Что такое дебиторская задолженность по банковской карте сбербанка

Минус на дебетовой карте: что произошло?

Содержание статьи: скрыть

Что такое дебиторская задолженность по банковской карте сбербанка. Смотреть фото Что такое дебиторская задолженность по банковской карте сбербанка. Смотреть картинку Что такое дебиторская задолженность по банковской карте сбербанка. Картинка про Что такое дебиторская задолженность по банковской карте сбербанка. Фото Что такое дебиторская задолженность по банковской карте сбербанка

Первая мысль, которая может посетить пользователя карточки, когда он видит отрицательный баланс, — перепроверить все свои задолженности. Вдруг с его карты списали некий просроченный платеж, о котором он забыл? Вот-вот в дверь постучат судебные исполнители и потребуют вернуть забытый кредит.

Спешим успокоить вас. Никакой судебный исполнитель не может списать средства с карточки так, чтобы на ней возник минус. Минусовая сумма — это уже средства банка, которые тот никак не может выдать в счет вашей просрочки третьим лицам. Даже если у них есть исполнительный лист — решение суда о взыскании.

Что же тогда произошло? Почему на дебетовой карте минус?

Можно выделить два вида причин:

Может ли дебетовая карта уйти в минус из-за комиссий?

Безусловно. Рассмотрим несколько вариантов.

Может ли на дебетовой карте быть минус по вине банка?

Такое тоже возможно. Банковские ошибки при переводах средств происходят довольно часто. Допустим, банк перевел на вашу карту деньги вместо чужой — ошибся на несколько цифр. Мы редко задумываемся, откуда взялась сумма на карте или вовсе не проверяем общий баланс и используем все деньги. В это время банк может поймать ошибку и списать средства, тем самым введя карту в минус.

Кроме того, как мы упоминали выше, банки предлагают овердрафт — когда вы можете использовать заемные финансы, если на вашем счету деньги закончились. По сути, это краткосрочный займ, привязанный к вашей дебетовой карте. Это удобно, если вы пополняете карту с выверенной периодичностью на достаточные суммы. Но легко не заметить границу, где кончились ваши деньги и начались заемные средства. Более того, за них начисляется очень высокий процент. В итоге банк либо списывает сумму со следующего пополнения вами дебетовой карты, либо вводит ее в минус, напоминая о погашении задолженности.

Подробнее об овердрафте читайте в нашей статье.

Вывод

Минус на дебетовой карте может возникнуть в силу нескольких причин: ошибка банковского перевода, списание комиссионных средств, разница курса валют, неоплаченный овердрафт.

Выяснить точную причину возникновения проблемы можно в отделении банка или позвонив оператору.

Важно очень внимательно следить за средствами на карте, отслеживать источники денежных переводов на нее, фиксировать собственные траты. Иными словами, соблюдать финансовую дисциплину.

Сразу же уведомляйте банк о его ошибке, если заметили ее.

Постарайтесь максимально быстро погашать задолженности по овердрафту.

Еще раз прочитайте договор о предоставлении дебетовой карты. В нем обязательно должны быть прописаны все комиссионные издержки, которые снимают с вас, а также условия овердрафта, если он предусмотрен. Часть услуг, которые могут влиять на состояние счета, можно отключить, если вы считаете, что они не нужны.

Старые дебетовые карты, которыми вы не пользуетесь, лучше вернуть банку и прекратить их обслуживание, чтобы плата за них не копилась.

Источник

Как контролировать дебиторскую задолженность: методы и инструменты

Что такое дебиторская задолженность по банковской карте сбербанка. Смотреть фото Что такое дебиторская задолженность по банковской карте сбербанка. Смотреть картинку Что такое дебиторская задолженность по банковской карте сбербанка. Картинка про Что такое дебиторская задолженность по банковской карте сбербанка. Фото Что такое дебиторская задолженность по банковской карте сбербанка

Дебиторская задолженность представляет собой сумму долгов, причитающихся предприятию со стороны юридических и физических лиц, которые являются его должниками. По сути, она является активом предприятия, поэтому очень важно держать ее под контролем. В противном случае компания неизбежно столкнется с постоянным и неуправляемым ростом задолженности.

Дебиторская задолженность классифицируется:

В зависимости от масштабов деятельности компании могут устанавливать свои собственные классификации дебиторской задолженности.

Как не допустить появления сомнительных и безнадежных долгов

Существует несколько способов предотвращения появления плохих долгов или их минимизации.

1. Предоплата

Если есть риск возникновения проблем с покупателем, лучше заключить с ним договор на условиях предоплаты. Причем предоплата в этом случае должна быть 100 %. Тогда у вас, как у поставщика, не возникнет проблем с долгами.

2. Обеспечение в виде залога, поручительства, банковской гарантии

3. Встречная задолженность (кредиторская)

Когда есть встречная задолженность, можно относительно спокойно отгружать продукцию без предоплаты, без обеспечения и прочих подстраховочных вариантов. Если есть кредиторская задолженность и возникает дебиторская задолженность, всегда возможно перекрыть их путем взаимозачета.

4. Аккредитив

Это довольно экзотический вариант, хотя и незаслуженно забытый. Аккредитив — одна из форм безналичных расчетов, смысл которой заключается в следующем: когда обе стороны договора (допустим, на осуществление поставок) не доверяют друг другу (то есть поставщик не доверяет покупателю, так как боится, что он его не оплатит, а покупатель боится делать предоплату, потому что не уверен, что поставщик отгрузит товар), проблему может решить третья независимая сторона в лице банка (банк-эмитент).

В этом случае банк открывает аккредитив: часть денежных средств расчетного счета покупателя переводятся на специальный счет в этом банке, и покупатель в течение определенного срока не имеет права распоряжаться этими деньгами. Затем банк сообщает поставщику о том, что деньги для него «зарезервированы» на отдельном счете и эти деньги ему будут перечислены, как только он представит документы, подтверждающие отгрузку.

К сожалению, эта услуга не пользуется особой популярностью. Вероятно, потому, что она недешевая. Но с точки зрения финансовой и гражданско-правовой это хороший вариант для предотвращения накопления долгов.

6 методов внутреннего контроля дебиторской задолженности

Сразу нужно сказать, что универсальных методов контроля дебиторской задолженности не существует. Все очень специфично, и многое зависит от деятельности предприятия, его масштаба, сумм, которые проходят, клиентов, рынка, на котором предприятие работает. Приходится учитывать слишком много факторов. Тем не менее можно ориентироваться на несколько важных критериев.

1. Плановый уровень дебиторской задолженности

Максимально допустимый размер дебиторской задолженности определяется расчетным путем. Он выражается в абсолютных величинах и / или в процентах по отношению к выручке.

Речь идет о сумме долгов, которую предприятие может себе позволить без серьезного ущерба для финансово-хозяйственной деятельности. Размер этот лучше устанавливать в твердой сумме, то есть в рублях. Дополнительно можно установить и в проценте от выручки.

2. Условия предоставления отсрочки платежа (кредита) клиентам

У компании может быть принят какой-то конкретный срок — 15 или 30 дней, например. Но один срок не может быть универсальным для всех, с кем она работает.

Если речь идет о ключевом или постоянном клиенте, то для него срок может быть длиннее. Ведь он, как правило, делает большие заказы и регулярно выполняет свои обязательства.

Если появляется новый клиент, в котором компания пока еще не уверена, то срок имеет смысл пересмотреть в сторону уменьшения. Проблемному клиенту срок нужно устанавливать либо минимальный, либо вообще настаивать на предоплате.

3. Мотивация сотрудников

Желательно разработать систему, при которой заработная плата сотрудника будет зависеть от срока дебиторской задолженности.

4. Процедура предоставления отсрочки платежа клиентам

Большую роль в принятии решения о предоставлении клиенту кредита играет собранная о нем информация.

Можно начать с анализа информации из открытых источников и той информации, которая запрашивается у покупателей. Как давно они работают на рынке? С кем из их контрагентов можно связаться, чтобы получить отзывы? Насколько аккуратно они рассчитываются? Много ценной для анализа информации можно извлечь из сайта компании.

Лучше всего лично посетить офис покупателя. Это позволит сформировать представление о том, насколько рискованно будет работать с ним.

5. Определение параметров оценки предоставленной клиентом информации

В данном случае важно учитывать наличие имущества, за счет которого возможно погашение задолженности, размер и динамику кредиторской задолженности, потенциальные финансовые трудности и проблемы с платежеспособностью.

6. Распределение ответственности за управление дебиторской задолженностью между коммерческой, финансовой и юридической службами

Все зависит от масштабов предприятия, но даже на малом предприятии имеет смысл определить, кто и за что отвечает в работе с дебиторской задолженностью, как распределяется ответственность.

С точки зрения логики коммерческий отдел должен отвечать за предоставление отсрочки платежа, осуществлять контроль над текущей дебиторской задолженностью. Участок работы юридического отдела — сомнительная и безнадежная дебиторская задолженность (личные встречи, переговоры, переписка, претензии, исковое заявление). К бухгалтерии относятся учет, контроль над оформлением и списание дебиторской задолженности.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Долг по дебетовой карте: как возникает и как избежать

Что такое дебиторская задолженность по банковской карте сбербанка. Смотреть фото Что такое дебиторская задолженность по банковской карте сбербанка. Смотреть картинку Что такое дебиторская задолженность по банковской карте сбербанка. Картинка про Что такое дебиторская задолженность по банковской карте сбербанка. Фото Что такое дебиторская задолженность по банковской карте сбербанка

Многие держатели банковских карт и не догадываются, как легко они могут стать должниками банков

Как возникает «задолженность поневоле»?

Причинами возникновения задолженности по картам, на которых отключен овердрафт, могут стать самые разнообразные факторы – от технического овердрафта до особенных правил банка и специфических особенностей работы платежных систем. Наиболее распространенными являются такие причины:

1. Списание денег с карты без предварительной авторизации

Такая ситуация может возникнуть в том случае, если произошел технический овердрафт по карте. Например, банк-эквайер пытается провести авторизацию по карте банка-эмитента, но на данной карте в момент осуществления клиринга отсутствует авторизация и нет нужной суммы на счету. В таком случае банк-эквайер не присылает авторизацию оплаты, однако позже присылает сумму для оплаты.

При этом клиент банка увидит, что непосредственно после операции расходная сумма не списалась, продолжит совершать операции по ней, и к моменту клиринга денег на карте может не хватить на оплату зарезервированной суммы. Технически при таких обстоятельствах банк-эмитент дает своему клиенту деньги в долг для оплаты такой операции, а эта услуга является платной. Чаще всего подобные расходы возникают при совершении офлайн-оплаты, например, за подписку в AppStore или в счет оплаты штрафа за нарушение ПДД за границей. Нередко списание без авторизации происходит и по причине сбоя в системе банка.

2. Сумма клиринга выше, чем сумма авторизации

Ситуация возникает, если за время, прошедшее между авторизацией и клирингом, резко изменился курс валюты платежа. Например, клиент совершал покупку в долларах, карта открыта в рублях, и на момент совершения клиринга банку нужно оплатить значительно большую сумму в рублях, чем он должен был оплатить до повышения курса. Большинство банков в таком случае списывают с клиента ту сумму, которая была авторизована, однако некоторые банки списывают большую сумму и вызывают этим неразрешенный овердрафт.

3. Снятие с карты после разблокировки суммы, которая была авторизована

Такая ситуация может возникнуть, если банк снял бронь с определенной суммы на карте, во время клиринга был вынужден ее списать, и у клиента не осталось достаточной для оплаты определенной услуги суммы. Этот случай похож на первый тем, что банк блокирует определенную сумму на своем счету для оплаты какого-то сервиса, например, брони в гостинице. При этом гостиница авторизует полную стоимость проживания клиента банка, и в случае отмены брони клиенту необходимо некоторое время (от девяти дней до месяца) ожидать разблокировки средств на карте. Если в этой схеме будет что-то нарушено, на счету клиента возникнет технический овердрафт.

4. Двойное списание с карты

Иногда авторизация платежа проходит правильно, а при совершении клиринга сумма списания удваивается. Такие ситуации обычно легко отслеживаются и деньги возвращаются на карту клиента, однако из-за изменения курса валюты начисленная сумма может отличаться, и у клиента возникнет задолженность.

5. Списание стоимости обслуживания

Некоторые банки могут образовать искусственную задолженность при списании средств за обслуживание карты (например, плата за ведение счета, смс-оповещения или мобильный банкинг). Это происходит, когда плата взимается со счета, на котором нет средств или их недостаточно для оплаты определенной услуги. Однако не все банки используют этот метод – чаще всего они откладывают списание средств на то время, когда появятся деньги на счету клиента или замораживают его расходный лимит по карте.

6. Списание платы за пользование банкоматом другого банка

Если через банкомат другого банка снимается практически вся имеющаяся на счету сумма, то такая расходная операция с учетом комиссии банку может превысить общую сумму денег на карте. В таком случае дебетовый счет уйдет в минус, а клиент станет должником банка.

7. Арест средств судебными приставами

Если деньги со счета требуются к списанию судебными приставами, то последние отправляют в банк требование об изъятии определенной суммы. Если имеющихся на счету денег будет недостаточно для покрытия определенной судом суммы, то банк может снизить расходный лимит по карте и списать сумму разницы в тот момент, когда клиент внесет ее на карту. Так тоже может получиться незапланированный овердрафт.

Как поступают банки в случае появления минусового счета?

Также банк может пойти другим путем – списать сумму возникшей задолженности с других счетов или карт клиента. В этом случае клиента может ожидать неприятный сюрприз, например, если деньги на другом счету предназначались для оплаты товара или услуги в полном размере. Также клиент может понести убыток, если задолженность возникла по рублевому счету, а банк погасил ее с валютного счета.

Но наиболее неприятный для заемщика сценарий развития событий – это звонок из коллекторской фирмы. Очень часто взыскание таких долгов коллекторами не является правомерным, однако все равно приносит множество хлопот клиенту банка.

Как не попасть в подобную ситуацию?

Для того, чтобы избежать возникновения технического овердрафта, достаточно придерживаться ряда простых правил:

Таким образом, задолженность по дебетовой карте может возникнуть в целом ряде случаев, и только от банка зависит списание лишних средств начисление процентов по такой задолженности. Чтобы избежать таких ситуаций, достаточно отслеживать операции по карте и стараться не тратить деньги, не списанные банком сразу после покупки товара.

Источник

Что такое дебиторская задолженность

И чем она отличается от кредиторской

Дебиторская задолженность — все, что должны предприятию другие компании, государство или клиенты-физлица. Каждый такой должник называется дебитором. Дебиторская задолженность, например, появляется, когда компания продала товар, но деньги не получила. Тогда долг покупателя за товар — это дебиторская задолженность. Бывает и наоборот: если фирма перечислила предоплату, а товар не поставили. Переплата налогов или заем сотруднику тоже приводят к дебиторской задолженности.

Чем дебиторская задолженность отличается от кредиторской

Если дебиторская задолженность — это то, что должны компании, то кредиторская — наоборот, когда та сама задолжала контрагенту. Еще к кредиторской задолженности относятся и кредиты.

Примеры видов задолженности

Дебиторская задолженностьКредиторская задолженность
Переплата по налогамНеоплаченная пеня по налогам из-за просрочки
Предоплата поставщику за товарДолг перед поставщиком за отгруженный товар
Заем работнику на покупку жильяОстаток задолженности по кредиту перед банком

Когда образуется дебиторская задолженность

Дебиторская задолженность появляется в тот момент, когда две стороны одного договора не могут выполнить обязательства одновременно. Например, сначала одна компания отгружает товар, а другая только потом платит за него. Из-за этого разрыва и появляется задолженность: у одного контрагента — дебиторская, у другого — кредиторская. Такой долг может существовать несколько часов, а может зависнуть на годы.

Для продавца было бы идеально, если бы все покупатели вносили предоплату, но на практике такого не бывает. Поэтому клиентам дают отсрочку платежа. Это выгодно участникам сделки: покупатель может, например, перепродать дороже еще не оплаченный товар, а продавец наращивает рынок сбыта. Чем больше у компании клиентов, тем быстрее растет дебиторская задолженность.

Виды дебиторской задолженности

Дебиторскую задолженность можно классифицировать по нескольким признакам.

По срокам погашения — на долгосрочную и краткосрочную. Краткосрочная — долг, погашаемый в течение года с момента заключения договора. Например, если оплата за отгруженные материалы должна поступить через два месяца. Долгосрочная — со сроком погашения больше года. Например, заем для сотрудника.

По срокам погашения обязательств — на нормальную или просроченную. Срочная, или нормальная, — когда еще не пришло время гасить долг. Например, компания поставила клиенту товар, но по договору тот может заплатить в течение 10 дней. Спустя неделю его задолженность еще считается нормальной. Просроченная задолженность появляется, когда указанные в договоре сроки вышли. Например, тот же покупатель не оплатил товар даже спустя месяц.

По основаниям возникновения — в зависимости от того, кто должен компании:

По вероятности погашения — на сомнительную и безнадежную. Сомнительная не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией. Безнадежная — с истекшим сроком исковой давности. Если компания-должник ликвидирована или у приставов не получается взыскать деньги, то долг тоже считают безнадежным. А еще, когда должника исключили из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой.

Управление дебиторской задолженностью

Когда появляется безнадежная дебиторская задолженность, компания недополучает прибыль и остается без оборотных средств. Если таких долгов становится много, предприятие не может закупать сырье, производить продукцию, платить зарплаты и налоги — это чревато не только убытками, но и банкротством. Поэтому задача менеджеров — возвращать долги, а в идеале — предотвращать подобные ситуации. Такая работа называется управлением дебиторской задолженностью.

Вот какие методы можно использовать для управления дебиторской задолженностью:

Основные задачи управления задолженностью

Чтобы партнеры платили в сроки, сотрудники компании проверяют дебиторов еще до того, как заключить сделку, а также составляют договоры так, чтобы клиенту было невыгодно становиться должником. Например, прописывают штрафы за просрочку платежа.

Кроме того, компания должна контролировать объем просроченной дебиторской задолженности и выставлять претензии недобросовестным клиентам. Управление дебиторской задолженностью подразумевает и взыскание долгов со злостных неплательщиков через суд.

Участники управления задолженностью

Проблемы долгов касаются не только финансистов компании. В управлении дебиторской задолженностью участвуют и другие подразделения. Например, сотрудники службы безопасности проверяют контрагентов, менеджеры по продажам и бухгалтеры мониторят неплатежи, юристы составляют претензии и взыскивают долги в суде. В свою очередь руководство компании организует процесс, контролирует его, мотивирует сотрудников.

Процесс управления задолженностью

Процесс управления дебиторской задолженностью делят на четыре этапа:

Сотрудники компании ведут учет долгов, периодически отчитываясь перед руководством, изучают причины произошедшего, возвращают уже имеющиеся долги и делают так, чтобы не копились новые.

Инвентаризация дебиторской задолженности

Бухгалтерия должна минимум раз в год проводить инвентаризацию всех обязательств компании и ее имущества вне зависимости от места его нахождения. Дебиторскую задолженность тоже надо инвентаризировать.

Инвентаризация помогает обнаружить сомнительную и безнадежную дебиторскую задолженность. Инвентаризацию расчетов с дебиторами, покупателями и поставщиками оформляют специальным актом.

По результатам инвентаризации бухгалтерия составляет справку, которая касается расчетов с дебиторами. В ней указывают данные должника, сумму долга и причину возникновения. Сюда же прилагают документы, которые подтверждают наличие долга, а также доказательства, что компания пыталась взыскать долг. Например, претенциозные письма.

Если задолженность признают безнадежной, то бухгалтерия может ее списать.

Расчет дебиторской задолженности

Дебиторскую задолженность рассчитывают не только когда надо организовать процесс управления ей, но и составляя бухгалтерский баланс. Универсальной формулы для расчета дебиторской задолженности нет, в каждой компании это делают по-разному, так как структура дебиторской задолженности может отличаться. Чтобы рассчитать задолженность, надо собрать информацию по всем счетам бухучета, где она числится, проанализировать суммы долга, количество дебиторов, сроки погашения. После этого бухгалтерия сверяет суммы с контрагентами, а также выявляет сомнительные долги.

Оборачиваемость дебиторской задолженности

Оборачиваемость дебиторской задолженности — это отношение выручки компании от реализации товаров или услуг к средней дебиторской задолженности. Коэффициент оборачиваемости показывает, сколько раз за год компания получила от контрагентов сумму, которая равна среднему остатку дебиторской задолженности. Среднюю дебиторскую задолженность считают так: сумму долгов контрагентов на начало года складывают с долгами на конец года и делят на два.

Коэффициент оборачиваемости = (Продажи в кредит или Выручка) / (Средняя дебиторская задолженность)

Взыскание дебиторской задолженности

Полный размер долга складывается из самой задолженности и неустойки, пеней или штрафов. Если в договоре нет санкций, то кредитор имеет право потребовать пеню с учетом ставки ЦБ.

Долг начинают взыскивать с досудебной претензии: компания направляет контрагенту письмом претензию, требуя вернуть долг. Если должник это уведомление игнорирует или отказывается возвращать долг, необходимо обращаться в суд.

Если долг меньше 400 тысяч, то кредитор может сразу подать заявление о выдаче судебного приказа. Если больше — исковое заявление о взыскании дебиторской задолженности в арбитражный суд. К иску прикладывают копию претензии, ответ на нее (если имеется), а также документы, которые подтверждают долг — акты, счета и т. д.

Если суд удовлетворит требования, то в арбитраже выдадут исполнительный лист, по которому долг будут взыскивать судебные приставы.

Кредитор имеет право взыскать долг и в рамках банкротного дела. Если компанию внесут в реестр кредиторов, то она может рассчитывать на выплату долга из денег, которые выручат от продажи имущества.

Срок исковой давности

Минимальный срок давности по такому иску — три года. Максимум — 10 лет для ситуаций, когда срок исковой давности приостанавливается.

Дата начала течения срока исковой давности может быть разной в зависимости от обстоятельств и условий договора:

Если срок давности по какой-то из этих причин приостанавливали, а потом возобновили, но до даты истечения осталось меньше шести месяцев, то срок давности увеличивается до полугода.

Кроме этого, срок давности может прерваться, а потом начаться заново — если должник признает, что долг существует, погасит какую-то часть суммы или начнет переговоры о реструктуризации.

Если срок давности истек, то кредитор должен списать дебиторскую задолженность.

Сроки погашения долгов

Срок погашения дебиторской задолженности — это математический показатель, который показывает финансовую устойчивость компании. Его рассчитывают, когда нужно оценить, например, ликвидность компании, или темпы прироста дебиторской задолженности. Срок погашения показывает средний период, который проходит от поставки товара покупателю до погашения дебиторской задолженности. Показатель рассчитывают по специальной формуле:

Срок погашения = Длительность периода × (Долг дебитора / Выручка от продаж)

Срок погашения и длительность периода считают в днях, а дебиторский долг и выручку — в рублях.

Срок погашения показывает среднее число рабочих дней, которые нужны компании, чтобы взыскать дебиторскую задолженность. Чем ниже результат, тем быстрее дебиторская задолженность превращается в реальные деньги. Высокий срок погашения свидетельствует о том, что у компании трудности со взысканием долгов.

Списание дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности, а также долги, нереальные для взыскания, списываются. Сделать это можно только на основании инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя компании. «Нереальность взыскания» определяет кредитор, руководствуясь собственными соображениями.

Важно, что если кредитор признал долг нереальным для взыскания и списал его как убыток, то сама задолженность в балансе не аннулируется. Ее нужно отражать еще пять лет с момента списания, так как у должника могут появиться деньги.

Списание дебиторской задолженности. Положение по ведению бухгалтерского учета

Доказать, что долг погасить нельзя, можно выпиской из ЕГРЮЛ о ликвидации дебитора, решением суда об отказе в удовлетворении требований кредитора или актом судебного пристава, где говорится, что долг взыскать невозможно.

Как снизить дебиторскую задолженность

Чтобы нормальная задолженность не превратилась в просроченную, компания должна контролировать процесс платежей контрагентов: проверять надежность контрагентов; разрабатывать систему предоплаты за товар для каждого клиента индивидуально; прописывать в договоре пени и штрафы за просрочку оплаты; контролировать все расчеты с контрагентами; взыскивать долги сразу после первых дней просрочки — рассылать претензии, а после обращаться в суд.

Страхование дебиторской задолженности

Если есть подозрения, что покупатель превратится в должника, компания может застраховать дебиторскую задолженность. Это практикуют при сотрудничестве с организациями, которые приобретают товар в рассрочку или под реализацию. Страхует долг страховая компания.

Страховой случай наступает не только если контрагент вовремя не платит по договору или нарушает график платежей, но и когда покупателя признают банкротом.

Перед тем как заключить договор страхования, кредитор должен предоставить страховщику реестр старения дебиторской задолженности, список клиентов, покупающих товар в рассрочку, и другую информацию о компании-кредиторе.

Существует два распространенных вида такого страхования.

Страхование по полису — на каждую отгрузку с отсрочкой платежа выписывается полис, где указывают дату отгрузки, номер накладной, сумму долга и кредитный лимит. Выплаты производят по заявлению кредитора в пределах лимита.

Генеральная схема не предусматривает полис на каждую сделку. Продавец и страхователь заключают одно общее соглашение, которое касается всех покупателей, работающих по системе рассрочки.

Страхование дебиторской задолженности дает возможность переложить работу по проверке покупателя на страховую компанию. В договор включают сделки только с действительно рискованными клиентами. Фактически страховщик выполняет роль службы безопасности для продавца. Но часто страховые компании стараются составить договор так, чтобы страхователю было тяжело получить выплату. Поэтому надо внимательно читать договор — какие страховые случаи в нем перечислены, какие лимиты ответственности прописаны, какие документы надо предоставить, чтобы получить выплату и т. д.

Продажа дебиторской задолженности

Компания может сама взыскивать долг, а может продать его. Цена будет меньше самого долга, но кредитор избавит себя от досудебной переписки с должником, судебных разбирательств и волокиты с приставами. Есть несколько вариантов, как оформить такую сделку.

По договору уступки требования — цессии, если такая процедура предусмотрена в договоре, на основании которого появился долг. По сути цессия — это соглашение, в соответствии с которым кредитор передает кому-то свои права требования долга.

Переуступку можно оформить как трехсторонний договор, возмездную или безвозмездную цессию. При этом если речь идет о недвижимости, то цессию обязательно надо регистрировать в Росреестре.

Через факторинг работают, когда продавцу срочно нужны деньги, а покупателю важно работать с отсрочкой платежа. Банк или факторинговая компания кредитуют поставщика, выкупая его дебиторскую задолженность. Вот как это работает

Банк или факторинговая компания дают возможность продавцу сразу получить деньги, а покупателю заплатить потом — например, после перепродажи товара. При этом, в случае чего, взыскивать долг будет уже не продавец, а факторинговая компания.

Через вексель — если покупатель передает вексель в счет оплаты товара, то кредитор может потом передать эту ценную бумагу или продать кому-то. Преимущество векселя в том, что сам он — уже подтверждение долга, никаких дополнительных документов, например для суда, не требуется.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *