Что такое деятельность экстерриториальных организаций
Принцип экстерриториальности
С 1 января 2018 года появилась возможность получения государственных услуг по экстерриториальному принципу. Что это означает и какие возможности дает работодателям.
Вопрос: Что включает в себя понятие «получение государственных услуг по экстерриториальному типу»?
Ответ: Под экстерриториальностью понимается возможность граждан, подающих заявление в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации или в МФЦ получить государственную услугу независимо от места регистрации заявителя.
С 01.01.2018 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 05.12.2017 №384-ФЗ, которые позволили нам реализовать принцип экстерриториальности предоставления государственных услуг.
На сегодняшний день прием заявлений на оказание и получение результатов предоставления услуг возможны в любом территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации или многофункциональном центре в пределах территории Российской Федерации по выбору заявителя независимо от его места жительства или места пребывания (для индивидуальных предпринимателей), либо места нахождения (для юридических лиц).
Вопрос: Какие именно государственные услуги можно получить по экстерриториальному типу в Хабаровском отделении ФСС?
Ответ: В перечень таких государственных услуг Фонда включены следующие услуги:
•государственная услуга по регистрации и снятию с регистрационного учета лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
•государственная услуга по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей-физических лиц, заключивших трудовой договор с работником;
•государственная услуга по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей – физических лиц, обязанных уплачивать страховые взносы в связи с заключением гражданско-правового договора;
•государственная услуга по приему документов, служащих основаниями для исчисления и уплаты страховых взносов, а также документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов.
К примеру, в текущем месяце к нам обратился индивидуальный предприниматель, назовем его Иванов И. И., который открыл бизнес в городе Санкт-Петербурге, а проживает (место постоянной регистрации) в городе Хабаровске. Предприниматель заключил трудовые договоры со своими работниками, в связи с чем он обязан встать на регистрационный учет в отделении Фонда социального страхования по месту жительства (месту постоянной регистрации). Благодаря принципу экстерриториальности Иванову И. И. нет необходимости ехать в Хабаровское региональное отделение, а достаточно собрать пакет необходимых документов и обратиться в Санкт-Петербургское отделение ФСС, которое примет все документы и перенаправит их в г. Хабаровск, где предпринимателя уже поставят на регистрационный учет и направят уведомление о постановке на регистрационный учет в качестве страхователя.
Вопрос: Какие плюсы для работодателя появились вместе с этим нововведением?
Ответ: Возможность получения вышеперечисленных услуг независимо от места жительства, местонахождения или пребывания. А также положительным моментом является минимизация материальных и временных издержек физических и юридических лиц при получении государственных услуг.
Таким образом, указанное нововведение направлено прежде всего на повышение качества оказания и доступности государственных услуг.
ТАТЬЯНА СЕМЕНЮК, ИСПОЛНЯЮЩАЯ ОБЯЗАННОСТИ НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА АДМИНИСТРИРОВАНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 05 (187) дата выхода от 21.05.2018.
Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».
Принцип экстерриториальности при предоставлении государственных услуг Пенсионного фонда РФ
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2018 г. № 43-р утвержден Перечень государственных услуг, для получения которых подача запросов, документов и информации, а также получение результатов предоставления таких услуг осуществляется в любом предоставляющем услуги подразделении органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или МФЦ (в Нижегородской области по 14 услугам ПФР в соответствии с заключенным Соглашением о взаимодействии), по выбору заявителя независимо от его места жительства или места пребывания.
На сегодняшний день в указанный Перечень включены в том числе 25 государственных услуг ПФР. То есть практически за всеми услугами пенсионно-социального блока: по установлению пенсии, по установлению ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) отдельным категориям граждан в Российской Федерации, по выдаче гражданам справок о размере пенсий (иных выплат), о статусе предпенсионера, по осуществлению компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, по выплате страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, а также по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, по рассмотрению заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, по информированию о размере материнского (семейного) капитала и другими услугами граждане могут обращаться в любой территориальный орган ПФР в пределах территории Российской Федерации вне зависимости от места жительства, места пребывания или фактического проживания.
При этом принцип экстерриториальности при предоставлении государственных услуг ПФР распространяется как на заявления, принятые при личном обращении граждан в территориальные органы ПФР, так и представленные в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Указанные положения отражены в Административных регламентах предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственных услуг, в соответствии с ними организуется внутренняя работа органов ПФР при поступлении заявлений по экстерриториальному принципу.
О нормативном закреплении принципа экстерриториальности предоставления государственных услуг
Федеральный закон от 05.12.2017 № 384-ФЗ позволяет реализовать принцип экстерриториальности предоставления государственных услуг. Прием заявления на оказание и получение результатов предоставления услуги будут возможны в любом предоставляющем такие услуги подразделении соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда или многофункциональном центре в пределах территории Российской Федерации по выбору заявителя независимо от его места жительства или места пребывания (для индивидуальных предпринимателей) либо места нахождения (для юридических лиц).
Условием предоставления услуг по экстерриториальному принципу является наличие соглашения о взаимодействии, заключенные федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов с уполномоченным многофункциональным центром в каждом субъекте Российской Федерации. Предметом такого соглашения является перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре.
Переход на новый порядок предоставления государственных услуг будет осуществляться в соответствии с планом-графиком, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2017 №1500 закреплен принцип экстерриториальности для услуги по приему и учету уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
Юридическим лицам и индивидуальными предпринимателями предоставлена возможность направления уведомления о начале своей деятельности в соответствующий федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (при наличии соглашения о взаимодействии между уполномоченным органом и многофункциональным центром) независимо от места предполагаемого фактического ведения работ (услуг).
Что такое деятельность экстерриториальных организаций
Жители России имеют возможность зарегистрировать недвижимость на территории Российской Федерации, не покидая региона.
При расположении недвижимости в другом субъекте Российской Федерации, правообладатель, проживающий в Мурманской области, может обратиться в офис приема-выдачи документов филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Мурманской области, в котором документы принимаются по экстерриториальному принципу.
Экстерриториальный принцип – это возможность обращаться за регистрацией прав в офис приема-выдачи документов в любом регионе России, независимо от места расположения объекта недвижимости. Такая возможность предусмотрена вступившим в силу с 1 января 2017 года Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон о регистрации). По этому принципу регистрацию прав, сделок, ограничений и обременений проводит орган регистрации по месту нахождения объекта недвижимости, но на основании электронных документов, созданных органом регистрации по месту подачи бумажных документов.
После приема поданные документы проверяются на предмет отсутствия предусмотренных статьей 25 Закона о регистрации оснований для возврата заявления без рассмотрения, а также их соответствия требованиям Закона, после чего направляются в территориальный орган регистрации прав по месту нахождения объекта недвижимости.
В Мурманской области для подачи документов по экстерриториальному принципу заявители могут обратиться в офисы филиала Кадастровой палаты, расположенные по адресам: г. Мурманск, ул. Полярные Зори, д. 44 и г. Апатиты, ул. Ферсмана, д. 6.
Проведенная государственная регистрация по экстерриториальному принципу удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), которая содержит информацию о государственном регистраторе, осуществившим регистрационные действия, и заверяется государственным регистратором по месту приема документов.
Данный формат оказания услуг предоставляет возможность заявителям обращаться за услугой в любом регионе России, независимо от места нахождения объекта недвижимости, на который регистрируется право. Экстерриториальный принцип оказания услуг Росреестра сокращает временные и финансовые затраты заявителя.
Газета «Правильный выбор», № 36 от 13.09.2017
Что такое экстерриториальный контроль?
Количество требований из ФНС, поступающих в компании, год от года растет. Иногда запросы ревизоров вызывают у бухгалтеров недоумение, документы бывают насколько необычными, что специалисты учета не знают, как правильно реагировать. Что это за новый тренд?
С наступлением 2020 года обсуждение вопросов налогового контроля для большинства руководителей компаний стало темой не менее актуальной, чем деятельность самого предприятия. Многие простые действия собственниками бизнеса начали выполняться с оглядкой на перспективы возможных претензий со стороны ревизоров Налоговой службы. Поступающие информационные письма, требования и даже звонки из ИФНС становятся предметом рабочих совещаний.
Бухгалтерии предприятий, как правило, настроены решительно и готовы решать возникающие у инспекторов вопросы. Специалисты учета отправляют инспекторам запрашиваемые ими документы и информацию, а учитывая объемы работы, начинают формировать полный пакет документов, готовить развернутые пояснения сразу после получения запроса. А такие запросы приходят регулярно, подтверждением тому многочисленные сообщения специалистов учета в социальных сетях. Получив очередное требование о предоставлении документов, оценив периоды и объем, вздохнув, бухгалтеры начинают собирать и сканировать массивы первичных документов по взаимоотношениям с контрагентом, которого, вероятнее всего, именно сейчас проверяют инспекторы.
