная инициатива – подключение нотариусов к биометрической системе удаленной идентификации граждан, которая в ближайшее время будет использоваться в банковской деятельности. Концептуально важный вопрос – возможность введения в российскую практику дистанционного удостоверения сделок с участием нескольких нотариусов. Данная практика успешно реализуется европейскими нотариусами при совершении нотариальных действий.

Источник

Что такое еис нотариата

Цифровизация с каждым годом все больше ускоряет гражданский оборот. Особенно наглядно это проявилось в период ограничительных мер, когда в онлайн ушло практически всё — от решения бытовых проблем и совершения покупок до рабочих процессов и передачи юридически значимых документов. Нотариусы — одни из немногих, кто оказался готовым к работе в новых непростых условиях, во многом благодаря тому, что нотариат по своей инициативе разрабатывает и внедряет в работу новейшие цифровые технологии в самые короткие сроки. Новые сервисы и системы «электронного нотариата» разрабатываются и реализуются только за счет собственных средств нотариата, без дотаций из государственного или муниципальных бюджетов. Вот уже шесть лет, с 1 июля 2014 года, основой для развития цифровой инфраструктуры нотариата служит его Единая информационная система (ЕИС).

Задача ЕИС нотариата — технически совершенствовать процесс работы в рамках совершения нотариальных действий, быть базой для создания принципиально новых решений и возможностей для граждан и бизнеса в правовой сфере, и тем самым повысить уровень защиты, скорости и комфорта как для заявителей, так и для самих нотариусов. ЕИС обеспечивает оперативный обмен данными как между нотариусами, так и в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Благодаря участию нотариата в СМЭВ нотариусы осуществляют оперативный обмен сведениями с Федеральной налоговой службой, Росреестром, Центральным Банком России, Центральным каталогом кредитных историй, Министерством внутренних дел РФ, органами ЗАГС и др.

С 2018 года нотариат перешел на электронную регистрацию абсолютно всех нотариальных действий в своей цифровой базе данных. Ключевая цель этой меры — обеспечение гарантий достоверности юридически значимых сведений и защита нотариальных актов от подделок. Сейчас общее количество записей в Единой информационной системе нотариата составляет почти 152 миллиона.

Именно ЕИС позволила российским нотариусам перейти на работу по принципу «одного окна», т.е. самим получать необходимые данные из ряда ведомств и направлять документы для государственной регистрации, избавляя граждан от лишней беготни, хлопот и контактов. Это значительно упростило ряд процедур. Например, для удостоверения сделки с недвижимостью единственное, что сейчас нужно сделать ее участникам — прийти в нотариальную контору. Нотариус с помощью ЕИС сам оперативно запросит информацию у Росреестра и других государственных ведомств. Сразу после удостоверения сделки нотариус направит документы для регистрации права собственности в электронном виде. Эта опция с 1 февраля 2019 года обязательна для нотариусов и бесплатна для граждан, обратившихся за нотариальным удостоверением сделки. За 2019 год надежную и удобную нотариальную форму для сделок россияне предпочли 911 750 раз. При этом, как отмечают нотариусы, за последнее время выросла доля нотариально удостоверенных сделок, которые не подлежат обязательному нотариальному удостоверению. То есть все больше граждан не хотят рисковать и доверяют защиту своей собственности нотариусу.

ЕИС нотариата выступает надежным хранилищем для важнейших с юридической точки зрения данных. Но главное, что система стала уникальным высокотехнологичным инструментом, меняющим характер всей нотариальной деятельности.

Все большее распространение уже сейчас приобретают электронные документы. Например, возможность мгновенной передачи документа в любую точку страны путем удостоверения тождественности при переводе документа с бумажной формы в электронную и обратно с сохранением его юридической силы. Такое нотариальное действие экономит время для граждан и бизнеса. Только за прошлый год «нотариальной телепортацией» воспользовались более 2 миллионов человек. При этом документы из бумажной в электронную форму переводят почти в 2,5 чаще. Это вызвано тем, что государственные органы и иные структуры смогли обеспечить прием документов в цифре, что отражает требования современного общества.

Все чаще граждане и бизнес стали пользоваться возможностью передать документы физическим и юридическим лицам через нотариуса, в том числе и в электронной форме.

Кроме того, за представители бизнеса активно обращаются за помощью к нотариусу для подачи документов на регистрацию ИП или юридического лица. Документы, удостоверенные нотариусом, не требуют дополнительной проверки, что удобно как представителям налоговой службы, так и предпринимателям, так как упрощает процедуру и сокращает ее срок. За прошлый год нотариусы передали в Федеральную налоговую службу 2 814 210 комплектов документов.

На базе ЕИС были созданы и важнейшие публичные реестры. Напомним, что в данный момент круглосуточно и бесплатно всем желающим доступно три таких ресурса: реестр уведомлений о залоге движимого имущества, сервис проверки доверенностей и поиск наследственных дел.

Один из самых популярных — реестр уведомлений о залоге движимого имущества, был создан в 2014 году по поручению Президента России. Сегодня в нем содержится более 9 миллионов записей. Ежедневно к нему обращаются более 20 тысяч человек. Изначально созданный для проверки залоговой чистоты автомобилей на вторичном рынке, реестр на сегодняшний момент расширил сферу применения и фактически стал эффективным регулятором законности и прозрачности залоговых отношений для бизнеса. Это позитивно повлияло на рост позиций Российской Федерации в рейтинге «DoingBusiness».

Сервис проверки доверенностей, благодаря которому каждый может проверить доверенность, предоставленную ему, на подлинность, также практически сразу же стал популярен у граждан и представителей бизнеса. С момента начала его работы более 5,5 миллиона пользователей проверили документ на подлинность. А к ресурсу «поиск наследственных дел», позволяющему мгновенно выяснить, какой именно нотариус ведет то или иное наследственное дело, только за прошлый год обратились 1,45 миллиона человек.

Система «электронного нотариата» продолжает ежедневно совершенствоваться, чтобы предоставлять гражданам и бизнесу еще более удобные и современные сервисы. Уже в конце декабря российские нотариусы приступят к удаленному формату совершения нотариальных действий, не требующих установления воли обратившегося, а также к удостоверению дистанционных сделок с участием двух или более нотариусов. Как отметил президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик: «Эти нововведения обеспечат еще большую безопасность и надежность правоотношений в цифровой среде. Ведь, как показывает практика, при всех новшествах, ускоряющих гражданский оборот, необходимо обеспечить его стабильность, защитить законные интересы и права граждан и представителей бизнеса, права собственности в новых условиях, при этом предоставляя качественно новый сервис и скорость реагирования».

Кроме того, возможность с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия получать данные из реестра населения позволит нотариусам проводить дополнительную проверку личности обратившегося гражданина. Это еще больше снизит риск мошеннических действий, даст возможность еще оперативнее пресекать преступные схемы с использованием поддельных документов, направленные на незаконное присвоение чужого имущества. А значит, сыграет немаловажную роль для обеспечения стабильности гражданского оборота в стране.

Источник

Что такое еис нотариата

Пять лет назад начала свою работу Единая информационная система нотариата (ЕИС), созданная Федеральной нотариальной палатой, которая стала основой «электронного нотариата» в России.

«Цифровая экономика» — сегодня это не просто популярный термин, информационные технологии на глазах меняют мир. Инновации в социальных отношениях, бизнесе, логистике и прочих сферах требуют столь же активного развития в правовой сфере. При всех новшествах, многократно ускоряющих гражданский оборот, необходимо обеспечить его стабильность, защитить права граждан и права собственности в новых условиях, при этом предоставляя качественно новый сервис и скорость реагирования.

По критериям цифровизации российский нотариат стал одним из наиболее передовых правовых институтов. По своей инициативе Федеральная нотариальная палата разрабатывает и внедряет в работу новейшие цифровые технологии в самые короткие сроки. Уже сегодня нотариусы страны предлагают услуги, вчера казавшиеся фантастикой: нотариальная «телепортация» документов, онлайн проверка доверенностей через удобный нотариальный сервис и многие другие новшества.

Как отмечает президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик, «публичные онлайн-сервисы нотариата очень позитивно воспринимаются обществом».

Все цифровые инициативы нотариата разрабатываются и реализуются исключительно за счет собственных средств нотариата, без дотаций из государственного или муниципальных бюджетов.

Уже с первого дня запуска системы (1 июля 2014 года) нотариусы смогли использовать в работе сразу три электронных реестра: реестр нотариальных действий, реестр наследственных дел и реестр уведомлений о залоге движимого имущества.

В период с 2015 по 2016 год перечень вносимых в ЕИС нотариальных действий расширился вдвое, прежде всего за счет добавления в него сведений о действиях в отношении юридических лиц. В 2017 году ЕИС пополнилась еще одним самостоятельным реестром, созданным специально для решения ряда актуальных проблем юридических лиц, — реестром участников обществ с ограниченной ответственностью. А уже с 2018 года нотариат перешел на электронную регистрацию абсолютно всех нотариальных действий в своей цифровой базе данных. Ключевая цель этой меры — обеспечение защиты нотариальных актов от подделок и гарантии достоверности юридически значимых сведений.

Задача ЕИС — сделать процесс работы с нотариальными сведениями автоматизированным, а значит, более удобным и быстрым. Кроме того, система обеспечивает оперативный обмен данными, как между самими нотариусами, так и в Системе межведомственного электронного взаимодействия. Среди «онлайн-партнеров» нотариата — Федеральная налоговая служба, Росреестр, Центральный Банк России, Центральный каталог кредитных историй, Министерство внутренних дел РФ и др.

Возможности ЕИС позволили повысить гарантии достоверности юридически значимых сведений, а также сделать обращение к нотариусу максимально комфортным и не затратным по времени. Все российские нотариусы перешли на работу по принципу «одного окна», т.е. стали сами получать и направлять необходимые документы, избавляя граждан от лишних хлопот. Благодаря этому упростился целый ряд процедур. Например, для удостоверения сделки с недвижимостью единственное, что сейчас нужно сделать ее участникам — прийти в нотариальную контору. А нотариус с помощью ЕИС сам оперативно запросит информацию у Росреестра и других государственных органов. Сразу после удостоверения сделки нотариус направит документы для регистрации права собственности в Росреестр в электронном виде, что сокращает срок регистрации права до 1 рабочего дня.

Граждане и бизнес оценили возможность перевода документа из бумажной формы в электронную и обратно с дальнейшей мгновенной передачей его в другой город с сохранением юридической силы. Только в 2018 году этим действием воспользовались более 1 млн раз, что в 1,5 раза превышает показатели 2017 года. Интересно отметить, что документы из бумажной в электронную форму переводят в два раза чаще. Это вызвано тем, что государственные органы и иные структуры чаще принимают документы в цифре, что отражает требования современного общества.

На основе отдельных показателей, предоставленных Федеральной нотариальной палатой, также можно сделать вывод о популярности тех или иных публичных ресурсов нотариата среди россиян.

Так, реестр проверки доверенностей, значение которого трудно переоценить при пресечении множества криминальных схем, содержит более 3 миллионов записей. К помощи сравнительно «молодого» реестра наследственных дел ежедневно обращается около 2,5 тысяч человек, которые мгновенно могут выяснить, какой именно нотариус ведет наследственное дело. Один из самых популярных — реестр уведомлений о залоге движимого имущества, был создан в 2014 году по поручению Президента России. Сегодня в нем содержится более 7 миллионов записей, и ежедневно около 20 тысяч человек проверяют его сведения онлайн. Изначально созданный для проверки залоговой чистоты автомобилей на вторичном рынке, реестр моментально расширил свою сферу применения и фактически стал эффективным регулятором залоговых отношений для бизнеса. Это позитивно повлияло на рост позиций Российской Федерации в рейтинге «DoingBusiness».

А в будущем у российского «цифрового» нотариата не менее амбициозные планы — осуществить возможность удаленного совершения ряда нотариальных действий, не требующих проверки воли и волеизъявления гражданина, а также дистанционного удостоверения сделок с участием двух и более нотариусов. Такие задачи предусматриваются реализацией программы «Цифровая экономика», в разработке положений которой представители нотариата принимают активное экспертное участие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *