Что такое детский голос
Детский голос
Полезное
Смотреть что такое «Детский голос» в других словарях:
голос — сущ., м., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? голоса и голосу, чему? голосу, (вижу) что? голос, чем? голосом, о чём? о голосе; мн. что? голоса, (нет) чего? голосов, чему? голосам, (вижу) что? голоса, чем? голосами, о чём? о голосах 1.… … Толковый словарь Дмитриева
Голос страны (Украина) — Голос страны The Voice … Википедия
ГОЛОС — ГОЛОС, всеобщее понятие, объединяющее звуки, исходящие из гортани человека, независимо от того, предназначаются ли они для выражения мысли и чувства или же являются в результате неосознанных рефлекторных мышечных движений. В развитии Г. должно… … Большая медицинская энциклопедия
Детский конкурс песни Евровидение 2006 — Финал 2 декабря 2006 года Ведущие Andreea Marin Bănică Ioana Ivan (Андреа Марин Буничу и Иоана Иван) Телеканал хозяев … Википедия
Голос — Голос, в физиологическом смысле тоны, произвольно или непроизвольноиздаваемые животными организмами при прохождении более или менее сильнойструи воздуха через гортань. Органом Г. является, след. гортань,представляющая перепончатую язычковую трубу … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Голос — (лат. vox, франц. voix, итал. voce, англ. voice, нем. Stimme). 1) Мелодич. линия как часть многоголосного муз. произведения. Совокупность этих линий составляет муз. целое фактуру муз. произведения. Характер движения голосов… … Музыкальная энциклопедия
Детский (телеканал) — Телеканал «Детский» ООО «Контент Юнион Джуниор» … Википедия
Голос в вокальной музыке — (vox лат., voce итал., Stimme нем., voix франц.) в вокальной музыке Г. считается совокупность звуков, которые человек производит горлом с помощью выдыхаемого воздуха, приводящего голосовые связки в сотрясение. Не все звуки могут быть взяты каждым … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Голос, в вокальной музыке — (вокальн.; vox лат., voce итал., Stimme нем., voix фр.) в вокальной музыке Г. считается совокупность звуков, которые человек производит горлом с помощью выдыхаемого воздуха, приводящего голосовые связки в сотрясение. Не все звуки могут быть взяты … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Детский конкурс песни Евровидение — Эта статья содержит общую информацию о конкурсе. О проведении конкурса в 2012 году см. Детский конкурс песни Евровидение 2012. Информацию об участии на конкурсе каждой страны см. в соответствующей категории … Википедия
Детский голос — тонкие струны души вашего ребенка
На приеме у врача-фониатра
Детский голос — тонкие струны души вашего ребенка
«У моего ребенка постоянная охриплость голоса, хотя он не простужен и не имеет каких-то хронических заболеваний. Посоветуйте, что делать и к какому специалисту нужно обратиться»
Наталья Зайцева, г. Ростов
С вопросами о том, почему у наших детей возникают проблемы с голосом, и как эти проблемы решить, родители обращаются все чаще. А число детей, имеющих измененный тембр – от легкой охриплости-гиперназальности, до выраженных нарушений тональности и силы звучания голоса, постоянно растет. С чем это связано и как в таких случаях помочь ребенку? На эти вопросы сегодня отвечает ведущий специалист ОКДЦ, врач оториноларинголог – фониатр высшей категории Надежда Филоненко.
Осторожно – голос!
Надо признать, что голосовые перегрузки, связанные с воспитанием ребенка в детских дошкольных учреждениях, занятия в вокальных и хоровых коллективах, где зачастую нет опытных педагогов, экологические и социальные проблемы, приводят к тому, что с детьми, страдающими заболеваниями голосового аппарата, врачу приходится сталкиваться все чаще.
К сожалению, и педагоги, и сами родители, редко вспоминают о том, что органы дыхания у детей отличаются некоторыми особенностями. Носовые ходы, глотка, гортань, трахея и бронхи у ребенка сравнительно узкие и покрыты нежной слизистой оболочкой, мышечная ткань этих органов развита слабо, хрящи гортани мягкие и легко сдавливаются. Поскольку грудная клетка у детей как бы приподнята, а ребра не могут опускаться при дыхании так низко, как у взрослых, дети не в состоянии делать глубокие вдохи, что, безусловно, ограничивает силу голоса и длительность звучания.
Почему теряется «серебристость»?
Каждые 2-3 года голос ребенка меняет свои качества. Из «серебристого» с диапазоном звучания 5-6 нот он становится насыщенным, обретает полноту звучания, «металлический» оттенок. Постепенно увеличивается его диапазон, у подростков он может быть равен двум октавам.
Как правило, становление голоса складывается по подражанию в возрасте до 7 лет, и зависит от того, каким были голос и манеры его использования у окружающих-родителей, педагогов, воспитателей, сверстников. Процесс
Развития голоса у детей проходит 4 периода:
Голосовые мышцы, располагающиеся в толще голосовых складок, в виде отдельных пучков начинают формироваться с 5 лет и развиваются примерно к 11-12 годам, то есть уже во втором периоде — домутационном. Поэтому у детей до 10 лет отмечается фальцетный механизм голосообразования, Голосовые складки у них никогда не смыкаются полностью, образуя щель в виде треугольника или линейной формы. Это и есть фальцет.
К 11-12 годам голосовая мышца начинает оформляться в самостоятельную и принимать участие в процессе голосообразования. В этом возрасте появляется еще один механизм фонации — грудной. На нижних тонах диапазона появляется грудное звучание голоса, на высоких – по-прежнему остается фальцетное. При этом на низких тонах голосовые складки смыкаются полностью, на высоких отмечается узкая линейная щель, свойственная фальцету.
Трудности подросткового возраста
Мутация наступает в возрасте 12-15 лет. Причем, это характерно не только для мальчиков, но и для девочек. Хотя у девочек изменения голоса протекают обычно плавно, без скачков, без болезненных ощущений в гортани. В этот период появляются вторичные половые признаки. Ребенок повышенно нервозен. Происходят выраженные анатомические изменения в гортани: хрящи гортани увеличиваются в размерах (у мальчиков в продольном, а у девочек в поперечном направлении ). Отмечается быстрый рост голосовых складок, в период мутации длина их у мальчиков увеличивается 1,5 раза, а у девочек только на одну треть.
Голос подростка понижается почти на октаву. Меняется и его тембр: голос из альта переходит в тенор, баритон или бас. У девочек наблюдается расширение диапазона как в сторону низких, так и в сторону высоких частот.
Мутационный период длится, как правило, 1-2 года, но иногда он может быть очень коротким (несколько дней-недель) или затянуться на несколько лет. Нередки случаи исключительно быстрой смены голоса: у мальчика, разговаривающего накануне детским голосом, вдруг обнаруживается голос взрослого мужчины. У ребят, много болевших в детстве, слабо развитых физически, половое созревание запаздывает. При этом значительно отстает в развитии и голосовой аппарат. В этих случаях голос может остаться инфантильным долгое время, даже в возрасте взрослого мужчины.
Причинами изменения голоса в период мутации считают нарушение координации функции наружных и внутренних мышц гортани и отсутствие согласованности между дыханием и фонацией. У поющих детей в этот период отмечается небольшое понижение голоса, некоторое сужение его диапазона, высокие ноты, которые раньше брались легко, даются с трудом. Голосовые складки могут утолщаться, краснеть, отмечается обилие слизи на них. Это проявляется хрипотой различной степени выраженности, быстрым утомлением голоса, возникновением неожиданных срывов голоса при пении. У девочек в период мутации выраженные изменения голоса наблюдаются не часто, примерно в 40 % случаев. В дни менструации лучше освободить представительниц слабого пола от пения. Практический опыт фониатров и вокальных педагогов показал, что большинство детей в период мутации могут петь. Однако при этом требуется строгое соблюдение «охранительного режима» — не рекомендуется использовать репертуар взрослых певцов. Не стоит заниматься пением при явных изменениях голоса. А, главное, надо помнить о том, что подросткам, занимающимся вокалом, требуется опытный и внимательный педагог.
Доктор вам поможет
При любом нарушении голоса, особенно длительно сохраняющемся, требуется тщательное обследование ребенка. Для этого необходима консультация оториноларинголога-фониатра с обязательным осмотром гортани. В ОКДЦ для такой диагностики используются различные методики, начиная от простой ларингоскопии с помощью гортанного зеркала и заканчивая проведением оптической эндоскопии гортани.
Оптическая эндоскопия гортани может осуществляться как жестким эндоскопом, так и с помощью фиброскопа. Обе методики высоко информативны. Однако выявить мельчайшие изменения вибраторной активности голосовых складок, что очень важно у поющих детей, особенно в период мутации, позволяет только стробоскопия гортани.
Для профилактики стойких нарушений голоса у ребенка необходимо соблюдение гигиены голоса, санация очагов хронической инфекции дыхательных путей, а при появлении расстройства голоса в виде охриплости, грубости или осиплости — своевременное обращение к врачу-фониатру.
Что такое «Голос ребенка»?
Что такое «Голос ребёнка»?
То есть, голос ребёнка – это про детские идеи, детские смыслы, детскую субкультуру, детскую картину мира.
В системе Реджио есть особые правила, позволяющие услышать «Голос ребёнка»:
Чтобы спланировать свою работу, взрослые внимательно слушают детей, наблюдают за ними. Они задают уточняющие вопросы, фиксируют детские идеи, гипотезы и теории, замечают ситуации, которые могут привести детей к новым открытиям и знаниям. То есть образование идёт от ситуаций, вопросов и тем, которые заинтересовали детей.
К документации относится запись детской речи – печатными буквами: комментарии, диалоги, обсуждения, подписи рисунков, интересные фразы, истории, гипотезы, а так же фотографии, видео, детские работы.
Документация показывает детям, что их слова, идеи, задумки и проекты действительно имеют ценность! А значит и он сам очень ценен для мира!
Принципиально важно не объяснять и не оценивать слова и жесты детей, а просто фиксировать их с объективностью диктофона или видеокамеры и «возвращать» детям в точности. Аудио- или видеозаписи в реджио часто пересматриваются и обсуждаются вместе с детьми. Фото детских построек и скульптур можно найти в среде детского сада реджио.
Запись «слово-в-слово» за ребенком важна, потому что часто взрослые подменяют детские ответы своим содержанием, додумывают их, искажают. Им кажется, что они знают ребёнка и знают, что он думает или может думать. Но только не привнося своего и задавая массу уточняющих вопросов, мы можем увидеть настоящую детскую картину мира.
Приветствуется большое количество разнообразных материалов для творчества и самовыражения ребёнка на полках в открытом доступе. Материалы детской документации также появляются в среде: заботливо собираются и хранятся в папках или на стендах, чтобы и дети, и взрослые всегда могли вернуться к интересной им теме.
Вот вопросы, которые не так часто задают детям, документируя дословно их ответы, но которые показывают, что детям есть, что сказать, и что детская картина мира порой сильно отличается от взрослых представлений о ней. Спросите детей:
— Какой я? Что я люблю? (Выражение себя и своего представления о себе)
— Чему я хочу научиться? Что я умею? (Цели и достижения)
— Как ребёнок воспринимает пространство и время, видит события (Представления о мире)
— Что мне нравится, что не нравится, что делает меня грустным, что делает меня радостным? (Выражение чувств и переживаний)
— Как я представляю себе явления? Почему это происходит так? Что будет, если. (Выдвижение гипотез)
— Решение творческих задач (в творчестве мы особенно проявляем свое Я)
Дети способны нас удивить и приоткрыть свой удивительный мир детства) Нужно лишь услышать тот самый Голос ребенка.
Консультация «Голос ребенка в детском саду»
УМА ДЖАФАРОВА
Консультация «Голос ребенка в детском саду»
Самое главное в детском саду ребенок. Его надо слышать и слушать. Тогда выпускником детского сада будет здоровый, творческий и самостоятельный ребенок, но для этого нужно чтобы ребенок не боялся шагнуть в неизвестность и вышел из детского сада счастливым.
Современный уровень науки выяснил, что уже в перинатальный период проявляется «голос ребенка» (тошнота по утрам, головокружение, изменение вкусового режима дня мамы). «Голос ребенка» важен уже с группы кратковременного прибывания ребенка в детском саду.
Часть детей адаптируются к саду относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация тогда длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Так каким детям легче адаптироваться? Тем, чьи родители готовили их к посещению детского сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, ребенка окружали книги с иллюстрациями, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями с группой заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней). Практика включения голоса ребенка возможна в окружении, где дети чувствуют свободу участия на уровне выбора, а значит что зона ближайшего развития представляет собой особое пространство освоения
культурных образцов. Поэтому предметно-пространственная среда выступает как набор стандартов, но, кроме того, действие с ними по усмотрению ребенка без давления со стороны взрослого открывает новые возможности, т. е. позволяет детям идти по творческому пути. В пространстве возможностей ребенок является инициатором. В нем голос ребенка отчетливо слышен.
Задача семьи — обеспечить возможность разворачивания пространства детской реализации, где ребенок мог бы воплотить свои идеи. Участие детей в обсуждении семейных проблем с правом голоса повышает их уровень морального сознания, что говорит о важности пространства реализации
«Голос ребенка» проявляется в постановке вопросов, в умении передавать свои идеи в рисунках, в воплощении своего замысла, в планировании своих идей. Ребенку важно понять и почувствовать, что его голос слышат и уважают. Дети уже граждане и должны обладать правом высказывания и должны получить этот опыт уже в детском саду. Поняв, как ребенок воспринимает окружающий мир, мы можем построить индивидуальное образование, оттолкнувшись от его вопросов и ответов. Поэтому дети должны быть окружены своими работами – свидетельствами своей состоятельности. Фотографии, записи текстов, видео, чтобы он видел свою продуктивность и свой рост. Тогда ребенок быстрее обнаруживает свое действие и осознает его. Это важно, чтобы ребенок умел ставить себе цели и оценивал свои достижения. Именно для это ребенку нужны в легком доступе папки со своими работами, которые он может листать, перебирать,
Как услышать голос ребенка? Идея состоит не просто в том, что у детей должна быть возможность высказываться, а в том, что она принципиально важна для взросления и обучения. Если мы зададим себе вопрос, как дошкольник может выразить свое отношение к миру и его понимание, мы обнаружим, что дети делают это постоянно!
дошкольников!И в этом огромный ресурс для педагогов: если ты задашь правильный вопрос, ты услышишь много неожиданного; если ты запишешь детскую историю, ты поразишься неожиданным разворотам, если ты попробуешь включиться в игру, ты обнаружишь, как непросто придумать поворот сюжета. Таким образом ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это во многом облегчит его переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения. И мы, педагоги, должны всячески способствовать развитию в ребенке личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав
1. Детское развитие: две парадигмы Н. Е. Веракса, ИИДСВ РАО, МГПУ, Москва
Статья «Детский голос и его особенности»
«Детский голос и его особенности»
Детское пение – сложный психофизиологический процесс. Каждый учащийся вполне может справиться с вокально-художественными задачами при условии правильного функционирования голосового аппарата. Поэтому крайне важно изучение отдельных компонентов процесса голосообразования, знание законов развития детского голоса.
Детское пение существенно отличается от пения взросло человека. Требования, предъявляемые к детскому голосу, должны строиться с учётом возрастных и физиологических особенностей ребёнка, только в таком случае возможно нормальное развитие певческого аппарата.
Замечательный музыкант и педагог 17 в. Н. Дилецкий впервые изложил на русском языке правила певческого обучения детей, а также и первым ввёл нотную систему обучения. Правила эти требуют понимания содержания песни и выразительного исполнения, рекомендуют учителям исходить не из силы голоса, а находить его («мера гласа»), заинтересовывать детей, обращаясь к их сознанию.
Вокально-методические указания Глинки и созданная позже «Полная школа пения» А. Е. Варламова – всё это целая эпоха в русской вокальной педагогике. Здесь выражены принципы пения, учтены особенности детского голоса. Детские голоса воспитывались звонкие, серебристые, нежные. Голосообразование свободное, естественное, при средней силе звука, ровное от первой до последней ноты. Даже альты у него обязательно лёгкие.
В 1914 г. Появился перевод английского методического пособия, написанного Д. Бэтсом, где были изложены важные принципы воспитания детского голоса и его возрастные особенности. Автор восстает против «всякой «крикливости», не рекомендует использовать крайние звуки диапазона, стоит за звонкое головное звучание, считает, что громкое пение приведёт к расстройству голоса».
В 1925 г., на первой конференции учёных-вокалистов и педагогов был заслушан доклад А. Ф. Гребнева «Голос детей, его развитие и обработка в трудовой школе». Автор указывал на то, что правильное пение способствует развитию и оздоровлению не только голосового аппарата, но и всего организма ребёнка. Поэтому он настаивал на научном подходе к развитию речевого и певческого голоса детей, доказывал необходимость создания врачебной помощи поющим детям.
В 30-ые годы начинает развиваться систематическое изучение детского голоса в педагогическом плане (в Московской консерватории под руководством В. Н. Шацкой и проф. Е. Н. Малютина, в Ленинграде – доктора И. И. Левидова). Первое обобщение опыта вокальной работы опубликовано И. И. Левидовым в книге «Воспитание детского голоса» в 1936 г. Это пособие и последующие издания стали настольными книгами учителей. Е. В. Малютин и И. И. Левидов подчёркивали в своих трудах, что опасность порчи детского голоса возникает ещё в дошкольном возрасте. Они настаивали на постоянном фониатрическом наблюдении за детским голосовым аппаратом, резко высказывались против недопустимо трудного репертуара (как, например, арии для взрослых).
После войны начинается активная исследовательская работа в области детской фониатрии, проходят конференции всесоюзного масштаба по вопросам развития музыкального слуха и голоса у детей, в которых принимают участие учёные, педагоги, фониаторы, акустики не только из нашей страны, но и из Чехословакии, Болгарии.
В настоящее время остро встаёт вопрос о музыкальной, в частности, голосовой культуре растущего человека, об эстетическом значении детского голоса, его совершенствовании и профилактике функциональных расстройств голосового аппарата, имеющих место в вокально-хоровой практике.
Общеизвестно, что систематическое обучение детей пению способствует сохранению здорового голосового аппарата. Но каждому возрастному периоду соответствуют свои особенности звучания, вытекающие из анатомических норм развития голоса ребёнка, и это нужно учитывать педагогу, работающему с детскими голосами.
Голоса детей имеют высокое головное звучание. По содержанию обертонов они гораздо беднее голосов взрослых, но обладают особой серебристостью и лёгкостью, что связано с физиологическими особенностями голосового аппарата и всего детского организма.
Гортань у детей в 2 – 2,5 раза меньше гортани взрослого и расположена высоко. Хрящи гортани гибкие, мягкие, полностью не сформированы. Поэтому детская гортань отличается эластичностью и подвижностью. Мышцы гортани развиты слабо. Голосовые складки узкие, короткие и тонкие. У детей до 5 лет в толще голосовых складок вокальных мышц нет, их место занимает рыхлая соединительная ткань. С 5 лет начинается постепенное развитие вокальных мышц, и к 11-12 годам вокальные мышцы заполняют голосовые складки и оказываются полностью сформированными.
К 11-12 годам голосовые складки заметно увеличиваются, внутри них уже заметно сформированы голосовые мышцы. Увеличивается ёмкость лёгких, крепнут дыхательные мышцы, сила звука, соответственно, возрастает. Постепенно выявляются 3 регистра: грудной, смешанный и головной.
У подростков 11-13 лет голосообразование происходит, в основном, по типу смешанного регистра. Грудной регистр у детей этого возраста, по сравнению со взрослыми, отличается меньшей наполненностью, звучит мягко, имеет «бархатистый» тембр, а ноты головного регистра носят ярко выраженный фальцетный характер.
Таким образом, начиная с 7-8 лет, идёт постепенное развитие голосовой мышцы, которая формируется к 11-12 годам. Поэтому голоса ребят среднего возраста (11-13 лет) становятся более сильными и полными, расширяется диапазон, и ярче проявляются различия в тембрах. Это время расцвета детского голоса, поэтому многие педагоги считают, что основные вокальные навыки дети должны получить в этом возрасте, до наступления мутации. Но даже в этот благополучный период не стоит забывать об охране детского голоса: не следует преждевременно увлекаться грудным звучанием; тесситура, исполняемых произведений должна соответствовать голосу юного певца.
После 12 лет детский организм вступает в период полового созревания, во время которого происходит его перестройка. Меняется анатомия гортани, происходит смена голоса – мутация, то есть переход детского голоса во взрослый. Смена голоса у мальчиков и девочек происходит различно. У девочек этот процесс происходит менее заметно и менее болезненно. У мальчиков же наблюдается резкие, скачкообразные изменения в голосе. Голоса мальчиков во время мутации понижаются на октаву, чего не происходит с голосами девочек. В этот период отмечается быстрый рост гортани. У девочек она увеличивается в среднем на 1/2, у мальчиков на 2/3, резко вытягивается вперёд, голосовые складки также удлиняются.
В мутационном периоде условно различают три стадии : начальную, собственно мутационную и завершающую.
Начальная стадия мутации характеризуется тем, что становится трудно справляться с верхними звуками диапазона, появляется усталость после пения, охриплость и сипота. Портится тембр, возникают тусклые ноты, голос грубеет, постепенно теряя лёгкость и звонкость. При ларингоскопии было отмечено небольшое увеличение длины голосовых связок и вялость их смыкания.
В стадии собственно мутации все явления прогрессируют. Усиливаются охриплость и сипота, появляются болезненные ощущения при пении, мальчикам в этот период трудно петь. Значительно сокращается диапазон голоса, резко падает сила звука. Мальчики поют очень осторожно, боязливо, невольно щадя свой голосовой аппарат, быстро утомляются. Голоса мальчиков «ломаются», они могут петь двумя голосами: детским и более низким, близким по звучанию к мужскому голосу, делая резкие переходы от одного к другому. При этом голос срывается или как говорят «петушит». Голоса девочек становятся грубыми, обретают различные трескучие призвуки, отмечается резкое падение силы звука на среднем участке диапазона, стёртость тембра. В гортани кроме увеличения размеров голосовых связок можно отметить их покраснение, набухание краёв, они покрыты обильной слизью и находятся в состоянии несмыкания. В этот период отмечается скачок в росте гортани и голосовых складок, в то время как резонаторные полости заметно отстают от них. Формирование резонаторных полостей заканчивается после мутации.
Продолжительность мутации подвержена значительным индивидуальным колебаниям: от нескольких месяцев до нескольких лет. Педагогическая практика показала, что детям в период мутации петь можно и даже полезно, так как пение в этот период способствует развитию голосового аппарата и быстрому формированию взрослого голоса. Но можно петь в ограниченном диапазоне, умеренной силой звука, не допуская форсировки. Пение ограничивается во времени и чередуется отдыхом (через 3-5- мин.), почти столько же сколько пели.
Подробнее о мальчиках в разгар мутации. Обычно мальчики при появлении первых единичных нот с грудным резонированием стараются сгущать тембр и распространить это звучание на весь диапазон, то есть петь не свойственным им ещё звукам, а это ведёт к перенапряжению голосовых мышц. Мальчики, у которых началась мутация, должны петь в диапазоне детских голосов до тех пор, пока пение новым способом не станет естественным. Здесь важно ухо педагога. Мальчика можно переводить в мужскую тесситуру тогда, когда его голос заполнит малую октаву и обретёт ровность и устойчивость в диапазоне Ре ( м ) – Ре ( 1 ).Пение в диапазоне детских голосов в разгар мутации исключает резкий переход к грудному регистру и даёт возможность при уже взрослом голосообразовании сохранить ноты в пределах первой октавы. Благодаря этому голос после мутации обретает полный певческий диапазон, что особенно важно для теноров. Это же позволяет использовать голос в период мутации с наименьшим напряжением. Наблюдение за подростком в завершающей стадии мутации является очень ответственным моментом в работе педагога. Нельзя ни форсировать формирование взрослого голоса, ни искусственно задерживать период пения детским голосом. Как одна, так и другая крайность могут нанести существенный вред голосовому аппарату.
Правильное систематическое обучение – один из важнейших способов охраны детского голоса во все его периоды развития, включая и период мутации. Наиболее рациональным, здоровым пением, при котором правильно функционирует весь сложный нервно-двигательный, голосообразующий аппарат детей, является пение активное, лёгкое, звонкое, при использовании умеренной силы и правильной речи. При соблюдении нужного режима такое пение и является условием нормального развития голоса ребёнка и перехода его в здоровый голос взрослого.