Что такое диагностическое целеполагание

Что такое диагностическое целеполагание

Что такое диагностическое целеполагание. Смотреть фото Что такое диагностическое целеполагание. Смотреть картинку Что такое диагностическое целеполагание. Картинка про Что такое диагностическое целеполагание. Фото Что такое диагностическое целеполагание

Способность ставить перед собой цели и разрабатывать пути их достижения – важнейшие навыки успешного человека. Постановка сознательной цели предполагает познание окружающей действительности, определение путей и средств достижения цели, что выражается в планировании деятельности и принятии решений. Осознание личностью своих возможностей и стремление к достижению поставленных целей посредством целеполагания способствует саморазвитию личности и раскрывает глубину жизненной перспективы. В последнее десятилетие в психологии к анализу категории целеполагания обращались И.А. Дмитриева (2011), Ю.А. Егорова (2013) [1, 2]. Проблематика развития целеполагания у подростков представлена в трудах Т.И. Мироненко (2013); Е.Г. Круглик (2016); О.А. Паршина (2019) и др. [3–5].

Подростковый возраст является благоприятным для развития способности к целеполаганию [6]. По мнению Л.С. Выготского, в подростковом возрасте происходит интеллектуализация высших психических функций, а также воли, что выражается в появлении способности ставить перед собой цели и определять пути их достижения [7]. Целеполагание обусловлено задачами подросткового возраста: приобретением способности самостоятельно анализировать ситуацию, принимать решения и действовать, проектируя результаты деятельности. В подростковом возрасте формируется система ценностей и идеалов, согласно которым человек будет строить свою жизнь [8].

На сегодняшний день существует небольшое число работ, посвящённых развитию способности к целеполаганию. Поэтому данный вопрос остается открытым и актуальным, так как развитие способности к целеполаганию в подростковом возрасте необходимо для эффективного вхождения личности в общество, что предполагает становление системы ценностей и идеалов, воплощение их в жизнь путем постановки и достижения целей [7]. Рассмотрение целеполагания как основы становления деятельности, способствующей развитию сознания и личности в целом, обуславливает необходимость развития способности к целеполаганию в подростковом возрасте.

Цель исследования: разработать научно обоснованную программу социально-психологического тренинга развития способности к целеполаганию у подростков и проверить ее эффективность.

Материалы и методы исследования

Общая выборка исследования составила 42 учащихся 8 и 9 классов. Исследование проводилось на базе Автономного профессионального образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Югорский колледж-интернат олимпийского резерва», Ханты-Мансийский автономный округ, г. Ханты-Мансийск.

В качестве методов сбора данных использовались: методика «Опросник самоорганизации деятельности» Е.Ю. Мадриковой, методика «Способность к самоуправлению» Н.М. Пейсахова, методика «Стиль саморегуляции» В.И. Моросановой.

Обработка, анализ и интерпретация данных эмпирического исследования проводились с применением методов математической обработки данных. Для сравнения средних значений был использован параметрический критерий сравнения для зависимых выборок критерий t-Стьюдента. Обработка результатов проводилась при помощи программного пакета «SPSS Statistics 25».

Результаты исследования и их обсуждение

По результатам диагностики по методике «Опросник самоорганизации деятельности» Е.Ю. Мадриковой, на констатирующем этапе эксперимента, все респонденты были разделены на три группы, в соответствии с полученными баллами, определяющими сформированность навыков тактического планирования и стратегического целеполагания. Результаты диагностики представлены на рис. 1.

Первую группу составили участники исследования с низкими показателями сформированности навыков тактического планирования и стратегического целеполагания. Для таких учащихся характерна спонтанность, они не структурируют свою деятельность и не привязывают ее к целям. Для них будущее достаточно туманно, им не свойственно планировать свою ежедневную деятельность и прилагать волевые усилия для завершения начатых дел, однако они быстро и гибко способны переключаться на новые виды деятельности.

Вторая группа – участники исследования со средними показателями сформированности навыков тактического планирования и стратегического целеполагания. Данная группа респондентов способна сочетать структурированный подход к организации своей деятельности с гибкостью и спонтанностью, они ценят все составляющие собственного психологического времени и извлекают для себя ценный опыт из собственной жизни.

Что такое диагностическое целеполагание. Смотреть фото Что такое диагностическое целеполагание. Смотреть картинку Что такое диагностическое целеполагание. Картинка про Что такое диагностическое целеполагание. Фото Что такое диагностическое целеполагание

Рис. 1. Сформированность навыков тактического планирования и стратегического целеполагания по методике «Опросник самоорганизации деятельности» Е.Ю. Мадриковой

К третьей группе отнесены участники исследования с высокими показателями сформированности навыков тактического планирования и стратегического целеполагания. Для них характерно видеть и ставить цели, планировать свою деятельность, используя внешние средства и при этом проявляя настойчивость и волевые усилия на пути достижения цели.

Качественный анализ результатов по методике «Опросник самоорганизации деятельности» Е.Ю. Мадриковой проводился с учетом следующих показателей: планомерность, целеустремленность, настойчивость, фиксация, самоорганизация, ориентация на настоящее. Результаты показателей отражены на рис. 2.

По всем диагностическим шкалам, как в контрольной, так и в экспериментальной группе, преобладают средние показатели. Анализ эмпирических данных позволяет утверждать, что для участников исследования свойственно разрабатывать четкий план и планомерно следовать по нему для достижения поставленной цели. Респонденты достаточно хорошо видят и понимают собственные цели, способны их достигать. В жизни учащихся могут быть периоды, когда не вся деятельность направлена на достижение целей. Участники эмпирического исследования достаточно гибкие в планировании не только своей деятельности, но и в построении отношений с людьми, они стремятся выполнять данные ими обязательства. Они способны видеть и ценить свое психологическое прошлое и будущее, наряду с происходящим с ними в настоящий момент времени. В экспериментальной группе выявлены респонденты, для которых характерно с трудом следовать разработанному плану деятельности, не всегда четко видеть собственные цели, не характерно при организации своей деятельности для достижения целей прибегать к помощи внешних средств, помогающих в управлении временем. В контрольной группе, напротив, респонденты при планировании своего времени могут полагаться как на внешние средства, так и на свою природную организованность.

Качественный анализ по методике «Стиль саморегуляции» В.И. Моросановой проводился с учетом следующих показателей: планирование, моделирование, программирование, оценивание результатов и гибкость. Результаты методики отражены на рис. 3.

Что такое диагностическое целеполагание. Смотреть фото Что такое диагностическое целеполагание. Смотреть картинку Что такое диагностическое целеполагание. Картинка про Что такое диагностическое целеполагание. Фото Что такое диагностическое целеполагание

Рис. 2. Средние значения показателей по методике «Опросник самоорганизации деятельности» Е.Ю. Мадриковой

Что такое диагностическое целеполагание. Смотреть фото Что такое диагностическое целеполагание. Смотреть картинку Что такое диагностическое целеполагание. Картинка про Что такое диагностическое целеполагание. Фото Что такое диагностическое целеполагание

Рис. 3. Средние значения показателей по методике «Стиль саморегуляции» В.И. Моросановой

По всем диагностическим шкалам, как в контрольной, так и в экспериментальной группе, преобладают средние показатели. Анализ эмпирических данных позволяет утверждать, что у респондентов экспериментальной группы в умеренной степени сформирована потребность в осознанном планировании, но для них характерна слабая сформированность процессов моделирования. Они некритичны к своим действиям и не замечают своих ошибок. В контрольной группе для респондентов, напротив, характерна развитая потребность в осознанном планировании деятельности, планы детализированы, реалистичны, иерархичны, устойчивы и действенны, самостоятельно выдвигаются цели деятельности. Они могут оценивать причины рассогласования полученных результатов с целью деятельности. Респонденты, как в экспериментальной группе, так и в контрольной, способны продумывать способы своих действий для достижения целей. При возникновении непредвиденных обстоятельств могут перестраивать собственные планы, стараются быстро реагировать на изменение событий и неплохо решают задачи в ситуациях риска.

Качественный анализ по методике «Способность к самоуправлению» Н.М. Пейсахова проводился с учетом следующих показателей: анализ противоречий, прогнозирование, целеполагание, принятие решений, самоконтроль и коррекция. Результаты методики отражены на рис. 4.

По результатам диагностического исследования было выявлено, что доминируют респонденты со средними показателями, как в контрольной группе, так и в экспериментальной. Анализ эмпирических данных позволяет утверждать, что у респондентов экспериментальной группы развитая способность анализировать ситуацию, обдумывать возможные причины неудач, а также мысленно проигрывать модель развития ситуации. В контрольной группе преобладают респонденты с умеренным стремлением анализировать ситуацию и продумывать возможные пути ее решения. Для респондентов, как в экспериментальной группе, так и в контрольной, характерны стремления предопределять ход будущих событий и видеть результаты собственных действий. Для участников эмпирического исследования характерна умеренная устремленность к достижению поставленных целей, они стремятся предвидеть предвосхищаемый результат деятельности и анализировать средства достижения целей. Респондентам свойственно корректировать собственные действия при достижении цели, они анализируют изменения для более эффективного их достижения.

Следовательно, выявлен актуальный уровень развития способности к целеполаганию у подростков. По эмпирическим данным, как в экспериментальной, так и в контрольной группе, доминируют респонденты со средними показателями.

На формирующем этапе эксперимента была разработана программа социально-психологического тренинга по развитию способности к целеполаганию у подростков, занятия которой были проведены в экспериментальной группе с целью проверки ее эффективности.

Социально-психологический тренинг является формой активного обучения, целью которого является передача психологических знаний, развитие навыков постановки целей и планирования деятельности для достижения поставленных целей. При построении программы социально-психологического тренинга учитывались психологические механизмы саморазвития личности: рефлексия, самопринятие и самопрогнозирование.

— самопринятие способствует признанию в себе всех положительных и отрицательных сторон и качеств личности и определяет прогнозирование себя в будущем;

Что такое диагностическое целеполагание. Смотреть фото Что такое диагностическое целеполагание. Смотреть картинку Что такое диагностическое целеполагание. Картинка про Что такое диагностическое целеполагание. Фото Что такое диагностическое целеполагание

Рис. 4. Средние значения показателей по методике «Способность к самоуправлению» Н.М. Пейсахова

— самопрогнозирование дает возможность предвосхищать события внешней и внутренней жизни, ставить задачи предстоящей деятельности и саморазвития;

— рефлексия характеризует способность человека оценивать свои мысли, действия и собственные чувства, что помогает человеку переводить, формировать и закреплять новые образцы поведения [9].

Программа социально-психологического тренинга предполагает проведение восьми занятий, рассчитанных на 10–13 ч:

— Первое занятие заключается в определении основных ценностей участниками тренинга, а также выявлении основных критериев, исходя из которых определяются дальнейшие шаги по планированию и достижению жизненных целей. Анализ участниками своих сильных сторон для развития способности к целеполаганию и достижению поставленных целей.

— Второе занятие предполагает проведение анализа и планирование различных сфер жизни человека, на основании которых участникам тренинговых занятий необходимо сформулировать цели по критериям SMART.

— Третье занятие предполагает определение степени важности дел по матрице Эйзенхауэра, на основании которого составляется двухнедельный план деятельности.

— Четвертое занятие предполагает осознание участниками тренинга собственных целей и определение путей их достижения с помощью создания коллажей «Мой жизненный путь».

— Пятое занятие предполагает проведение упражнения «Через три года», которое позволяет более четко расставить приоритеты в жизни человека, а также стимулирует к достижению поставленных целей.

— Шестое занятие предполагает проведение упражнения «Жизненные цели», с помощью которого каждым участником тренинга вырабатываются жизненные цели. Подведение итогов упражнения «Ранжируйте дела», анализ двухнедельного планирования, распределение участниками тренинга целей на год при помощи матрицы Эйзенхауэра.

— Седьмое занятие предполагает проведение деловой игры, которая заключается в тренировке умения убеждать для достижения поставленных целей.

— Восьмое занятие предполагает анализ участниками тренинговых занятий полученного опыта в ходе социально-психологического тренинга.

Каждое тренинговое занятие начиналось с ритуала приветствия и двигательных упражнений, позволяющих участникам исследования настроиться на работу. На следующем этапе занятий проводились техники и упражнения, направленные на развитие навыков и умений постановки целей и планирования деятельности. Занятия завершались рефлексией и ритуалом прощания.

Перейдем к описанию результатов диагностического исследования по итогам контрольного этапа эксперимента с целью определения эффективности программы социально-психологического тренинга. Сравнение средних значений между показателями на констатирующем и контрольном этапах эксперимента по методике «Опросник самоорганизации деятельности» Е.Ю. Мадриковой представлено в табл. 1, 2.

В контрольной группе значимых различий не обнаружено (при p

Источник

2018 Том 11 No. 57

Манукян В.Р. Опыт исследования индивидуально-психологических особенностей целеполагания и жизненного планирования

МАНУКЯН В.Р. ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ И ЖИЗНЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
English version: Manukyan V.R. To the research of individual psychological goal-setting and life-planning characteristics

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия

Предлагается авторская методика (анкета) для изучения индивидуально-психологических особенностей целеполагания и жизненного планирования, описывается опыт ее использования. Анкета сочетает качественный и количественный подход и на основе анализа индивидуальных жизненных целей позволяет оценить такие характеристики целеполагания и жизненного планирования, как соотношение мечтаний, ожиданий и целей в картине будущего, временная удаленность целей, принадлежность к жизненным сферам, продуманность путей достижения, уровень значимости, источники возникновения, мотивационная основа, локус контроля целей, взаимосвязанность и противоречивость системы целей. Приводятся результаты исследования по апробации анкеты, проведенного с участием 176 взрослых в возрасте 18–48 лет. Результаты демонстрируют высокую индивидуальную вариативность всех изучаемых параметров. Тем не менее с помощью факторного анализа выявлены типы жизненного планирования: «Детализированная система целей, основанная на собственных потребностях», «Сторонние цели», «Долгосрочное планирование», «Внесрочное планирование», «Вынужденное планирование», «Умеренное планирование» (общая дисперсия факторов 66,3%). Выделенные типы имеют возрастную и гендерную специфику. В ранней взрослости, по сравнению со средней, преобладают долгосрочные, взаимосвязанные, противоречащие друг другу цели, а также цели, поставленные в результате восхищения, подражания и по совету (не основанные на собственных потребностях). Женщины больше обращены в будущее и характеризуются «тактическим планированием», тогда как мужчины – «стратегическим». Взрослым с высоким уровнем психологического благополучия свойственно ставить ясные, детализированные, высокозначимые цели, основанные на собственных потребностях и желаниях. Опыт применения методики подтверждает ее возможности в изучении индивидуально-психологических особенностей жизненного планирования как высоко вариативных, так и типологических; возрастной и гендерной специфики, а также характеристик целеполагания и планирования, соответствующих психологическому благополучию личности.

Ключевые слова: целеполагание, жизненное планирование, жизненная цель, система целей, диагностика жизненного планирования

Целеполагание и планирование являются неотъемлемой частью любых сложных видов человеческой деятельности: от интеллектуальной деятельности до выработки жизненной стратегии. Этот факт определяет разнообразие теорий и концепций, изучающих процессы планирования на различных уровнях [Чувгунова, 2015; Дмитриева, 2011, Massey et al., 2008]. В современном обществе велик интерес к вопросам организации собственной жизни и другим формам проявления субъектной активности человека, что напрямую связано с процессами постановки жизненных целей и планированием. Вместе с тем изучение индивидуально-психологических особенностей целеполагания и жизненного планирования наталкивается на методические трудности, связанные с глубоко личным и субъективным характером данных процессов. Целью данной статьи является представление авторской методики изучения целеполагания и жизненного планирования и опыта ее использования.

Обзор подходов и методов исследования целеполагания и жизненного планирования

Целеполагание представляет собой процесс создания системы целей, соотнесения их между собой и выбора наиболее предпочтительных, оно неразрывно связано с планированием – формированием модели средств достижения целей и последовательности их применения [Пейсахов, Шевцов, 1991]. Оба этих процесса являются проявлениями когнитивно переработанного потребностного состояния, направленного на конструирование поведения [Нюттен, 2004].

Цель понимается в психологии как представление об идеальном результате деятельности, она всегда осознанна и выполняет функцию направления [Леонтьев, 1983]. Цель может выступать и как перцептивный образ, и как образ-представление, и как определенная система суждений. В процессе ее формирования участвуют все уровни психического отражения, и в этом смысле цель является системно-интегральным образованием, специфической формой опережающего отражения [Ломов, 1984]. Цели человека организованы иерархически и представляют собой систему. Ж.Нюттен отмечает, что из нескольких главных решений, уже принятых в прошлом, вытекает преследование многих подчиненных им целей, а главная цель управляет многими частными целями и планами, которые необходимо реализовать в повседневной жизни [Нюттен, 2004].

Планирование позволяет человеку иметь тактику и стратегию собственной деятельности, в то время как цель отражает конкретный «продукт» деятельности. Оно предполагает анализ условий деятельности, предвидение хода процесса, самооценку собственных возможностей и оптимального расходования сил [Ломов, 1984].

