Что такое диатонический аккордеон
Аккордеоны Виды аккордеонов
Аккордеоны
Унисонорные
Высота тона не зависит от направления движения меха.
Бисонорные
Высота тона зависит от направления движения меха.
Хроматические
Строй хроматических аккордеонов основан на 12 полутонах темперированной системы.
Диатонические
Диатонические кнопочные аккордеоны используют кнопочную клавиатуру, раскладка которой ограничивается нотами диатонической гаммы (нет полутоновых интервалов между нотами).
С клавиатурой
фортепианного типа
Клавишные аккордеоны являются хроматическими по звуковому строю. Максимальное количество клавиш — 45. Этого достаточно, чтобы исполнять даже сложные концертные произведения. Клавишные аккордеоны бывают 3-, 4- и даже 5-голосными. Это создаёт многотембровость в звучании инструмента. С помощью регистров-переключателей можно делать автоматически удвоение звуков в октаву и в унисон, за счёт чего и достигается изменение тембра. Характерно для клавишного аккордеона и то, что игра на нём может осуществляться только при наличии двух плечевых ремней, хорошо и правильно подогнанных (поэтому в данном случае регулировка плечевых ремней играет особо важную роль).
С клавиатурой
кнопочного типа
Левая клавиатура
Левая клавиатура у полного аккордеона состоит из 120 кнопок. Может быть с готовым, выборным или готововыборным аккомпанементом.
Гибридные модели аккордеонов
Существуют различные гибридные модели аккордеонов, сочетающие разные виды кнопочных панелей и разные возможности. Большинство таких гибридов – просто редкие артефакты, только малая часть по-настоящему используется:
Аккордеон Шраммеля
используется в венской камерной музыке и в еврейской внелитургической музыкальной традиции «Клезмер» (Klezmer); имеет кнопочную правую клавиатуру от хроматического кнопочного аккордеона и бисонорную басовую кнопочную клавиатуру, аналогичную клавиатуре расширенной модели диатонического кнопочного аккордеона.
Аккордеон «Швицерёргели»
или швейцарский орган, обычно имеет 3-рядный диатонический дискант и 18 унисонорных басовых кнопок – фактически это подвид системы «Страделла» только в обратной последовательности, как в Бельгийской басовой системе.
Трикитикса
или баскский народный аккордеон, имеет 2-рядный диатонический бисонорный дискант (правая клавиатура) и 12-кнопочный диатонический унисонорный бас (левая сторона).
Британский хроматический аккордеон
— любимый диатонический аккордеон в Шотландии. Правая клавиатура бисонорна, а левая построена по системе «Страделла». Элитный представитель линейки — «Шанд Морино» (Shand Morino) немецкого производства, фирмы «Хохнер» (Hohner Musikinstrumente GmbH & Co. KG) при участии шотландского музыканта сэра Джимми Шанда.
Пой,гармоника!
Всё о гармони и гармонистах
Русская гармонь-хромка в сравнении с диатоническим аккордеоном
Давно хотел сделать сравнительный анализ гармони–хромки и западного двухрядного диатонического аккордеона, имеющего хождение, пожалуй, по всему миру, кроме России: у нас в стране, в период становления фабричного производства гармоней, сформировался уникальный тип гармоники, ставший самым популярным и массовым на сегодняшний день(в этом материале упустим подробности по поводу того, насколько это было правильно и справедливо по отношению к другим типам русских гармоник). Попробуем разобраться, чем похожи эти два инструмента и чем различаются.
Нижегородская гармонь-типичная разновидность гармони-хромки Диатонический аккордеон норвежского мастера Олафа Бергфлодта
Разный звук на сжим-расжим меха
Известно, что и у нас в стране, при внедрении гармони–хромки, многие гармонисты старой школы, хорошо понимавшие «русский(либо немецкий) строй» долгое время её не признавали и игнорировали, настолько неправильным и непривычным казалось наличие всего одного звука на каждой клавише.
Левая механика с одноголосыми аккордами(один клапан-один аккорд)
Второе отличие диатонического аккордеона от нашей гармони–хромки заключается в конструкции левой механики. Суть его в том, что в диатоническом аккордеоне применяется простейшая механика, где каждая кнопка открывает всего один клапан, независимо от того, бас это или аккорд.
То есть, в отличие от хромки, где при нажатии кнопки аккорда открываются три(иногда–четыре) клапана, под каждым из которых находится набор планок, формирующий ОДИН звук, участвующий в построении аккорда, в диатоническом аккордеоне этот аккорд открывается всего одним клапаном(под ним расположены соответствующие голосовые планки). Посмотрите, как это выглядит на видео:
Разница в том, что в случае хромки каждый из звуков аккорда–многоголосый(трёх–, четырёх–, и даже более), а в диатоническом аккордеоне–одноголосый(то есть, один звук аккорда–один голос(язычок)). Плюс–басовый звук не «берёт» дополнение из аккордового резонатора. По такому же принципу работают басы и аккорды на наших саратовских гармонях и тальянках. Решение весьма неоднозначное, пришедшее, так сказать, из глубины веков, имеющее, как минусы, так и плюсы: с одной стороны, аккорды звучат заметно «суше»(вслушайтесь, их почти и не слышно), но с другой стороны механика при таком устройстве настолько проста и надёжна, что становится практически неубиваемой(ломаться там практически нечему). Про вес можно и не упоминать: отсутствие валиков со стойками и большого количества толкателей говорит само за себя.
На изображениях ниже-типичная левая механика диатонического аккордеона(и, для сравнения, механика хромки).
Итоги
Вот, на мой взгляд, и все различия между гармонью–хромкой и диатоническим аккордеоном. Как видите, их не так и много, но они кардинальны и позволяют говорить о каждом из этих инструментов, как об уникальном явлении… Хотя, пожалуй, справедливости ради, нашу хромку, как явление, типичное только для России и нигде больше не культивируемое, следует считать абсолютно уникальным и беречь, как одно из национальных достояний. Хотя есть и те, кто считает её «довольно бестолковым инструментом» (именно из–за одинакового звучания на сжим–расжим). В корне с ними не согласен…
П.С. Различие в терминах «гармонь–хромка» и «диатонический аккордеон» в этом материале весьма условно: на Западе и то, и другое называют «диатоническим аккордеоном».
П.П.С. Конечно, разновидностей диатонических аккордеонов, гораздо больше, чем я упомянул(в том числе, по количеству рядов клавиш), но сути это не меняет.
Что такое диатонический аккордеон
Аккордео́н (от фр. accordéon ) — язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым (аккордовым) или готово-выборным аккомпанементом на левой. Современная разновидность ручной гармоники. В 1829 году это название дал венский органный мастер К. Демиан (нем.) русск.усовершенствованной им гармони.
Правая клавиатура аккордеона соответствует фортепианной клавиатуре. Высота звуков повышается сверху-вниз.
Диапазон полноразмерного аккордеона — от ноты Фа малой октавы до Ля третьей октавы (3 октавы и 4 полутона).
Размеры
Таблица 1. Классификация аккордеонов по количеству клавиш на правой клавиатуре.
Левая
Диапазон левой клавиатуры аккордеона с готовым аккомпанементом — одна октава с басовыми (низкими) нотами.
Вертикальные ряды кнопок нумеруются, начиная от меха. В первых двух рядах располагаются басовые ноты. Первый ряд басов является вспомогательным, второй — основным. Далее, по порядку, идут ряды с мажорными и минорными трезвучиями (3-й и 4-й ряды), малыми мажорными септаккордами и уменьшенными септаккордами (5-й и 6-й ряды). Таким образом, от каждой ноты основного басового ряда строятся различные аккорды в горизонтальном ряду. Дублирование басовых кнопок на левой клавиатуре необходимо для удобства игры на аккордеоне.
Оркестровый вид аккордеона (басовый аккордеон) не имеет левой клавиатуры.
Схемы
Об аккордеонах
Слово «аккордеон» (в переводе с французского «accordeon») означает «ручная гармоника». Но придуман этот инструмент был вовсе не во Франции, а в Вене в 1829 органным мастером Кириллом Демианом. Он разработал и запатентовал систему, ключевой особенностью которой являлось, с помощью одной клавиши извлекать целый аккорд. С тех пор, этот инструмент много раз дорабатывался, изменялся его внешний вид, и характеристики.
Так выглядел первый аккордеон:
2.Устройство и разновидности аккордеонов:
Так выглядит современный аккордеон:
Полный аккордеон размер 4/4
Также существую кнопочные аккордеоны:
Кнопочные аккордеоны, это аналог нашего баяна за рубежом. Отличия в кнопках в правой руке и С-Griff западноевропейская система с нотой “до” в первом ряду.
В диатонических аккордеонах, используется кнопочная клавиатура, а также эти модели имеют ограниченный звукоряд (играются только ноты диатонической гаммы без полутонов)
А также цифровые аккордеоны:
Цифровые аккордеоны стали популярными относительно недавно, благодаря фирме Roland их уникальным творениям FR-1x b FR-3X. Эти модели обладают более легким весом, чем их собратья, также благодаря специальным технологиям, вы сможете с легкостью превратить ваш аккордеон в совершенно иной инструмент с помощью встроенных тембров и наборов ударных. Аккордеон не нуждается в настройке, что делает его эксплуатацию более удобной, а также у исполнителя впервые есть возможность выбирать между раскладками клавиатуры С-Griff(европейская) и B-Griff (восточная). Благодаря возможности подключать наушники, можно репетировать никому не мешая, а выносливый аккумулятор позволит играть до 6 часов без подзарядки. Конечно же, как и все современные гаджеты его можно подключить к компьютеру или использовать как миди-клавиатуру.
3. Как выбрать аккордеон в музыкальном магазине:
Поговорим о том, как правильно выбрать аккордеон, и какие марки лучше? Начнем с того что аккордеоны бывают разных размеров, а в таблице ниже приведены примеры:
Подходит для детей, как правило, это диатонические модели, легкие по весу, (си-малой октавы до-третьей октавы)
Диапазон: Соль-малой октавы, Ми-третьей октавы.
Как правило, трехголосые, с готовым аккомпанементом
Диапазон: Фа-малой октавы, Фа-третьей октавы.
Диапазон: Фа-малой октавы, Ля-третьей октавы. Бывают трех, четырех и пятиголосые.
Бывают как для детей, так и для взрослых.
Кол-во клавиш в правой клавиатуре: 26
Кол-во клавиш в правой клавиатуре: 34
Кол-во клавиш в правой клавиатуре: 37
Кол-во клавиш в правой клавиатуре: 41
Кол-во клавиш в правой клавиатуре: 26
Кол-во клавиш в левой клавиатуре: 48,60,72.
Кол-во клавиш в левой клавиатуре: 72,80
Кол-во клавиш в левой клавиатуре: 96
Кол-во клавиш в левой клавиатуре: 120
Кол-во клавиш в левой клавиатуре: 72.
Аккордеон
Аккордеон | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аккордеон с клавиатурой фортепианного типа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Классификация |
---|
Размер | Полный | 7/8 | 3/4 | 1/2 |
---|---|---|---|---|
Пример | ||||
Количество клавиш на правой клавиатуре | 41 (Фа малой октавы — Ля третей октавы) | 37 (Фа малой октавы — Фа третей октавы) | 34 (Соль малой октавы — Ми третей октавы) | 26 (Си малой октавы — До третей октавы) |
Количество кнопок на левой клавиатуре | 120 | 96 | 80, 72 | 72, 60, 48, 40, 32, 24 |
Левая
Левая клавиатура у аккордеона такая же, как и у баяна, у полного аккордеона состоит из 120-ти кнопок.
Диапазон левой клавиатуры аккордеона с готовым аккомпанементом — одна октава с басовыми (низкими) нотами.
Вертикальные ряды кнопок нумеруются, начиная от меха. В первых двух рядах располагаются басовые ноты. Первый ряд басов является вспомогательным, второй — основным. Далее, по порядку, идут ряды с мажорными и минорными трезвучиями (3-й и 4-й ряды), септаккордами и уменьшенными септаккордами (5-й и 6-й ряды). Таким образом, от каждой ноты основного басового ряда строятся различные аккорды в горизонтальном ряду. Дублирование басовых кнопок на левой клавиатуре необходимо для удобства игры на аккордеоне.
Оркестровый вид аккордеона (басовый аккордеон) не имеет левой клавиатуры.
Схемы
|
|
|
|
|
|
Регистры
Обучение
Для овладения инструментом в настоящее время существует множество «Школ изучения игры на аккордеоне», в частности в России — авторов:
Среди композиторов, писавших музыку специально для аккордеона, можно отметить Яна Тьерсена (композитора фильма Амели).
Под патронатом фирмы Hohner существуют Хонер-консерватория в Троссингене (Германия) и базирующийся там же оркестр аккордеонов
Известные аккордеонисты
Зарубежные
Советские, российские, украинские
Примечания
Литература
Ссылки
Гармоники | |
---|---|
Ручные | Диатоническая (Блюзовая • Тремоло • Октавная) • Хроматическая • Оркестровые (Мелодическая • Басовая • Аккордовая)
|