тату вечное сияние чистого разума
10 фактов о фильме «Вечное сияние чистого разума»
Едва ли найдется много фильммейкеров, по креативности сравнимых с Мишелем Гондри. Его работы полны эффектных и эксцентричных мелочей, которых большинство режиссеров сторонится, но Гондри удается собрать эти детали воедино, добавив лишь несколько сюрреалистичных мазков. В 1993 году склонность француза к визуальным новациям привлекла внимание Бьорк, попросившей режиссера снять клип для ее первого сольного сингла. Видео стало хитом, и Гондри продолжил сотрудничество с исландской певицей, параллельно работая с другими представителями музыкальной индустрии. Переход постановщика в мир кино был лишь вопросом времени, но если дебютная работа Гондри, драма «Звериная натура», не пользовалась успехом, то последовавшее за ней «Вечное сияние чистого разума» оставило свой след в истории кинематографа и в сердцах зрителей.
Картина получила премию «Оскар» за сценарий, не раз попадала в списки лучших фильмов XXI века по версии различных изданий и, невзирая на затронутую в ней тему разрыва отношений, часто входит в число лент, обязательных к просмотру влюбленными парочками. Сегодня для «Вечного сияния чистого разума» наступила очередная знаменательная дата — 15 лет с момента мировой премьеры, и чтобы никто не посмел стереть столь прекрасный фильм из вашей памяти, LostFilm.INFO собрал подборку интересных фактов о фильме, покорившем не одно поколение зрителей.
1. Изначально Гондри не планировал погружаться в научную фантастику
«Мы определенно не хотели снимать что-то в этом жанре, — утверждает режиссер. — Процедура, которую предлагает компания «Лакуна», — способ добраться до неконтролируемого чувства ностальгии. Из книги, посвященной работе мозга, я узнал, что это чувство проявляется в момент какого-то воспоминания, поскольку мозг знает, что он, этот момент, больше не повторится. Мне всегда было интересно, как воспоминания приносят нам радость или причиняют боль, хотя на самом деле они не существуют. Моему другу, художнику Пьеру Бисмуту, пришла в голову идея — посылать людям карточки, где было бы написано, что их стер из памяти знакомый человек. Он хотел посмотреть на реакцию адресатов в качестве художественного эксперимента, но в итоге не решился. А мне задумка так понравилась, что мы вместе с Пьером набросали историю, которую Чарли Кауфман впоследствии трансформировал в сценарий».
2. Фильмы «Вечное сияние чистого разума» и «Быть Джоном Малковичем» происходят в одной Вселенной
Кауфман работал вместе с Гондри над уже упомянутой «Звериной натурой», но большую известность ему принесли фильмы «Быть Джоном Малковичем» и «Адаптация». Оба они отличались оригинальностью и творческим подходом, эмоциональной и интеллектуальной утонченностью, но были не так сложны с визуальной точки зрения, как «Вечное сияние чистого разума». Кауфман не был бы собой, если бы не включил в сценарий драмы любопытную деталь. В первоначальном варианте текста офис «Лакуны» находился в том же здании, что фигурировало и в «Быть Джоном Малковичем». Еще одна идея, оставшаяся на бумаге, касалась сюжета: события начинали разворачиваться через 50 лет в будущем. Зрители бы увидели пожилую женщину (как позже выяснялось — Мэри), пытавшуюся опубликовать рукопись, разоблачающую деятельность «Лакуны». В финале же оказывалось, что Мэри все еще работает на Говарда, и что за прошедшие десятилетия Клементина стирала воспоминания о Джоэле как минимум 15 раз.
3. Кристофер Нолан чуть всё не испортил.
Кауфман и Гондри впервые попытались найти поддержку со стороны киностудий в 1998-м, но через два года в прокат вышла картина Кристофера Нолана «Помни», тоже затрагивавшая темы памяти и потери. Кауфман запаниковал, позвонил Гондри и отказался работать над «Вечным сиянием». Тот его поддержал, но, к радости зрителей, продюсер Стив Голин не поддался всеобщей панике и настоял на продолжении работы.
4. Память ценна
Если упрощать донельзя, то «Вечное сияние чистого разума» — это фильм о разрыве, но Кауфмана и Гондри мало интересовал именно этот аспект истории Джоэла и Клементины. Они хотели показать ценность воспоминаний, то, каким человек становится без сожалений. И главная идея ленты заключается в том, что терапевтическое стирание памяти не есть хорошо, так что Гондри изобразил эффект лечения в виде ночного кошмара.
5. Реальность лучше спецэффектов
Чтобы ода эмоциональной травме заработала на больших экранах, Гондри пришлось идти на визуальные хитрости. Режиссер не стал полагаться на компьютерные эффекты и предпочел им практические. На 58-й минуте Джоэл видит в воспоминаниях свою встречу с доктором Говардом Мерзвяком. Сначала камера показывает наблюдающего Джоэла, затем переключается на письменный стол, за которым сидят Говард и второй Джоэл, а потом снова возвращается к первому Джоэлу. Даже здесь Гондри не стал обращаться к цифровым спецэффектам. Он заставил Джима Керри бегать туда-сюда, быстро снимать пальто и шапку и надевать их обратно, чтобы сыграть две версии Джоэла. Еще одна запоминающаяся сцена из фильма — кадры в доме на пляже, когда его начинает затапливать океан. Никаких компьютерных уловок нет и здесь: команда «Вечного сияния чистого разума» просто построила дом на берегу океана и дождалась прилива.
6. Волшебнику благоволит даже природа
Благодаря различным приемам, вроде измененной перспективы, прожекторного освещения и несинхронизированного звука, Гондри добавил фактурности воспоминаниям Джоэла и создал необходимый для подобного фильма сюрреалистичный мир. Не зря Кейт Уинслет называла режиссера волшебником, а им даже погода порой благоволит. Культовой сцены на замерзшем озере могло и не быть, если бы та самая погода подкачала. Сценарий требовал снега и льда, но Гондри готов был опустить сцену, если бы условия на улице не соответствовали. К счастью, зима в Нью-Йорке выдалась суровая, и озеро все-таки замерзло. Лежащие рядом с трещиной на его поверхности Джим Керри и Кейт Уинслет стали одним из символичных кадров фильма.
7. К чёрту амплуа!
Величия «Вечному сиянию чистого разума» добавила игра Джима Керри и Кейт Уинслет. Оба они к тому моменту были известны, но фильм Гондри позволил им показать себя с другой стороны. Керри и Уинслет будто бы поменялись местами: он сыграл скромного Джоэла, а она — необузданную и живую Клементину. Задумчивый и романтичный Джоэл — это далеко не сумасшедшие герои Керри из лент «Эйс Вентура» и «Тупой и еще тупее». Чтобы помочь актеру войти в роль, Гондри немного хитрил и порой давал Керри инструкции, шедшие вразрез с тем, что он говорил остальным участникам актерского состава. Гондри из тех фильммейкеров, кто поощряет импровизацию, но если Марк Руффало и Кирстен Данст могли дурачиться на площадке и отходить от сценария, то Джиму он такого не позволял.
8. Николас Кейдж чуть всё не испортил.
Сегодня Джоэл Бэрриш ассоциируется у киноманов исключительно с Джимом Керри, но изначально Гондри предложил главную роль Николасу Кейджу.
«После «Покидая Лас-Вегас» каждый независимый режиссер, надеявшийся снять коммерческий хит, приглашал Кейджа, а он из десятка проектов выбирал всего один», — вспоминает Гондри.
Могли зрители увидеть в фильме и Сета Рогена: он пробовался на роль Патрика, но она досталась Элайдже Вуду. Не вошли в финальную версию картины и сцены с Эллен Помпео — именно она сыграла Наоми, бывшую Джоэла, которую он упоминает несколько раз.
9. Радуга Уинслет
Тех, кто до «Вечного сияния чистого разума» видел Кейт Уинслет лишь в «Разуме и чувствах» и «Титанике», Клементина приводила в шок. Спонтанная и веселая, с прической, цвет которой менялся от синего до оранжевого, Уинслет открылась с новой стороны. Актриса после прочтения сценария согласилась на участие в съемках без раздумий, и риск оказался оправданным: ее номинировали на премию «Оскар». Цвет волос Клементины на протяжении фильма постоянно меняется, позволяя зрителям отслеживать хронологию событий, и, как настоящий профессионал, Уинслет готова была красить волосы. Однако съемки ленты проходили в хаотичном порядке, и потому актриса ограничилась париками. Красный, к слову, ей нравился больше остальных.
10. Помни о памяти!
Когда «Вечное сияние чистого разума» попало на большие экраны, идея со стиранием воспоминаний казалась фантастической. Но наука не стоит на месте, и ученые постоянно экспериментируют с памятью. Так, после проведения опытов на различных животных выяснилось, что можно манипулировать негативными эмоциями, связанными с определенными травмирующими событиями в жизни человека. При этом специалисты утверждают, что заставить человека забыть о том, что эти события имели место, — плохая идея, а значит, главный посыл «Вечного сияния чистого разума» не забыт.
Вечное сияние чистого разума
Автор: Shi-An Matthew King
26K поста 17.7K подписчика
Правила сообщества
1. По возможности указывайте в тегах имя автора или ссылку на источник. Также, ставьте тег арт или Anime Art
2. Премодерацию не проходят:
* Баяны (допускается парочка в подборках).
* Посты, не связанные с тематикой сообщества.
* Посты только с видео.
* Посты с голым текстом или ссылкой.
* Авторские посты (т.е. нарисованные вами и под тегом «Моё»), т.к. для таких постов есть отдельные сообщества.
3. Наше сообщество толерантно ко всем фэндомам и поэтому за отказ вносить фэндом (к примеру «аниме» или «МЛП») в игнор-лист и систематический развод ругани в комментариях на основании ненависти к нему выдается бан. Также, за оскорбления и нарушения правил сайта выдается бан.
Вечное сияние псилоцибина
Как же она меня бесила первые три просмотра!
Один из моих любимых фильмов! Картина тоже шикарная!
При первом взгляде решил что это зарисовка подмосковной электрички 🙂
Перерисовать картинку считается искусством?
Эх смешно вышло первый раз его смотрел так странно, недавно же )
Крошка
Автор: Софья Никулина
Викония Де’Вир
Трактор в PS
Акварельный набросок «Закат в горах»
Когда я увидела эти цвета,не смогла устоять. Всё-таки лучший художник-это природа.
Mongolian cavalry
Проект мультфильма по произведениям Ивана Ефремова
Тайна Дан, биохимик
«Есть только один настоящий путь в космос – от избытка сил, с устроенной планеты на поиски братьев по разуму и культуре. А для этого человек должен обеими ногами крепко стоять на Земле, переделывая её радостным трудом и становясь всё богаче и крепче духовно». Иван Ефремов «Лезвие бритвы»
Глаза моих собеседников, художников излучают доброту и горят энтузиазмом. Интервью с ними оказалось одним из самых приятных в моей жизни.
– Слава, что представляет из себя ваш проект 37-я звёздная?
– Спасибо, что наш проект так заинтересовал вас и вызывает внимание у любителей и не только любителей научной фантастики.
Как уже вы сказали ранее, наш проект задумался как художественно-анимационное воплощение мира и образов творчества Ивана Ефремова. Анимация как жанр и форма выражения очень схожа с научно-фантастической литературой в том, что и там, и тут художник (писатель) или группа авторов, сами конструируют и фантазируют мир, который хотят открыть человеку, своему современнику. Также анимация (в отличие от игрового кино), как и написанная книга для читателя, оставляет зрителю свободу для своего личного воображения, для дальнейшей фантазии увиденного, что важно для продолжения жизни образов, героев произведения в мыслях и чувствах каждого неравнодушного зрителя. Поэтому мы выбрали подобную форму выражения. Фильм или сериал (об этом мы также ещё размышляем) будет совмещать сложившиеся традиции классической анимации с уже давно современными трехмерными цифровыми технологиями.
– На какой стадии разработки находится проект в настоящее время?
– Сейчас – самый ответственный и кропотливый этап, подготовительно-концептуальный, и тут есть ряд направлений: 1. Работаем над характерами образов героев, над их физически-эмоциональным состоянием в различных ключевых точках сценария 2. Над технической сферой космических аппаратов и их динамикой движения 3. Над образом планеты «железной звёзды» и её обитателями.
Снимаясь в фильме «Вечное сияние чистого разума», Джим Керри был в депрессии
Страна: США
Жанр: фантастика, мелодрама
Год производства: 2004
Режиссёр: Мишель Гондри
Актёры: Джим Керри, Кейт Уинслет, Элайджа Вуд и другие
Вряд ли смысл фильма «Вечное сияние чистого разума» («Eternal Sunshine of the Spotless Mind»), пронзительной фантастической драмы Мишеля Гондри с Джимом Керри и Кейт Уинслет в главных ролях, остался совсем непонятен тем, кто его посмотрел. Ведь о нём говорит даже официальный слоган: «Можно стереть любовь из памяти, другое дело — выкинуть её из сердца». И всё же есть детали, которые могут дополнить и, возможно, в чём-то переосмыслить идею картины.
О чём фильм
Джоэл Бериш, замкнутый меланхолик, просыпается и собирается ехать на работу, но уже на вокзале резко меняет маршрут и отправляется на холодный пляж. На обратном пути в поезде он знакомится с экспрессивной и жизнерадостной Клементиной Кручински.
Далее нас возвращают в прошлое главного героя. Оказывается, Джоэл и Клементина не просто уже были знакомы, а находились в отношениях. Их жизнь была наполнена яркими эмоциями, но всё чаще происходили скандалы. В итоге Клементина бросила Джоэла. Тот пришёл к девушке в магазин, где она работала кассиром, чтобы извиниться. Однако Клементина не узнала его. Выяснилось, что она стёрла воспоминания о Джоэле в компании «Лакуна». Герой решает ответить ей тем же.
Сотрудники «Лакуны» приезжают домой к Джоэлу, чтобы по его заказу стереть все воспоминания о Клементине и приступают к процедуре. Мы видим главного героя в мире сновидений-воспоминаний, наблюдаем за эпизодами его взаимоотношений с Клементиной — среди них есть и тяжёлые, и счастливые моменты.
В конце концов Джоэл осознаёт, что, несмотря на всё плохое, что было между ним и девушкой, он не хочет забывать её. Он пытается спрятать воображаемую Клементину в воспоминаниях о событиях своего детства, к которым та не имеет отношения, в результате чего техникам «Лакуны» приходится стереть и их.
Также нам показывают истории других несчастных влюблённых — второстепенных персонажей. Мы видим, что техник «Лакуны» Патрик пытается очаровать Клементину, используя вещи и информацию, предоставленную компании Джоэлом, но та ближе к финалу раскрывает обман.
Сотрудники «Лакуны» Мэри и Стэн кажутся влюблёнными друг в друга людьми, но выясняется, что Мэри любит своего начальника — доктора Мерзвияка. Она пытается сблизиться с ним, свидетелем чего становится жена доктора. Под давлением супруги Мерзвияк признаётся, что у них уже был роман, но он стёр воспоминания Мэри об этом. Девушка понимает, что технология «Лакуны» уничтожает память о любви, но не в состоянии убрать саму любовь.
Мэри отправляет Джоэлу и Клементине посылки с информацией о деле по стиранию памяти и аудиокассетами с записями, на которых они подробно рассказывают, чем именно не устраивают друг друга и почему хотят уничтожить воспоминания о своей любви. Герои понимают, что, испытывая сильное притяжение поначалу, к концу своих забытых отношений они уже испытывали злость, расставание было неизбежным. Несмотря на это, Джоэл и Клементина решают начать всё с чистого листа.
Смысл фильма
Режиссёр и сценаристы не пытались сделать тайны из сюжета «Вечного сияния чистого разума». Никакого особенного скрытого смысла здесь искать не стоит.
Суть, состоящая в том, что настоящую любовь невозможно стереть, читается почти сразу, даже если зритель не понял слоган фильма.
Объяснение игры со временем (эпизоды из будущего персонажей, постепенное возвращение в прошлое, затем в память о прошлом и снова в будущее) тоже быстро становится понятным. Специального разбора тут, пожалуй, не требуется.
Глубины фильму придаёт не сюжет, а уникальный режиссёрский подход Мишеля Гондри и великолепная актёрская игра Джима Керри и Кейт Уинслет. Именно благодаря этому сочетанию фильм ни на йоту не скатывается в пошлую, хоть и поучительную, мелодраму.
Мишель Гондри известен своим видением, который можно охарактеризовать как реализм сюрреализма. Смысл его в том, чтобы изобразить что-то фантастическое или даже бредовое, но так, чтобы зритель почувствовал себя наблюдателем за событиями с очень близкого расстояния.
«Вечное сияние чистого разума» снято на ручную камеру, которую часто используют в документальных и псевдодокументальных фильмах. Играет свою роль и особое освещение в сценах в воспоминаниях Джоэла. Во время работы над монтажом Гондри бросила девушка, что уже на этой стадии добавило ещё больше реализма картине.
Один из главных сценаристов «Вечного сияния чистого разума» Чарли Кауфман также известен своим весьма оригинальным подходом к кинокартинам. Критики в рецензиях на его фильмы часто говорят, что он снимает всё исключительно про себя и про нерадостные события и переживания в своей собственной жизни, заставляя и зрителя сливаться с личностью режиссёра. Некий реалистичный и бытовой сюр в его фильмах тоже присутствует в большом количестве.
Джим Керри, приступая к съёмкам, был опустошён и близок к депрессии. Гондри, видя это его состояние, попросил актёра оставаться в нём до конца работы над фильмом. Так что можно сказать, что мы увидели не просто Джима Керри без его обычных ужимок и кривляний (почти), а в принципе настоящего Керри, играющего самого себя в тяжёлый период жизни.
Все эти элементы, добавляющие реализма в фантастический фильм, заставляют его воспринимать как драму, которая имела место быть на самом деле. Даже название «Вечного сияние чистого разума» – это отсылка к реальным событиям. Точнее, это цитата из поэмы английского поэта восемнадцатого века Александра Поупа. В фильме эти строки звучат из уст Мэри, благодаря поступку которой Джоэл и Клементина в конце, по сути, вновь обрели друг друга.
Поэма повествует о несчастной любви французского философа и богослова двенадцатого века Петра Абеляра и его ученицы Элоизы. Абеляр известен тем, что провозгласил разум единственным инструментом познания божественного, что, разумеется, в те времена было немыслимо, и его учение было предано суду. Влюблённые были разлучены, но могли переписываться друг с другом. Эта переписка наполнена болью и тоской двух несчастных людей.
Элоиза, которую принудили стать монахиней, в поэме Поупа скорбит и говорит о том, что подлинную любовь невозможно забыть, даже будучи полностью отрешённым от всего мирского. Строка «Вечное сияние чистого разума» («Eternal Sunshine of the Spotless Mind»), которую исходя из контекста следует перевести как «Молитвы приняты — усмирены желания» — как раз об отрешённости.
Концовка
В концовке фильма зрителя ждёт катарсис — герои остаются вместе, несмотря на то что знают неприглядную правду и даже на то, что, возможно, их отношения снова обречены на провал. И здесь есть интересный перевёртыш.
Режиссёр и сценаристы «Вечного сияния чистого разума» ходили по тонкому льду: если бы они хотели подсунуть нам банальное объяснение «просто любовь оказалась сильнее», то финал бы получился предельно слащавым и совсем не жизненным. Однако герои решаются быть вместе не под влиянием необъяснимой силы. Это поступок в духе «была не была», но осознанный поступок, что заставляет нас уважать и ещё больше любить этих персонажей.
Здесь мы в первую очередь понимаем, как изменился Джоэл — в отличие от открытой и свободной Клементины он всё время был замкнутым и погружённым в свои переживания. Для своей возлюбленной, часто ведущей себя как ребёнок, которому интересно всё яркое и новое, он пытался быть здравомыслящим родителем. Но наступил момент, когда Джоэл понял, что иногда нужно просто отдаться любви и нырнуть в объятия тёплого солнечного света, в противовес «вечному сиянию чистого разума» подразумевающему открытость жизни и миру.
Мое кино. Вечное сияние чистого разума (Eternal Sunshine of the Spotless Mind, США, 2004)
Наконец-то изобретена машина, которая позволяет избавиться от любых воспоминаний. Джоэль и Клементина решают выбросить друг друга из головы. Но в памяти Джоэля все еще живы самые нежные моменты их чувства. Чем меньше он помнит, тем больше любит.
Понимая, что он просто обожает Клементину, Джоэль пытается найти способ, чтобы вернуть любимой память о прошлом. Пока еще не очень поздно… Он должен победить ненавистный компьютерный мозг во что бы то ни стало!
«Вечное сияние чистого разума» — фантастическая драма Мишеля Гондри с Джимом Керри в главной роли. В 2005 году фильм удостоен Оскара за лучший оригинальный сценарий.
Идея сюжета пришла в голову Мишеля Гондри после беседы с артистом Пьером Бисмутом, который предположил следующее: Ранним утром Вы открываете свой почтовый ящик и получаете следующее послание «Тот, кого Вы знали, только что стер Вас из памяти…».
— Как же неприятно потратить на человека так много времени лишь для того, чтобы узнать, что он так и остался для тебя осторонним.
— Знаешь, я готов сейчас даже умереть — так я счастлив.
I could die right now, I’m just … happy.
— Блаженны забывающие, ибо они не помнят своих ошибок.
Blessed are the forgetful: for they get the better even of their blunders.
How happy is the blameless vestal’s lot!
The world forgetting, by the world forgot.
Eternal sunshine of the spotless mind!
Each prayer accepted, and each wish resigned.
Тату вечное сияние чистого разума
ВЕЧНОЕ СИЯНИЕ ЧИСТОГО РАЗУМА:
ЛАБИРИНТЫ ПАМЯТИ
Спустя три года на телеканале Showtime вышел сериал Дэйва Холстейна «Шучу», в котором звезда «Тупого и ещё тупее» и «Маски» получила роль Джеффа Пиччирилло – находящегося на грани нервного срыва популярного ведущего детского телешоу. Одним из режиссёров проекта выступил Мишель Гондри. Французский постановщик и канадо-американский актер уже работали вместе над фильмом «Вечное сияние чистого разума».
Образы Джеффа из «Шучу» и Джоэла Бэрриша из романтической драмы Гондри были частично основаны на характере и истории самого Джима Керри, а также стали отличной возможностью для актёра продемонстрировать все грани своего таланта и выйти за рамки привычного амплуа. Однако ничего этого не состоялось бы без участия в проекте режиссёра «Науки сна» и «Пены дней».
Когда картина с Керри в главной роли вышла в прокат, она произвела настоящий фурор в киносообществе. Лента очаровала публику неповторимым визуальным стилем, на долгие годы ставшим визитной карточкой Мишеля Гондри, а также в полной мере продемонстрировала тягу режиссёра к бессознательному. Последнее роднит его с другим знаменитым исследователем смыслотворческих интенций человеческого сознания
Дэвидом Линчем. Впрочем, если у создателя «Синего бархата» и «Твин Пикса» сон – прежде всего, отражение тёмной стороны личности, то у французского постановщика свидание с Морфеем – способ не только рассказать о горестях и печалях героев, но и возможность выразить все их самые добрые устремления, мечтания и светлые надежды.
Выбирая интересные (совсем не те, которым учат в киношколах) в техническом смысле точки фокусировки и ракурсы съёмки, крепко сплетая между собой репрезентации кинореальности и фантазии, в своей второй полнометражной картине Гондри придал повествованию наивно-романтический тон. Герои его истории как бы существуют вне времени и пространства, тем не менее остаются вполне живыми и объёмными. С ними легко себя идентифицировать зрителю.
Волшебство в фильме – не цель, а средство; метафора, визуальное выражение бушующей в душах персонажей бури, фон для развертывания печально-прекрасной истории. Джоэл и Клементина – обычные люди со своими плюсами и минусами, радостями и горестями. В них нет ничего экстраординарного.
Их эмоции передаются посредством визуального ряда. Когда влюблённые чувствуют необыкновенную близость – точно они совсем одни на белом свете, – Гондри помещает их на занесённый снегом берег; они лежат на кровати, нежась в объятиях друг друга. Когда в их отношениях всё идёт наперекосяк, режиссёр, словно несдержанный ребёнок-сорванец, рушит дом, в котором герои находятся.
Важная часть успеха «Вечного сияния чистого разума» – музыкальная составляющая постановки. Дедушка режиссёра – Констан Мартен, изобретатель одного из первых в мире синтезаторов Clavioline. Неудивительно, что его внук с малых лет проникся любовью к музыке, в школьные годы основал поп-рок коллектив Oui Oui, а в 90-е превратился в очень успешного клипмейкера. Саундтрек его ленты наполнен мечтательными композициями. Это и «Everybody’s Gotta Learn Sometimes» американского музыканта-мультиинструменталиста Beck’а, и «It’s The Sun» коллектива-оркестра The Polyphonic Spree, и небезызвестная «Mr. Blue Sky» британцев Electric Light Orchestra, и «I Wonder» калифорнийцев The Willowz.
Однако «Вечное сияние чистого разума» примечательно не только музыкой, актёрской работой Керри, визуальным стилем Гондри и оператора Эллен Кёрас («Кокаин», «Кофе и сигареты»). Нелинейное повествование, в котором фрагментарное комическое, драматическое, инфантильное и взрослое, превращает ординарную историю любви и расставания в запутанный лабиринт из обрывков воспоминаний, ошибок и правильных решений, выход из которого – не предсказуемый финал, но эмоциональный катарсис, одновременно будоражащий и успокаивающий. В картине чувства вступают в схватку с разумом, рациональное – с иррациональным, а сновиденческая реальность становится ещё одним полноценным участником действия. Заслугу в этом с режиссёром по праву разделил сценарист ленты, один из самых уважаемых в Голливуде драматургов последнего времени Чарли Кауфман («Быть Джоном Малковичем», «Адаптация»).
Вместе с тем сюжет фильма достаточно прост. Когда меланхоличный Джоэл встречает эксцентричную Клементину (Кейт Уинслет), мир его переворачивается. Молодые люди являются полными противоположностями, но всё же их тянет друг к другу. Когда они лежат на льду и смотрят на звёзды, когда тихо беседуют в уютной спальне или дурачатся в автомобиле, кажется, на всём белом свете не найти пары счастливее – от недавних «проснулся разбитым», «разочаровался в песке» и «в моём дневнике. пустота, мрак» Джоэла словно бы не остаётся и следа.
Но, как это часто бывает, воздушные замки рушатся, а эйфория сменяется болью, которую ничем невозможно унять. И тут Кауфман вместе с Гондри находят изящное и оригинальное решение – чтобы перестать мучиться, стоит просто стереть все связанные с бывшим возлюбленным воспоминания. Как? При помощи специального устройства. Намного важнее не «как», а «для чего».
Именно этот ключевой момент сюжета является в «Вечном сиянии чистого разума» системообразующим. Авторы наглядно демонстрируют, что любовь – понятие многогранное, но намного более простое, чем о нем думают. Ни сложные химические реакции в мозгу, ни логические умозаключения или помноженные на статистические выкладки эмоциональные доводы не способны дать ответ на вопрос, почему мы влюбляемся в конкретного человека. И даже такие противоположности как Джоэл и Клементина могут быть вместе.
Чтобы точка зрения Гондри выглядела ещё убедительнее, в сюжет введены второстепенные герои в лице Мэри Стиво (Кирстен Данст) и доктора Говарда Мерзвяка (Том Уилкинсон). Большая разница в возрасте, в интересах и в уровне образования, а также наличие жены у Говарда не способны предотвратить неизбежное – их неумолимо тянет друг к другу.
Выводы, на которые наталкивает зрителя фильм столь очевидны, сколь и поэтичны. Подобно облакам и небу, без которых невозможен дождь, плодоносной земле и воде, являющимися необходимым условием для роста дерева, для любви нужны лишь два человека. Она не требует анализа, доказательства или какой-либо интерпретации. Любовь – это то, что случается между людьми. Чувство это, точно пробивающая асфальт, тянущаяся к солнцу трава, которая всегда найдёт свою дорогу. Именно так, как это произошло у Джоэла и Клементины.