святые отцы о ветхом завете

Мнения Отцов и учителей Церкви о ветхозаветном обрядовом законе Моисея

Содержание

Далее отцы, не исключая и св. Кирилла Александрийского, более всех из них написавшего об обрядовом законе, мало занимаются описательной стороной его, тщательным изысканием и правильным пониманием его частных постановлений на основании отрывочных мест содержания св. Писания. Отцы говорят преимущественно о значении, какое имел вообще обрядовый закон в историческом развитии евреев, и о переносном символическом смысле многочисленных постановлений этого закона.

Твердой почвой, на которой основываются мнения отцов об обрядовом законе, служит св. Писание вообще и в особенности учение св. ап. Павла об обрядовом законе. Св. ап. Павел преимущественно в послании к Евреям указал общее значение обрядового закона Моисея. Значение его по его учению было воспитательное ( Галат. III, 23–24 ). Закон воспитывал евреев ко Христу, на Которого он постоянно указывал посредством своих прообразов ( Евр. X, 1 ). Коль скоро то, к чему он воспитывал, и чего он был прообразом, исполнилось, он потерял свое прежнее значение и был отменен. Св. апостол показал и несколько примеров частного раскрытия прообразовательного значения обрядового закона ( Евр. V-XI гл.). Но он не находил для себя возможным, вероятно по недостатку времени, объяснить весь закон обрядов ( Евр. IX. 2–5 ) и ограничился только примерами такого изъяснения.

На этих указаниях св. ап. Павла преимущественно и основываются отцы и учители церкви, которые, пользуясь примером, показанным в апостольских посланиях, с большей полнотой объяснили значение обрядового закона, объяснили причину и цель его предписания, историческим назначением народа еврейского и состоянием его в то время, в которое закон должен был действовать, указали ближайший повод к его предписанию и смысл его частных постановлений. Смысл этих постановлений, по их объяснению, есть преимущественно духовный, символический. Внешними формами обрядов выражались конкретно идеи религиозно-нравственные, что и делало обрядовый закон воспитателем народа.

Общее значение отеческих мнений об обрядовом законе для богословской науки определяется тем, что эти мнения содержат в себе начала библейского и древне-церковного понимания обрядового закона, понимания, непосредственно примыкающего к откровенному учению. В особенности драгоценны изыскания отцов в прообразовательной области обрядового закона: в этой области простому уму скорее всего можно сбиться с верного пути, ум же отцов, руководимый в большей степени тем же Духом, Который предписал и прообразы в обрядах, вернее и ближе мог подойти к истине. Эта прямая задача состояла в том, чтобы отыскать мнения отцов, рассеянные в многочисленных их сочинениях, и изложить эти мнения в системе так, чтобы получилось общее представление отцов об обрядовом законе. Мнения эти излагаются нами в двух главных частях: в первой – об общем значении обрядового закона, о причине и цели его предписания и отмены, и во второй – о значении частных постановлений закона в отдельности.

1 Из указанных сочинений сочинения блаж. Августина против манихеев, его толкования на св. Писание, «Приготовление к Евангелию» и »Доказательства Евангелия» Евсевия Кесарийского, «Врачевание эллинских недугов», блаж. Феодорита, «Толкования» Оригена еще не переведены на русский язык. Прочие сочинения все имеются в русских переводах. И те и другие: первые – в подлинниках, а вторые – в переводах, равно как и другие сочинения отцов на нашу тему, еще вовсе не указанные, будут точнее указаны нами при дальнейшем изложении.

Это важнейшее для нас отеческое творение написано св. Кириллом в форме разговора между ним и неким Палладием. Цель сочинения – показать, что Иисус Христос, возвещая поклонение в духе и истине, не разоряет этим ветхозаветный закон, но исполняет. Сообразно с этой целью св. отец рассматривает обрядовые постановления ветхозаветного закона, а также различные события, о которых повествует Моисей, и объясняет все это в духовном смысле, показывая, что все это было образом и тенью того, что исполнилось с пришествием Христа. Касаясь обрядового закона, св. отец в первых двух книгах сочинения говорит об общем значении этого закона, о его детоводительстве, в 9-й и 10-й книгах – о скинии и ее принадлежностях, в 11-й – 13-й книгах о священниках и левитах, в 14-й и 15-й–о пище, осквернениях и левитских очищениях, в 16-й – о главных видах жертв и в 17-й – о ветхозаветных праздниках. Из другого сочинения св. Кирилла, «Искусные объяснения…», для нас важны: из объяснений на книгу Исход – 2-я книга – о пасхальном агнце и о посвящении первенцев; на книгу Левит ‑ о жертвах и очищении от проказы; на книгу Чисел – о жертвах из начатков плодов и рыжей телице; на Второзаконие–об очищении общества, на поле которого найден труп, от подозрения в убийстве и об очищении пленной иноплеменницы, взятой евреем в жены. Оба творения переведены на русский язык при Московской академии в 1880 ‑ 87 гг. в I ‑ VI частях, на страницы которых мы и будем ссылаться.

Объяснения св. Кирилла обрядовых постановлений Моисея служат типом отеческих изъяснений их в прообразовательном смысле, равно как «Толкования» блаж. Феодорита могут быть взяты за образец простого и ясного понимания буквального и ближайшего символического смысла тех же постановлений.

Исторической причиной, вследствие которой отцы рассматривают обрядовый закон преимущественно в его прообразовательном значении в отношении к новому завету, служат, главным образом, тe апологетические и полемические цели и задачи по отношению к христианству, которые более или менее проникали почти во все творения отцов и учителей церкви первых веков, и которые заставляли их и обрядовый закон Моисея рассматривать преимущественно в отношении к новому завету, как пророчество и древнее божественное свидетельство о последнем.

Говоря о сравнении результатов отеческих изысканий с исследованиями ученых, мы разумеем, главным образом, западных ученых, потому что уровень их исследований в нашей области стоит пока еще выше отечественных исследований. При этом и из западных ученых мы разумеем главным образом тех только, которые признают богооткровенный характер обрядового Моисеева закона и в исследованиях его стараются не уклоняться с библейской почвы. Начало такому исследованию обрядового закона на западе было положено еще в XVI и XVII вв., когда там вообще обратились к изучению древнехристианской письменности и, благодаря этому, ознакомились с древне-церковным, библейским пониманием обрядового закона, содержащимся в отеческих творениях. Лучшими из современных ученых, систематически рассматривающих обрядовой закон в его целом и частях в духе близком к этому древне-церковному пониманию, могут быть поставлены преимущественно археологи: Бэр, Кейль, Куртц и другие.

Но не может быть никакого сравнения между отцами и теми учеными, которые отрицают богооткровенный характер ветхозаветной религии и обрядовую сторону ее ставят наравне с внешними и языческими культами, не находя в ней никакого высшего смысла, кроме естественного и бессознательного выражения религиозных чувств. Таковы крайние рационалисты преимущественно XVIII в., натуралистический взгляд которых на обрядовый закон в этом веке на западе был господствующим и потерял свое преобладающее значение только в нашем в столетии, особенно с выходом в 1840-х гг. в свет «Символики Моисеева культа», названного выше Бэра, в которой исследование высшего, символически воспитательного смысла обрядов Моисея было поставлено на более твердую почву.

Источник: Казань. Типография Императорского Университета. 1892 г.

Источник

Чаша двух Заветов

святые отцы о ветхом завете. Смотреть фото святые отцы о ветхом завете. Смотреть картинку святые отцы о ветхом завете. Картинка про святые отцы о ветхом завете. Фото святые отцы о ветхом завете

О связи двух Заветов, об их глубинном единстве и о разнице между ними рассказывает постоянный автор нашего журнала диакон Владимир Василик.

Что для нас значит Ветхий Завет? Слово «завет» (по-еврейски «берит») означало «договор». Но у словосочетания Ветхий Завет два значения. Во-первых, это именно договор, конкретно — договор Бога с людьми. Первоначально — личные договоры с древними патриархами и праведниками — Ноем, Авраамом, Исааком и Иаковом. Бог требовал от них веры, преданности только Ему и послушания Его повелениям. За это Он даровал им спасение (как, например, Ною с его семьей) и благословение (как, например, Аврааму). Это — личное водительство Бога, заключавшееся в Его заповеданиях, которые передавались и сохранялись устно. Знаком завета являлось обрезание.

Затем — это завет или договор, заключенный через Моисея на Синае уже с целым народом израильским. Он состоял в том, что Бог будет единственным Богом Израиля, а Израиль — Его народом. Этот договор носит развернутую форму и письменно зафиксирован в Пятикнижии (первые пять книг Ветхого Завета — Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие; Бытие, однако, отражает события до завета Моисея). Цель Завета — выделить израильский народ из среды человечества и сделать его избранным, чтобы в нем могли сохраниться семена истинной веры и потом распространиться на все человечество. Господь-Сущий (Иегова, или Яхве) становится невидимым, духовным царем израильского народа, получающего таким образом особую форму правления — теократию, или богоправление. Закон подразумевал особый образ жизни, особую, «чистую», так называемую кошерную, пищу, детально предписывал ритуал жертвоприношений и священнодействий.

Второе значение словосочетания «Ветхий Завет» — собрание священных книг, первая, дохристианская часть Библии. Существует два канона Ветхого Завета — протестантский, основанный на иудейском, и православный, базирующийся на Александрийском. В первый включены Пятикнижие Моисея (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), исторические книги — Книга Иисуса Навина, четыре Книги Царств, две Книги Паралипоменон (жреческих хроник), две Книги Ездры, Книга Есфири, учительные книги — Псалмы Давида, Притчи Соломоновы, Екклезиаст, Песнь песней, Книга Иова; великие пророки — Исаия, Иеремия, Даниил, Иезекииль и двенадцать малых — Осия, Иоиль, Амос, Иона, Авдий, Михей, Наум, Аввакум, Аггей, Софония, Захария, Малахия. Православный, или Александрийский, канон добавляет к ним также книги, дошедшие до нас только на греческом языке: три Книги Маккавеев, Книгу Премудрости Соломона, Книгу Юдифи, Книгу Иисуса, сына Сирахова. Каково значение этих книг, как они соотносятся с Новым Заветом?

Сразу заметим, что Новый Завет нельзя глубоко и правильно прочесть без хотя бы поверхностного знания Ветхого Завета. Как замечательно сказал блаженный Августин, «Ветхий Завет сокрыт в Новом. Новый непонятен без Ветхого». Только на Книгу Второзакония в Новом Завете — 82 ссылки. Немало обращений и к Книге пророка Исаии. Постоянный рефрен Евангелия от Матфея — да сбудется Писание, например при рассказе о Рождестве Христовом: А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог (Мф. 1, 22–23). Этот пророк — Исаия, предвидевший рождение Христа от Девы (см.: Ис. 7, 14). Как говорит святой мученик Иустин Философ, «были некогда люди, блаженные и праведные, угодные Богу, которые говорили Духом Святым и предсказывали будущее, которое сбывается ныне. Их называют пророками. Они одни знали и возвестили людям истину… говорили только то, что слышали и видели, когда были исполнены Святого Духа. Писания их существуют и ныне, и кто читает их с верою, получает много вразумления о начале и конце вещей. Сами события, которые уже совершились и которые теперь еще совершаются, вынуждены принимать их свидетельство. Также ради чудес, которые совершили, они заслуживают веры, потому что прославляли Творца всего и возвещали о Посланном от Него Христе Сыне Его; чего не делали лжепророки» (Иустин Мученик. Разговор с Трифоном Иудеем).

Книги Нового Завета исполнены радости оттого, что сбываются древние пророчества, которые предвосхищают все чудеса и деяния Господа нашего Иисуса Христа — от Рождества до Пятидесятницы, которая также является исполнением того, о чем предрек пророк Иоиль: И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Иоил 2, 28–32).

Понимание Нового Завета немыслимо без ветхозаветных книг, а равно и наша церковная жизнь. Особенно без Псалтири, в которой, по выражению блаженного Августина, поют, плачут и радуются Сам Господь Иисус Христос и Его Церковь. Псалтирь мы постоянно слышим за богослужением: это и кафизмы на вечерне и утрене, и псалмы часов. Другие книги Ветхого Завета читаются на вечерне в указанные дни; эти чтения называются паремиями. Особенно торжественно их чтение в сочельник Рождества, Крещения и Великую Субботу, когда их число может достигать 15.

Но как быть с Ветхим Заветом как с Законом?

Нередко православный христианин колеблется между двумя максимами: се, творю все новое (Откр. 21, 5) и Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф. 5, 17). И более того, Спаситель говорит: Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5, 18). Но каким образом Христос исполняет Закон? Путем его углубления и одухотворения. Если Закон запрещал убивать, то Христос повелевает не гневаться: Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной (Мф. 5, 21–22). Если восьмая заповедь повелевает не прелюбодействовать, то Христос говорит, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 28). Иными словами, если Закон запрещал лишь внешние греховные действия, то Спаситель идет внутрь и отсекает душевные, психологические корни греха. Отметим, однако, что, говоря о Законе в Нагорной проповеди, Спаситель имеет в виду прежде всего Десять заповедей и ни слова не говорит об обрядовых, или юридических, предписаниях. Следует упомянуть, что еще в Ветхом Завете существовала пророческая традиция, согласно которой на Синае был дан нравственный закон, а не обрядовый. Она присутствует, в частности, у святого пророка Иеремии: ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве; но такую заповедь дал им: «слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо» (Иер. 7, 22–23).

Многое дано было Израилю Моисеем по жестокосердию израильтян, а не по благости Божией, поэтому изначальную заповедь надо предпочитать последующей. Когда фарисеи говорят Христу, что Моисей разрешил им разводиться, то получают жесткую отповедь: Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует (Мф. 19, 8–9).

Приведем другой пример: ветхозаветный закон запрещал брать проценты со своего соплеменника, но разрешал брать их с язычника. В Новом Завете, а затем и в церковном праве лихоимство запрещается вообще.

Итак, Христос дарует более глубокий и совершенный нравственный закон, основанный на благодати и любви.

Возникает вопрос: как относиться к ритуальным постановлениям Закона — о чистой и нечистой пище, о жертвах и т. д.? Они отменены Христом. Апостол Павел в Послании к Евреям разъясняет, что ветхозаветные жертвы были несовершенны и не могли очистить совесть. Они имели значение прообраза лучшей и совершенной жертвы Христовой, которую Он принес Своею кровию. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, [относящимися] до плоти, установлены были только до времени исправления. Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! (Евр. 9, 9–14).

Вопрос: надлежит ли соблюдать христианину постановления, связанные с чистой, или кошерной, пищей? Ответ очевиден: нет. Об этом говорит видение апостолу Петру: На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз [был] глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым (Деян. 10, 9–15). Единственный пищевой запрет в рамках Апостольского собора 51 года — воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины (Деян. 15, 29).

Отпадает нужда и в обрезании, коль скоро во Христе вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых (Кол. 2, 11–12).

Особая ситуация с субботой. Церковь отменила заповедь о субботнем покое, памятуя слова Христа: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин. 5, 17). В то же время Православие сохраняет уважение к субботнему дню, он изымается из поста, даже в Великий пост в субботу совершается Литургия. Особенно почитается Великая Суббота. Сия есть суббота преблагословенная, в нейже от дел почил Единородный Сын Божий смотрением еже на смерть (стихира на Хвалитех Великой Субботы на И ныне).

Отношение к Ветхому Завету и Закону в Церкви подобно выбору мудрого книжника, который из сокровищницы своей выносит старое и новое и выбирает то, что полезно для спасения и жизни вечной. Оба Завета неразрывно связаны. Как говорит святитель Амвросий Медиоланский, «чаша премудрости в ваших руках. Это чаша двойная — Ветхий и Новый Заветы. Пейте их, потому что в обеих пьете Христа. Пейте Христа, потому что Он — источник жизни».

Журнал «Православие и современность» № 28 (44)

Источник

Мессианские места Ветхого Завета в экзегезе отцов Церкви

Оглав­ле­ние

Вопрос о тол­ко­ва­нии цер­ков­ными авто­рами мес­си­ан­ских тек­стов Вет­хого Завета пред­став­ляет огром­ный инте­рес для совре­мен­ного экзе­гета, поскольку именно в этой тема­тике про­яви­лось мно­го­об­ра­зие свя­то­оте­че­ских под­хо­дов к пони­ма­нию биб­лей­ского текста. Ука­зан­ное мно­го­об­ра­зие ставит перед иссле­до­ва­те­лем первый важный вопрос: какие тексты вет­хо­за­вет­ного Писа­ния, с точки зрения цер­ков­ных писа­те­лей, нужно рас­смат­ри­вать в каче­стве мес­си­ан­ских, т. е. гово­ря­щих о гря­ду­щем Мессии? — Вопрос непро­стой, поскольку объем тек­стов, при­зна­ва­е­мых мес­си­ан­скими, суще­ственно отли­ча­ется у разных цер­ков­ных авто­ров.

Этот факт может вызвать недо­уме­ние со сто­роны совре­мен­ного иссле­до­ва­теля отно­си­тельно адек­ват­но­сти цер­ков­ного под­хода. В самом деле, неод­но­знач­ность раз­лич­ных свя­то­оте­че­ских тол­ко­ва­ний одних и тех же тек­стов может поста­вить под сомне­ние надеж­ность мето­дов цер­ков­ных авто­ров. Это застав­ляет перейти ко вто­рому вопросу — о мето­дах, кото­рыми поль­зо­ва­лись отцы и учи­тели Церкви при тол­ко­ва­нии Вет­хого Завета, в част­но­сти, — при выяв­ле­нии и объ­яс­не­нии мес­си­ан­ских мест. Анализ данных мето­дов поз­во­лит рас­крыть их логику и объ­яс­нит нали­чие разных тол­ко­ва­ний одних и тех же биб­лей­ских мест и, как след­ствие, раз­лич­ный объем тек­стов, при­ни­ма­е­мых в каче­стве мес­си­ан­ских.

Поэтому совер­шенно недо­пу­стимо только огра­ни­читься выяв­ле­нием свя­то­оте­че­ских мето­дов и их клас­си­фи­ка­цией. Оста­новка на этом этапе озна­чала бы непре­одо­лен­ную про­пасть между патро­ло­ги­че­скими и биб­лей­скими иссле­до­ва­ни­ями, отсут­ствие долж­ной оценки под­хода отцов и, как след­ствие, невоз­мож­ность их акту­а­ли­за­ции в биб­лей­ских иссле­до­ва­ниях и в цер­ков­ной жизни.

^ Базо­вые пред­по­сылки свя­то­оте­че­ских тол­ко­ва­ний

^ Осо­бен­но­сти вет­хо­за­вет­ного мес­си­а­низма

Однако для мес­си­ан­ской тема­тики данный метод не явля­ется основ­ным у отцов Церкви — из-за неболь­шого числа прямых про­ро­честв о Христе в Ветхом Завете (как, напри­мер, про­ро­че­ство о рож­де­нии Мессии в Виф­ле­еме; Мих. 5:2 ). Многие тексты Вет­хого Завета, рас­смат­ри­ва­е­мые в хри­сти­ан­ской и свя­то­оте­че­ской тра­ди­ции как пер­со­на­ли­сти­че­ски-мес­си­ан­ские (и отно­си­мые ко Гос­поду Иисусу Христу), в совре­мен­ном им исто­ри­че­ском кон­тек­сте имели иной смысл: они отно­си­лись или к тогдаш­нему пома­зан­нику-царю, или ко всему народу Изра­иль­скому.

В связи с ука­зан­ной спе­ци­фи­кой мес­си­а­низма в ветхом Изра­иле можно выде­лить 2 важных метода тол­ко­ва­ния в экзе­гезе как ново­за­вет­ных авто­ров, так и отцов Церкви (поз­во­ля­ю­щие выде­лить, соот­вет­ственно, 2 группы мес­си­ан­ских тек­стов): про­ро­че­ства двой­ного испол­не­ния и пер­со­ни­фи­ка­ция про­ро­честв о народе Изра­иль­ском.

^ Про­ро­че­ства двой­ного испол­не­ния

^ Пер­со­ни­фи­ка­ция про­ро­честв о народе Изра­иль­ском

^ Типо­ло­гия и феория у св. отцов

В рамках этого под­хода в хри­сти­ан­ской Церкви воз­ни­кают два сход­ных метода тол­ко­ва­ния — типо­ло­гия и феория. Не явля­ясь спе­ци­фи­че­ски хри­сти­ан­ским изоб­ре­те­нием 36) они полу­чили в Церкви широ­кое рас­про­стра­не­ние.

Типо­ло­ги­че­ский подход мог исполь­зо­ваться в свя­то­оте­че­ской лите­ра­туре сов­местно с мето­дом, извест­ным под назва­нием θεωρία (по-русски «феория» или «тео­ре­ти­че­ский метод»). Θεωρία поз­во­ляет усмот­реть допол­ни­тель­ный бого­слов­ский смысл в биб­лей­ском тексте путем ана­лиза осо­бен­но­стей его изло­же­ния (стиля, ком­по­зи­ции и т. д.). Из ново­за­вет­ных авто­ров данный метод исполь­зует св. ап. Павел в Посла­нии к Евреям, когда при­дает лите­ра­тур­ным осо­бен­но­стям повест­во­ва­ния книги Бытия о Мел­хи­се­де­кебóль­шее вни­ма­ние, нежели исто­ри­че­скому кон­тек­сту: Мел­хи­се­дек «без отца, без матери, без родо­сло­вия, не име­ю­щий ни начала дней, ни конца жизни» ( Евр. 7:3 ), — пишет он, ука­зы­вая на то, что свя­щен­ный автор книги Бытия опу­стил све­де­ния о про­ис­хож­де­нии салим­ского царя. Однако апо­стол не под­вер­гает при этом сомне­нию то, что исто­ри­че­ски Мел­хи­се­дек имел кон­крет­ную дату рож­де­ния и насто­я­щих роди­те­лей. В данном случае у св. ап. Павла θεωρία высту­пает как вспо­мо­га­тель­ный метод для постро­е­ния типо­ло­гии Мел­хи­се­дека как про­об­раза Гос­пода Иисуса Христа.

В отли­чие от типо­ло­гии, θεωρία могла быть при­ме­нена не только к Писа­нию Вет­хого, но и Нового Завета 44) ; в таком случае она явля­ется свое­об­раз­ным рас­ши­ре­нием первой и оттал­ки­ва­ется уже от собы­тий ново­за­вет­ной исто­рии, кото­рые служат для иллю­стра­ции бого­слов­ских идей, ста­но­вятся сим­во­лами цер­ков­ной жизни и аске­ти­че­ской прак­тики. Напри­мер, свт. Иоанн Зла­то­уст, объ­яс­няя исце­ле­ния, про­ис­хо­див­шие при купальне Вифезда, в кото­рой наблю­да­лись необыч­ные явле­ния ангела и дви­же­ние воды ( Ин. 5:2-4 ), не отвер­гал исто­рич­но­сти и реаль­но­сти этого собы­тия, но при этом объ­яс­нял, что через дей­ствие ангела в воде Бог желал таин­ственно ука­зать на дей­ствие Его­бла­го­дати при совер­ше­нии цер­ков­ного Таин­ства Кре­ще­ния, когда очи­щает чело­века не столько вода, сколько высшая сила 45) (далее свт. Иоанн Зла­то­уст рас­смат­ри­вает тер­пе­ние болев­шего 38 лет чело­века в каче­стве отправ­ной точки для рас­суж­де­ния об аске­ти­че­ской прак­тике 46) ).

^ Алле­го­ри­че­ский метод тол­ко­ва­ния

Кроме ана­го­ги­че­ского тол­ко­ва­ния, в цер­ков­ной тра­ди­ции широ­кое рас­про­стра­не­ние полу­чила нрав­ствен­ная алле­го­реза, при кото­рой отдель­ные лица и собы­тия биб­лей­ской исто­рии исполь­зу­ются как иллю­стра­тив­ные образы для разъ­яс­не­ния зако­нов нрав­ствен­ной жизни и аске­ти­че­ской прак­тики.

^ Заклю­че­ние

Сопо­став­ле­ние мето­дов цер­ков­ных писа­те­лей и ново­за­вет­ных авто­ров при рас­смот­ре­нии учения о Мессии в Ветхом Завете демон­стри­рует, что боль­шин­ство под­хо­дов к тол­ко­ва­нию биб­лей­ских тек­стов отцы Церкви вос­при­няли у Гос­пода Иисуса Христа и апо­сто­лов. Факт пол­ноты откро­ве­ния через вопло­ще­ние Боже­ствен­ного Логоса сделал воз­мож­ным уви­деть про­мысл Божий в исто­рии Вет­хого Завета, направ­лен­ной своим век­то­ром ко Христу.

Исходя из этого, выяв­ле­ние про­ро­честв двой­ного испол­не­ния, пер­со­ни­фи­ка­ция про­ро­честв о еврей­ском народе и рас­смот­ре­ние исто­ри­че­ских парал­ле­лей между биб­лей­ской исто­рией Вет­хого и Нового Завета (типо­ло­гия) поз­во­лили сфор­ми­ро­вать группу вет­хо­за­вет­ных тек­стов, кото­рые в тра­ди­ции хри­сти­ан­ской Церкви пони­ма­ются в каче­стве мес­си­ан­ских. Такое про­чте­ние Вет­хого Завета не потре­бо­вало отвер­же­ния пря­мого исто­ри­че­ского смысла биб­лей­ского текста, а было при­звано рас­крыть его допол­ни­тель­ные нюансы в ново­за­вет­ной пер­спек­тиве, чтобы лучше выра­зить хри­сти­ан­ское учение.

В то же время такие методы тол­ко­ва­ния Вет­хого Завета у отцов Церкви, как фило­соф­ская и бого­слов­ская алле­го­рия не имели прямой ана­ло­гии у ново­за­вет­ных авто­ров. Край­ность алле­го­ризма в виде фило­соф­ской алле­го­рии была отверг­нута Цер­ко­вью через осуж­де­ние ее наи­бо­лее яркого пред­ста­ви­теля — Ори­гена, при этом бого­слов­ская алле­го­рия (или ана­го­ги­че­ский подход) была усво­ена на мате­ри­але книги Песни Песней и послу­жила к рас­ши­ре­нию круга вет­хо­за­вет­ных тек­стов, поз­во­ля­ю­щих мес­си­ан­ское про­чте­ние.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *