Что такое детские страхи
Консультация «Детские страхи. Что такое страх. Причины возникновения»
Куценко Светлана
Консультация «Детские страхи. Что такое страх. Причины возникновения»
Детские страхи.
1. Что такое страх. Причины возникновения.
2. Возрастные и приобретенные страхи.
3. Рекомендации для родителей. Профилактика страхов.
4. Побеждаем страх
5. Когда следует «бить» тревогу.
Обо всем этом, и многом другом мы и поговорим сегодня.
1. Что такое страх. Причины возникновения.
Итак, как мы уже знаем, страх – это одна из основных эмоций человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается опре-деленными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.
Обычно страх имеет свои сроки действия, т. е. исчезает через какое-то время или с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Более того, некоторые формы страха имеют защитное значение, поскольку позволяют избежать соприкосновения с объектом страха.
Норма протекания страха составляет 3-4 недели; если страх не ослабевает и не проходит, то, возможно, его уже стоит рассматривать как невроз и обратиться за помощью к специалисту.
2. Возрастные и приобретенные страхи.
Условно страхиможно разделить на две большие группы: возрастные и приобретенные.
Страхи, названные врожденными, являются нормой развития и сопровождают определенный возрастной период. По мере того как ребенок растет и знакомится с окружением, расширяется и спектр его страхов, но наряду с этим повышается способность справляться с ними.
Возрастные страхи
На каждом из этапов своего развития дети испытывают страхи,которые различны для разных возрастов:
• от рождения до 6 месяцев малышей способен напугать любой громкий и неожиданный шум, любое быстрое движение со стороны другого человека, падение и потеря физической поддержки, опоры;
• от 7 месяцев до года малыша пугают уже определенные громкие звуки (например, шум пылесоса, практически любые незнакомые люди, раздевание, одевание и смена обстановки, высота. Для многих малышей источником страха является отверстие стока в ванной и душе;
• дети от 1 года до 2 лет могут бояться разлуки с родителями, незнакомых людей, травм, засыпания и самого сна из-за ожидания ночных кошмаров, животных, уколов.
• источником страхов детей до 3 лет являются отвержение со стороны родителей, незнакомые ровесники, смена обстановки, изменение порядка жизни. Помните об этом,отдавая своих малышей в садик: ваше категоричное поведение может привести к тому, что возрастной страх укрепится. Специалисты советуют определять детей
в садик либо до 1,5 лет, либо после 3, поскольку период с 2 до 3 лет является во многом критическим и трудным для малышей. Кроме того, детей этого возраста путают угрожающие и непонятные объекты большого размера — краны, большие машины;
• дети с 3 до 4 лет начинают бояться темноты, одиночества и замкнутого пространства. Именно в этом возрасте родители наконец-то решают, что их ребенок уже не так уж мал, чтобы спать рядом с родителями, и, выключив в комнате свет, покрепче закрывают дверь в детскую. Это очень тяжело переносится ребенком, так как именно в темноте он проецирует свои дневные страхи, которых у него, поверьте, немало;
• в 6-7 лет апогея достигает страх смерти. Именно в этом возрасте у ребенка формируется чувство времени и пространства, появляется концепция жизни, он понимает,
что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и умирают, и это касается и его семьи. Кстати, именно в этом возрасте дети довольно часто переживают первую семейную
утрату — постепенно уходит из жизни старшее поколение; Максимально представлен страх животных, сказочных персонажей (Кощей, Баба Яга, Змей Горыныч). Так же для этого возраста типичны страхи глубины, страшных снов, огня.
• 7-8-летние дети боятся вызвать неодобрение со стороны родителей, не соответствовать их пожеланиям и ожиданиям; в этом возрасте появляются и стойко удерживаются страхи пожара, нападения и войны.
• дети с 8 лет больше всего боятся смерти родителей. Развитие личности ребенка, новый социальный статус, приобретенные вместе с этим обязанности, ответственность и обязательства, определяют и формируют новые страхи. Так, одним из ведущих страхов в рассматриваемом возрасте будет страх опоздания в школу. В более широком плане страх опоздать означает не успеть, боязнь заслужить порицание, сделать что-либо не так, как следует, как принято. Связанные со страхом смерти страхи нападения, пожара и войны выражены так же интенсивно, как и в старшем дошкольном возрасте.
Специфика страхов у младших школьников обусловлена и развитием так называемого магического настроя — веры (и вытекающей из нее боязни) в несчастливые цифры, дни, черную кошку, Пиковую даму и т. д. Более широко это — страх несчастья, беды, рокового (фаталистического) стечения обстоятельств, т. е. всего того, что потом получает развитие в страхах перед судьбой, роком, таинственными явлениями, предсказаниями, включая положение звезд на небе и т. д.
. Подростковый возраст. Ведущими страхами в этом возрасте являются страхи смерти родителей и страх войны. Оба страха тесно связаны между собой, поскольку война несет в себе реальную угрозу смерти родителей. Другая группа выраженных и опять же взаимосвязанных страхов — это страхи собственной смерти, нападения, пожара. Таким образом, начиная со старшего дошкольного возраста, большинство детей боятся своей смерти и смерти родителей, нападения, пожара и войны. У мальчиков в подростковом возрасте достигает максимальной выраженности страх заболеть, а также заразиться у девочек — страхи стихии высоты и замкнутого пространства. достаточно выражены у девочек страхи животных, глубины и опоздания.
Приобретенные страхи
Как понятно из названия этой группы, эти страхи приобретаются детьми в виду определенных причин. Давайте расмотрим, какие страхи и по каким причинам возникают.
Внушенные страхи
Родители, близкие, воспитатели, которые непроизвольно иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то,что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого.В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Осторожно! Машина!», «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже ясно чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, который может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. Конечно, когда ребенок вырастет, страх притупится, но не исчезнет! Дети тревожных мам, готовых во всем вокруг видеть потенциальную опасность для своего малыша, вырастают сверхосторожными и боязливыми.
Детские страхи порождает и чрезмерная родительская опека. Ребенку необходимо давать больше личного пространства в познании окружающего мира, давать ему возможность пробовать и ошибаться.
Безразличие и невнимание
Безразличие и невнимание к ребенку порождает не меньше детских страхов, чем чрезмерная опека. Это происходит особенно часто в семьях, где ребенка «не ждали» и не были к нему готовы. Или ждали мальчика, а родилась девочка (и наоборот). Предоставленный себе, лишенный эмоционального приятия, ребенок многое понимает не так, а многого не понимает вообще. Он начинает бояться всего подряд, поскольку живет в мире, который сам себе нафантазировал. А как иначе, если «брошенный» ребенок целыми днями смотрел мультики и играл один, представляя самые разные ситуации, полуреальные-полусказочные? Он не научился общаться с другими детьми и взрослыми. Хорошо еще, если ему даст этот опыт посещение детского сада. Если же ребенок «домашний», то он и школы будет бояться, поскольку психологически совершенно к ней не готов.
Неблагополучная обстановка в семье
Источником страхов может стать неблагополучная обстановка в семье. Под такой обстановкой подразумеваются конфликты между родственниками на глазах у детей. Неполная семья также является фактором риска возникновения страхов у ребенка. Особенно сильная тревожность возникает у детей, выросших в атмосфере недоверия, эмоциональной холодности и отчуждения между окружающими. Например, такая ситуация складывается перед разводом, когда родители только формально вместе, а эмоционально они друг другу чужие. Или в неполной семье, где ребенка воспитывают мать и бабушка, которые до сих пор выясняют отношения друг с другом.
«Неправильное» поведение родителей
Еще один источник страхов напрямую связан с тем, как родители обращаются с ребенком. Если мы частенько кричим на ребенка, а он не в состоянии понять свою вину, постепенно в его душе зарождается враждебность к нам. Поскольку ему хотелось бы продолжать нас любить, он «переносит» свой страх на других людей, предметы или ситуации. Страх несоответствия тоже закладывается с раннего детства. Нередко родители, сами того не замечая, из лучших побуждений внушаем ребенку мысль о том, что он не такой, каким должен быть. Поскольку родительский авторитет для ребенка — истина в последней инстанции, он начинает изо всех сил стремиться к «совершенству». Но ведь ребенок может быть абсолютно не таким, каким нам хотелось бы его видеть! И тогда он пытается подстраиваться под наш идеал, теряя собственную индивидуальность, отказываясь от себя. Он постоянно боится не угодить нам, разочаровать нас. Ему начинает казаться, что он хуже всех вокруг. Он перестает проявлять инициативу, считает себя недостойным любви, во всех неприятностях винит себя. В результате ребенок постепенно утрачивает интерес к жизни.
«Страшные» сказки
Страхи приходят к нам из сказок. Уж там непременно есть если не волк, то Баба Яга, а если не Баба Яга, то Кощей Бессмертный. Для маленьких детей все одушевлено и все реально, потому и страхи их также очень реальны, даже если связаны с мифическими существами. «Страшные» рассказы взрослых тоже внушают детям страхи. Бесполезно говорить ребенку, что в его комнате нет монстров. Самое большее, во что он поверит, — в то, что монстры спрячутся, как только вы войдете в комнату или как только будет включен свет. Так что лучше не читать детям на ночь страшных сказок, а для особо впечатлительных детей подбирать сказки, наименее травмирующие их психику, в которых нет жутких персонажей.
Личный опыт ребёнка
Страх порождает и неприятное событие, происшедшее с ребенком. Например, ребенок, который упал с качелей, может бояться качаться на них всю оставшуюся жизнь. А ребенок, попавший в автокатастрофу, постарается избегать езды на машинах и автобусах. Такого рода страхи легче других поддаются коррекции, и если неприятные события не повторяются, то нередко проходят сами собой.
Травмирующий личный опыт, ведущий к повышенной тревожности и способствующий появлению, развитию и усилению страхов, ребенок может получить в период внутриутробного развития или родов. Токсикоз во время беременности, асфиксия приводят к тому, что новорожденный беспокойно спит, просыпаясь от самых тихих звуков и даже шорохов. Во сне он может непроизвольно подергиваться. Дети, появившиеся на свет в результате преждевременных, затяжных или патологических родов, после кесарева сечения, более нервные, психически уязвимые и подвержены страхам. Самая неблагоприятная ситуация складывается, если младенец сразу после родов попадает в больницу и находится отдельно от матери. Иногда это накладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. У него несравнимо большее количество страхов по сравнению с другими детьми, может появиться даже заторможенность в развитии.
Т. е. отсутствие общения со сверстниками. У детей, имеющих возможность играть со сверстниками, страхи реже переходят на патологический уровень. Вероятно, это объясняется тем, что в совместных играх ребята одного возраста невольно обращаются к теме наиболее актуального для них страха и таким образом дают волю своим эмоциям и одновременно получают групповую поддержку.
3. Рекомендации для родителей – профилактика страхов
Существует ряд рекомендаций, следуя которым, вы сможете предупредить возникновение страхов, или же помочь ребенку справиться с уже имеющимися.
Детей никогда не следует пугать ради послушания ничем и никем: ни дядей, ни волком, ни лесом. Пугать чем-либо — значит пугать смертью! В урочный час вы указываете ребенку на реальные опасности, но никогда на мнимые, придуманные, не пугаете его ради послушания. Воспитание страхом — жестокое воспитание. Последствия его — тревожная мнительность, чрезмерная осторожность, пассивность и подавление творческого начала.
Не стоит ребенка оставлять одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление неожиданного, пугающего. Ребенок исследует неизвестное только рядом со взрослым. Самостоятельно ребенок может не справиться с незнакомыми, непонятными, а от этого пугающими явлениями.
Очень часто ваш ребенок боится чего-то не сам по себе, а потому, что этого боятся родители. Особенно часто такая ситуация случается в семьях, где мама или бабушка обладают высоким уровнем тревожности, который увеличивается во сто крат по отношению к малышу. Особенно если он единственный, поздний или не слишком здоровый.Для таких родителей мир вокруг их чада наполнен опасностями: «Не гладь собаку — укусит», «Не ходи по лужам — заболеешь», «Не ходи один во двор — там хулиганы» и т. д. Если ребенок здоров и психически устойчив, то он, скорее всего, привыкнув, перестанет обращать на все это внимание, относясь к предостережениям взрослых как некоторому фону и раздражая этим родителей. Но беда в том,что наследственность и многократные повторения тоже способны сделать свое дело: у тревожных матерей часто растут тревожные дети.
Дополнительные источники страхов — СМИ. Обращайте внимание на то, какую информацию ребенок получает из средств массовой информации, что он видит в новостях. То, что ребенок видит по телевизору, родителям нужно обязательно знать. Если ребенку внезапно стали сниться кошмары, участником которых является герой телепрограммы или мультфильма, то исключите из просмотра для вашего ребенка эти картины, замените их на менее травмирующие. Или временно замените просмотр телевизионных передач и мультфильмов, например, совместным чтением или прогулкой. Поверьте, ваш малыш будет только рад побыть с вами
Рядом с телевидением стоит и литература. Чем меньше возраст ребенка, тем большее впечатление производит на него чтение. Действительно, иногда даже взрослый человек ощущает некоторый мороз по коже при представлении картины описываемых
событий в современной детской литературе. Именно поэтому, читая ребенку незнакомую сказку,забегайте глазами по тексту вперед: когда вы почувствуете нежелательные слова, которые, возможно, нарушат спокойное существование вашего ребенка, пересказывайте смысл происходящего своими словами.
Не следует стыдить ребенка за испытываемый страх. Насмешки над боязливостью ребенка также жестокость. Стыд и страх взаимосвязаны. Под влиянием насмешек из чувства стыда ребенок начинает скрывать страх, но он не исчезает, а усиливается. И ребенок остается один на один со страхом, несмотря на то, что у него есть родители. Если взрослый не поможет малышу избавиться от страха, страх поработит психику ребенка и он будет чувствовать себя одиноким, беззащитным. Стремясь избавиться от страха, лишенный помощи родителей, он прибегнет к действиям,которые закрепятся как вредные привычки: начнет сосать язык, палец и т. д. Испытывающий страх и не понятый родителями пассивен, склонен к депрессии. Страх у ребенка разрастается, что уже угрожает неврозом.
4. Побеждаем страх
Но как, спросите вы, можно победить уже существующий страх? Есть несколько способов помочь ребенку справится со страхом.
Страх можно нарисовать, а затем трансформировать. То есть, переделать в смешной, сделать для ребенка не страшным, а смешным, или «посадить» в клетку, или «обезвредить» – завязать рот, надеть очки,
«связать» веревкой и т. д. Или же страх можно уничтожить – порвать, сжечь, закопать в песок и т. д.
Делаем страх из пластилина, глины или других материалов, а затем переделываем, как описано выше, или уничтожаем.
Ситуацию со страхом можно проиграть в виде специально придуманной игры, в ходе которой со страхом можно делать разные действия, побеждая его.
4. Повышаем уверенность ребенка.
Этот пункт не относится к техникам преодоления страхов, но является не менее важным в борьбе со страхом. Помните, что ничто так не воодушевляет, как похвала, удача, радость от хорошо выполненного, даже самого маленького дела, и ничто так не усиливает чувство тревожности, как неудачи, следующие одна задругой. Поэтому А. С. Спиваковская и рекомендует родителям всеми силами повышать чувство уверенности ребенка в себе, давать ему возможность чаще переживать успех, показывать, какие у него есть возможности и способности, чтобы самостоятельно справляться с трудностями.
5. Когда следует «бить тревогу»
За помощью к специалистам необходимо обратиться когда:
• Страх не преодолевается ребенком в течение 3-4 недель;
• Чувство страха настолько сильно, что мешает нормальной жизни ребенка;
• Вы не справляетесь с преодолением страха самостоятельно.
Помните, вовремя не преодоленный страх может стать основой неврозов и фобий, которые могут преследовать человека и во взрослой жизни.
Главное, не стоит паниковать и излишне тревожиться за психическое здоровье ребенка, просто нужно вместе с ним пережить нелегкий момент его развития. Преодоленный страх – залог будущей веры в свои силы и возможности.
Дефекты осанки и причины их возникновения Дефекты осанки и причины их возникновения Нарушение осанки, по мнению С. М. Чечельницкой, это неструктурная или функциональная деформация.
Консультация для родителей «Детские страхи» Взрослея, ребенок расширяет свой кругозор, интересуется окружающим миром и развивает фантазию. Появляются детские страхи. Для каждого возраста.
Консультация для родителей «Детские страхи» Родителей часто волнует и настораживает, почему у детей появляется какой-либо страх? И вообще, откуда берутся эти детские страхи? И как.
Консультация для родителей «Детские страхи» Косультация для родителей «Детские страхи». Надежда Ожева. На эмоциональное состояние детей негативное влияние часто оказывают страхи (например,.
Консультация для родителей «Если ребенок испытывает страхи» Что такое страх, это знакомо каждому из нас. У детей он может проявляться по-разному и с разной силой. Страх является сигналом, который.
Консультация для родителей «Какие они, детские страхи?» Многие родители задают себе вопрос: «Почему у моего ребенка появились страхи?» Но причинами таких страхов могут быть и наличие страхов родителей.
Консультация для родителей «Страх темноты. Как помочь ребенку?» По статистике, 80 % детей в возрасте от трех до десяти лет испытывают тревогу, стоит только выключить в комнате свет. Полумрак малышам представляется.
Консультация для родителей «Телевизор и детские страхи» У большинства взрослых эта тема вызывает привычные негативные эмоции (ну что хорошего может дать ребенку телевизор). Так ли это на самом.
Консультация «Кто живёт в темноте? Детские страхи» Кто же чудится современным детям в темноте? Уж неужели старые добрые Кощеюшка Бессмертный да Бабушка Яга? А вот и нет. Современным детям.
Консультация психолога «Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка» Страничка психолога Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка Начало систематического обучения в школе связано с изменениями.
Детские страхи: в чём их причина и как с ними бороться?
Психологи утверждают, что страх – это естественная реакция человека. Когда мы чего-то боимся, нами движет инстинкт самосохранения. Страхи у детей дошкольного возраста – одна из тех тем, которые горячо обсуждаются родителями и психологами. О том, как помочь ребенку справиться с его страхом, мы расскажем вам в этой статье.
Классификация страхов у детей
В детском возрасте большинство из нас испытывали страхи. Причем часто они были связана не с реальной опасностью, а с нашими фантазиями. Психологи выделили три основных вида страхов у дошкольников:
Страхи, возникающие после переживания стрессовых ситуаций (например, после похода к врачу, укуса пчелы и т.д.).
Страхи, возникающие на основе фантазии. Воображение дошкольников развито настолько хорошо, что они невольно переносят события сказок и мультфильмов в реальную жизнь, при этом добавляя новые подробности.
Страхи, возникающие из-за внушения. Иногда, стремясь быстро добиться от ребенка нужного поведения, мы запугиваем его: «Скорей засыпай, а то придет серенький волчок и укусит за бочок», «Не убегай далеко, а то тебя чужой дядя заберет», «Если хочешь, оставайся здесь, а я ухожу». Конечно, услышав такое предостережение, ребенок скорее всего выполнит ваше требование. Однако если мы будем постоянно напоминать ребенку о возможной опасности, подстерегающей его за каждым углом, у него может развиться повышенная тревожность.
Для каждого возраста характерны определенные страхи. Младенцы боятся расставания с матерью, громких звуков. После 7 месяцев у детей обычно возникает боязнь незнакомцев, новой обстановки. После 2 лет дети могут бояться врачей, монстров, одиночества. В дошкольном возрасте могут возникать страхи темноты, наказаний, смерти. Страхи – это часть нормального развития ребенка. Не нужно этого бояться и стыдиться. Наша задача – помочь ребенку преодолеть свой страх.
Причины детских страхов
Как помочь ребенку преодолеть страх
Как мы уже сказали, страхи в детском возрасте – это нормально. Но если нам они могут показаться смешными и глупыми, для ребенка это реальная проблема. Дайте ребенку почувствовать, что вам можно довериться, не смейтесь над его страхами. Если вы хотите помочь ребенку побороть страх, не игнорируйте его, выслушайте своего малыша, дайте знать, что он в безопасности.
Далее мы более детально рассмотрим самые распространенные страхи у детей дошкольного возраста и пути их преодоления.
Страх темноты
Большинство из нас боится темноты. В темноте дети чувствуют себя беззащитными, появляется страх перед неизвестным. Чтобы снизить тревогу ребенка перед сном, оставляйте дверь в коридор открытой или включайте ночник. Пусть малыш сам управляет освещением в своей комнате. Чтобы подружите ребенка с темнотой, выходите на прогулки в темное время суток, обсудите, что интересного можно увидеть в темноте (звезды, светлячки и т.д.).
Боязнь монстров
Чтобы дать понять ребенку, что монстров не существует, не стоит пытаться объяснить это логически. Для ребенка его фантазии кажутся куда более реальными, чем ваши доводы. Перед сном, загляните вместе с ребенком под кровать и во все другие места, где, по мнению малыша, может прятаться монстр. Помочь ребенку избавиться от страха может веселый ритуал, который отгоняет чудовищ. Также можно попробовать описать монстра так, чтобы он показался малышу смешным и нелепым. Забавное не может быть страшным.
Ночные кошмары
Часто дети не хотят ложиться спать, потому что боятся, что им приснится кошмар. Психологи считают, что сны – это во многом отражение нашей жизни. Причиной ночных кошмаров может быть негативное эмоциональное состояние малыша. Постарайтесь оградить ребенка от переизбытка информации и впечатлений, от ругани и скандалов, больше хвалите ребенка. Чтобы малыш легче засыпал, проводите больше времени на свежем воздухе. Побудьте с ним рядом, пока он не уснет, положите рядом любимую игрушку. В случае если ребенку слишком часто снятся кошмары, то необходимо обратиться за помощью к специалисту. Чтобы разобраться с этой проблемой, вы можете посетить индивидуальные занятия с психологом в детском центре «Созвездие». Снять тревожность и побороть страхи ребенка также поможет песочная терапия.
По данным исследований, самыми частыми героями кошмарных снов у детей дошкольного возраста являются Волк и Баба Яга. Эти персонажи являются олицетворением злых, строгих, раздражительных взрослых, которых ребенок боится в реальной жизни.
Страх перед грозой
Многие дети боятся звука грома и завывания ветра, так как они перестают чувствовать себя в безопасности. Чтобы гроза не была для ребенка страшным и неожиданным явлением, расскажите ему о том, какая бывает погода, покажите соответствующие мультфильмы. Можно начать вести календарь погоды, где ребенок будет отмечать признаки погоды за окном. Чем больше ребенок знает о том, чего он боится, тем больше шансов побороть страх.
Боязнь незнакомцев
В раннем возрасте большинство детей пугаются контакта с чужими людьми и теми, кого они давно не видели. Так срабатывает инстинкт самосохранения, ведь ребенок не знает, чего ожидать от незнакомых людей. Не оставляйте малыш с тем, кого он боится. Пусть «незнакомец» соблюдает дистанцию в общении с ребенком до тех пор, пока ребенку не будет комфортно.
Страх расставания со значимым взрослым
Родители (или люди, их заменяющие) являются для ребенка самыми близкими и дорогими людьми. Когда родитель куда-то уходит, у малыша возникает страх, что мама или папа могут к нему не вернуться. Такая ситуация часто возникает, когда ребенок только начитает ходить в детский сад и проходит период адаптации. Чтобы помочь ребенку справиться со страхом разлуки, когда вы куда-то уходите, обязательно попрощайтесь с ним, объясните, куда вы идете и когда вернетесь, иначе малыш может подумать, что его бросили. Если вы будете исполнять свои обещания и приходить вовремя, ребенок поймет, что его любимый человек всегда к нему возвращается, и перестанет бояться вашего ухода.
Страх одиночества
Некоторые малыши привыкают быть неразлучными с мамой и боятся оставаться одни даже на короткое время. Чтобы помочь ребенку преодолеть страх, начните приучать его к одиночеству (в хорошем смысле этого слова). Когда ребенок научится играть один, постепенно отходите от него на расстояние. Сначала это может быть другой конец комнаты, потом соседняя комната. Уходите ненадолго, чтобы малыш не успел испугаться. Со временем ребенок привыкнет к вашему временному отсутствию.
Помочь ребенку избавиться от страхов можно только в том случае, если вы понимаете, насколько эта проблема серьезна для ребенка. Помните, что ваш малыш ждет от вас принятия и поддержки.
Боязнь клоунов
Вы, наверно, заметили, что многие дети боятся Деда Мороза, клоунов, ростовых кукол. Люди, одетые в костюмы и маски, выглядят неестественно, а это может сильно пугать дошкольников. Если вы видите, что ребенок на празднике испугался какого-либо персонажа, заставляйте малыша подходить к нему. Попросите актера приподнять маску и показать свое лицо.
Боязнь животных
Дети, как и взрослые, могут бояться животных. Этот страх вполне оправдан, ведь мы не знаем, чего ожидать от чужих питомцев. Не стоит игнорировать такие страхи и смеяться над ребенком, если он опасается какого-либо животного. Попробуйте поддержать его. Покажите ребенку пример взаимодействия с животными. Но не ждите быстрых результатов. Ребенок избавится от страха, если на протяжении некоторого времени, он будет видеть, как вы спокойно гладите собаку соседа. Расскажите, что можно и как нельзя обращаться с братьями нашими меньшими.
Боязнь врачей
Большинство детей дошкольного возраста боятся похода к врачу как огня, потому что уверены, что доктор сделает им больно. Подготовьте ребенка к походу к врачу. Объясните ему, зачем нужно ходить к доктору, расскажите, что он будет делать. Постарайтесь отвлечь ребенка во время ожидания и похвалите за стойкость и терпение.
Страх смерти
Выводы
Итак, мы перечислили для вас страхи, которые чаще всего встречаются у детей дошкольного возраста. Некоторые из них могут показаться незначительными и даже смешными. Но поверьте, для ребенка это серьезные переживания. В спокойной обстановке поговорите с малышом о том, что его беспокоит. Постарайтесь сделать так, чтобы он почувствовал себя в безопасности. Освободиться от страхов поможет проигрывание стрессовых ситуаций, рисование своих страхов, сказкотерапия и песочная терапия.
Заключение
Страхи у дошкольников – это распространенное явление, которое большинство психологов считают нормой для данного возраста. Но если ребенок панически чего-то боится, постоянно напряжен, замкнут, стоит обязательно проконсультироваться со специалистом. Психолог детского центра «Созвездие» в ходе индивидуальных занятий может помочь ребенку избавиться от невротических симптомов и справиться со страхами.
Статью подготовила психолог
Сафонова Мария