Что такое дебиторская задолженность по доходам в бюджетном учреждении
Что такое дебиторская задолженность по доходам в бюджетном учреждении
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 6 марта 2020 г. N 02-06-10/17162 Об отражении в бюджетном учете сомнительной дебиторской задолженности
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.
Обращаем внимание, что прекращение признания (выбытия) с балансового учета сомнительной задолженности по доходам осуществляется на основании решения комиссии субъекта учета по поступлению и выбытию активов при наличии документов, подтверждающих неопределенность относительно получения экономических выгод (денежных средств) или полезного потенциала.
При этом принятие такого решения не является основанием по прекращению осуществляемых в отношении такой задолженности полномочий по ее взысканию в доход бюджета.
Директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе | С.В. Романов |
Обзор документа
Если у администратора доходов бюджета (субъекта учета) отсутствует уверенность в погашении (исполнении) дебиторской задолженности в обозримом будущем (не менее 3 лет начиная с года, в котором составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность), такая задолженность не учитывается на балансовых счетах в составе финансовых активов, она признается сомнительной.
Решение о прекращении признания (выбытии) сомнительной задолженности по доходам не является основанием по прекращению осуществляемых в отношении нее полномочий по взысканию.
Отражение в учете результатов инвентаризации по расчетам с дебиторами и кредиторами
Автор: Шиманова Е.,эксперт журнала
На основании каких документов в бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений отражаются результаты инвентаризации по доходам и обязательствам учреждения? В каких случаях дебиторская или кредиторская задолженность списывается с балансового учета? Как учитываются операции, связанные с выявлением просроченной дебиторской задолженности, по которой ведется претензионная работа? Какими бухгалтерскими записями отражается списание безнадежной задолженности дебиторов и сумм, не востребованных кредиторами? Как отражается корректировка резервов предстоящих расходов по результатам инвентаризации? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.
Порядок проведения инвентаризации в государственном (муниципальном) учреждении устанавливается в учетной политике учреждения. В ней также необходимо предусмотреть документы-основания для отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете, в том числе для списания дебиторской и кредиторской задолженности. Как правило, к таким документам относятся приказ (распоряжение) руководителя учреждения, решение комиссии по поступлению и выбытию активов (решение инвентаризационной комиссии), акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835), инвентаризационные описи, а также ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092).
Если в ходе инвентаризации расчетов по доходам и обязательствам учреждения выявлена просроченная задолженность, не подтвержденная дебитором или не согласованная кредитором, для начала нужно установить причины ее образования и наличие оснований для ее списания.
Просроченная, но реальная к взысканию дебиторская задолженность.
Если в результате инвентаризации выявлена задолженность, учтенная на счетах 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами», в отношении которой в учреждении осуществляются (или планируются) мероприятия по ее возврату (ведение претензионной работы, судебные разбирательства), она не списывается с балансового учета, а подлежит отражению на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам».
В инструкциях № 162н[1], 174н[2], 183н[3] предусмотрен порядок отражения операций по начислению задолженности по требованиям компенсации расходов учреждений получателями авансовых платежей (подотчетных сумм) по произведенным предварительным оплатам в рамках договоров (соглашений), а также по иным основаниям в силу законодательства РФ, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договора (соглашения), в том числе по результатам претензионной работы (решению суда).
В бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Начислена сумма задолженности перед учреждением по предварительной оплате в рамках договоров, государственных (муниципальных) контрактов, не возвращенной контрагентом в случае их расторжения, в том числе по решению суда, при ведении претензионной работы
Начислена сумма задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенная (не удержанная из заработной платы), по которой осуществляется претензионная работа, в том числе в случае оспаривания должником удержаний, а также по работникам, с которыми прекращены трудовые отношения
Необходимо отметить, что в части просроченной дебиторской задолженности по доходам, числящейся на счете 0 205 00 000 «Расчеты по доходам», подобных операций не предусмотрено. В случае ведения претензионной работы в отношении такой задолженности рекомендуем согласовать с учредителем (ГРБС) порядок отражения операций в бухгалтерском учете.
Сомнительная и (или) безнадежная дебиторская задолженность.
В случае, когда у учреждения на счетах бухгалтерского учета числится просроченная задолженность, по которой в обозримом будущем поступления денежных средств или их эквивалентов в погашение (исполнение) данной задолженности не ожидается, она признается сомнительной (например, если не установлено местонахождение должника, следственные мероприятия приостановлены). Сомнительная задолженность подлежит списанию с балансового учета и принятию на забалансовый счет 04.
Забалансовый учет сомнительной задолженности осуществляется в течение срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно законодательству РФ, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение сомнительной задолженности денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным не противоречащим законодательству РФ способом.
Если дебиторская задолженность, числящаяся на балансовых счетах, сразу признана и сомнительной, и безнадежной к взысканию, она подлежит списанию без принятия ее на забалансовый счет 04.
В бухгалтерском учете такие операции отражаются следующими записями:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Списана дебиторская задолженность по ущербу в связи с неустановлением виновных лиц на основании решения суда
Списана дебиторская задолженность в связи с приостановлением согласно законодательству РФ предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным
Списана сомнительная (безнадежная) дебиторская задолженность по доходам
Списана сомнительная (безнадежная) дебиторская задолженность по предоставленным займам (ссудам)
Списана сомнительная (безнадежная) дебиторская задолженность по предоставленным авансам
Списана сомнительная (безнадежная) дебиторская задолженность подотчетных лиц
Списана с забалансового учета задолженность при признании ее безнадежной к взысканию
* При отсутствии оснований для возобновления процедуры взыскания задолженности, предусмотренных законодательством РФ, списываемая с баланса задолженность на забалансовом счете 04 не отражается.
Не востребованная кредиторами задолженность.
Если кредиторская задолженность не востребована кредиторами (не подтверждена по результатам инвентаризации кредитором), она подлежит списанию с балансовых счетов и принятию на забалансовый счет 20. При истечении срока исковой давности, ликвидации юридического лица (смерти физического лица) кредиторская задолженность списывается с учета безвозвратно.
Суммы кредиторской задолженности, по которым принято решение о списании с баланса, отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Списана кредиторская задолженность с балансового учета в связи с отсутствием требований кредитора
Забалансовый счет 20*
Списана кредиторская задолженность с забалансового учета в связи с отсутствием требований кредитора
Забалансовый счет 20
Списана с балансового учета кредиторская задолженность по средствам, полученным во временное распоряжение, не востребованная владельцем, при наличии документов, подтверждающих ликвидацию (смерть) кредитора (владельца), а также при отсутствии требований со стороны правопреемников (наследников)
* В случае наличия документов, подтверждающих ликвидацию (смерть) кредитора, а также при отсутствии требований со стороны правопреемников (наследников) по списываемой с баланса задолженности на забалансовом счете 20 она не отражается.
По результатам инвентаризации резервов предстоящих расходов отражается корректировка величины резервов (отложенных обязательств) до оценочного значения предстоящих расходов, рассчитанного на очередной отчетный период (текущий отчетный период):
увеличение отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 109 00 200 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг», 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов»;
уменьшение отражается путем сторнирования неиспользованных сумм резервов (отложенных обязательств).
При проведении инвентаризации резервов предстоящих расходов необходимо учитывать, что кредитовое сальдо счета 0 401 60 000 должно быть равно кредитовому сальдо счета 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)».
В заключение необходимо отметить, что в случае, если документы по результатам инвентаризации, проведенной в целях составления годовой бухгалтерской отчетности, подписаны после отчетной даты, результаты инвентаризации включаются в показатели годовой отчетности исходя из положений учетной политики учреждения о порядке отражения событий после отчетной даты.
[1] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.
[2] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.
[3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.
Антикризисный анализ дебиторской и кредиторской задолженности учреждения в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» (ред.2)
В период финансового кризиса анализ и контроль дебиторской и кредиторской задолженности приобретают ключевое значение. Увеличение дебиторской задолженности, рост просроченной дебиторской задолженности ведут к оттоку свободных денежных средств и снижению платежеспособности организации, увеличение кредиторской задолженности — к рискам неисполнения обязательств перед поставщиками, сотрудниками и государством. В статье рассматриваются инструменты анализа и контроля задолженности в редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8».
Б. Г. Нуралиев, директор «1С»:
«Сейчас ключевые вопросы руководителей — не „капитализация“ и IPO, а дебиторка: кто, сколько должен и когда заплатит, как провести платежи в срок, какие направления дают наибольший доход, а что надо сворачивать. Бухгалтеров мы призываем стать соратниками своих директоров, применять наши системы, чтобы помочь директору оперативно анализировать финансовое состояние предприятия, разобраться в огромном количестве законодательных изменений».
При анализе дебиторской и кредиторской задолженности государственных (муниципальных) учреждений следует учитывать нововведения федеральных стандартов бухгалтерского учета (далее — ФСБУ) для организаций бюджетной сферы «Аренда» (применяется с 01.01.2018) и «Долгосрочные договоры» (применяется с 01.01.2020), которые изменили порядок отражения показателей дебиторской и кредиторской задолженности на счетах бухгалтерского учета и в отчетности государственных (муниципальных) учреждений.
Вначале рассмотрим понятия и основные виды дебиторской и кредиторской задолженности, а также особенности формирования этих показателей согласно ФСБУ государственных финансов.
Дебиторская задолженность
Сальдо дебиторской задолженности показывает, сколько учреждению должны его контрагенты — покупатели, поставщики и прочие лица (дебиторы).
Основные виды дебиторской задолженности:
1. Дебиторская задолженность по доходам.
Возникает, когда учреждение оказывает услуги (работы) или реализует ценности (продукцию, товары) с отсрочкой их оплаты.
При анализе актуальной дебиторской задолженности следует учитывать особенности отражения в бюджетном, бухгалтерском учете показателей дебиторской задолженности: с 2018 года — по договорам аренды (ФСБУ «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н), а с 2020 года — по долгосрочным договорам подряда, оказания услуг, сроком более 12 месяцев (ФСБУ «Долгосрочные договоры», утв. приказом Минфина России от 29.06.2018 № 145н), на дату подписания договора на счетах учета дебиторской задолженности отражается полная стоимость договора (арендных платежей, работ, услуг). Затем, в ходе исполнения договора, эта дебиторская задолженность в размере полной стоимости долгосрочного договора постепенно погашается арендными платежами, платежами в оплату работ, услуг.
Таким образом, существенная часть дебиторской задолженности учреждения, отраженной на счетах 205.00 «Расчеты по доходам», может относиться к долгосрочной, а значит быстро истребовать с дебиторов и конвертировать в денежные средства всю сумму дебиторской задолженности по данным бухгалтерского учета государственного (муниципального) учреждения не получится. ФСБУ «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 260н) и действующие формы отчетности предусматривают раскрытие показателей по долгосрочной и просроченной дебиторской задолженности.
2. Авансы, выданные поставщикам (дебиторская задолженность по расходам).
Возникает, когда учреждение выступает покупателем товаров, работ или услуг, и производит частичную или полную предоплату приобретаемых ценностей.
Для государственных (муниципальных) учреждений размер авансов, выдаваемых поставщикам, ограничен законодательством о государственных закупках и другими нормативными документами, в частности, положениями пункта 18 постановления Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета».
3. Дебиторская задолженность по предоставленным кредитам, займам (ссудам).
Возникает при предоставлении бюджетных кредитов другим бюджетам бюджетной системы РФ, юридическим лицам РФ (за исключением государственных и муниципальных учреждений), иностранным государствам и юридическим лицам, по прочим предоставленным заимствованиям, а также государственным и муниципальным гарантиям.
4. Задолженность подотчетных лиц и прочая дебиторская задолженность.
Кредиторская задолженность
Сальдо кредиторской задолженности показывает, сколько учреждение должно своим контрагентам (кредиторам), т. е. является денежной оценкой неисполненных обязательств учреждения.
Основные виды кредиторской задолженности:
1. Авансы, полученные от покупателей (кредиторская задолженность по доходам).
Возникает, когда учреждение оказывает услуги (работы) или реализует ценности (продукцию, товары) по предоплате.
При анализе актуальной кредиторской задолженности следует учитывать особенности отражения в бюджетном, бухгалтерском учете договоров аренды и долгосрочных договоров подряда, оказания услуг: с 2018 года по договорам аренды (ФСБУ «Аренда»), а с 2020 года по долгосрочным договорам подряда, оказания услуг, сроком более 12 месяцев (ФСБУ «Долгосрочные договоры»), на дату подписания договора на счетах учета дебиторской задолженности отражается полная стоимость договора (арендных платежей, работ, услуг). Затем, в ходе исполнения договора, эта дебиторская задолженность в размере полной стоимости долгосрочного договора постепенно погашается арендными платежами, платежами в оплату работ, услуг.
Таким образом, по договорам аренды, по которым учреждение выступает арендодателем, и долгосрочным договорам подряда (кроме строительного подряда), оказания услуг, по которым учреждение выступает исполнителем (подрядчиком), показатели кредиторской задолженности по доходам не формируются. Кредиторская задолженность по доходам может возникать по краткосрочным договорам, долгосрочным договорам строительного подряда и прочим договорам.
2. Задолженность перед поставщиками, сотрудниками и прочими контрагентами (принятые обязательства).
Возникает, когда учреждение приобретает услуги (работы), имущество и другие ценности с отсрочкой их оплаты. Задолженность перед сотрудниками возникает при начислении заработной платы и погашается в момент ее выплаты.
С 2018 года по договорам аренды, по которым учреждение выступает арендатором (ФСБУ «Аренда»), на дату подписания договора на счетах учета кредиторской задолженности отражается полная сумма арендных платежей за весь срок договора. Затем, в ходе исполнения договора, эта кредиторская задолженность постепенно погашается арендными платежами, уплачиваемыми арендодателю.
Таким образом, некоторая часть кредиторской задолженности учреждения, отраженной на счетах 302.00 «Расчеты по принятым обязательствам», может относиться к долгосрочной, а значит не всю сумму кредиторской задолженности по данным бухгалтерского учета государственного (муниципального) учреждения нужно выплатить кредиторам в краткосрочном периоде. ФСБУ «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» и действующие формы отчетности предусматривают раскрытие показателей по долгосрочной и просроченной кредиторской задолженности.
3. Долговые обязательства.
К этому виду относится задолженность по принятым долговым обязательствам в рамках привлечения средств (по государственному или муниципальному долгу), а также долговым обязательствам бюджетных и автономных учреждений. Следует отметить, что получение банковских кредитов не распространено среди бюджетных и автономных учреждений, поскольку считается не соответствующим цели их создания (см., например, Письмо Минфина РФ от 30.01.2017 № 02-12.05.4613 ).
4. Задолженность по налогам и сборам, прочая кредиторская задолженность.
Особенности анализа дебиторской и кредиторской задолженности в учреждениях бюджетной сферы
По этой причине данные бухгалтерского, бюджетного учета стало сложнее применить для целей оперативного управления. В частности, из данных бухгалтерского учета сложно получить суммы реальной задолженности дебиторов к оплате на текущую дату («на сегодня») и невозможно получить информацию о просроченной задолженности.
Планирование и контроль исполнения договоров с дебиторами и кредиторами в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» (ред.2)
Для целей планирования и последующего контроля исполнения договоров с контрагентами в редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8, далее — БГУ2, предусмотрена возможность ведения графиков платежей, планов-графиков реализации и планов-графиков закупок.
В зависимости от вида договора возможно ведение следующих видов графиков:
Вид договора | Доступно ведение графиков |
---|---|
С поставщиком | График платежей План-график закупок. |
С покупателем (в т. ч. субсидии на государственное, муниципальное задание) | График платежей План-график реализации |
Предоставленный кредит (заем) Полученный кредит | График платежей |
Графики необязательно вести по всем договорам. По договору необязательно вести и контролировать оба вида графиков, например, по договору с поставщиком товаров, работ, услуг можно вести только график платежей или только план-график закупок.
Для план-фактного анализа графиков исполнения договора предназначен отчет «Контроль исполнения договоров», который можно формировать из карточки договора по гиперссылке «Контроль исполнения». Отчет представляет собой оборотную ведомость с показателями «Не оплачено» (график платежей) и «Не исполнено» (план-график реализации/закупок) на начало и конец периода.
Например, из карточки договора о предоставлении платных образовательных услуг с графиком оплаты, состоящим из четырех платежей по 25 000 руб. в январе, марте, августе и октябре 2020 г., можно оперативно получить информацию о ходе исполнения договора — плана по доходам.
Для экспресс-анализа основных показателей исполнения договора на текущую дату предназначена специальная форма, которую можно открыть по гиперссылке «Контроль» из карточки договора, а также из документов по оформлению расчетов по данному договору (контрагенту):
Анализ и контроль дебиторской и кредиторской задолженности в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» (ред.2)
Для анализа и контроля дебиторской и кредиторской задолженности в БГУ2 можно воспользоваться отчетом «Анализ задолженности», который может формироваться как по всей дебиторской и кредиторской задолженности, так и по конкретному контрагенту или договору.
Отчет «Анализ задолженности» в разделе «Планирование и санкционирование — Отчеты по планированию и санкционированию» предназначен для анализа задолженности на счетах расчетов 205.00, 206.00, 207.00, 209.00, 301.00, 302.00, на которых ведется учет по договорам контрагентов, и классификации ее на дату анализа по срокам погашения — долгосрочная, краткосрочная, просроченная.
Для анализа задолженности по конкретному договору с покупателем (дебитором) отчет «Анализ задолженности» удобно формировать непосредственно из карточки договора.
По двойному клику на строке отчета «Анализ задолженности» формируется расшифровка с детализацией дебиторской задолженности по срокам погашения — по датам из графика платежей по договору аренды.
Как начать анализ в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» (ред.2)
Описанные в данной статье функциональные возможности включаются в настройках параметров ведения учета (в разделе Администрирование — Настройка параметров учета — Ведение учета) флагом Вести и контролировать исполнение графиков по договорам с контрагентами.
Важно отметить, что начать ведение графиков по договорам с контрагентами можно «плавно», не привязываясь к отчетным датам и не устанавливая некую «единую дату начала ведения графиков» для всех договоров.
Подробнее про описанные в данной статье возможности можно прочитать в ресурсах ИТС-БЮДЖЕТ, например, в статье « Ведение и контроль исполнения графиков по договорам с контрагентами ».
Еще полезные материалы на сайте БУХ.1С в разделах: