Что такое детская жестокость
Жестокость детская
Полезное
Смотреть что такое «Жестокость детская» в других словарях:
ЖЕСТОКОСТЬ ДЕТСКАЯ — причинение ребёнком страданий людям или животным. В отличие от жестокости взрослых Ж. д. не продиктована злыми намерениями. Маленький ребёнок может совершить жестокий поступок разорить птичье гнездо, ранить товарища во время игры и т. п., не имея … Российская педагогическая энциклопедия
Жестокость детская — причинение ребёнком страданий людям или животным, продиктованное не злыми намерениями, а незнанием свойств предметов и явлений, неумением предвидеть последствия своего поступка … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, художественная литература для детей и юношества. Включает в себя произведения, адресованные читателям младшего, подросткового или юношеского возраста, а также некоторые другие литературные произведения, вошедшие в круг… … Литературный энциклопедический словарь
Психотерапия — 1. отрасль медицины, разрабатывающая систему психологически опосредованного лечения заболеваний; 2. метод комплексного лечебного воздействия на мотивы, эмоции, волю и самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических … Педагогический терминологический словарь
Италия — I Италия (Italia) Итальянская Республика (La Repubblica Italiana). I. Общие сведения И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… … Большая советская энциклопедия
Италия — I Италия (Italia) Итальянская Республика (La Repubblica Italiana). I. Общие сведения И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… … Большая советская энциклопедия
Гайдар, Аркадий Петрович — Аркадий Гайдар Аркадий Голиков Имя при рождении: Аркадий Петрович Голиков Дата рождения: 9 (22) января 1904(1904 01 22) … Википедия
Соединённых Штатов Америки кинематография — • СОЕДИНЁННЫХ ШТА ТОВ АМЕ РИКИ КИНЕМАТОГРА ФИЯ СОЕДИНЁННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ КИНЕМАТОГРАФИЯ. В 1892 в лаборатории Т. А. Эдисона был сконструирован кинетоскоп аппарат с глазком, через к рый зритель мог наблюдать движущееся изображение, снятое на… … Кино: Энциклопедический словарь
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия
Ленин, Владимир Ильич — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Запрос «Ленин» перенаправляется сюда; см. также другие значения … Википедия
Детская жестокость как результат страха, слабости и собственной несостоятельности: как помочь ребёнку?
Всё чаще темой новостей в СМИ и роликов на YouTube становится детская жестокость. «Избиения в школе», «Осторожно! Злые дети!», «Насилие ради забавы», «Страшней ребёнка зверя нет», «Дети-мишени и дети-убийцы» — это тот самый случай, когда кричащие заголовки видеоматериалов отнюдь не приукрашены и лишь подчёркивают злободневность проблемы.
Далеко не все родители придают значение тому, что малыш таскает котёнка за хвост или подросток с увлечением рассказывает об однокласснице, которую затравили за отсутствие iPhone или аутизм. «Характер такой», «наследственность», «возраст», «пройдёт» — взрослые находят множество оправданий своему бездействию. Результатом становятся покалеченные жизни, постановка на учёт в ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних), уголовная ответственность, и серьёзные психические отклонения.
Ни в каком возрасте жестокость детей не является закономерным явлением в развитии. Её нужно сразу же пресекать, проводить воспитательные беседы, отправляться на консультации к психологу или психотерапевту.
Суть проблемы
Каждый родитель должен быть немного психологом и разбираться в том, что происходит с ребёнком. В частности — понимать различия между такими понятиями, как злость, агрессия и жестокость.
Агрессия вызывается причинами естественного характера: стремлением добиться желаемого любой ценой, борьбой за выживание или жизненное пространство. Её активирует определённый фактор раздражения, стресса. Например, ребёнку нужна игрушка — чтобы её заполучить, он может ударить или укусить.
Злость — вспышка гнева, которая провоцируется каким-то внешним обстоятельством. Это реакция на несправедливость или оскорбление. Характеризуется сильным раздражением, которое быстро проходит. Например, школьнику незаслуженно поставили плохую оценку. В ответ он нагрубил учителю, швырнул тетрадь на пол, вышел из класса прямо во время урока, громко и демонстративно хлопнув дверью.
Жестокость — это уже черта характера, которая проявляется в осознанном грубом отношении и обращении с другими людьми или животными. Часто сопровождается причинением боли, нанесением повреждений (не только телесных, но и душевных). При этом ребёнок испытывает удовлетворение от того, что он заставил кого-то страдать. Психотерапевты связывают данное качество с садистскими наклонностями. Например, подростки избивают одноклассника за то, что он не дал им списать контрольную работу.
В последнее время проблема детской жестокости приобрела масштаб общественно-социальной катастрофы. На YouTube чуть ли не ежедневно публикуются видеоролики с драками, избиениями, преследованиями, издевательствами, в которых главными героями являются дети разного возраста. Причём далеко не всегда они носят статус проблемных. Многие хорошо учатся, учителя отзываются о них положительно, дома они примерные сыновья и дочери. Объектами ненависти становятся животные, сверстники или кто помладше и даже взрослые. Зверство, садизм, беспощадность, бесчеловечность, которые льются с экранов, поражают.
Из-за острой злободневности проблемы психологи и психотерапевты бьют тревогу, призывая родителей и учителей пристальнее вглядываться в детей и больше уделять времени их воспитанию.
Причины
Существуют разные причины детской жестокости, и в каждом отдельном случае они индивидуальны. Если взрослые не поймут, почему ребёнок вдруг стал бессердечным и беспощадным, решить проблему не удастся. Обзор самых распространённых факторов, способствующих развитию данного качества, сориентирует, в каком направлении двигаться.
В научной среде ведутся споры о том, может ли жестокость иметь наследственную, генетическую, врождённую природу. Одни категорически отрицают данный факт. Другие приводят в пример исследования, проводившиеся над убийцами, которые выросли в благополучной семье и были достаточно успешны в школе и среди сверстников. У большинства из них были обнаружены аномалии головного мозга. На основании этого сделали вывод, что в таких людях с рождения заложена определённая генетическая программа поведения.
У дошкольников причинами жестокости чаще всего выступают любопытство и протест. Они ещё только знакомятся с окружающим миром, им интересно, как он устроен. Но ради этого они неосознанно совершают бесчеловечные поступки. Например, отрывают бабочкам крылья и наблюдают, смогут ли они без них летать. Нередко они делают больно другим из-за того, что возмущаются запретами или требованиями взрослых. Например, могут специально наступить кошке на хвост, потому что их попросили убрать за ней лоток.
Если родители не могут самостоятельно определить причину жестокости (не хотят признаться в собственной некомпетентности или поведение ребёнка продиктовано чем-то очень личным), не стоит отказываться от помощи психотерапевта.
Проявления
Во-первых, есть целый ряд тревожных звоночков, которые могут сигнализировать о склонности ребёнка к жестокости. Если родители своевременно их заметят и предпримут соответствующие меры, она не станет устойчивой чертой характера. Что указывает на зарождающуюся проблему:
Во-вторых, непосредственно сама детская жестокость может иметь разные формы проявления. Различают вербальную (обзывания, словесные издевательства, мат) и физическую (драки, толкания, кусания). Может быть направлена на разные объекты.
По отношению к другим детям
Чаще всего детская жестокость проявляется в школе и носит название буллинга. Большинство издевается над теми, кто младше и слабее. За счёт них они самоутверждаются в обществе, но при этом сами имеют низкую самооценку. Те же, кто воспитывался в семье как единственный избалованный и залюбленный ребёнок, которому всё разрешено, безжалостны даже к сверстникам.
По отношению к животным
Часто наблюдается у дошкольников и учеников начальных классов. Если ребёнка дома наказывают физически, он не может ответить и вымещает злобу на беззащитных животных. Подростки нередко участвуют в групповых издевательствах над кошками или собаками из-за влияния толпы или для размещения шокирующего видео у себя на страничке в соцсети, чтобы получить как можно больше лайков. Им кажется, что это «круто», что таким образом они приобретают авторитет в глазах других.
По отношению к взрослым
В последнее время участились случаи, когда дети демонстрируют неприкрытую жестокость по отношению к родителям. Факторов может быть множество. Если отец постоянно бил и унижал мать, повзрослевший подросток, накопив в себе негатив, способен избить и изувечить его в отместку. Если родители не обращали внимания на ребёнка, устраивали дома пьянки, издевались над ним, в конце концов он станет поступать с ними так же и даже хуже. Не так давно в СМИ получило огласку преступление 14-летнего мальчика. Он напоил мать и её сожителя (они много лет были алкоголиками и заставляли его бегать за водкой и закуской), жестоко избил их и поджёг квартиру.
Не только родители оказываются мишенями для детской жестокости. Бомжи, алкоголики, инвалиды, старики, немощные люди часто становятся объектами издевательств со стороны подростков. Так они вымещают свою злобу на мир взрослых, из-за которых им приходилось терпеть несправедливость.
Типичные проявления жестокости:
Обычно детская жестокость видна невооружённым глазом. Родителям и учителям нужно лишь быть внимательнее к поведению детей и не скрывать случаи её проявления.
Что делать
Шаг 1
Не делать вид, что всё в порядке, не игнорировать ситуацию. Детская жестокость — серьёзная проблема, которую необходимо срочно решать, чтобы не испортить жизнь ни своему ребёнку, ни его окружающим. Самим себе признаться в том, что упустили какие-то моменты в воспитании, которые теперь придётся исправлять.
Шаг 2
Постараться выяснить причину. Если получилось, начать методичную работу по её устранению.
Шаг 3
Пересмотреть стиль воспитания:
А самое главное — надо прививать такие качества, как милосердие, доброта, сочувствие, жалость, сострадание. Для этого — тщательно подбирать книги и фильмы. После чтения и просмотра устраивать совместные обсуждения: какие герои отрицательные, а какие — положительные; что руководило их поступками; на кого стоит быть похожим, а кто из них плохой пример для подражания и т. д.
Шаг 4
Поговорить об этом с учителями, школьными психологами. Если ситуация слишком запущена (жестокость граничит с садизмом), необходимо психотерапевтическое лечение.
Детская жестокость — не только личная боль столкнувшихся с ней родителей, но и актуальная социальная проблема. И она требует повышенного внимания со стороны взрослых во избежание дальнейшей деградации личности и увеличения криминальных элементов современного общества.
Что такое детская жестокость
Аннотация: Ни в каком возрасте жестокость детей не является закономерным явлением в развитии.
Статья:
Всё чаще темой новостей в СМИ и роликов на YouTube становится детская жестокость. «Избиения в школе», «Осторожно! Злые дети!», «Насилие ради забавы», «Страшней ребёнка зверя нет», «Дети-мишени и дети-убийцы» — это тот самый случай, когда кричащие заголовки видеоматериалов отнюдь не приукрашены и лишь подчёркивают злободневность проблемы.
Далеко не все родители придают значение тому, что малыш таскает котёнка за хвост или подросток с увлечением рассказывает об однокласснице, которую затравили за отсутствие iPhone или аутизм. «Характер такой», «наследственность», «возраст», «пройдёт» — взрослые находят множество оправданий своему бездействию. Результатом становятся покалеченные жизни, постановка на учёт в ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних), уголовная ответственность, и серьёзные психические отклонения.
Ни в каком возрасте жестокость детей не является закономерным явлением в развитии. Её нужно сразу же пресекать, проводить воспитательные беседы, отправляться на консультации к психологу или психотерапевту.
Суть проблемы
Каждый родитель должен быть немного психологом и разбираться в том, что происходит с ребёнком. В частности — понимать различия между такими понятиями, как злость, агрессия и жестокость.
Агрессия вызывается причинами естественного характера: стремлением добиться желаемого любой ценой, борьбой за выживание или жизненное пространство. Её активирует определённый фактор раздражения, стресса. Например, ребёнку нужна игрушка — чтобы её заполучить, он может ударить или укусить.
Злость — вспышка гнева, которая провоцируется каким-то внешним обстоятельством. Это реакция на несправедливость или оскорбление. Характеризуется сильным раздражением, которое быстро проходит. Например, школьнику незаслуженно поставили плохую оценку. В ответ он нагрубил учителю, швырнул тетрадь на пол, вышел из класса прямо во время урока, громко и демонстративно хлопнув дверью.
Жестокость — это уже черта характера, которая проявляется в осознанном грубом отношении и обращении с другими людьми или животными. Часто сопровождается причинением боли, нанесением повреждений (не только телесных, но и душевных). При этом ребёнок испытывает удовлетворение от того, что он заставил кого-то страдать. Психотерапевты связывают данное качество с садистскими наклонностями. Например, подростки избивают одноклассника за то, что он не дал им списать контрольную работу.
В последнее время проблема детской жестокости приобрела масштаб общественно-социальной катастрофы. На YouTube чуть ли не ежедневно публикуются видеоролики с драками, избиениями, преследованиями, издевательствами, в которых главными героями являются дети разного возраста. Причём далеко не всегда они носят статус проблемных. Многие хорошо учатся, учителя отзываются о них положительно, дома они примерные сыновья и дочери. Объектами ненависти становятся животные, сверстники или кто помладше и даже взрослые. Зверство, садизм, беспощадность, бесчеловечность, которые льются с экранов, поражают.
Из-за острой злободневности проблемы психологи и психотерапевты бьют тревогу, призывая родителей и учителей пристальнее вглядываться в детей и больше уделять времени их воспитанию.
Причины
Существуют разные причины детской жестокости, и в каждом отдельном случае они индивидуальны. Если взрослые не поймут, почему ребёнок вдруг стал бессердечным и беспощадным, решить проблему не удастся. Обзор самых распространённых факторов, способствующих развитию данного качества, сориентирует, в каком направлении двигаться.
В научной среде ведутся споры о том, может ли жестокость иметь наследственную, генетическую, врождённую природу. Одни категорически отрицают данный факт. Другие приводят в пример исследования, проводившиеся над убийцами, которые выросли в благополучной семье и были достаточно успешны в школе и среди сверстников. У большинства из них были обнаружены аномалии головного мозга. На основании этого сделали вывод, что в таких людях с рождения заложена определённая генетическая программа поведения.
У дошкольников причинами жестокости чаще всего выступают любопытство и протест. Они ещё только знакомятся с окружающим миром, им интересно, как он устроен. Но ради этого они неосознанно совершают бесчеловечные поступки. Например, отрывают бабочкам крылья и наблюдают, смогут ли они без них летать. Нередко они делают больно другим из-за того, что возмущаются запретами или требованиями взрослых. Например, могут специально наступить кошке на хвост, потому что их попросили убрать за ней лоток.
Если родители не могут самостоятельно определить причину жестокости (не хотят признаться в собственной некомпетентности или поведение ребёнка продиктовано чем-то очень личным), не стоит отказываться от помощи психотерапевта.
Проявления
Во-первых, есть целый ряд тревожных звоночков, которые могут сигнализировать о склонности ребёнка к жестокости. Если родители своевременно их заметят и предпримут соответствующие меры, она не станет устойчивой чертой характера. Что указывает на зарождающуюся проблему:
Во-вторых, непосредственно сама детская жестокость может иметь разные формы проявления. Различают вербальную (обзывания, словесные издевательства, мат) и физическую (драки, толкания, кусания). Может быть направлена на разные объекты.
По отношению к другим детям
Чаще всего детская жестокость проявляется в школе и носит название буллинга. Большинство издевается над теми, кто младше и слабее. За счёт них они самоутверждаются в обществе, но при этом сами имеют низкую самооценку. Те же, кто воспитывался в семье как единственный избалованный и залюбленный ребёнок, которому всё разрешено, безжалостны даже к сверстникам.
По отношению к животным
Часто наблюдается у дошкольников и учеников начальных классов. Если ребёнка дома наказывают физически, он не может ответить и вымещает злобу на беззащитных животных. Подростки нередко участвуют в групповых издевательствах над кошками или собаками из-за влияния толпы или для размещения шокирующего видео у себя на страничке в соцсети, чтобы получить как можно больше лайков. Им кажется, что это «круто», что таким образом они приобретают авторитет в глазах других.
По отношению к взрослым
В последнее время участились случаи, когда дети демонстрируют неприкрытую жестокость по отношению к родителям. Факторов может быть множество. Если отец постоянно бил и унижал мать, повзрослевший подросток, накопив в себе негатив, способен избить и изувечить его в отместку. Если родители не обращали внимания на ребёнка, устраивали дома пьянки, издевались над ним, в конце концов он станет поступать с ними так же и даже хуже. Не так давно в СМИ получило огласку преступление 14-летнего мальчика. Он напоил мать и её сожителя (они много лет были алкоголиками и заставляли его бегать за водкой и закуской), жестоко избил их и поджёг квартиру.
Не только родители оказываются мишенями для детской жестокости. Бомжи, алкоголики, инвалиды, старики, немощные люди часто становятся объектами издевательств со стороны подростков. Так они вымещают свою злобу на мир взрослых, из-за которых им приходилось терпеть несправедливость.
Типичные проявления жестокости:
Обычно детская жестокость видна невооружённым глазом. Родителям и учителям нужно лишь быть внимательнее к поведению детей и не скрывать случаи её проявления.
Что делать
Шаг 1
Не делать вид, что всё в порядке, не игнорировать ситуацию. Детская жестокость — серьёзная проблема, которую необходимо срочно решать, чтобы не испортить жизнь ни своему ребёнку, ни его окружающим. Самим себе признаться в том, что упустили какие-то моменты в воспитании, которые теперь придётся исправлять.
Шаг 2
Постараться выяснить причину. Если получилось, начать методичную работу по её устранению.
Шаг 3
Пересмотреть стиль воспитания:
А самое главное — надо прививать такие качества, как милосердие, доброта, сочувствие, жалость, сострадание. Для этого — тщательно подбирать книги и фильмы. После чтения и просмотра устраивать совместные обсуждения: какие герои отрицательные, а какие — положительные; что руководило их поступками; на кого стоит быть похожим, а кто из них плохой пример для подражания и т. д.
Шаг 4
Поговорить об этом с учителями, школьными психологами. Если ситуация слишком запущена (жестокость граничит с садизмом), необходимо психотерапевтическое лечение.
Детская жестокость — не только личная боль столкнувшихся с ней родителей, но и актуальная социальная проблема. И она требует повышенного внимания со стороны взрослых во избежание дальнейшей деградации личности и увеличения криминальных элементов современного общества.
Почему дети бывают жестоки?
Многие считают, что дети рождаются чуть ли не ангелами. Тем большим бывает наше удивление, когда мы видим проявление жестокости именно в детях. О том, откуда берется детская жестокость и как с ней бороться, рассуждают священники Димитрий Смирнов, Валерий Духанин и Сергий Белобородов, а также многодетная мама Наталья Ялтанская и православный психолог Людмила Ермакова.
«Когда окружающая среда агрессивна,
то детская психика ломается»
– Если взять нашу обыденность, то придется констатировать, что жестокость происходит от жестокости. Знаю пример, как в семье один мальчик, постоянно притесняемый старшими братьями, в школе стал жестоко относиться к одноклассникам. Он всего лишь скопировал модель поведения старших. И это во многом решающий фактор: когда окружающая среда агрессивна, то детская психика просто ломается. Часто это провоцируется родителями, которые говорят друг с другом резко, на повышенных тонах, выплескивают на детей свою нетерпеливость, а дети в ответ озлобляются.
Поэтому мне лично кажется, что детская жестокость во многом происходит от отсутствия тепла. Ребенок не получил любви, не согрелся и начинает заранее воспринимать окружающий мир как враждебный. Он, как ёжик выпускает иголки, колет тех, кто находится рядом, потому что привык чувствовать отчуждение и холод внешней среды.
Сейчас дети в большой степени недолюбленные, им мало уделяется внимания. Женщины воспринимают рождение детей не как главную цель в жизни, не как их основное призвание. Дети вроде должны быть, но где-то на втором плане. Для мужчин, которые заняты всё время работой, дети тоже становятся чем-то вроде живых игрушек. С ними можно чуть-чуть поиграть, чтобы отвлечься, но заниматься серьезным воспитанием, в ущерб себе и своему комфорту, редко кто хочет. Из-за этого ребенок недополучает в семье внимания, очень быстро уходит в виртуальные игры, которые наполнены кровопролитием и уничтожением, он смотрит мультфильмы, в которых присутствуют резкость и жесткость. Как же ему самому поступать?
Нужно помнить, что все мы наследовали падшую природу
Если посмотреть с более глубоких, богословских сторон, то мы увидим влияние греха на детей. Нужно помнить, что все мы наследовали падшую природу – дети рождаются с ней, и потому уже в детстве, когда ребенок еще и не очень ответствен за свои поступки, в его природе всё же проявляется что-то греховное: непослушание, своеволие, негодование.
У преподобного Варсонофия Оптинского есть такие в каком-то смысле очень жесткие строки: «Вижу во сне однажды я ад и адские мучения. Увидел я там маленькую девочку, лет пяти-семи, и говорю: “Как ты сюда попала?” И думаю: “Какие могут быть грехи у этой малютки, когда она еще совсем младенец?” А она смотрит на меня и говорит: “Я здесь за скверные мысли”. Я тогда же отправился к моему духовнику и спросил его: “Возможно ли это?”. Он отвечал: “Да, в аду половина ребятишек”».
Лично мне очень хочется, чтобы это видение, данное во сне, было только предостережением, а не реальным фактом. Но зачастую мы видим, что уже в маленьком возрасте человек начинает грешить ненавистью, гневом, жестокостью. Грех – это всегда агрессия. Это болезненность нашей природы. Но испорченность души во многом провоцируется внешне агрессивной средой, которая не сглаживает, а обостряет ее.
Что делать взрослым, когда они встречают жестокость среди детей? Если жестокость выражается нагло, то это, конечно, следует пресекать. Ребенок должен чувствовать, что всякое зло оборачивается поражением. Но все-таки самое главное – самому не поддаться жестокости, не заразиться ею и не начать ею же реагировать на других людей. Огонь не погасить огнем. Собственно, у диавола нет никакой другой цели, кроме как посеять в людях взаимную ненависть. Надо учиться это разрывать.
Вспоминается, как во время войны в Чечне к нашим солдатам попал раненый чеченский подросток. Его поместили в лазарет, где за ним заботливо ухаживала добрая медсестра. Подросток всё время злобно ругался, в сердцах говорил, что, когда вырастет, будет резать русских. Медсестра спросила: «А меня тоже будешь резать?» Подросток, который получил от нее столько помощи, не ожидал такого вопроса, сказал: «Нет, тебя не буду». И больше не ругался. То есть часто за внешним ожесточением скрывается теплая, страдающая и любящая душа.
В сокровенных глубинах души всегда есть тоска по незапятнанному добру, чистому отношению к ближнему, по искренней любви. И это пробуждается от чьей-то любви.
Одного знакомого историка пригласили преподавать в школу-интернат для трудных детей. Будучи от природы добрым и вежливым человеком, он начал спокойно вести урок. Но дети стали реагировать насмешками, шутками, хохотом и фактически сорвали занятие. После урока преподаватель сразу направился к директору и сказал, что уходит. Он не питал к детям никакой злобы, просто не хотел оставаться в такой атмосфере. Тот еле упросил его задержаться хотя бы еще на сколько-то, объяснив: «У нас никто не хочет работать». В следующий раз, когда он пришел на урок, произошло какое-то чудо: он увидел на столе булочку и горячий чай, а дети сказали: «Это вам. Мы боялись, что вы уже не придете». С этого момента у них сложились самые близкие отношения. Дети чувствовали, как он относится к ним. Раскрывая какую-то тему, он показывал на следующем уроке художественный исторический фильм и потом с детьми обсуждал его. Результаты его доброго отношения были таковы, что один из его учащихся впоследствии пошел в духовную семинарию и стал священником.
Там, где люди искренне верят в Бога, дети более спокойные и меньше поводов к проявлению детской жестокости
Последнее, что хочется сказать: греху противостоит благодать. Я видел разные школы, и, как бы кто ни критиковал православные гимназии за несовершенство, могу сказать, что в них всё же атмосфера другая. Где люди искренне верят в Бога, молятся, каются в своих грехах и стараются жить по заповедям Божиим, там дети более спокойные, там меньше поводов к проявлению детской жестокости. Она там погашается, а не провоцируется. Божия благодать несет мир души, и это очень передается другим, особенно детям. Так что созидать свои отношения с детьми надо посредством созидания себя самого, посредством стяжания благодати Божией.
«Если у ребенка есть все материальные блага,
но нет родительской любви, он глубоко несчастен»
Протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства:
– Маленький ребеночек быстро вырастает. Если у него нет отца, а есть только мама, то она вынуждена работать. Поэтому ей приходится отдавать своего ребенка в детский сад. Малышом я очень много времени провел в детском саду, даже бывал на пятидневке. Видел своих родителей только два дня в неделю. Еще тогда, когда мне было четыре года, я пообещал себе, что своих детей я никогда не отдам в детский сад, потому что более противоестественного состояния для дитяти трудно себе представить. Почему противоестественного? Потому что в многодетной семье не бывает детей одного возраста (ну, одна двойня, редко две), и поэтому между старшими и младшими детьми в таких семьях выстраиваются особые отношения.
Дети, разделенные по одновозрастным группам, быстро превращаются в волчью стаю, где верховодят самые невоспитанные, самые подлые. Это ломает психику детей, они становятся агрессивными и жестокими. Я, как человек, который провел в детском саду и в детских лагерях не один год, прекрасно знаю, как там чувствует себя ребенок. Если мне что-то снится из детства, я просыпаюсь в холодном поту. В лагерях всё время нужно было отстаивать себя как биологический организм. В пионерский лагерь я всегда ездил с ножом, который клал на дно чемодана. Я им не пользовался, но всё же устрашал тех ребят, которые пытались делать мне что-то неприятное. Потому что часто складывалась ситуация, когда восемь нападали на одного.
Каким образом воспитываются дети, лишенные родительского внимания? Они предоставлены сами себе. Их воспитывает улица, а теперь и разные гаджеты, в которых присутствуют самые разные мерзости, провоцирующие детей на жестокость.
Однодетность рождает несчастье. Человек, выросший в семье, в которой нет отца, глубоко несчастлив. Мы тратим колоссальные усилия, в том числе и материальные, на то, чтобы преодолеть эту утрату, но всё равно каждый ребенок чрезвычайно страдает от того, что у него нет семьи. Память о том, что у него есть мать, отец или хотя бы бабушка, очень много значит. Это страдание иссушает его ум, его способности. Некоторые дети теряют способность улыбаться. Для того, чтобы они снова начали улыбаться, нужно потратить годы и отдать всю свою любовь и нежность. Даже если у ребенка есть все материальные блага, но нет родительской любви, он глубоко несчастен. Ничто не заменит любовь и ласку родителей.
Кому нужны ваши хорошие отношения после развода! Ребенку нужна семья, нужен отец
Многие пары после развода говорят, что между ними остались прекрасные отношения. Да кому нужны ваши отношения? Ребенку нужна семья. Ему нужен отец, потому что он главный воспитатель, он главный охотник для семьи, он главный авторитет.
«Отношения между супругами ребенок чувствует еще в утробе матери»
– Зло, ненависть, как и доброта, нежность и любовь, идут от родителей. Какими будут дети, зависит от родителей, которые, живя вместе, любят друг друга или, наоборот, постоянно ссорятся. Отношения между супругами ребенок чувствует еще в утробе матери и впитывает в себя.
Ошибочно думать, что ребенок, сидя на полу и играя со своими игрушками, не понимает того, что его родители ругаются. На самом деле в эти минуты малыш всё прекрасно понимает и впитывает всё негативное и всё хорошее, в зависимости от того, что он слышит. Часто бывает, что дети повторяют за родителями то, чему их совершенно не учили. А родители удивляются. Ребенок услышал что-то один раз и запомнил это надолго. Поэтому процентов на 70–80 информация идет от родителей, остальное ребенок получает из общения в детском саду, школе и на улице.
Физическими наказаниями и ругательствами, тем более если это делается с раздражением, делу не поможешь. Бороться с детской жестокостью нужно личным примером: сюда входят и отношения между супругами, и то, как родители общаются с другими людьми.
«Если с грехом не бороться, то он разрастается»
– Да, в мире есть добро и зло. Зло борется с добром, и поле битвы – сердца людей. И детей в том числе.
В этой бесконечной теме хочется отметить два момента.
Нужно различать, где жестокость, а где слабая детская воля, неумение управлять своими эмоциями
Первый: ребенок – это не маленький взрослый. Личность еще не сформирована. Отсутствие жизненного опыта существенно сказывается на мотивах поведения. Дети часто совершают поступки, глубинный смысл которых совсем не такой, как у взрослого. Ребенок не знает, что, если человека ударить, ему будет больно. Его никогда не били. Или, наоборот, его задели, он вспылил и дал сдачи, а у обидчика – сотрясение мозга. Так сплошь и рядом бывает. Но это не жестокость – это слабая воля, неумение управлять своим темпераментом и отсутствие страха перед последствиями.
Второй момент. Не так давно подрастающее поколение восполняло недостаток собственных переживаний на примерах художественной литературы. Современные дети мало читают, зато много играют в электронные игры. А в электронном мире всё просто. Размазал героя по стенке – он отряхнулся и дальше побежал. Ему не больно, и он не калека. Такой вот негативный опыт.
Ребенок растет в засоренном грехом мире. Если с грехом не бороться, то он разрастается, как баобабы на Планете Маленького Принца, и выразится в поступках. Это верно как для детей, так и для взрослых. То, что до семи лет примерно ребенок сознательно не грешит, у меня сомнений не вызывает. Так и Церковь наша учит. Но проблески есть, конечно – как сознательной борьбы, так и сознательного падения.
Надо помогать страдающим: молитвой, игрушкой, письмом, посещением. Надо читать вместе и обговаривать хорошие книги
Как бороться? Так и бороться. Конечно, мы не станем создавать нашим детям искусственных страданий, в которых, как известно, растет душа. Но вокруг нас по попущению Божию столько всего происходит! Надо разговаривать, обсуждать, переживать с детьми события. Надо помогать страдающим: молитвой, игрушкой, письмом, посещением. Надо читать вместе и обговаривать хорошие книги. Надо вытеснять электронный мир из жизни. А иногда и ограничивать, потому что в определенном возрасте дети не могут себе в некоторых вещах отказать. Надо волю тренировать. Посредством занятий спортом, например.
«Современный ребенок рано лишается покрова материнской защиты и начинает отращивать “колючки”»
– Если раньше проявление детской жестокости было все-таки редким явлением, то в последнее время это, к сожалению, становится новой статистической «нормой». Тому способствуют определенные факторы современной жизни.
1. Слишком раннее отделение ребенка от матери и передача его в систему общественного воспитания: ясли, детский сад – или няне, среди которых много добросовестных людей, но ребенку нужны, прежде всего, материнское тепло, любовь и защита. Современный ребенок очень рано лишается покрова материнской защиты и начинает отращивать «колючки», которые не только его защищают, но и помогают ему «добиваться своего». Никто не учит его компромиссу, агрессивное поведение для него более успешно.
2. Способности идти на компромисс, гибкости, уступчивости тоже можно научиться только в семье, прежде всего у мамы. Однако нынешние мамы, замороченные мифологемой «равенства» мужчин и женщин, совершенно забывают о функциональных различиях. Мы в своем развитии давно идем в обратную сторону и уже очень приблизились к «первичному бульону» Опарина – не в биологическом, а в социальном смысле, – в котором мужчины, женщины, взрослые, дети присутствуют, но мало связаны друг с другом и плохо специализированы.
3. Дети живут в предельно агрессивной среде. Более 80% семей разводятся – это сопровождается тяжелейшими конфликтами и скандалами. Радио, телевидение, интернет, газеты, журналы заполнены криминальными сюжетами. Родители слабо стараются защитить от этого своих детей.
4. Родители невнимательны к первым проявлениям агрессивности маленьких детей и тем самым подкрепляют ее.
5. У людей верующих всё чаще возникает вопрос: «Может ли первородный грех стать причиной детской жестокости?» Архимандрит Рафаил (Карелин) в статье «Казнь над нерожденными» пишет: «Доказано, что дети наследуют не только физические свойства, но и определенные душевные качества своих родителей. Эмоциональная жизнь родителей отражается в наследственности и переходит, в виде предрасположений, к их детям. Родители, решившиеся на убийство своего ребенка, уже внесли в свой генетический фонд предрасположение к убийству, которое отяготит психику будущих детей, а иногда душевное свойство передается не прямо, а через поколения. Поэтому родители, решившиеся на убийство своего ребенка, совершили преступление не только перед ним, но и перед детьми, которых они оставили живыми. Родители, передавшие своим детям потенциал жестокости и подсознательного стремления к убийству, часто сами становятся жертвами жестокости своих детей и удивляются: откуда, по их мнению, такая несправедливость?» А поскольку убийства младенцев у нас не прекращаются, возрастает и детская жестокость.
Поскольку убийства младенцев у нас не прекращаются, возрастает и детская жестокость
Как родителям и учителям бороться с детской жестокостью? Прежде всего, нужно вернуть женщину в семью на ее законное место любимой жены, заботливой матери, хранительницы семейного очага. Самая лучшая карьера женщины – это здоровые дети, крепкая семья. Только в гармоничной семье можно воспитать хороших детей. Но это трудно, гораздо легче и интереснее, как кажется, посвятить себя работе, «самореализации». Однако «на двух стульях не усидишь» – всегда будет выбор. И чем чаще женщина будет выбирать детей, тем меньше будет у нас детей жестоких.