Что такое духовно нравственное развитие

Духовно-нравственное развитие человека

Источник:

РАСПОРЯЖЕНИЕ префекта ЮВАО г. Москвы от 27.12.2007 N 2764

«ОБ ОКРУЖНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ЮГО-ВОСТОЧНОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ ОКРУГЕ ГОРОДА МОСКВЫ» НА 2008-2010 ГГ.»

Смотреть что такое «Духовно-нравственное развитие человека» в других словарях:

Духовно-нравственное воспитание — содействие духовно нравственному становлению ребенка, подростка, молодого человека, формирование у него системы базовых гуманитарных ценностей, ориентированных на приоритет прав и обязанностей человека, межкультурный диалог, активное участие… … Официальная терминология

Основы духовно-нравственной культуры народов России — (ранее Основы религиозных культур и светской этики, ОРКСЭ) учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента сначала экспериментально в 19… … Википедия

Тоталитарная секта — Не следует путать с секта. Тоталитарная секта особый тип организации, для которой характерны авторитарные методы управления, ограничения прав человека для членов организации и деятельность которой представляет опасность для жизни и здоровья … Википедия

Секта — В данной статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке … Википедия

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ — отрасль социологии, изучающая С. ( Семья) социальную систему воспроизводства человека, основанную на кровном родстве, браке или усыновлении, и объединяющую людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Одна из… … Социология: Энциклопедия

Абдулатипов, Рамазан Гаджимуратович — (р. 04.08. 1946) спец. в обл. соц. филос. и политол.; д р филос. наук, проф. Род. в с. Гебгута Тляратинского р на Дагестана в роду известного ученого арабиста Хаджимурада. После службы в рядах Вооруженных Сил СССР окончил ист. ф т Дагестанского… … Большая биографическая энциклопедия

Абдулатипов, Рамазан Гаджимурадович — Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов … Википедия

Родители — (др.рус. – отец и мать) – это отец и мать по отношению к ребенку. С точки зрения православия они считаются представителями Бога на земле, ибо через них и ими идет духовно нравственное воспитание человека. Отсутствие такого воспитания делает… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ЗЛО — [греч. ἡ κακία, τὸ κακόν, πονηρός, τὸ αἰσχρόν, τὸ φαῦλον; лат. malum], характеристика падшего мира, связанная со способностью разумных существ, одаренных свободой воли, уклоняться от Бога; онтологическая и моральная категория, противоположность… … Православная энциклопедия

Источник

Что такое духовно нравственное развитие

Автор: Валеева Дарья Алексеевна

Организация: ГБОУ города Москвы «Школа № 1236 им. С.В. Милашенкова»

Населенный пункт: г. Москва

Каждый день нашей жизни наполнен разнообразными событиями. В различных сферах повседневности мы принимаем нужные решения, сталкиваемся с определёнными трудностями конкретного выбора и препятствиями на пути к осуществлению цели. Действия, совершаемые нами в соответствии с моральными нормами, дают положительный результат, с их помощью мы оказываем содействие другим, привносим в этот мир гармонию и красоту. Действия, противопоставляемые нормам общества и морали, приносят беды и разочарования, а также проблемы для всего окружения человека.

Духовно-нравственное развитие ребёнка начинается с его первых самостоятельных действий и слов. Родители, наблюдая за поведением малыша и комментируя его действия, привносят тем самым эмоциональную и моральную оценку. Начиная с определений «хорошо – плохо», «правильно – неправильно», запускается механизм формирования нравственных норм и ценностей. Коммуникация с окружающим миром, наблюдение за поведением окружающих людей, их настроением, речью, жестами, мимикой откладывается в памяти и оказывает непосредственное влияние на психику ребёнка.

Обратимся к вопросу определения сути духовно-нравственного развития ребёнка. Так, в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России указывается:

Как видно из определения, в ходе процесса воспитания осуществляется приобщение ребёнка к духовным ценностям, пропагандируемыми социумом, и эти ценности становятся внутренними в процессе интеpиopизации, то есть образования структур его психики благодаря приобретению жизненного опыта. Это становится базой для способности ребёнка к совершению нравственного выбора, чувства ответственности за свои поступки и сопричастности к судьбе своей страны.

Духовно-нравственное воспитание способствует гармонизации и нормализации всех психических сфер человека. Оно тесно связано с культурно-эстетическим воспитанием, в котором формируются представления o красивом и безобразном. Восприятие событий с этой точки зрения также подкрепляет совершение морально-нравственного выбора, построенного ещё и на культурно-эстетических категориях.

Развитие нравственной среды в образовательном процессе – это то важнейшее условие, которое способствует положительному результату в достижении цели духовно-нравственного воспитания. Данное условие служит крепким фундаментом для создания цельной морально устойчивой личности, высокоразвитой индивидуальности, поступающей в соответствии со своими внутренними идеалами и ценностями.

Исходя из данных практики воспитательной работы в этом русле, можно говорить o таких компонентах духовно-нравственного развития ребёнка, как:

Полноценное воздействие на все трикомпонентадуховно-нравственногоразвитияпозволитформироватьздоровыеотношенияребёнка с обществом и государством, его сопричастность к событиям, происходящим в стране, умение осуществлять моральный выбор.

Рассмотрим более подробно содержание компонентов духовно-нравственного развития ребёнка.

1) развитие личностной сферы предполагает:

Очевидно, что современному обществу после разрухи и безнравственности девяностых необходимо развитие в человеке важнейших личностных качеств, способствующих формированию цельной и зрелой личности нового россиянина. Этот человек должен быть настоящим патриотом, ценящим и любящим свою Родину, он должен быть готовым защищать свою страну, аргументировано высказывать свою точку зрения и совершать самостоятельные поступки и действия на основе морального выбора. Нравственные и моральные основы, характеризующие личность, образуются и устанавливаются, как в семье, так и в ходе школьного обучения. Большое влияние также здесь оказывает и внешнее окружение, социум: пропаганда, осуществляемая в СМИ, микpoгpyппы, общественные структуры, кружки и секции, в состав которых входит ребёнок.

2) развитие сферы общественных отношений предполагает:

3) развитие сферы государственных отношений должно содействовать:

Как видно из вышеперечисленного, дyxoвнo-нpавственнoе воспитание личности пpедпoлагает yкpепление нациoнальнoй безoпаснoсти стpаны, пoвышение дoвеpия к гoсyдаpствy в целoм и yкpепление сyществyющей фopмы пpавления. Сoциальный заказ сoвpеменнoгo oбщества на вoспитание пpедпoлагает не тoлькo фopмиpoвание патpиoтизма, нo и фopмиpoвание кoмпoнента дoвеpия, веpы в надёжнoсть и стабильнoсть свoей стpаны.

Следyет oтметить, чтo дyxoвнo-нpавственнoе pазвитие pебёнка начинается задoлгo дo начала его oбyчения в шкoле. Чем раньше начинается этoт пpoцесс, тем бoлее восприимчивым и сензитивным бyдет yченик к вoспитательнoмy вoздействию, oсyществляемoмy в oбpазoвательнoм yчpеждении. С pаннегo вoзpаста pебёнoк начинает пoзнавать oкpyжающий миp, oвладевает элементами кyльтypы и oбщения с людьми. Важнейшим меxанизмoм здесь является меxанизм пoдpажания: изначально малыш кoпиpyет действия, пpoизвoдимые значимым для него авторитетным взpoслым. И тyт oчень важнo демoнстpиpoвать пpавильный пpимеp пoведения, oбъяснять пpичинy свoиx пoстyпкoв и иx значение. Пoлyчаемый в игpе и свoбoднoй деятельнoсти oпыт закладывает базy для фopмиpoвания мopальныx и нpавственныx качеств y pебёнка.

Также бoльшoе значение имеет и opганизация детскoгo быта – всегда дoлжна быть чистoта, пopядoк, yдoбствo и yпopядoченнoсть. Начиная с 2-3 лет мoжнo пpиoбщать pебёнка к yбopке в кoмнате: малыш с пoмoщью мамы мoжет pасставить игpyшки пo свoим местам, вымести мyсop, сoбpать каpандаши в yпакoвкy и т.д. Фopмиpyя пpивычкy к наведению пopядка и чистoты, мы закладываем бyдyщyю ценнoсть этoгo для yже взpoслoгo челoвека.

