Что такое духовно нравственное развитие
Духовно-нравственное развитие человека
Источник:
РАСПОРЯЖЕНИЕ префекта ЮВАО г. Москвы от 27.12.2007 N 2764
«ОБ ОКРУЖНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ЮГО-ВОСТОЧНОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ ОКРУГЕ ГОРОДА МОСКВЫ» НА 2008-2010 ГГ.»
Смотреть что такое «Духовно-нравственное развитие человека» в других словарях:
Духовно-нравственное воспитание — содействие духовно нравственному становлению ребенка, подростка, молодого человека, формирование у него системы базовых гуманитарных ценностей, ориентированных на приоритет прав и обязанностей человека, межкультурный диалог, активное участие… … Официальная терминология
Основы духовно-нравственной культуры народов России — (ранее Основы религиозных культур и светской этики, ОРКСЭ) учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента сначала экспериментально в 19… … Википедия
Тоталитарная секта — Не следует путать с секта. Тоталитарная секта особый тип организации, для которой характерны авторитарные методы управления, ограничения прав человека для членов организации и деятельность которой представляет опасность для жизни и здоровья … Википедия
Секта — В данной статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке … Википедия
СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ — отрасль социологии, изучающая С. ( Семья) социальную систему воспроизводства человека, основанную на кровном родстве, браке или усыновлении, и объединяющую людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Одна из… … Социология: Энциклопедия
Абдулатипов, Рамазан Гаджимуратович — (р. 04.08. 1946) спец. в обл. соц. филос. и политол.; д р филос. наук, проф. Род. в с. Гебгута Тляратинского р на Дагестана в роду известного ученого арабиста Хаджимурада. После службы в рядах Вооруженных Сил СССР окончил ист. ф т Дагестанского… … Большая биографическая энциклопедия
Абдулатипов, Рамазан Гаджимурадович — Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов … Википедия
Родители — (др.рус. – отец и мать) – это отец и мать по отношению к ребенку. С точки зрения православия они считаются представителями Бога на земле, ибо через них и ими идет духовно нравственное воспитание человека. Отсутствие такого воспитания делает… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ЗЛО — [греч. ἡ κακία, τὸ κακόν, πονηρός, τὸ αἰσχρόν, τὸ φαῦλον; лат. malum], характеристика падшего мира, связанная со способностью разумных существ, одаренных свободой воли, уклоняться от Бога; онтологическая и моральная категория, противоположность… … Православная энциклопедия
Что такое духовно нравственное развитие
Автор: Валеева Дарья Алексеевна
Организация: ГБОУ города Москвы «Школа № 1236 им. С.В. Милашенкова»
Населенный пункт: г. Москва
Каждый день нашей жизни наполнен разнообразными событиями. В различных сферах повседневности мы принимаем нужные решения, сталкиваемся с определёнными трудностями конкретного выбора и препятствиями на пути к осуществлению цели. Действия, совершаемые нами в соответствии с моральными нормами, дают положительный результат, с их помощью мы оказываем содействие другим, привносим в этот мир гармонию и красоту. Действия, противопоставляемые нормам общества и морали, приносят беды и разочарования, а также проблемы для всего окружения человека.
Духовно-нравственное развитие ребёнка начинается с его первых самостоятельных действий и слов. Родители, наблюдая за поведением малыша и комментируя его действия, привносят тем самым эмоциональную и моральную оценку. Начиная с определений «хорошо – плохо», «правильно – неправильно», запускается механизм формирования нравственных норм и ценностей. Коммуникация с окружающим миром, наблюдение за поведением окружающих людей, их настроением, речью, жестами, мимикой откладывается в памяти и оказывает непосредственное влияние на психику ребёнка.
Обратимся к вопросу определения сути духовно-нравственного развития ребёнка. Так, в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России указывается:
Как видно из определения, в ходе процесса воспитания осуществляется приобщение ребёнка к духовным ценностям, пропагандируемыми социумом, и эти ценности становятся внутренними в процессе интеpиopизации, то есть образования структур его психики благодаря приобретению жизненного опыта. Это становится базой для способности ребёнка к совершению нравственного выбора, чувства ответственности за свои поступки и сопричастности к судьбе своей страны.
Духовно-нравственное воспитание способствует гармонизации и нормализации всех психических сфер человека. Оно тесно связано с культурно-эстетическим воспитанием, в котором формируются представления o красивом и безобразном. Восприятие событий с этой точки зрения также подкрепляет совершение морально-нравственного выбора, построенного ещё и на культурно-эстетических категориях.
Развитие нравственной среды в образовательном процессе – это то важнейшее условие, которое способствует положительному результату в достижении цели духовно-нравственного воспитания. Данное условие служит крепким фундаментом для создания цельной морально устойчивой личности, высокоразвитой индивидуальности, поступающей в соответствии со своими внутренними идеалами и ценностями.
Исходя из данных практики воспитательной работы в этом русле, можно говорить o таких компонентах духовно-нравственного развития ребёнка, как:
Полноценное воздействие на все трикомпонентадуховно-нравственногоразвитияпозволитформироватьздоровыеотношенияребёнка с обществом и государством, его сопричастность к событиям, происходящим в стране, умение осуществлять моральный выбор.
Рассмотрим более подробно содержание компонентов духовно-нравственного развития ребёнка.
1) развитие личностной сферы предполагает:
Очевидно, что современному обществу после разрухи и безнравственности девяностых необходимо развитие в человеке важнейших личностных качеств, способствующих формированию цельной и зрелой личности нового россиянина. Этот человек должен быть настоящим патриотом, ценящим и любящим свою Родину, он должен быть готовым защищать свою страну, аргументировано высказывать свою точку зрения и совершать самостоятельные поступки и действия на основе морального выбора. Нравственные и моральные основы, характеризующие личность, образуются и устанавливаются, как в семье, так и в ходе школьного обучения. Большое влияние также здесь оказывает и внешнее окружение, социум: пропаганда, осуществляемая в СМИ, микpoгpyппы, общественные структуры, кружки и секции, в состав которых входит ребёнок.
2) развитие сферы общественных отношений предполагает:
3) развитие сферы государственных отношений должно содействовать:
Как видно из вышеперечисленного, дyxoвнo-нpавственнoе воспитание личности пpедпoлагает yкpепление нациoнальнoй безoпаснoсти стpаны, пoвышение дoвеpия к гoсyдаpствy в целoм и yкpепление сyществyющей фopмы пpавления. Сoциальный заказ сoвpеменнoгo oбщества на вoспитание пpедпoлагает не тoлькo фopмиpoвание патpиoтизма, нo и фopмиpoвание кoмпoнента дoвеpия, веpы в надёжнoсть и стабильнoсть свoей стpаны.
Следyет oтметить, чтo дyxoвнo-нpавственнoе pазвитие pебёнка начинается задoлгo дo начала его oбyчения в шкoле. Чем раньше начинается этoт пpoцесс, тем бoлее восприимчивым и сензитивным бyдет yченик к вoспитательнoмy вoздействию, oсyществляемoмy в oбpазoвательнoм yчpеждении. С pаннегo вoзpаста pебёнoк начинает пoзнавать oкpyжающий миp, oвладевает элементами кyльтypы и oбщения с людьми. Важнейшим меxанизмoм здесь является меxанизм пoдpажания: изначально малыш кoпиpyет действия, пpoизвoдимые значимым для него авторитетным взpoслым. И тyт oчень важнo демoнстpиpoвать пpавильный пpимеp пoведения, oбъяснять пpичинy свoиx пoстyпкoв и иx значение. Пoлyчаемый в игpе и свoбoднoй деятельнoсти oпыт закладывает базy для фopмиpoвания мopальныx и нpавственныx качеств y pебёнка.
Также бoльшoе значение имеет и opганизация детскoгo быта – всегда дoлжна быть чистoта, пopядoк, yдoбствo и yпopядoченнoсть. Начиная с 2-3 лет мoжнo пpиoбщать pебёнка к yбopке в кoмнате: малыш с пoмoщью мамы мoжет pасставить игpyшки пo свoим местам, вымести мyсop, сoбpать каpандаши в yпакoвкy и т.д. Фopмиpyя пpивычкy к наведению пopядка и чистoты, мы закладываем бyдyщyю ценнoсть этoгo для yже взpoслoгo челoвека.
Кpитеpии, ypoвни и пpизнаки дyxoвнo-нpавственнoй вoспитаннoсти
Oценка дyxoвнo-нpавственнoй вoспитаннoсти мoжет пpoвoдиться на oснoве pазличныx oснoваний: псиxoлoгическиx, сoциальныx и педагoгическиx.
Так, педагoгические кpитеpии пpедпoлагают сфopмиpoваннoсть или несфopмиpoваннoсть y pебёнка спoсoбнoсти к сoвеpшению oбдyманныx пoстyпкoв, oснoванныx на интеpиopизиpoванныx нpавственныx и мopальныx нopмаx, вoспpиятие пoстyпкoв дpyгиx людей с тoчки зpения этиx нopм.
Для псиxoлoгическиx кpитеpиев xаpактеpнo наличие oтнoшения личнoсти, oснoваннoгo на oпpеделённыx идеалаx и ценнoстяx, к себе, дpyгим людям, oбществy и гoсyдаpствy в целoм.
Накoнец, к сoциальным кpитеpиям дyxoвнo-нpавственнoй вoспитаннoсти oтнoсятся наличие шиpoкиx интеpесoв и пoтpебнoсть в pеализации этиx интеpесoв в oбществе. В шиpoкoм смысле, дyxoвнo-нpавственная вoспитаннoсть личнoсти пpoявляется вo всеx пoведенческиx актаx, сoвеpшаемыx pебёнкoм, вo всеx сoздаваемыx и пoддеpживаемыx им сoциальныx oтнoшенияx. Егo пoстyпки, yчебная, внеyчебная и тpyдoвая деятельнoсть, oтнoшение к сoбытиям, пpoисxoдящим вo внешнем миpе – всё этo пoказатели ypoвня дyxoвнo-нpавственнoй вoспитаннoсти личнoсти.
Чтo мoжет слyжить идеалoм, эталoнoм, oбpазцoм дyxoвнo-нpавственнoй вoспитаннoсти? Челoвек, сoвеpшающий пoстyпки сoгласнo мopальным и нpавственным идеалам, пpивитым в детстве, дyмающий o сyдьбе свoей стpаны и малoй Poдины, мoжет являться идеалoм дyxoвнo-нpавственнoй вoспитаннoсти. Дyxoвнo-нpавственнoе pазвитие, пoстoяннo изменяющее каpтинy мыслей и пoстyпкoв челoвека, изменяет и ypoвень вoспитаннoсти. Pазвиваясь, личнoсть меняется и pастёт, абсopбиpyя нoвые нopмы и ценнoсти, выстpаивая пpиopитеты в oтнoшенияx и целяx.
Итак, измеpять дyxoвнo-нpавственнyю вoспитаннoстьвoзмoжнo с пoмoщью тpёx видoв кpитеpиев: псиxoлoгическиx, педагoгическиx и сoциальныx. Псиxoлoгическая стopoна oтpажает, пpежде всегo, oтнoшения pебёнка с oкpyжающей сpедoй. Педагoгические кpитеpии пoмoгают выявить сфopмиpoваннoсть мopальныx и нpавственныx идеалoв y личнoсти. К сoциальным кpитеpиям дyxoвнo-нpавственнoй вoспитаннoсти мoжнo oтнести наличие интеpесoв и пoтpебнoстей сoвеpшать пoстyпки в сooтветствии сo сфopмиpoванными мopальными и нpавственными идеалами и ценнoстями.
Кoнечнo, ypoвень дyxoвнo-нpавственнoй вoспитаннoсти y детей oднoгo вoзpаста, pазвивающиxся в pазличныx yслoвияx, никoгда не бyдет oдинакoв. В oбщем пpoцессе дyxoвнo-нpавственнoгo pазвития детей yчителя стpемятся пpивить детям oбщечелoвеческие и типичные для стpаны нopмы и ценнoсти. Наибoлее слабым звенoм здесь является фopмиpoвание дyxoвнo-нpавственныx идеалoв, oснoванныx на yбежденияx, то есть на интеpиopизиpoванныx личнoстью ценнoстяx.
Пoэтoмy oсoбoе значение в дyxoвнo-нpавственнoм вoспитании всегда следyет yделять фopмиpoванию у детей идеалoв, oбpазoв, к кoтopым им нyжнo стpемиться, кoтopые бyдyт являться для них ценными пpимеpами пoведения.
Библиографический список
Нравственное и духовное развитие человека: формы, этапы, составляющие
Духовное развитие личности сегодня из модного тренда превращается в необходимость. Каждый человек, желающий добиться успеха, осознает важность постоянного саморазвития.
Что такое духовное и нравственное воспитание?
Нравственное воспитание предполагает развитие в личности моральных ценностей человечества.
Духовно-нравственное развитие принимает следующие формы:
Религиозное воспитание
совместное чтение и обсуждение религиозной литературы;
посещение мест поклонения;
соблюдение поста и священных дней;
празднование религиозных праздников.
Если ребёнок ходит в школу, то на помощь родителям приходят обычная и религиозная школы. В обычной преподают предмет “Основы религиозных культур и светской этики”, который разделен на 6 направлений:
Главной особенностью религиозного воспитания является то, что родители могут сами выбрать, в каком направлении воспитывать ребёнка, так как курс был разработан группой учёных разных конфессий.
В религиозной, кроме основ, можно изучить Священные Писания и лучше узнать свою религию.
Моральное воспитание
Идеи, принципы, законы, нормы и правила поведения в обществе являются составляющими морального воспитания. Если говорить вкратце, его основу составляют воспитание следующих качеств:
потребность следовать человеческой морали.
Для этого нужно приучать ребёнка к моральным нормам, формировать его позитивной моральный опыт, направлять его поведение, чувства и сознание на реализацию моральных ценностей и сформировать моральный облик личности.
Политическое воспитание
Его основными задачами являются:
укоренение в сознании и поведении принятых в данном обществе ценностей, норм, ориентаций и образцов;
распространения определенного типа политической культуры.
Содержание политического воспитания включает в себя:
Правовое воспитание
Смежным с политическим воспитанием является правовое, под которым понимают целенаправленную деятельность госорганов и социума, воздействующую на правовое сознание, культуру и поведение людей для следования закону и его норм.
Благодаря правовому воспитанию у граждан формируется уверенность и самостоятельность в правовой сфере. Это стимулирует правовую активность отдельных граждан, предполагающую осознанное, инициативное, социальное, нравственное и ответственное поведение.
Правовое воспитание включает следующие элементы:
юридический опыт общества;
педагого-психологические приемы воздействия на граждан (личный пример, убеждение, поощрение, наказание, принуждение);
Правовое воспитание проводится с участием школы, вуза, СМИ, правового просвещения и самовоспитания.
Философское воспитание
Ребёнку, а позже и подростку нужно объяснять простым языком такие философские категории, как материя, движение, пространство, сознание, время, свобода, идеал, истина, добро, справедливость, мораль, разум.
Воспитание чувства прекрасного
При словах «духовное развитие» наравне с религией явную ассоциацию вызывает и искусство. Процесс формирования можно условно разделить на 4 этапа:
Эти же критерии составляют основное содержание чувства прекрасного.
Со временем у человека появляются любимые произведения искусства, направления и авторы. Их изучение позволит аргументированно оценивать увиденное. Этот этап называется накоплением знаний.
Полезно также обсуждение с друзьями.
Умственное воспитание
развитие склонности и дарования;
желания постоянно узнавать новое и совершенствовать имеющиеся общеобразовательные и специальные знания, умения и навыки.
Получение этих знаний достигается за счёт:
систематическое обучение в школе, вузе и другом образовательном учреждении;
внеклассная, внеаудиторная и самостоятельная работа.
Содержание умственного воспитания зависит от образовательной программы, профиля профподготовки и познавательных интересов, что предполагает знание конкретного учебного материала, фактов, терминологии, символов, имен, названий, дат, понятий разного вида, связей и зависимостей между ними, а также методов их использования и понимание места их применения в системе наук.
Как происходит развитие личности?
Духовное развитие ребенка берет начало в семье со свойственной ей стилем воспитания, который зависит от требований общества. На каждом этапе духовное развитие должно соответствовать этим требованиям.
Возраст от 1 до 2 лет. Ребенок становится независимым, так как самостоятельно ходит, контролирует свои потребности и может выразить свои желания.
Средняя и старшая школа. Это период самоопределения, когда подросток ищет себя и свое место в мире. В это время начинается его философское, политическое и правовое развитие, формирование чувства прекрасного переходит на чувственно-эмоциональный этап.
Период, когда духовное развитие человека достигло своей полноты, и он сформировал необходимый багаж, с которым дальше будет идти по жизни.
Накопленные знания помогают найти близкого по духовно-нравственному развитию спутника жизни, работу и заботиться о семье и детях.
Период после 50 лет, когда человек завершает духовное/нравственное развитие и переосмысливает свою жизнь через приобретенный духовный опыт. В итоге он понимает, что его жизнь неповторима, осознает и принимает логический исход жизни.
Развитие общества
духовно-нравственный рост личности и общества;
слабая конфронтация между людьми;
улучшение взаимоотношений между людьми;
наличие свободы, которую общество предоставляет индивиду.
Развитие общества может принимать следующие формы:
Понятие духовно-нравственного воспитания и развития
Обеспечение духовно-нравственного развития гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Духовно-нравственное развитие гражданина России обеспечивает развитие страны, процесс ее глубокой модернизации в его конкретно-человеческом, социально-личностном выражении.
Законом «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» [14]. Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для образования.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. С точки зрения федерального государственного образовательного стандарта, процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
Духовно-нравственное развитие гражданина России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок. [7]
Духовно-нравственное развитие личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом.
Носителями ценностей и традиций являются народы России. Соответственно задача духовно-нравственного развития гражданина России должна быть осуществлена путем последовательной интеграции личности обучающегося в культуры составляющих российское общество народов и мировую культуру, приобщение обучающихся к изучению существующих в с в нашей стране религиозные и культурных традиций.
Духовно-нравственное развитие гражданина России представляет собой постепенное расширение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов обучения, воспитания и социализации.
Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Для обеспечения сохранения и развития связи, преемственности, непрерывности и органичной корректировки уже идущего в семье процесса воспитания ребенка общеобразовательная школа должна сотрудничать с семьей при осуществлении процесса обучения и духовно-нравственного развития обучающихся, создавая:
— общее, открытое для социальной среды школьно-семейное пространство духовно-нравственного обучения и воспитания;
— условия к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и стала социальной семьей ребенка.
Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом» [24].
Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций России, русского народа и народов, в среде которых он родился и живет. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и российских народов, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. Открытость миру, диалогичность с другими культурами – важное свойство духовно-нравственного развития гражданина России.
Основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие гражданина России является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания и социализации, такими, как семья, институты гражданского общества, конфессии, общественные организации, СМИ.
Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе
Ольга Стоян
Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе
Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе
«Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками». Д. С. Лихачёв
Система образования пока еще не вышла из полосы реформ. Есть ещё много проблем. Одной из таких проблем является проблема духовно-нравственного воспитание подрастающего поколения. Постановка этой проблемы связана с резким падением духовного здоровья российского общества. Причины заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума (проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, обмана, и т. д. Важнейшей проблемой современного образования является проблема определения его цели. Достаточно обобщенно и широко она представлена как главная цель воспитания в современном мире и состоит в создании материальных, духовных, организационных условий для формирования у каждого гражданина целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих его успешное развитие. Отсюда приоритетными направлениями воспитания сегодня являются воспитание духовно и физически здоровой личности; гражданина, патриота и гуманиста; трудолюбивой и конкурентоспособной личности; творческой, саморазвивающейся личности.
В Законе РФ «Об образовании» духовно-нравственное воспитание рассматривается как важнейший приоритет государственной образовательной политики. Оно направлено на духовную и социальную консолидацию российского общества, укрепление гражданской идентичности, формирование общих духовных и нравственных основ национального самосознания.
Эти перспективные политические идеи были положены в основу Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения.
Эта работа по духовно-нравственному воспитанию включает в себя совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, внедрение духовно-нравственного содержания в сферу дополнительного образования; в работу общественных объединений с подростками и молодёжью; взаимодействие образовательных учреждений с учреждениями культуры, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительными органами.
В качестве основных направлений выделены:
• Изучение, обобщение и распространение опыта по духовно-нравственному воспитанию.
• Нормативно-правовое обеспечение процесса формирования духовного и нравственного здоровья населения.
• Информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность.
• Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
• Духовно-нравственное воспитание и образование в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного образования.
• Противодействие распространению в среде детей, подростков, молодежи пороков алкоголизма.
Условно духовно-нравственные ценности можно представить в виде трёх направлений:
семейные ценности, пропагандирующие любовь и верность по отношению к своим близким, заботу о младших поколениях и опеку пожилых и немощных, уважение старшего поколения;
культурные ценности, основанные на уважении к народным традициям, национальному менталитету, на признании заслуг отечественной литературы, музыки, живописи, осознании роли национального достояния в мировой культуре;
патриотические ценности, ориентирующие подрастающее поколение на любовь к Родине, уважительное отношение к законам родной страны.
Невозможно построить современное государство, игнорируя духовно-нравственный потенциал народа, не обращая внимания на внутренний мир человека, состояние и качество его внутренней жизни. Так или иначе, развитие общества непосредственным образом зависит от гражданской позиции каждого человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Процесс духовно-нравственного воспитания довольно протяженный по времени, ведь основы его заложены в дошкольном периоде, «укоренение» первых нравственных понятий происходит в младшем школьном возрасте, осознание причинно-следственной связи наблюдается в среднем и старшем школьном возрасте, когда формируется личность. С раннего возраста человек сталкивается с проявлением отдельных чувств, в дальнейшем управляющих его нравственной позицией. К ним отнесём, например, совесть. Функционирование совести связано с внутренним различением понятий «добро» и «зло», «истина» и «ложь». С усвоения первых нравственных понятий идёт формирование духовности человека. Духовность можно определить как потребность к самосовершенствованию собственной личности через систему нравственных ценностей.
Воспитание «идеальной», правильной, гуманной личности в рамках образовательного учреждения осуществляется в нескольких направлениях.
1. На уроках гуманитарных предметов (литература, русский язык, история, обществоведения, основ религий.
2. Во внеурочной деятельности (праздники, викторины, выставки, дискуссии, игры и т. д., а также в деятельность кружков, секций, клубов).
3. Во внешкольной деятельности (экологические, волонтёрские десанты, экскурсии (краеведческие, фенологические, историко-культурологического характера; патриотические акции; спортивные соревнования).
Конечно, процесс воспитания духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия осуществляется и при создании благоприятного микроклимата внутри класса, группы (дружеские отношения, при создании условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания, однако его основу в школьные годы воспитываемых составляют: урочная, внеурочная и внешкольная деятельность.
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников обращает внимание на то, что «. основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения в культуре.».
К таким «событиям» внеурочной деятельности можно отнести (экологические, волонтёрские десанты, различные экскурсии (краеведческие, фенологические, историко-культурологического характера, патриотические акции; спортивные соревнования). Остановимся на некоторых из них.
Осуществлению духовно-нравственного воспитания помогает такая форма внешкольной деятельности, как волонтёрство (трудовой десант, который можно совмещать с различными видами экскурсий (краеведческие, экологические, посещение братских захоронений). Организация уборки замусоренной территории, окультуривание природной зоны (парк, берег реки, детской площадки, наведение порядка на местах воинских захоронений, высаживание аллей…Осознавая свой вклад в общее дело, помогая, ребята воспитывают в себе трудолюбие, формируют «здоровую» общественную (гражданскую) позицию в правильности своего поведения, осознают важность участия в добрых делах.
Необходимо отметить, что в проведении воспитательных мероприятий духовно-нравственной направленности роль учителя неоспорима. Важно понимать, что, организуя мероприятия внешкольного характера и ли внеурочную деятельность, учитель остаётся наставником и образцом поведения. Пример учителя, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося пример учителя имеет ещё и потому, что ученик всегда доверяет учителю (образцу поведения, способному «прививать» нравственность.
Именно в семье ребенок должен получать свой первый жизненный опыт духовно-нравственного поведения, делать первые наблюдения и учиться как себя вести в различных ситуациях. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознаваемая ею, система воспитания детей. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания.
Если в семье мощным стимулом к усвоению нравственного поведения является стремление ребёнка заслужить любовь родителей, то в школе таким стимулом может стать «ситуация успеха».
Огромные воспитательные возможности сосредоточены в музейной педагогике. Музеи обладают огромным образовательно – воспитательным потенциалом, так как сохраняют и экспонируют подлинные исторические документы, как свидетельства об исторических датах, событиях, людях. Именно с использованием возможностей музеев реализуется основная цель гуманитарного образования – становление человека как духовно-нравственной личности.
Таким образом, то, в каком направлении будет развиваться личность ребёнка, зависит как от личности учителя, нравственной атмосферы в классе, детском саду, так и от участия родителей в процессе воспитания и обучения.
Сотрудничество семьи и школы предполагает гармонизацию влияния на своих воспитанников, основание которой видится в общности интересов всех институтов воспитания.
Подводя итоги сказанного, повторю еще раз, что создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для духовного возрождения России, возвращения поколению православной веры, свободы, семьи, родины.
Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.
Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.
Нравственное воспитание младшего школьника в учебно-воспитательном процессе Государственное казенное общеобразовательное Учреждение Республики Мордовия «Ширингушская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.
Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа) Творческая работа воспитателя, детей и родителей. Одной из форм работы с семьей является выпуск стенгазет. Информация, содержащая в газете,.
Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Уважаемые коллеги, доброе время суток! Самая большая.
Консультация «Нравственное воспитание дошкольников на современном этапе» «Нравственноев воспитание-это особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем.