Что такое дактиль в литературе

Занятие 34. Размер стиха

Хорей. Самый первый, самый простой двусложный размер. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги (1, 3, 7 и т.д.).
Классический хорей:

Листья падают в саду.
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю, где попало. (И.Бунин)

Тем не менее, чистый хорей получить довольно трудно. В чистом хорее слова не могут быть более чем трёхсложными. Если мы расставим ударения в вышеприведённом четверостишии Бунина, можем заметить, что «лишнее» ударение падает на слог «ют» в слове «падают». Больше нарушений ударного ритма нет, но как же быть с этим? Так вот. Главное, чтобы присутствовало и «правильное» ударение, падающее в слове туда, куда следует. Если же по размеру выходит ещё одно, «лишнее» для данного слова, оно просто «безударно» декламируется, мягко, аккуратно. Такой пропуск ударения называется пиррихием.
Вот ещё хорей (тоже из Бунина):

В данном отрывке пиррихии можно обнаружить на слоге «ни» в слове «яблони», на букве «е» в слове «сизые» и так далее.
То есть не обязательно использовать в 4-стопном хорее по 4 ударения на строку. Но важно, чтобы ударений было достаточно, чтобы расслышать ритм стиха, то есть повторяемость заданного размещения ударений.
В общем, хорей использовать легко, слог простой, чаще всего используется четырёхстопный или пятистопный хорей, хотя попадается даже двустопный (очень редко).

Ямб. Не менее распространённый размер в русской поэзии, двусложный, ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6). Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб. Например, «Евгений Онегин» написан четырёхстопным ямбом. Ямб даже проще в эксплуатации (да простит меня русский язык!), чем хорей.

Над этим островом какие выси,
Какой туман!
И Апокалипсис был здесь написан,
И Умер Пан. (Н.Гумилёв)

Собственно, все трёхсложные размеры красиво выглядят при комбинации строк с разным количеством стоп.

Рвётся, и пляшет, и буйствует кардиограмма,
В ней, бессистемной творятся безумные вещи.
Мчится она то направо, то влево, то прямо,
Бьётся и, точно осина Иуды, трепещет.

(пример пятистопного дактиля.).

А вот экземпляр очень своеобразного шестистопного дактиля с двумя цезурами:

В жёлтой гости’ной, из серого клё’на, с обивкою шё’лковой,
Ваше Сия’тельство любит по вто’рникам томный журфи’кс
В желтой венге’рке комичного цве’та, коричнево-бе’лковой,
Вы предлага’ете тонкому о’бществу ирисный ке’кс,
Нежно вдыха’я сигары эрцге’рцога абрис фиа’лковый.
(И. Северянин)

Я долее слушать безумца не мог,
Я поднял сверкающий меч,
Певцу подарил я кровавый цветок,
В награду за дерзкую речь.
(Н. Гумилёв)

Вот пример редкого явления: шестистопный амфибрахий, чередующийся с пятистопным:

Ах, чудное небо, ей-богу, над этим классическим Римом,
Под этаким небом невольно художником станешь.
Природа и люди здесь будто другие, как будто картины
Из ярких стихов антологии древней Эллады. (А. Майков)

Мой любимый, мой князь, мой жених,
Ты печален в цветистом лугу.
Повиликой средь нив золотых
Завилась я на том берегу. (А. Блок)

Встречается 2,4,5-стопный анапест. Например, двустопный:

Ни страны, ни погоста
Не хочу выбирать.
На Васильевский остров
Я приду умирать.
(И. Бродский)

Это классическое стихотворение «Стансы» имеет характерную односложную клаузулу в 1-3 строках, что придаёт ему шарм, некоторую нестандартность слога.

Итак, мы рассмотрели пять основных стихотворных размеров. Обязательно пользуйтесь ими! Безусловно, на них нельзя зацикливаться, но история показывает, что эти размеры наиболее более всего подходят для стихосложения на русском языке, и игнорировать их в поисках новых форм нельзя категорически. Только научившись в совершенстве пользоваться классическими стихотворными размерами, можно переходить к поэтическому экспериментированию. Хотя. Пушкин и Лермонтов 200 лет назад, когда становление поэзии только шло и об использовании в стихах диковинных смесей размеров речи не было, уже искали новые формы, пытаясь разнообразить заданную Державиным классическую русскую поэзию. Вот поэтому они и великие.

В русском языке есть девять основных размеров. При отсутствии одной или нескольких гласных в строке любого из девяти размеров образуется десятый по счету размер, который называется дольником (термин введён В. Брюсовым от слова «доля»,»часть»).

Графическое изображение десяти размеров стиха:

ПРИМЕРЫ десяти размеров стиха:

1. Мча`тся ту`чи,вью`тся ту`чи.
2. Пора`,пора`,рога` трубя`т.
3. Ту`чи небе`сные,ве`чные стра`нники.
4. После`дняя ту`ча рассе`янной бу`ри.
5. Вот пара`дный подъе`зд. По торже`ственным дня`м.
6. С не`ба полуде`нного жара` не подступи`.
7. Фона`рики-изда`рики,скажи`те-ка вы мне`.
8. На возду`шном океа`не,без руля` и без ветри`л.
9. Под голубы`ми небеса`ми.
10.Что`-то с па`мятью мое`й ста`ло.

Размер народного стиха определяется не долготой всех его слогов (как в античном стихосложении), а числом ударений в строке.

Во` поле берё`зонька стоя`ла,
Во` поле кудря`вая стоя`ла…

В зависимости от задачи, поставленной перед собой автором, размер стиха может быть различным.

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском), французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой.

Надменный временщик, и подлый, и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
К.Ф. Рылеев

ГЕКЗАМЕТР (от греческого «шестимерный»). Стихотворный размер античной эпической поэзии. В русскую поэзию введен В.К. Тредиаковским.

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий сделал:
Многие души славных героев низринул.
Гомер «Илиада»

Губы мо`и прибли`жаются
К твоим` губам,
Таинства снова свершаются,
И мир, как храм.
В.Я. Брюсов

Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
А.С.Пушкин

Дух отрицанья, дух сомненья.
М.Ю.Лермонтов

«Неповторимая дней благодать. «

Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой.
М.Ю.Лермонтов

Горько плакал мальчик Лёва
Потому что нету клёва

Он ответил без улыбки:
Не клюют сегодня рыбки.
Н.Рубцов

В беспечных радостях, в живом очарованье,
О, дни весны моей, вы скоро утекли.
Теките медленней в моём воспоминанье.
А. С Пушкин

Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии были

ЧЕТВЕРОСТИШИЯ (катрены), октавы, терцины. Многие великие поэты
пользовались ими при создании своих произведений.

Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
С.Есенин

А миром правят ложь и ярость,
Плач не смолкает ни на миг.
И в сердце всё перемешалось:
В нем и святая к людям жалость,
И гнев на них, и стыд за них.
Н.Зиновьев

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись.
А.С.Пушкин

Схема октавы: АБАБАБВВ.

. Дайте мне дворец высокий
И кругом зеленый сад,
Чтоб в тени его широкой
Зрел янтарный виноград;
Чтоб фонтан не умолкая
В зале мраморном журчал
И меня б в мечтаньях рая,
Хладной пылью орошая,
Усыплял и пробуждал.
М.Ю.Лермонтов

Он в том покое поселился,
Где деревенский сторожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Всё было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде не пятнышка чернил.
Онегин шкафы отворил:
В одном нашёл тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой,
И календарь осьмого года;
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили.
В.Жуковский

Поэт! Не дорожи любовию народной
Восторженных похвал пройдёт минутный шум.
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься горд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.
Усердствуя плоды свободных дум,
Не требуя наград за подвиг благородный,
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит,
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
А.С.Пушкин

Схема сонета: АБАБАБАБВВГДДГ, но возможны и некоторые вариации в расположении рифм.

Терцинами написана «Божественная комедия» Данте. Но в русской поэзии они используются редко.
Схема терцины: АБА, БВБ, ВГВ, ГДГ, ДЕД. КЛКЛ.

Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит,
Что поправимы страшные потери,-
Ещё весной благоухает сад.
О, нежная сестра и милый брат!
Мой дом не спит, для вас раскрыты двери.
Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит.
И. Северянин (Лопарёв)

Схема триолета: АБАААБАБ.

Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
К.Чуковский

Источник

Занятие 3. Дактиль

1. Определение дактиля.
2. Распространённые дактилические размеры.
3. Равносложные дактилические размеры.
4. Разностопные дактилические размеры.
5. Разнообразие дактилических строф.
6. Задания для самостоятельной проработки

Количество стоп и слогов в строках дактиля, в зависимости от вида рифм и схемы ударных и безударных слогов указаны в таблице, приведённой выше.

В отдельных стопах реального дактиля на теоретически безударных слогах могут стоять сверхсхемные ударения, но при этом ударения основных членов предложения, использованных в строке, должны располагаться на теоретически ударных слогах.

Начнём знакомство с двустопного дактиля.

Кубок янтарный
Полон давно –
Пеной угарной
Блещет вино.

Расставим ударения в четверостишии:

КУбок янтАрный
ПОлон давнО –
ПЕной угАрной
БлЕщет винО.

Выделим в строках стопы:

Представим стопы четверостишия схематически:

Все строки являются ключевыми. Дактиль идеальный. Размер стихотворения: двустопный дактиль: 5/4 слогов, рифмовка перекрёстная: ж/м.

Строки стихотворения, написанного дактилем, могут быть и более длинными.

Белое солнце и низкие, низкие тучи,
Вдоль огородов – за белой стеною – погост.
И на песке вереницы соломенных чучел
Под перекладинами в человеческий рост.

Расставим ударения в четверостишии:

БЕлое сОлнце и нИзкие, нИзкие тУчи,
Вдоль огорОдов – за бЕлой стенОю – погОст.
и на пескЕ веренИцы солОменных чУчел
Под переклАдинами в человЕческий рОст.

Выделим в строках стопы:

Представим стопы четверостишия схематически:

Первая строка является ключевой. В остальных строках встречаются безударные стопы. Размер стихотворения: 5-ти стопный дактиль: 14/13 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

2. Самыми распространёнными являются трёх- и четырёхстопные дактили.

В чащах, в болотах, огромных,
У оловянной реки,
В срубах мохнатых и темных
Странные есть мужики.

Расставим ударения в четверостишии:

В чАщах, в болОтах, огрОмных,
у оловЯнной рекИ,
В срУбах мохнАтых и тЕмных
СтрАнные Есть мужикИ.

Выделим в строках стопы:

Представим стопы четверостишия схематически:

Во второй строке первая стопа безударная. Остальные строки, являясь ключевыми, позволяют однозначно идентифицировать типичный дактиль. Размер стихотворения: 3-х стопный дактиль: 8/7 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

Кажется, в жизни моей несвятой
Только и есть, что, в наследство для сына,
Клавишей битых разболтанный строй:
Знавшее виды мое пианино. С. 176.

Расставим ударения в четверостишии:

КАжется, в жИзни моЕй несвятОй
ТОлько и Есть, что, в наслЕдство для сЫна,
КлАвишей бИтых разбОлтанный стрОй:
ЗнАвшее вИды моЕ пианИно.

Выделим в строках стопы:

Представим стопы четверостишия схематически:

Все строки – идеальный дактиль. Размер стихотворения: 4-х стопный дактиль: 10/11 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.

Март мой! Под стрехами после капели
Залиловели полоски земли.
Март-бокогрей, поиграй на свирели,
Солнечным лучиком лед посверли. С. 135.

Расставим ударения в четверостишии:

МАрт мОй! Под стрЕхами пОсле капЕли
ЗалиловЕли полОски землИ.
МАрт-бокогрЕй, поигрАй на свирЕли,
Солнечным лУчиком лЕд посверлИ.
Выделим в строках стопы:

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «Мой» знаком плюс «+»:

Ключевыми являются две последние строки, по ним и определяем стихотворный размер. Размер стихотворения: 4-х стопный дактиль: 11/10 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

3. Перейдём к равносложному дактилю, в строках которого одинаковое число слогов и рифмы одного вида.

Белый зайчонок
На белом снегу –
Белая сказка
На каждом шагу.
Лес подмосковный
Во время пурги
Не отличишь
От сибирской тайги.

Поскольку каждая строка четверостишия разделена на две части, то для определения размера объединим их в полноценные строки.

Белый зайчонок на белом снегу –
Белая сказка на каждом шагу.
Лес подмосковный во время пурги
Не отличишь от сибирской тайги.

Расставим ударения в четверостишии:

БЕлый зайчОнок на бЕлом снегУ –
БЕлая скАзка на кАждом шагУ.
ЛЕс подмоскОвный во врЕмя пургИ
Не отличИшь от сибИрской тайгИ.

Выделим в строках стопы:

Представим стопы четверостишия схематически:

Первые три строки – идеальный дактиль. Размер стихотворения: 4-х стопный дактиль: 10/10 слогов; рифмовка смежная: м/м.

Молча сижу под окошком темницы;
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Расставим ударения в четверостишии:

МОлча сижУ под окОшком темнИцы;
СИнее нЕбо отсЮда мнЕ вИдно:
В нЕбе игрАют всЁ вОльные птИцы;
ГлЯдя на нИх, мнЕ и бОльно и стЫдно.

Выделим в строках стопы:

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «мнЕ» и «всЁ» знаками плюс «+»:

Ключевой является первая строка. Размер стихотворения: 4-х стопный дактиль: 11/11 слогов; рифмовка перекрёстная: Ж/ж.

В равносложном дактиле может использоваться и дактилическая рифма.

Узкий, нерусский стан –
Над фолиантами.
Шаль из турецких стран
Пала, как мантия.

Расставим ударения в четверостишии:

Узкий, нерУсский стАн –
Над фолиАнтами.
ШАль из турЕцких стрАн
ПАла, как мАнтия.

Выделим в строках стопы:

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в словах «стАн» и «стрАн» знаками плюс «+»:

Ключевой является последняя строка. Размер стихотворения: двустопный дактиль: 6/6 слогов; рифмовка перекрёстная: м/дактилич.

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Расставим ударения в четверостишии:

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною
МчИтесь вЫ, бУдто как Я же, изгнАнники
С мИлого сЕвера в стОрону Южную.

Выделим в строках стопы:

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «вЫ» знаком плюс «+»:

Ключевыми являются первая, вторая и четвёртая строки. Размер стихотворения: 4-х стопный дактиль: 12/12 слогов; рифмовка перекрёстная: Дактилич./дактилич.

4. Рассмотрим разностопный дактиль.

Ах, золотые деньки!
Где уголки потайные,
Где вы, луга заливные
Синей Оки? С. 19.

Расставим ударения в четверостишии:

ах, золотЫе денькИ!
ГдЕ уголкИ потайнЫе,
ГдЕ вЫ, лугА заливнЫе
СИней окИ?

Выделим в строках стопы:

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «вЫ» знаком плюс «+»:

Ключевыми являются вторая и четвёртая строки. По ним определяем размер стихотворения: 3-х стопный/двустопный дактиль: 7/8/8/4 слога; рифмовка кольцевая: м/ж/ж/м.

Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы…
Юная бабушка! – Кто целовал
Ваши надменные губы?

Расставим ударения в четверостишии:

ПродолговАтый и твЕрдый овАл,
ЧЕрного плАтья растрУбы…
Юная бАбушка! – КтО целовАл
ВАши надмЕнные гУбы?

Выделим в строках стопы:

Представим стопы четверостишия схематически:

Первая стопа в первой строке безударная. Остальные три строки, являясь ключевыми, позволяют определить размер стихотворения: 4-х/3-х стопный дактиль: 10/8 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.

4.3. Н. Крандиевская-Толстая

Длинной дорогою жизнь подводила
К этому страшному дню.
Все, что томилось, металось, грешило,
Все предается огню.

Расставим ударения в четверостишии:

ДлИнной дорОгою жИзнь подводИла
К Этому стрАшному днЮ.
ВсЕ, что томИлось, метАлось, грешИло,
ВсЕ предаЕтся огнЮ.

Выделим в строках стопы:

Представим стопы четверостишия схематически:

Все строки – идеальный дактиль. Размер стихотворения: 4-х/3-х стопный дактиль: 11/7 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

В разностопном дактиле может использоваться и дактилическая рифма.

Выйдем с тобой побродить
В лунном сиянии!
Долго ли душу томить
В темном молчании!

Расставим ударения в четверостишии:

ВЫйдем с тобОй побродИть
В лУнном сиЯнии!
ДОлго ли дУшу томИть
В тЕмном молчАнии!

Выделим в строках стопы:

Представим стопы четверостишия схематически:

Во всех строках идеальный дактиль. Размер стихотворения: 3-х стопный/двустопный дактиль: 7/6 слогов; рифмовка перекрёстная: м/дактилич

Ночка сегодня морозная, ясная.
В горе стоит над рекой
Русская девица, девица красная,
Щупает прорубь ногой.

Расставим ударения в четверостишии:

НОчка сегОдня морОзная, Ясная.
В гОре стоИт над рекОй
РУсская дЕевица, дЕвица крАсная,
ЩУпает прОрубь ногОй.

Выделим в строках стопы:

Представим стопы четверостишия схематически:

Все строки – идеальный дактиль. Размер стихотворения: 4-х/3-х стопный дактиль: 12/7 слогов; рифмовка перекрёстная: дактилич./м.

5. Разнообразие дактилических строф.

5.1. Н. Крандиевская-Толстая

Давность ли тысячелетий,
Давность ли жизни одной
Призваны запечатлеть мы, –
Все засосет глубиной,
Все зацветет тишиной.

Расставим ударения в пятистишии:

ДАвность ли тысячелЕтий,
ДАвность ли жИзни однОй
ПрИзваны запечатлЕть мЫ, –
ВсЕ засосЕт глубинОй,
ВсЕ зацветЕт тишинОй.

Выделим в строках стопы:

Представим стопы пятистишия схематически:

В первой и в третьей строках средние стопы безударные. Ключевыми строками являются вторая, четвёртая и пятая. Размер пятистишия: 3-х стопный дактиль: 8/7/8/7/7 слогов; рифмовка сложная: ж/м/ж/м/м.

5.2. Н. Крандиевская-Толстая

С детства трусихой была,
С детства поднять не могла
Веки бессонные Вию.
В сказках накопленный хлам
Страх сторожил по углам,
Шорохи слушал ночные.

Расставим ударения в шестистишии:

С дЕтства трусИхой былА,
С дЕтства поднЯть не моглА
ВЕки бессОнные ВИю.
В скАзках накОпленный хлАм
СтрАх сторожИл по углАм,
ШОрохи слУшал ночнЫе.

Выделим в строках стопы:

Представим стопы шестистишия схематически:

Во всех строках идеальный дактиль. Размер шестистишия: 3-х стопный дактиль: 7/7/8/7/7/8 слогов; рифмовка смешанная: М/М/ж/м/м/ж.

Стихотворение может быть написано и трёхстишиями.

В полном разгаре страда деревенская…
Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.

Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!

Расставим ударения в первом трёхстишии:

В пОлном разгАре страдА деревЕнская…
ДОля тЫ! – рУсская дОлюшка жЕнская!
ВрЯд ли труднЕе сыскАть.

Выделим в строках стопы:

Представим стопы трёхстишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «тЫ» знаком плюс «+»:

Из схемы видно, что идеальный дактиль в первой и третьей строках. В первых двух строках трёхстиший по 12 слогов и смежные дактилические рифмы. В последних строках по 7 слогов и мужская рифма для строк ближайших трёхстиший. Поскольку после семи трёхстиший стихотворение заканчивается двумя четверостишиями, укажем их размеры отдельно.
Размер трёхстиший: 4-х/3-х стопный дактиль: 12/12/7 слогов; рифмовка смешанная: дактилич./дактилич./м.
Размер четверостиший: 4-х/3-х стопный дактиль: 12/7 слогов; рифмовка перекрёстная: дактилич./м.

6. Задания для самостоятельной проработки.
Во всех заданиях необходимо расставить ударения в словах, выделить стопы в строках, представить строки схематически, найти ключевую строку (строки) и определить размер стихотворения. Решения заданий можно отражать в рецензиях на данное занятие.

С длинной беседушкой
Краем берез
Едем мы с дедушкой
На сенокос. С. 197.

Музыку трав и деревьев,
ближних и дальних дорог,
струн дымовых над деревней
слушать без устали мог С. 169.

Старый бульвар, заметенный листвой.
С каждой минутой деревья бесплотней…
Шорохи, шелесты… Из подворотни
ветра осеннего слышится вой. С. 184.

Много ли надо родимого неба,
Чистой, отглаженной солнцем травы,
Да воробьиного зернышка хлеба,
Да соловьиной делянки листвы. С. 181.

Вместо ограды облезлой
В местности незаселенной
Рядом с дорогой железной
Вырос кустарник веселый. С. 21.

Дедко поет, вырезая игрушки.
Вязнут в вязании пальцы старушки… С. 197.

Точно от града грозы навесной,
Кипень – вода озерка.
Сколько охотников – боже ты мой» –
На одного-то чирка! С. 44.

Источник

Дактиль

Из Википедии — свободной энциклопедии

Стихотворный размер
Двухсложные
˘ ˘пиррихий, дибрахий
¯ ˘хорей
˘ ¯ямб
¯ ¯спондей
Трёхсложные
˘ ˘ ˘трибрахий
¯ ˘ ˘дактиль
˘ ¯ ˘амфибрахий
˘ ˘ ¯анапест, антидактиль
˘ ¯ ¯бакхий
¯ ¯ ˘антибакхий
¯ ˘ ¯кретик, амфимакр
¯ ¯ ¯Молосс
См. основную статью для четырёхсложных.

Да́ктиль (др.-греч. δάκτυλος «палец») — трёхдольный размер античной метрики из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов; в силлабо-тоническом стихосложении ему соответствует стопа из одного ударного слога и двух безударных за ним.

Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля — двухстопный (в XVIII веке), четырёх- и трёхстопный (с XIX века).

Название происходит от греч. δάκτυλος — «палец». Палец состоит из трёх фаланг, первая из которых длинней остальных. Подобно этому дактилическая стопа состоит из трёх слогов, из которых первый ударный, а остальные безударные.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *