Что такое добро с точки зрения ислама
Доброта
Как важно для мусульманина очищение души и украшение нравов! А с чего начинается этот важный и нужный процесс? А начинается он прежде всего с желания изменить себя. Это и есть тот самый толчок вперед, который позволит нам двигаться дальше на пути к самой значимой и необходимой для всех нас цели.
На пути к очищению и самосовершенствованию нашим «путеводителем»? конечно же? является пример для всего человечества, обладатель самых прекрасных нравов наш любимый посланник Аллаха (мир ему и благословение).
Одним из неотъемлемых качеств нашего Пророка (мир ему и благословение) являлась доброта. Он был самого мягкого нрава и его мягкость проявлялась во всем. Он и нас призывал быть по отношению друг к другу мягкими.
В одном из хадисов сказано:
«Поистине, в чём бы ни была доброта (мягкость), она всегда украшает собой это. И что бы не лишилось доброты (мягкости), оно неизбежно становится порочным».
Сегодня достаточно часто можно заметить, как в разговорах или поступках многих людей проявляется грубость, жестокость и даже высокомерие. Порой это происходит непроизвольно, а все потому, что это вошло в привычку. Давайте приведём небольшой пример: две одинаковые ситуации с разным финалом.
Первый случай: один человек проходит мимо другого, случайно задев его плечом, тот сделал ему грубое замечание, получив не менее грубый ответ. Тут между ними возникает спор, где ни один из них не собирается уступить или промолчать. А конфликт тем временем накаляется, выплёскивая огромное количество агрессии и злости. Нетрудно догадаться, чем может закончиться этот случай.
Возьмем же теперь другой случай: точно так же, как и в первом, один прохожий задевает другого и слышит в свой адрес совсем нелестные слова. Как же он поступил? Он вежливо попросил прощения, проявив корректность и дружелюбие.
Как вы думаете, в ответ на это услышит ли он какие-то оскорбления? Доброта и мягкость, проявленная одним, непременно смягчит сердце другого.
В священном Коране Всевышний говорит: «Не равны между собой доброе и дурное, отражай же тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет как близкий друг. И не будет наделён этим никто, за исключением проявлявших терпение, и не будет наделён этим никто, кроме обладающих великим уделом».
Подобных случаев очень много, и то, каким будет исход той или иной ситуации, зависит от того, как мы сами проявим себя в ней. В каждом поступке отражается наш характер и наше воспитание.
Не стоит ждать проявления добра по отношению к себе от кого-то другого, сделать первым этот шаг лучше для нас. Только так, на собственном примере мы и сможем привить людям мягкость, проявляя доброту во всём, независимо от того, отвечают ли нам тем же.
Но порой людям бывает сложно заставить себя быть по отношению ко всем добрым и мягким. Да, именно заставить, потому что для многих это очень тяжелый шаг, который, к сожалению, им не всегда удается сделать. Но что же им мешает? Очень часто люди ошибочно связывают доброту со слабостью, принимая желание человека проявить доброту за проявление слабости.
В опровержение тому, что люди называют слабостью проявление доброты можно привести огромное количество примеров из жизни нашего Пророка (мир ему и благословение). Разве можно назвать слабым человека, который проявлял терпение и мягкость в самых сложных ситуациях? И если порой нам бывает тяжело ответить добром на какое-то грубое замечание, то смогли бы мы проявить такое же терпение и мягкость, которое проявлял наш посланник Аллаха (мир ему и благословение)? Разве для этого не нужно иметь огромную духовную силу? Относиться с добротой к тому, кто относится так же к тебе, сможет каждый, и только истинно сильный человек сможет оставаться добрым во всех ситуациях.
Также доброта – это одно из атрибутов Всевышнего Аллаха, и Он любит, когда его рабы проявляют доброту во всех делах. Всевышний Аллах обязательно наградит своего раба за его стремление проявлять доброту во всем. В священном хадисе говорится:
«Поистине, Аллах — добр, любит доброту и дарует за доброту то, чего не дарует ни за суровость, ни за что иное».
Ислам учит нас быть добрыми, тесно связывая доброту с одним из качеств истинного мусульманина, мы же, в свою очередь, будем стараться не пренебрегать им и с каждым днём становиться чуточку добрее, пусть же доброта станет постоянным нашим качеством! Да поможет нам Всевышний Аллах стать добрее и проявлять ту самую необходимую мягкость во всех ситуациях. И да поможет Он нам сделать ещё один шаг к украшению наших нравов. Амин.
Что такое добро с точки зрения ислама
Концепции добра и зла в исламе Будучи людьми, мы основываем свое понимание добра и зла на том, как мы себе это представляем или об этом думаем. Человеческий опыт, однако, во многом ограничен. Многие вещи и события, которые поначалу кажутся хорошими, могут оказаться в конечном итоге злом, и наоборот. Истинное знание есть то знание, которое не поддается ограничениям, и оно есть только у Бога. Коран четко указывает на то, что Бог является единственным, кому дано определить добро и зло. Поэтому наши понятия добра и зла могут быть заблуждением: «Однако вполне возможно, что вам не нравится то, что вам приносит добро, и вы любите то, что несет вам зло. Бог знает, а вы нет» (см. суру Бакара, 2:216)
Оставив эти определения в стороне, можно заметить, что кое-что из того, что мы считаем злом, в действительности оказывается добром, если оно приближает нас к Богу. К примеру, болезнь может рассматриваться как зло, однако человек, который терпеливо проходит испытание этой болезнью, вырастает до высокого духовного уровня и становится ближе к Богу.
Всякая беда поражает лишь по воле Аллаха. (Тагабун, 64:11).
Благосостояние и здоровье могут считаться добром. Однако, если они толкают человека погрязнуть в мирских соблазнах и забыть Бога, то они становятся для этого человека злом. “Видел ли ты того, кто своим богом сделал свою страсть: разве ты будешь над ним надсмотрщиком?” (Фуркан, 25:43)
Хадисы о доброте и доброжелательности
Аудио версия настоящей статьи:
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто лишит себя доброты (доброжелательности; мягкости; снисхождения) [будет строгим и суровым], тот лишит себя [большого количества] благ [которые имел бы и приобрел бы, будь ему присуща доброта, доброжелательность]»[1].
Пророк Мухаммад сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) Добр (Мягок) [желает людям облегчения и легкости, не возлагает на людей больше их возможностей и сил]. И любит [видеть в людях именно] эти качества. За проявление такого качества, как рифк (доброта, доброжелательность, мягкость), Аллах (Бог, Господь) дает людям то, чего не дает им при проявлении ‘унфа (строгости, суровости, резкости; грубой силы, насилия). Дает то, чего ни за что иное не даст. [То есть эти качества особо действенны в раскрытии Его прощения и милости, что всегда актуально для любого здравомыслящего из людей]»[2].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) любит доброту (доброжелательность, мягкость) во всем [во всех ситуациях и при любых обстоятельствах]»[3].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Желайте (стремитесь) к возвышению пред Богом! [Для этого] прощайте тех, кто безрассудно обошелся с вами [будьте незлобивы, мягки], и давайте тем, кто лишил вас»[4].
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Не сообщить ли вам о том, для кого Ад будет запретен [он туда не попадет, а прямиком направится, с благословения Творца, в Рай]?» И продолжил: «Он (Ад) запретен для всякого [верующего], кто близок [к другим, не кичлив, не высокомерен], легок [на подъем для соучастия в благом], мягок (гибок), прост»[5].
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Будь милосерден ко всем тем, кто на земле [ко всем людям без исключения, к животным] и в результате Тот, Кто на небесах [образно говоря, ведь Бог не ограничен ни местом ни временем], непременно проявит милость Свою к тебе»[6].
Пророк Мухаммад сказал: «Облегчившему положение того, кто оказался в затруднительной ситуации, Аллах (Бог, Господь) даст облегчение как в мирском, так и в вечном»[7].
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если кто-либо из вас пришел [на какое-то мероприятие, а свободных мест нет], и другой уступил ему (потеснившись, например), то это — щедрость (великодушие), которой Господь одарил его»[8].
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Самые благодарные Аллаху (Богу, Господу) — это те, кто наиболее благодарен по отношению к людям [вне зависимости от того, к какой национальности, культуре, религии они относятся]»[9].
Находясь в обществе, взаимодействуя с другими людьми, на что в первую очередь мы обращаем внимание? Обычно — на их ошибки, недоработки, изъяны, промахи. Именно на то, за что можно невзлюбить, покритиковать, обидеть. А надо бы (если намерены из мертвой теории трансформировать приведенный хадис в практику) стараться замечать в других то, за что мы можем их поблагодарить. Именно в таком случае (то есть когда усилиями мысли на протяжении хотя бы пяти месяцев мозг натренирован замечать хорошее, положительное, заслуживающее восхищения, похвалы, благодарности; когда, замечая плохое, даем мозгу команду найти хорошее) мы научим себя видеть в других положительное, заслуживающее благодарности. И как следствие, результат — впишем себя пред Богом в список тех, кто наиболее благодарен Ему, Господу миров.
Напомню чудесный аят, о котором мы часто забываем в повседневной практике:
«[Вспомни, как] оповестил вас Господь: «Если будете благодарны, то — нет сомнений — дам Я вам еще больше [новых возможностей, сил и энергии; мирских и вечных благ]. Но если вы будете неблагодарны [скупы, тщеславны, надменны, расточительны; станете постоянно жаловаться на нехватку того или иного и проявлять недовольство в самых разных его формах; будете во всем видеть лишь плохое и не замечать хорошего], знайте — Мое наказание [предупреждает Господь миров], воистину, сурово. [Вы узнаете, что бывает и хуже]» (Св. Коран, 14:7).
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) призывал: «Распространяйте мир [желайте другим мира, благоденствия, благополучия; излучайте миролюбие], и все у вас будет хорошо (мирно, благополучно)»[10].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) наставлял: «Распространяйте мир между собой [о люди; желайте друг другу мира, благоденствия, благополучия], и вы полюбите друг друга (будете уважительно относиться друг к другу) [что, в свою очередь, поспособствует вашему процветанию и счастью в обоих мирах]»[11].
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Лучшим из дел [одним из лучших дел] после веры в Бога [в Его единственность и трансцендентность, неограниченность ни местом, ни временем][12] является любовь к людям [уважение и почтение к людям как таковым, независимо от их национальности или вероисповедания] (умение вызывать у людей симпатию) [уважение и почтение к себе; умение стать и оставаться харизматичной[13] личностью]»[14].
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Дарите друг другу подарки, дабы укрепить (усилить) чувство любви [уважения] меж вами»[15].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Джарира; св. х. Муслима и Абу Дауда. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1043, хадис № 74–(2592); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 524, хадис № 4809, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 457, хадис № 7/638, «сахих».
[2] Хадис от ‘Аиши, от Абу Хурайры, от ‘Али ибн Абу Талиба и др.; св. х. Ахмада, Муслима, аль-Бухари (аль-адаб аль-муфрад), Ибн Маджа, Абу Дауда, ат-Табарани и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1043, хадис № 77–(2593); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т. Бейрут: аль-Калям, 1987. Т. 8. С. 383, хадис № 77–(2593); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. С. 109, хадис № 1743, «хасан»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 8. С. 797, хадис № 5067; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991. Т. 2. С. 309, хадис № 549, «сахих», а также хадис № 552, «сахих»; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]. В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 10. Ч. 19. С. 83, 84, хадис № 40; аль-Хамсы М. Тафсир ва баян. С. 480.
В Коране сказано: «Не одинаковы хорошее и плохое. [Это разные вещи. Злу не может быть оправдания. Но если кто-либо проявил его в твой адрес, предоставь себе возможность расти и развиваться, настрой должным образом внутреннее состояние и] ответь [на плохое] хорошим (лучшим) [из того хорошего, что у тебя есть; ответь тем, что не несет в себе озлобленность, черствость, грубость, жестокость]. Ты увидишь, как твой [заклятый, непримиримый] враг [который терпеть тебя не мог, вдруг через какое-то время] превращается в близкого и задушевного (закадычного) друга [беспокоящегося о тебе]. Если такого уровня взаимоотношений и сможет кто-то достигнуть, то только те, кто терпелив (сдержан, последователен, тактичен) и является по-настоящему сильной личностью (по-настоящему успешным, удачливым, счастливым) [преуспевшей во многом, что каждому дано, но мало кто это реализует и редко когда к этому самоотверженно стремится]» (Св. Коран, 41:34, 35).
[3] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1905, хадис № 6024; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 115, хадис № 1864, «сахих».
[4] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ибн ‘Адийя. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 9, хадис № 43; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 1. С. 29.
Степень достоверности у данного хадиса очень низкая. Может применяться лишь как мудрое наставление, соответствующее смыслам Корана и Сунны.
[5] См., например: аль-Хамсы М. Тафсир ва баян. С. 487; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 709, хадис № 2493, «хасан».
[6] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. ат-Табарани и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 64, хадис № 941, «сахих».
[7] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ибн Маджа. См, например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 260, хадис № 2417, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 546, хадис № 9108, «хасан».
[8] Хадис от Мус‘аба ибн Шейбы; св. х. аль-Бухари (фит-тарих), аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 39, хадис № 544, «сахих».
[9] Хадис от аль-Аш‘аса ибн Кайса и др.; св. х. Ахмада, ат-Табарани, аль-Байхакы и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 70, хадис № 1073, «сахих».
[10] Хадис от Барра’; св. х. аль-Бухари (филь-адаб), Абу Я‘ли, Ибн Хаббана и аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 78, хадис № 1227, «сахих».
[11] Хадис от Абу Мусы; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 78, хадис № 1228, «сахих».
[12] «Нет ничего, подобного Ему [Господу миров]» (см. Св. Коран, 42:11).
[13] Харизма — особая притягательность человека, его магнетизм, выражающийся в легкости приобретения сторонников.
[14] Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Табарани (филь-кябир). См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 79, хадис № 1237, «хасан».
[15] См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 202, хадисы № 3373–3375, «хасан».
Добро и зло не могут быть равны
В Священном Коране есть аят: «Добро и зло не могут быть равны. Так отклони же (зло) добром, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет тебе горячим другом» (сура «Фуссилат», аят 34).
Последователи двух вероисповеданий в одном храме.
Оглядываясь на прошлое, мы ясно видим, что среди мусуль¬ман всегда жили иудеи и христиане. У них были свои школы, они сохраняли все свои культурные и религиозные особенности. В Османском Халифате в колоссальном географическом ареале проживали люди и общины различных вероисповеданий, более всего было иудеев и христиан. Ислам никогда не признавал каких-либо форм принуждения иноверцев к принятию своей веры, с особым усердием оберегались церкви и синагоги. До прихода Ислама мир ещё не сталкивался со столь терпимым и уважительным отношением к иноверцам. В это время в Европе господствовал мрачный период религиозных войн и варварства. В те времена это было нормальным явлением для западного мира. Мусульмане же, как повелевалось им в Коране, всегда были веротерпимы и милосердны по отношению к людям Писания. Подтверждением тому можно было привести церковь святого Иоанна в Сирии. Мусульмане, завоевавшие этот регион, не имели ещё мечетей и начали совершать пятничный намаз в этой церкви, причём церковь продолжала считаться христианской. Христиане же совершали свои верослужения в ней по воскресным дням. Последователи двух вероисповеданий в мире и согласии для служения Богу использовали один и тот же храм.
Мир и веротерпимость мусульман к представителям других конфессий длилась на протяжении всей истории Ислама. Всевышний повелевал уверовавшим относиться с добром к людям писания, т.е. иудеям и христианам. (сура «Аль-Анкабут», 46).
Если коснуться сегодняшних реалий, то мы видим очень много попыток дестабилизировать обстановку в России и особенно на Северном Кавказе. Теракты, провокации, пропаганда антикавказских настроений, обилие негативной информации об Исламе и мусульманах в СМИ, когда Ислам преподносится как первопричина терроризма. Вдобавок ко всему экономическая нестабильность, социальная и нравственная деградация, демографический кризис, ухудшение качества образования и многое другое. Настораживает не совсем понятная внешняя политика по отношению к России, некоторых государств, которым США оказывает большую финансовую поддержку.
Чтобы преодолеть и не допустить расширения этой негативной тенденции, правительство страны должно обратить особое внимание на эти и другие проблемы, угрожающие стабильности и безопасности страны. Нужны совместные усилия государственных структур и религиозных и общественных объединений в этом деле. В современную эпоху является особо важным проведение политики, направленную на укрепление межнационального и межрелигиозного диалога и формирование единой российской нации, становление единого и сплочённого народа России. Необходимо укреплять общие для всех наций и конфессий нравственные, духовные ценности.
Нужно отметить значительную роль России в решении на международной арене вопросов, касающихся мусульманского мира.
Исламский фактор в России.
Если коснуться внутренних российских вопросов, связанных с исламским фактором, то нельзя принижать роль духовенства в достижении в обществе стабильности и прочного этноконфессионального мира. И мы сегодня видим, что увеличивается всеобщий интерес к религии и растёт авторитет мусульманского духовенства. И это, несомненно, должно благотворно повлиять на межконфессиональный диалог и укрепление добрососедских отношений в духе веротерпимости. Поскольку Ислам, как и все мировые религии, уделяет терпимости очень большое значение и призывает к этому.
Нужно отметить усилия традиционного исламского духовенства, уделить больше внимания и подержать его в этой нелёгкой работе на благо и процветание нашего общества. Авторитет и праведное слово алимов твёрдо противостоят попыткам навязать народам Кавказа чуждые экстремистские идеи, идеи, замешанные на попытках извратить Ислам, использовать его в корыстных, агрессивных целях, в целях наживы. Дагестанские учёные-богословы были и остаются фундаментом стабильности и конструктивного межэтнического, межнационального диалога.
Мусульманское духовенство, мечети, религиозные учебные заведения в комплексе с другими составляющими являются фактором, укрепляющим наше общество и источниками распространения духовности и нравственности. Они призваны объединять людей независимо от их национальной, социальной и классовой принадлежности. Муфтии, возглавляющие Духовные управления, и все имамы мечетей в своих проповедях без устали призывают людей жить честно и стремиться к достижению мира, соблюдать закон и жить в гармонии, быть достойнейшими последователями человечества и следовать моральным и нравственным нормам, к которым призывает Коран и благородный путь Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям). Их работа призвана нести людям добро, мир и научить людей жить правильно, быть высоконравственными, не причинять другим того, что не желаешь себе. Если у всех простых людей 8-9часовой рабочий день, то у духовных лиц и имамов мечетей 17-18часовой рабочий день. Вся их жизнь посвящена распространению добра, мира и работе на благо обществу. Это люди, у которых есть вера в Бога и любовь к Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) и ко всем людям. И они чувствуют на себе ответственность перед Богом за свою работу.
Терроризм это не есть Ислам.
Образованный мусульманин, воспитанный на моральных ценностях Корана, несёт людям только лишь любовь и уважение, он с почтением относится к любой идее, даже самой отличной от его мировоззрения, умеет ценить искусство и чтит этикет. Он выступает в качестве миротворца в любых конфликтных ситуациях. Задумайтесь, если каждый мусульманин сможет в душе сказать себе, что он соответствует всем этим критериям, то общество, в котором он живёт, станет самым высокоразвитым, мирным, процветающим и благополучным.
Из всего вышесказанного следует, что Ислам учит миру, уважению и справедливости. Варварство, которое сейчас в мире называют «исламским терроризмом», не имеет никакого отношения к Исламу. Это дело рук изуверов, нелюдей, которые прикрываются именем Ислама, оскверняя Божественные заповеди. Ислам, нравственные законы, которые предписывает людям Коран, не могут призывать верующих к террору и насилию, а, напротив, повелевают оберегать и защищать человечество от этого зла.
Нет принуждения в религии.
В многоконфессиональной России немаловажным фактором сохранения взаимопонимания и веротерпимости является взаимодействие конфессий. В нашей стране Русская Православная церковь не просто сосуществует с Исламом вместе тысячу лет, эти религии находятся в контакте друг с другом. Это уникальный пример взаимодействия между конфессиями, который мы имеем в России и ничего необычного в этом нет.
Имеются много хадисов и достоверных исторических эпизодов, которые свидетельствуют об мирном отношении мусульман к немусульманам. Изречение Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) гласит: «Относитесь к защищённым (немусульманам) хорошо, и они должны от вас получать защиту и милосердие».
Сподвижник Пророка Умар бин аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) завещал: «К защищённым относитесь хорошо и выполняйте взятое на себя обязательство по договору перед ними, и воюйте с теми, кто притесняет их, и не требуйте от них большего, чего они могут дать».
По исламскому праву личность, собственность и честь каждого человека подлежат защите. Во времена Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) мединские евреи имели свою синагогу, в договоре с христианами Йемена Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) дал гарантию безопасности личности и имущества жителей, и оставил право назначения епископов и священников за самой христианской общиной.
Здесь уместно также привести исторические факты периода Кавказской войны, имевшие место в имамате Шамиля. Беглых русских солдат и офицеров, казаков у Шамиля было очень много, и он очень ценил их. Для пленных и перебежчиков вблизи Ведено был построен отдельный поселок с церковью и костелом. В столице имамата жили русские, поляки, грузины и другие, и все они жили наравне с горцами и при своей вере [2].
Не желай другому того, что не желаешь себе.
[2]. Султанмагомедов С.Н. «Веротерпимость ислама в многоконфессиональном обществе: история вопроса».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.