Кpитеpии, ypoвни и пpизнаки дyxoвнo-нpавственнoй вoспитаннoсти

Oценка дyxoвнo-нpавственнoй вoспитаннoсти мoжет пpoвoдиться на oснoве pазличныx oснoваний: псиxoлoгическиx, сoциальныx и педагoгическиx.

Так, педагoгические кpитеpии пpедпoлагают сфopмиpoваннoсть или несфopмиpoваннoсть y pебёнка спoсoбнoсти к сoвеpшению oбдyманныx пoстyпкoв, oснoванныx на интеpиopизиpoванныx нpавственныx и мopальныx нopмаx, вoспpиятие пoстyпкoв дpyгиx людей с тoчки зpения этиx нopм.

Для псиxoлoгическиx кpитеpиев xаpактеpнo наличие oтнoшения личнoсти, oснoваннoгo на oпpеделённыx идеалаx и ценнoстяx, к себе, дpyгим людям, oбществy и гoсyдаpствy в целoм.

Накoнец, к сoциальным кpитеpиям дyxoвнo-нpавственнoй вoспитаннoсти oтнoсятся наличие шиpoкиx интеpесoв и пoтpебнoсть в pеализации этиx интеpесoв в oбществе. В шиpoкoм смысле, дyxoвнo-нpавственная вoспитаннoсть личнoсти пpoявляется вo всеx пoведенческиx актаx, сoвеpшаемыx pебёнкoм, вo всеx сoздаваемыx и пoддеpживаемыx им сoциальныx oтнoшенияx. Егo пoстyпки, yчебная, внеyчебная и тpyдoвая деятельнoсть, oтнoшение к сoбытиям, пpoисxoдящим вo внешнем миpе – всё этo пoказатели ypoвня дyxoвнo-нpавственнoй вoспитаннoсти личнoсти.

Чтo мoжет слyжить идеалoм, эталoнoм, oбpазцoм дyxoвнo-нpавственнoй вoспитаннoсти? Челoвек, сoвеpшающий пoстyпки сoгласнo мopальным и нpавственным идеалам, пpивитым в детстве, дyмающий o сyдьбе свoей стpаны и малoй Poдины, мoжет являться идеалoм дyxoвнo-нpавственнoй вoспитаннoсти. Дyxoвнo-нpавственнoе pазвитие, пoстoяннo изменяющее каpтинy мыслей и пoстyпкoв челoвека, изменяет и ypoвень вoспитаннoсти. Pазвиваясь, личнoсть меняется и pастёт, абсopбиpyя нoвые нopмы и ценнoсти, выстpаивая пpиopитеты в oтнoшенияx и целяx.

Итак, измеpять дyxoвнo-нpавственнyю вoспитаннoстьвoзмoжнo с пoмoщью тpёx видoв кpитеpиев: псиxoлoгическиx, педагoгическиx и сoциальныx. Псиxoлoгическая стopoна oтpажает, пpежде всегo, oтнoшения pебёнка с oкpyжающей сpедoй. Педагoгические кpитеpии пoмoгают выявить сфopмиpoваннoсть мopальныx и нpавственныx идеалoв y личнoсти. К сoциальным кpитеpиям дyxoвнo-нpавственнoй вoспитаннoсти мoжнo oтнести наличие интеpесoв и пoтpебнoстей сoвеpшать пoстyпки в сooтветствии сo сфopмиpoванными мopальными и нpавственными идеалами и ценнoстями.

Кoнечнo, ypoвень дyxoвнo-нpавственнoй вoспитаннoсти y детей oднoгo вoзpаста, pазвивающиxся в pазличныx yслoвияx, никoгда не бyдет oдинакoв. В oбщем пpoцессе дyxoвнo-нpавственнoгo pазвития детей yчителя стpемятся пpивить детям oбщечелoвеческие и типичные для стpаны нopмы и ценнoсти. Наибoлее слабым звенoм здесь является фopмиpoвание дyxoвнo-нpавственныx идеалoв, oснoванныx на yбежденияx, то есть на интеpиopизиpoванныx личнoстью ценнoстяx.

Пoэтoмy oсoбoе значение в дyxoвнo-нpавственнoм вoспитании всегда следyет yделять фopмиpoванию у детей идеалoв, oбpазoв, к кoтopым им нyжнo стpемиться, кoтopые бyдyт являться для них ценными пpимеpами пoведения.

Библиографический список

Источник

Нравственное и духовное развитие человека: формы, этапы, составляющие

Духовное развитие личности сегодня из модного тренда превращается в необходимость. Каждый человек, желающий добиться успеха, осознает важность постоянного саморазвития.

Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть фото Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть картинку Что такое духовно нравственное развитие. Картинка про Что такое духовно нравственное развитие. Фото Что такое духовно нравственное развитие

Что такое духовное и нравственное воспитание?

Нравственное воспитание предполагает развитие в личности моральных ценностей человечества.

Духовно-нравственное развитие принимает следующие формы:

Религиозное воспитание

совместное чтение и обсуждение религиозной литературы;

посещение мест поклонения;

соблюдение поста и священных дней;

празднование религиозных праздников.

Если ребёнок ходит в школу, то на помощь родителям приходят обычная и религиозная школы. В обычной преподают предмет “Основы религиозных культур и светской этики”, который разделен на 6 направлений:

Главной особенностью религиозного воспитания является то, что родители могут сами выбрать, в каком направлении воспитывать ребёнка, так как курс был разработан группой учёных разных конфессий.

В религиозной, кроме основ, можно изучить Священные Писания и лучше узнать свою религию.

Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть фото Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть картинку Что такое духовно нравственное развитие. Картинка про Что такое духовно нравственное развитие. Фото Что такое духовно нравственное развитие

Моральное воспитание

Идеи, принципы, законы, нормы и правила поведения в обществе являются составляющими морального воспитания. Если говорить вкратце, его основу составляют воспитание следующих качеств:

потребность следовать человеческой морали.

Для этого нужно приучать ребёнка к моральным нормам, формировать его позитивной моральный опыт, направлять его поведение, чувства и сознание на реализацию моральных ценностей и сформировать моральный облик личности.

Политическое воспитание

Его основными задачами являются:

укоренение в сознании и поведении принятых в данном обществе ценностей, норм, ориентаций и образцов;

распространения определенного типа политической культуры.

Содержание политического воспитания включает в себя:

Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть фото Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть картинку Что такое духовно нравственное развитие. Картинка про Что такое духовно нравственное развитие. Фото Что такое духовно нравственное развитие

Правовое воспитание

Смежным с политическим воспитанием является правовое, под которым понимают целенаправленную деятельность госорганов и социума, воздействующую на правовое сознание, культуру и поведение людей для следования закону и его норм.

Благодаря правовому воспитанию у граждан формируется уверенность и самостоятельность в правовой сфере. Это стимулирует правовую активность отдельных граждан, предполагающую осознанное, инициативное, социальное, нравственное и ответственное поведение.

Правовое воспитание включает следующие элементы:

юридический опыт общества;

педагого-психологические приемы воздействия на граждан (личный пример, убеждение, поощрение, наказание, принуждение);

Правовое воспитание проводится с участием школы, вуза, СМИ, правового просвещения и самовоспитания.

Философское воспитание

Ребёнку, а позже и подростку нужно объяснять простым языком такие философские категории, как материя, движение, пространство, сознание, время, свобода, идеал, истина, добро, справедливость, мораль, разум.

Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть фото Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть картинку Что такое духовно нравственное развитие. Картинка про Что такое духовно нравственное развитие. Фото Что такое духовно нравственное развитие

Воспитание чувства прекрасного

При словах «духовное развитие» наравне с религией явную ассоциацию вызывает и искусство. Процесс формирования можно условно разделить на 4 этапа:

Эти же критерии составляют основное содержание чувства прекрасного.

Со временем у человека появляются любимые произведения искусства, направления и авторы. Их изучение позволит аргументированно оценивать увиденное. Этот этап называется накоплением знаний.

Полезно также обсуждение с друзьями.

Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть фото Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть картинку Что такое духовно нравственное развитие. Картинка про Что такое духовно нравственное развитие. Фото Что такое духовно нравственное развитие

Умственное воспитание

развитие склонности и дарования;

желания постоянно узнавать новое и совершенствовать имеющиеся общеобразовательные и специальные знания, умения и навыки.

Получение этих знаний достигается за счёт:

систематическое обучение в школе, вузе и другом образовательном учреждении;

внеклассная, внеаудиторная и самостоятельная работа.

Содержание умственного воспитания зависит от образовательной программы, профиля профподготовки и познавательных интересов, что предполагает знание конкретного учебного материала, фактов, терминологии, символов, имен, названий, дат, понятий разного вида, связей и зависимостей между ними, а также методов их использования и понимание места их применения в системе наук.

Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть фото Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть картинку Что такое духовно нравственное развитие. Картинка про Что такое духовно нравственное развитие. Фото Что такое духовно нравственное развитие

Как происходит развитие личности?

Духовное развитие ребенка берет начало в семье со свойственной ей стилем воспитания, который зависит от требований общества. На каждом этапе духовное развитие должно соответствовать этим требованиям.

Возраст от 1 до 2 лет. Ребенок становится независимым, так как самостоятельно ходит, контролирует свои потребности и может выразить свои желания.

Средняя и старшая школа. Это период самоопределения, когда подросток ищет себя и свое место в мире. В это время начинается его философское, политическое и правовое развитие, формирование чувства прекрасного переходит на чувственно-эмоциональный этап.

Период, когда духовное развитие человека достигло своей полноты, и он сформировал необходимый багаж, с которым дальше будет идти по жизни.

Накопленные знания помогают найти близкого по духовно-нравственному развитию спутника жизни, работу и заботиться о семье и детях.

Период после 50 лет, когда человек завершает духовное/нравственное развитие и переосмысливает свою жизнь через приобретенный духовный опыт. В итоге он понимает, что его жизнь неповторима, осознает и принимает логический исход жизни.

Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть фото Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть картинку Что такое духовно нравственное развитие. Картинка про Что такое духовно нравственное развитие. Фото Что такое духовно нравственное развитие

Развитие общества

духовно-нравственный рост личности и общества;

слабая конфронтация между людьми;

улучшение взаимоотношений между людьми;

наличие свободы, которую общество предоставляет индивиду.

Развитие общества может принимать следующие формы:

Источник

Понятие духовно-нравственного воспитания и развития

Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть фото Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть картинку Что такое духовно нравственное развитие. Картинка про Что такое духовно нравственное развитие. Фото Что такое духовно нравственное развитие Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть фото Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть картинку Что такое духовно нравственное развитие. Картинка про Что такое духовно нравственное развитие. Фото Что такое духовно нравственное развитие Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть фото Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть картинку Что такое духовно нравственное развитие. Картинка про Что такое духовно нравственное развитие. Фото Что такое духовно нравственное развитие Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть фото Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть картинку Что такое духовно нравственное развитие. Картинка про Что такое духовно нравственное развитие. Фото Что такое духовно нравственное развитие

Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть фото Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть картинку Что такое духовно нравственное развитие. Картинка про Что такое духовно нравственное развитие. Фото Что такое духовно нравственное развитие

Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть фото Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть картинку Что такое духовно нравственное развитие. Картинка про Что такое духовно нравственное развитие. Фото Что такое духовно нравственное развитие

Обеспечение духовно-нравственного развития гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Духовно-нравственное развитие гражданина России обеспечивает развитие страны, процесс ее глубокой модернизации в его конкретно-человеческом, социально-личностном выражении.

Законом «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» [14]. Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для образования.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. С точки зрения федерального государственного образовательного стандарта, процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

Духовно-нравственное развитие гражданина России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок. [7]

Духовно-нравственное развитие личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом.

Носителями ценностей и традиций являются народы России. Соответственно задача духовно-нравственного развития гражданина России должна быть осуществлена путем последовательной интеграции личности обучающегося в культуры составляющих российское общество народов и мировую культуру, приобщение обучающихся к изучению существующих в с в нашей стране религиозные и культурных традиций.

Духовно-нравственное развитие гражданина России представляет собой постепенное расширение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов обучения, воспитания и социализации.

Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Для обеспечения сохранения и развития связи, преемственности, непрерывности и органичной корректировки уже идущего в семье процесса воспитания ребенка общеобразовательная школа должна сотрудничать с семьей при осуществлении процесса обучения и духовно-нравственного развития обучающихся, создавая:

— общее, открытое для социальной среды школьно-семейное пространство духовно-нравственного обучения и воспитания;

Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть фото Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть картинку Что такое духовно нравственное развитие. Картинка про Что такое духовно нравственное развитие. Фото Что такое духовно нравственное развитие

— условия к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и стала социальной семьей ребенка.

Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом» [24].

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций России, русского народа и народов, в среде которых он родился и живет. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и российских народов, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. Открытость миру, диалогичность с другими культурами – важное свойство духовно-нравственного развития гражданина России.

Основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие гражданина России является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания и социализации, такими, как семья, институты гражданского общества, конфессии, общественные организации, СМИ.

Источник

Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе

Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть фото Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть картинку Что такое духовно нравственное развитие. Картинка про Что такое духовно нравственное развитие. Фото Что такое духовно нравственное развитие Ольга Стоян
Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе

Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе

«Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками». Д. С. Лихачёв

Система образования пока еще не вышла из полосы реформ. Есть ещё много проблем. Одной из таких проблем является проблема духовно-нравственного воспитание подрастающего поколения. Постановка этой проблемы связана с резким падением духовного здоровья российского общества. Причины заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума (проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, обмана, и т. д. Важнейшей проблемой современного образования является проблема определения его цели. Достаточно обобщенно и широко она представлена как главная цель воспитания в современном мире и состоит в создании материальных, духовных, организационных условий для формирования у каждого гражданина целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих его успешное развитие. Отсюда приоритетными направлениями воспитания сегодня являются воспитание духовно и физически здоровой личности; гражданина, патриота и гуманиста; трудолюбивой и конкурентоспособной личности; творческой, саморазвивающейся личности.

В Законе РФ «Об образовании» духовно-нравственное воспитание рассматривается как важнейший приоритет государственной образовательной политики. Оно направлено на духовную и социальную консолидацию российского общества, укрепление гражданской идентичности, формирование общих духовных и нравственных основ национального самосознания.

Эти перспективные политические идеи были положены в основу Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения.

Эта работа по духовно-нравственному воспитанию включает в себя совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, внедрение духовно-нравственного содержания в сферу дополнительного образования; в работу общественных объединений с подростками и молодёжью; взаимодействие образовательных учреждений с учреждениями культуры, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительными органами.

В качестве основных направлений выделены:

• Изучение, обобщение и распространение опыта по духовно-нравственному воспитанию.

• Нормативно-правовое обеспечение процесса формирования духовного и нравственного здоровья населения.

• Информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность.

• Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

Духовно-нравственное воспитание и образование в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного образования.

• Противодействие распространению в среде детей, подростков, молодежи пороков алкоголизма.

Условно духовно-нравственные ценности можно представить в виде трёх направлений:

семейные ценности, пропагандирующие любовь и верность по отношению к своим близким, заботу о младших поколениях и опеку пожилых и немощных, уважение старшего поколения;

культурные ценности, основанные на уважении к народным традициям, национальному менталитету, на признании заслуг отечественной литературы, музыки, живописи, осознании роли национального достояния в мировой культуре;

патриотические ценности, ориентирующие подрастающее поколение на любовь к Родине, уважительное отношение к законам родной страны.

Невозможно построить современное государство, игнорируя духовно-нравственный потенциал народа, не обращая внимания на внутренний мир человека, состояние и качество его внутренней жизни. Так или иначе, развитие общества непосредственным образом зависит от гражданской позиции каждого человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Процесс духовно-нравственного воспитания довольно протяженный по времени, ведь основы его заложены в дошкольном периоде, «укоренение» первых нравственных понятий происходит в младшем школьном возрасте, осознание причинно-следственной связи наблюдается в среднем и старшем школьном возрасте, когда формируется личность. С раннего возраста человек сталкивается с проявлением отдельных чувств, в дальнейшем управляющих его нравственной позицией. К ним отнесём, например, совесть. Функционирование совести связано с внутренним различением понятий «добро» и «зло», «истина» и «ложь». С усвоения первых нравственных понятий идёт формирование духовности человека. Духовность можно определить как потребность к самосовершенствованию собственной личности через систему нравственных ценностей.

Воспитание «идеальной», правильной, гуманной личности в рамках образовательного учреждения осуществляется в нескольких направлениях.

1. На уроках гуманитарных предметов (литература, русский язык, история, обществоведения, основ религий.

2. Во внеурочной деятельности (праздники, викторины, выставки, дискуссии, игры и т. д., а также в деятельность кружков, секций, клубов).

3. Во внешкольной деятельности (экологические, волонтёрские десанты, экскурсии (краеведческие, фенологические, историко-культурологического характера; патриотические акции; спортивные соревнования).

Конечно, процесс воспитания духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия осуществляется и при создании благоприятного микроклимата внутри класса, группы (дружеские отношения, при создании условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания, однако его основу в школьные годы воспитываемых составляют: урочная, внеурочная и внешкольная деятельность.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников обращает внимание на то, что «. основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения в культуре.».

К таким «событиям» внеурочной деятельности можно отнести (экологические, волонтёрские десанты, различные экскурсии (краеведческие, фенологические, историко-культурологического характера, патриотические акции; спортивные соревнования). Остановимся на некоторых из них.

Осуществлению духовно-нравственного воспитания помогает такая форма внешкольной деятельности, как волонтёрство (трудовой десант, который можно совмещать с различными видами экскурсий (краеведческие, экологические, посещение братских захоронений). Организация уборки замусоренной территории, окультуривание природной зоны (парк, берег реки, детской площадки, наведение порядка на местах воинских захоронений, высаживание аллей…Осознавая свой вклад в общее дело, помогая, ребята воспитывают в себе трудолюбие, формируют «здоровую» общественную (гражданскую) позицию в правильности своего поведения, осознают важность участия в добрых делах.

Необходимо отметить, что в проведении воспитательных мероприятий духовно-нравственной направленности роль учителя неоспорима. Важно понимать, что, организуя мероприятия внешкольного характера и ли внеурочную деятельность, учитель остаётся наставником и образцом поведения. Пример учителя, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося пример учителя имеет ещё и потому, что ученик всегда доверяет учителю (образцу поведения, способному «прививать» нравственность.

Именно в семье ребенок должен получать свой первый жизненный опыт духовно-нравственного поведения, делать первые наблюдения и учиться как себя вести в различных ситуациях. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознаваемая ею, система воспитания детей. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания.

Если в семье мощным стимулом к усвоению нравственного поведения является стремление ребёнка заслужить любовь родителей, то в школе таким стимулом может стать «ситуация успеха».

Огромные воспитательные возможности сосредоточены в музейной педагогике. Музеи обладают огромным образовательно – воспитательным потенциалом, так как сохраняют и экспонируют подлинные исторические документы, как свидетельства об исторических датах, событиях, людях. Именно с использованием возможностей музеев реализуется основная цель гуманитарного образования – становление человека как духовно-нравственной личности.

Таким образом, то, в каком направлении будет развиваться личность ребёнка, зависит как от личности учителя, нравственной атмосферы в классе, детском саду, так и от участия родителей в процессе воспитания и обучения.

Сотрудничество семьи и школы предполагает гармонизацию влияния на своих воспитанников, основание которой видится в общности интересов всех институтов воспитания.

Подводя итоги сказанного, повторю еще раз, что создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для духовного возрождения России, возвращения поколению православной веры, свободы, семьи, родины.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Нравственное воспитание младшего школьника в учебно-воспитательном процессе Государственное казенное общеобразовательное Учреждение Республики Мордовия «Ширингушская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном.

Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть фото Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть картинку Что такое духовно нравственное развитие. Картинка про Что такое духовно нравственное развитие. Фото Что такое духовно нравственное развитиеДуховно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть фото Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть картинку Что такое духовно нравственное развитие. Картинка про Что такое духовно нравственное развитие. Фото Что такое духовно нравственное развитиеДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть фото Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть картинку Что такое духовно нравственное развитие. Картинка про Что такое духовно нравственное развитие. Фото Что такое духовно нравственное развитиеДуховно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа) Творческая работа воспитателя, детей и родителей. Одной из форм работы с семьей является выпуск стенгазет. Информация, содержащая в газете,.

Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть фото Что такое духовно нравственное развитие. Смотреть картинку Что такое духовно нравственное развитие. Картинка про Что такое духовно нравственное развитие. Фото Что такое духовно нравственное развитиеДуховно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Уважаемые коллеги, доброе время суток! Самая большая.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников на современном этапе» «Нравственноев воспитание-это особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *