Что такое диалектический подход
Диалектический подход
Выбор методологического подхода к исследованию оказывает самое существенное влияние на процесс его проведения и результативность, так как от этого во многом зависит направленность всех исследовательских работ. Большая часть изучаемых объектов − динамичные, внутренне взаимосвязанные объекты, взаимодействующие с внешней средой, поэтому одним из наиболее приемлемых подходов их исследования является диалектический.
Данный подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой учение о всеобщих связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления. Базовым законом этого учения выступает закон единства и борьбы противоположностей, а основополагающим принципом − принцип всеобщих связей явлений. Это значит, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все его стороны и связи. При этом развитие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз на более высоком уровне и все это осуществляется по спирали.
Спиралеобразное движение обеспечивает постоянное накопление знаний и достижение с течением времени новых уровней развития. Помимо закона единства и борьбы противоположностей диалектики в ходе познания следует руководствоваться такими законами, как переход количества в качество, отрицание отрицания, реализуя при исследовании принципы восхождения от абстрактного к конкретному, единства анализа и синтеза, логического и исторического, выявления в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия.
Рассматриваемый подход предопределяет необходимость использования соответствующих принципов:
— непрерывного движения и развития всех явлений;
— научности, требующий использования всего нового и прогрессивного и обеспечивающий предвидение явлений, возможность использования результатов исследований;
— взаимодействия, предполагающего использование разнообразных связей, многовариантности, целостности отображения и исследования явлений;
— объективности и достоверности;
Диалектический подход к исследованию определяет практика, которая является:
1) основным методологическим инструментом исследования;
2) движущей силой исследования, так как определяет то, что может быть для неё актуальным;
3) важнейшим потребителем результатов исследования;
4) основным критерием истинности результатов исследования.
Существенную значимость при использовании диалектического подхода приобретают исторический и логический методы познания истины.
Диалектический подход к исследованию в связи с его положениями о постоянстве происходящих изменений, необходимости замены всего устаревающего новым является наиболее прогрессивным и используется в подавляющей части всех проводимых исследований. По существу, выбор и использование принципов и методов диалектического подхода к исследованию в сочетании с методологическим инструментарием других подходов является в современный период его практической формулой.
Диалектический подход во многом определил развитие целого спектра других подходов, и в первую очередь системного.
Применяя диалектический подход к исследованию, необходимо руководствоваться следующими принципами:
— движения и развития явлений, явления не стоят на месте, они постоянно функционируют, развиваются, приспосабливаются к постоянно изменяющимся условиям;
— преемственности, вновь возникающие явления воспроизводят черты уже существующих явлений;
— противоречивости: борьба противоположных сторон объекта – важнейшая составляющая процесса развития;
— научности: для достижения наиболее эффективного исследования необходимо уметь предвидеть явления, это может быть достигнуто путем использования всего нового и прогрессивного.
Предвидение явлений позволяет использовать результаты исследования;
— объективности и достоверности: результаты исследований должны быть достоверны и должны быть оценены;
— взаимодействия: диалектический подход к исследованию применяет разнообразные связи и различные многовариантности;
— относительности: определяет критерии обора и оценки результатов исследования;
— исторической определенности: главным в объекте при его исследовании является основа его происхождения, изменения, которые произошли с ним с течением времени.
Диалектика: что это простыми словами, краткий обзор, законы
Что такое диалектика?
Диалектика – это философское учение, исследующее развитие постоянно движущихся и меняющихся систем. Внутренним источником непрерывного движения в таких системах считается взаимодействие имеющихся в них противоположностей. Также диалектикой называют подход к познанию окружающего мира, основанный на этом учении. Кроме того, в подходящем контексте данный термин может использоваться для обозначения самого процесса движения и развития чего-либо (например, «диалектика истории»).
Иногда термин «диалектика» используется для обозначения подхода к спору, строящегося на нахождении и эксплуатации противоречий в суждениях оппонента. Это значение считается устаревшим, однако используется довольно часто. При этом не следует путать диалектику с софистикой. Если софистика использует осознанное нарушение законов логики, то диалектика подразумевает лишь тщательный анализ аргументов оппонента и нахождение в них логических противоречий.
Термин «диалектика» образован от древнегреческих слов διά («диа») и λέγω («лего»). Первое переводится как «продвижение сквозь», «проникновение». Второе слово имеет много переводов, но в данном контексте наиболее уместны варианты»излагать», «говорить правильно».
Также диалектика – это умение рассуждать путём построения сложных конструкций, не противоречащих законам логики, но предполагающих наличие скрытых деталей (логика не допускает неопределённости или неоднозначности). Если формальная логика красиво выглядит на бумаге, то диалектика гораздо лучше подходит к реалиям жизни, поскольку обеспечивает большую гибкость. Она строится на следующих утверждениях:
При этом диалектика остаётся одним из самых неоднозначных философских учений, и к ней предъявляется немало претензий. Главная претензия состоит в том, что данное учение допускает рассуждения, основанные на противоречивых утверждениях об одних и тех же объектах и явлениях. Более того, в рамках диалектики противоречащие друг другу утверждения могут приниматься истинными, что совершенно неприемлемо с точки зрения логики.
Законы диалектики
Современная диалектика опирается на законы, сформулированные немецким философом Георгом Гегелем. Рассмотрим каждый из этих законов подробно.
1. Закон единства и борьбы противоположностей
Данный закон определяет основную причину движения и развития – наличие противоречий, рождающихся из взаимодействия противоположностей. Всё в нашем мире состоит из противоположных сущностей (свет и тьма, порядок и хаос, добро и зло).
Для этих противоположностей выполняется ряд условий:
В этом смысле диалектика Гегеля имеет общие черты с концепцией Инь и Янь, лежащей в основе традиционной китайской философии.
2. Закон перехода количественных изменений в качественные
Данный закон подразумевает, что непрерывное развитие приводит к накоплению некоторого количества изменений, необходимого для скачкообразного перехода к новому качеству. Например, накопление тепла в воде приводит к тому, что её температура постепенно повышается, а в какой-то момент она превращается в пар (происходит качественный скачок). Аналогично можно рассматривать взаимное превращение воды и льда. Вода не становится густой постепенно, она сразу переходит в твёрдую форму (и наоборот).
3. Закон отрицания отрицания
Третий закон диалектики показывает, что любое развитие имеет направление. Каждый раз при переходе в новое качественное состояние происходит отрицание предыдущего качества. При этом проходя через двойное отрицание система возвращается к исходному состоянию, но не становится тождественной ему. К примеру, если вода превращается в лёд, который впоследствии снова превращается в воду, нельзя сказать, что это та же самая вода. Это новая форма той изначальной воды, повторяющая её свойства, но пребывающая на более высокой ступени развития.
Принципы диалектики
Помимо законов диалектика вводит несколько принципов, согласно которым происходит движение и развитие. Чтобы понять смысл этих принципов, каждый из них также нужно рассмотреть подробно.
Категории диалектики
Также для полного понимания того, что такое диалектика, разберём основные категории, которыми она оперирует:
Исторические формы диалектики
Если рассматривать диалектику не как учение, а как способ познания, то можно утверждать, что она появилась тогда же, когда первые люди научились мыслить и строить умозаключения на основе наблюдаемых фактов. Таким образом, исторически первая форма диалектики представляла собой попытку древних людей осмыслить окружающий мир и своё место в нём. Они учились понимать и прогнозировать события, чтобы знать, что произойдёт в ближайшем будущем и как это пережить.
Если же говорить о диалектике, как о философском учении, то можно выделить 5 этапов её существования, на которых она приобретала разные формы. Рассмотрим каждую из этих форм подробнее.
1. Наивная (стихийная) диалектика античности
Основными представителями можно считать Гераклита (544 – 483 до н. э.), Зенона (490 – 430 до н. э.) и Аристотеля (384 – 322 до н. э.). Наивной диалектика античности называется, поскольку древнегреческие философы рассматривали бесконечное развитие окружающего их мира, но Космос считали завершённым, безупречным и вечным (то есть, постоянным и не меняющимся). При этом они отталкивались от весьма примитивного (по современным меркам) понимания природных стихий.
2. Умозрительная диалектика Средних веков
Поскольку в тот период философия, как и другие науки, вынуждена была обслуживать интересы церкви, диалектика Средних веков подразумевала деление мира на «несовершенный» земной и «совершенный» небесный. Основная её цель заключалась в том, чтобы увязать сакральную и мирскую ипостась мира, объединить в целостную систему небесное и земное.
В основе средневековой диалектики лежало разделение, которое ввёл один из основателей христианской церкви Августин Аврелий Иппонийский (354 – 430). Он считал, что существует 2 противоположных мира:
Для средневековой диалектики характерно объединение двух противоположных методов познания – рационального постижения мира и беспрекословной веры. То есть, механизмы рационального мышления использовались для подтверждения догматических идей, принимаемых на веру и не допускающих сомнения.
3. Диалектика эпохи Возрождения
Наиболее яркими представителями диалектики на данном этапе её развития можно назвать Николая Кузанского (1401 – 1464) и Джордано Бруно (1548 – 1600). Николай Кузанский хоть и был кардиналом Римской католической церкви, придерживался взглядов, характерных для пантеизма (единство бога и вселенной). Разнообразие и переменчивость окружающего мира он считал проявлением его божественной сущности. Похожих взглядов придерживался и Бруно.
4. Идеалистическая диалектика Гегеля
Георг Гегель (1770 – 1831) считается основоположником современной диалектики. В его философии она играет практически центральную роль, ведь он посвятил значительную часть своей научной деятельности развитию данного учения. Гегель рассматривал диалектику как метод исследования действительности, противоположный метафизике. Изложенные им идеи оказались настолько удачными и удобными для объяснения, что были приняты большинством его современников, многие из которых признали диалектику Гегеля универсальным методом познания.
5. Материалистическая диалектика Маркса
Данная форма диалектики возникла в результате развития идей Гегеля Карлом Марксом. Впоследствии над её развитием работали также Фридрих Энгельс и Владимир Ленин. Поводом для создания материалистической диалектики стали некоторые противоречия, обнаруженные Марксом в идеалистической диалектике Гегеля. Однако его переосмысление не смогло достичь того же уровня популярности, что и оригинальное учение.
Альтернативы диалектики
Чтобы лучше понять, что такое диалектика, стоит рассмотреть философские учения и подходы, которые противопоставляются ей или решают те же задачи другими методами:
Заключение
Диалектика – это философское учение, а также способ познания мира, основанный на детальном изучении противоречий, исследовании процессов движения и развития. В отличие от формальной логики, она допускает наличие взаимно-противоречащих фактов. При этом она противопоставляется метафизике и рассматривает все объекты и явления как взаимосвязанные детали целостной системы.
К сказанному остаётся добавить лишь то, что важность данного учения и его применимость в повседневной жизни нельзя недооценивать. Понимать, что такое диалектика, должны не только философы. Это знание необходимо каждому разумному человеку, который хочет самостоятельно формировать свою точку зрения, а не принимать на веру чужие идеи.
Диалектический подход
Понятие «диалектика» встречается в «Диалогах» Платона, использовалось Аристотелем и другими философами древности. Но высшей ступени диалектика как наука достигает в философии Гегеля (1770-1831), который сформулировал три основных закона развития: принцип единства и борьбы противоположностей; закон перерастания количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания. В работах К. Маркса и Ф. Энгельса принципы диалектики легли в основу теории диалектического и исторического материализма.
Реализация принципов диалектики в историческом исследовании предполагает постановку и решение следующих задач: 1) выявление и анализ внутренних источников и механизмов развития, связанных со структурно-функциональными особенностями объекта и определением внутренних оппозиций; 2) оценка количественных и качественных изменений и диагностика переходных состояний (скачков), приводящих к появлению нового качества; 3) изучение преемственности, связи нового со старым, повторяемости на новых стадиях развития некоторых свойств предшествующих состояний, которые оцениваются в контексте философского понимания изменений как отрицание (закон отрицания отрицания). В диалектическом подходе отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременном уничтожении первого.
Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 89.
Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. М., 1991; Мазур Л. Н. Методы исторического исследования. Екатеринбург, 2010; Моисеев Н. Н. Алгоритмы развития. М., 1987; Оруджев 3. М. Диалектика как система. М., 1973; Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. 1995. № 1.С. 118-138.
Лекция 8. Диалектический подход к исследованию
Лекция 8. Диалектический подход к исследованию
Методология – совокупность методов изучения объектов, состоящая из исследовательских процедур, техники приема, сбора и обработки информации. Выбор методологии зависит от исследователя, от его знаний, возможностей, наличия информации, точек зрения. Выделяют следующие виды методологий:
• материалистическая – основу всех явлений действительности составляет материалистическое понимание мира;
• теологическая – понимание мира обусловлено наличием божественного начала во всех явлениях;
• агностицизма – реальная действительность не может быть познана;
• дуалистическая – в явлении предполагается наличие двух сущностей;
• позитивизма – осуществляется изучение полезности исследуемого объекта и оценка данной пользы;
• экзистенциализма – изучение объекта происходит на преувеличении значения фактов.
На основе выбранной методологии осуществляется выбор применяемого подхода к исследованию, который определяет взаимосвязи как в исследуемом объекте, так и между различными явлениями. Выделяют следующие подходы к исследованию:
• механистический – объект изучается только с точки зрения существующих в нем причинно-следственных связей;
• метафизический – изучаются связи движения, которые осуществляются в виде превращения одного движения в другое, но данное движение всегда должно возвращаться к исходному;
• биологический – изучаются функциональные связи, осуществляемые в живых организмах;
• диалектический – объекты изучаются с точки зрения законов диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания), которые служат для выражения отдельных теоретических принципов.
Диалектический подход – подход к изучению действительности с точки зрения общих законов развития природы, общества и мышления и всеобщих связей явлений. В основе данного подхода лежат 3 закона диалектики, которые представляют собой движущую силу развития материального мира и формы и пути его познания:
• единства и борьбы противоположностей: объекты в процессе своего развития, осуществляемого с помощью взаимодействия и противоречия между объектами и различными сторонами внутри объектов, переходят из состояния несущественного различия составляющих объекта к существенным различиям составляющих и к противоположностям, которые вступают в борьбу противоречий, которая является основой развития данного объекта. Любой объект состоит из взаимоисключающих противоположностей, благодаря постоянно происходящей борьбе противоположностей и происходит развитие объекта. Понятие «единство противоположностей» объясняется тем обстоятельством, что борющиеся противоположности присущи одному объекту;
• перехода количественных изменений в качественные: развитие – непрерывный процесс, движение от простого к сложному, от низшего к высшему и т.д. Но развитие в количественном отношении объекта будет происходить до тех пор, пока данный объект изменяется количественно в пределах одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть. Только на определенном этапе развития, при существовании определенных условий объект теряет свое прежнее качество и становится новым объектом;
• отрицания отрицания: развитие – непрерывный направленный процесс, при котором каждый объект переходит в другой объект, который может являться полной противоположностью первого и быть его отрицанием. Но вновь возникший объект переходит в иное качество, и таким образом возникает новый объект, который является отрицанием отрицания. Тогда процесс развития представляется как процесс отрицания отрицания, переход от простого к сложному, от низшего к высшему и т. д. Закон отрицания отрицания формулирует характер развития, основой которого является воспроизведение черт старого качества в новом качестве на более высоком уровне. Каждая высшая ступень развития осуществляет синтез всего предшествующего явления.
Применяя диалектический подход к исследованию, необходимо руководствоваться следующими принципами:
• движения и развития явлений, явления не стоят на месте, они постоянно функционируют, развиваются, приспосабливаются к постоянно изменяющимся условиям;
• преемственности, вновь возникающие явления воспроизводят черты уже существующих явлений;
• противоречивости: борьба противоположных сторон объекта – важнейшая составляющая процесса развития;
• научности: для достижения наиболее эффективного исследования необходимо уметь предвидеть явления, это может быть достигнуто путем использования всего нового и прогрессивного.
Предвидение явлений позволяет использовать результаты исследования;
• объективности и достоверности: результаты исследований должны быть достоверны и должны быть оценены;
• взаимодействия: диалектический подход к исследованию применяет разнообразные связи и различные многовариантности;
• относительности: определяет критерии обора и оценки результатов исследования;
• исторической определенности: главным в объекте при его исследовании является основа его происхождения, изменения, которые произошли с ним с течением времени.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Лекция 7 ВИРТУАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Лекция 7 ВИРТУАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В лекции обсуждаются основные варианты концепции «виртуального», рассматривается вопрос о том, является ли использование информационно-коммуникационных технологий сущностной характеристикой виртуальной организации. Дается
ЛЕКЦИЯ № 1. Логистика
ЛЕКЦИЯ № 1. Логистика 1. Понятие и сущность логистики Логистика – искусство рассуждать, вычислять. В экономике логистика – это научная и практическая деятельность, связанная с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных, информационных и финансовых
ЛЕКЦИЯ № 8. Коммуникации в организации
ЛЕКЦИЯ № 8. Коммуникации в организации 1. Понятие и роль коммуникаций в управлении Коммуникация может быть определена как процесс обмена и понимания информации между двумя и более людьми с целью мотивирования определенного поведения или влияния на него. Цель
ЛЕКЦИЯ № 11. Управление группами
ЛЕКЦИЯ № 11. Управление группами 1. Группы в организации и их типы В каждой организации существует сложное переплетение формальных и неформальных групп. Они оказывают сильное влияние на качество деятельности и эффективность организации. Менеджер должен уметь
ЛЕКЦИЯ № 14. Самоменеджмент
ЛЕКЦИЯ № 14. Самоменеджмент 1. Необходимость, природа и преимущества самоменеджмента Менеджер в своей повседневной работе много сил и времени тратит на выполнение рутинных обязанностей: участие в совещаниях, инструктаж подчиненных, подготовка и чтение отчетов, ответы
Глава 3 Голова – предмет темный и исследованию не подлежит[1]
Глава 3 Голова – предмет темный и исследованию не подлежит[1] Главный вопрос, который на протяжении столетий терзал всех, причастных к созданию и продаже товаров и услуг, в свое время был гениально выражен героем Владимира Басова в фильме «Приключения Электроника»: где же
8.7. Подход к исследованию операций
8.7. Подход к исследованию операций Под операцией понимают любое целенаправленное действие. Цель (или цели) операции при этом формируются субъектами целеполагания. Под исследованием операций (ИО) понимают обоснование решений, принимаемых во всех областях
8.4.4. Лекция
8.4.4. Лекция Лекционный метод опирается на деятельность инструктора, представляющего стажерам информацию, и является одной из наименее дорогих форм обучения, потому что связана с небольшими издержками для организации и может использоваться при большом контингенте
Лекция 3. Подходы к исследованию систем управления
Лекция 3. Подходы к исследованию систем управления Системный подход – методологический подход, изучающий объект как единое целое. Объект исследования представляется как совокупность подсистем, элементов с внутренними и внешними связями. Используется для комплексного
Лекция 4. Системный подход к исследованию систем управления
Лекция 4. Системный подход к исследованию систем управления Системный подход – подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые
Лекция
Лекция Лекционный метод опирается на деятельность инструктора, предоставляющего стажерам информацию, и является одной из наименее дорогих форм обучения, поскольку связан с небольшими издержками для организации и может использоваться при большом контингенте
Заключительная лекция
Заключительная лекция На эту последнюю лекцию, наконец, собрались в полном составе – Геннадий Петрович, Вера Марковна и Игорь. Собрались они все вместе не только потому, что после лекции был назначен фуршет. Все, как пиар – специалисты, хорошо знакомые с принципами
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД
Полезное
Смотреть что такое «ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД» в других словарях:
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД — ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД, см. Диалектический материализм и медицина. ДИАЛИЗ,освобождение коллоидов от кри сталлоидных примесей посредством диффузии последних через мембраны, непроницаемые для коллоидов. Одним из важнейших различий между коллоидами и… … Большая медицинская энциклопедия
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД — прием для доказательства к. н. положения, когда истинное представление о целом является из рассмотрения и сопоставления двух противоположных точек зрения. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907.… … Словарь иностранных слов русского языка
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД — понятие, введенное в философию Гегелем в качестве бинарной оппозиции категории «метафизический метод». Впоследствии широко использовался в марксистско ленинской философии в интерпретации «диалектико материалистический метод» и считался… … Философия науки: Словарь основных терминов
Диалектический метод — это общие философские принципы и подходы, которые применяются и при анализе экономики. В частности, каждое экономическое явление рассматривается в развитии, в постоянном движении, а внутренними импульсами экономического развития являются… … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
Диалектический метод — способ мышления, впервые наиболее полно и широко примененный Гегелем для обоснования своей философской системы, а впоследствии приложенный Марксом и Энгельсом к научному. исследованию истории человеческих обществ. Все течет, все изменяется эта… … Популярный политический словарь
диалектический метод как метод филологического анализа текста — Метод, позволяющий рассматривать текст как системно структурное образование, видеть за конкретным произведением личность автора и соответствующий этап в развитии литературного языка и художественного стиля (Н.С. Болотнова). Диалектический метод… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
диалектический метод как метод филологического анализа текста — Метод, позволяющий рассматривать текст как системно структурное образование, видеть за конкретным произведением личность автора и соответствующий этап в развитии литературного языка и художественного стиля (Н.С. Болотнова). Диалектический метод … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ. — ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ. С о д е р ж а н и е: I. Предмет диалектического материализма 479 II. Возникновение диалектического материализма. 480 III. Ленинский этап в развитии диалектического материализма 481 IV. Материя и сознание 483 V.… … Философская энциклопедия
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ И МЕДИЦИНА — ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ И МЕДИЦИНА. Вопрос о применении Д. метода в медицине и биологии, несмотря на все его огромное принципиальное и практическое значение, отнюдь не является достаточно разработанным. Лишь в самые последние годы стали… … Большая медицинская энциклопедия
МЕТОД — (от греч. methodos путь, способ исследования, обучения, изложения) совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного М. определяется… … Философская энциклопедия