Что такое дактильная речь
речь дактильная
Полезное
Смотреть что такое «речь дактильная» в других словарях:
РЕЧЬ ДАКТИЛЬНАЯ — [от греч. daktylos палец] речь при помощи дактильных букв, т.е. определенных конфигураций пальцев и их движений … Психомоторика: cловарь-справочник
речь мимико-жестовая — средство общения глухих людей посредством жестов и мимики, имеющих экспрессивный и означающий характер. Каждое понятие приписывается к определенному жесту, но родовидовые отношения между этими понятиями могут быть иными, чем в разговорной речи.… … Большая психологическая энциклопедия
РЕЧЬ — форма общения (коммуникации). людей посредством языка. Речевое общение организует совм. деятельность людей, способствует познанию людьми друг друга, является существенным фактором в формировании и развитии межличностных отношений. Благодаря P.… … Российская педагогическая энциклопедия
Речь — форма общения (коммуникации) людей посредством языка. Речевое общение организует совместную деятельность людей, способствует познанию друг друга, является существенным фактором в формировании и развитии межличностных отношений. Р. оформляется … Педагогический терминологический словарь
импрессивная речь — Этимология. Происходит от лат impressio впечатление. Категория. Форма речи. Специфика. Понимание устной или письменной речи. При нарушениях деятельности анализаторов импрессивная речь изменяется. В частности, устная импрессивная речь глухих может … Большая психологическая энциклопедия
экспрессивная речь — Этимология. Происходит от лат. expressio выражение. Категория. Форма речи. Специфика. Процесс порождения речевого высказывания, представленного в устной или письменной форме. Начало этого процесса лежит в формировании общего замысла, затем… … Большая психологическая энциклопедия
Дактилология (дактильная речь) — своеобразный вид словесной речи, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки;способ общения грамотных глухих людей с помощью ручной азбуки … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
слепоглухонемота — врожденная либо приобретенная утрата зрительной и слуховой функций и как следствие нарушение речи (немота). При наличии слепоглухоты в раннем детстве нарушается речевое общение с людьми и потому задерживается развитие умственное. Без специального … Большая психологическая энциклопедия
дактилология — Этимология. Происходит от греч. daktylos палец + logos учение. Категория. Форма общения. Специфика. Общение на основе дактильной азбуки глухих между собой и со слышащими, владеющими этим языком. Элементы этой азбуки однозначно соответствуют… … Большая психологическая энциклопедия
«Дактильная форма речи»
Дактильная форма речи
С. А. Зыков выдвинул дактильную форму в качестве исходной формы словесной речи при обучении неслышащих школьников языку. При этом он указывал на роль речевых кинестезий, на роль двигательного компонента в речевом развитии неслышащего ребенка.
На основании этого множества было предполагать, что в овладении языком играет существенную роль не только артикуляция, но и ручная (пальцевая) азбука, или дактилология.
Вопрос о дактилологии был поднят еще на совещании 1938г. ; дактилология была введена в школьные программы в послевоенное время и занимала второстепенное место, играла вспомогательную роль. В это же время под руководством С. А. Зыкова и А. Ф. Понгильской велась экспериментальная работа в базовых и прикрепленных школах для неслышащих.
Важную роль в формировании устной речи играет дактилология, в основе которой лежит та же звуко-буквенная система, что и в алфавите. Использование дактильной речи совместно с устной позволяет неслышащим учащимся быстрее овладеть звуко-буквенным составом слов и, кроме того, служит важным средством для обогащения словаря, усвоения структурных элементов грамматического строя языка и в целом для организации первоначального общения. В этой связи является важным определением того, когда, на каком этапе и в каком качестве следует использовать, дактильную речь.
Прежде всего дактильная речь всегда должна рассматриваться в соотношении с устной речью, по отношению к которой она является вспомога-
вспомогательным средством, призванным ускорить и облегчить формирование усной речи. Дактильную форму речи используют в качестг вспомогательного средства на первоночальном этапе обучения неслышащих
тельным средством, призванным ускорить и облегчить формирование устной речи. Дактильную форму речи используют в качестве вспомогательного средства на первоначальном этапе обучения неслышащих детей словесной речи. Дети гораздо легче овладевают дактилированием, чем произношением и письмом. По имеющимся данным, у детей 2-х лет этот процесс иногда занимает 5-6 месяцев (Н. А. Морева, 1964); глухие дошкольники 3-х лет овладевают умением дактилировать в период от двух недель до двух месяцев (Б. Д. Корсунская, 1969).
Некоторые сурдопедагоги (П. Д. Енько. 1907, И. А. Соколянский. 1940) считали, что даже при высокоразвитой технике дактилирования оно не может достигнуть темпа устной речи. Другие же авторы (Ф. И. Флери,1835, А В. Ярмоленко,1961) полагали, что при длительной практике скорость дактилирования может равняться быстроте устной речи.
Были проведены специальные научные исследования (М-Ф. Титовой, посвященные усвоению неслышащими школьниками произношения слова при использовании дактильной формы речи. Результат исследований показал, что, наряду с множеством положительных сторон дактильной речи, эта речь оказывает и известное отрицательное влияние на устную речь. Прежде всего это происходит потому, что слово, воспроизведенное в дактильной форме, несколько отличается от артикуляционного слова (ритмический рисунок слова). «Дактильное воспроизведение слова соответствует его буквенному выражению Дактилирование не передает вариантивности фонетики проявляющейся в детском слове” (М. Ф. Титова. 1963). Поэтому, несмотря на все достоинства дактильной формы речи, следует все таки не злоупотреблять ею в процессе обучения произношению, особенно при работе с детьми среднего и старшего школьного возраста.
Ha. ранних этапах обучения (подготовительный класс) методически наиболее целесообразным является использование учителем устно- дактильной формы речи с применением письменной речи (отдельных слов написанных на плакатиках).Учащиеся воспринимают речь учителя зрительно: чтение дактилем с руки, чтение с губ, глобальное чтение написанных слов,овладение путем подражания дактильными знаками усвоения произносительной стороны устной речи происходит в процессе одновременного дактилирования и проговаривания всего словесного материала, который функционирует в речи учителя и в ответах учащихся.
При этом в полной мере на первых порах используется в устной речи учащихся сокращенная система фонем, т. е. временное приближенное произношение отдельных звуков (Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина). Использование глобального, а затем расчлененного, основанного на овладении навыками чтения, восприятия написанных образцов способствует четкости и устойчивости в усвоении воспринимаемого речевого материала.
По мере развития слухового восприятия и совершенствования навыков чтения с губ учитель обращается к учащимся устно, используя только при затруднениях в общении дактильную форму речи.
Устная речь неслышащих формируется медленно, и дети далеко не сразу смогут свободно вести устные беседы. Вот тут то и должна прийти на помощь дактильная речь. Так утверждали Б. Д. Корсунская создатель системы формирования речи у дошкольников, и С А,Зыков, разработавший теоретические основы коммуникационной системы обучения языку неслышащих учащихся.
Действующая в нашей стране система обучения неслышащих детей получила название коммуникационной: еёреализация предполагает такую к: организацию педагогического процесса, при которой дети овладевают языком непосредственно в процессе общения.
С. А. Зыков, разработавший теоретические основы коммуникационной системы, выдвигая дактильную речь, как исходную в процессе обучения языку,таким образом аргументирует свой подход:
1. Дактильная речь легко воспринимается, ребёнок видит каждый элемент слова
2. Она полностью контролируется самим говоряищм. Неслышаший может проверить себя, сопоставляя свою речь со словом, данным учителем.
3. При дактилировании формируются пальцевые кинестезии (мышечное чувство руки, благодаря которым структура слова запоминается быстрее и прочнее.
4. Между пальцевыми кинестезиями и кинестезиями артикуляционного аппарата устанавливаются прочные нейродинамические связи, благодаря которым дактильная речь становится опорой для устной речи.
5. Дактильная речь помогает овладеть членораздельной речью, её грамматическим строем, словарным составом.
6. Эта форма речи обеспечивает неслышащему ребёнку на ранних этапах словесное общение, вытесняя жестовую речь.
Основные идеи С. А. Зыкова, а также результаты исследований его преемников нашли отражение в содержании и методах обучения, в принятых в наши дни программах специальных общеобразовательных школ для неслышащих детей.
Отсюда вытекают выводы:
1.В современной зарубежной сурдопедагогике развиваются различные подходы: от полного отказа использовать дактильную и жестовую речь («оральное» направление) до признания жестовой речи равноправным («тотальная коммуникация») и даже исходным («билингвистический подход») средством обучения. Однако, пока отсутствуют строгие доказательства, на основании которых можно было бы судить о существенных преимуществах одной педагогической системы перед другой, требуется дальнейшее изучение всех аспектов этой сложной проблемы.
1. Зайцева Г. Л. Дактилология. Жестовая речь. Москва”Просвещение”,1991.
3. Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих детей речи.
4. Зыкова М. А. О речевом общении глухих младших школьников.
Что такое дактильная речь
Дактилология (или пальцевая азбука) — является одной из форм письменной или словесной речи. Это способ разговаривать при помощи азбуки глухонемых, в которой каждая буква изображается пальцами, сложенными условным образом.
Иногда слышащие люди принимают пальцевый алфавит за жестовый язык. Однако это разные вещи: в то время как пальцевым алфавитом передают звуки речи (буква за буквой), жестовые знаки же представляют целые слова. Элементы дактильной азбуки аналогичны буквам письменного языка, но есть и искажения. Буквы из дактильного алфавита принимают различные положения пальцев, воспроизводящие знаки, функционально аналогичные буквенному алфавиту. И по очертанию многие из них отдалённо напоминают буквы печатного шрифта (в частности, «О», «М», «Л», «Ш»). Каждое положение пальцев при этом означает букву.
Процесс общения на дактиле (дактилология) происходит таким образом, что говорящий показывает буквы на дактиле, а воспринимающий следит за движением руки визуально. Если же зрение человека не позволяет ему видеть знаки, и он воспринимает их осязательно, то такое общение называется дактильно-контактной речью (ДКР). Если же при общении со слепоглухими людьми на ладони другого человека пальцами воспроизводят очертание букв, то это уже не дактилология, а письмо на ладони, или так называемая дермография. Она используется, если говорящий не владеет специальной азбукой.
В настоящее время в мире существует более 43 таких алфавитов и систем. Количество знаков в «пальцевом алфавите» зависит от знаков в алфавите языка, хотя не всегда они равны. В России, к примеру, 30 знаков передают 33 буквы кириллицы. В Китае 30 знаков передают символы фонетического алфавита «пиньинь», которым пользуются в наше время.
Хотя пальцевые алфавиты могут служить довольно приемлемым средством общения. Ни один из них не предусматривает заглавных букв, знаков пунктуации или знака пробела между словами. Использование таких алфавитов также ограничено по части передачи названий и имен, иностранных слов и слов, выражающих эмоции, если только оба собеседника не знают хорошо, о чем идет речь.
При использовании дактилологии овладение письменными нормами речи значительно облегчается. Усвоенная детьми дактильная речь может быть использована в качестве первой речевой формы (до овладения устной и письменной формами речи). Может использоваться как основное средство обучения словесной речи в специализированных учебных заведениях. В старших классах этих заведений менее употребительно.
В большинстве «пальцевых азбук» используется одна рука. Считается, что это «более удобно», так как вторая рука свободна для других действий. Однако, есть системы, где используются две руки (к примеру, в языках семьи британского жестового языка) — британском, австралийском, новозеландском. Самое раннее упоминание об алфавите, использующем две руки, встречается в книге «Дидаскалокофус, или Руководство для глухих и немых людей» (1680 год). Среди появившихся впоследствии систем, использующих две руки, была Дигити-Лингва (1698 год). Современный пальцевый алфавит с использованием двух рук, как полагают, происходит от одной из версий «Дигити-Лингва».
Дактильная речь и ее особенности
Дактильная речь и ее особенности
Дактилология, или дактильная речь, — это форма словесной речи. Дактильную азбуку называют ручной, т. к. каждая буква передается определенными положениями пальцев одной (одноручная дактилология) или обеих рук (двуручная дактилология). Посредством этих дактильных знаков, следующих друг за другом в определенном порядке, может быть составлено любое слово, любое предложение, например: Москва — столица нашей Родины.
Дактильная речь позволяет передавать любые сообщения в процессе непосредственного общения с глухими, слабослышащими и слепоглухими людьми. Каждый дактильный знак (дактилема) соответствует определенной единице устной речи. Процесс общения с помощью дактильных знаков можно назвать письмом в воздухе. Это письмо осуществляется слева направо. В отличие от, идеографического письма дактильное письмо отражает звуковую форму слова.
С помощью дактильной речи воспроизводится не только общий смысл сообщения, но и его дословное содержание. При дактильном разговоре соблюдаются все правила орфографии, морфологии и синтаксиса данного языка. Дактильная форма речи имеет черты сходства и отличия от письменной и устной форм речи. Дактильная речь подчиняется дравидам не столько устной, сколько письменной речи. Дактильная речь воспринимается зрительно. Говорящий посредством дактильного алфавита воспроизводит словесную речь не орфоэпически, а орфографически. При дактилировании происходит не слушание речи, а чтение ручных изображений буквенного состава слова.
Дактильная форма речи не позволяет воспринять все слово или короткое предложение одновременно, как это имеет место при чтении письменной или восприятии устной речи. При дактилировании видны только отдельные, пишущиеся в воздухе знаки букв. Дактильный знак исчезает из поля зрения после появления, следующего знака. Даже при повторном дактилировании нельзя увидеть слово в целом. Его всегда нужно мысленно составить из суммы продактилированных букв. Дактильная система предназначена не только для обучения глухих устной речи и общеобразовательным предметам, но и для общения слышащих с глухими и глухих между собой. Значение дактильных знаков понятно только тем, кто усвоил соответствующий алфавит. Дактильная азбука используется глухими и близкими к ним людьми. В настоящее время дактилология применяется во всем мире, но она не интернациональна. Дактильные алфавиты содержат количество знаков, соответствующее числу букв, имеющихся в алфавите того или иного языка. Распространение дактильного алфавита во всем мире среди глухих и использование его до настоящего времени — основательное доказательство жизненности этой формы словесной речи.
При дактилировании надо придерживаться ряда правил. Рассмотрим эти правила.
1. Дактилирование надо производить правой рукой. Кисть руки должна быть обращена ладонью к собеседнику.
Дактилология
Дактилология — (др.-греч. δάκτυλος — палец + др.-греч. λόγος — учение) — своеобразная форма речи (общения), воспроизводящая посредством пальцев рук орфографическую форму слова речи, поскольку использует дактильную азбуку. Тем самым дактилология сочетает в себе признаки как устной речи, поскольку используется для оперативного общения, так и письменной, поскольку имеет форму последовательности знаков в соответствии с нормами орфографии.
Иногда слышащие люди принимают пальцевый алфавит за знаковый язык глухонемых. Однако это разные вещи: в то время как пальцевым алфавитом передают звуки речи (буква за буквой), жестовые знаки представляют целые слова.
Содержание
Описание
Элементы дактильной азбуки аналогичны буквам письменного языка, Она используется, если говорящий не владеет специальной азбукой.
Дактилемы (буквы из дактильного алфавита) — различные положения пальцев воспроизводят знаки, функционально аналогичные буквенному алфавиту; и по очертанию многие из них отдаленно напоминают буквы печатного шрифта (в частности, «о», «м», «г», «ш»). Каждое положение пальцев при этом означает букву.
В настоящее время в мире существует более 40 таких алфавитов и систем. Количество знаков в «пальцевом алфавите» зависит от знаков в алфавите языка, хотя не всегда они равны. В России, к примеру, 30 знаков передают 33 буквы кириллицы. В Китае 30 знаков передают символы пиньинь, фонетического алфавита, которым пользуются в наше время.
Хотя пальцевые алфавиты могут служить довольно приемлемым средством общения, ни один из них не предусматривает заглавных букв, знаков пунктуации или знака пробела между словами. Использование таких алфавитов также ограничено по части передачи названий и имен, иностранных слов и слов, выражающих эмоции; если только оба собеседника не знают хорошо, о чем идет речь.
При использовании дактилологии овладение письменными нормами речи значительно облегчается. Усвоенная детьми дактильная речь может быть использована в качестве первой речевой формы (до овладения устной и письменной формами речи). Может использоваться как основное средство обучения словесной речи в специализированных учебных заведениях. В старших классах этих заведений менее употребительно.
Основные правила [2] [нет в источнике 329 дней]
Так же как письмо, чтение и произношение, дактилирование требует соблюдения норм словесной речи и ведется по следующим правилам:
История возникновения
Кто первый изобрел дактильный алфавит, точно не установлено. Известно, что изображения пальцевых букв встречаются уже в латинской Библии Х в. Возможно, некоторыми ручными знаками, в том числе и буквами, пользовались уже в древности.
Возникла дактилология, согласно преданию, в XVI веке, основана монахом-цистерцианцем Педро Понсе де Леоном (Pedro Ponce de Lion, 1520—1584). Первоначально использовалась для соблюдения принятого в ордене цистерцианцев обета молчания, но потребность общения оказывалась сильнее церковных канонов. Исследователи считают, что впервые дактильный алфавит опубликован в 1593 г. испанским монахом де Вебра (М. de Vebra). В 1620 же году испанский монах-бенедиктианец Хуан Пабло Бонет опубликовал книгу «Упрощение букв и искусство обучения речи глухих».
Специальный дактильный алфавит, созданный для обучения глухих, был опубликован в 1629 г. Бонетом (J. P. Bonet). Дактильная азбука Бонета в XVIII в. была положена в основу французского дактильного алфавита первыми учителями глухих во Франции — Перейра (R. Pereira) и Делепе (Ch. M. De L’Epee), а также американского дактильного алфавита, разработанного в начале XIX в. Галлодетом (Т. Н. Gallaudet) и Клерком (L. Clerc).
А вот британский дактильный алфавит, первая публикация которого относится к 1698 г., построен на другой основе. В отличие от испанского, французского, американского и многих других этот алфавит — двуручный. Его современная модификация широко используется, помимо Великобритании, также в Австралии, Южной Африке и других странах.
Впоследствии дактиль стали использовать для общения глухих между собой и со слышащими, владеющими этой азбукой. В отечественной практике при обучении слепоглухонемых дактилология является ведущим, но не единственным средством общения. В 1963 году разработан Международный пальцевый алфавит для использования в общении людей разных стран, к примеру, на Олимпиадах или конгрессах Всемирной федерации глухих.
Дактильная (finger spelling) и маноральная речь (qued speech)
При дактильной речи точно придерживаются традиционных норм правописания. В процессе маноральной (от лат. manus — рука и oralis — устный) системе речи, то есть при визуальном считывании с губ, говорящий руками подает собеседнику вспомогательные знаки, помогающие глухому уловить трудно различимую визуально разницу между звонкими и глухими (г — к; д — т; б — п и т. д.), твёрдыми и мягкими (т — ть, с — сь и т. д.) звуками (например, кисть, лежащая на груди, означает звонкий, а удалённая от груди — глухой звук).
Одноручная и двуручная
В большинстве «пальцевых азбук» используется одна рука. Считается, что это «более удобно», так как вторая рука свободна для других действий. Однако, есть системы, где используются две руки (к примеру, они используются в Британии). Самое раннее упоминание об алфавите, использующем две руки, встречается в книге «Дидаскалокофус, или Руководство для глухих и немых людей» (1680). Среди появившихся впоследствии систем, использующих две руки, была Дигити-Лингва (1698). Современный пальцевый алфавит с использованием двух рук, как полагают, происходит от одной из версий «Дигити-Лингва». Этот же алфавит используется в странах Британского содружества, таких, как Австралия, где он был введен в 1860 году.