Проблема целеполагания разрабатывалась в психологии в основном в рамках теории деятельности как элемент, включенный в ее психологическую структуру (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), как важный элемент интеллектуальной деятельности (А.В.Брушлинский, О.К.Тихомиров, Д.Б.Богоявленская), а также в исследованиях целенаправленной поведенческой активности (П.К.Анохин, Ж.Нюттен, Н.М.Пейсахов, О.А.Конопкин) и мотивации (Х.Хекхаузен, Д.Макклеланд, Дж.Аткинсон). Целеполагание в масштабе всей жизни изучено в меньшей степени. Важный вклад в разработку этой проблемы принадлежит Б.Ф.Ломову, выделившему понятие «жизненная цель личности» в отдельную категорию. Жизненная цель, по Ломову, выступает в роли интегратора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями; достижение частных целей одновременно и реализует жизненную цель, и развивает её. Процесс целеобразования глубоко личностный, поэтому, чтобы понять, какие цели и как формируются у индивида, нужно изучить историю его развития как личности. Цель не привносится в индивидуальную деятельность извне, особенно, когда речь идет о развитых формах деятельности, а формируется самим индивидом [Ломов, 1984].

В исследованиях психологов киевской школы, жизненные цели также рассматриваются как интеграторы по отношению к частным целям, выступающим в качестве средств достижения жизненных целей. Эти идеи реализуются в понятии жизненного плана (программы) личности – интегративного элемента жизнетворчества, включающего в себя желаемый образ будущего и отражающего магистральные направления, к которым устремлены смыслообразующие цели и жизненные планы, способы их реализации в деятельности [Сохань, 1985].

Целеполагание и жизненное планирование являются неотъемлемой частью жизненных стратегий, которые интегрально отображают способности человека к организации жизни, проявлению его активности как субъекта жизни [Абульханова-Славская, 1991; Абульханова, Березина, 2001; Белугина, 2008]. Развитая способность к целеполаганию является одним из основных факторов стратегичного построения жизни, обеспечивающего наиболее эффективное разрешение противоречий между активностью, притязаниями, Я-концепцией личности и условиями ее жизни. Способность к целеполаганию предполагает умение прорабатывать образ цели, процесс ее достижения и последствия реализации, а также гибкость в постановке целей, то есть способность изменять их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами [Селезнева, Мельничук, 2009].

Анализу целеполагания и жизненного планирования в прикладном аспекте много внимания уделяется в программах тайм-менеджмента, направленных в первую очередь на оптимизацию деятельности. C.И.Калинин, опираясь на работы зарубежных (Л.Й.Зайверт, С.Кови) и отечественных идеологов тайм-менеджмента (А.К.Гастев, Г.А.Архангельский), рассматривает целеполагание и планирование как неотъемлемые элементы управления временем как личностным, так и организационным. Он рассматривает систему целей, как обладающую рядом характеристик, среди которых: количество, степень субъективной значимости, срок достижения, рациональность, индивидуалистичность, новизна, конструктивность, «затратность», детализация, степень осознанности результата, срочность достижения, произвольность, гармоничность, логическая соподчинённость системы целей в целом. Образ цели включает в себя образ процесса ее достижения и представление о ресурсах. Поэтому планирование неразрывно связано с целеполаганием – это сознательный анализ (прояснение) этапов достижения цели и требуемых ресурсов [Калинин, 2006].

Среди тенденций современных исследований можно выделить изучение удалённости целей во времени [Белугина, 2008], мотивационной направленности целей и преобладающих сфер планирования [Massey et al., 2008]; исследование взаимосвязей характеристик целеполагания и планирования с психологическим благополучием [Hill et al., 2010; Massey et al., 2008], с различными личностными свойствами [Дмитриева, 2011; Malin et al., 2017], характеристиками детского опыта и жизненных достижений [Mariano, Vaillant, 2012] с целью обнаружить психологические закономерности и факторы жизненного планирования. Обзор зарубежных исследований по данной проблематике показывает, что процессы целеполагания тесно связаны с различными личностными, социальными и средовыми факторами, рискованным поведением в юности и благополучием в целом [Massey et al., 2008].

Исследования целеполагания и планирования в масштабе всей жизни человека традиционно проводятся с помощью качественных биографических методов (интервью, анализ дневников, эссе, незаконченные предложения). Они позволяют изучать многие индивидуально-психологические характеристики жизненного планирования, в том числе содержание целей, представление о способах их достижения, значимость в общей структуре субъективной картины жизненного пути и др., однако плохо поддаются категоризации и сравнению. Опросные количественные методики, направленные на изучение целеполагания и планирования, в основном разработаны с позиций теорий самоуправления и саморегуляции деятельности и не позволяют изучать эти процессы в масштабе жизненного пути (например, опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И.Моросановой, опросник «Способность самоуправления» Н.М.Пейсахова, опросник «Цель-средство-результат» А.А.Карманова).

Жизненные цели и образ будущего рассматриваются как источники смыслообразования и психологического благополучия, что отражено в ряде работ представителей экзистенциальной и позитивной психологии (В.Франкл, М.Селигман, К.Рифф, К.Кийз, Э.Деси, Р.Райн, У.Дэймон и др.), а также в ряде методик, где наличие жизненных целей предстает в качестве отдельных субшкал, позволяющих определять направленность жизни. Примерами могут служить «Шкала психологического благополучия» К.Рифф (Scales of Psychological Well-Being), «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А.Леонтьева (адаптированная версия Purpose in Life Test Дж.Крамбо и Л.Махолик), «Тест жизненных стремлений» P.Райна и Т.Кассера в адаптации Т.Д.Василенко, Ю.А.Котельниковой, А.В.Селина (Aspiration Index). Однако, как справедливо отмечают У.Дэймон и соавторы [Damon et al., 2003], понятия «цель» и «смысл» в данных исследованиях чаще всего не различаются. Соответственно, содержание и характер планирования здесь, как правило, не оценивается.

В программах тайм-менеджмента разработано большое количество методик для самоисследования, основываясь на которых, человеку предлагается корректировать собственную систему целей и способы планирования. В этих заданиях может быть получен важный материал, который при определенной адаптации возможно использовать и в количественных исследованиях. Удачным примером такого подхода является методика изучения личностных дезорганизаторов времени О.В.Кузьминой, в основу которой легли данные тайм-менеджмента о помехах эффективной организации времени, структурированные в соответствии с теоретическими подходами А.Н.Леонтьева и А.О.Прохорова [Кузьмина, 2011].

Таким образом, несмотря на относительную теоретическую разработанность проблемы целеполагания и жизненного планирования, диагностика данных явлений требует разработки новых подходов и методик, которые позволили бы уловить как их глубоко-личностный, индивидуальный характер, так и получить информацию в соответствии с определенными шкалами, дающими возможность сравнения. В предлагаемой методике применен количественно-качественный подход, в основе которого лежат характеристики системы целей и жизненного планирования, предложенные С.И.Калининым [Калинин, 2006].

Методика исследования

С целью изучения индивидуально-психологических особенностей целеполагания и жизненного планирования была разработана анкета, работа с которой включает 2 этапа: 1) респонденту предлагается обдумать и обозначить в анкете (можно условно) свои мечты, ожидания и цели; 2) респондент работает со своим списком целей, отвечая на вопросы анкеты, отражающие различные их характеристики. Таким образом, исследователь получает конкретную, выраженную количественно информацию об особенностях жизненного планирования человека, основанную вместе с тем не на абстрактных суждениях, а на оценке «продукта» его субъективной реальности. Условное обозначение целей в анкете (понятное только самому респонденту) обеспечивает относительную его закрытость и позволяет сохранить психологическую безопасность, а значит, быть более искренним в ответах, снизить влияние эффекта социальной желательности. Работая со своим списком целей, респондент не только предоставляет важную информацию исследователю, но и структурирует представления об особенностях собственного жизненного планирования. Опыт наших исследований показывает, что проведенный с помощью анкеты самоанализ имеет не только диагностическую ценность, но и терапевтический эффект.

Каждый пункт анкеты направлен на изучение какой-либо характеристики жизненного планирования. Рассмотрим их последовательно.

1. Соотношение мечтаний, ожиданий и целей. Начальный этап работы над анкетой показал, что представления человека о будущем имеют различную степень конкретности, осознанности и различаются по степени готовности их реализовывать. Во внутреннем мире человека мечты, ожидания и цели часто плохо дифференцированы и могут самим человеком обозначаться как «цели». Поэтому было решено разделить их в анкете, с тем чтобы дать респонденту четкие критерии, по которым он мог бы отделить понятия друг от друга и предоставить исследователю более точную информацию. Информация, получаемая по первому пункту анкеты, основывается на определении количественного соотношения мечтаний, ожиданий и целей, наполняющих пространство психологического будущего человека.

2. Временная удаленность. Для характеристики системы целей с точки зрения временной удаленности подсчитывается количество краткосрочных (до 1–2 лет), среднесрочных (3–5 лет) и долгосрочных целей (свыше 5 лет). Кроме того, необходимо учитывать, что в ответах респондентов могут встречаться «внесрочные» цели, достигать которые предполагается в течение всей жизни. Как правило, к ним относятся абстрактные «цели-ценности» или цели процессуального характера («хорошо выглядеть», «совершенствовать свое профессиональное мастерство» и т.п.).

3. Продуманность путей достижения целей. Подсчитывается количество целей, к которым продуманы пути достижения. Исходя из общего количества целей, можно также высчитать долю целей с продуманными средствами достижения в процентах. Преобладание целей-идеалов, без продумывания путей их достижения, может свидетельствовать о стратегичности планирования, о возможности гибкого изменения планов по достижению целей, использовании появляющихся ресурсов. Преобладание разработанных планов может говорить о том, что человек уделяет больше внимание тактике достижения целей, для него важна последовательность событий, предсказуемость, что может сказаться на снижении гибкости планирования.

4. Принадлежность к различным жизненным сферам. Подсчитывается количество целей в каждой из перечисленных сфер. Исходя из общего количества целей, данный показатель также может иметь выраженность в процентах. Данная характеристика позволяет также определить жизненные сферы человека, реализация в которых является для него приоритетной, что отражает и ценностную направленность личности.

5. Взаимосвязанность системы жизненных целей. Подсчитывается доля взаимосвязанных между собой целей. Чем более интегрированной является система целей – тем более она «экономична» в плане расходования временных и энергетических ресурсов человека по их достижению. Интегрированные структуры, как правило, более логически согласованы, в них можно выделить «цели-ценности» и взаимосвязанные с ними по принципу соподчинения «цели-средства». С другой стороны, они обладают меньшей гибкостью, поскольку труднее поддаются перестройке в случае возникновения непрогнозируемых событий среды.

6. Противоречивость (конфликтность) системы целей. Так же как и во всех предыдущих случаях, подсчитывается количество или доля противоречащих, конфликтных по отношению друг к другу целей. Низкая конфликтность целей отражает такое качество системы как гармоничность (при этом цели не обязательно должны быть взаимосвязанными).

7. Локус контроля целей. Данная шкала отражает степень ответственности, которую человек готов брать на себя при реализации собственных целей. Возможен перевод полученного балла в проценты для соотнесения с остальными показателями по анкете. Возможно также определение данного показателя для каждой из указанных в анкете целей.

8. Источники возникновения целей. В данном пункте перечислены 4 варианта вопросов, отражающих степень «произвольности» в постановке целей. Цели, основой которых являются собственные устремления и желания – это активные цели, переживаемые как «свои», «хочу-цели». Они обладают большим мотивационным потенциалом, более значимы и привлекательны. Их достижение позволяет развивать собственную эффективность и уверенность в себе. Цели, однако, могут и приниматься со стороны («цели долженствования» – варианты ответов «в» и «г»). Сторонние цели также могут оцениваться позитивно и обладать большой привлекательностью (вариант «б»).

9. Степень детализации целей. Подсчитывается количество хорошо детализированных и смутно представляемых целей. Данная характеристика также не является однозначной. С одной стороны, хорошо представляемые, развернутые и детализированные цели делают образ цели более ярким и повышают ее мотивационный потенциал. С другой стороны, излишняя детализация впоследствии может привести к разочарованию и неудовлетворенности при достижении результата.

10. Мотивационная основа цели. Подсчитывается количество целей по трем группам. Цели развития проистекают из нейтральных или благополучных ситуаций застоя, когда хочется улучшить существующее положение дел в какой-то сфере. Цели решения проблем основываются на негативных жизненных ситуациях, от которых хотелось бы избавиться, они реактивны, и часто это скорее избавление от прошлого, чем созидание будущего. Цели стабилизации основываются на благополучных жизненных ситуациях, которые хотелось бы оставить без изменений. Для личностного роста человека наиболее значимы цели развития, однако совсем отказаться от целей стабилизации и решения проблем невозможно, поскольку их достижение является необходимой предпосылкой для достижения целей развития в будущем.

11. Уровень значимости целей. Вопрос позволяет разделить все цели на три группы по степени их субъективной значимости и подсчитать процентное соотношение целей с высокой, средней и низкой значимостью. Оценивается способность человека выделять приоритетные цели, то есть иерархичность системы. Наличие большого количества высокозначимых целей свидетельствует о высокой активности человека и предъявляет требования к его энергетическим и временным ресурсам. Большое количество целей с низкой значимостью может свидетельствовать о недостаточности мотивационной основы целей, трудностях в построении идентичности.

Выборка

С целью апробации анкеты было проведено исследование, в котором приняли участие 176 человек (97 женщин, 79 мужчин) в возрасте от 18 до 48 лет (средний возраст 25,8 лет) с различным образовательным, профессиональным и семейным статусом.

Результаты и обсуждение

В таблице 1 представлены средние значения, выраженные в количестве целей определенной категории. Поскольку в большинстве случаев более информативными являются показатели о процентном соотношении целей с разными характеристиками, эти данные также представлены в таблице (за 100% при расчете принималось общее количество целей).

Таблица 1
Результаты описательной статистики по анкете целеполагания и жизненного планирования

Показатели целеполагания и жизненного планированияСреднее значениеСреднее значение %МинимумMаксимумСтандартное отклонение
Количество целей5,291001162,88
Количество ожиданий2,8461,80142,27
Количество мечтаний4,4993,50142,77
Количество долгосрочных целей (от 5 лет)1,2024,2081,52
Количество среднесрочных целей (3–5 лет)0,8816,8051,11
Количество краткосрочных целей (1–2 года)2,3842,00142,62
Количество внесрочных целей0,8017,20101,27
Количество целей, к которым продуманы пути достижения3,2460,00152,45
Локус контроля целей1,64150,81
Количество целей из собственных устремлений, желаний4,1376,60152,84
Количество целей из восхищения, подражания0,386,4060,89
Цели, поставленные по необходимости0,9820,8061,18
Цели по совету0,346,7060,65
Количество ясных, детализированных целей2,7151,40152,25
Количество неясных, недетализированных целей1,6432,20101,52
Количество противоречащих друг другу целей0,6213,2030,66
Количество целей, обусловленных стремлением к развитию3,3264,30112,19
Цели сохранения имеющегося0,6111,60111,01
Цели решения существующих проблем1,4728,8091,45
Количество высокозначимых целей3,0061,5091,57
Количество среднезначимых целей1,5927,9061,44
Количество малозначимых целей0,509,3030,77
Количество взаимосвязанных целей2,4346,20132,07

Результаты исследования показали высокую индивидуальную вариативность всех изучаемых параметров целеполагания и планирования, что отражается в первую очередь в широком разбросе показателей (табл. 1).

Вместе с тем обнаружены значимые различия между мужчинами и женщинами (критерий Манна-Уитни). Они главным образом касаются продуктивности целеполагания и обращенности в будущее в целом. Женщины имеют значимо большее количество мечтаний (U = 2269,5; p = 0,000) и целей (U = 2994,5; p = 0,012), количество ожиданий также имеет тенденцию к большей выраженности у женщин (U = 3203,0; р = 0,058). Таким образом, женщины в целом больше обращены в будущее и имеют представления о будущем различной степени проработки, не ограничиваясь только целеполаганием и планированием. Значимые различия в области целеполагания и жизненного планирования позволяют описать женщин как более «тактически ориентированных» – они ставят больше краткосрочных целей (U = 2702; p = 0,001); а мужчин как «стратегически» ориентированных – у них преобладают долгосрочные цели (U = 3006,5; р = 0,01).

Были изучены и возрастные различия целеполагания и планирования жизни между представителями ранней (N = 84, возраст 18–24 года, средний возраст 20,5 лет) и средней взрослости (N = 92, возраст 25–48 лет, средний возраст 30,8 лет). Сравнительный анализ выявил большое количество значимых различий. Количество мечтаний, ожиданий и целей значимо выше у представителей ранней взрослости (2315,5 ≤ U ≤ 2573,0; p = 0,000), что также говорит об их большей обращенности в будущее в целом. Этот факт согласуется с характеристикой и задачами ранней взрослости, связанными с необходимостью долгосрочного планирования и простраивания жизненных перспектив. Высокозначимые различия в характере целеполагания (р Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *