Что такое диатонический интервал
S o l F a theory
7. Интервалы: диатонические и хроматические
Диатоническими называются те интервалы, которые образуются между основными ступенями звукоряда (все чистые, большие, малые интервалы и тритоны, независимо от того, содержат они в себе хроматически изменённые звуки или нет).
Ступеневой величиной интервала называется количество охватываемых им ступеней, а тоновой – количество заключённых в нём тонов и полутонов.
Хроматическими называются интервалы, не являющиеся основными: все увеличенные, уменьшенные (кроме тритонов), все дважды увеличенные и дважды уменьшенные интервалы и т.п., не встречающиеся в диатонике.
Увеличенным или уменьшенным может быть любой интервалы, кроме чисто примы (она занимает 0 тонов, поэтому не бывает ум. 1).
Увеличенным называется интервал, который на хроматический полутон шире чистого или большого при одинаковой с ним ступеневой величине. Уменьшённым называется интервал, который на хроматический полутон уже чистого или малого при одинаковой с ним ступенеей величине. Дважды увеличенным называется интервал на хроматический тон шире чистого или большого при одинаковой с ним ступеневой величине. Дважды уменьшённым называется интервал на хроматический тон уже чистого или малого при одинаковой с ним ступеневой величине.
Наиболее распространённые дв. Ум. И дв. Ув. Интервалы: дв. ув. 8, 4, 1; дв. ум. 5, 8.
Характерными называются увеличенные и уменьшенные интервалы гармонического мажора и минора (кроме тритонов), образовавшиеся в результате понижения на полтона VI ступени в мажоре или повышения на полтона VII ступени в миноре. Это ув. 2- ум.7; ув. 5 – ум. 4. Все характерные интервалы относятся к хроматическим.
Акустическое разрешение диатонических интервалов
Акустические диссонансы: секунды, септимы, тритоны.
Акустически все диссонансы неустойчивы, все консонансы – устойчивы (но в ладу акустические консонансы могут оказаться неустойчивыми и будут стремиться к разрешению в ладовые устои).
Возможны и более свободные варианты разрешения септим и секунд: диссонирующий звук на секунду вниз, а свободный — в любой звук, образующий консонанс со звуком разрешения.
Ладовое разрешение диатонических интервалов
Устойчивыми являются лишь те консонирующие интервалы, которые образуются только из устойчивых ступеней лада (т.е. звуков T53). Все остальные интервалы, включающие в себя хотя бы одну неустойчивую ступень лада, — неуйсточивы и стремятся к разрешению в устойчивые интервалы.
Ладовым разрешением называется переводм неустойчивых интервалов в устойчивые. Оно произведится на основе секундовых и (реже) кварто-квинтовых тяготений.
а) полутоновое всегда более убедительно (если вообще возможно);
б) нельзя неустойчивый звук вести к уиносону с неподвижным соседним голосом;
в) некоторые интервалы (секунды на V и VII ступени) нельзя разрешить только с помощью ладовых тяготений (из-за пункта «б»). Используется двойное разрешение: акустическое + ладовое.
г) септима не идёт в октаву, а разрешается через промежуточные интервалы, соответствующие ладовым функциям D или S.
д) кварто-квинтовые тяготения основаны, в основном, на ладогармонических функциональных связях: V-I, IV-I. Ближайшие к V ступени звуки – неустойчивые, поэтом при разрешении V-V, V-I. S, хотя и окружена устойчивыми звуками, сохраняет своё подчиненное функциональное значение по отношению к тонике, поэтому тоже возможно IV-I.
Разрешение хроматических интервалов
Увеличенные интервалы разрешаются ходом одного из голосов на секунду в сторону расширения расстояния между голосами. Уменьшенные интервалы – наоборот.
Некоторые (ув. 2, ум. 7, тритоны) также могут разрешаться двусторонне.
В целом, в ладу разрешение хроматических интервалов по своим принципам не отличается от разрешения диатонических интервалов.
Что такое диатонический интервал
Интервалы, которые строятся в диатонических ладах, называются диатоническими. Интервалы, строящиеся в пределах октавы, называются простыми. Интервалы, выходящие за пределы октавы, называются составными.
Простые диатонические интервалы – это интервалы в пределах октавы, которые образуются между основными ступенями натурального (диатонического) звукоряда.
Названия диатонических интервалов (как и всех других интервалов) основываются на:
I. Их количественной величине. Это связано с количеством входящих в интервал ступеней. Интервалы обозначаются: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава (термины имеют латинские корни).
II. На их качественной величине, основанной на количестве входящих в состав интервалов тонов (с полутонами). В результате чего ко всем интервалам приписываются прилагательные: чистая, малая, большая, уменьшенная, увеличенная.
Также эти прилагательные косвенно отражают и степень напряженности интервалов. По уровню напряженности интервалы делятся на три группы (даем в порядке увеличения):
1. совершенные консонансы: ч.1, ч.8, ч.5, ч.4
2. несовершенные консонансы: б.3, м.6, м.3, б.6
3. диссонансы: б.2, м.7, м.2, б.7, ув.4, ум.5
Все эти интервалы могут быть построены между основными ступенями диатонического лада, другие интервалы строятся уже не в диатонике, а в хроматике. Диатоническими ладами принято называть натуральный мажор и натуральный минор, + лады, лежащие на ступенях этого звукоряда (лидийский и миксолидийский мажорные лады, дорийский и фригийский минорные лады и локрийский лад).
Диктанты на диатонические интервалы чаще всего пишутся вне тональности, диссонирующие интервалы даются без разрешения. В случаях с повышенными требованиями могут понадобиться знания, на каких ступенях мажора и минора какие интервалы строятся.
Далее даем диктант на определение простых диатонических интервалов. Не только родители, но и сам обучающийся сможет при помощи данного диктанта укрепить свои знания в области диатонических интервалов.
Приложение для телефонов (планшетов)
операционная система ANDROID
Диатонические интервалы Версия:1.1 |
Приложение, которое проводит с учеником диктант (слуховой анализ) на определение простых диатонических интервалов без необходимости наличия инструмента, ручки, бумаги и Интернета. Проигрывает интервалы, проверяет и указывает на ошибки, выставляет оценки по традиционной пятибалльной шкале. Рекомендуется для подготовки к экзамену (контрольному уроку).
Демо видео-ролик (как работает на телефоне)
Как определять интервалы на слух (подсказки)
1. Малая секунда звучит тесно и резко, для сравнения на пропев «пусть бегут неуклюже…», «тихо Дунай свои волны несет…». Ученики часто путают ее с большой секундой. Гармоническая малая секунда в сравнении с большой звучит грустнее, без оптимизма.
2. Большая секунда звучит резко, но чуть шире чем малая. На пропев «мишка с куклой пляшут полечку…». Ученики путают ее с малой. Гармоническая малая секунда в сравнении с большой звучит бодрее.
3. Малая терция – это уже самый тесный консонанс, звучит уже явно как часть начальная часть минорного трезвучия. Для идентификации на пропев лучше начала «подмосковных вечеров» еще никто не придумал. С большой терцией ее путают значительно реже, чем все остальные интервалы.
4. Большая терция звучит естественно и радостно. Это главный показатель мажорности, оптимизма и стремления вперед.
5. Кварта – интервал чистый, звучит пустовато. Мелодическая кварта более окрашена в воинственные тона. Чаще ученики ее путают с квинтой, которая также окрашена в воинствующие тона, но звучит шире. В пропеве при сравнении с большой терцией звучит менее радостно, но более утвердительно, содержит интонацию завершения (для сравнения: на терции не остановишься). Для идентификации пропевом идеально во все времена подходили первые ноты гимна нашего Российского государства.
6. Квинта – чистый широкий интервал, звучит пусто. Мелодическая квинта звучит воинственно. Мажорный окрас минимален. Для ученика и само заморское слово «квинта» ассоциативно очень часто подменяется словом «кварта», очень близкие корни. И само звучание интервалов квинты с квартой очень часто путается. Для голосовой идентификации подходит начало из «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса (заставка клуба знатоков).
7. Малая секста широкий, не пустой интервал, имеет ностальгический, романтический окрас. Для идентификации подходят начала песен М.Таривердиева из «12-и Мгновений весны» «Я прошу, хоть не надолго…» и «Мелодии любви».
8.Большая секста интервал широкий, открытый, светлый, без ностальгического оттенка. Для идентификации идеально подходит начало новогодней песенки «В лесу родилась елочка…»
9. Малая септима – широкий интервал. Звучит резко, но с некоторой мягкостью, слегка грустен. Ученики путают его с большой септимой.
10. Большая септима – самый широкий диссонанс из простых интервалов, вот-вот не дотянувший до октавы и «просящийся в нее». В сравнении с малой септимой звучит резче, настырнее, мажорнее.
11. Октава звучит очень широко и максимально одинаково, для идентификации пропевается как начало «ой, рябина кудрявая…». Ученики на слух с другими интервалами ее практически не путают.
12. Тритон (увеличенная кварта или уменьшенная квинта) – лежит между квартой и квинтой, но об их пустоте не может быть и речи. Крайне диссонантный интервал. Не узкий, не широкий, не грустный, не веселый. Резкий и колючий интервал, который на слух определяется легко, и спутать с каким-либо другим интервалом его сложно.
Диктант (слуховой анализ)
При перезагрузке страницы содержимое диктанта изменяется автоматически, просьба это учитывать для проверки своих музыкальных способностей. Для проверки выделите курсором область слева от области проигрывания.
Интервалы
Например:
В мелодическом движении интервалы образуются восходящие и нисходящие. Все гармонические интервалы и восходящие мелодические интервалы читаются вверх от основания. Нисходящие мелодические интервалы читаются вниз, при этом упоминается также направление движения.
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ ВЕЛИЧИНА ИНТЕРВАЛОВ.
ПРОСТЫЕ ИНТЕРВАЛЫ. ДИАТОНИЧЕСКИЕ ИНТЕРВАЛЫ
Выше мы говорили, что расстояние между соседними ступенями может быть равно полутону или целому тону. Отсюда следует, что секунда может состоять из полутона или целого тона.
Например, секунда ми-фа=1/2 тона; секунда фа-соль=1 тону.
Другие однородные интервалы также не одинаковы по количеству тонов. Например, терция до-ми=2 тонам; терция ре-фа=1 1/2 тонам.
Из сказанного следует, что качественная сторона названий отражает величину интервала лишь приблизительно. Количественная же величина интервала уточняется словами: малая, большая, чистая, увеличенная, уменьшенная. Между основными ступенями звукоряда (в пределах октавы) образуются следующие интервалы:
1. Чистые примы = 0 т.
2. Малые секунды = 1/2 т.
3. Большие секунды = 1 т.
4. Малые терции = 1,1/2 т.
5. Большие терции = 2 т.
6. Чистые кварты = 2,1/2 т.
7. Увеличенная кварта = 3 т.
8. Уменьшенная квинта = 3 т.
9. Чистые квинты = 3,1/2 т.
10. Малые сексты = 4 т.
11. Большие сексты = 4,1/2 т
12. Малые септимы = 5 т.
13. Большие септимы = 5,1/2 т.
14. Чистые октавы = 6 т.
Все перечисленные выше интервалы называются основными. Эти интервалы принято называть также диатоническими интервалами благодаря тому, что они образуются между ступенями и натурального мажора, и натурального минора.
Все диатонические интервалы могут быть построены от любой основной или производной ступени вверх или вниз.
Диатонические интервалы являются основой мелодии. От их сочетания в различной последовательности мелодическое движение приобретает многообразную выразительность.
Не будем перегружать Вас лишними примерами. Просто на практических занятиях на музыкальном инструменте постарайтесь проанализировать на простых примерах, из каких интервалов построена та или иная мелодия. Так Вы сможете применять теоретические знания на практике.
УВЕЛИЧЕННЫЕ И УМЕНЬШЕННЫЕ ИНТЕРВАЛЫ (ХРОМАТИЧЕСКИЕ). ЭНГАРМОНИЧЕСКОЕ РАВЕНСТВО ИНТЕРВАЛОВ
ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ
Возможны два способа перемещения звуков, а именно:
1. Перенесение основания интервала (нижнего звука) на октаву вверх.
2. Перенесение вершины интервала (верхнего звука) на октаву вниз.В результате обращения данного интервала получается новый интервал.
Чтобы облегчить построение больших и неудобных интервалов вверх и вниз от данного звука, очень удобно пользоваться обращением интервалов. Для построения заданного интервала вверх берется октава от исходного звука вверх и из нее вычитается обращение заданного интервала сверху вниз. Например, малая секста от звука фа вверх: от ноты фа строим вверх чистую октаву, от верхней ноты вниз строим большую терцию.
Для построения заданного интервала вниз берется в том же направлении октава от исходного звука от исходного звука и из нее вычитается обращение заданного интервала снизу вверх. Например, большая септима от звука до-диез вниз. На основе вышеуказанного примера строим вниз чистую октаву, от нижней ноты строим вверх малую секунду.
Ну, а теперь сама тема:
СОСТАВНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ
Кроме простых интервалов, в музыке применяются также интервалы шире октавы. Такие интервалы называются составными. Они образуются путем прибавления октавы к простым интервалам. Таким образом получаются те же интервалы, но уже через октаву. Понятно, я надеюсь? Сначала давайте познакомимся с названиями таких интервалов, а потом разберем один-два практически.
КОНСОНИРУЮЩИЕ И ДИССОНИРУЮЩИЕ ИНТЕРВАЛЫ
Интервалы также подразделяются на два вида: консонирующие и диссонирующие.
Слово консонанс в музыке означает согласное, сливающееся звучание (созвучание). Рекомендую прочесть и послушать две лекции, подготовленные Д.Низяевым о понятии консонанс.
Слово диссонанс означает разнозвучание, резкое, не сливающееся. Это слово можно буквально перевести: «не звучит», или «неприятно звучит».
К консонирующим интервалам относятся:
а) чистая прима чистая октава | весьма совершенный консонанс; |
б) чистая кварта чистая квинта | совершенный консонанс; |
в) малая терция большая терция малая секста большая секста | несовершенный консонанс. |
К диссонирующим интервалам относятся:
малая секунда, большая секунда, увеличенная кварта, уменьшенная квинта, малая септима, большая септима.
Все консонирующие интервалы обращаются в консонирующие, а диссонирующие интервалы обращаются в диссонирующие.
Нотные примеры разбирать не будем, попробуйте сами сыграть (или набрать на компьютере), а я вот что хочу сказать. Диссонирующие интервалы весьма помогают в обогащении гармонического спектра аккорда.
Что такое диатонический интервал
от греч. dia — через, вдоль и tonos — тон (целый тон), букв.— идущая по тонам
(иногда тритон как вариант чистой кварты или чистой квинты принимается не за диатонич., а за хроматич. интервал).
Между количеством интервалов одного и того же вида и числом образующих этот интервал квинтовых шагов (Q) в чистой Д. существует строгая зависимость. Число, показывающее, сколько раз данный интервал встречается в системе, равно разности между общим количеством звуков системы и числом квинтовых шагов:
ч. прима, ч. октава (0Q) встречается 7 раз (7-0),
ч. квинта, ч. кварта (1Q) встречается 6 раз (7-1),
б. секунда, м. септима (2Q) встречается 5 раз (7-2),
б. секста, м. терция (3Q) встречается 4 раза (7-3),
б. терция, м. секста (4Q) встречается 3 раза (7-4),
б. септима, м. секунда (5Q) встречается 2 раза (7-5),
тритон (6Q) встречается 1 раз (7-6).
В более широком смысле к области Д. относят также т. н. условно-диатонические лады, переменно-диатонические лады, системы и звукоряды (см. Лад). В нек-рые из этих ладов наряду с тонами и полутонами входит и увелич. секунда.
Ангемитонная пентатоника (по терминологии Катуара, «протодиатоника») и ср.-век. гексахорды могут трактоваться как неполные диатонич. системы.
Иногда диатоническими называют 12-звуковые (12-ступенные) системы, каждая ступень в к-рых трактуется как самостоятельная. При этом в понятие Д. вкладывается другой смысл: Д. как совокупность осн. ступеней (А. С. Оголевец, M. M. Скорик).
В др.-греч. музыке Д. была одним из трёх ладовых наклонений («родов») наряду с хроматикой, использовавшей две малые секунды подряд, а также увелич. секунду, и энгармоникой, специфику к-рой составляли интервалы меньше полутона. В этом греч. музыка сходна с др. древними одноголосными культурами, в особенности Ближнего Востока и Средиземноморья.
Распространённая со времени Гвидо д’Ареццо система гексахордов (см. Сольмизация) фиксировала в рамках общей диатонич. системы ладовую переменность (в особенности в сменах
-durum, то есть b и h). Аналогичная ладовая переменность свойственна и рус. церк. музыке (h внизу и b вверху, см. «обиходный звукоряд» в примере выше). С этим связана практика нотации голосов с разл. ключевыми знаками, напр. без знаков в верхнем голосе и с одним бемолем в нижнем.
Г. де Mашо. Баллада 1. Ci comencent les balades ou il ha chant, такты 1-3.
С др. стороны, осуществляется переход к хроматике как основе высотной структуры. Начало этому процессу положил «Тристан» Р. Вагнера. Полностью перешли к хроматике мн. композиторы 20 в., в особенности представители новой венской школы.
А. К. Лядов. Восемь русских народных песен. III. Протяжная.
В музыке 20 в. используются разнообразные виды Д.: Д. нар. склада, близкая к классич. мажору и минору; Д. в разл. модификациях, полиладовых, полидиатонич. сочетаниях (И. Ф. Стравинский, С. В. Рахманинов, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Б. Барток). Часто Д. остаётся лишь в качестве основы, более или менее завуалированной (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, П. Хиндемит), либо фигурирует как составной элемент недиатонич. структуры (скобками отмечены поля диатоники):
С. С. Прoкoфьев. «Обручение в монастыре» («Дуэнья»). 2-я картина, окончание.
Литература: Серов А. Н., Русская народная песня как предмет науки, «Музыкальный сезон», 1869/70, No 18, 1870/71, NoNo 6 и 13; Петр В. И., О составах, строях и ладах в древнегреческой музыке, К., 1901; Катуар Г. Л., Теоретический курс гармонии, ч. 1, М., 1924; Tюлин Ю. Н., Учение о гармонии, ч. 1, Л., 1937, 1966; его же, Натуральные и альтерационные лады, М., 1971; Оголевец А. С., Основы гармонического языка, М.-Л., 1941; Кастальский А. Д., Основы народного многоголосия, М.-Л., 1948; Способин И. В., Элементарная теория музыки, М., 1951, 1958; Кушнарёв X. С., Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Л., 1958; Берков В. О., Гармония, ч. 1, М., 1962; 1970; Скорик М. М., Прокофьев и Шёнберг, «СМ», 1962, No 1; Карклинь Л. A., Обобщать практический опыт, «СМ», 1965, No 7; Сохoр A. H., О природе и выразительных возможностях диатоники, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 4, Л.-М., 1965; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Котляревський I. A., Дiатонiка i хроматiка як категорiп музичного мислення, Кипв, 1971; Бочкарева О., О некоторых формах диатоники в современной музыке, в сб.: Музыка и современность, вып. 7, М., 1971; Сигитов С., Ладовая система Белы Бартока позднего периода творчества, в сб.: Проблемы лада, М., 1972.
Ладовое разрешение диатонических интервалов
В условиях определенного лада и конкретной тональности все интервалы подразделяются на две категории: устойчивые и неустойчивые.
Устойчивыми являются лишь те консонирующие интервалы, которые образуются только из устойчивых ступеней лада (то есть звуков тонического трезвучия), все же остальные интервалы (в том числе и консонансы), включающие в себя хотя бы одну неустойчивую ступень лада, в целом являются неустойчивыми и стремятся к разрешению в устойчивый интервал.
Ладовым разрешением называется перевод неустойчивых интервалов в устойчивые. Оно производится на основе существующих в ладе секундовых и отчасти кварто-квинтовых тяготений.
Первые из них являются более универсальными, ибо все неустойчивые ступени находятся в секундовом соотношении с одной из устойчивых ступеней, при помощи же кварто-квинтовых тяготений могут разрешаться лишь неустойчивые интервалы, включающие в себя звуки доминанты (чаще всего) и субдоминанты (реже).
Техника ладового разрешения интервалов на основе секундовых тяготений такова:
1) Прежде всего надо определить тональности, в которых встречается данный интервал.
2) Если данный неустойчивый интервал образован двумя неустойчивыми звуками, то при разрешении каждый из них должен плавно пойти по своему тяготению в ближайший (соседний) усточивый звук, в результате чего образуется устойчивый интервал, являющийся разрешением предыдущего неустойчивого интервала.
Одновременное движение обоих голосов может быть или параллельным, или противоположным, однако при этом следует избегать движения параллельными квинтами и октавами (или унисонами), которое не является образцом хорошего голосоведения и потому, как правило, неприемлемо:
можно нельзя
При прочих равных условиях желательно, чтобы в интервале разрешения достаточно ясно проявлялось ладовое наклонение.
Так, в нижеследующем примере первый вариант разрешения хотя и вполне правомерен, все же не дает четкого представления о ладовом наклонении, тогда как во втором варианте оно проступает, благодаря наличию тонической терции, совершенно определенно:
3) Если данный неустойчивый интервал содержит в себе лишь один неустойчивый звук, а другой будет являться устойчивым, то первый плавно перейдет (то есть разрешится) в ближайшую устойчивую ступень — в сторону своего тяготения, второй же останется на месте, что образует так называемое косвенное движение голосов:
C-dur
а) полутоновое тяготение всегда ощущается острее целотонового, и поэтому такое разрешение (если только оно возможно в данном случае) всегда будет более убедительным;
б) при одинаковых интервальных соотношениях между неустойчивым звуком и окружающими его устойчивыми ступенями лада предпочтительнее производить разрешение в наиболее устойчивый звук — тонику (если, разумеется, он не занят другим голосом, или если такое разрешение достаточно ярко выявляет ладовое наклонение);
в) некоторые интервалы, как, например, секунды на V и VII ступенях лада, не могут быть разрешены на основе только ладовых тяготений, так как секунда в приму не разрешается — нельзя неустойчивый звук вести к унисону с неподвижным соседним голосом, ибо при этом не слышится переход одного звука в другой.
Для более полноценного разрешения этих секунд приходится прибегать к так называемому двойному разрешению, то есть к сочетанию сперва акустического, а затем — ладового разрешения интервалов:
нельзя можно: акустич нельзя можно акустич.
г) в равной мере не следует допускать непосредственного разрешения септимы в октаву, так как эти интервалы являются, соответственно, обращениями секунды и примы.
Разрешение некоторых септим в тонику производится чаще всего опосредованным путем — через промежуточные интервалы, соответствующие ладовым функциям доминанты или субдоминанты:
4) Если секундовые тяготения имеют явно выраженное мелодическое происхождение, то кварто-квинтовые тяготения основаны, главным образом, на ладогармонических функциональных связях: это — тяготение основных звуков доминанты и (в несколько меньшей степени) субдоминанты непосредственно к тонике.
Пятая ступень лада (доминанта), являющаяся по своей природе устойчивым звуком, входящим в состав тонического трезвучия, будучи взятой вместе с какой-либо неустойчивой ступенью, тоже начинает звучать неустойчиво, ибо любой интервал, содержащий в себе хотя бы один неустойчивый звук, будет неустойчив в целом.
Поскольку же ближайшее окружение V ступени образуют неустойчивые звуки, то разрешаться она может только скачком (на кварту вверх или квинту вниз) непосредственно в тонику (I ступень) — наиболее устойчивый из всех устойчивых звуков лада:
Субдоминанта (IV ступень лада) хотя и окружена с обеих сторон устойчивыми ступенями, однако сохраняет при этом свое функциональное подчинение тонике, на основании чего и может быть разрешена скачком непосредственно в тонику (I ступень):
Впрочем, разрешение на основе кварто-квинтовых тяготений гораздо более типично для доминанты, нежели для субдоминанты.