Что такое двигательный навык в логопедии ответ
Что такое двигательный навык в логопедии ответ
Для понимания сущности логопедической ритмики необходимо объяснить, что такое движение, двигательное умение, двигательный навык, психомоторное развитие, ритм, ритмика, музыкальный ритм, музыкально-ритмическое чувство, музыкально-двигательное воспитание, подвижные игры, кинезитерапия, лечебная ритмика, логопедическая ритмика. Отражая различные явления, данные понятия тесно связаны между собой. Они возникли в разные периоды развития общества. Содержание их углубляется, уточняется по мере развития различных наук о человеке.
Рассмотрим лишь те, которые необходимы для изучения данного курса.
Движение является основным биологическим качеством живой материи, оно развивается и совершенствуется вместе с эволюцией живой природы. Наивысшего совершенства движение достигает в филогенетическом развитии человека, организм которого является саморегулирующейся подсистемой в системе «организм-среда». Движение — один из основных механизмов уравновешивания в этой системе. Организм человека не просто уравновешивается со средой, но активно приспосабливается, адаптируется, и в процессе этой адаптации он, с одной стороны, усовершенствуется структурно и функционально, а с другой — активно изменяет и приспосабливает среду. В данном процессе движение у человека приобретает специфический, качественно новый характер, который обусловлен сознательным, социально-биологическим характером деятельности человека. Движение используется и как мощный фактор профилактики, лечения и реабилитации.
Двигательное умение определяется как степень овладения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составных частях движений и способах решения двигательной задачи.
Двигательный навык — такая степень овладения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматически и действия отличаются высокой надежностью. Наличие выработанного двигательного навыка не исключает осознания двигательного акта в целом. Сознание необходимо для выполнения поставленной двигательной задачи, для контроля за движением и в некоторых случаях даже частичной деавтоматизации навыка, в связи с неожиданно изменившимися условиями выполнения двигательной задачи. Формирование двигательного навыка представляет собой процесс образования динамического стереотипа при взаимодействии первой и второй сигнальной систем, с преобладающим значением последней. Психомоторное развитие протекает в тесной связи с моторным развитием. Эта связь так сильна, а нарушения психического развития создают такие многочисленные и разнообразные взаимосвязи с двигательными нарушениями, что определение «психомоторное развитие» используется в отношении как нормы, так и патологии.
Научная работа. Логопедическая ритмика. Основные понятия логопедической ритмики.
Логопедическая ритмика. Основные понятия логопедической ритмики.
Двигательное умение определяется как степень овладения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составных частях движений и способах решения двигательной задачи.
Двигательный навык — такая степень овладения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматически и действия отличаются высокой надежностью. Наличие выработанного двигательного навыка не исключает осознания двигательного акта в целом. Сознание необходимо для выполнения поставленной двигательной задачи, для контроля за движением и в некоторых случаях даже частичной деавтоматизации навыка, в связи с неожиданно изменившимися условиями выполнения двигательной задачи.
Формирование двигательного навыка представляет собой процесс образования динамического стереотипа при взаимодействии первой и второй сигнальной систем, с преобладающим значением последней. Психомоторное развитие протекает в тесной связи с моторным развитием. Эта связь так сильна, а нарушения психического развития создают такие многочисленные и разнообразные взаимосвязи с двигательными нарушениями, что определение «психомоторное развитие» используется в отношении как нормы, так и патологии.
Движение тела и восприятие различных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых, равновесия, кинестетических и др.) на начальных этапах развития являются для человека средством познания окружающего мира — это более элементарный уровень, чем интеллектуальное познание. При нарушении психомоторного развития осуществляется неполный или неправильный анализ ощущений различных модальностей. В связи с исключением одного из анализаторов порог чувствительности остальных понижается.
Каждое движение совершается в определенном ритме. Понятие ритм имеет широкое распространение и применяется по отношению к стихотворению, прозе, сердцу, дыханию, природе, работе и т.д. Ритм выступает и как некая универсальная категория.
Невозможно найти определение ритма, которое бы подходило ко всем явлениям. Чаще всего понятие «ритма» связывается с особенностями чередования явлений во времени, но можно говорить и о «пространственном ритме» в отношении пространственных искусств — балета, живописи, скульптуры, архитектуры.
Основной признак ритма принято видеть в более или менее строгой периодичности повторения, однако как раз во временных искусствах, т.е. там, где понятие «ритма» играет наибольшую роль, этот признак может отсутствовать, например, ритм спектакля, прозы, иногда и ритм музыки не характеризуется периодичностью повторения.
Ритм как всеобъемлющее понятие отличается, по-видимому, только одним, весьма неконкретным признаком: это временной или пространственный порядок предметов, явлений, процессов. О ритме можно говорить только тогда, когда ряд равномерно следующих друг за другом раздражений расчленяется на определенные группы, причем группы могут быть одинаковыми (по 2—3 члена и т.д.) или неодинаковыми. Однако не всякая группировка и расчленение временного ряда образуют ритм. Обязательным условием ритмической группировки, а следовательно, и ритма вообще, является наличие акцентов, т.е. более сильных и выделяющихся в каком-либо отношении раздражений. Без акцентов нет ритма. Таким образом, ритм есть закономерное расчленение временной последовательности раздражении на группы, объединяемые вокруг акцентов.
С понятием музыкального ритма связано понятие ритмического чувства, так называемого музыкально-ритмического, которое характеризуется как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения.
На основе развития музыкально-ритмического чувства строится музыкально-ритмическое воспитание, способствующее формированию личности путем воздействия на нее музыки и ритма. Содержанием музыкально-ритмического воспитания являются песня, игра, трудовой ритмизированный процесс, праздник.
Логоритмика в развитии ребенка
Согласно Г.А. Волковой, логопедическую ритмику следует воспринимать, как один из видов активной терапии. Ее можно использовать в любой методики реабилитационного воспитания. Применяют ее для коррекции речевых недостатков у людей, имеющих патологии в развитии речи.
Главная задача этого вида лечения – помочь исправить речевые аномалии с помощью формирования двигательной активности. Рассмотрим более подробно все основные термины, которые характеризуют логопедическую ритмику. Это поможет лучше понять суть методики.
Те понятия, которые мы дальше обсудим, тесно связаны друг с другом. Они появились на разных этапах развития человеческого общества.
Со временем, когда люди глубже разбираются в науке о человеке, содержание этих понятий совершенствуется и углубляется. Обсудим наиболее важный для логопедической ритмики понятия.
Движение и двигательные умения
Движение – это одна из главных особенностей, характеризующих живых существ. Движение становится более совершенным по мере развития живого мира. Считается, что максимальной степени развития движения достиг именно человек, ведь его организм – это лучшая саморегулирующая система, взаимодействующая с окружающей средой.
Движение – это уравновешивающий механизм в системе, работающей по принципу «организм-среда». Человек не просто вступает в гармонию с окружающей его средой, но умеет приспосабливаться к ней. Причем процесс приспособления интересен тем, что человек не только совершенствует и изменяет самого себя, но и вносит коррективы в саму окружающую его среду в процессе адаптации к ней.
Таким образом, движение человека очень отличается от движения всех других живых существ. Человек действует сознательно. Его движения обусловлены не только биологическими потребностями, но и социальными. Движение также становится для него средством профилактики заболеваний, их излечения и реабилитации после них.
Существует также понятие «двигательное умение». Это такая степень овладения определенным движением, при которой человек сосредоточен на правильном выполнении всех элементов данного движения.
Двигательный навык и его формирование
Двигательный навык – это такая степень овладения определенным движением, при котором все действия выполняются в автоматическом режиме и осуществляются при этом правильно. Несмотря на то, что человек овладел каким-то двигательным навыком, он в состоянии осознанно совершать это двигательное действие.
Сознание при этом задействуется для того, чтобы добиться поставленной задачи, для того, чтобы контролировать совершаемые движения, для того, чтобы избавиться от автоматизации в случае, если изменились условия выполнения поставленной задачи.
Формирование двигательного навыка – развитие стереотипа во время взаимодействия первой сигнальной системы со второй. Причем вторая система преобладает. Исследования показали, что существует неразрывная связь между формированием психомоторики и моторики.
Между этими составляющими личности человека существует такое огромное количество взаимосвязей, что психомоторное развитие стало использоваться по отношению как к нормальному развитию, так и к патологическому.
На первом этапе своего развития человек познает мир с помощью совершаемых телом движений и восприятия получаемых ощущений.
Человек исследует слуховые, вкусовые, зрительные и другие ощущения, что формирует его первые представления о мире. Этот уровень познания является более простым, чем интеллектуальный уровень.
Что такое ритм?
Для каждого движения существует свой ритм. Например, работа сердца, дыхания, бег или ходьма – все это подчинено ритму. Ритм настолько естественен для человека, что перекочевал из разряда физического мира в мир интеллектуальный. Умственный труд, стихотворения, чередования отдыха и работы – все это также подчинено определенным ритмам.
Ритм пронизывает все космическое пространство. Для каждого явления имеется свое определение понятию «ритм». Но можно смело сказать, что ритму подчинено все живое. И человек перенял это свойство: он вложил ритм в различные жанры искусства: везде есть ритм в той или иной форме.
Основной особенностью ритма являются повторения, которые соблюдаются более или мене строго. Однако в искусстве часто ритм не характеризуется тем, что повторения возникают периодично.
Ритм можно воспринимать, как определенный порядок, существующий в явлениях, процессах или в предметах. Порядок этот может быть пространственным либо временным.
Согласно Б.М. Теплову под ритмом нужно воспринимать любую организацию по времени.
Ритм проявляется в том, что существует ряд раздражений, которые следуют друг за другом равномерно и распределяются на группы, которые могут быть одинаковыми или разными. Однако стоит учесть, что не всегда группа и распределение по группам в течении времени является ритмом.
Очень важно для образования ритма существование так называемых акцентов. Под акцентами мы подразумеваем те раздражения, которые более сильные и выделяются на фоне остальных. Если нет акцентов, то нет и ритма.
Получается, что для образования ритма необходимо выполнение двух условий: распределение последовательно размещенных во времени или пространстве раздражителей, которые формируются вокруг акцентов. Психологическая и педагогическая науки по-разному рассматривают понятие ритма. С точки зрения психологии ритм – это метрортим. Ритмика проявляется в своем широком значении.
Рассмотрение понятия «ритмика»
С точки же зрения педагогики ритмика – это система, состоящая из набора физических упражнений, которые связывают движения с музыкой.
Ритмика – это обязательное составляющее воспитания детей. Особенно это касается раннего возраста. С помощью ритмики можно достичь гармонии в физическом развитии детей, помочь приобрести музыкальные слух и память, добиться выразительности в движениях ребенка.
Логопедическая ритмика помогает детям понимать музыку, осваивать искусство танцев и разучивать песни.
Занятия ритмикой содержат такие упражнения, как прыжки, бег, гимнастика, танцы, имитация в движениях. Таким образом оказывается воздействие на чувство ритма, что активизирует моторные реакции человека.
Благодаря восприятию ритма человек начинает испытывать множество кинестетических чувств. Активизируется одновременное напряжение мышц разгибателей и сгибателей, чем достигается периодическое расслабление и напряжение без физического изменения положения органов. Особенно эффективны упражнения, когда ребенок хорошо воспринимает акценты.
Типы движений
Существует два типа движений: это могут быть реальные движения, а могут быть воображаемые.
Реальные движения также можно разделить на две условные группы. Это зачаточные действительные движения и полные действительные движения. Зачаточные появляются в результате взаимодействия голосовых мышц и вспомогательных элементов речевой системы с Центральной нервной системой. Иннервация существует также и у губных мышц, мышц пальцев и у многих других групп мышц. Полные движения носят законченный характер и легко определяются внешне. Например, человек ритмично качает ногой или головой, а также размахивает руками.
Понятие «логопедическая ритмика»
Разные ученые по-разному определяют логоритмику. Например, для Э. Килинской-Эвертовской более близко широкое понимание этого термина, которое включает в себя всю систему музыкальных упражнений двигательного характера, применяемую для коррекции речевых нарушений. Важно понимать, что логопедическая ритмика – это лишь отдельный раздел гораздо более широкой сферы – логопедии.
А. Розенталь пишет о том, что под логоритмикой нужно понимать те методы коррекционной работы, которые основываются на музыкальных ритмах с помощью слов. Он говорит о том, что логоритмическое влияние очень мощно и способно эффективно справляться со многими логопедическими патологиями.
В.М. Бехтеров также активно изучал эту методику.
Он выделил главные цели логоритмических занятий:
Влияние логоритмики на ребенка
Согласно исследованиям В.А. Гиляровского занятия по логоритмике положительно влияют на общий тонус ребенка, на формирование его моторики, улучшают настроение, активизируют полноценное развитие центральной нервной системы, помогают активировать кору.
Согласно работам Е.В. Коноровой занятия логопедической ритмикой помогают развить внимание человека. Улучшается способность к концентрации на чем-то одном, ребенок способен усваивать больший объем информации, его внимание становится более устойчивым и более грамотно распределяется.
Также заметно хорошее влияние на память человека. Причем логопедическая ритмика способствует формированию как зрительной, так и слуховой и моторной видам памяти. Также заметно влияние на логическую память и комплексную.
Многочисленные немецкие исследователи заявляют, что логоритмию можно успешно задействовать, как один из эффективных методов работы по психотерапии. Например, активно сегодня используется так называемая музыкотерапия.
Ритм оказывает огромное влияние на всю педагогическую систему. Упражнения, включающие в себя логоритмию, положительно влияют на многие отклонения в психическом и физическом здоровье человека.
Благодаря грамотному использованию логоритмических методик можно улучшить физическое состояние ребенка, помочь ему приобрести моральное равновесие, усилить его интеллектуальные способности и даже сформировать у него устойчивое эстетическое восприятие мира.
Итак, можно сделать вывод, что логопедическая ритмика сегодня очень широко используется в самых разных реабилитационных методах работы с патологиями. Это направление уже превратилось в самостоятельное коррекционное средство воздействия на людей, которое можно также использовать и совместно с музыкальными ритмическими занятиями.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ
Для понимания сущности логопедической ритмики необходимо объяснить, что такое движение, двигательное умение, двигательный навык, психомоторное развитие, ритм, ритмика, музыкальный ритм, музыкально-ритмическое чувство, музыкально-двигательное воспитание, подвижные игры, кинезитерапия, лечебная ритмика, логопедическая ритмика. Отражая различные явления, данные понятия тесно связаны между собой. Они возникли в разные периоды развития общества. Содержание их углубляется, уточняется по мере развития различных наук о человеке.
Рассмотрим лишь те, которые необходимы для изучения данного курса.
Движение является основным биологическим качеством живой материи, оно развивается и совершенствуется вместе с эволюцией живой природы. Наивысшего совершенства движение достигает в филогенетическом развитии человека, организм которого является саморегулирующейся подсистемой в системе «организм-среда». Движение — один из основных механизмов уравновешивания в этой системе. Организм человека не просто уравновешивается со средой, но активно приспосабливается, адаптируется, и в процессе этой адаптации он, с одной стороны, усовершенствуется структурно и функционально, а с другой — активно изменяет и приспосабливает среду. В данном процессе движение у человека приобретает специфический, качественно новый характер, который обусловлен сознательным, социально-биологическим характером деятельности человека. Движение используется и как мощный фактор профилактики, лечения и реабилитации.
Двигательное умение определяется как степень овладения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составных частях движений и способах решения двигательной задачи.
Двигательный навык — такая степень овладения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматически и действия отличаются высокой надежностью. Наличие выработанного двигательного навыка не исключает осознания двигательного акта в целом. Сознание необходимо для выполнения поставленной двигательной задачи, для контроля за движением и в некоторых случаях даже частичной деавтоматизации навыка, в связи с неожиданно изменившимися условиями выполнения двигательной задачи. Формирование двигательного навыка представляет собой процесс образования динамического стереотипа при взаимодействии первой и второй сигнальной систем, с преобладающим значением последней. Психомоторное развитие протекает в тесной связи с моторным развитием. Эта связь так сильна, а нарушения психического развития создают такие многочисленные и разнообразные взаимосвязи с двигательными нарушениями, что определение «психомоторное развитие» используется в отношении как нормы, так и патологии.
Движение тела и восприятие различных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых, равновесия, кинестетических и др.) на начальных этапах развития являются для человека средством познания окружающего мира — это более элементарный уровень, чем интеллектуальное познание. При нарушении психомоторного развития осуществляется неполный или неправильный анализ ощущений различных модальностей. В связи с исключением одного из анализаторов порог чувствительности остальных понижается. Например, лица, работающие с детьми, страдающими умеренной умственной отсталостью, уделяют много внимания тому, чтобы обучить детей хватанию, целенаправленному и произвольному движению, целенаправленным артикуляционным движениям и т.п. Педагоги, работающиес глухими и слабослышащими, учат их пользоваться зрением при чтения с лица или обучают правильной артикуляции гласных и согласных звуков. Педагоги, работающие со слепыми и слабовидящими, вырабатывают умение и способность приспособления движения к разной поверхности, по которой пациенты передвигаются, и к размещению предметов, мебели и т.д. в помещении, где они находятся; к удержанию осанки, не отличающейся от осанки зрячего, а также в овладении чтением по Брайлю, которое требует самой высокой тактильной способности, пространственной ориентации, двигательных тонких ощущений.
Ребенок, относительно нормально развивающийся в психомоторном отношении, проходит несколько этапов. Психомоторное развитие начинается с неспецифической манипуляции с предметами и продолжается до разумной, осознанной деятельности, которая понимается как целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование действительности с помощью действий. Сознательная деятельность опирается на определенное количество познанных на личном опыте предметов и явлений, на знание причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности и на совершенствующуюся моторику. В процессе психомоторного развития индивида в сознательную деятельность включается вторая сигнальная система, которая совершенствует деятельность и развитие ребенка.
Каждое движение совершается в определенном ритме. Понятие ритм имеет широкое распространение и применяется по отношению к стихотворению, прозе, сердцу, дыханию, природе, работе и т.д. Ритм выступает и как некая универсальная космическая категория. «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма», — писал Э. Жак-Далькроз1.
Невозможно найти определение ритма, которое бы подходило ко всем явлениям. Чаще всего понятие «ритма» связывается с особенностями чередования явлений во времени, но можно говорить и о «пространственном ритме» в отношении пространственных искусств — балета, живописи, скульптуры, архитектуры.
Основной признак ритма принято видеть в более или менее строгой периодичности повторения, однако как раз во временных искусствах, т.е. там, где понятие «ритма» играет наибольшую роль, этот признак может отсутствовать, например, ритм спектакля, прозы, иногда и ритм музыки не характеризуется периодичностью повторения.
Ритм как всеобъемлющее понятие отличается, по-видимому, только одним, весьма неконкретным признаком: это временной или пространственный порядок предметов, явлений, процессов. Психолог Б.М. Те плов считал, что ритм есть некоторая определенная организация процесса во времени. Ритм предполагает в качестве необходимого условия ту или другую группировку следующих друг за другом раздражений, некоторое расчленение временного ряда. О ритме можно говорить только тогда, когда ряд равномерно следующих друг за другом раздражений расчленяется на определенные группы, причем группы могут быть одинаковыми (по 2—3 члена и т.д.) или неодинаковыми. Однако не всякая группировка и расчленение временного ряда образуют ритм. Обязательным условием ритмической группировки, а следовательно, и ритма вообще, является наличие акцентов, т.е. более сильных и выделяющихся в каком-либо отношении раздражений. Без акцентов нет ритма. Таким образом, ритм есть закономерное расчленение временной последовательности раздражении на группы, объединяемые вокруг акцентов.
Ритм можно определить с позиций психологической и педагогической наук. В психологическом аспекте ритм — это метроритм, или ритмика в широком смысле слова. Например, слушая метроном, человек расчленяет последовательность одинаковых звуков на группы, акцентируя отдельные звуки, т.е. выделяя их как более громкие. Возникает своеобразное «переживание ритма» или субъективное ритмизирование. Предел медленности субъективного ритмизирования по Болтону (1894) — 38 ударов в минуту, по Стетсону — 40—20 ударов в минуту; предел быстроты субъективного ритмизирования по Болтону — 520 ударов в минуту, по Стетсону — 240—280 ударов в минуту. Наиболее благоприятная скорость для субъективного ритмизирования составляет от 100 до 200 ударов в минуту. Субъективное ритмизирование не наступает, если скорость меньше 30 и больше 500 ударов в минуту1. Эти цифры имеют педагогический интерес, так как показывают, при какой скорости движения последнее легче воспринимается ритмически.
В педагогическом аспекте ритмика (греч. rhythmikos — относящийся к ритму, равномерный, размеренный) — это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Ритмика является составной частью физического и художественного воспитания, особенно в детском возрасте. Она способствует гармоническому физическому развитию детей, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, выразительности движений; знакомит детей с музыкой, танцами, песнями, учит вдвижениях выражать характер и темп музыкального произведения. На занятиях ритмикой используются, прыжки, игровые упражнения, бег, элементы художественной гимнастики, танцевальные и имитационные движения.
Чувство ритма в основе своей имеет моторную, активную природу и сопровождается моторными реакциями. Сущность этих реакций заключается в том, что восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений. Это мышечные сокращения языка, мышц головы, челюстей, пальцев ног; напряжение, возникающее в гортани, голове, грудной клетке и конечностях; зачаточные сокращения головной и дыхательной мускулатуры и, наконец, одновременная стимуляция мышц антагонистов (сгибателей и разгибателей), вызывающая смену фаз напряжения и расслабления без изменения пространственного положения органа.
Наиболее активно моторные реакции проявляются при восприятии акцента. Движения при этом могут быть действительными и воображаемыми. Действительные движения выражаются как зачаточные и полные. Зачаточные движения возникают вследствие иннервации голосовых складок и вспомогательных частей голосового аппарата, а также мышц пальцев, губ и других мускулов. Полные движения выражаются внешне: постукивание ногой, качание головой, размахивание рукой.
Как зачаточные, так и полные движения бывают бессознательными: человек, не замечая, отбивает такт ногой или рукой. Воображаемые движения не проявляются внешне, слушающий представляет их мысленно.
Э. Жак-Далькроз утверждал, что всякий ритм есть движение и в образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело. Он считал, что без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный. Музыка всегда выражает эмоциональное содержание, а ритм является одним из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм тоже является выражением некоторого эмоционального содержания и имеет моторную и эмоциональную природу. Вне музыки чувство музыкального ритма не может ни пробудиться, ни развиться.
С понятием музыкального ритма связано понятие ритмического чувства, так называемого музыкально-ритмического, которое характеризуется как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения.
На основе развития музыкально-ритмического чувства строится музыкально-ритмическое воспитание, способствующее формированию личности путем воздействия на нее музыки и ритма.
Так, благодаря разнообразной тематике музыкальных произведений, музыкальных игр, хороводов, развиваются познавательные способности у детей, волевые качества, эмоциональная сфера. Содержанием музыкально-ритмического воспитания являются песня, игра, трудовой ритмизированный процесс, праздник.
Наиболее часто на музыкально-ритмических занятиях используется подвижная игра, которую можно проводить и вне занятий.
Чувство ритма как субъективное отражение объективного ритма возникало и развивалось в процессе содержательной деятельности, поэтому нельзя развивать его вообще. Нужно исходить из характера деятельности человека. Возникает вопрос: можно ли говорить о чувстве ритма вообще, как о некоторой психической реальности? Можно. Но под этим надо понимать результат развития ряда конкретных ритмических способностей, своего рода обобщение их, а никак не предпосылку для этого развития. В этом вопросе ошибался Э. Жак-Далькроз, который считал, что сначала надо воспитать ритм как самостоятельную сущность, а потом на этой основе — музыкальный, поэтический ритм, ритм движений и т.д.
Движение как результат воздействия механической энергии на организм человека применялось в качестве профилактического и лечебного средства издревле, еще во времена зарождения медицины.
Лечение посредством движения предполагает использование всех его видов и форм в качестве лечебного фактора. Болгарские ученые Л. Бонев, П. Слынчев, Ст. Банков1 предлагают для обозначения данного вида терапии термин «кинезитерапия» — как наиболее общее определение применения различных форм движения, двигательной активности и естественных моторных функций человека. Кинезитерапия относится ими к группе неспецифически действующих терапевтических факторов. Различные формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, повышают его неспецифическую устойчивость, разрушают патологические динамические стереотипы, возникающие в результате болезни, и создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.
Частью кинезитерапии является лечебная ритмика. Ее задача состоит в том, чтобы с помощью системы физических упражнений под музыку развить чувство ритма и использовать его в лечебно-коррекционных целях. Составным звеном ее является логопедическая ритмика.
Э. Килинска-Эвертовска определяет логоритмику в широком значении слова как систему музыкально-двигательных упражнений, осуществляемых для нужд коррекционной логопедии. Логоритмика, несмотря на свою организованную систему, является лишь дополнением к системе логопедических занятий, поскольку логоритмические упражнения всегда подчинены целям логопедии. А. Розенталь считает, что логоритмика — новый способ коррекции речи, опирающийся на сочетание музыкального ритма с применением слова.
Значение ритмического и логоритмического воздействия на людей подчеркивали многие исследователи. Так, В.М. Бехтерев выделял следующие цели ритмического воспитания: выявить ритмические рефлексы, приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые и зрительные), установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. В.А. Гиляровский писал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры.
Е.В. Чаянова, Е.В. Конорова считали, что логопедическая ритмика развивает внимание (его концентрацию, объем, устойчивость, распределение), память (зрительную, слуховую, моторную, логическую, комплексную). В.А. Гринер и немецкие исследователи К. Колер (Cr. Kohler), К. Швабе (Chr. Schwabe) указывали, что логопедическая ритмика может быть использована как психотерапевтический метод (коллективно-психологический метод, музыкотерапия). О необходимости применения логопедической ритмики в процессе коррекции речи людей писали В.А Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Д.С. Озе-рецковский, Ю.А. Флоренская. Они подчеркивали общепедагогическое значение ритма, влияние его на различные болезненные отклонения в психофизической сфере индивида, указывали, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание человека.
Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 1170 ; Мы поможем в написании вашей работы!