Что такое дактиль кратко
Дактиль
Из Википедии — свободной энциклопедии
Стихотворный размер | |
---|---|
Двухсложные | |
˘ ˘ | пиррихий, дибрахий |
¯ ˘ | хорей |
˘ ¯ | ямб |
¯ ¯ | спондей |
Трёхсложные | |
˘ ˘ ˘ | трибрахий |
¯ ˘ ˘ | дактиль |
˘ ¯ ˘ | амфибрахий |
˘ ˘ ¯ | анапест, антидактиль |
˘ ¯ ¯ | бакхий |
¯ ¯ ˘ | антибакхий |
¯ ˘ ¯ | кретик, амфимакр |
¯ ¯ ¯ | Молосс |
См. основную статью для четырёхсложных. |
Да́ктиль (др.-греч. δάκτυλος «палец») — трёхдольный размер античной метрики из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов; в силлабо-тоническом стихосложении ему соответствует стопа из одного ударного слога и двух безударных за ним.
Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля — двухстопный (в XVIII веке), четырёх- и трёхстопный (с XIX века).
Название происходит от греч. δάκτυλος — «палец». Палец состоит из трёх фаланг, первая из которых длинней остальных. Подобно этому дактилическая стопа состоит из трёх слогов, из которых первый ударный, а остальные безударные.
Значение слова «дактиль»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники
Вы́рыта да́ктилем я́ма глубо́кая
Мнемоническая фраза для запоминания размера.
Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля — двухстопный (в XVIII веке), четырёх- и трёхстопный (с XIX века).
Название происходит от греч. δάκτυλος — «палец». Палец состоит из трёх фаланг, первая из которых длинней остальных. Подобно этому дактилическая стопа состоит из трёх слогов, из которых первый ударный, а остальные безударные.
Популярная в 1920-е годы «рабочая теория происхождения ритма» связывала дактиль с ударными метрами, в частности с метром ударов молота.
ДА’КТИЛЬ, я, м. [греч. daktylos, букв. палец] (лит.). Трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге, напр.: ту́чки не|бе́сные, |ве́чные| стра́нники. Лрмнтв.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
да́ктиль
1. филол. трёхсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге ◆ В русской классической поэзии, базирующейся на принципах силлабо-тонического стихосложения, используются пять основных стихотворных размеров: два двудольных ― ямб и хорей и три трёхдольных ― дактиль, амфибрахий и анапест. Анатолий Голубев, «Поверить алгеброй хорей», 2009 г. // «Наука и жизнь» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: приноситься — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
дактиль
Полезное
Смотреть что такое «дактиль» в других словарях:
Дактиль — четырехмерная стопа античной метрики из одного долгого и двух кратких после него слогов: U U, в тоническом стихосложении ей соответствует стопа из одного ударного слога и двух безударных за ним: U U U, напр.: «Зеркало в зеркало с трепетным… … Литературная энциклопедия
ДАКТИЛЬ — (греч.). Стопа в стихах, состоящая из одного долгого слога и двух коротких, от греч. daktylos палец, который состоит из одного длинного и двух коротких суставов. Напр. Грудь лебединая ( о о оо), Поступь павлиная ( о о о о). Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка
Дактиль — ДАКТИЛЬ греческая стопа в один долгий и два кратких слога, по схеме: ⌣ ⌣ В нашем ударном стихосложении дактиль основная трехдольная стопа (см. Ритм). Путем односложной анакрусы получаем так называемый амфибрахий, путем двусложной… … Словарь литературных терминов
дактиль — гекзаметр Словарь русских синонимов. дактиль сущ., кол во синонимов: 4 • гекзаметр (3) • метр … Словарь синонимов
ДАКТИЛЬ — ДАКТИЛЬ, дактиля, муж. (греч. daktylos, букв. палец) (лит.). Трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге, напр.: «Тучки не|бесные, |вечные| странники.» Лермонтов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ДАКТИЛЬ — ДАКТИЛЬ, я, муж. Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. | прил. дактилический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ДАКТИЛЬ — муж., греч. стопа стихосложения, состоящая из одного долгого и двух коротких слогов. Посох пастуший из ясени. Дактилический, из стоп дактилей состоящий, сложенный. Дактило хореический, сложенный из дактилей и хореев. Дактилология искусство… … Толковый словарь Даля
Дактиль — (греч. daktuloV палец) стихотворный размер, состоящий изтрехсложной стопы, в которой первый слог долгий, а остальные два краткие ( (И). В римской и греческой поэзии Д. встречаются обыкновеннов шестистопных (гекзаметрах) и пятистопных… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Дактиль — (греческое daktylos, буквально палец), стихотворный метр, образуемый 3 сложными стопами с сильным местом (смотри Сильное место и слабое место) на 1 м слове стопы (“Вырыта заступом яма глубокая”, И.С. Никитин). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Дактиль: примеры стихов, написанных дактилем
Дактиль – стихотворный размер, состоящий из трех слогов и открывающийся ударным слогом.
Стопа дактиля строится из трех слогов в таком порядке: ударный – безударный – безударный. Схематически это можно представить как ÚUU| ÚUU| ÚUU| ÚUU, например:
В по́лном раз|га́ре стра|да́ дере|ве́нская…
Происхождение термина
Свое название дактиль получил от древнегреческого «δάκτυλος» – «палец». Казалось бы, причем тут палец? Здесь нужно вспомнить анатомию пальца: его три фаланги, первая из которых длиннее двух следующих, подобны трем слогам дактилической стопы.
Древние греки связывали происхождение дактиля с божественным Дионисом, который вещал стихами, составленными именно дактилической стопой.
Разновидности дактиля
В зависимости от количества стоп, используемых в каждой строке, стихи, написанные дактилем можно разделить на несколько типов, приведенных ниже вместе с примерами.
Двухстопный дактиль
Двустопный дактиль в «полном» виде встречается редко: из-за краткости строк каждое второе слово требует рифмовки, а деление фразы на состоящие из двух слов отрезки приводит к некоторой монотонности стиха:
В ра́бстве спа|сённое
Се́рдце на|ро́дное –
Зо́лото,| зо́лото
Се́рдце на|ро́дное!
Чаще встречается двустопный дактиль, усеченный на один или на два слога с чередованием женской и мужской рифмы.
Двустопным дактилем написан «Домбайский вальс» Юрия Визбора:
Трехстопный дактиль
Трехстопный дактиль более популярен: из-за того, что рифма повторяется не так часто, он ощущается свободнее, «шире». Полномерный трехстопник редко проходит через все стихотворение, предпочитая чередование полных строк с другими:
Звёзды зак|ры́ли рес|ни́цы,
Но́чь завер|ну́лась в ту|ма́н;
Тя́нутся |грёз вере|ни́цы,
В се́рдце лю|бо́вь и об|ма́н.
Благодаря более длинной строке словоразделов здесь уже два. Их расположение и перестановка могут менять эмоциональный настрой строк, подчеркивать наиболее значимые слова.
Четырехстопный дактиль
Вы́рыта |за́ступом| я́ма глу|бо́кая;
Жи́знь неве|сёлая,| жи́знь оди|но́кая…
Вновь полномерный дактиль передает меланхоличность и не случайно выбран для этих «могильных» строк. Интонационное ударение падает на слова «вырыта», «заступом», «невеселая». Кроме того, во второй строке двукратно понижается тон при переходе от существительного к прилагательному.
Однако, при перекрестном расположении рифм фраза четырехстопного дактиля уже звучит разнообразнее, свободнее:
Му́ж – госпо|ди́н красо|ты́ заме|ча́тельной,
В гва́рдии| го́д прослу|жи́вший| оте́честву,
Бы́л чело|ве́к разбит|но́й, обя|за́тельный,
Скло́нный к раз|гу́лу, к иг|ре́, к моло|де́честву…
В строках иногда присутствует цезура после второй стопы, при этом левое полустишие усекается на один слог:
Что́ ты за|во́дишь // пе́сню во|е́нну
Фле́йте по|до́бно, // ми́лый сни|ги́рь?
Три словораздела позволяют вести уже более сложную интонационную «игру».
Четырехстопный дактиль нередко чередуется в одном стихотворении с трехстопным. Обычно такое чередование упорядочено (например, 4–3–4–3). Произвольная последовательность – более редкий случай. Вот, например, соединение двух строк четырехстопника с трехстопным и даже одностопным дактилем:
Ду́мы ли| ре́ют тре|во́жно-не|свя́зные,
Пла́чет ли| се́рдце в гру|ди́, –
Ско́ро по|вы́сыплют| звёзды ал|ма́зные,
Жди́!
Куплеты знаменитой песни Юрия Визбора «Милая моя» также написаны четырехстопным дактилем:
Но будьте внимательны! Припев этой песни представляет собой смесь двух- и трехстопного хорея.
Пятистопный дактиль
Довольно редкий размер. Из-за большой длины строка обычно делится цезурой, хотя и не обязательной, на два отрезка после второй стопы. Цезура усиливает смысловую паузу:
Ме́сяц зер|ка́льный плы|вёт по ла|зу́рной пус|ты́не,
Тра́вы степ|ны́е у|ни́заны| вла́гой ве|че́рней,
Ре́чи от|ры́вистей,| // се́рдце о|пя́ть суе|ве́рней,
Дли́нные| те́ни вда|ли́ пото|ну́ли в лож|би́не.
Шестистопный дактиль
Шестистопный дактиль в обычном виде используется крайне редко, в основном встречаясь у символистов. Обязательной является большая цезура после третьей стопы (или на слог левее).
Ка́к нам от|ра́дно за|ду́маться // в су́мерках| све́тлых вдво|ём!
Те́нь проле|те́вшего| а́нгела // ви́жу во| взо́ре тво|ём.
Шестистопный дактиль наиболее известен в форме гекзаметра (с греческого – «шестимерный»), и в его вариации – пентаметра.
В русской поэзии они не получили распространения, однако, гекзаметр составляет основу переводов с греческого и латинского («Илиада», «Одиссея», «Энеида»):
Му́за, ска|жи́ мне о| то́м много|о́пытном| му́же, ко|то́рый,
Стра́нствуя| до́лго со| дня́, как свя|то́й Или|о́н им раз|ру́шен,
Мно́гих лю|де́й, горо|да́ посе|ти́л и о|бы́чаи| ви́дел…
Пентаметр в чередовании с гекзаметром («элегическое двустишие») также используется в переводах или в подражаниях древним.
Вот редкий пример шестистопного дактиля (с добавочным одностопным хореем на каждой строчке) в малоизвестной песне «Небо над озером» группы «ДДТ»:
Дактиль в русской поэтической традиции
Из трехсложных размеров дактиль наиболее органичен для русской поэзии. Возможно, потому что в трехсложных размерах проще и удобнее акцентировать именно первый слог.
Одним из первых популяризаторов трехсложных размеров в целом, и дактиля в частности, в XVIII веке стал Сумароков. Он применял их в переложениях псалмов, представлявших более свободную форму торжественных од:
Суетен будешь
Ты, человек,
Если забудешь
Краткий свой век.
В то время дактиль использовался поэтами-новаторами, стремившимися отойти от традиционных метров. Одним из таких модернистов был Державин:
Юная роза
Лишь развернула
Алый шипок,
Вдруг от мороза
В лоне уснула,
Свянул цветок…
Двухстопный дактиль вообще больше свойственен поэзии XVIII века. В XIX веке он отходит в тень, уступив место более длинным разновидностям размера.
Как уже говорилось, одна из особых форм многостопного дактиля – гекзаметр. Первым начал использовать «русский гекзаметр» Тредиаковский. Его гекзаметры в основном известны по поэме «Тилемахида» (1766).
Но подлинную известность гекзаметр приобрел в переводах античных произведений. Самый крупный из них – перевод «Илиады», выполненный в начале XIX века поэтом Гнедичем:
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал…
Со времени «Илиады» гекзаметр вошел в обиход и стал использоваться не только в переводах, но и в оригинальных произведениях.
Дальнейшей популяризации дактиля содействовал Жуковский, использовавший его в своих балладах. Некрасов обращался к дактилю как в лирике, так и в более крупных произведениях («Железная дорога», «Современники»).
Нельзя не отметить и такие гениально удавшиеся примеры дактиля, как лермонтовские «Тучи»:
Тучки небесные, вечные странники!
Легко освоены были и пятистопные дактили:
Горними тихо летела душа небесами,
Грустные долу она опускала ресницы.
Уже в начале XX века любители «сверхдлинных» размеров, среди которых выделялся Бальмонт, экспериментировали с семи- и восьмистопными дактилями. В целом же дактили разной длительности использовались поэтами Серебряного века: Ахматовой, Брюсовым, Северяниным и другими, наряду с поиском новых форм самовыражения.
Дактиль в русской поэзии XXI века
Русская поэзия XXI века находится в поиске новых форм, поэтому использование классических стихотворных размеров ей несвойственно. Например, современный поэт Данил Рудой часто прибегает к дактилю в качестве составного элемента своих сложных стихотворений, однако чистую дактилическую стопу использует крайне редко. Впрочем, вот несколько примеров:
Здравствуйте, дамы! Привет, господа!
Вот добрались и до вас мы. О, да!
Наш знаменитый ансамбль-коллектив
Трезв как стекло и чертовски игрив.
Хоть не заполнен ваш зал и на треть,
Наши моторы готовы взреветь.
Жаль, приглушить нам придется движок:
Утренник детский сегодня, дружок.
Миг расставанья настал.
Каждый сейчас одинок.
Шумом наполнился зал –
Это Последний звонок.
Здравствуй, Грядущее! Свет
Нам на дорогу пролей!
Мы же последний куплет
Вам посвящаем, Лицей!