Что может заставить человека работать с предельным напряжением сил
Что может заставить человека работать с предельным напряжением сил
Сегодня ни для кого уже не секрет, что у каждого человека сугубо свои «красные кнопки» мотивации. Как же их определить?
А почему бы просто не спросить об этом у самого человека?! Думаете, не скажет? Если спросить прямо в лоб – не скажет, но если поставить вопрос немного по-другому: что, по-вашему, стимулирует людей работать лучше? Порассуждать за других мы все, как правило, очень даже любим.
Достаточно вставить данный вопрос в любой тест, например, перед очередной летучкой. Объяснив это тем, что короткое упражнение поможет им отключиться от текущих рабочих проблем, снять усталость. Тот, кто даст больше всего ответов за определенное время (20-25 сек. на один вопрос), получит приз.
Вопросы, например, могут быть следующими:
Ответы необходимо проанализировать с точки зрения возможностей и опасностей для управления, адаптировать к специфике деятельности компании, корпоративной культуре и т.д.
Это даст возможность:
А теперь рассмотрим некоторые варианты ответов и проанализируем их.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС:
«Что стимулирует людей работать с полной отдачей?»
«Высокая зарплата» Материальный фактор имеет большое значение, сотрудник управляется деньгами. Привязав результаты работы к вознаграждению, можно добиться высокой эффективности труда. НО материальный фактор за 2-3 месяца превращается из «дара» в «право» получать компенсацию. Поэтому необходимо использовать нематериальные мотиваторы.
«Ориентация на результат» Главный мотиватор – сам факт достижения цели. Редкое и ценное качество: таких людей не более 20%. Им необходимо ставить задачи, руководствуясь SMART- критериями, это обеспечит их эффективность.
«Карьерный рост» Заинтересованность в перспективе развития, следовательно необходимо планировать карьеру такого сотрудника. Иначе можно прогнозировать потерю его эффективности и поиск другого места.
«Неавторитарный стиль управления» Отрицание в ответе демонстрирует еще одну закономерность: так называемое избегание – точки особой значимости, связанной с негативным опытом. Работник не приемлет стиль руководства, который исключает творческий подход. Ставя цель, необходимо четко определять ожидаемый результат, а поиск способов его достижения оставить на усмотрение сотрудника
ВЫВОД: сотрудник может быть руководителем группы или проекта, во всяком случае, такая перспектива (при наличии должных компетенций) вполне обоснована.
«Одобрение, давление» Классический вариант внешней референции. С этим сотрудником руководителю стоит постоянно «держать руку на пульсе».
«Карьерный рост» Есть риск, что, став руководителем, такой сотрудник будет проецировать на работников свои представления о мотивации и реализовывать соответствующий стиль управления (авторитарный), с которым не согласятся творческие личности.
ВЫВОД: сотрудник может быть эффективен в подразделениях, где необходимо держать людей «в тонусе», осуществлять периодический контроль.
«Достойная зарплата» Ответ свидетельствует о негативном опыте. Стоит обсудить вопрос о вознаграждении и убедиться в том, что сотрудник считает нынешнюю зарплату приемлемой. Риск заключается в том, что представления работника и руководства о «приемлемости» могут не совпадать. Если согласование невозможно, сотрудник уволится.
«Командный дух» Сотруднику важно вписаться в коллектив, который он воспринимает как команду (общие цели, взаимопонимание, взаимопомощь). Вероятно, в данном случае хороший коллектив «компенсирует хорошую зарплату.»
ВЫВОД: постановка задач по SMART-критериям позволит реализовать нематериальную мотивацию. Работа в дружном коллективе будет положительно влиять на эффективность работы, однако вопрос о зарплате стоит обсудить как можно быстрее. Так же, как и в первом случае, сотрудник готов руководить. На бессознательном уровне он понимает, что успешное управление персоналом зависит от того, как ставятся цели и задачи.
Следовательно, проецируя свои представления о мотивации на подчиненных, он будет воспитывать у них ориентацию на результат, что важно для эффективной работы всей организации.
Собеседование: Вопросы – ответы
Скоро собеседование?Так подготовься!Давай, садись поудобнее. Сделай глубокий вдох… выыдох, вдоох, выыыдох.Расслабься, сейчас я на пальцах расскажу тебе, как увеличить твои шансы получить работу в несколько раз.У меня есть проверенная методика подготовки, и ее уже можно купить.Благодаря авторскому сборнику вопросов-ответов от Георгия Лосева ты будешь готов к любому вопросу на собеседовании.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Собеседование: Вопросы – ответы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
2. Можете ли вы работать под давлением?
На этот вопрос легко ответить, даже если он заставляет вас нервничать. Хоть это и закрытый вопрос, не стоит отвечать на него строго «да» или «нет». Используйте историю, в которой вы работали имея дедлайн.
— В прошлом месте работы была специфика, что все поступающие заказы — срочные. Сначала меня это напрягало, но со временем, я научился просто делать лучшее, что могу в конкретной ситуации. Поэтому сейчас работа в стрессе для меня — обычное дело.
— На самом деле я люблю работать под давлением, когда есть строгий дедлайн, это улучшает дисциплину, а также в таких ситуациях я чувствую ценность своего времени и получаю больше удовлетворения от результата. Просто нужно использовать техники тайм-менеджмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Собеседование: Вопросы – ответы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Смотрите также
Спроси маму: Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут?
Роберт Фитцпатрик, 2014
Принципы. Жизнь и работа
Владимир Моженков, 2017
Мобильный тренинг: от А до Ё
Настольная книга посуточника. Старт
25 советов выжившего на ИТ-проектах
Банковские кейсы 1.0. Развитие, продажи, карьерный рост менеджера по продажам
50 эффективных техник привлечения клиентов
Поиск работы от «А» до «Я»
Как найти любимую работу? Руководство к действию
Вопросы при приёме на работу.
Организация и работа
Что вы знаете о нашей организации?
Чем бы вы хотели заниматься в нашей организации, если бы это зависело только от вас?
Почему вы считаете, что вам понравится эта работа?
Что вы думаете о сверхурочной работе?
Если вы получите приглашение, когда вы сможете приступить к работе?
Почему вас заинтересовала предполагаемая работа?
Что для вас больше значит: сама работа или то вознаграждение, которое вы получаете за неё?
Что может заставить вас работать с предельным напряжением сил?
Как вы переносите напряжённые условия работы?
Что для вас является наиболее важным в вашей работе?
Если вы столкнетесь с серьёзными трудностями на работе, какого рода они могли бы быть?
Что вы боитесь обнаружить на этой работе? (желательно назвать не менее трёх моментов)
Что, по-вашему мнению, определяет успех индивидуума в хорошей организации?
Объясните мне, почему я должен принять вас на работу?
Прошлое
Какое место вы занимали в выпускном классе? Группе ВУЗа? Сколько там было человек?
Какие специальные курсы вы изучали в институте для подготовки к данной работе?
За что вас критиковали в течение последних четырех лет?
Назовите три ситуации, в которых вам не удалось добиться успеха. Почему?
Какая из ваших предыдущих работ была наиболее интересной? Почему?
Служили ли вы в армии? Если да, то род войск? Если нет, то почему?
Чем вы занимались на прошлой работе в момент увольнения?
Что из себя представлял ваш начальник?
Вы получили хорошее образование. Что вы из него вынесли?
Объясните истинные причины, по которым вы уходили с каждого предыдущего места работы.
Будущее
Каковы ваши долгосрочные планы?
Сколько денег вы надеетесь заработать к 30, 40, 50 годам?
Какие цели вы ставите перед собой в долгосрочном плане?
Почему вы выбрали именно эти цели и как вы собираетесь их достичь?
Какие именно цели, не связанные с работой в предлагаемой должности, вы ставите перед собой на ближайшие 5 лет?
Как вы представляете свое положение через 3–5 лет и как собираетесь его добиться?
Что вы боитесь обнаружить на этой работе? (желательно назвать не менее 3-х моментов).
Когда вы сочтёте себя достигшим цели (критерии определения успеха)?
Собираетесь ли вы продолжить образование?
Представьте, что у вас оказалось собственных 100 тысяч долларов. Что вы с ними будете делать?
Профессиональная компетентность
Какова ваша квалификация и почему вы считаете, что в своей области вы будете работать успешно?
Какие навыки вы получили, выполняя ранее другие работы?
Что вы делали для своего профессионального роста за последние 2–3 года?
Есть ли у вас какие-то особенные способности или навыки?
Работали ли вы когда-либо в данной области или близко к ней?
Какие из ваших должностных обязанностей вы выполняли с наибольшим удовольствием?
Какие специальные курсы вы изучали в институте для подготовки к данной работе?
Как вы думаете, поможет ли вам ваше образование выполнять предполагаемую работу?
Что для вас означает «руководить»?
Непрофессиональные формы активности
Что вы любите делать в свободное время? Есть ли у вас хобби?
Что вы делаете для укрепления своего здоровья?
Как вы обычно проводите свой отпуск?
Чем вы занимались в период каникул?
Принимали ли вы участие в различных формах общественной деятельности?
Назовите, пожалуйста, три ваших достижения в непрофессиональной сфере.
Личные качества
Как вы думаете, в чём ваши сильные и слабые стороны?
С каким типом людей вам легче всего находить общий язык?
С каким типом людей вам трудно общаться? Как вы раньше вели себя с ними? Как собираетесь вести себя в будущем?
В глубине души, чем вам интересно заниматься в жизни?
Как бы вы описали себя с помощью трёх прилагательных?
Как бы ваши подчиненные описали бы вас с помощью трёх прилагательных?
У всех имеются какие-то негативные черты, которые хотелось бы исправить. Не так ли? Не назовете ли вы три свои черты, которые хотелось бы исправить?
Какую работу вы любите больше всего?
Какие работы вы любите меньше всего?
Что для вас важнее всего при оценке вашего руководителя?
Как, по-вашему мнению, должны складываться отношения между личной жизнью и работой?
Как бы вас описал ваш друг?
Как бы вы описали наиболее близкого к идеалу и наиболее далекого от идеала начальника?
Что заставит сотрудников работать с полной отдачей?
Умение мотивировать персонал в сегодняшних условиях, когда каждый руководитель мечтает о том, чтобы трое специалистов работали, как пятеро, будет тем индикатором, который позволит компаниям найти и реализовать новые возможности для рывка. Как быстро и достоверно определить основные мотивационные ожидания сотрудников, и как эффективно использовать их в современных условиях экономической нестабильности?
Получаем информацию
Узнать, что необходимо сделать для того, чтобы сотрудник работал с полной отдачей можно, например, с помощью метода проективных вопросов. Он поможет провести экспресс-диагностику и быстро получить ответ на желаемый вопрос. Условия применения этого метода просты:
Спросите сотрудника, например, «что сегодня стимулирует людей работать эффективно, с полной отдачей?», дайте ограниченное время на ответы (ответов должно быть как можно больше – минимум три, лучше пять), и вы получите его условия работы с полной отдачей. Опрос можно проводить как в письменной, так и в устной форме.
Письменный опрос – проще и быстрее. Достаточно поместить интересующий вопрос в любой тест, даже игровой. В идеале опрашиваемый не должен догадаться о цели и предмете опроса. Например, проведите тестирование перед очередной летучкой, собранием, тренингом. Объясните людям, что это короткое упражнение поможет им отключиться от текущих рабочих проблем, снять усталость, подготовиться к другому виду деятельности.
Мария ЛАВИЦКАЯ, менеджер по персоналу ГК «Медведь Холдинг» (г. Красноярск):
«Для того, чтобы понять, что именно мотивирует сегодня сотрудников нашей компании, и насколько руководители знают потребности коллектива, мы разработали специальный опросный лист. В нем мы попросили работников организации оценить по 10-балльной шкале присутствие в организации таких факторов, как высокие результаты работы, нацеленность на достижение поставленных задач, готовность работать в команде, любовь к своей работе. Общий балл по каждому из критериев мы вывели по формуле Х = Н:Y, где H – общее количество опрошенных, Y – общая сумма баллов по каждому критерию, Х – итоговая оценка присутствия фактора в организации. Небольшое значение Х указывало на то, что данный фактор меньше всего мотивирует сотрудников».
Сколько спрашивать?
Количество вопросов зависит от целей исследования. До недавнего времени и один вопрос позволял получить информацию, необходимую для построения системы эффективного ситуационного руководства сотрудником. Но теперь ситуация изменилась. Сейчас нужны более тонкие уровни мотивации и более детальное описание и понимание ожиданий сотрудника. Нужно нечто, что позволит собрать из кусочков мотивационный пазл* его образа и оценить возможности и опасности ситуации, выбрать реальные на сегодняшний день способы управления его эффективностью. Практика проведения подобных диагностик свидетельствует о том, что пять правильных вопросов позволяют решить данную задачу. Последовательность этих вопросов можно назвать моделью START.
В модели START каждый вопрос раскрывает определенный срез основных ожиданий сотрудника, позволяющих сформировать представления о том, что будет его мотивировать и что будет демотивировать и / или уже демотивирует. Конечно, полученная информация может являться только началом глубокого исследования системы личностных мотиваторов – отсюда и название модели. Тем не менее, собрать мотивационный пазл в первом приближении она позволяет. Для того чтобы разобраться, как модель работает, остановимся на каждом из пяти вопросов подробнее.
Диагностика мотиваторов по модели вопросов START
Модель
START
Диагностический вопрос
Информация, содержащаяся в ответе на вопрос
1. S – STOP /Стоп
Что вам больше всего нравится в компании, в вашей работе*?
Из ответа становится понятно, что сотрудник ценит в компании и / или в своей работе больше всего. В современных условиях подобная информация может оказаться даже более ценной, чем знание об ожиданиях сотрудника. Дело в том, что в период кризисов и перемен чувство психологической безопасности и минимальной стабильности мы можем обеспечить не тем, что расскажем сотруднику об изменениях, предстоящих в ближайшее время (именно это его и пугает), а дадим гарантии, что что-то важное для него останется неизменным. Эффект такой мотивации – создание ощущения минимальной психологической безопасности, без которого ни о какой эффективной работе речи быть не может
2. T – Task /
Задача
Что сегодня сти-мулирует людей работать наиболее эффективно?
Ответы дадут представления об ожиданиях сотрудника и условиях его работы с полной отдачей. Наша задача – обеспечить реализацию этих условий. Сравнение ответов на вопросы Stop и Task позволит определить, в какой степени ожидания сотрудника реализованы в настоящее время, и, следовательно, оценить насколько эффективно он сейчас работает
3. А – Аction /Действие
Каким должен быть хороший сотрудник?
Ответы дадут информацию о том, какие действия сотрудник считает «правильными». Если это не те поведения и компетенции, которые нужны компании для успешной, эффективной работы сегодня, – стоит работать над изменением его представлений. Кроме того, сравнивая ответы на данный вопрос с ключевыми компетенциями компании (если они разработаны), можно оценить, насколько эффективно система компетенций внедрена в компании, насколько сотрудники пользуются ею и верят в нее. Если ответы о «хорошем» сотруднике не совпадают с индикаторами поведений, описывающими проявления компетенций, можно предположить, что систему не удалось донести до персонала организации
4. R – Role /Роль
Идеальный руко-водитель, какой он?
Ответы содержат информацию о том, какой образ руководителя, стиль управления хочет видеть сотрудник. Данная информация принципиальна, так как в современных условиях образ Лидера является сильнейшим фактором нематериальной мотивации персонала
5. T– Team /Команда
Перечислите ха-рактеристики ус-пешного коллектива
Ответы дадут информацию об отношениях в коллективе, которые будут способствовать эффективной работе сотрудника. В России это также является значимым фактором нематериальной мотивации.
Делаем выводы и ищем инструменты мотивации
Рассмотрим пример использования модели START для диагностики сотрудника – руководителя небольшого проекта.
Вопрос. Что вам больше всего нравится в компании, в вашей работе?
Ответы. Наличие свободы самостоятельных действий, возможность дальнейшего роста, руководство.
Выводы. Демотивация по данному вопросу не наблюдается. Сотрудник ценит свое руководство, видит перспективы роста и имеет определенную свободу принятия решений. Наличие всех этих факторов является хорошим показателем уровня его мотивированности. По пятибалльной шкале – это близкий ответ к максимальному результату.
— Уточнив специфику образа руководителя (вопрос R), стоит сохранять имеющийся стиль управления данным сотрудником.
— Там, где специфика задач позволяет, необходимо доверять сотруднику действовать самостоятельно.
— Если это не противоречит политике компании, стоит найти пути и обсудить с сотрудником возможности и условия его дальнейшего роста, расширения полномочий и ответственности.
— Если ситуация позволяет, обещайте, что компания будет стремиться сохранить важные для сотрудника свободу, возможность роста, стиль управления даже в условиях ситуации экономической нестабильности.
Вопрос. Что сегодня стимулирует людей работать наиболее эффективно?
Ответы. Наличие в компании четких целей и задач, деньги, рост, сплоченность коллектива.
Выводы. Стоит обратить внимание на то, что сотруднику для эффективной работы необходимы четкие цели и задачи. Подобная ситуация сегодня будет встречаться часто. Она связана с определенной демотивацией персонала относительно четкости задач, поступающих сверху. Наличие материального фактора не должно сильно удивить, так как этот фактор будет присутствовать у 99 процентов сотрудников. Сотрудник ждет в этих трудных условиях сплочения команды, что также будет встречаться сегодня достаточно часто, в противовес реальной ситуации, которая диктует «каждый теперь сам за себя».
— Данному сотруднику необходимо ставить четкие цели там, где это возможно. Хороший практический прием здесь – систематически получать от сотрудника обратную связь: «Поставленная задача ясна? Насколько четко она сформулирована? Что вам необходимо, чтобы данная задача была поставлено четко?».
— Даже если в компании нет стратегических целей, можно работать над постановкой оперативных задач, которые сегодня могут быть поставлены конкретно и четко. Учитывая ответы сотрудника на первый вопрос (S), четко сформулировав саму задачу, стоит (если это возможно) оставить выбор способа достижения цели за сотрудником.
— Сотрудник сам является руководителем и, следовательно, будет стремиться ставить четкие цели своим подчиненным. Фактором мотивации может послужить предложение управленческого коучинга со стороны вышестоящего руководства (но только в том случае, если межличностные отношения позволяют сделать такое предложение).
— Материальный фактор. Сегодня это сложная тема для многих компаний. Здесь важна определенность. Иногда достаточно озвучить уровень оплаты, который компания будет стремиться сохранять в течение текущего квартала, года. Если же и будут сокращения по зарплате – то когда и при каких обстоятельствах. Главная тенденция: стоит переводить материальные ожидания в плоскость поиска ответов на вопрос: что нужно сделать сотруднику (команде), чтобы оплата труда сохранялась на прежнем уровне и / или увеличивалась?
— Сплоченный коллектив. Действия здесь будут зависеть от личностей и от уровня уже существующей конфликтности. Если еще есть, что спасать в отношениях – этим стоит заниматься! В настоящее время сплочению коллектива способствует, например, совместный поиск и анализ возможностей успешной и эффективной работы, политика руководства, которая демонстрирует «выгодность» поведения по принципу «сотрудничества», тренинги по командообразованию.
Ирина ШЕНДРИК, директор по персоналу компании «Кодекс»:
«Основные мотиваторы, более других побуждающие сотрудников к работе, определяются еще на этапе собеседования при приеме на работу. А то, что в дальнейшем мотивирует сотрудников нашей компании, мы узнаем главным образом посредством общения работника и его непосредственного руководителя. А уровень удовлетворенности мы измеряем с помощью анкетирования. Если говорить об индивидуальных мотиваторах, то, на мой взгляд, их следует определять для топ-менеджеров и ключевых сотрудников компании».
Вопрос. Каким должен быть хороший сотрудник?
Ответы. Оперативный, исполнительный, ответственный.
Выводы. Сотрудник ценит сам и поддерживает в своих подчиненных поведение, которое характеризует оперативного и хорошего исполнителя. В современных условиях данный список «правильных» вариантов поведения может оказаться ограниченным.
Обсудить с сотрудником (а еще лучше со всем коллективом!) список моделей поведения, которые считает эффективными в современных условиях и ждет от них компания. Выявленные и сформулированные модели стоит поддерживать и поощрять всеми доступными HR-способами.
Вопрос. Идеальный руководитель, какой он?
Ответы. Поддерживает, лидер, ставит четкие цели.
Выводы. Так как существующее руководство является фактором, который ценит данный сотрудник, скорее всего, перечисленные элементы в той или иной степени присутствуют в стиле управления его руководителя. Совпадение описанного данным сотрудником стиля руководства ведет к его мотивированности и управляемости. В противном случае возможны непонимание, неудовлетворенность и конфликты.
Стоит рекомендовать руководителю данного сотрудника стремиться, если это не противоречит целям организации, сохранять и совершенствовать описанный стиль управления, осуществлять поддержку, демонстрировать лидерские качества и, конечно же, ставить четкие цели.
Вопрос. Перечислите характеристики успешного коллектива.
Ответы. Наличие лидера, наличие общих и известных целей, коллектив «болеет» друг за друга и за идею.
Выводы. Ответы на данный вопрос полностью соответствуют уже сформированному образу основных мотиваторов сотрудника, дополняя и раскрывая ценности, которые лежат в основе его поведения.
— Очень важно понять, насколько соответствуют ожидания данного сотрудника ожиданиям остального коллектива, насколько существующая атмосфера соответствует идеалу. В случае несовпадения – можно прогнозировать потерю эффективности сотрудника. Стоит поговорить и услышать его оценку отношений в коллективе и отслеживать, насколько его взаимоотношения с остальными участниками команды остаются на позитивном уровне.
— Рекомендуется обратить серьезное внимание на формирование позитивного актуального образа «идеального участника команды», поддерживать в коллективе ориентацию на «сотрудничество».
— Авторитет руководителя для данного сотрудника во многом основан на его роли неформального лидера группы. В случае потери руководством влияния в команде данный сотрудник будет испытывать разочарование и демотивацию.
— Ставить четкие цели, о которых мы сказали выше.
Наличие ответов с негативным смысловым содержанием
Негативные ответы на любой из вопросов модели START свидетельствуют о наличии демотивирующих факторов и, следовательно, о потере / снижении эффективности сотрудника. Например, если ответы на вопрос об идеальном руководителе – «не псих, должен уважать сотрудников, не наезжать на них», то сотрудник явно испытывает глубокую демотивацию, вызванную стилем управления.
Действия при наличии негативных ответов: требуется срочно понять, данное мнение сложилось только у одного сотрудника. Если это так, то, во-первых, следует уяснить, насколько ситуация объективна, и как ее можно скорректировать. Или межличностные отношения «руководитель – сотрудник» испорчены уже до такой степени, что спасти их невозможно? В силу явной демотивации сотрудника стилем управления нужно проанализировать, как это сказывается на результатах его работы, и затем принимать решение. Если же по итогам диагностики аналогичного мнения придерживается большинство сотрудников, и эффективность работы коллектива снизилась, компании стоит задуматься о замене уже самого руководителя.
В следующий раз мы расскажем о том, как, используя модель START, выявить основные тенденции по мотиваторам коллектива в целом, и как результаты такой диагностики можно интерпретировать и использовать для повышения эффективности работы персонала.
* Мотиваторы личности называют также картой мотиваторов.