Что может сделать помощник депутата
Что может сделать помощник депутата
Статья 39. Права и обязанности помощника сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Помощник сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы:
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) ведет запись на прием к сенатору Российской Федерации, депутату Государственной Думы и проводит предварительный прием;
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) готовит аналитические, информационные, справочные и другие материалы, необходимые сенатору Российской Федерации, депутату Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий;
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) получает по поручению сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы в органах государственной власти, избирательных комиссиях и комиссиях референдума, органах местного самоуправления, организациях, общественных объединениях документы, в том числе получает вне очереди проездные документы, а также информационные и справочные материалы, необходимые сенатору Российской Федерации, депутату Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий;
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) организует встречи сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы с избирателями;
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) ведет делопроизводство;
е) выполняет иные поручения сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы, предусмотренные срочным служебным контрактом или срочным трудовым договором.
(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 42-ФЗ, от 22.12.2020 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Помощник сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы имеет право:
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) пользоваться копировально-множительной и вычислительной техникой, имеющейся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или на территории, определяемой в соответствии с частью первой статьи 8 настоящего Федерального закона;
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 12.05.2009 N 94-ФЗ, от 20.10.2011 N 287-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) получать адресованные сенатору Российской Федерации, депутату Государственной Думы почтовые и телеграфные отправления;
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 12.05.2009 N 94-ФЗ, от 20.10.2011 N 287-ФЗ, от 03.07.2019 N 167-ФЗ, от 22.12.2020 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) пользоваться залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов в случае выезда в служебные командировки вместе с сенатором Российской Федерации, депутатом Государственной Думы (за исключением помощников, работающих на общественных началах);
(в ред. Федеральных законов от 22.04.2004 N 21-ФЗ, от 22.12.2020 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) по поручению сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы беспрепятственно проходить в здания органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций.
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)
Статья 39. Права и обязанности помощника сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 39 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
1. Помощник сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы:
а) ведет запись на прием к сенатору Российской Федерации, депутату Государственной Думы и проводит предварительный прием;
б) готовит аналитические, информационные, справочные и другие материалы, необходимые сенатору Российской Федерации, депутату Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий;
в) получает по поручению сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы в органах государственной власти, избирательных комиссиях и комиссиях референдума, органах местного самоуправления, организациях, общественных объединениях документы, в том числе получает вне очереди проездные документы, а также информационные и справочные материалы, необходимые сенатору Российской Федерации, депутату Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий;
г) организует встречи сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы с избирателями;
д) ведет делопроизводство;
е) выполняет иные поручения сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы, предусмотренные срочным служебным контрактом или срочным трудовым договором.
Информация об изменениях:
2. Помощник сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы имеет право:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 20 октября 2011 г. N 287-ФЗ в пункт «а» части 2 статьи 39 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.
а) пользоваться копировально-множительной и вычислительной техникой, имеющейся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или на территории, определяемой в соответствии с частью первой статьи 8 настоящего Федерального закона;
Информация об изменениях:
б) получать адресованные сенатору Российской Федерации, депутату Государственной Думы почтовые и телеграфные отправления;
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
г) пользоваться залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов в случае выезда в служебные командировки вместе с сенатором Российской Федерации, депутатом Государственной Думы (за исключением помощников, работающих на общественных началах);
Информация об изменениях:
д) по поручению сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы беспрепятственно проходить в здания органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций.
Что может сделать помощник депутата
Статья 37. Помощники сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 42-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 12.05.2009 N 94-ФЗ, от 20.10.2011 N 287-ФЗ, от 19.12.2016 N 451-ФЗ, от 22.12.2020 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 22.12.2020 N 440-ФЗ)
2. Помощник сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы по работе соответственно в Совете Федерации, Государственной Думе, работающий по срочному служебному контракту, является федеральным государственным гражданским служащим категории «помощники (советники)», замещающим ведущую должность федеральной государственной гражданской службы. Законодательство о государственной гражданской службе Российской Федерации распространяется на таких помощников в полном объеме.
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Помощники сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы, работающие по срочному трудовому договору, могут работать как на постоянной основе, так и по совместительству.
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 12.05.2009 N 94-ФЗ, от 20.10.2011 N 287-ФЗ, от 22.12.2020 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Помощником сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы может быть только гражданин Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Помощнику сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы выдается удостоверение. В удостоверении, выдаваемом помощнику сенатора Российской Федерации, указывается, что он является помощником сенатора Российской Федерации по работе в Совете Федерации или по работе в субъекте Российской Федерации (с указанием наименования субъекта Российской Федерации). В удостоверении, выдаваемом помощнику депутата Государственной Думы, указывается, что он является помощником депутата Государственной Думы по работе в Государственной Думе или по работе на соответствующей территории (с указанием наименования (наименований) субъекта (субъектов) Российской Федерации). В удостоверение помощника сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы, работающего на общественных началах, вносится запись о его работе на общественных началах.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Помощникам сенатора Российской Федерации по работе в Совете Федерации, помощникам депутата Государственной Думы по работе в Государственной Думе предоставляется одно оборудованное рабочее место в помещении, предоставленном сенатору Российской Федерации, депутату Государственной Думы соответственно в здании Совета Федерации или в здании Государственной Думы согласно статье 30 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 22.12.2020 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. В случае задержания, ареста, привлечения к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, помощника сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы соответствующие органы обязаны незамедлительно проинформировать об этом сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы.
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)
Помощник депутата: права и обязанности. Как стать помощником депутата?
Словосочетание «помощник депутата» встречается сегодня довольно часто. Многие имеют весьма приблизительное представление о том, чем занимается человек, находящийся на этой должности. Кто-то видит в нём влиятельного заместителя, а некоторые считают, что это обычный гражданский служащий. Разберёмся, кто же он на самом деле и как им стать.
С чего начать? Юридический аспект
Поиски ответа на вопрос о том, как стать помощником депутата, нужно начинать прежде всего с детального изучения нормативно-правовых основ. Это может занять некоторое время. Поскольку законодательных актов различного уровня, регулирующих вопросы соответствия должности, трудоустройства, а также права и обязанности человека, занимающего должность «помощник депутата», достаточно много.
Первое требование, предъявляемое к помощнику – гражданство Российской Федерации, поскольку народные избранники представляют интересы не отдельно взятой личности или группы, а народа этой страны.
Среди всей массы нормативно-правовой документации, которая имеет отношение к этому вопросу, можно выделить два основных Федеральных закона. Первый регулирует статусы: членов Совета Федерации и депутатов Госдумы. Кроме того, здесь также содержатся нормы, оговаривающие некоторые аспекты деятельности помощников.
Второй определяет положения, касающиеся государственной гражданской службы. Ведь, как известно, статус помощника являет собой одну из должностных категорий реестра федеральной службы.
Необходимая квалификация
Поскольку должность «помощник депутата» относится к государственным, то и требования, предъявляемые к ней, соответствующие.
Как, собственно, и при приёме на любую работу, проводится собеседование. Делается это с целью определить какие-либо профессиональные навыки или знания, обсудить такие моменты, как условия труда, величина заработной платы, график работы и многое другое.
Определяющим моментом здесь выступают личностные предпочтения самого депутата. Его стиль руководства, активность и другие качества. Инода решающее слово остаётся за партией, членом которой является тот или иной депутат.
Регламент работы
Правила служебной деятельности, которую осуществляет помощник депутата Государственной думы, всегда регулируются и фиксируются соответствующим документом. Для этого создаётся такой нормативный документ, как должностной регламент. В его формировании, кроме депутатов Государственной думы, принимает участие руководитель аппарата нижней палаты парламента.
Кроме регламента, есть должностная инструкция. Однако следует заметить, что основные направления деятельности, которые должен реализовывать помощник депутата Госдумы, народный избранник вправе определять самостоятельно. И как часто бывает в этих случаях, поручения не ограничиваются регламентом или должностными инструкциями. Здесь самое время вспомнить о том круге обязанностей, который имеет помощник депутата.
Основные функции
Их определяет закон. Обязанности, которые должен выполнять помощник депутата, скромно уместились всего в шести пунктах. Но каждый из них включает целое направление деятельности. Например, в одном из пунктов говорится о том, что помощник должен вести делопроизводство. Разумеется, что в это понятие можно включить много различных действий, которые будут иметь отношение к документации, её созданию, хранению, своевременному уничтожению и т. д.
Эти пункты можно обобщить, представив все обязанности в виде нескольких функций:
Нет необходимости детализировать первое, третье и четвёртое направления, поскольку они будут определяться на основе предпочтений депутата и того количества помощников, которое у него есть. На втором следует остановиться подробнее.
Аналитическая работа
В работе с различного рода информацией помощнику нужно всегда помнить о том, что она имеет отношение к делам государственной важности. Поэтому, даже если и отсутствует гриф секретности, распространяться о делах по службе не следует. Разумеется, что подобной точки зрения придерживаются и сами депутаты. Поэтому особенно ценится тот помощник, который не выносит информацию за пределы кулуаров.
Немного о правах
Сразу заметим, что некоторые из них могут реализовываться лишь по поручению депутата. Закон уместил права всего в нескольких пунктах. Итак, помощник депутата имеет право:
Разумеется, этот перечень далеко не полный, поскольку существующий круг полномочий самого народного избранника иногда выходит из ограниченных законом рамок, что определённым образом сказывается и на его помощниках.
Удостоверение и трудоустройство помощника депутата
Отношение у народа к документам у нас в стране особое. Ведь недаром гласит расхожая фраза, что без определённой «бумажки» человек для некоторых своих собратьев не представляет никакого интереса. Такая же ситуация и с документом, коим является удостоверение помощника депутата. Злоупотреблять его демонстрацией не стоит, поскольку это может негативно сказаться не только на имидже депутата, но и на репутации всей партии или фракции. Лучше быть осмотрительным.
Как помощник народного депутата может трудоустраиваться? Здесь закон предлагает несколько вариантов:
О том, на каких основаниях работает помощник, производится соответствующая запись в его удостоверении. Следует заметить, что в первых двух случаях количество помощников небольшое: от двух человек до пяти, а в третьем депутат может иметь до сорока помощников.
Деловые качества
Круг их достаточно широк. Народные избранники хотят видеть в помощнике человека разностороннего, который может если не все, то многое. Выделим основное:
Деятельность народного депутата является сложной, разноплановой и требует от помощника соответствия всем этим условиям.
Личностные характеристики
Здесь тоже потребуется приложить усилия. Далеко не каждый народный избранник видит в своём подчинённом только лишь хорошего исполнителя. Учитывая особенности политической деятельности, работа помощник депутата требует активной позиции, которая подразумевает участие в дискуссиях, умение предложить что-то новое и аргументировать высказанную точку зрения. Подобный формат деятельности требует уверенности, активности, инициативности.
В то же время помощник депутата РФ должен быть дипломатичным. Если последовала критика каких-либо действий со стороны руководства, нужно спокойно реагировать, признавая, что она была обоснованной.
Работа с избирателями и посетителями требует коммуникативных навыков, а также сдержанного и опрятного внешнего вида.
Каковы шансы реализовать такое трудоустройство?
Если знакомство с вышеизложенным не умерило пыл и вопрос о том, как стать помощником депутата, не потерял своей актуальности, можно оценить реальные возможности. Для этого достаточно обратиться к нормам закона. В нём указано, что помощников у депутата может быть довольно много – сорок, однако есть несколько но.
То есть попасть в помощники проще, начав работать на общественных началах. На этом этапе нужно постараться хорошо зарекомендовать себя. Это, возможно, откроет путь к более высоким достижениям на данном поприще.
Профессия помощник депутата: чем занимается и как им стать
Вокруг вакансии «помощник депутата» много слухов и мало конкретики. Кто-то считает эту должность серьезной и влиятельной, что-то вроде заместителя или исполняющего обязанности. Очень мало кто считает помощников депутатов не более, чем обычными государственными служащими. И практически никто точно не знает, чем на самом деле занимаются эти люди и какие обязанности выполняют.
Кто может стать помощником депутата?
Если речь идет о Государственной думе, то здесь к соискателям на данную должность предъявляются достаточно строгие требования. Следует отметить, что изучение юридических аспектов может занять много времени и в них достаточно просто с непривычки запутаться, поскольку на данный момент права и должностные обязанности, а также требования к помощникам депутатов различного уровня регулируется огромным количеством документов и актов.
Обязательное требование — гражданство Российской Федерации, поскольку депутаты представляют интересы всех людей страны.
На данный момент есть два основных федеральных закона, в которых можно встретить определенные инструкции касательно деятельности помощников:
Необходимые знания и квалификация
Гораздо важнее другие условия, в том числе квалификационная подготовка человека. Если соискатель отвечает списку основных требований, имеет необходимый опыт работы и стаж государственной службы, есть все шансы получить эту должность.
Так как должность относится к государственным, то ко всем соискателям предъявляются соответствующие требования:
Если резюме соискателя, опыт и профессиональные навыки подходят под первоначальные требования, проводится собеседование. В целом, такое собеседование ничем принципиально не отличается от остальных: рассматривается будущая зарплата помощника депутата, обязанности и занятия. Иногда собеседований несколько: сначала профессиональные навыки и соответствие желаемой должности проверяют другие помощники или заместители, а затем происходит собеседование с самим депутатом.
Основные занятия, регламент и задачи
Если говорить конкретно о Государственной думе, то здесь все обязанности помощника депутата достаточно строго регулируются, а все служебные действия фиксируются в соответствующих документах.
Еще одним необходимым документом является должностной регламент — его наличие предусмотрено правилами служебной деятельности. Помимо самих депутатов Госдумы, в создании этого документа принимает участие аппарат нижней палаты парламента в лице руководителя. Помимо должностного регламента, для регулирования задач помощников существует так называемая должностная инструкция.
С одной стороны, такое количество регламентирующих документов должно бюрократическим образом останавливать любую работу. В реальности так не происходит, поскольку список конкретных задач для своего помощника каждый народный избранник определяет самостоятельно. Естественно, реальные рабочие задачи редко когда совпадают с инструкциями и регламентами.
Основные функции
Все основные задачи помощника депутата Государственной думы также определяет закон. Список задач может показаться небольшим, поскольку включает в себя лишь несколько пунктов. Но это впечатление обманчиво, так как каждый пункт в списке включает в себя широкое направление рабочей деятельности.
Все задачи можно объединить в несколько основных функций:
Перед тем как устроиться помощником депутата, нужно понимать следующее: эта должность подразумевает наличие неограниченного перечня обязанностей, возникающих по мере необходимости. Работа также требует постоянного общения с огромным количеством людей, документов и организационных процессов.
Основные права помощника депутата
На данный момент законом предусмотрено не слишком много дополнительных прав для помощников депутатов. Все права, которые можно получить на этой вакансии, умещаются в несколько строчек. Более того, некоторые из этих прав могут быть реализованы только в случае поручения депутата.
Основные пункты следующие:
В реальности круг полномочий конкретного помощника в большинстве своем определяется интересами и полномочиями депутата, которому предстоит помогать в делах. Опять же, становиться помощником можно и на общественных началах — реальное количество человек, которые может набрать себе в помощь депутат, достаточно велико. Однако далеко не везде будет одинаковая зарплата, да и не все вакансии подразумевают интересную и разнообразную работу.
Сколько помощников у депутатов?
В Государственной думе каждый депутат может иметь до пяти личных помощников. Все они могут работать как по контракту, так и по трудовому договору. Однако работа даже на этой должности не подразумевает работу в думе, поскольку туда допускаются только двое помощников. На этой должности обязательно порадуют и условия работы, и зарплата, но стать одним из них сразу, естественно, не получится.
Все остальные помощники, даже если они будут работать по контракту, законодательно имеют статус гражданских государственных служащих. Эта деятельность может быть как основной работой для помощника, так и занятием по совместительству с другой деятельностью. Помимо этого, каждый депутат может иметь несколько десятков помощников на общественных началах — в эту категорию попасть легче всего и многие начинают свой путь именно отсюда.