Стоит отметить, что в большинстве случаев запросы о предоставлении сведений поступают от «домашней» инспекции.
«Странный» запрос
Но развитие налогового контроля не стоит на месте! Всем известно об автоматизации многих процессов в ФНС, об этом много и часто пишут как сами инспекторы в своих письмах, так и аналитики. К формам поступающих требований и основаниям, по которым они направляются, есть много обоснованных правовых вопросов, но сегодня речь пойдет о более необычном запросе, который может получить компания и, наверняка, сильно удивится.
Итак, предприятие получает требование налогового органа, где указано, что в соответствии с положениями статьи 93, пункта 2 статьи 93.1 Налогового кодекса в течение 10 рабочих дней ревизорам необходимо представить документы и информацию. Пока ничего необычного, но далее в документе будет приведен список документов от учетной политики предприятия до отчетов системы ГЛОНАСС по имеющемуся и используемому автотранспорту. Но самое интересное будет далее: инициатор требования! Им может быть налоговый орган из другого региона.
Да-да, все верно: инспекция, расположенная в другом субъекте Федерации, истребует информацию и документы в отношении контрагентов из вашего региона на основании «отработки сложного разрыва» или «вне рамок проверок».
А может быть и так, что ИФНС из другого региона направляет в «домашнюю» инспекцию поручение, которая облачает его в требование и отправляет своему же налогоплательщику.
Век цифровизации
Зачем внешняя инспекция изучает вашу деятельность через локальную ИФНС на основании поручения? Ответ кроется даже не в том, что, возможно, ваш контрагент мигрировал в другой регион или произошел разрыв в дереве связей по НДС на уровне зоны ответственности внешней инспекции.
Описанным способом ФНС обеспечивает надлежащий уровень контроля за отработкой разрывов на территории городов с большим количеством юридических лиц. В основном это Москва и Санкт-Петербург.
Территориальные инспекции с меньшей нагрузкой получают доступ к системе АСК, в которой начинают, на правах домашней инспекции, проводить полный комплекс мероприятий налогового контроля.
Таким же образом налогоплательщики получают повестки о вызове на допрос в локальную инспекцию, где ревизор, на основании такого же поручения, оформляет протокол допроса по вопросам, которые подготовлены внешней инспекцией, расположенной в другом регионе страны.
У руководителя компании, бухгалтера и юриста, когда компания получит такое требование, возникнет логичный вопрос о правомерности налогового контроля со стороны инспекции, которая, расположена в другом регионе. Но в данном случае направлено поручение в локальную инспекцию, что на первый взгляд соответствует нормам НК РФ. Официальных писем ФНС, обосновывающих и предписывающих такое нововведение, пока не опубликовано. Скорее всего, это может регулироваться внутренними нормативными документами Службы.
Действия компании
Отвечать ли на такое требование?
Безусловно, да! Норма Налогового кодекса, предполагающая, что налоговые органы представляют собой единую систему, в данном случае работает и в обратную сторону. Оставление без ответа такого требования, а также нарушение сроков ответа может привести к привлечению компании к ответственности, предусмотренной статьями 126 и 129.1 НК РФ.
Внимательно изучите требование. Определите, в какой точке и во взаимосвязи с каким контрагентами вы находитесь. Могут ли у вас быть документы, которые интересуют налоговый орган? Возможно, в вашей компании нет таких документов или по причине отсутствия такой номенклатуры дел, или их нет, так как запрашиваемый контрагент вообще не заключал какой-либо договор с вашей организацией. Обратите внимание на номера счетов-фактур, указанных в перечне документов, эти бумаги могут касаться другого налогоплательщика, не указанного в требовании.
Сформируйте правовую позицию. Если, по вашему мнению, направленное требование незаконно и необоснованно, то выражая это мнение, стоит письменно изложить его и подкрепить логикой фактов и норм Налогового кодекса.
Будем надеяться, что новый тренд, созданный ФНС, не затронет по аналогии вопросы проведения осмотров и выездных налоговых проверок.
Тимур Гуляев, управляющий партнер TBS Legal, член Палаты налоговых консультантов
РАСЧЕТ
Журнал для современного бухгалтера
Самый любимый бухгалтерский журнал, который всегда на вашей стороне.
98% подписчиков всегда продлевают подписку на журнал.