Что такое дидактические методы

Методы обучения в дидактике

Вы будете перенаправлены на Автор24

Метод обучения – это приемы (способы) совместной деятельности учителя и учеников, направленные на решение задач и достижение основной цели обучения.

Приемы обучения – элементы, составляющие метод обучения, группируемые в системы.

Понятие метода обучения в дидактике

В настоящее время имеется большое количество разнообразных исследований, направленных на изучение методов обучения. Изначально «метод обучения» понимался достаточно просто и трактовался как «способ изложения». В процессе дальнейшего развития педагогической науки и образовательной практики, изменилось отношение к «методу обучения» и проводимым в этом направлении исследованиям. На методы обучения стали возлагать всё большие надежды. Но, несмотря, на всю значимость и необходимость исследования методов обучения, процесс его переосмысливания протекает значительно медленнее, чем иных педагогических понятий. Именно поэтому в настоящее время используются методы обучения, которые были разработаны еще в средневековых университетах. Данные методы входят в методический арсенал ВУЗов наравне с современными.

При рассмотрении понятия «метод обучения», в первую очередь необходимо обратить внимание на понятие «метод», которое указывает на наличие определенного способа или средства достижения конкретной цели воспитательно-образовательного процесса.

При подготовке к реализации образовательного процесса, педагог занимается подбором методов обучения, в зависимости от учебной дисциплины, поставленной цели, задач, возможностей методической и учебной базы образовательного учреждения.

Таким образом, можно сказать, что педагог свободен в выборе методов обучения, однако ряд объективных факторов могут значительно ограничить его инициативу.

В дидактике помимо общепедагогических методов обучения используются методы обучения, разработанные в соответствии с конкретными частными методиками. Это связано с тем, что преподавание каждой конкретной дисциплины имеет свою специфику. Частные методики разрабатываются на базе дидактики педагогики высшей школы, что определяет их основу и использование общепедагогических принципов. Вместе с тем своеобразие каждого учебного предмета обусловливает необходимость специфических методов, которые не вписываются в общедидактическую типологию методов обучения.

Готовые работы на аналогичную тему

Одним из немаловажных понятий в педагогике являются средства обучения. По своей сути они намного шире методов.

Дидактические средства – это множество элементов образовательной среды, сознательно используемых педагогом для организации целенаправленного воспитательно-образовательного процесса.

Каждое дидактическое средство представляет собой конкретный элемент воздействия на учащегося.

Традиционная классификация методов обучения в дидактике

Классификация методов обучения в дидактике – это их упорядоченная систематизация по определенному признаку.

В настоящее время выделено и описано достаточно большое количество классификаций методов обучения в дидактике. Это связано со сложностью объекта дидактики, стоящих перед ней целей и задач.

Наиболее распространенными являются традиционная классификация и классификация методов по характеру познавательной деятельности.

Традиционная классификация методов обучения в дидактике, является одной из первых классификация, берет свое начало из древних педагогических и философских систем. В том виде, в котором данная классификация приводится сейчас, она частично адаптирована под современные условия. Общим признаком, объединяющим методы, является источник знаний.

Согласно традиционной классификации выделяют пять методов:

Классификация методов по характеру познавательной деятельности

Классификация методов обучения в дидактике по характеру познавательной деятельность основана на уровнях мыслительной активности учащихся. Согласно данной классификации выделяют следующие методы обучения:

Источник

Дидактические методы- это способы совместной теоретической и практической деятельности преподавателей и студентов по достижению дидактических целей и задач.

Необходимо отметить, что помимо общепедагогических методов обучения преподаватели высшей школы используют методы обучения в соответствии с конкретными частными методиками. Наличие последних объясняется спецификой содержания конкретных учебных дисциплин. Частные методики разрабатываются на базе дидактики педагогики высшей школы, что определяет их общую основу, использование ими общепедагогических методов. Вместе с тем своеобразие каждого учебного предмета обусловливает необходимость специфических методов, которые не вписываются в общедидактическую типологию методов обучения.

Распространенным понятием в педагогике являются средства обучения. Это более широкое понятие, чем метод.

Средства обучения помогают лучшему оснащению учебного процесса. К ним можно отнести:

• учебники, учебно-методические пособия, наглядные пособия, справочники, словари, карты, чертежи и т.д.;

• лабораторное оборудование в различных кабинетах: физики, химии, иностранных языков и др.;

• технические средства обучения: телевизоры, киноаппараты, магнитофоны, микроскопы и т.д.;

• общий микроклимат, настроение субъектов учебного процесса.

В педагогике высшей школы так же, как и в педагогике школы, нет единой общепризнанной классификации методов обучения. Это объясняется тем, что дидакты прибегают к разной основе при разработке классификации и номенклатуры методов обучения. Данная проблема остается по-прежнему дискуссионной.

Приведем для иллюстрации данного вопроса несколько подходов к классификации методов обучения. Причем все авторы опираются на один какой-то признак, ставший основой классификации и номенклатуры дидактических методов. Длительное время в педагогике господствовал подход, в основе которого лежал источник знаний. В соответствии с ним все методы обучения подразделялись на три группы:

1. словесные:(рассказ, объяснение, беседа, лекция, работа с учебником),

2. наглядные: (иллюстрация,демонстрация, драматизация, экскурсия в музей, на природу или производство, наблюдение),

3. практические (упражнения, лабораторные работы, практикумы). Данную классификацию методов обучения и ее номенклатуру разрабатывали Д.О.Лордкипанидзе, Е.Я.Голант, С.Г.Шаповаленко, Н.М.Верзилин, Н.А.Сорокин и др. Она довольно проста, понятна и удобна для практического использования, в силу чего получила широкое распространение, хотя и не стала общепризнанной. Данный вид классификации методов обучения пропагандировался и в педагогике высшей школы. Усиление внимания к активности и самостоятельности школьников и студентов в процессе познавательной деятельности способствовало разработке И.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным новой классификации дидактических методов. Положив в основу характер учебно- познавательной деятельности школьников, они выделили следующие четыре группы методов:

1) объяснительно-иллюстративный, или репродуктивный (рассказ, объяснение, лекция, работа с учебником, демонстрация фрагментов кино- и диафильмов);

2) проблемный (решение проблемных задач, вопросов, ситуаций);

3) частично-поисковый, или эвристический (овладение отдельными этапами, элементами процесса научного поиска, познания);

4) исследовательский (проблема решается учащимися самостоятельно, но под руководством учителя);

5) Дискуссия по данной системе классификации методов обучения показала, что она (система) не может претендовать на решение проблемы. Ю.К.Бабанским в основу классификации методов обучения положен способ организации познавательной деятельности обучающихся. Опираясь на данный признак, все методы он подразделил на три группы:

1) организации и осуществления учебных действий и операций (словесные, логические, гностические, самоуправления учебными действиями);

2) стимулирования и мотивации учения (познавательные игры, дискуссии, учебные требования, поощрение или порицание);

3) контроля и самоконтроля (устного, письменного, лабораторного, машинного).

Разработанная Ю.К.Бабанскимклассификация отличается большей полнотой систематизации и описания номенклатуры методов. Но в основу ее также положен один признак, что лишает ее возможности претендовать на всеобщий характер.

1) устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (рассказ, объяснение, лекция, иллюстрация, демонстрация);

2) закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником);

3) самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала работа с учебником, лабораторные работы);

4) учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (упражнения, лабораторные занятия);

5) проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (повседневное наблюдение за работой учащихся, индивидуальный, фронтальный, уплотненный опросы, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль).

Рассматриваемая система классификации дидактических методов как бы частично вобрала в себя существовавшие ранее способы классификации (Д.О.Лордкипанидзе, М.А.Данилов, Б.П.Есипов) и в то же время продвинула дальше исследование данной проблемы, внеся авторское видение и осмысление.

Оригинальный подход к классификации методов обучения находим у Л.Йовайши. Обобщив опыт работы преподавателей литовских вузов и опираясь на зарубежные источники, она разработала систему классификации, в основе которой лежит предоставление знаний, умений и навыков в процессе разновидового взаимодействия педагога и обучающихся. Она выделяет две основные группы методов: первая характеризует деятельность педагога, вторая — студентов.

Первая группа.

1. Информационные методы:

2. Операционные методы:

3. Творческие методы:

Вторая группа.

1. Методы исследования информационных источников:

1) перцептивные (слушание, чтение);

2) мнемонические (учение по учебникам);

3) ментальные (планирование, работа с книгой).

2. Практические операционные методы учения:

1) выполнения упражнений;

2) выполнения практических работ;

3) выполнения лабораторных работ.

3. Методы учения творчеству:

1) познания и оценки творческой деятельности;

2) организации процесса творчества. Предложенная литовскими учеными классификация является достаточно полной и приемлемой для вузов. Но в ней в ряде случаев к методам отнесены формы обучения. Это произошло в силу того, что она в значительной мере базируется на педагогике западноевропейских стран, где нет разграничения между формами, приемами, методами обучения. Кроме того, указанная классификация, на наш взгляд, несколько громоздка, что затрудняет ее применение начинающими преподавателями вузов.

К примеру, в Англии в 1983 г. вышла книга А. Хучински «Энциклопедия методов подготовки руководителей», в которой представлено 299 методов.

Апробированные авторами методы в учебно-воспитательном процессе высшей школы подразделены на пять групп.

3. Поисково-творческие методы обучения — наблюдение, опыт, эксперимент, сократовская беседа, лабиринт, «мозговая атака», «аквариум», «думай, слушай, предлагай», бригадный метод, творческий диалог, анализ конкретных ситуаций (проблемных, обычных, нетипичных).

4. Методы самостоятельной работы студентов — чтение (работа с учебником и другими учебно-методическими пособиями), видеолента, экспертиза, слушание, конспектирование, упражнения, решение задач и проблемных ситуаций, опыт, эксперимент.

Рассмотрим более подробно указанные группы методов обучения.

Источник

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА

Одним из факторов, существенно влияющих на ход и результат учебно-воспитательного процесса в любом учебном заведении, являются методы обучения.Правильно выбранныеметоды способны плодотворно влиять на этот процесс, ошибки или невнимательностьпреподавателя к данному вопросу снижают эффективность обучения, профессиональнойподготовки студентов. Именно поэтому внимание преподавателей и ученых к проблеме методовобучения, которые составляют самостоятельный раздел дидактики, всегда было велико. Методыобучения входят в категориальный аппарат педагогики высшей школы как один из важныхструктурных элементов.

В настоящее время имеется значительное количество исследований, в которых понятие

«метод обучения» различными учеными трактуется неоднозначно. Первоначально метод обучения воспринимался упрощенно и означал способ изложения. По мере развития образовательной практики и педагогической науки отношение к данной категории изменилось, на нее стали возлагать большие надежды. Однако, несмотря на диалектическую сущность этой категории, она изменяется и переосмысливается гораздо медленнее, чем другие педагогические понятия. В силу этого большинство методов, использованных в учебной работе магистрами и профессорами средневековых университетов, и сегодня входят в методический арсенал вузов.

Понятие «метод» указывает на существование определенного способа достижения какой- либо цели в учебно-воспитательном процессе, и на достижение этой цели в процессе ирезультате определенным образом организованной, упорядоченной педагогическойдеятельности. Если имеются сходные учебные ситуации, учебные структуры, то возможноприменение одних и тех же методов с одинаковым ожиданием успеха, т.е. существует воспроизводимость методов в сходных педагогических условиях.

Выбор методов обучения преподавателем зависит от учебной дисциплины, дидактических целей и задач, содержания учебного материала, формы обучения, учебно-методической базы вуза. Как видим, преподаватель свободен в выборе дидактических методов, но ряд объективныхфакторов ограничивают его инициативу, например состояние учебно-методической базы.

Рассмотрим, как воспринимают и объясняют данную категорию различные ученые.

И.Ф.Харламов: «Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы

учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом».

Г.И.Щукина: «Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения».

Д.И.Водзинский: «Метод обозначает путь познания, способы руководства преподавателем познавательной деятельностью студентов».

В.И.Гинецинский: «Метод есть способ управления за счет выбора субъектом педагогически целесообразных форм фиксации содержания и способов развертывания этого содержания».

Сопоставление и анализ приведенных характеристик методов обучения свидетельствует, что при наличии разных точек зрения есть и общее в их определении. Это дает основание считать, что речь идет об одном и том же понятии. Опираясь на имеющиеся подходы к трактовке рассматриваемой категории и развивая их, мы предлагаем следующее определение данной категории.

Дидактические методыэто способы совместной теоретической и практической деятельности преподавателей и студентов по достижению дидактических целей и задач.

Необходимо отметить, что помимо общепедагогических методов обучения преподаватели высшей школы используют методы обучения в соответствии с конкретными частными методиками. Наличие последних объясняется спецификой содержания конкретных учебных дисциплин. Частные методики разрабатываются на базе дидактики педагогики высшей школы, что определяет их общую основу, использование ими общепедагогических методов. Вместе с тем своеобразие каждого учебного предмета обусловливает необходимость специфических методов, которые не вписываются в общедидактическую типологию методов обучения.

Распространенным понятием в педагогике являются средства обучения. Это более широкое понятие, чем метод.

Средства обучения помогают лучшему оснащению учебного процесса. К ним можно отнести:

• учебники, учебно-методические пособия, наглядные пособия, справочники, словари, карты, чертежи и т.д.;

• лабораторное оборудование в различных кабинетах: физики, химии, иностранных языков и др.;

• технические средства обучения: телевизоры, киноаппараты, магнитофоны, микроскопы и т.д.;

• общий микроклимат, настроение субъектов учебного процесса.

В педагогике высшей школы так же, как и в педагогике школы, нет единой общепризнанной классификации методов обучения. Это объясняется тем, что дидакты прибегают к разной основе при разработке классификации и номенклатуры методов обучения. Данная проблема остается по-прежнему дискуссионной.

Приведем для иллюстрации данного вопроса несколько подходов к классификации методов обучения. Причем все авторы опираются на один какой-то признак, ставший основой классификации и номенклатуры дидактических методов. Длительное время в педагогике господствовал подход, в основе которого лежал источник знаний. В соответствии с ним все методы обучения подразделялись на три группы:

1. словесные:(рассказ, объяснение, беседа, лекция, работа с учебником),

2. наглядные: (иллюстрация,демонстрация, драматизация, экскурсия в музей, на природу или производство, наблюдение),

3. практические (упражнения, лабораторные работы, практикумы). Данную классификацию методов обучения и ее номенклатуру разрабатывали Д.О.Лордкипанидзе, Е.Я.Голант, С.Г.Шаповаленко, Н.М.Верзилин, Н.А.Сорокин и др. Она довольно проста, понятна и удобна для практического использования, в силу чего получила широкое распространение, хотя и не стала общепризнанной. Данный вид классификации методов обучения пропагандировался и в педагогике высшей школы. Усиление внимания к активности и самостоятельности школьников и студентов в процессе познавательной деятельности способствовало разработке И.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным новой классификации дидактических методов. Положив в основу характер учебно- познавательной деятельности школьников, они выделили следующие четыре группы методов:

1) объяснительно-иллюстративный, или репродуктивный (рассказ, объяснение, лекция, работа с учебником, демонстрация фрагментов кино- и диафильмов);

2) проблемный (решение проблемных задач, вопросов, ситуаций);

3) частично-поисковый, или эвристический (овладение отдельными этапами, элементами процесса научного поиска, познания);

4) исследовательский (проблема решается учащимися самостоятельно, но под руководством учителя);

5) Дискуссия по данной системе классификации методов обучения показала, что она (система) не может претендовать на решение проблемы. Ю.К.Бабанским в основу классификации методов обучения положен способ организации познавательной деятельности обучающихся. Опираясь на данный признак, все методы он подразделил на три группы:

1) организации и осуществления учебных действий и операций (словесные, логические, гностические, самоуправления учебными действиями);

2) стимулирования и мотивации учения (познавательные игры, дискуссии, учебные требования, поощрение или порицание);

3) контроля и самоконтроля (устного, письменного, лабораторного, машинного).

Разработанная Ю.К.Бабанскимклассификация отличается большей полнотой систематизации и описания номенклатуры методов. Но в основу ее также положен один признак, что лишает ее возможности претендовать на всеобщий характер.

1) устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (рассказ, объяснение, лекция, иллюстрация, демонстрация);

2) закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником);

3) самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала работа с учебником, лабораторные работы);

4) учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (упражнения, лабораторные занятия);

5) проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (повседневное наблюдение за работой учащихся, индивидуальный, фронтальный, уплотненный опросы, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль).

Рассматриваемая система классификации дидактических методов как бы частично вобрала в себя существовавшие ранее способы классификации (Д.О.Лордкипанидзе, М.А.Данилов, Б.П.Есипов) и в то же время продвинула дальше исследование данной проблемы, внеся авторское видение и осмысление.

Оригинальный подход к классификации методов обучения находим у Л.Йовайши. Обобщив опыт работы преподавателей литовских вузов и опираясь на зарубежные источники, она разработала систему классификации, в основе которой лежит предоставление знаний, умений и навыков в процессе разновидового взаимодействия педагога и обучающихся. Она выделяет две основные группы методов: первая характеризует деятельность педагога, вторая — студентов.

Первая группа.

1. Информационные методы:

2. Операционные методы:

3. Творческие методы:

Вторая группа.

1. Методы исследования информационных источников:

1) перцептивные (слушание, чтение);

2) мнемонические (учение по учебникам);

3) ментальные (планирование, работа с книгой).

2. Практические операционные методы учения:

1) выполнения упражнений;

2) выполнения практических работ;

3) выполнения лабораторных работ.

3. Методы учения творчеству:

1) познания и оценки творческой деятельности;

2) организации процесса творчества. Предложенная литовскими учеными классификация является достаточно полной и приемлемой для вузов. Но в ней в ряде случаев к методам отнесены формы обучения. Это произошло в силу того, что она в значительной мере базируется на педагогике западноевропейских стран, где нет разграничения между формами, приемами, методами обучения. Кроме того, указанная классификация, на наш взгляд, несколько громоздка, что затрудняет ее применение начинающими преподавателями вузов.

К примеру, в Англии в 1983 г. вышла книга А. Хучински «Энциклопедия методов подготовки руководителей», в которой представлено 299 методов.

Апробированные авторами методы в учебно-воспитательном процессе высшей школы подразделены на пять групп.

3. Поисково-творческие методы обучения — наблюдение, опыт, эксперимент, сократовская беседа, лабиринт, «мозговая атака», «аквариум», «думай, слушай, предлагай», бригадный метод, творческий диалог, анализ конкретных ситуаций (проблемных, обычных, нетипичных).

4. Методы самостоятельной работы студентов — чтение (работа с учебником и другими учебно-методическими пособиями), видеолента, экспертиза, слушание, конспектирование, упражнения, решение задач и проблемных ситуаций, опыт, эксперимент.

Рассмотрим более подробно указанные группы методов обучения.

Источник

Что такое дидактические методы

Взаимосвязи между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса изображены на рисунке:

Что такое дидактические методы. Смотреть фото Что такое дидактические методы. Смотреть картинку Что такое дидактические методы. Картинка про Что такое дидактические методы. Фото Что такое дидактические методы

Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям «дидактическая система» и «технология обучения».

Целью в дидактике является образ конечного результата, то, к чему стремится процесс обучения.

Под содержанием обучения понимается система знаний, умений, навыков, способов деятельности и мышления, ценностных отношений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения.

Как теория обучения и образования дидактика разрабатывает следующие проблемы:

Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучение, определяет методы, организационные средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции:

Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.

Частные дидактики называют методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.

Основополагающие требования к практической организации учебного процесса педагогике принято называть дидактическими принципами. К наиболее важным дидактическим принципам относятся:

Эти принципы составляют систему, определяются целями воспитания и имеют исторический характер. Некоторые принципы утрачивают свое значение в новых условиях, и появляются новые, в которых отражаются новые требования общества к обучению.

Обучение как целостная система. Охарактеризовать процесс обучения как систему можно только в динамике, проследив за ее составом (элементами), структурой (связями) в соответствии с функциями:

Что такое дидактические методы. Смотреть фото Что такое дидактические методы. Смотреть картинку Что такое дидактические методы. Картинка про Что такое дидактические методы. Фото Что такое дидактические методы

Характерные черты учебного процесса как системы:

Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:

Деятельность педагогаДеятельность обучаемых
Разъяснение учащимися целей и задач обученияСобственная деятельность по созданию положительной мотивации учения
Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами)Восприятие новых знаний, умений
Управление процессом осознания и приобретения знаний и уменийАнализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация
Управление процессом перехода от теории к практикеПриобретение умений и навыков, их систематизация
Организация эвристической и исследовательской деятельностиПрактическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем
Проверка, оценка измерений в обученности и развитии учащихсяСамоконтроль, самодиагностика достижений

Для обучения характерны следующие признаки:

Образовательная. Состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, мировоззрения и опыта творческой деятельности. Имеет значение то, что усвоенные знания должны характеризоваться полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.

Развивающая. Обозначает то, что в процессе обучения происходит развитие обучаемого обо всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности.

Воспитательная. Состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы.

Для понимания роли обучения как средства развития и формирования личности большое значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических знаний и умений. Обучение оказывает более широкое развивающее и формирующее влияние на личность. Знания как предмет усвоения имеют 3 взаимосвязанных стороны:

При правильно поставленном обучении учащиеся овладевают всеми этими тремя сторонами материала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *