В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство

Интересно и увлекательно про С.У. Ремезова

В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Смотреть фото В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Смотреть картинку В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Картинка про В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Фото В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство

В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Смотреть фото В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Смотреть картинку В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Картинка про В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Фото В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство

Интересно и увлекательно про

В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Смотреть фото В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Смотреть картинку В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Картинка про В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Фото В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство

Интересно и увлекательно про С. У. Ремезова ( проверь себя)

Где родился Семён Ремезов? А)

В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Смотреть фото В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Смотреть картинку В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Картинка про В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Фото В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство

1. Где родился Семён Ремезов?

А) Москва
Б) Тобольск
В) Тюмень

Сколько сыновей было у С. Ремезова?

В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Смотреть фото В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Смотреть картинку В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Картинка про В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Фото В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство

2. Сколько сыновей было у С. Ремезова?

Для кого писал С. Ремезов первый сборник карт?

В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Смотреть фото В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Смотреть картинку В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Картинка про В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Фото В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство

3. Для кого писал С. Ремезов первый сборник карт?

А) Для Петра I
Б) Для своих детей
В) Для Тобольского воеводы

В связи с чем С. Ремезову поручили организовать каменное градостроительство?

В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Смотреть фото В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Смотреть картинку В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Картинка про В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Фото В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство

4. В связи с чем С. Ремезову поручили организовать каменное градостроительство?

А) Чтоб Тобольск стал истинной столицей Сибири
Б) Чтобы сохранить от пожаров
В) Чтобы сохранить навечно

Каким стал Софийско-Успенский собор после работ

В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Смотреть фото В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Смотреть картинку В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Картинка про В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Фото В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство

5. Каким стал Софийско-Успенский собор после работ С. Ремезова в отличие от двух предыдущих?

А) Каменным
Б) Деревянным
В) Гранитным

Кто во всех трудах помогал С.

В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Смотреть фото В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Смотреть картинку В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Картинка про В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Фото В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство

6. Кто во всех трудах помогал С. Ремезову, были его полноправными соавторами?

А) Сыновья
Б) Пленные шведы
В) Воеводские дядьки

В каких городах есть памятники

В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Смотреть фото В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Смотреть картинку В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Картинка про В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Фото В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство

7. В каких городах есть памятники С. Ремезову?

А) Москва
Б) Тюмень
В) Магадан

Имеют ли сейчас ценность карты

В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Смотреть фото В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Смотреть картинку В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Картинка про В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Фото В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство

8. Имеют ли сейчас ценность карты С. Ремезова?

Источник

РЕМЕЗОВ — СТРОИТЕЛЬ ТОБОЛЬСКА

РЕМЕЗОВ — СТРОИТЕЛЬ ТОБОЛЬСКА

А теперь пришла пора познакомиться еще с одной гранью таланта тобольского самоучки — его зодчеством. Но прежде — несколько слов об истории города.

Тобольск был основан еще в 1587 году. За первые сто лет своего существования он неоднократно горел. Да как горел! Множество раз выгорали целые кварталы. Примитивные противопожарные меры (полный запрет пользоваться огнем летом, обязательное хранение бочек с водой и пр.) не давали ощутительных результатов. Поэтому в конце концов власти города пришли к выводу, что его центр следует сделать каменным. 22 апреля 1683 года в Тобольске заложили первое каменное здание: на месте сгоревшей деревянной церкви решено было возвести каменный Софийский собор с каменной же оградой. Впервые в Сибири его стали строить по заранее заготовленному чертежу. Предполагалось, что новый храм станет копией московской Вознесенской церкви. Но уже в ходе строительства тоболяки внесли некоторые исправления. С одной стороны, они упростили отделку стен, а с другой — вместо шлемовидных куполов сделали луковичные. Строительство собора закончили в 1686 году, и он уцелел до наших дней.

С 1698 года решили в Тобольске строить первые каменные административные здания тоже по заранее заготовленным чертежам. А еще раньше, в мае 1697 года, Сибирский приказ — опять-таки во избежание пожаров — приказал всю центральную часть города сделать каменной. Тобольским властям было приказано разработать подробный план перестройки центра города и составить смету возможных расходов. Исполнить всю эту нелегкую работу было поручено не кому иному, как Семену Ульяновичу Ремезову. Ему предстояло на месте все «сметить» и представить подробные чертежи. Наказ был исполнен точно и без задержки. Ремезов «досмотрел» подходящее место для предстоящего строительства «на горе малого города земли в саженях под каменное строение под башни и стену». Так родился план создания первого на сибирской земле каменного кремля. Особая «размещая роспись» Семена Ремезова давала подробный ответ — каким станет кремль «в длину и вышину и поперег и что копать во рву…».

Пожалуй, в Сибири впервые был заранее составлен такого рода инженерный расчет. В смете даже указывалось примерно — сколько потребуется бочек извести, щебня, песка и прочих строительных материалов. И все было занесено на бумагу и показано на нескольких детальных чертежах.

Подсчеты были закончены к 9 мая 1698 года, а 28 июня Семену Ульяновичу с сыном Семеном-младшим приказали ехать в Москву для утверждения проектов, а заодно и «для учения в Оружейную палату к делу строения». Впервые Семена Ремезова посылали учиться. А «ученик» он был в летах: ему уже тогда исполнилось 57 лет.

5 июля Ремезовы выехали из сибирского стольного города. Путь на Москву был традиционным: на Верхотурье, Великий Устюг, Тотьму, Вологду. Ехали с «поспешаньем», нигде не задерживались. По рекам тащили лодки бичевником, а по дорогам тряслись на подводах, меняя их на ямах (почтовых станциях).

Читайте также

Приложение 2 СЕМЕН УЛЬЯНОВИЧ РЕМЕЗОВ. ИСТОРИЯ СИБИРСКАЯ. ЛЕТОПИСЬ СИБИРСКАЯ КРАТКАЯ КУНГУРСКАЯ[5]

Приложение 2 СЕМЕН УЛЬЯНОВИЧ РЕМЕЗОВ. ИСТОРИЯ СИБИРСКАЯ. ЛЕТОПИСЬ СИБИРСКАЯ КРАТКАЯ КУНГУРСКАЯ[5] История сибирскаяИскони Всевидец християнский наш Бог, Творец всея твари, зижьдитель дому Своего и снабдитель винограду и мысленных овец, судебно предповеле проповедати ся

Строитель экологической империи

Строитель экологической империи Этой лучезарной весной на севере Саскачевана мы заканчиваем нашу операцию „Бобры“.Повсюду из раскрывшихся почек уже появились зеленые пластинки листьев. Повсюду подлесок зеленеет свежими мхами. Ручейки, возросшие в числе до

ГЛАВА 14 Строитель

ГЛАВА 14 Строитель Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся: они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо. (Псалтирь.19:8) Возведение величественных каменных зданий есть тайная страсть всякого правителя. Они наглядно свидетельствуют о его

Глава VII АЛЕКСАНДР СТРОИТЕЛЬ

Глава VII АЛЕКСАНДР СТРОИТЕЛЬ Если власть — лишь любовь к господству, я считаю ее глупым честолюбием. Но если она созидательна… Антуан де Сент-Экзюпери «Цитадель», XCVII Будем исходить из того, что о жизни Александра нам неизвестно ничего определенного. Ни то, как понимала

Строитель земного царства

Строитель земного царства Как Борис Годунов правил в Москве, какой видел страну, которой управлял? Почему обратился к устроению Сибири, устья Белого моря, пограничных с Крымом южных городов? Какие изменения произошли в жизни Государева двора, горожан, крестьян и церкви?

И теоретик и строитель.

И теоретик и строитель. «И. В. Курчатов был глубоко убежден, — рассказывает академик И. К. Кикоин, — что создание новейшей техники и первые этапы ее развития должны проходить под руководством ученых, причем руководство он понимал в самом широком смысле слова, включая в

СТРОИТЕЛЬ

СТРОИТЕЛЬ Воля самого Федора Алексеевича, а не его аристократического окружения, чувствуется в указах, преобразивших Москву и особенно Кремль.В год вступления на престол государь ужаснулся страшному пожару, поглотившему значительную часть столицы. Такие пожары

Б. ПОЛЕВОЙ СЕМЕН УЛЬЯНОВИЧ РЕМЕЗОВ

Б. ПОЛЕВОЙ СЕМЕН УЛЬЯНОВИЧ РЕМЕЗОВ Открытие крупных нефтеносных месторождений Западной Сибири чудодейственно повлияло на судьбу старинного города Тобольска. Очнулся он от длительной летаргии, в которую впал еще в XIX веке, когда оказался в стороне от основных путей,

РЕМЕЗОВ В МОСКВЕ В 1698 ГОДУ

РЕМЕЗОВ В МОСКВЕ В 1698 ГОДУ В самом начале августа 1698 года оба Семена прибыли в Москву и поселились в богатом доме тобольского воеводы М.Я. Черкасского. Пробыли они здесь только три месяца. Но как насыщены были эти месяцы самыми разнообразными событиями…Вся Москва

Строитель

Строитель Резонно полагая, что его деловые качества, проявленные во время правления Анка, перевешивают право крови царских наследников, Тарквиний начинает действовать. Нет, нет, он не пошел на узурпацию власти, не устроил дворцовый переворот и даже не организовал

Строитель

Строитель Шло заседание коллегии Наркомтяжа. Председательствовал Серго. Он сидел во главе большого «Т-образного» стола. Вокруг «Т» – члены коллегии, а за их спинами, по стенам зала, приглашенные: человек полтораста.Здесь были не только те, чьи вопросы обозначены в

Строитель государства

Строитель государства Абд-аль-Кадир был сыном своего народа и своей эпохи. И хотя он смотрел дальше и видел глубже, чем его соотечественники, его реформаторские дерзания ограничивались социальными условиями этой эпохи. Для общественного строя Алжира того времени

Глава десятая Строитель империи

Глава десятая Строитель империи Возможно, кубинцы и не могли прожить без своего рома, однако Энрике Шуг должен был понимать, что мексиканцы пьют текилу и их национальное растение — агава, а не сахарный тростник. Бизнесмены, которые любили импортные алкогольные напитки,

Строитель

Строитель Может ли сеятель наверное знать, как уродится его посев? Налетит град? Достанет ли коней, чтобы вывезти данную жатву? Сеятель может лишь предполагать, но знать ему не дано. Бодрость и настойчивость даны ему в проведении каждой новой борозды пашни. Знает сеятель

Источник

Проект С. У. Ремезова «Каменный город» в Тобольске.

В своей преобразовательной деятельности Петр I отводил важное место Сибири, которая, по его мысли, должна была стать важным экономическим районом страны. Он стремился к дальнейшему укреплению ранее заложенной «основы азиатской России», безопасности восточных границ русского государства, развитию торговли со странами. Востока. Поэтому Петр I начинает перестраивать ряд городов в Сибири, и в первую очередь Тобольск, — главный город Сибири, всячески поощряя в них каменное строительство.

Но если правительству не удалась организация массовой каменной жилой застройки сибирских городов вплоть до первой четверти XIX в., то к строительству государственных и оборонных сооружений оно смогло приступить в последние годы XVII в., несмотря на весьма значительные трудности в этом деле.

Князю М. Я. Черкасскому при отъезде на воеводство в Тобольск в 1697 г. была выдана Сибирским приказом указная память, в которой говорилось, что нужно в Тобольске «. около меньшего верхнего города и в нем церковь Вознесения господня и приказную палату и боярский двор и анбары, где быть великого государя казне всякой и ружья, также и зелейный погреб, буде возможно, сметясь с тамошними доходами, и чтоб туточным и уездным людям не в тягость, построить каменные. ».

Для составления проекта «каменного города» приказывалось «в Тобольске из ссыльных людей сыскать доброго знающего человека». Правительство предлагало воеводе осуществить значительную строительную программу, основанную на предположении, что в Тобольске и ближайших от него городах Верхотурье и Тюмени уже есть достаточная строительная база и даже мастера, способные реализовать программу строительства.

Проектирование и организация нового каменного строительства были возложены на картографа и знаменщика С. У. Ремезова.

С. У. Ремезов в «розборной» книге 1689 г. был охарактеризован как опытный чертежник, который «многие чертежи по грамотам городу Тобольску, слободам и сибирским городам в разных годах писал». В 1698 г. С. У. Ремезову было «велено быть в Тобольску у городового каменного строения по осми грамотам». До этого С. У. Ремезов в течение года на основе указа 18 мая 1697 г. составлял смету и чертеж «каменному городовому строению». Им были «смеряны» «на горе малого города земли в сажени под каменное строение, под башни и стену и составлена «розметная роспись»: «почему будет в деле числом в сажени в длину и вышину и поперег, и что копать рву, и от набивки числом свай, и что набутити бутом и что на заливку песок и щебень, бочек извести. » В составлении «росписи» ему помогали «каменных дел подмастерье» Г. Тютин и еще 12 человек. В грамоте в феврале 1698 г. указывалось на необходимость включения в систему каменных стен «города» гостиного двора, а под горой устройства «переднего» укрепления в виде «большой и крепкой проезжей башни» «о трех или четырех мостах для поставки пушечного снаряда». Башню необходимо было соединить с «городом» на горе каменными стенами, ограждающими въезд на гору, в «город».

Грамота от 4 декабря 1698 г. утверждала С. У. Ремезова руководителем стройки и вменяла ему: «быть у всего каменного городового строения и всякие припасы ведать». «Каменный город» (Кремль) по проекту С. У. Ремезова представлял (в окончательном варианте) восьмибашенный город с двухарочными воротами над Прямским взвозом, над которыми размещалась церковь.

Для строительства каменного Кремля в январе 1699 г. из Москвы выехал вместе с семьей подмастерье Г. Шарыпов и прибыл в Тобольск 16 марта того же года. Он, совместно с Г. Тютиным, явился одним из руководителей возведения каменных сооружений, без которого каменщики «каменного дела и рвов копать и основания и стен утвердить. не умеют». «И велено ему (Шарьшину) у того каменного строения работать со своею братиею каменьщиками же Федором Тимошкиным, Петром Даниловым, Сергеем Ивановым и др.»

Фасад здания представляется пышной декоративной барочной композицией с элементами эклектики. Главный мотив композиции фасада — «большой ордер» (коринфский) и высокая мансардного типа крыша здания с метрическим рядом фронтонов-люкарн, с двумя рядами оконных проемов в каждом. Здесь в декоре фасада элементы и культовой архитектуры русского Севера, и московского «барокко», и ордерной архитектуры, и элементы зодчества украинской архитектуры конца XVII — начала XVIII в. Своим декоративным убранством фасад приказной палаты ближе всего, пожалуй, церкви Знамения в Дубровицах под Москвой, заложенной в 1690 г. (архитектор И. Зарудный).

Вторым зданием, вошедшим в состав «каменного города», стал гостиный двор, возведенный в 1703—1706 гг. также по грамоте 1702 г. Гостиный двор представляет собой двухэтажное квадратное в плане сооружение с внешними глухими стенами на первом этаже, с внутренним двором, окруженным аркадами, на которые выходили 37 торговых помещений нижнего и 30 торговых лавок верхнего этажей. Углы здания укреплены зубчатыми крепостными башнями, и в целом сооружение было похоже на укрепление (замок). В указе 1702 г. говорилось, что гостиный двор нужен прежде всего для охранения «великой казны, которая с карованы в Китай проходят и назад возвращаются от таких все губительных пожарных случаев и торговые люди от крайнего, сего разорения спасаться могли».

Стены и башни гостиного двора почти идентичны стенам и башням Софийского двора, отсюда следует предположение, что строителями здания были те же мастера, которые возводили постройки и ограду Софийского двора и, может быть, по проекту, также рекомендованному в Москве. Традиция, приписывающая замысел сооружения

С. У. Ремезову, пока документально не подтверждается. То, что изображение плана гостиного двора находится в собрании чертежей знаменитого изографа, не говорит об авторе проекта здания, так как в собраниях чертежей С. У. Ремезова много копий с подлинных чертежей других авторов, или это фиксационный чертеж уже осуществленного сооружения.

Дальнейшее строительство Кремля в Тобольске связано с деятельностью первого Сибирского губернатора М. И. Гагарина, прибывшего туда в 1711 г., и пребыванием в Тобольске пленных шведов, которых М. И. Гагарин решил использовать в качестве рабочей силы на достройке Кремля. Губернаторский дом возводили 90 шведов под руководством Иоганна Лейма. Более 300 шведов работали над сооружением стен и башен города в 1713—1714 гг. под руководством уже шведского «. каменного строения архитектора Ягана». Пленные шведы также участвовали в постройке «рентереи» («шведской палаты»), построенной над Прямским въездом в Кремль.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 164 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

История развития градостроительного законодательства России

Между тем, практика градостроительства знает достаточно примеров тому, когда те или иные градостроительные решения были продиктованы различными военно-стратегическими или политическими причинами, навсегда войдя в страницы отечественной истории: от выбора Петром I достаточно сложного для строительства места заложения Санкт-Петербурга, до реализации программы строительства объектов Зимней Олимпиады 2014 года в Сочи и развития города Сочи как горноклиматического курорта. Лякишева В. Г. верно отмечает, что на протяжении всей своей истории в градостроительстве боролись два начала: объективные условия и воля градостроителя. Как пример можно привести Москву, основа которой образовалась исторически, и Санкт-Петербург, спланированный по воле архитектора

Градостроительная деятельность, взаимосвязана с различными областями человеческой деятельности и областями знаний, является сложным механизмом организации социальной среды, оказывает значительное и продолжительное по времени влияние на различные стороны общественной жизни. В связи с чем важно понимание исторической сущности регулирования градостроительной деятельности в России.

Революционные изменения начала XX века в России не могли пройти бесследно и для сложившейся системы градостроительного регулирования.

Подводя итог, можно сказать, что отечественная нормативная база градостроительства прошла длительную и непростую историю развития. Возникнув как высочайшие предписания по отдельным вопросам строительства, в дальнейшем перечень таких требований и ограничений расширялся, приобретая концептуальные и кодифицированные свойства.

На современном этапе, начиная с реформ 90-х годов XX века, возникновения новой правовой реальности, закрепившей права муниципалитетов и населения проживающего на соответствующих территориях на участие в градостроительной деятельности, градостроительное законодательство получило возможность активного развития, выработки новых инструментов (институтов) градорегулирования.

Источник

Архитектура Тобольска

Тобольск как один из самых живописных и зрелищных городов России, оставляющий неизгладимое впечатление своей захватывающей панорамой и величественной красотой архитектурных памятников. История создания самых важных зданий города, особенности архитектуры.

РубрикаСтроительство и архитектура
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления23.12.2015
Размер файла958,7 K

В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Смотреть фото В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Смотреть картинку В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Картинка про В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство. Фото В связи с чем с ремезову поручили организовать каменное градостроительство

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Действительно, документально подтверждено, что строили ее шведы, хотя никаких доказательств о составлении ими проекта этого сооружения нет. Постройка решена в традиции русских палатных сооружений рубежа XVII-XVIII вв. На Рентерею хорошо смотреть от угловой башни Софийского двора или с противоположной стороны от нижнего города, куда обращен ее главный фасад. Отсюда при постепенном подходе к горе палата кажется особенно величественной и мощной.

Оставшись недостроенной, без башни, палата получила протяженную кровлю, но первоначально тесовую и с более крутыми скатами. Как бы зарывшаяся в землю, она кажется суровой и неприступной, от нее веет духом крепости. Инертны и не подвижны ее массы, свободна и живописна лепка форм, допущен заметный перекос ее плана. Однако в горизонтализме фасада, образованного монолитным блоком палаты, в линейном упорядоченном расположении ее помещений с равно мерным ритмом окон дают о себе знать регулярные начала новой, петровской архитектуры. К воротным аркам палаты свое время вела широкая деревянная мостовая, которая начиналась у Базарной площади нижнего города. Это было особенно оживленное место, здесь был главный вьезд в кремль со стороны нижнего посада, и ворота играли роль его «эмблемы». И не случайно С. Ремезов стремился придать композиции ворот триумфальный характер, задумав их в виде высотного ярусного сооружения.

Рис. 1. Рентерея (Казённая палата)

Также комплекс Гостиного двора. В 1702-1706 годах по проекту Ремезова был возведен в северо-западном углу Тобольского кремля каменный Гостиный двор, который в несколько измененном варианте сохранился до наших дней. Гостиный двор строился пять лет. В нем размещались склады, лавки, таможня и церковь. Гостиный двор имеет вид обособленной крепости, окруженной глухими наружными стенами с четырьмя башнями, расположенными по углам, и с двумя воротами. Его протяженные двухэтажные корпуса ориентированы в сторону внутреннего двора, где происходил торг. Вдоль северной и южной стен шли крытые двухъярусные галереи с деревянными лестницами-всходами. На двор можно было попасть через ворота со стороны кремлевской площади и от Никольского взвоза. Однако доминирующая роль отводилась западному (кремлевскому) фасаду. Протяженные ровные фасады с башнями на углах смотрятся впечатляюще, напоминая о былом торговом значении Тобольска.

На Гостиный двор приходили с товарами и многочисленные иноземные караваны, а бухарцы жили здесь постоянно, образовав в нижнем городе собственную слободу. В замкнутой четырехугольной схеме тобольского Гостиного двора с угловыми башнями есть какая-то аналогия с восточными караван-сараями, что можно понять, учитывая давние торговые связи Московского государства и Тобольска, в частности, с Бухарой, Самаркандом, Хивой и другими среднеазиатскими городами.

Строя это обширное каменное сооружение, русское правительство стремилось не только надежно защитить купеческие товары от пожаров и воровства, но и придать новому торговому центру Тобольска представительную внешность. Подобное художественное решение отнюдь не случайно. Таким образом, проектировавший Гостиный двор С.У. Ремезов подчеркивал особенность уникального лица города, становившегося столицей азиатской части России.

В те времена это был один из крупных в Сибири меновых гостиных дворов (размером 49*66 м), лишь ненамного уступавший московскому 1665 г. Архитектура Тобольского Гостиного двора в большей мере еще детище XVII в, имеющее стилистические черты московской архитектуры. Об этом говорит прежде всего нераскрытый, замкнутый характер его композиции, развивающейся из глубины по отношению к кремлевской площади.

архитектура памятник панорама

Рис. 2. Гостиный двор

До перестройки фасады дворца имели характерную для раннего классицизма вертикальную разделку стен графичными филенками и пилястрами, охватывающими его парадные этажи, а окна обрамлены были простыми, строгими наличниками с сандриками. Со стороны обрыва три неглубоких, едва намеченных ризалита подчеркивали абсолютную симметрию композиции. Здание не имело ни фронтонов, ни аттиков и завершалось спокойной горизонталью карниза.

Словом, архитектура дворца наместника отличалась логичностью и строгостью облика, соответствующего эстетическим принципам классицизма. Нижний, цокольный этаж его имел множество комнат по обе стороны длинного коридора. Представление о парадных помещениях дворца дает сохранившееся описание его Тронного зала. Посредине, на возвышении, стоял золоченый трон императрицы Екатерины II, у подножия которого тобольские наместники принимали городскую общественность. Стены зала украшали большие портреты императрицы, наследника и других членов царской семьи в красивых золоченых рамах.

Огромные окна были декорированы занавесками из дорогой ткани алого, зеленого и голубого цвета. Убранство зала дополнялось множеством медных подсвечников и четырьмя фонарями. Во время пожара 1788 г. царский трон удалось спасти, и впоследствии, с упразднением наместничества, он оказался в Петербурге. Трон представлял собой великолепное произведение прикладного искусства. В композиции наместнического комплекса были совмещены приемы усадебной планировки с новыми градостроительными требованиями, предъявленными к такого рода строительству. Низкие одноэтажные корпуса служб дополняли и завершали композицию этого представительного общественного здания. Обширное пространство парадного двора отделено было от площади решеткой с воротами.

Дальнейшая судьба дворца наместника связана была с градостроительными мероприятиями начала XIX в., когда в Тобольске создается новый административный центр города. После пожара 1788 г. это каменное здание простояло обгоревшим и разоренным более тридцати лет и наконец было перестроено под Присутственные места, получив иной архитектурный облик. Одновременно была произведена и перепланировка его внутренних помещений. 6 декабря 1831 г. в этом здании состоялась официальная церемония открытия Присутственных мест. Петербургский архитектор Д. Висконти, разработавший проект, придал ему черты стиля ампир, в котором всюду строили тогда представительные общественные здания. Ампирное обличье приобрели в это время и фасады служебных корпусов. За гладью строгих, лаконичных фасадов исчезла первоначальная филенчатая разделка стен.

Присутственных мест образуется большая публичная площадь. В одном из служебных корпусов, обращенном к Софийскому взвозу, разместились судебные учреждения. На этом, собственно, и завершилось формирование административного центра Тобольска на основе градостроительных принципов классицизма. Но в таком состоянии, с открытой публичной площадью, он простоял недолго. Уже в середине XIX в. свободная территория вблизи Присутственных мест стала застраиваться казенными зданиями.

Рис. 3. Дворец наместника

Часть кремлевской территории застроена и более поздними зданиями, относящимися к середине XIX в. Все это затрудняет воссоздание в нашем представлении первоначальной картины кремлевского ансамбля времени С. Ремезова.

Выстроенный С. Ремезовым каменный кремль занимал огромную территорию, поглотив прежнюю торговую площадь и сомкнувшись своими стенами с Гостиным двором и архиерейским комплексом. Обширное каменное строение бывших архиерейских конюшен располагается вдоль восточной ограды Софийского двора, примыкая к ее юго-восточному углу. Возведено оно в последней четверти XVIII в. Сейчас оно оштукатурено и настолько искажено, что лишь кое-где просматриваются его первоначальные формы. По фронтонным завершениям на торцах видно, что корпус имел двускатную кровлю, сохранившуюся и поныне, и был разделен на отдельные отсеки поперечными стенами. Боковые хозяйственные помещения сохранили следы первоначальных сводчатых перекрытий.

Собственно, же конюшни, как можно полагать, имели плоское деревянное покрытие, уже давно исчезнувшее. Длина всего корпуса около 18 метров, а стены его поднимались на высоту более шести метров, то есть это была довольно крупная постройка на архиерейском дворе. Конечно, в современном состоянии трудно судить о ее архитектурных достоинствах, но с восстановлением и реконструкцией перед нами, по-видимому, предстанет интересный образец хозяйственного комплекса конца XVIII.

Рис. 4. Архиерейские конюшни

По сравнению с деревянным кремлем он был намного расширен в северном и восточном направлениях, а общая протяженность его стен составляла около 676 м. Воеводские хоромы и все хозяйственные строения отсюда были вынесены на посад, и Тобольский кремль превратился в обширную административную площадь, окруженную по периметру крепостными стенами с расположенными в них башнями, церквами и различными общественными постройками.

Административное значение площади подчеркивало выстроенное в южной крепостной стене обширное каменное здание Приказной палаты (позднее Губернской канцелярии). От прежних строений на площади оставлен был лишь каменный Троицкий храм и Часобитная (Спасская) башня деревянного кремля. По замыслу Ремезова, на линии сквозного проезда через кремль по Софийскому взвозу к Воскресенской улице предполагалась наибольшая концентрация высотных сооружений, которые должны были закрепить северо-южную композиционную ось кремлевского ансамбля.

Каменный кремль С. Ремезова, как и предшествовавший ему деревянный, в своей планировке сочетал регулярное и живописное начало. Прямизна стен была выдержана лишь со стороны посада, тогда как с обрывов Тобольский кремль имел более сложный ломаный контур, подчиненный рельефу, и выглядел отсюда живописно. Таким образом, сложившиеся закономерности в планировке и композиции тобольского центра не нарушаются, а получают в ремезовском кремле дальнейшее развитие. Но в ходе реализации проекта, как мы знаем, все три намеченных высотных сооружения постигла неудача. Развалилась Вознесенская церковь, остались недостроенными Дмитриевские ворота, а Спасскую башню вообще не построили. Лишившись своих основных силуэтных элементов, ансамбль Тобольского кремля заметно изменил свой характер, в нем стали преобладать горизонтальные акценты как свидетельство пробуждающегося в градостроительстве этого времени интереса к организованному пространству.

В самом деле, если в крепостном характере кремлевского ансамбля, замкнутого стенами, жили еще традиции XVII в., то внутри кремль впечатлял обширностью своего пространства, огороженного стенами с монотонным ритмом аркатуры и представительным фасадом Приказной палаты. Здесь предвосхищался уже образ административного центра петровского времени. Снаружи основной эффект производила сама крепость с ее зубчатыми стенами и башнями, образовавшая вместе с Софийским двором единый ансамбль. На стыке этих двух каменных крепостей находились Дмитриевские ворота кремля, служившие их связующим звеном.

Был ли Тобольский кремль действительно настоящей крепостью или все это носило, скорее, демонстративный характер? За последние двадцать лет на территории кремля производились неоднократные раскопки, которые показали, что каменные ворота крепости и ее башни были приспособлены для ведения боя, имея стрельницы и бойницы для орудий. Остатки крепостных стен были обнаружены у Гостиного двора, а когда вскрыли грунт между Павлинской башней и Шведской палатой, то натолкнулись на двухъярусные аркады той же кремлевской стены.

Поскольку здесь было резкое понижение берега, устроителям крепости пришлось выложить стену значительно выше и с внутренней ее стороны возвести второй ярус аркады. В 70-е гг. архитекторы-реставраторы попытались восстановить ее, освободив от грунта и дополнив утерянные элементы. Сейчас этот небольшой отрезок крепостной стены можно видеть целиком с зубцами, бойницами и верхним ходом, выложенным на арках. Формы зубцов восстанавливались по аналогии с сохранившимся участком первоначальной крепостной стены на Софийском дворе. Так выглядели и все остальные кремлевские стены, но с внутренней стороны они имели обычную одноэтажную аркаду. Но, как и Софийская крепость, Тобольский кремль ни разу не попадал в осадное положение.

Сама история предрекала этому городу его особую судьбу, и он очень быстро пошел к своему возвышению. В 1596 г. ему дается печать всего Сибирского царства, и с этого времени он провозглашается фактической столицей Сибири.

Вплоть до конца XVII в. строительным материалом здесь оставалось лишь дерево, из которого рубили «клети» башен, стен, церквей и изб и сооружали остроги. Мастера, возводившие постройки, имели дело с конструктивными формами, декор сведен был к минимуму. Выразительность их достигалась сочетанием простых геометрических объемов срубов, выявлением силуэта и живописной бревенчатой фактуры стен. Немаловажную роль играла и сама природа, органическая вписываемость построек в ландшафт. XVII век хотя и принес некоторое усложнение форм и появление узорных мотивов, но не поколебал северного идеала красоты строительного искусства Сибири.

Семнадцатый век клонился к закату, а с ним уходило в прошлое седое средневековье. Россия жила в преддверии новой великой эпохи. Заря ее вставала и над Тобольском, она принесла ему большие перемены. Уже в годы правления малолетнего Петра было положено начало монументальному каменному строительству в Тобольске. Тогда это был единственный очаг его во всей Сибири. Заботясь о благополучии и престижности сибирской столицы, Москва всячески поощряет здесь каменное строительство, не жалея денежных средств и направляя сюда своих мастеров. Участившиеся пожары заставили более категорично поставить вопрос о развертывании в Тобольске огнестойкого строительства.

Первые каменные постройки стали лишь предвестием будущего развернувшегося здесь большого строительства. Начало XVIII в. открывает новую славную страницу в истории Тобольска.

2) С.П. Заварихин В ДРЕВНЕМ ЦЕНТРЕ СИБИРИ М. «Искусство» 1987 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *