Что такое дидактические принципы обучения
Урок 2. Основные принципы дидактики
В прошлом уроке мы с вами познакомились с педагогическими воззрениями человека, сыгравшего в истории педагогики огромную роль – педагога-философа Яна Коменского. Также мы смогли сделать вывод, что именно его идеи стали основополагающими в становлении той системы образования, которую можем наблюдать и сегодня – в XXI веке. Как вы помните, мы вкратце упоминали дидактические принципы Коменского, отражающие его подход к образованию. Но если тогда мы сказали о них лишь в целях ознакомления, желая сформировать у вас целостную картину «Великой дидактики», то сейчас мы займёмся углублённым изучением этих принципов.
Для начала стоит сказать, что принципом называется основное положение какой-либо научной области, имеющее одинаковое значение для любого объекта. Принцип указывает на то, как требуется поступать в определённой ситуации и что нужно брать во внимание при решении какой-либо задачи.
Принципы дидактики являются основными положениями, управляющими педагогом в его деятельности по обучению и воспитанию, направленной на подготовку учащихся к жизни в социуме. Конкретно в педагогике принципы дидактики можно назвать ориентирами, координирующими весь процесс образования и служащими инструментом, который использует педагог для достижения своих педагогических целей. Беря во внимание каждый из этих принципов, организуя учебный процесс, любой преподаватель будет знать, что требования этих принципов помогут определить формы и методы обучения, его содержание и поведение самого преподавателя во время занятий.
Идеи Яна Коменского были приняты и поддержаны такими выдающимися учёными-педагогами как Иоганн Фридрих Гербарт, Иоганн Генрих Песталоцци, Адольф Дистервег, Карл Рэнсом Роджерс, Жан Пиаже, Джон Дьюи, Януш Корчак, Василий Сухомлинский, Лев Выготский, Павел Блонский и многие другие.
Основные принципы дидактики
Итак, к основным дидактическим принципам относятся:
Но педагог должен не только знать эти принципы, но и следовать при их реализации определённым требованиям. Поговорим об этом более подробно.
Принцип научности
Принцип научности предполагает, чтобы содержание обучения основывалось на тех положениях, которые соответствуют фактам и отражают актуальные научные данные. Такие положения можно найти в учебниках, учебных программах, образовательных стандартах. В обучение учеников входят элементы научного поиска и исследовательских методов, благодаря чему они учатся отличать истинные данные от ложных.
Требования принципа научности:
Принцип доступности
Согласно принципу доступности, необходимо, чтобы обучение соответствовало индивидуальным особенностям учащихся и уже накопленным ими знаниям. При этом обучение ни коем случае не должно быть лёгким, но его трудность должна быть оптимальной и учитывать интересы и жизненный опыт учеников. Грамотный педагог наставляет своих учеников находить истину и вовлекает их в процесс её поиска. Мы уже говорили об этом ранее, но всё же повторимся: Коменский настаивал на том, чтобы обучение шло от простого к сложному, от известного к неизвестному, от того, что близко, к тому, что далеко.
Требования принципа доступности:
Принцип целенаправленности
Принцип целенаправленности проявляется в главной цели базовых направлений развития среднего и профессионального образования. Это выражается в том, что должны создаваться организованные, методические и содержательные основы педагогического процесса. Кроме того, эти основы должны быть способны адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни социума и научному прогрессу.
Требования принципа целенаправленности:
Принцип систематичности и последовательности
Принцип систематичности и последовательности подразумевает особый порядок и систему преподавания, основанные на чёткой логической хронологии. Это значит, что преподаваемая информация должна строго планироваться, состоять из законченных разделов, модулей и шагов. Каждая учебная тема должна состоять из идейных центров и главных понятий, которым подчинены остальные части темы, лекций или уроков. Важнейшей составляющей здесь являются структурно-логические схемы, которые вскрывают понятийную иерархию и систему знаний.
Требования принципа систематичности и последовательности:
Принцип наглядности
Принцип наглядности, согласно «Великой дидактике» Коменского, является «золотым правилом» образования. Он гласит, что в целях повышения результативности обучения необходимо применять средства наглядности и опираться на зрительные органы – это основное. Дополнительным является задействование в процессе восприятия данных остальных органов чувств. Суть принципа наглядности состоит в том, что учащимся для восприятия зрением нужно предоставлять всё, что видимо, для восприятия слухом – всё, что слышимо, для восприятия вкусом – всё, что подлежит вкусу, для восприятия осязанием – всё, что доступно осязанию. Но максимальной информативностью обладает именно зрение, т.к. оно даёт человеку 80% знаний.
Требования принципа наглядности:
Принцип связи обучения с жизнью
Принцип связи обучения с жизнью ещё называют принципом связи теории с практикой. Он говорит о необходимости наличия постоянного сомнения и проверки теории посредством эффективных практических критериев. В учебном заведении должны быть только те занятия, практический смысл которых полностью понятен учащимся.
Требования принципа связи обучения с жизнью:
Принцип сознательности и активности
Принцип сознательности и активности является следствием той особенности образовательной деятельности, согласно которой в педагогическом процессе принимают участие две стороны: педагог и учащийся. Обе стороны должны быть активными в процессе обучения и точно понимать и осознавать каждая свою цель. Естественно, основная роль отводится именно педагогу, который должен стимулировать познавательную деятельность своего ученика. Исходя из этого, педагог является субъектом образования, а учащийся – объектом. Активность учащегося выражается в усвоении содержания обучения и его целей, а также в самостоятельной организации и планировании своей работы и проверке её результатов. Активность педагога, в свою очередь, состоит в формировании мотивов обучения и применения интересов познавательного характера, формировании познавательных склонностей и использовании различных образовательных методов, например, дискуссий, деловых игр, соревновательных элементов и т.п.
Требования принципа сознательности и активности:
Принцип прочности
Принцип прочности основывается на требовании закрепления содержания обучения в сознании учащихся и становлении его основой их поведения. Но такого результата можно достичь лишь, если учащиеся проявляют стремление к познанию, материал систематически повторяется, а за результатами обучения обеспечивается планомерный контроль.
Требования принципа прочности:
Принцип воспитания и развития
Принцип воспитывающего и развивающего обучения говорит о том, что все элементы педагогического процесса должны быть направлены на воспитание и развитие в учащихся не только тех качеств и навыков, которые требуются для жизни в обществе и работы, но и всевозможных благодетелей, которые обуславливают развитие учащегося как адекватную, здоровую, благопристойную, состоятельную, стремящуюся к знаниям и живую личность. Именно поэтому в идеях Коменского образование и воспитание идут «рука об руку».
Требования принципа воспитывающего и развивающего обучения:
Из всего сказанного нами выше следует тот факт, что каждый из принципов дидактики взаимосвязан с другими, а все вместе они составляют полноценную систему. Например, научная сторона обучения не может быть отделима от его доступности, прочность усвоения новой информации может быть обеспечена только активностью учащихся и т.д. и т.п.
В дополнение к основным дидактическим принципам мы бы хотели также привести информацию, которая является очень важной для любого человека, жизнь и деятельность которого хоть как-то связана с образованием. Далее мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми требованиями, которые Ян Коменский выдвигал для процесса образования – они взяты из его труда «Великая дидактика».
Некоторые основные моменты «Великой дидактики Коменского»
Мы приводим для ознакомления некоторые положения трёх глав «Великой дидактики» Коменского (текст, за исключением названий глав, не является оригиналом).
Из главы 16 (Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться)
Первое основоположение гласит:
Второе основоположение гласит:
Четвёртое основоположение гласит:
Шестое основоположение гласит:
Седьмое основоположение гласит:
Из главы 17 (Основы лёгкости обучения и учения)
Первое основоположение гласит:
Второе основоположение гласит:
Третье основоположение гласит:
Из главы 18 (Основы прочности обучения и учения)
Основные положения главы таковы:
Если обобщить суть всех принципов дидактики и требований Коменского к обучению и образованию, можно сказать, что они являются для педагогов и людей, тем или иным образом связанных с педагогической деятельностью (менеджеров, тренеров, консультантов и т.д.) теми направляющими ориентирами, которые позволяют грамотно, качественно и эффективно выстроить учебный процесс. Опираться в педагогической деятельности следует именно на них.
В следующем уроке нашего тренинга по педагогике мы поговорим на тему взаимосвязи педагогики и психологии, а также о психологических основах обучения.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Дидактические принципы обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Обучение и его принципы
Обучение – это сложный, многокомпонентный процесс, организация которого требует наличия большого количества специализированных знаний. Для упрощения этой организации были созданы основные принципы обучения – положения, в которых отражены теоретические подходы к построению учебного процесса. Эти принципы определяют направленность обучения, его цели и способы и многое другое, а также позволяют оптимизировать весь процесс обучения, сделав его максимально продуктивным.
Принципы обучения вырабатывались на протяжении всего исторического опыта образовательной деятельности.
Все принципы обучения связаны друг с другом, эффективным будет только их одновременное применение.
Иначе говоря, принципы обучения – это некие общие руководящие идеи, от которых следует отталкиваться при построении учебного процесса.
Все принципы обучения можно разделить на дидактические, то есть применимые ко всем предметам, и методические – применимые к данному конкретному предмету. В данной статье мы рассмотрим дидактические принципы обучения.
Дидактическими считаются следующие принципы: научность, последовательность, системность, преемственность, связь теории с практикой, сознательность, активность, доступность, индивидуальный подход к учащимся, прочность, наглядность.
По мнению К. Д. Ушинского, великого русского педагога XIX века, в дидактике используются следующие принципы:
Рассмотрим каждый принцип в отдельности.
Основные дидактические принципы обучения
Принцип научности, он же принцип объективности, предполагает соответствие содержания образовательных программ достижениям современной науки. Эти положения официально зафиксированы в стандартах (например, ФГОС) и учебниках. Согласно этому принципу обучающиеся должны обладать умением различать истинное и ложное. При этом учитывается, что предлагаемые обучающимся знания не абсолютны, а относительны, то есть содержат в себе не только объективную информацию, но и субъективные представления учёных.
Готовые работы на аналогичную тему
Принцип объективности также рассматривает на равных все формы постижения мира – научную, художественную и религиозную, тем самым показывая свою общедемократическую, толерантную структуру.
Принцип последовательности обучения призван обеспечить систематическое, последовательное, логичное и рациональное получение обучающимися знаний. Это означает, что образовательный материал должен быть чётко структурирован и должен предлагаться для изучения в строго заведённом порядке: от более простых задач к более сложным, от общих знаний к более конкретным. Например, история изучается в хронологическом порядке, чтобы у обучающихся могло формироваться корректное представление о развитии человеческой цивилизации.
Согласно этому принципу в любой дисциплине выделяются этапы изучения, главные понятия и идейные центры, вокруг которых и формируется образовательный процесс.
Одной логики для построения успешного образовательного курса недостаточно! Помимо этого, занятия должны быть эмоционально наполненными, чтобы лучше усваиваться обучающимися.
Принцип прикладной направленности обучения предполагает получение учащимися одновременно и практических, и теоретических знаний, идущих неотрывно друг от друга. Все гипотезы должны быть проверены на практике, а все предлагаемые ученикам знания не должны быть оторваны от реальности. Согласно данному принципу обучающиеся должны чётко представлять цели своего обучения. В идеале все элементы образовательного процесса должны проходить проверку требованиями жизни, однако в современной системе образования так случается далеко не всегда.
Принцип сознательной активности обучаемых требует непосредственной вовлечённости в образовательный процесс не только учителя, но и ученика. Обучение – это активное действие, полная мобилизация интеллектуальных и духовных ресурсов обучающегося. Педагогической практике известны попытки обучения, не включающего в себя участия обучаемых и не являющегося успешным. Для качественного усвоения материала обучающиеся должны быть заинтересованы знанием и вовлечены в процесс его получения. Активность может быть репродуктивной (запоминание и воспроизведение информации) и творческой. Преподаватели для увеличения активности своих учеников могут использовать такие средства, как игры, экскурсии, соревнования и др.
Принцип гражданственности, напрямую связанный с формированием гражданского самосознания, отражает суть гуманистической направленности образования. Это значит, что современная система обучения стремится удовлетворить социальные и личностные потребности учеников, учитывая их психологические и индивидуальные особенности при подборе методов обучения. Образовательный процесс должен проходить на оптимальном уровне трудности с учетом интересов и жизненного опыта обучаемых. Подпунктом данного принципа можно назвать принцип доступности – создание равных для всех учеников условий обучения, отказ от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и инклюзия обучающихся с особенностями.
Принцип индивидуального подхода к учащимся обеспечивает учёт особенностей данного конкретного ученика. Подобный подход позволяет максимально активизировать интеллектуальные и духовные силы ребёнка, а также создать для него комфортные условия для обучения. Индивидуальный подход, как правило, повышает успеваемость обучающегося, поскольку задания и требования полностью соответствуют его возможностям.
Согласно принципу прочности усвоения знаний содержание образовательного курса должно надолго закрепляться в сознании обучаемых. Этот результат достигается только при условии соблюдения всех выше перечисленных принципов: активности обучаемого, систематичности обучения и т.д. Повышению прочности усвоения знаний способствует контроль за знаниями: проверочные работы, тесты и др.
Принцип наглядности, «золотое правило обучения», предполагает задействование в обучении всех органов чувств человека. Знания должны подаваться через разные каналы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание. Для успешного обучения необходимо комбинировать разные типы подачи информации.
Исследованиями доказано, что самым эффективным из чувств является зрение – визуально мы воспринимаем более 80% всей окружающей действительности. Особенно во втором десятилетии XXI века, когда у людей (особенно у детей) вырабатывается клиповое мышление. Однако не стоит переоценивать роль образов и впечатлений, забывая о том, что истинной задачей образование является формирование понятий и категорий, складывающихся в систему знаний посредством разума и логики.
Чтобы сделать обучение наглядным, можно применять изображения, видео, аудио, лабораторно-практические работы, эксперименты, макеты, карты, формулы и т.д. Также помогут яркие иллюстративные примеры.
Дидактические принципы
Педагогические технологии, их организация и реализация зависят от требований ведущих дидактических принципов. «Дидактика» — это раздел науки педагогики, представляющий собой теорию обучения и образования, отвечающий на вопрос: «Как обучать?».
Дидактические принципы или принципы обучения — это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые называют определенную систему
исходных, основных дидактических требований к содержанию, процессу обучения, методам, приемам, средствам и формам его организации.
Руководствуясь принципами обучения при организации учебного процесса, каждый преподаватель должен знать, что их требования направляют всю его деятельность: они помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения, они же диктуют и поведение преподавателя во время занятия.
К ведущим принципам обучения относятся следующие:
Преподавателю необходимо не только просто знать эти принципы, но и реализовать их требования при организации педагогических технологий. Каковы их
требования?
Вот одни из важнейших и главнейших:
Принцип целенаправленности
Принцип целенаправленности реализуется через главную цель основных направлений развития среднего профессионального образования, что выражается в
создании организационных, методических и содержательных основ проведения в жизнь государственной политики в области среднего профессионального образования, в ускорении его адаптации у изменяющимся условиям России.
Требования принципа целенаправленности:
Принцип научности
Принцип связи обучения с жизнью
Принцип систематичности и последовательности
Принцип сознательности и активности
Принцип наглядности
Принцип доступности
Принцип интегрированного подхода
Принцип воспитывающего и развивающего обучения
Принцип прочности
Перечисленные выше требования ведущих принципов обучения, являются как бы стержневой основой для современных педагогических технологий.
Каковы же составные современных педагогических технологий (СТП), каково их содержание? Охарактеризуем их в той логической последовательности, в которой они представлены в нашей формуле: СПТ= цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.
Сущность этих ценностей в задачах воспитания и обучения: формирование у студентов качеств гуманности, гражданственности, патриотизма, интеллигентности, личностных, профессиональных качеств и др.
Спецификой решения этих задач является включение каждого студента в практическую, полезную, именно каждому, деятельность.
Что же касается содержания обучения, оно определяется учебно — планирующей документацией: учебными планами, программами, учебниками, учебно-методическими материалами.
Принципы дидактики в педагогике
Дидактика представляет собой элемент педагогики, который занимается разработкой проблемы образования и обучения.
Понятие дидактики
Что же такое дидактика? Сейчас мы постараемся ответить на этот вопрос. Впервые данный термин был применен в работах немецкого педагога Ратке, и в их контексте он обозначал искусство обучения.
Коменский присуждал дидактике звание универсального искусства обучения всех и каждого чему угодно. В начале 19 века Гербарт определил дидактику как непротиворечивую и целостную теорию воспитывающего обучения.
В наше время дидактика в педагогике — это понятие, которое определяется в качестве значительнейшей части научного знания, которая базируется на изучении и исследовании проблем обучения и образования. Дидактику одинаково справедливо можно называть как теоретической, так и прикладной наукой, которая изучает существующие процессы обучения.
Знания, приобретенные как продукт дидактических исследований, позволяют преобразовать содержание образования согласно претерпевающим изменения целям, находить принципы, а также методы и средства обучения, придумывать и претворять в жизнь ранее не использовавшиеся образовательные технологии. Дидактика обладает своими понятиями. Главные категории дидактики формируют следующий список: преподавание, обучение, образование, учение, знания, навыки, умения, а также цели, содержание, виды, формы, организация, результаты обучения, средства, методы.
Принципы дидактики
Дидактические принципы — это фундаментальные положения, в соответствии с его общим целям и закономерностям определяющие программу, методы и организационные типы учебного процесса.
Фактически, принципы обучения в педагогике — это понятия, которые характеризуют основные пути применения закономерностей согласно обозначенным целям.
Дидактические принципы обучения в педагогике являются основными требованиями к организации учебного процесса с практической точки зрения.
Принцип возложения задачи достижения целей и урегулирования проблем воспитания, образования, а также роста общего развития учеников на обучение
Данный принцип исходит из того, что обучение обуславливается потребностями общества во всестороннем развитии личности. Исключительно гармонично развитая личность имеет возможность успешно принимать участие в общественной жизни. Практическая реализация приведенного принципа происходит с помощью комплексного планирования урока, что способствует решению более широкого спектра задач, благодаря этому интенсифицирует учебный процесс, повышая его эффективность. Следование данному принципу положительно влияет на рост значения целеполагания в процессе обучения, а также формирует его целенаправленность.
Принцип научности обучения
Приведенный принцип основывается на зависимости содержания науки от учебных предметов. Для его соблюдения необходимо наполнение содержания обучения объективными научными фактами, законами, понятиями, теориями соответствующих областей науки. Также требуется, чтобы им раскрывались достижения современности и потенциальные результаты и пути роста науки. Принцип научности осуществляется первым делом в процессе производства учебных пособий и программ, которые должны совмещать современные, классические и потенциально полезные научные положения.
Наряду с этим требуется принимать во внимание отличительные черты возрастов учащихся и время, предназначенное для освоение какой-либо конкретной дисциплины. Наполнение программ обучения должно включать в себя исключительно научные основы, также нежелательно добавлять в их состав различные спорные вопросы. Согласно принципу научности в ходе процесса обучения у учащихся должно быть сформировано диалектико-материалистический образ мыслей.
Принцип связи обучения с жизнью
В поставленных научно-техническим прогрессом условиях наука постепенно начинает использоваться в качестве производственной силы. Школьное образование должно предоставлять обучающимся не только само рассмотрение научных решений и проблем, но и раскрытие вариантов их использования в самых различных областях человеческой жизни, в качестве примера сфер применения можно привести промышленность, сельское хозяйство и общественную жизнь. Осуществление данного принципа в педагогике помогает учащимся проще воспринимать концепцию о связи науки с практикой.
Принцип последовательности и систематичности
Принцип последовательности и систематичности в обучении ставит следующие условия: получаемые навыки, знания или умения должны образовываться согласно определенной системе, подчиняясь некоторому принятому порядку, при котором все элементы обучения последовательно опираются друг на друга и являются логически связанными между собой. Павлов, считающий физиологически закономерными в области педагогики последовательность и постепенность различных типов тренировок, всегда акцентировал внимание на важности и эффективности приведенного принципа. Именно систематичность процесса обучения позволяют в относительно сжатые сроки получить максимальный результат в обучении. Определенная системность в процессе приобретения и усвоения некоторого массива новой информации требует выделения и акцентирования внимания на присутствующих в выбранном для изучения материале ключевых понятиях, нахождение их причинных и функциональных связей с иными понятиями, определения их зарождения и последующего процесса развития. В процессе обучения также довольно важную роль играет указание межпредметных связей. Необходимо осуществить применение базирующегося на последовательности системного подхода не только в работе педагогов, но также и осуществляемой их подопечными деятельности.
Принцип доступности
Принцип доступности обладает стоящей в самой основе его понятия необходимостью в построении процесса обучения с учетом действительных способностей учащихся и в исключении отрицательно влияющих на его работу перегрузок морального, физического типов. Чересчур тяжелое для усвоения наполнение программы провоцирует упадок мотивации, а также может стать причиной снижения прилагаемых обучающимися волевых усилий и их общей работоспособности. Задача педагога заключается в определении необходимой для эффективного обучения сложности. Не стоит забывать, что излишнее упрощение процесса также обладает своим отрицательным влиянием, а конкретно приводит к падению интереса к учению. Для обретения максимальной эффективности программа должна сохранять свою доступность, но при этом оставаться требовательной к прикладываемым усилиям, чтобы приводить к личностному росту.
Принцип активности учащихся в обучении
В педагогике активность — это понятие, обозначающее стремление учащегося к самостоятельному к получению навыков и знаний.
В процессе обучения является крайне важным условие согласованной работы учения и преподавания. Желаемый результат достигается лишь в том случае, если оба приведенных элемента функционируют в тесной взаимосвязи. Данный принцип характеризует активность учащегося в его обучении в качестве субъекта процесса. Направление деятельности учащихся должно заключаться в самостоятельном поиске нужных знаний. Весь процесс обучения должно быть также и сознательным. В случае, если ученики будут получать и усваивать знания сознательно, то они получат возможность преобразоваться в устойчивые убеждения, а также пресечется формирование формализма. Чтобы успешно осуществить данный принцип, необходимо максимально часто применять в обучении беседы и в их ходе создавать различные проблемные ситуации, провоцировать мыслительную деятельность обучающихся, заключающуюся в аргументации своего мнения.
Принцип наглядности обучения
Наглядность в дидактике заключается не только в зрительном восприятии, но также и в восприятии с помощью моторных и тактильных ощущений. Наглядность обучения достигается благодаря использованию самых разных иллюстраций, лабораторно-практических работ, демонстраций. В процессе осуществления данного принципа одновременно необходимо совершенствовать как наглядно-образное мышление, так и абстрактно-логическое.
Принцип сочетания различных типов обучения в зависимости от наполнения программы и задач
В ходе процесса обучения находят свое применение разные способы обучения из следующего списка:
Не менее разнообразен и перечень средств обучения. Педагог должен уметь выбрать максимально действенную комбинацию методов и средств обучения. Дидактика выразила соответствующую связь методов и наполнения с целями обучения. Если выбор окажется подходящим для решения поставленных целей и берет в учет особенности содержания и настоящие способности обучающихся, то при определенных условиях эффективность процесса обучения будет наивысшей из возможных.
Принцип сочетания различных типов организации обучения в зависимости от методов, целей и наполнения обучения
В условиях дидактики действующие методы организации обучения делятся на урочные и внеурочные. В пределах подобных уроков применяются индивидуальные и групповые методы организации обучения. Уровень эффективности тесно связан с принятым методом обучения. Данная связь определяется дидактикой.
Принцип создания благоприятных для обучения условий
Уровень действенности учебного процесса обладает существенной зависимостью от присутствия четырёх главных групп условий:
Принцип прочности в педагогике
Данный принцип подразумевает прочность навыков учебно-познавательной деятельности, идейно-нравственных убеждений, вариантов общественно ценного поведения.
Исключительно комплекс принципов обучения обладает возможностью обеспечить успешность нахождения целей, выбор способов, наполнения, средств, форм обучения. Лишь совокупное использование дидактических принципов позволяет гарантировать успешное разрешение поставленных перед современной школой задач