Что такое даркстор в самокате
«Самокат» стал мировым лидером по количеству дарксторов
Сервис доставки продуктов «Самокат» с апреля 2021 года открыл 323 даркстора в 18 городах России, сообщили Inc. в компании. Теперь ретейлер управляет 722 дарксторами в 22 городах. Это крупнейший показатель в Европе и США.
Ближайшие конкуренты «Самоката» по количеству дарксторов — турецкий сервис Getir и немецкий Delivery Hero. Каждая компания имеет по 600 дарксторов. В США по этому показателю лидирует сервис экспресс-доставки Gopuff. По данным на конец июля, компания управляет 285 центрами формирования заказов.
После того как Gopuff купила британские Fancy и Dija, количество дарксторов превысило 400. Немецкий Gorillas и американский Jokr к началу этого лета управляли не более чем 100 дарксторами каждый.
«Весной мы решили в очень сжатые сроки выйти во все миллионники нашей страны. И команда успешно выполнила этот план, открывая по 80 дарксторов в месяц в крупных региональных центрах и городах с населением до 500 тысяч», — сказал директор по маркетингу «Самоката» Игорь Рожков.
Тёмное дело. Что такое даркстор и на что обратить внимание при его открытии
Александр Гладкий
Что это за формат и какие у него особенности
Даркстор (от англ. dark store) — это магазин-склад, в который не ходят покупатели. Они заказывают товары в онлайн-витрине того же магазина, а сотрудники ретейлера собирают заказы и доставляют их клиентам. Именно из-за отсутствия посетителей магазин называют «тёмным».
Впервые концепцию опробовал британский ретейлер Sainsbury, открыв в начале нулевых в Лондоне дистрибуционный центр. Тогда подход не зашёл, и из-за малого числа заказов магазин закрыли. Но уже в 2009 году британский Tesco открыл два даркстора, пообещав держать темп открытия по одной точке в год. В 2013 году второй по величине ретейлер Sainsbury вспомнил о своих складах и также запустил собственный «тёмный магазин».
Особенность бизнес-модели
В основе бизнес-модели даркстора лежат:
Расходы на ремонт и оформление магазинов, маркетинг точек продаж, штат кассиров и консультантов теперь идут на аренду помещения и зарплату курьеров. На первый план выходит также автоматизация цепочки доставки товаров и работы магазина. В зависимости от масштабов сети и планов по её развитию автоматизация может достигать впечатляющих результатов.
Ещё одна особенность дарксторов (вытекающая из предыдущих пунктов) — быстрая доставка. Например, британский Sainsbury доставляет заказ за час, а российские «Яндекс.Лавка» и «Самокат» привозят за 15–40 минут.
Что нужно сделать предпринимателю при открытии своего даркстора
Задача владельца даркстора простая — быстро отдать заказ покупателю. Обеспечить упомянутые выше 15 минут доставки можно, расположившись ближе к потребителю.
Определите зону доставки в пешей доступности от места жительства целевых покупателей. Аренда помещения вблизи крупных трасс с плотным потоком и эстакадами будет плохой идеей — пешком курьеры не дойдут, а на автомобиле встанут в пробку.
Если вы владеете несколькими магазинами формата «у дома» — это удачные кандидаты на переоборудование в дарксторы. Вы уже платите за аренду и вы можете прикинуть будущий трафик.
Для начинающего предпринимателя также не будет проблемой арендовать помещение в несколько квадратных метров в любом приглянувшемся районе.
Не забудьте и про курьеров. С пешими сотрудниками проблемы нет, но при доставке на транспорте, например, самокатах и велосипедах, лучше продумать их размещение около магазина заранее.
Эта часть относится больше к маркетингу и вашему позиционированию на рынке, но итоговый ассортимент также сильно отразится на оснащении магазина, температурном режиме и требованию к самому помещению. Например, даркстор «Перекрёстка» ориентируется на сложную температурную доставку, поэтому X5 Retail Group изначально инвестировала в построение непрерывной холодной цепи поставок, куда входит и сам даркстор. Или, к примеру, белорусский Bazar держит в своём магазине около тысячи базовых наименований, оперативно подстраиваясь под потребности жителей обслуживаемого района.
Очевидно, что в дарксторе не нужны такие традиционные для офлайнового ретейла явления, как привлекательный мерчандайзинг или покупательские зоны кросс-продаж. Дорогостоящий ремонт и оформление тоже ни к чему — не для кого стараться.
Вместо этого на первый план выходит продуманность потоков перемещения сотрудников магазина и логика выкладки. Помним про цель — быстро отдать заказ. Чем быстрее сборщики соберут заказ, тем быстрее курьеры его передадут покупателю.
Лучшие практики организации работы внутри магазина можно подсмотреть у продвинутого Tesco. Для небольшого магазина у дома в спальном районе будет достаточно продумать путь перемещения сборщиков и выложить товар на полки в логике покупателя: «поесть, попить, шоколадку и корм для кошки».
Классические офлайновые магазины страдают от частой поломки оборудования, просто потому что его много: кассы, принтеры чеков, сканеры, digital signage. В дарксторах же нет касс и большинства типового торгового оборудования. Зато есть стеллажи, много холодильников и система кондиционирования. Всё это нужно контролировать и обслуживать: проверять электрику и автоматику, чистить ёмкости, менять расходные материалы.
О сервисе стоит позаботиться также, если вы планируете продавать франшизу, в которую нужно включить правила оказания услуг для франчайзи.
Организовать работу техобслуживания даркстора можно двумя путями: своими силами или найти подрядчика. Первый вариант предполагает наличие в штате профильного техника, что всё равно не исключает в случае поломки обращение к производителю за ремонтом или комплектующими. Если у вас один магазин, штатный сотрудник, скорее всего, будет часто сидеть без работы. В таком случае можно подписать договор на обслуживание с сервисной компанией, специализирующейся на продаже и ремонте соответствующего оборудования.
Оба способа работают наиболее эффективно, когда процессы сервиса автоматизированы: вы быстро создаёте заявку, а обслуживающая организация или технический специалист оперативно её выполняет. При этом вы контролируете работу и не теряете информацию в процессе. На первых парах учитывать сервисные заявки можно в Excel — это быстрый способ запуститься и лучше, чем не вести учёт вообще. В дальнейшем можно подумать о переходе на сервисные системы учёта и управления заявками.
В Чебоксарах запустили сервис быстрой доставки «Самокат». Что это такое?
25 ноября в столице Чувашии начал свою работу онлайн-ритейлер «Самокат». Это известный сервис доставки, который открыл по России уже более 800 дарксторов, а его курьеры-партнеры доставляют более 300 тысяч заказов ежедневно. В Чебоксарах на момент запуска сервиса быстрой доставки будет работать более десяти дарксторов «Самоката».
Курьеры-партнеры «Самоката» доставляют заказ пешком или на велосипеде за 15-30 минут в зависимости от зоны доставки, на саму сборку товара отводится от 2 до 5 минут, на доставку – еще 5-20 минут. Об этом Cheb.ru сообщили представители онлайн-ритейлера.
Сами дарксторы выглядят как обычный магазин: такие же стеллажи с товарами, только без покупателей. Вместо них – сборщики и товароведы. В обычном магазине товары располагаются так, чтобы покупатель проделал более долгий путь до продуктов, которые ему нужны в первую очередь. В дарксторах «Самоката» все наоборот: товары, которые пользуются наибольшим спросом, находятся в самом начале линии сборки. Распределение товара также зависит от того, насколько они тяжелые.
По словам директора по маркетингу онлайн-ритейлера «Самокат» Игоря Рожкова, в ассортименте представлено более 2 500 товаров повседневного спроса – это продукты питания, напитки, бытовая химия, косметика и сопутствующие товары. Набор товаров в дарксторе, по сути, повторяет ассортимент стандартного «магазина у дома», за исключением алкоголя и сигарет.
В каждом городе компания собирает уникальный ассортимент и работает с поставщиками и производителями напрямую (в среднем от города к городу ассортимент отличается на 35-40 %). На витрине «Самоката» представлены товары от самых разных производителей, в том числе от популярных брендов из Чувашии.
Более 660 позиций в ассортименте даркстора составляют товары собственной торговой марки «Самокат». Под этим брендом выпускаются вкусные, качественные продукты и полезные товары для дома, изготовленные по стандартам и рецептурам «Самоката». Цены на продукцию, представленную в ассортименте, почти не отличаются от сетевых магазинов «у дома». Для покупателей также предусмотрены скидки на различные товары.
Доставка в «Самокате» всегда бесплатная, а минимальная сумма заказа составляет 100 рублей, т.е. заказать можно хоть одну шоколадку, а если заказ будет слишком тяжелым, то его привезут несколько курьеров-партнеров сервиса. Сейчас в городе работает 400 сотрудников – это курьеры-партнеры сервиса, товароведы и другие работники «Самоката».
«Самокат» опередил западных конкурентов по количеству дарксторов
С апреля 2021 года «Самокат» открыл 323 новых даркстора в 18 городах России.
Источник: «Самокат»
В настоящий момент онлайн- ритейлер «Самокат» представлен в 22 городах страны, где управляет сетью из 722 «темных магазинов» — это крупнейший показатель по числу дарксторов в Европе и США. Ближайшие конкуренты, турецкий сервис Getir и немецкий Delivery Hero имеют около 600 дарксторов каждый.
В США наибольшее количество дарксторов у сервиса экспресс-доставки Gopuff. По данным на конец июля, у этой компании было 285 центров формирования заказов. Позже стало известно, что сервис приобрел британские Fancy (с 76 дарксторами) и Dija (с 40 дарксторами). Таким образом, онлайн-ритейлер получил объединенную сеть из, минимум, 400 дарксторов.
Немецкий Gorillas и американский Jokr к началу лета 2021 года имели не более 100 дарксторов каждый. Такие европейские сервисы как Flink, Weezy, Glovo (недавно запустил первые дарксторы), а также Jiffy и Fridge no more, запущенные российскими основателями, владеют не более 50 «темными магазинами».
Ранее сообщалось о том, что «СберМаркет» и «Самокат» принесли «Сберу» серьезные убытки.
Кроме того, «Самокат» набирает производителей альтернативных продуктов.
«Самокат» — это сервис доставки продуктов. «Самокат» был первым сервисом экспресс-дост.
С апреля 2021 года «Самокат» открыл 323 новых даркстора в 18 городах России.
Источник: «Самокат»
В настоящий момент онлайн- ритейлер «Самокат» представлен в 22 городах страны, где управляет сетью из 722 «темных магазинов» — это крупнейший показатель по числу дарксторов в Европе и США. Ближайшие конкуренты, турецкий сервис Getir и немецкий Delivery Hero имеют около 600 дарксторов каждый.
В США наибольшее количество дарксторов у сервиса экспресс-доставки Gopuff. По данным на конец июля, у этой компании было 285 центров формирования заказов. Позже стало известно, что сервис приобрел британские Fancy (с 76 дарксторами) и Dija (с 40 дарксторами). Таким образом, онлайн-ритейлер получил объединенную сеть из, минимум, 400 дарксторов.
Немецкий Gorillas и американский Jokr к началу лета 2021 года имели не более 100 дарксторов каждый. Такие европейские сервисы как Flink, Weezy, Glovo (недавно запустил первые дарксторы), а также Jiffy и Fridge no more, запущенные российскими основателями, владеют не более 50 «темными магазинами».
Ранее сообщалось о том, что «СберМаркет» и «Самокат» принесли «Сберу» серьезные убытки.
Кроме того, «Самокат» набирает производителей альтернативных продуктов.
«Самокат» опередил западных конкурентов по количеству дарксторов
«Самокат»: как работает сервис экспресс-доставки?
Компания «Самокат» за 2020 год выросла в обороте почти в 40 раз. Сейчас уже 411 дарксторов работают в четырех городах. Retail.ru побывал в одном из столичных дарксторов и рассказывает, как устроен сервис экспресс-доставки.
Фото: «Самокат»
Как это работает?
Сервис «Самокат», обещающий доставить продукты из магазинов за 15 минут, начал работать еще в 2018 году в Санкт-Петербурге. Сегодня он представлен уже в четырех российских городах – Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Нижнем Новгороде. Также частично охвачены Московская и Ленинградская области – каждая примерно на 40%. Скорость доставки обеспечивается благодаря дарксторам, расположенным в каждом районе города: на сборку уходит 2–5 минут, на доставку еще 5–20. Время доставки зависит от удаленности адреса покупателя от даркстора: в радиусе 1,5 км заказ приезжает за 15 минут. Компания постоянно расширяет сеть дарксторов.
Сервис «выстрелил» в пандемию, однако и после снятия ограничений интерес к услуге у потребителей не угасает. Оборот «Самоката» за последние шесть месяцев уже превышает оборот за весь прошлый год. Сейчас компания доставляет 4 миллиона заказов в месяц.
«У меня большой опыт работы в офлайне, – рассказывает сооснователь сервиса Вячеслав Бочаров. – При открытии физического магазина обычно учитывается несколько факторов. Размер района с точки зрения плотности проживания и бюджета семьи на продукты. Конкурентная среда и местонахождение конкурентов, а также сколько людей проходит через конкретную точку, где будет магазин. В нашем случае место не имеет значения с точки зрения его проходимости. Если даркстор находится не на первой линии, а в глубине района, то такое положение даже более выигрышно. Маршруты курьеров в этом случае можно строить с большим количеством комбинаций, логистика получается менее затратной. При открытии нового даркстора мы учитываем количество жителей, радиус действия услуги и бюджет семьи».
Фото: «Самокат»
Даркстор «Самоката» на первый взгляд похож на обычный магазин. Такие же стеллажи с товарами, только без ценников.
«В обычном магазине конфигурация расположения товарных групп устроена так, чтобы покупатель проделал как можно более долгий путь до товаров, которые ему нужны в повседневной жизни, – поясняет Вячеслав Бочаров. – Охлажденные продукты, молочка, хлеб обычно находятся в конце магазина. У нас все наоборот. Товары, которые пользуются наибольшим спросом, мы ставим в начало линии сборки. Распределение товаров также зависит от того, насколько они тяжелые. Хрупкие продукты должны оказаться в пакете наверху: никому не хочется получить мятые мандарины или раздавленный виноград».
В пустые боксы уже вставлены пакеты, чтобы сборка заказа прошла еще быстрее.
Сборка заказа начинается в тот момент, когда клиент нажимает кнопку «заказать». Уведомление появляется в приложении сборщика в виде списка. Для удобства сотрудников каждый пункт сопровождается фотографией товара. Кроме того, сами товары в списке расположены так, чтобы маршрут сборщика по даркстору получился минимальным. По даркстору сотрудники передвигаются с тележками, в которые установлены пластиковые боксы с заранее развернутыми в них пакетами: это тоже влияет на скорость доставки. В заказе таких боксов может быть несколько, сборщики ориентируются на объем и правила товарного соседства. Каждый товар перед укладкой в пакет отмечается ручным сканером, информация об этом автоматически дублируется в приложение. Собранный заказ передается курьеру.
Сборщик проверят качество всех свежих продуктов перед упаковкой в заказ.
«Почти все процессы в дарксторе автоматизированы, – рассказывает Вячеслав Бочаров. – Есть отдельный алгоритм, который мониторит товарные остатки. Есть алгоритм, который отслеживает сроки годности и дает сигнал о снятии позиции, у которой этот срок истек. Потому случаи, когда пользователи «Самоката» получают просрочку, очень редки. И чаще всего это системный баг, а не ошибка человека, который собирает заказ».
Искусственный интеллект также помогает прогнозировать поведение потребителей. Технология соотносит количество прогнозируемых и реальных заказов, может ограничивать их количество, чтобы справиться с нагрузкой. В пиковые часы или во время сильного снегопада, например, система может выставлять минимальную сумму чека для клиентов. Или вывести в район дополнительных курьеров, разослав пуш-уведомления тем, у кого в этот день выходной.
Фото «Самокат»
«Общая численность сотрудников «Самоката» – около 10 тысяч человек, – говорит Вячеслав Бочаров. – Курьеры составляют большую часть. И это единственные люди, которых видят наши клиенты. Мы относимся к своим сотрудникам серьезно и стараемся обеспечить для них комфортные условия: начиная от обустройства быта внутри точки и заканчивая удобством формы. Например, нам удалось сделать хорошие куртки. Настолько, что я видел курьеров, которые, видимо, подрабатывают в нескольких местах, в наших куртках с рюкзаками других сервисов.
Что выбирают покупатели?
Средний чек, по словам основателей сервиса, примерно такой же, как и у офлайн-сетей, поскольку ассортимент большинства дарксторов, по сути, повторяет ассортимент стандартного магазина у дома, за исключением алкоголя и табака. В дарксторах представлено порядка 2 тысяч SKU, товарная матрица настраивается в зависимости от города и района.
«Например, в ассортименте дарксторов Казани и Нижнего Новгорода достаточно много продукции местных производителей, – поясняет Вячеслав Бочаров. – Там к ней привыкли, и нет причин переучивать покупателей. В среднем от города к городу ассортимент отличается на 35–40%».
«Мы пытаемся делать продукты, которые имеют дополнительные свойства, и рассказываем об этом нашим покупателям, – говорит Вячеслав Бочаров. – Например, у нас есть макароны-ракушки из рисовой муки и макароны без глютена. Мы видим, что в каждой из категорий наша продукция постепенно становится лидером. Сейчас порядка 65% чеков содержат позиции СТМ. В частной марке мы формируем свой собственный набор позиций, который нам интересен. Это не та история, когда берется рецептура производителя и клеится наша этикетка. Мы создаем продукт и только потом занимаемся его размещением на производстве, исходя из технологических требований».
По словам основателей сервиса, сейчас они открыты к сотрудничеству с производителями. «Самокат» интересуют все товарные категории, на которые есть спрос. Однако сегменты условной кока-колы или батончиков Mars в СТМ трогать не планируют. Конкурировать с такими производителями, по мнению компании, нет смысла. Что касается еще одной растущей категории – готовой еды, – то наращивать ее внутри компании «Самокат» также не собирается. В доставке будут использовать существующие на рынке бренды, к которым у покупателей уже сложилось доверие.
В целом ассортимент дарксторов «Самоката» ограничен площадью помещений: выбраться за пределы 2500 SKU там вряд ли возможно. Для увеличения выбора компания сейчас открывает так называемые хабы. В приложении пользователей, которые попадают в радиус действия такого хаба, появляются две закладки. За 15 минут клиенту могут доставить ассортимент из каталога даркстора. Или можно заказать товары из большой матрицы хаба. Их доставят в указанный клиентом срок, минимум через час.
Планы на будущее
«Мы экономим нашим покупателям массу времени, – резюмирует Вячеслав Бочаров. – Если суммировать то время, которое люди потратили бы на поход в магазин, то «Самокат» сэкономил своим клиентам больше тысячи лет. Наши курьеры уже прошли 12 млн километров, это расстояние 15 раз от Земли до Луны и обратно».
В ближайших планах сервиса – дальнейшая региональная экспансия. В этом году «Самокат» планирует выйти как минимум за Урал.
«Я не верю, что мы вырастем в этом году в 40 раз, но в несколько раз вырастем точно, – говорит Вячеслав Бочаров. – И в 2022 году рост также продолжится. Это случится и за счет нашей географической экспансии, и через созревание дарксторов, которые уже открыты. Покупателей становится больше, и они становятся все более лояльными».