Что такое духовно нравственные ориентиры человека какова

Что такое духовно нравственные ориентиры человека какова

Подробное решение параграф § 11 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в его деятельности?

Духовно-нравственные ориентиры человека – это то, к чему стремиться человек в духовном и нравственном плане. Их роль в деятельности человека очень велика, т.к. его поступки, действия будут напрямую зависеть от духовно-нравственных ориентиров. Человек, у которого развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека.

Напротив, человек, у которого духовная жизнь не развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.

2. Какова сущность категорического императива?

3. Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их.

4. Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания?

Если у человека отсутствует самовоспитание (самоконтроль), то он не сможет получить «опыт добрых дел», следовательно, стать нравственно богатым.

5. В чём состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?

Сущность мировоззрения состоит в совокупности взглядов человека на мир, который его окружает, поэтому его нередко называют стержнем духовного мира личности. Мировоззрение – это основа духовности человека.

6. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?

7. Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чём их различие?

8. В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека?

Опираясь на мировоззрение человек может действовать так или иначе, т.к. он исходит из своих взглядов.

1. Как вы думаете, мораль принуждает человека действовать определённым образом или она даёт свободу? Аргументируйте свой ответ.

Мораль всегда выступает как умеренность, способность к самоограничению; во все времена и у всех народов ассоциировалась со сдержанностью, близка к аскетичности (аскетичность – способность человека ограничить себя, наложить в случае необходимости запрет на свои природные желания). Из данного понятия видим, что мораль принуждает человека действовать определённым образом.

2. Учёные утверждают, что ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, «генеральную линию индивида». Согласны ли вы с этим утверждением? Свою позицию аргументируйте.

Да, я согласна с данным мнением, действительно ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, т.к., ценностные ориентации – это стержень человека, те ориентиры, которые направляют деятельность человека.

У хорошего человека должно быть всё превосходно и ум и сердце. Любой человек прежде чем что-то делать должен думать головой и слушать сердце. С моральной стороны, если человек будет прислушиваться к своему сердцу он не будет поступать жестоко и своекорыстно.

4. Академик Б. В. Раушенбах писал: «Не тревожно ли, что характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются порой важнее, чем оценка «порядочный человек»?» Согласны ли вы с мнением учёного? Аргументируйте свою позицию. Попробуйте сформулировать своё определение понятия «порядочность».

Из данного списка ценностей на первое место выступает семья; второе место занимает – здоровье, третье – материальный достаток.

Для себя я бы так же сохранила такую последовательность. Очень важно, что в современном обществе ценна семья и духовные ценности, а материальные блага уходят на третий план.

Источник

Что такое духовно-нравственные ориентиры человека? Какова их роль в деятельности человека?

ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВА ОБЩЕСТВА.

SPIRITUAL VALUES ARE THE MAIN PART OF PEOPLE`S LIFE AND THE BASIS OF SOCIETY

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме воспитания духовных ценностей как важной части жизни человека и основы общества.

Abstrakt. The article is devoted to the actual problem of spiritual values`s education, which is the main part of people`s life and the basis of society.

Ключевые слова: духовные ориентиры, мораль, идеал, ценности.

Keywords: spiritual values, moral, ideal, values.

Духовные ориентиры являются очень важной частью жизни человека и основой общества во все времена. Они зародились ещё в древнейшие времена. Проходило много времени и духовные ориентиры личности никогда не теряли своей значимости. Во все времена людьми ценились такие качества как честность, справедливость, милосердие, любовь к матери, своей Родине, доброта, а ложь, лицемерие, предательство, — считались качествами, недостойными “настоящих людей”.

Понятия ценностей довольно обширны, каждый человек что-то ценит. Не всегда ценности людей совпадают друг с другом. Благодаря морали люди стараются прилично держать себя в обществе, но некоторым людям не близки такие понятия и поэтому в нашем обществе все чаще совершаются различные преступления. Но большинству людям близки мораль, ценности и идеалы, так как они являются неотъемлемой частью нашей жизни. Без них не было бы многого и мы, люди, были бы совсем другими, нам были бы чужды многие понятия и жизнь была бы полностью другой.

Л.Н. Толстой говорил: «Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот». Я думаю, смысл высказывания Л.Н.Толстого заключается в том, что человек может построить свою судьбу «своими руками», только если он сам будет развивать свой духовный мир.

Я соглашусь с данным высказыванием. Тот, кто развивает себя не только физически, но и духовно, способен ставить себе правильные цели, достигать их, стремиться к лучшему, искать свой «идеал». Каждый духовно развитый человек должен знать, что морали, ценности и идеалы – это духовные ориентиры личности, должен всегда и следовать им. Тогда в нем сформируется нравственное начало, и он сможет «своими руками» построить свою судьбу.

Еще Р. Декарт говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте. То есть личность, стремящаяся к духовной жизни, способная к самоконтролю и саморазвитию, сможет найти правильные ориентиры в жизни. Это подтверждает слова Толстого.

И наоборот, если человек не будет духовно развиваться, его существование станет обыденным и скучным. У него не будет целей в жизни и он не сможет найти в ней свой смысл. Поэтому так важно, чтобы человек развивал в себе добрые качества, мораль, нравственность, и тогда вся его деятельность, вся его жизнь обретёт смысл.

Нравственные чувства начинают формироваться еще в дошкольном возрасте. У малышей уже третьего года жизни могут проявляться такие свойства личности, как общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или доброжелательность. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он находится. При целенаправленном воспитании чувства у ребенка становятся гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших «правильного» воспитания. Как говорил А.С. Пушкин: “Отсутствие воспитания есть корень всякого зла”.

Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками. Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. “Все педагоги нашего времени сходятся на том, что в деле воспитания самое главное приобрести доверие и любовь ребенка и что любовь завоевывается преимущественно любовью же”. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится с взрослыми своими радостями и огорчениями.

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг ребенка. Никогда не надо гасить детскую радость. В атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества как доброжелательность, готовность помочь и т.д. Очень важно, чтобы взрослые правильно оценили душевное состояние ребенка, разделили с ним его радость.

Как и всякое другое чувство, радость у детей зависит от взаимоотношений в семье, так как они являются свидетелями и участниками этих взаимоотношений. Как отметил русский писатель и педагог А.Н. Острогорский: “Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что впечатление ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы”.

Развитие нравственности в человеке начинается в семье и имеет своё продолжение в детском саду и школе. В последнем институте оно становится более целенаправленным. Поэтому заботиться о нравственном воспитании детей должны не только педагоги и воспитатели, но и родители.

В начальной школе ребенок начинает приобретать определенные знания. В нём уже сформированы некоторые черты характера, которые нужно развивать дальше и направлять в нужное русло. Именно в школе продолжает закладываться нравственный облик личности.

Перед взрослыми возникает задача научить детей не только внешне выглядеть воспитанными, но и быть таковыми, обладать добрыми человеческими качествами. Чтобы поступки личности соответствовали нормам и правилам, принятым в обществе, необходимо, чтобы общечеловеческие нравственно-духовные нормы были пережиты самим воспитанником, чтобы среда, в которой он живет, предполагала постоянную ориентацию личности на общечеловеческие ценности. И только взрослый человек может быть этим ориентиром для ребенка, примером правильного поведения, подражания.

В наше время нравственное воспитание становится необходимостью, так как мир наполнен жестокостью, грубостью и развратом. Семья и школа оказывают определённое влияние на понимание ребёнка о том, как правильно себя вести, что можно делать, а что нельзя. И, конечно же, ведущая роль принадлежит семье. Следовательно, именно родители должны не только воспитывать и прививать нравственные качества, но и развивать все грани личности своего ребёнка. Как сказал Филипп Лобстейн – «задача нравственного воспитания – воссоздание человека изнутри, вручную, причём начинать следует с себя».

В чем заключается сущность и значение Золотого правила нравственности? Что такое добро и зло. долг и совесть? Какое теоретическое и практическое значение нравственного выбора и нравственной оценки?

Социальные нормы (см. § 6), мораль и право (см. § 7).

Существует несколько научных определений морали, нравственности. Приведем одно из них: мораль — это форма нормативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в поведении и духовной жизни, взаимовосприятие и самовосприятии людей.

Иногда мораль и нравственность различают: мораль — это нормы сознания, а нравственность — реализация этих норм в жизни, практической поведении людей.

Мораль является этика — теория, рассматривающая сущность, проблемы нравственного выбора, нравственной ответственности человека, касающиеся всех сторон его жизнедеятельности общения, труда, семьи, гражданской ориентации, национальных и конфессиональных отношений, профессионального долга. Поэтому этику принято считать «практической философией».

Феномен духовности

Понятие духовности предполагает две трактовки: секулярную и религиозную.

С точки зрения первой из них, духовность – это стремление человека воплотить в своей жизни высшие ценности, такие как добро, красота и истина, реализовать себя через любовь к окружающему миру и достичь идеала.

С точки зрения религиозной позиции духовность понимается как глубокая связь человека с Богом, достижение единства с ним и начало процесса «обожения» личности человека.

При этом и светская, и религиозная позиции предполагают, что источником духовности является совесть, которая трактуется как ощущение связи человека и Бога (религиозная позиция) или чувство внутренней гармонии и справедливости (светская позиция).

Понятие нравственности

Понятие нравственности предполагает более конкретную трактовку. Обычно под этим феноменом предполагают часть общечеловеческой культуры, которая содержит в себе общечеловеческие нравственные ценности, моральные нормы, правила поведения, знания, убеждения.

На вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, можно ответить следующим образом: это духовные и нравственные показатели, заключающие в себя такие ценности как совесть, любовь, добро, чувство долга, красоту, стремление к истине, жажду справедливости, стремление к идеалу.

Что такое духовно нравственные ориентиры человека какова. Смотреть фото Что такое духовно нравственные ориентиры человека какова. Смотреть картинку Что такое духовно нравственные ориентиры человека какова. Картинка про Что такое духовно нравственные ориентиры человека какова. Фото Что такое духовно нравственные ориентиры человека какова

Значение духовно-нравственных ориентиров

Мы установили, что духовно-нравственные ориентиры человека – это его ценности и убеждения. Это установки личности, через которые она не может преступить. Они регулируют сознательную деятельность человека и помогают ему найти свое место в мире, являясь своеобразным стержнем его сознания.

Фактически порядочность человека зависит от того, насколько в его жизни важны данные ориентиры. Например, не каждый человек может совершить акты воровства, измены или предательства, потому что не всем людям это позволяет сделать их совесть, а иначе говоря, их духовные и нравственные ориентиры.

А определенную часть людей принято называть «людьми с сожженной совестью», они способны на неблаговидные поступки потому, что не видят в них той степени зла, которая действительно там есть. Это люди с утраченными духовно-нравственными ориентирами.

Что такое духовно нравственные ориентиры человека какова. Смотреть фото Что такое духовно нравственные ориентиры человека какова. Смотреть картинку Что такое духовно нравственные ориентиры человека какова. Картинка про Что такое духовно нравственные ориентиры человека какова. Фото Что такое духовно нравственные ориентиры человека какова

Духовность человеческой жизни

Мужание людей совпадает с их осознанием себя как личности: они стараются оценивать личные нравственные качества и развивать сферу духовных пристрастий, включающих эрудицию, убеждения, эмоции, ощущения, желания и склонности. Наука определяет духовность человеческого общества как полный диапазон эмоций и интеллектуальных завоеваний человечества. Она концентрирует познание и исследование всех воспринятых человеческим обществом духовных традиций и креативное создание новейших ценностей.

Индивид, развитый духовно, отличается значимыми субъективными характеристиками, стремится к возвышенным духовным целям и замыслам, которые обуславливают характер его инициатив. Ученые считают духовность этично направленным стремлением и людским сознанием. Духовность рассматривается как понимание и жизненный опыт. Люди со слабо развитым духовным миром или совершенно бездуховные не в состоянии воспринимать всю многоликость и великолепие того, что их окружает.

Передовое мировоззрение считает духовностью наивысшую ступень становления и самоопределения взрослого индивида, когда основанием и жизненной сущностью являются не персональные желания и мироощущения, а главные общечеловеческие приоритеты:

Овладение ими формирует ценностную направленность, сознательную готовность общества изменять жизнь сообразно этим принципам. Особенно это важно для молодежи.

Что такое духовно-нравственные ориентиры человека: золотое правило нравственности

Немалую роль в формировании духовно-нравственных ориентиров человека играет сформулированное в древности правило, которое принято называть «золотым правилом нравственности». Его описание можно найти в древнейших текстах, а также в текстах Нового Завета.

Оно гласит следующее: «Не поступайте с другими людьми так, как вы не хотели бы, чтобы они поступали с вами».

Данное правило очень просто. Однако если бы люди, знающие о нем, действительно воплощали его в своей жизни, на земле было бы гораздо меньше зла, несправедливости и несчастий. Вся беда заключается в том, что многие из нас, следуя горестным словам одного из апостолов, знают, где добро, однако ему не следуют, знают, где зло, но творят злодеяния.

Что такое духовно нравственные ориентиры человека какова. Смотреть фото Что такое духовно нравственные ориентиры человека какова. Смотреть картинку Что такое духовно нравственные ориентиры человека какова. Картинка про Что такое духовно нравственные ориентиры человека какова. Фото Что такое духовно нравственные ориентиры человека какова

Нравственные ориентиры как основа развития адаптивных поведенческих стратегий младших школьников

Актуальность проблемы формирования нравственных ориентиров младшего школьника продиктована требованиями, которые предъявляются обществом к образовательному учреждению, необходимостью присоединения учеников к системе общечеловеческих и характерных россиянам ценностей, воспитания у школьников патриотизма, национального самосознания и поликультурного мышления.

Проблема нравственных ориентиров личности с давних пор была объектом исследований психологов и педагогов. На протяжении многих тысяч лет понятие «нравственный ориентир» менялось, наполнялось наиболее новым содержанием [5].

Проблему нравственного воспитания необходимо отнести к одной из самых острых в современном образовании. Нравственное развитие и воспитание учеников младших классов является одной из самых сложных задач воспитания в условиях современного образования. Современное российское общество столкнулось с проблемой безнравственности, цинизма растущего поколения, утратой нравственных ориентиров [3, 7].

Нравственное развитие и воспитание младших школьников — основа всех основ. От того, что вкладывал педагог в ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего добьется он самостоятельно в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.

Как раз младший школьный возраст предоставляет много возможностей для развития моральных качеств.

Вопросы нравственности личности проанализированы в большом количестве работ отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов и педагогов. Основные идеи о морали, нравственном становлении личности, её ценностных ориентирах представлены в работах следующих философов и социологов: К. А. Абульханова-Славская, Л., Б. С. Братусь, И. Кант, и др. [8].

Психологические аспекты проблемы развития нравственных мотивов и потребностей выявлены в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, П.Я. Гальперина, М.И. Лисиной, А. Н. Леонтьева, К. Роджерса, А. Маслоу, и др [1,4,6].

Нравственные ориентации являются важным критерием во взгляде человека на окружающий его мир. Они обусловливают социальное взаимодействие людей, борьбу и согласование их интересов, требований, регулируют поведение человека, устанавливая будущее жизни людей в сфере общества.

Цель нашего исследования состояла визучении нравственных ориентиров и адаптивных поведенческих стратегий младших школьников.

Большой вклад для полноценного развития личности школьника, в систему непрерывного образования вносит начальная школа. Многие психологи пишут в своих работах о том, что именно в младшем школьном возрасте у детей повышается восприимчивость к усвоению истинных нравственных норм. И именно в этом возрасте необходимо вовремя передать ребенку все знания о нравственности, что благоприятно скажется на развитие личности в дальнейшем.

Главным звеном в воспитании, определяющим нравственное развитие младшего школьника, является развитие гуманистического отношения к окружающим и эмпатию.

Психологический замысел работы с детьми младшего школьного возраста по развитию нравственных ориентиров, состоит в том, что бы помочь продвинуться ребенку к высокому нравственному уровню, где он сможет самостоятельно принимать правильные решения в тех или иных ситуациях, а так же делать нравственный выбор.

То, насколько будет успешен ребенок в данном виде деятельности зависит он профессионализма преподавателя, от его грамотности и правильности применяемых методов обучения. Но, кроме педагогического воздействия на развитие нравственных качеств личности младшего школьника оказывают влияние и другие факторы, такие как: социум, другие виды деятельности, ведущие типы общения, окружающая социальная обстановка и многое другое. Все дальнейшее поведение человека будет зависеть от того, как он в младшем школьном возрасте усвоил понятие нравственных норм и правил. Все эти знания помогут занимать правильную позицию для разрешения различных жизненных ситуаций.

Стратегии борьбы со стрессами индивида представляют собой развитие человека с самого рождения. Наибольший интерес для исследования имеет младший школьный возраст. Именно в этом возрасте дети уже могут замечать особенности своего защитного поведения. Дети в этом возрасте в большинстве случаев используют эмоциональные способы борьбы со стрессами, нежели интеллектуальные. Дети активно реагируют на все окружающие изменения, они как правило могут носить позитивный или негативный характер, что в свою очередь активирует работу копинг-стратегий [2,4].

Главным фактором, влияющим на развитие копинг-стратегии, является семья, главная функция которой защита. Не мало важными являются и отношения со сверстниками и учителями. Поэтому главное для полноценного развития ребенка является создание таких условий, где он будет чувствовать себя защищенным и сможет формировать адекватное поведение для разрешения трудных ситуаций может человеку гармонично развиваться и лучше адаптироваться в окружающем мире.

Для исследования личности младших школьников были подобраны следующие методики:

1. Методика «Шкала социальной поддержки» (В.М. Ялтонский, Н.А. Сирота)

2. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо (Г.М. Фридман).

3. Анкета «Гражданская позиция школьника (Фридман Г.М., Пушкина Т.А.).

4. Методика «Диагностика уровня нравственной самооценки» (Т. А. Фалькович).

5. Опросник копинг-стратегий школьного возраста (И. М. Никольская и Р. М. Грановская).

В исследовании участвовало 50 младших школьников в возрасте 7-9 лет.

В ходе исследования мы выявили что младшие школьники в трудных жизненных ситуациях получают, прежде всего, поддержку от собственной семьи.

Также школьники указывают на то, что получают помощь и внимание со стороны других значимых людей. Они указывают, что у них есть особые люди, которые заботятся о состоянии и чувствах. Менее значимой для испытуемых выглядит поддержка со стороны друзей, они не всегда могут рассчитывать на них, когда им плохо.

Большинство испытуемых имеют высокий уровень нравственных представлений (62%). Такие школьники имеют высокие познавательные мотивы, их интересы направлены на других людей, нуждающихся в помощи. Они добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других.

Средний уровень выявлен у 36% младших школьников. Испытуемые благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений.

Низкий уровень нравственных представлений имеют всего лишь 2% испытуемых, которые больше заботятся о собственных интересах без учета интересов других, они не любят ответственности и, с трудом принимают нравственные нормы.

Изучив гражданскую позицию школьников, получились следующие результаты 76% младших школьников имеют средний уровень гражданского самосознания. Такие школьники не всегда соблюдают нормы поведения в школе и в общественных местах, бывают не добросовестны в выполнении поручений. В зависимости от ситуации могут нарушать дисциплину на уроке.

У 56% испытуемых младших школьников выявлен высокий уровень гражданского долга. Такие школьники охотно выполняют постоянные и временные поручения в классе, считают важным защищать Родину, служить ей, бережно охранять природу, уважительно относится к пожилым людям.

У большинства испытуемых школьников правовая культура имеет средний уровень развития (66%). Испытуемые не всегда понимают важность гражданской позиции, не всегда удается уважительно относиться к законам школьной жизни, брать на себя ответственность за собственные ошибки, проявлять нетерпимость к «плохим» поступкам своих сверстников, не поддерживая их агрессивное поведение. 20% школьников имеют низкий уровень правовой культуры, которые часто нарушают нормы поведения в общественных местах, считают плохое поведение своих сверстников актуальным для их возраста.

По результатам исследования нравственной самооценки младших школьников выявилось, что 58% имеют высокий уровень нравственной самооценки. Школьники указывают, что они часто бывают добрыми со сверстниками и взрослыми, помогают одноклассникам, стараются вежливо отвечать на замечания других людей, контролируют свои негативные эмоции и поступки.

У 42% младших школьников выявлен средний уровень нравственной самооценки. Такие испытуемые оценивая собственные проявления поведения указывают на тот факт, что они не всегда умеют сдерживать грубость, агрессивность по отношению к другим людям. Им сложно понять и простить плохие поступки своих одноклассников.

Так же мы провели исследование копинг-стратегий младших школьников и выяснили, что для младших школьников в сложных ситуациях характерны такие совладающие стратегии поведения как:

1. «смена деятельности», что позволяет снять внутренне напряжение в связи с переключением на другую деятельность;

2. копинг-стратегия «общение» позволяет школьнику через взаимодействие с другими людьми справиться с беспокойством, высоким внутренним напряжением, получить поддержку из внешней среды;

3. «избегание», которое выражается в том, что школьники стараются закрыться от других, не обсуждать собственные проблемы, уйти от решения проблемы, избавиться от негативных мыслей, забыть неприятную ситуацию;

4. «стремление расслабиться и остаться наедине с собой», которая указывает на то, что дети в негативных ситуациях стремятся не только к физическому расслаблению, но и к ограничению сенсорной информации для психического успокоения;

5. «отрицание». При отрицании переориентируется внимание, что помогает школьнику «отключиться» и не реагировать на нравоучение взрослых, отгородиться от негативных переживаний.

Менее выражены среди младших школьников такие копинг-стратегии как «невротические проявления» и «агрессивное и аффективное реагирование». Младшие школьники в конфликтной, стрессовой ситуации не используют эмоциональную разрядку с деструктивным проявлением («бью, ломаю, швыряю вещи», «кусаю ногти, ломаю суставы пальцев», «воплю, кричу», «схожу с ума», «дразню кого-нибудь», «борюсь, дерусь с кем-нибудь»).

Таким образом, несмотря на возраст младшие школьники в нашем исследовании реагируют на неприятные жизненные ситуации не с помощью эмоций, что является для детей самым приемлемым выходом, а используют интеллектуальные и поведенческие стратегии, переключаясь на отвлечение и осмысливание сложившейся ситуации.

Обобщая результаты проведенного исследования можно отметить, что что младшие школьники в трудных жизненных ситуациях имеют поддержку семьи. Большинство испытуемых имеют высокий уровень нравственных представлений, гражданского самосознания, гражданского долга. У большинства испытуемых школьников правовая культура проявляется на среднем уровне. Младшие школьники имеют высокий и средний уровень нравственной самооценки.

Среди копинг-стратегий младшие школьники выделяют такие как: «смена деятельности», «общение», «избегание», «стремление расслабиться и остаться наедине с собой», «отрицание». Менее выражены среди младших школьников такие копинг-стратегии как «невротические проявления» и «агрессивное и аффективное реагирование».

Духовное и нравственное воспитание

Говоря о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, нельзя не сказать и о необходимости организации духовного и нравственного воспитания.

О том, как воспитать такого благородного человека, задумывались еще педагоги древности. И сегодня на эту тему написано немало трудов.

Как правило, сводятся они к тому, что родителям и педагогам советуют прививать духовно-нравственные ориентиры детям своим жизненным примером. Ведь если родители говорят ребенку поступать справедливо и честно по отношению к окружающим людям, но сами в своем поведении далеки от идеала, то и ребенок, скорее всего, унаследует их дурной пример, не обращая внимания на их благородные слова.

Что такое духовно нравственные ориентиры человека какова. Смотреть фото Что такое духовно нравственные ориентиры человека какова. Смотреть картинку Что такое духовно нравственные ориентиры человека какова. Картинка про Что такое духовно нравственные ориентиры человека какова. Фото Что такое духовно нравственные ориентиры человека какова

Духовные ориентиры личности

Общественная жизнь требует подчинения определенным правилам. Это условие помогает выжить человеческому роду и отдельно взятому обществу, а также отдельно взятому человеку.

Общение между людьми, их поведение, регулируется нормами морали. По утверждению Канта существует категорический императив, который имеет такой смысл: «не делать то, что ты не пожелал бы себе».

К тому же, внутренний мир духовно развитого человека состоит из идеалов и ценностей. Идеалом можно назвать главную цель человеческого стремления, а ценностями считается что-то наиболее дорогое и святое для каждого человека.

Что такое духовно нравственные ориентиры человека какова. Смотреть фото Что такое духовно нравственные ориентиры человека какова. Смотреть картинку Что такое духовно нравственные ориентиры человека какова. Картинка про Что такое духовно нравственные ориентиры человека какова. Фото Что такое духовно нравственные ориентиры человека какова

Одной из главных ценностей считается патриотизм. Этим словом выражается трепетное человеческое отношение к Родине и своему народу. Для человека с патриотическим взглядом свойственно соблюдение традиций своего народа, общественного и политического устройства, своей веры и языка.

Проявлением патриотизма может быть проявление гордости за успехи своей страны, бережном отношении к истории и культуре. Патриотизм был отмечен еще в древние времена, а его явное проявление наблюдалось в опасные для страны периоды.

Сознательному патриотизму характерно уважительное отношение к другим национальностям и их культуре. Именно это и отличает патриота от националиста, который считает собственную нацию превыше других.

Патриотам характерно и гражданственность. У них прекрасно сочетаются любовь к Родине и ответственность за ее развитие. Гражданственность позволяет знать, применять на практике и защищать личные права с соблюдением Конституции, учитывая интересы остальных граждан.

В философии существовало мнение, что моральными качествами человек наделен с самого рождения. Глубокое изучение данного процесса показало, что моральная основа формируется в его семье на примерах родителей и других людей.

Самовоспитание нравственности возможно и достигается самоконтролем с предъявлением высоких требований к своим действиям. Утверждается нравственность при помощи неоднократной реализации норм морали, нарабатывая опыт. При отсутствии практики в добрых делах, согласно исследованиям, механизм развития морали может испортиться или заржаветь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *