Что такое дидактический материал в детском саду

Консультация «Дидактические материалы в работе воспитателя ДОУ»

Дидактические материалы в работе воспитателя ДОУ

«Ведущая деятельность – деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психических новообразований человека на данной ступени развития его личности». [3]

Л. С. Выготским были заложены основы представлений о ведущей деятельности.

«Игра — ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста».

«Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра — это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования». Для того чтобы ребёнка игра обучала, приносила положительные эмоции в процессе игры в ДОУ воспитатели выбирают и создаются специальные дидактические пособия. С помощью дидактических игр дети развиваются, воспитываются и обучаются во время своей естественной деятельности. [4]

Для создания такой игры требуются дидактические материалы.

Какое значение имеет дидактический материал в детском саду?

Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда, в которой находятся дети, должна быть в первую очередь содержательно-насыщенной. То есть образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами (дидактическими, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием и инвентарём. В этом контексте большое значение играют правильно подобранные дидактические материалы. Они являются помощниками педагога для развития способностей ребёнка и научению чему-то новому. Такие материалы должны быть эстетически привлекательными, приятными на ощупь, красочными, яркими для активизации интереса и привлечения внимания ребёнка.

Что же такое дидактический материал?

«Дидактический материал — особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени». [2]

Дидактические материалы в дошкольных учреждениях — это материалы простые по своему содержанию и направлены на обучение в игре, дополняют его и используются в процессе его реализации (обучающие игры, различные карточки, рисунки, схемы, презентации).

В процессе игры ребёнок приобретает новые знания и умения.

Качества которыми должны обладать дидактические материалы: вариативность форм и способов подачи материала; ориентация на обучение с опережением; увлекательность содержания; нацеленность на развитие мыслительных способностей.

Цели применения дидактических материалов:

развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;

формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);

создание положительного эмоционального настроя;

развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);

развитие речевых навыков;

обучение счёту, грамоте.

Все дидактические материалыподразделяются на несколько видов:

Предметно-образные пособия-раскрываются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Натуральные (созданы из природных материалов) и объёмно-образные дидактические материалы:

Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов.

Объёмно-образные дидактические материалы — это пособия, которые наглядно демонстрируют процесс или устройство обсуждаемого предмета (модели, макеты, муляжи и др.).

Знаковые дидактические материалы – оформлен как материал в картинках, раздаточный материал, демонстрационный материал (стенды, плакаты, мультимедийные презентации и др.)

Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей (предметные и сюжетные картинки, разнообразные карточки, портреты, аппликации, фото, фильмы и др.).

Условно-знаковый дидактический материал — это материал, который раскрывает или рассматривает частности или детали по одному или нескольким действующим признакам.

Дидактические материалы для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно.Процесс создания пособий включает ряд этапов:

Выбор темы, в рамках которой будет создаваться дидактический материал (например «Основные цвета»).

Своевременное планирование использования созданного дидактического материала.

Подбор дидактических материалов зависит не только от материальной оснащенности ДОУ, но и от поставленных целей учебной работы, методов, возраста детей, а также от характерных особенностей отдельно взятых НОД.

Использование дидактических материалов в детском саду помогает развивать познавательные, коммуникативные и творческие способности дошкольников всех возрастных групп. При применении пособий воспитателю следует помнить о широком спектре выбора их подачи. Изготовление дидактических материалов своими руками позволяет реализовать различные педагогические идеи в образовательном процессе ДОУ. Главное — правильно разработать пособия, продумать и оформить. В этом помогут разнообразные методические рекомендации и собственная фантазия автора. [9]

1. Куликовская Т. «Дидактический материал «Мир вокруг нас», «Животные Арктики и Антарктики»

3. Популярная психологическая энциклопедия. — М. : Эксмо. С. С. Степанов. 2005. (с. 102)

4. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термин, актуальная лексика. — М. : НМЦ СПО. С. М. Вишнякова. 1999.

5. Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е. С. – Минск, 2006, с. 184-185.

Источник

Дидактический материал как средство развития познавательной деятельности

«Образование – не столько ответственность учителя, сколько естественный процесс развития ребенка. Он происходит не благодаря восприятию им слов взрослых, а представляет собой накопление опыта практических действий, самостоятельных открытий, которые он черпает в окружающей его среде». Марии Монтессори

Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом педагогу помогают правильно подобранные дидактические материалы. Дидактический материал – это особый тип развивающих пособий, которым обучающиеся пользуются самостоятельно или демонстрируются педагогом перед всей группой.

Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность ребенка. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями.

Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть фото Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть картинку Что такое дидактический материал в детском саду. Картинка про Что такое дидактический материал в детском саду. Фото Что такое дидактический материал в детском саду

Представленный дидактический материал по художественно-эстетическому развитию позволяет не только формировать сенсорные представления в области цвета,но и ставить перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения, размышлять.

Разрабатывая и изготавливая дидактический материалучитывались следующие требования:

1. Педагогические. Данная группа требования определяет пригодность дидактических средств для достижения целей образовательного процесса.

Младший возраст: Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Создавать условия для ознакомления детей с цветом. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа и др., фрукты (яблоко, груша, персики и др., ягоды (малина, смородина и др.).Знакомить с некоторыми растениями данной местности: цветущими травянистыми растениями (одуванчик, мать-и-мачеха и др.).

Средний возраст: Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире, развивать наблюдательность и любознательность. Продолжать знакомить с цветами (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый).

Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик и др., овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодами (малина, смородина, крыжовник и др., с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.). Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.

Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.

Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

Старший возраст:Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические). Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их. Показать детям особенности расположения цветовых тонов в спектре. Развивать в играх память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей. Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал, объединять предметы по общим признакам, определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку).

Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад».

Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

2. Эстетические. Определяют соответствие дидактических средств понятию о прекрасном. Дидактический материал выполнен аккуратно, имеет приятные для восприятия вид и форму.

3. Эргономические. Определяют удобство использования дидактического средства. Дидактический материал удобен в хранении и эксплуатации – элементы и карты заламинированы, что позволяет использовать многократно без угрозы размывания красок.

4. Санитарно-гигиенические. Поверхность контактного материала может обрабатываться в соответствии с требованиями СанПина.

5. Экономические. Дидактические материалы обеспечивают максимальную эффективность при минимальных экономических затратах, а также является многофункциональным средством, материалом, допускающим многократное использование при сохранении свойств и т. п.

Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть фото Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть картинку Что такое дидактический материал в детском саду. Картинка про Что такое дидактический материал в детском саду. Фото Что такое дидактический материал в детском саду Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть фото Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть картинку Что такое дидактический материал в детском саду. Картинка про Что такое дидактический материал в детском саду. Фото Что такое дидактический материал в детском саду Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть фото Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть картинку Что такое дидактический материал в детском саду. Картинка про Что такое дидактический материал в детском саду. Фото Что такое дидактический материал в детском саду Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть фото Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть картинку Что такое дидактический материал в детском саду. Картинка про Что такое дидактический материал в детском саду. Фото Что такое дидактический материал в детском саду Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть фото Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть картинку Что такое дидактический материал в детском саду. Картинка про Что такое дидактический материал в детском саду. Фото Что такое дидактический материал в детском саду Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть фото Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть картинку Что такое дидактический материал в детском саду. Картинка про Что такое дидактический материал в детском саду. Фото Что такое дидактический материал в детском саду Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть фото Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть картинку Что такое дидактический материал в детском саду. Картинка про Что такое дидактический материал в детском саду. Фото Что такое дидактический материал в детском саду Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть фото Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть картинку Что такое дидактический материал в детском саду. Картинка про Что такое дидактический материал в детском саду. Фото Что такое дидактический материал в детском саду Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть фото Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть картинку Что такое дидактический материал в детском саду. Картинка про Что такое дидактический материал в детском саду. Фото Что такое дидактический материал в детском саду Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть фото Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть картинку Что такое дидактический материал в детском саду. Картинка про Что такое дидактический материал в детском саду. Фото Что такое дидактический материал в детском саду

Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть фото Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть картинку Что такое дидактический материал в детском саду. Картинка про Что такое дидактический материал в детском саду. Фото Что такое дидактический материал в детском садуПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть фото Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть картинку Что такое дидактический материал в детском саду. Картинка про Что такое дидактический материал в детском саду. Фото Что такое дидактический материал в детском садуДидактический материал «Хоровод снежинок» на развитие эмоционального мира ребёнка При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенного уровня развития.

Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть фото Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть картинку Что такое дидактический материал в детском саду. Картинка про Что такое дидактический материал в детском саду. Фото Что такое дидактический материал в детском садуДидактический материал к занятию «Наши добрые ладошки» Конспект занятия Наши помощники на занятии. «Молчу и слушаю вопрос». «Думаю как отвечать». «Поднимаю руку, если знаю ответ»..

Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть фото Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть картинку Что такое дидактический материал в детском саду. Картинка про Что такое дидактический материал в детском саду. Фото Что такое дидактический материал в детском садуДидактический материал «Листья» из фетра Листья в воздухе кружатся, Так причудливо порой, Тихо под ноги ложатся То – коврами, то – горой… Вот кленовый лист кружится И пикирует.

Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть фото Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть картинку Что такое дидактический материал в детском саду. Картинка про Что такое дидактический материал в детском саду. Фото Что такое дидактический материал в детском садуДидактический материал по теме «Животные Иркутской области» в картинках Дидактический материал «Животные Иркутской области». Представленный материал рекомендован для детей 5-7 лет. Цель: расширение кругозора.

Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть фото Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть картинку Что такое дидактический материал в детском саду. Картинка про Что такое дидактический материал в детском саду. Фото Что такое дидактический материал в детском садуДидактический материал «Учимся ориентироваться во времени. Стихи-запоминалки» Уточнить представления о последовательности частей суток, дней недели, о названии месяцев, о временах года. Учить правильно употреблять.

Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть фото Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть картинку Что такое дидактический материал в детском саду. Картинка про Что такое дидактический материал в детском саду. Фото Что такое дидактический материал в детском садуФотоотчет «Интерактивный стол — средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ» Сегодня вряд ли актуален вопрос — нужно ли интерактивное оборудование в дошкольном образовании. Ответ очевиден. Существуют различные.

Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть фото Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть картинку Что такое дидактический материал в детском саду. Картинка про Что такое дидактический материал в детском саду. Фото Что такое дидактический материал в детском садуФотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть фото Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть картинку Что такое дидактический материал в детском саду. Картинка про Что такое дидактический материал в детском саду. Фото Что такое дидактический материал в детском садуФотоотчет «Уральские сказы П. П. Бажова как средство развития познавательной и творческой деятельности дошкольников» Уважаемые коллеги! В рамках проекта «Посткроссинг на МААМ» мои ребята впервые узнали о писателе Павле Петровиче Бажове. Оксана Николаевна.

Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть фото Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть картинку Что такое дидактический материал в детском саду. Картинка про Что такое дидактический материал в детском саду. Фото Что такое дидактический материал в детском садуДидактический материал для развития мелкой моторики малышей: игры, игрушки и пособия. Несколько лет я работаю по теме о развитии мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста, поэтому многие мои посты так.

Источник

Дидактический материал для детского сада своими руками

Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть фото Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть картинку Что такое дидактический материал в детском саду. Картинка про Что такое дидактический материал в детском саду. Фото Что такое дидактический материал в детском саду

Маленькие дети играют всегда и везде. Это ведущий вид деятельности дошкольников. Независимо от того, ходит или нет малыш в детский сад, он получает новые знания, умения и навыки только через игру. Чтобы игра не только радовала, но и обучала ребёнка, создаются специальные пособия. Дидактические игры позволяют развивать, воспитывать и обучать ребёнка во время его естественной деятельности. Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы.

Значение дидактического материала в детском саду

Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю служат подспорьем правильно подобранные дидактические материалы. Они призваны помочь педагогу развить способности ребёнка и научить чему-то новому. Такие материалы должны органично вписываться в интерьер группы, дополняя и расширяя возможности воспитателя, создавая атмосферу, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое.

Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть фото Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть картинку Что такое дидактический материал в детском саду. Картинка про Что такое дидактический материал в детском саду. Фото Что такое дидактический материал в детском саду

Дидактические материалы — это вспомогательные материалы, используемые в процессе обучения

Дида́ктика (др.-греч. διδακτικός «поучающий») — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Википедия

Цели применения дидактических материалов

Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность малыша. Пирамидки и башенки из кубиков — тоже своего рода дидактический материал, просто надо подключиться к игре ребёнка, обсуждая с ним цвет, форму и размер игрушек. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями.

Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:

Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть фото Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть картинку Что такое дидактический материал в детском саду. Картинка про Что такое дидактический материал в детском саду. Фото Что такое дидактический материал в детском саду

Развитие мелкой моторики является приоритетной задачей при обучении младших дошкольников

Использование разнообразных дидактических материалов на занятиях в детском саду способствует активизации познавательной деятельности дошкольников.

Основные виды дидактического материала в ДОУ

Все дидактические материалы подразделяются на несколько видов.

Предметно-образные пособия

В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:

Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть фото Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть картинку Что такое дидактический материал в детском саду. Картинка про Что такое дидактический материал в детском саду. Фото Что такое дидактический материал в детском саду

Изучение минералов заинтересует воспитанников старшей и подготовительной групп

Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть фото Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть картинку Что такое дидактический материал в детском саду. Картинка про Что такое дидактический материал в детском саду. Фото Что такое дидактический материал в детском саду

С помощью такого игрового макета дошкольники изучают правила дорожного движения

Применение предметного дидактического материала на занятиях в ДОУ вызывает живой интерес и эмоциональный отклик воспитанников, повышает познавательную мотивацию, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим. Помимо этого, у дошкольников формируются необходимые умения и навыки, повышается устойчивость произвольного внимания.

Знаковые дидактические материалы

Знаковые дидактические пособия делятся на:

Знаковый дидактический материал может быть оформлен как:

Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть фото Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть картинку Что такое дидактический материал в детском саду. Картинка про Что такое дидактический материал в детском саду. Фото Что такое дидактический материал в детском саду

Работа с предметными картинками развивает мышление дошкольников

Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть фото Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть картинку Что такое дидактический материал в детском саду. Картинка про Что такое дидактический материал в детском саду. Фото Что такое дидактический материал в детском саду

Яркие раздаточные материалы привлекают внимание дошкольников

Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть фото Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть картинку Что такое дидактический материал в детском саду. Картинка про Что такое дидактический материал в детском саду. Фото Что такое дидактический материал в детском саду

Освоить различные характеристики мелодии дошкольникам поможет такое демонстрационное пособие

Дидактический материал предназначен для практической деятельности дошкольника и подразумевает определённую степень самостоятельности при выполнении задания.

Дидактический материал для детского сада своими руками

Дидактические материалы для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно. Процесс создания пособий включает ряд этапов:

Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть фото Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть картинку Что такое дидактический материал в детском саду. Картинка про Что такое дидактический материал в детском саду. Фото Что такое дидактический материал в детском саду

В этой дидактической игре ребята запоминают цвета и соотносят их с формами животных

Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть фото Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть картинку Что такое дидактический материал в детском саду. Картинка про Что такое дидактический материал в детском саду. Фото Что такое дидактический материал в детском саду

Дидактические материалы должны быть привлекательными и аккуратно оформленными

С интересными идеями изготовления дидактических материалов для дошкольников своими руками и их подробным описанием можно ознакомиться в статье Оксаны Столь.

Не пытайтесь сразу добиться от ребёнка полного понимания темы. Лучше пройдите тему несколько раз, используя разный дидактический материал, тем самым закрепляя её.

Фотогалерея: дидактические материалы для развития мелкой моторики

Фотогалерея: дидактические материалы по математике

Фотогалерея: дидактические материалы по изучению окружающего мира

Видеоматериалы по теме

Представленные далее видеоролики содержат наглядное воплощение идей по созданию дидактических материалов в детском саду. Ознакомившись с ними, можно самостоятельно изготовить интересные и полезные игровые пособия для дошкольников.

Источник

Дидактические материалы для детского сада: значение, цели применения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №368 СП

Дидактические материалы для детского сада

Выполнила: воспитатель Филатова А. С.

Значение дидактического материала в детском саду

Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю проходят в помощь правильно подобранные дидактические материалы. Дидактический материал – это особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т. д., в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемых обучающимся для самостоятельной работы на аудиторных занятиях и дома или демонстрируемые педагогом перед всей группой.

В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при разработке дидактических материалов, хотелось бы выделить следующие:

1. принцип доступности (дидактические материалы подбираются воспитателем согласно достигнутого уровня детей);

2. принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);

3. принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);

4. принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);

5. принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в условиях игровой (моделирующей) компьютерной среды способствует их лучшему закреплению);

6. принцип познавательной мотивации;

7. принцип проблемности (в ходе работы ребенок должен решить конкретную дидактическую проблему,используя для этого свои знания, умения и навыки; в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мативационную,волевую,эмоциональную и другие сферы).

Цели применения дидактических материалов

Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность ребенка. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями. Например, если это материалы контролирующего характера, то они должны обязательно предусматривать возможность самопроверки и самоконтроля. Система дидактических материалов в образовательном процессе должна также предполагать последовательное, поэтапное обучение детей различным приемам или способам учебной деятельности, а также использование заданий различного уровня (репродуктивного, преобразующего или творческого).

Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:

тактильной чувствительности и развитие мелкой моторики;

формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);

создание положительного эмоционального настроя;

развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);

развитие речевых навыков;

обучение счёту, грамоте.

Основные виды дидактического материала в ДОУ.

В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:

1. Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов (гербарии, коллекции минералов, камней,насекомых).

2. Объёмно-образные дидактические материалы — это пособия, которые наглядно демонстрируют процесс или устройство обсуждаемого предмета. Данные материалы формируют у ребёнка полный и детально-разобранный образ, позволяют обратить внимание на детали и особенности. К объёмно-предметным пособиям относят: модели,муляжи,макеты,лэпбуки.

Знаковые дидактические материалы

Знаковые дидактические пособия делятся на:

Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей. К таким пособиям относят:

предметные и сюжетные картинки,

Условно-знаковый дидактический материал — это материал, который раскрывает или рассматривает частности или детали по одному или нескольким действующим признакам.

Знаковый дидактический материал может быть оформлен как: материал в картинках,раздаточный материал (предусматривает наличие индивидуального комплекта для каждого воспитанника); демонстрационный материал (стенды, плакаты, мультимедийные презентации и т. д.).

Если говорить, в целом, то использование дидактических материалов в образовательном процессе, направлено на способствование в решение задачи, стоящих перед воспитателем: помощь учащемуся наиболее полно овладеть знаниями и использовать их в решении практических задач.

Список литературы и использованных источников

4. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М. :Просвещение,2008.

5. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 62—68.

Дидактические игры и их значение в жизни детей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №42 «Чайка» «Дидактические игры и их значение в жизни.

Консультация «Дидактические материалы в работе воспитателя ДОУ» Дидактические материалы в работе воспитателя ДОУ «Ведущая деятельность – деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование.

Дидактические игры для детей младшей группы детского сада 1. «Волшебные веревочки» Цель: Учить детей шнуровать на картинке отверстия, развивать при помощи воспитателя мелкую моторику пальцев. 2.

Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть фото Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть картинку Что такое дидактический материал в детском саду. Картинка про Что такое дидактический материал в детском саду. Фото Что такое дидактический материал в детском садуДидактические материалы для детей старшего дошкольного возраста. Лэпбук «Малая Родина, милый наш Бор!» Дидактические материалы. Для детей старшего дошкольного возраста. Лэпбук «Малая Родина, милый наш Бор!» Воспитание патриотических чувств.

Дидактические материалы по русскому языку по теме «Сложное предложение» Дидактические материалы по теме «Сложное предложение» ЧАСТЬ А. Расставьте знаки препинания. Книга источник знания. Книги шептали мне о другой.

Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть фото Что такое дидактический материал в детском саду. Смотреть картинку Что такое дидактический материал в детском саду. Картинка про Что такое дидактический материал в детском саду. Фото Что такое дидактический материал в детском садуГеокешинг-игра «Кто быстрее до цели» Геокешинг – игра «Кто быстрее до цели» Цель: формировать умение ориентироваться в окружающей обстановке. Задачи: Стимулировать развитие.

Консультация для родителей «Проблемы детского чтения в условиях применения инновационных технологий» До середины 20 века Россия была самой читающей страной. Сейчас же данные говорят о том, что 40 % населения не читает вообще. Ведь чтение.

Сценарий праздника «Сказки детского сада» к юбилею детского сада Сценарий для праздника «Сказки детского сада «Лучик»», посвящённый юбилею детского сада. Под музыку фанфар выходит ведущий. Ведущий: —.

Сценарий праздника «День рождения детского сада» для всех возрастов детского сада «День Рождения детского сада» Ведущая:Карлсон: Чунга-Чанга: Робот: Ведущая: Здравствуйте, дети и взрослые! Сегодня мы собрались с вами,.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *