Что такое дифференциация звуков речи

Что такое дифференциация звуков речи

Раз, два, три, четыре, пять, Нам друзей не сосчитать, А без друга в жизни туго. Выходи скорей из круга

[К] Шла кукушка мимо сада, Поклевала всю рассаду. И кричала: « Ку-ку-мак! Отжимай один кулак».

Прибегали кошки, Приносили ложки. Стали кошки ложки мыть, Выходи — тебе водить.

Работа по дифференциации звуков

В соответствии с планом работы логопеда по дифференциации звуков можно выделить 3 основных вида работы: дифференциация изолированных звуков; дифференциация звуков в словах; дифференциация звуков во фразовой речи.

Остановимся подробнее на каждом виде работы.

Дифференциация изолированных звуков

Проводя дифференциацию изолированных звуков, опираются на речедвигательный, речеслуховой и зрительный анализаторы.

Для этого вида работы логопед рекомендует воспитателю взять картинки-символы на дифференцируемые звуки. Ранее детей уже учили соотносить звуки с определенной картинкой-символом, и этот выработавшийся у них стереотип надо использовать. Цель работы — научить различать звуки при сопоставлении их по основным качественным признакам — акустическим и артикуляционным. Воспитатель не спеша, поочередно называет звуки, а дети показывают соответствующие картинки-символы. Так вырабатывается умение воспринимать на слух их различное звучание; потом показываются картинки-символы, а ребенок произносит соответствующие звуки. Воспитатель спрашивает, что делают губы, язык при произношении того или другого звука. Так вырабатывается умение определять разницу в положении основных органов артикуляционного аппарата при произношении дифференцируемых звуков. Педагог вместе с детьми подводит итог: в чем различие дифференцируемых звуков при восприятии их на слух и при произношении.

Дифференциация звуков в словах

Логопед рекомендует воспитателю необходимый лексический материал. Последовательно детям предлагаются 3 категории слов:

Источник

Дифференциация звуков

Что такое дифференциация звуков речи. Смотреть фото Что такое дифференциация звуков речи. Смотреть картинку Что такое дифференциация звуков речи. Картинка про Что такое дифференциация звуков речи. Фото Что такое дифференциация звуков речи Что такое дифференциация звуков речи. Смотреть фото Что такое дифференциация звуков речи. Смотреть картинку Что такое дифференциация звуков речи. Картинка про Что такое дифференциация звуков речи. Фото Что такое дифференциация звуков речи Что такое дифференциация звуков речи. Смотреть фото Что такое дифференциация звуков речи. Смотреть картинку Что такое дифференциация звуков речи. Картинка про Что такое дифференциация звуков речи. Фото Что такое дифференциация звуков речи Что такое дифференциация звуков речи. Смотреть фото Что такое дифференциация звуков речи. Смотреть картинку Что такое дифференциация звуков речи. Картинка про Что такое дифференциация звуков речи. Фото Что такое дифференциация звуков речи

Что такое дифференциация звуков речи. Смотреть фото Что такое дифференциация звуков речи. Смотреть картинку Что такое дифференциация звуков речи. Картинка про Что такое дифференциация звуков речи. Фото Что такое дифференциация звуков речи

Что такое дифференциация звуков речи. Смотреть фото Что такое дифференциация звуков речи. Смотреть картинку Что такое дифференциация звуков речи. Картинка про Что такое дифференциация звуков речи. Фото Что такое дифференциация звуков речи

Дифференциация звуков – это процесс, направленный на на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или способу и месту образования.

Логопедическая работа, направленная на постепенную дифференциацию звуков по моторным и акустическим признакам, проводится в следующей последовательности:

1. Дифференциация изолированных звуков.

Работа проводится с использованием картинок-символов.

При дифференциации звуков «з» и «ж» по моторным признакам поочерёдно уточняется, затем сравнивается артикуляция обоих звуков: положение губ, языка, качество воздушной струи.

Виды работ с картинками-символами при дифференциации звуков по моторным признакам:

1. Не называя картинку, ребёнок называет звук «з» или «ж».

2. Не называя звук, ребёнок определяет место положения языка (вверху или внизу).

3. Ребёнку предлагают вперемешку картинки, содержащие звуки «з» и «ж» («жёлуди», «зонт», «коза»); ребёнок выполняет первый или второй вид работы.

При дифференциации звуков по акустическим признакам логопед произносит звуки «з» или «ж», ребёнок показывает соответствующую картинку-символ.

2. Дифференциация смешиваемых звуков в слогах.

Для повторения используют ряды слогов со смешиваемыми звуками. Количество слогов в ряду может быть от двух до пяти. Соотношение дифференцируемых звуков в слоговом ряду может быть разным.

Для дифференциации в произношении звуков «л» и «р» могут быть последовательно использованы следующие слоговые ряды:

1. Ла-ра (ло-ро; лу-ру; лы-ры).

2. Ал-ар (ол-ор; ул-ур; ыл_ыр).

3. Ала-ара (оло-оро и др.).

При устранении фонематических дислалий работе над дифференциацией звуков в слогах следует уделить особое внимание: упражнения по различению в произношении пар и рядов слогов с близкими артикуляционно или акустически звуками эффективный приём профилактики дисграфии.

3. Дифференциация смешиваемых звуков в словах.

При дифференциации звуков в словах по акустическим признакам логопед произносит слово или называет картинку, а ребёнок показывает символ.

При дифференциации звуков в словах по моторным признакам ребёнок раскладывает картинки в две стопки, называя их.

Для дифференциации предлагают пары, ряды слов, содержащие дифференцируемые звуки. В логопедической работе на данном этапе используются слова-паронимы, отличающиеся одним из звуков («мишка»-«миска»); позже – слова, в которых имеются оба дифференцируемых звука («железо», «зажигалка»); применяют задания по обучению звуковому анализу на материале слов с дифференцируемыми звуками: на поиск слов, содержащих дифференцируемые звуки.

4. Дифференциация звуков в предложениях.

Предложения повторяются ребёнком вслед за логопедом; составляются с опорой на вопрос логопеда, с опорой на сюжетную или предметную картинку. Количество слов в предложении с дифференцируемыми звуками, структура предложения и слов в нём усложняется постепенно.

Значительная роль на этапе дифференциации звуков отводится развитию фонематического анализа и синтеза.

Одновременно дифференцируют не более двух звуков. Если в дифференциации нуждаются все звуки определённой фонетической группы (все свистящие звуки), их объединяют попарно.

Источник

Автоматизация и дифференциация

Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков.

Автоматизировать звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.

С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

У детей с нарушениями звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д.

Она осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Прежде всего проводится включение звука в слоги.

Например, при автоматизации звука «С» предлагается повторить слоги: са, сы, со, су, ас, ус, ыс, ос, эс, выс, сол, — вост, оск и др.

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са — сад).

Вначале звук автоматизируется в словах простой звукослоговой структуры, затем — в словах со стечением согласных.

Большую помощь приносит работа по звуковому анализу и синтезу.

Дифференциация проходит в том случае, если поставленный звук смешивается с другими.

Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

Ребенку предъявляются на слух попарно слова, содержащие новый звук, а также звук, который был ранее его заменителем, или слова, содержащие звуки, которые ребенок смешивает в своем произношении.

С детьми школьного возраста используется письменная речь: чтение слов с дифференцируемыми звуками, нахождение их в тексте, правильное произношение, записывание, проведение анализа (предшествующего или сопутствующего записи).

При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более пары звуков.

Особенно важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав.

Определена следующая последовательность дифференциации звуков: б — п, д — т, г — к, з — с, ж — ш, с — ш, з — ж, ц — с, ч — т, ч- щ.

Литература:

Игры:

Источник

Упражнения на дифференциацию фонем

Что такое дифференциация звуков речи. Смотреть фото Что такое дифференциация звуков речи. Смотреть картинку Что такое дифференциация звуков речи. Картинка про Что такое дифференциация звуков речи. Фото Что такое дифференциация звуков речи Светлана Митяева
Упражнения на дифференциацию фонем

Упражнение 1

Цель. Дифференциация гласных звуков.

В работе с гласными можно использовать и другие символы:

девочка стонет от боли (у неё болит зуб): о-о- о и т. д.

Упражнение 2

Цель. Дифференциация гласных звуков.

Логопед произносит ряд гласных звуков: а, о, и, у, о, а, э, ы, у, ы, о, а, и, э, о, у, ы и т. д. Дети должны показать картинку-символ или букву-символ определённого гласного звука, услышав его среди других гласных.

Игру можно усложнить, включив в ряд кроме гласных согласные звуки, например: а, о, р, м, и, л, к, ш, ы, ж, э, х, а, в, с, т, у, п и т. д.

Упражнение 3

Цель. Дифференциация гласных звуков.

Оборудование. Буквы, символы звуков.

Детям предлагается прослушать слоги различной структуры, например: эх, ус, ма, да, ок, гул, кра, зол, аст и др. и выделить определённый гласный звук, назвав его, хлопнув в ладоши, подняв соответствующую букву или цветовой символ.

Игру можно разнообразить, предложив вместо слогов односложные слова.

Упражнение 4

Цель. Дифференциация гласных звуков.

Оборудование. Одноцветные кружки.

Детям раздаётся по несколько одноцветных кружков. Логопед произносит 1, 2 или 3 гласных звука, например: ау, а, иао, с и т. д.

Дети должны выложить столько кружков, сколько гласных они услышали.

Упражнение 5

Цель. Дифференциация гласных и согласных звуков.

Оборудование. Кружки трёх цветов.

Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.

Упражнение 6 «Прогулка на велосипедах».

— Логопед говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Подкачаем еще насосом: ссс. (Дети имитируют) Слышите, воздух шипит: шшш…»

Подобным образом проводится игра «Жук и комар» со звуками ззз и жжж.

Упражнение 7 «Угадай, кто поет»

— Поехал поезд в далекий путь: «т-т-т». Птичка песенку поет: «ть-ть-ть».

Взрослый поочередно, не спеша, многократно произносит слоги, где звуки т и ть сочетаются с разными гласными (ты-ты-ты; ти-ти-ти; тё-тё-тё; то-то-то; ту-ту-ту; тю-тю-тю; та-та-та; тя-тя-тя, а дети показывают соответствующие картинки. Потом взрослый показывает картинки, а ребенок поет соответствующую песенку.

Упражнение 8 Найди место для своей картинки

Цель. Активизация словаря, дифференциация различных звуков.

Оборудование. Картинки, в названии которых, есть звуки [ш] и [ж].

Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинки, где изображен шар. Педагог говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш-ш. Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит: ж-ж-ж-ж. «Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук [ш] или [ж]. Если услышите звук [ш], то картинку надо положить слева, а если услышите звук [ж], то ее надо положить справа». Педагог показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки.

Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук [ж] стоит в конце слова или перед глухим согласным.

Упражнение 9 Не ошибись

Оборудование. Картинки «Свисток» и «Звонок».

Упражнение 10 Найди свою картинку

Оборудование. Картинки, в названии которых есть звук [л] или [р]. На каждый звук подбирают одинаковое количество картинок.

ребенок хлопает по ладони впереди стоящего и становится в конце группы, а тот, кто оказывается первым, идет за следующей картинкой и т. д. Когда все дети возьмут картинки, обе группы поворачиваются лицом друг к другу и называют свои картинки. При повторении игру можно немного видоизменить: выигрывает та группа, которая быстрее подберет свои картинки.

Упражнения для верхнего плечевого пояса Упражнения для верхнего плечевого пояса (для детей старших дошкольных групп и младшего школьного возраста) Формирование правильной осанки.

Что такое дифференциация звуков речи. Смотреть фото Что такое дифференциация звуков речи. Смотреть картинку Что такое дифференциация звуков речи. Картинка про Что такое дифференциация звуков речи. Фото Что такое дифференциация звуков речиИгровые упражнения на занятиях по изодеятельности В непосредственно образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации, конструированию детям сложно контролировать себя и управлять.

Что такое дифференциация звуков речи. Смотреть фото Что такое дифференциация звуков речи. Смотреть картинку Что такое дифференциация звуков речи. Картинка про Что такое дифференциация звуков речи. Фото Что такое дифференциация звуков речиИгровые упражнения с буквой Ё Цель: учить находить и выделять букву Ё; называть имена на букву Ё, развивать фонетический слух, развивать выразительность речи, воображение,.

Игровые упражнения с буквой Ю Цель: развивать выразительность речи; закрепить узнавание и правильное написание изученных букв, закрепить знания о букве Ю; развивать умение.

Игры и игровые упражнения для дошкольников Вид игры (игровое упражнение).Описание игры (игрового упражнения). 1. Игра (игровое упражнение,направленная на формирование умения выделять.

Что такое дифференциация звуков речи. Смотреть фото Что такое дифференциация звуков речи. Смотреть картинку Что такое дифференциация звуков речи. Картинка про Что такое дифференциация звуков речи. Фото Что такое дифференциация звуков речиКинезиологические упражнения Сегодня от специалистов (психологов, дефектологов, логопедов) можно услышать, что у ребенка атипичная латерализация функций головного мозга.

Что такое дифференциация звуков речи. Смотреть фото Что такое дифференциация звуков речи. Смотреть картинку Что такое дифференциация звуков речи. Картинка про Что такое дифференциация звуков речи. Фото Что такое дифференциация звуков речиКонсультация для родителей «Спортивные упражнения» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯОсобенный интерес у дошкольников вызывают такие спортивные упражнения, как катание на санках,.

Упражнения для дыхательной гимнастики Упражнения для дыхательной гимнастики Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения.

Источник

Что такое дифференциация звуков речи

Логопедическая работа по данному разделу предусматривает формирование у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звучания через специально подобранную систему игр и упражнений (“Угадай, что звучало?”, “Что делает Петрушка?”, “У кого звучит игрушка?” и т. д. ). В процессе этой работы у детей формируются также навыки слухового внимания и слуховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию у детей умения дифференцировать звуки речи.

11.1.2 Различение правильно и дефектно произнесенного звука

На протяжении работы по данному направлению у детей с ЗПР воспитывают навыки слухового контроля. Необходимость развития у дошкольников с ЗПР слухового контроля за качеством собственной речи определяется тем, что слуховое восприятие и различение правильного и дефектного произношения звуков способствует развитию фонематического слуха и во взаимодействии с двигательным анализатором определяет формирование качества звукопроизношения. Для достижения поставленной цели используется целый ряд игр и упражнений, направленных на различение правильно и дефектно произнесенного звука в чужой и собственной речи. Логопедическая работа ведется по трем направлениям:

1. Развитие навыка слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звуков, не нарушенных в произношении ребенка.

2. Развитие навыка слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звуков, нарушенных в произношении ребенка:

а) дефект произношения отличен от собственного;

б) дефект произношения аналогичен собственному.

3. Развитие навыка слухового самоконтроля. Различение правильно и дефектно произнесенного звука в чужой речи осуществляется через систему слуховых упражнений в определенной последовательности. Детям предлагается определить неправильное произношение:

а) звуков в слогах различной структуры (открытых, закрытых, со стечением согласных);

б) звуков в словах в различной позиции (звук в начале, конце, середине слова, без стечения и со стечением согласных);

в) звуков во фразах.

Наряду с имитацией неправильного произношения логопед воспроизводит и правильное произношение звуков. Зрительное восприятие артикуляции логопеда исключается.

В качестве примера приведем упражнения по развитию способности различения дефектного и нормативного произношения.

“Недовольный Саша”. Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или отдельную фразу). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков — поднимают картинку с изображением недовольного Саши.

“Как правильно сказать?”. Логопед имитирует искаженное и нормальное произнесение звука в слоге (слове) и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правильный.

“Будь внимателен”. Перед ребенком раскладывают картинки (банан, альбом, клетка) и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно — красный. Произносимые слова:

Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т. д.

Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, авьбом, альпом, альном, аблем и т. д.

Клетка, къетка, клетта, тлетка, квекта, тлекта, кветка и т. д.

11.1.3 Различение близких по звуковому составу слов

В процессе логопедической работы используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.

Примеры используемых игр и упражнений

“Придумай слово”. Логопед предлагает детям прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат похоже (мышка—миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза—коса, оса, лиса и т. д.).

“Чем отличаются слова”. Логопед предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображенные на них предметы (кит—кот, жук—сук, шар—шарф. Маша—каша, горка— норка и т. д.). Дети должны определить с помощью наводящих вопросов логопеда разницу в звучании этих слов.

“Лишнее слово”. Логопед четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:

канава, канава, какао, канава;

утенок, котенок, утенок, утенок;

минута, монета, минута, минута;

винт, винт, винт, бинт;

буфет, букет, буфет, буфет;

дудка, будка, будка, будка и т.д.

“Лишнее слово” (второй вариант). Логопед произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:

лимон, вагон, кот, бутон;

совок, гном, венок, каток;

пятка, ватка, лимон, кадка;

ветка, диван, клетка, сетка;

каток, моток, дом, поток и т. д.

“Мое слово”. Логопед предлагает ребенку три картинки, просит назвать предметы, изображенные на них, а затем произносит слово и предлагает ребенку определить, какое имеющееся слово похоже по звучанию на названное:

картинки: совок, вагон, гном; слова для сравнения: дом, лимон, бидон, загон, каток;

картинки: калитка, дом, каток; слова для сравнения: платок, листок, моток, гном, ком, улитка и т. д.

“Поэт”. Логопед читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных:

Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные. (перина, подушка, рубашка).

Без ключа, ты мне поверь, Не откроешь эту. (тумбочку, дверь, книгу).

От грязнули даже стол Поздним вечером. (сбежал, ушел, ускакал).

Две сестрички, две лисички Отыскали где-то. (спички, щетку, ложку).

Тебе кукла, а мне — мячик. Ты девочка, а я. (игрушка, медведь, мальчик).

Говорила мышка мышке:

До чего люблю я. (сыр, мясо, книжки)

Серый волк в густом лесу Встретил рыжую. (лису, белку).

Опустела мостовая, И уехали. (автобусы, трамваи, такси).

Катя Лену просит дать Краски, карандаш. (ручку, тетрадь, книгу) и т. д.

“Расставь по местам”. Логопед читает стихотворение и предлагает ребенку выбрать из близких по звуковому составу слов, обозначающих предметы, изображенные на картинке, нужное слово и ответить на вопрос. Предварительно предметы на картинках называются ребенком, сложные понятия уточняются.

Я тебе задачу дам — все расставить по местам:

Что скатали мы зимой. Что построили с тобой. На крючок в реке попал. Может все, хоть ростом мал.

Слова для выбора: дом, ком, гном, сом.

Я опять задачу дам — все расставить по местам:

Что стащил игривый кот. Детям мамочка плетет. С гор спускается, течет? Что за скользкий, ровный лед.

Слова для выбора: каток, поток, венок, моток

11.1.4. Дифференциация слогов

При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений

серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры — открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.

Примеры упражнений и игр

Повторение серий слогов с общим гласным и разными согласными звуками:

та-ка-папа-ка—та
ка-на-пага-ба-да
фа-ха-кама-на-ва
ба-да-гака-ва-ха
и т.д.

Аналогично — с гласными у, о, ы;

Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости (серии из двух, трех слогов):

па-бата-да
по-бока-га
пу-буфа-ва
са-зашу-жу
и т.д.

Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по мягкости-твердости:

па-ба-пата-да-тава-фа-ва
по-бо-пода-та-дафа-ва-фа
пу-бу-пука-га-каса-за—са
пы-бы-пыга-ка-газу-су-су
и т.д.

Повторение серий слогов с наращиванием стечения согласных звуков:

па-пяпо-пёпу-пюпы—пи
ма-мямо-мёму-мюмы-ми
ва-вяво-вёву-вювы-ви
та-тято-тёту-тюты-ти
и т.д.

Аналогично — с другими гласными звуками.

Повторение серии слогов с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:

па-тпана-пнака-фкафа—тфа
та-птана-фнака-ткака-пка
та

фта

ма-кмана-кната-кта
и т.д.
пта-пто-пту-пты кта-кто-кту-кты фта-фто-фту-фты тпа-тпо-тпу-тпы и т.д.тма-тмо-тму—тмы кна-кно-кну-кны фка-фко-фку-фкы пна-пно-пну—пны

Повторение серий слогов со сменой позиции согласных звуков в стечении:

пта-тпа пка-кпа фпа-пфа и т.д.кта-тка фка-кфа гда-дгафта—тфа хта-тха вба-бва

Игра “Телефон”. Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слог или серию слогов (например: ее, су—су—со, па—па—са и т. д., состоящие из звуков, не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.

Игра “Какой отличается?”. Логопед произносит серию слогов (например: ну—ну—но, сва— ска—сва, са—ша—са и т. д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.

11.1.5. Дифференциация звуков

Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется согласно традиционной методике с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким), звуки в слогах, словах. Каждому звуку подбирается картинка-образ. Содержание упражнений может предусматривать, наряду с дифференциацией звуков, развитие слуховой памяти.

Примеры игр и упражнений

“Угадай, кто (что) это был(о).” Детям предлагаются картинки-образы или игрушки, каждой из них присваивается определенное звучание (например: корова — мычит м м-м, тигр — рычит р р р, пчела — жужжит ж ж ж). Логопед длительно (в усложненном варианте — кратко) произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был, поднимая при этом соответствующую картинку.

“Какой звук лишний?”. Логопед называет детям звуки а, у и просит запомнить их. Затем логопед называет ряд звуков, включающий наряду с вышеуказанными и другие гласные: э, ы, и, о. Детям предлагается поднимать флажок только на тех звуках, которые были предложены к запоминанию. Аналогично игра проводится с согласными звуками (далекими и близкими по акустическим характеристикам).

“Различай и повторяй”. Логопед предлагает детям повторять за ним только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком. Например:

“Повторяй за мной только звук с” — предлагаемый звукоряд: з, с, ш, с и т.д.

“Повторяй за мной только слоги со звуком с” — предлагаемые слоги: ас, шу, су, за, сы, ша и т. д.

“Повторяй за мной только слова со звуком с” — предлагаемые слова: сом, шапка, сумка, коса, заря, кусок и т. д.

Речевой материал может быть подобран по-разному, с учетом цели задания — выделение гласных звуков, согласных (твердых—мягких, звонких-глухих, свистящих—шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и т. д.), звуков в слогах с одинаковыми и разными гласными, звуков в словах-квазиомонимах и т. д.

“Озорные звуки”. Логопед читает детям двустишие и предлагает определить, какие звуки “озорничают”, и сказать слово правильно:

Тащит мышонок в норку Огромную хлебную горку (корку).

Русская красавица Своей козою (косою) славится.

На глазах у детворы Крысу (крышу) красят маляры.

Закричал охотник: “Ой! Двери (звери) гонятся за мной!”

Я рубашку сшила шишке (мишке), Я сошью ему штанишки.

Лежит лентяй на раскладушке, Грызет, похрустывая пушки (сушки).

Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грач-ей).

Белокрылые хозяйки, Над волной летают сайки (чайки).

11.1.6. Формирование фонематического анализа и синтеза

Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т. д.). В связи с указанным выше предусматривается определенная последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза:

а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.);

б) слоги без стечения согласных (закрытые: ор, ыс, ах и т. д.; открытые: ро, сы, ха и т. д.);

в) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т. д.);

г) слова без стечения согласных:

1) односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.)

2) двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.);

д) слова со стечением согласных:

1) двусложные слова со стечением согласных в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка и т. д.);

2) односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг и т. д.);

3) односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость и т. д.);

4) двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы и т. д.);

5) двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли и т. д.);

е) трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.).

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств — графических схем слова, звуковых линеек, фишек), на речевое проговаривание (при назывании слов), на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание. В процессе работы по данному направлению детям предлагается выполнить следующие задания:

1. Выделить гласный (согласный ) звук из ряда других звуков (поднять флажок).

2. Выделить слог с определенным звуком (поднять флажок).

3. Выделить из ряда слов слова с определенным звуком (поднять флажок, отобрать картинки).

4. Назвать первый, последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок.

5. Определить последовательность и количество звуков в слове (придумать слова, отобрать картинки с определенным количеством звуков).

6. Определить местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.

Задания предлагаются в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками (символами, картинками), опускание при произнесении логопедом последнего (первого) звука в слове и восстановление его детьми с опорой на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т. д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *