Что такое лежневая дорога
Лежневая дорога
Лежневая дорога — колея из выступающих или врытых вровень с грунтом деревянных продольных брусьев (лежней). По таким путям, например, в шахтах, передвигались тележки (вагонетки). Сход тележек с лежневой дороги предотвращал направляющий стержень, укреплённый в нижней части тележки и входивший в промежуток между лежнями; затем стали укладывать лежни, которые имели скруглённую форму, а на колёсах тележек появились желоба. Первоначально тележки перемещали вручную, позднее стали впрягать лошадь, лежни не только служили направляющими, но и воспринимали основную нагрузку. В XII—XIV веках лежневые дороги были на многих рудниках и шахтах, использовались при строительстве военных укреплений. Остатки тележки на территории нашей страны найдены в 1722 году в старом медном руднике, в котором разработки руды велись ещё в XVII веке.
Элементы «полосовой» деревянной дороги, проложенной по указу Петра I (в начале XVIII века), обнаружены при изысканиях трассы Петербург-Московской железной дороги в 1842 году. Продольные деревянные гладкие лежни покоились на поперечных брусьях (шпалах). По такому пути в тележках можно было перевезти груза в 4 раза больше, затрачивая усилий меньше, чем при движении без направляющей колеи, особенно при использовании конной тяги. Со временем стали передвигать повозки канатным приводом от водяного колеса.
В 1763—64 годах на Колываново-Воскресенских заводах на Алтае была построена лежневая дорога по проекту К. Д. Фролова. Дорога была проложена на подмостях. Лежни, вероятно, были с железным покрытием; тележки («собаки») имели направляющие стержни. Для движения повозок использовался канатный привод от водяного колеса. В последующие годы лежневые дороги были построены Фроловым на других заводах Алтая. В 1778 году на Семёновском руднике была проложена подземная лежневая дорога механиком Ф. С. Вагановым.
Лежневые дороги строились в рудниках и шахтах в Венгрии, Германии, Франции, Великобритании (например, в английском городе Дерби такая дорога действовала ещё в 1782 году).
С появлением более тяжёлых тяговых средств (локомотивов), с увеличением нагрузки на путь лежни сначала стали обивать листами железа, затем начали делать целиком железные рельсы, которые позже стали отливать из чугуна и стали.
Современные технологии при устройстве лежневых дорог для обустройства нефтяных и газовых месторождений
Современные технологии при устройстве лежневых дорог для обустройства нефтяных и газовых месторождений
Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень
Аннотация: В данной статье рассматривается возможность применения альтернативных материалов при строительстве временных дорог для обустройства нефтяных и газовых месторождений. В ней рассмотрен ряд сложностей при устройстве традиционных лежневых дорог. Для упрощения устройства временных дорог предложено применение мобильных дорожных покрытий (МДП). Описаны качественные характеристики МДП, рассмотрены конструктивные решения дорожных покрытий с применением данного материала. Раскрыты основные преимущества дорожных покрытий с применением МДП над лежневыми дорогами. Также выполнено технико-экономическое обоснование преимущества применения МДП вместо лежневого настила. В результате сделан вывод о том, что применение мобильного дорожного покрытия для устройства временных дорог при обустройстве нефтяных и газовых месторождений является выгодной и эффективной альтернативой лежневым дорогам.
Ключевые слова: лежневые дороги, мобильные дорожные покрытия (МДП), болота I и II типов, технологические потоки, технико-экономическое обоснование, точка окупаемости
Проезжая часть лежневой дороги (лежневки) построена из бревен в виде полос, уложенных по ширине хода автомобиля или трактора и скрепленных поперечинами. Срок службы лежневых дорог составляет от 4 до 20 лет.
Лежневые дороги выполняются с основанием из бревен и с основанием из хворостяной выстилки, предоставленных на рис.1 и рис.2.
Рис. 1. – Лежневая дорога с основанием из бревен
Рис. 2. – Лежневая дорога с основанием из хворостяной выстилки.
В соответствии с проектом производства работ, монтаж лежневых дорог производится в следующей последовательности:
-укладка и уплотнение хворостяной выстилки;
-укладка и скрепление продольных лаг;
-укладка и скрепление поперечного настила;
-укладка и скрепление колесо отбойных брусьев;
-укладка слоя минерального дренирующего слоя.
Перед производством работ по устройству лежневых дорог выполняются подготовительные работы грунтового основания, включающие в себя восстановление и закрепление оси дороги на местности в плане и профиле; разбивка и закрепление полосы отвода и карьеров; удаление мелколесья, кустарника, пней и крупных камней; разбивка земляного полотна; устройство водоотводных сооружений, необходимых для осушения строительной полосы[4, 5, 6].
В настоящее время для упрощения и ускорения устройства временных дорог, лежневой настил заменяется на мобильные дорожные покрытия (в дальнейшем МДП). На рис. 3 представлена конструкция МДП с габаритными размерами.
Рис.3. – Конструкция мобильного дорожного покрытия с габаритными размерами
МДП – это плиты, изготовленные из полимерных композиционных материалов (стекловолокна), соединенные в дорожное полотно специальными замковыми соединениями и предназначенные для многократного использования. МДП позволяют быстро возвести временные дороги и строительные площадки на участках со сложными геологическими условиями.
Данная конструкция дорог применяется для обеспечения возможности проездов на объекты в условиях бездорожья, в том числе на болотах 1 и 2 типов [7, 8, 9];эксплуатация в качестве постоянного покрытия на дорогах и проездах с низкой интенсивностью движения;устройство технологических проездов и площадок при строительно-монтажных работах на трубопроводах; строительства переездов через различные коммуникации. Повышение скорости движения технологических потоков зависит от темпа монтажно-транспортных работ[3].
Для выявления преимуществ использования в качестве дорожного настила МДП над лежневой дорогой выполнена сравнительная таблица по основным показателям, приведенным на сайте производителя (таблица №1).
Сравнительная таблица основных показателей исследуемых дорожных покрытий
Давление на грунт 12 м2 настила
Масса покрытия площадью 12 м2
Степень подготовки грунтового основания
Как видно из таблицы 1, покрытие из МДП имеет преимущества скорости монтажа в 4 раза, в давлении на грунт и массе покрытия в 1,5 раза.
Высокая скорость возведения данного вида временной дороги достигается совокупностью факторов собственного веса и простоты скрепления конструкций. Так как собственный вес конструкции МДП составляет 627 килограмм, для монтажа требуется подъемный механизм грузоподъемностью одна тонна и два монтажника для строповкирастроповки плит МДП и скрепления МДП в единое полотно. Таким образом, монтаж временных дорог с применением МДП сводится к двум последовательным работам [5, 6]:
-укладка плит МДП на поверхность;
-закрепление плит МДП в единое дорожное полотно.
Для технико-экономического обоснования преимущества применения МДП вместо лежневого настила в ходе написания статьи выполнены следующие локальные сметные расчеты для города Тюмени:
Локальный сметный расчет на строительство 1 км дорог с применением покрытий из МДП; Локальный сметный расчет на строительство 1 км дорог с лежневым покрытием; Локальный сметный расчет на демонтажные работы 1 км дорог с применением покрытий из МДП; Локальный сметный расчет на демонтажные работы 1 км дорог с лежневым покрытием;
В силу того, что лимитированный объем статьи не позволяет вставить сметы объемом более 25 страниц, выполнена сводная таблица результатов локальных сметных расчетов, представленная в таблице 2. При составлении локальных сметных расчетов рассматривались конструкции дорожных покрытий, показанных на рис.4, рис.5, при этом для дорожного покрытия с применением МДП рассматривался случай с отсутствием выравнивающего песчаного слоя.
Рис. 4. – Конструкция лежневого покрытия, принятая при составлении локальных сметных расчетов
Рис. 5. – Конструкция покрытия МДП, принятая при составлении локальных сметных расчетов
В качестве транспортного средства на перевозку груза принят МАЗ с повышенным объемом, грузоподъемностью 25 тонн, вмещаемый объем составляет 68-82 м3.
для покрытия МДП: (1)
где F – масса перевозимого груза; n – количество панелей;m – масса одной панели, тн;
2) для лежневого покрытия: (2)
где с – плотность древесины, тн/м3; V – объем перевозимой древесины, м3;
Расходы на строительство исследуемых дорожных покрытий
Покрытие с применением МДП
Стоимость единицы материала
Монтаж конструкций дорожного покрытия
Демонтаж конструкций дорожного покрытия
Транспортные расходы на 200 км
Определим общую стоимость строительства дорог с применением МДП и лежневого покрытия по формуле (3):
(3)
где n – количество материала; qмат – стоимость единицы материала, тыс. руб; qмонтаж – затраты на строительные работы, тыс. руб; qтр – транспортные расходы, тыс. руб./ тонна·км; F – вес транспортируемого груза, тн;
Таким образом, стоимость работ по строительству временных дорог с покрытием из МПД и лежневым покрытием составляет 75912,353 тыс. руб. и 8306,648 тыс. руб. соответственно.
Для определения точки окупаемости составлен график стоимости демонтажных/монтажных работ[10] при применении покрытий из МДП и традиционного лежневого покрытия, представленный на рис.6. При составлении графиков учитывается повторное использование ранее закупленных материалов МДП.
В соответствии с предоставленным графиком при многократном использовании конструкций МДП, окупаемость плит достигается на девятыйраз применения, при этом экономия использования покрытия МДП по сравнению с лежневым покрытием составляет 94 721,802 тыс. руб.
В результате проведенного анализа, выявлен ряд преимуществ временных дорог с применением покрытия МДП в сравнении с лежневым покрытием, такие как:
-простота и скорость монтажа конструкций покрытия, так как для монтажа требуется подъемный механизм грузоподъемностью одна тонна и двух монтажников для строповки-растроповки плит МДП и скрепления МДП в единое полотно;
-масса покрытия, вследствие чего уменьшение давления на грунт от собственного веса покрытия;
-возможность повторного применения покрытия МДП после демонтажа конструкций, таким образом, компании, занимающиеся геологоразведовательным бурением и устранением внештатных ситуаций, затратят меньше денежных средств [11] после девятого применения МДП в сравнении с лежневым покрытием.
Исходя из вышеперечисленного, временные дороги с покрытием МДП являются выгодной альтернативой в сравнении с традиционными лежневыми дорогами с основанием из бревен.
Что такое лежневая дорога
ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)
УСТРОЙСТВО ЛЕЖНЁВОЙ ДОРОГИ С НАСТИЛОМ ИЗ БРЁВЕН И ПОКРЫТИЕМ ИЗ МИНЕРАЛЬНОГО ДРЕНИРУЮЩЕГО ГРУНТА
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по устройству временной технологической дороги лежнёвого типа в сложных грунтово-гидрологических условиях, на участках с грунтами низкой несущей способности, относимым к болотам I и II типов.
Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.
1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:
— строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);
— заводские инструкции и технические условия (ТУ);
— нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);
— производственные нормы расхода материалов (НПРМ);
— местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.
— снижение себестоимости работ;
— сокращение продолжительности строительства;
— обеспечение безопасности выполняемых работ;
— организации ритмичной работы;
— рациональное использование трудовых ресурсов и машин;
— унификации технологических решений.
1.5. На базе ТТК разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства») по устройству временной технологической дороги лежнёвого типа в сложных грунтово-гидрологических условиях, на участках с грунтами низкой несущей способности, относимым к болотам I и II типов.
Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.
РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.
1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.
Порядок привязки ТТК к местным условиям:
— рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;
— проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;
— корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;
— пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;
— оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.
1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по устройству временной технологической дороги лежнёвого типа в сложных грунтово-гидрологических условиях, на участках с грунтами низкой несущей способности, относимым к болотам I и II типов, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.
Технологическая карта рассчитана на следующие объемы:
— длина лежневой дороги
II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по устройству временной технологической дороги лежнёвого типа в сложных грунтово-гидрологических условиях, на участках с грунтами низкой несущей способности, относимым к болотам I и II типов.
2.2. Работы по устройству временной технологической дороги лежнёвого типа в сложных грунтово-гидрологических условиях, на участках с грунтами низкой несущей способности, относимым к болотам I и II типов, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течении смены составляет:
час.
2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при устройстве временной технологической дороги лежнёвого типа в сложных грунтово-гидрологических условиях, на участках с грунтами низкой несущей способности, относимым к болотам I и II типов, входят следующие технологические операции:
— геодезическая разбивка дороги;
— заготовка лесоматериалов (резка стволов деревьев на бревна требуемой длины);
— транспортировка лесоматериалов к месту укладки;
— погрузка, транспортировка, укладка и уплотнение хворостяной выстилки (2 слоя);
— укладка и скрепление продольных лаг;
— укладка и скрепление лаг поперечного настила;
— укладка и скрепление колесоотбойных брусьев;
— устройство защитного грунтового (минерального) слоя покрытия дороги.
3.1.2. Лежневые дороги
3.1.2. Лежневые дороги
Лежневые дороги устраивают при сооружении ВЛ на участках прохождения дорог по слабым увлажненным грунтам и болотам. Для устройства дорог применяется лесоматериал, полученный на месте вырубки, вне зависимости от сортности. Сооружение этих дорог осуществляется из предварительно заготовленных щитовлаг и колесопроводов. ОАО «Севзапэнергосетьпроект» разработана документация на устройство дорог восьми типов. Расход материалов и характеристика лежневых дорог приведены в табл. 3.6 и 3.7.
Длина щитов для лежневых дорог – от 4 до 7 м и ширина 3 и 3,2 м. Длина колесопроводов, собираемых в щиты, 9,6 м – для дорог типа I–IV; 8,8 м – для дорог типа V и VII и 10 м – для дорог типа VIII, а ширина – соответственно 1; 2,1 и 0,8 м.
Расход материалов на устройство 1 км лежневых дорог, прокладываемых по слабым грунтам и болотам
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
КАК ПОЛУЧИТЬ КОМПЕНСАЦИЮ ЗА ДТП ИЗ-ЗА ПЛОХОЙ ДОРОГИ
КАК ПОЛУЧИТЬ КОМПЕНСАЦИЮ ЗА ДТП ИЗ-ЗА ПЛОХОЙ ДОРОГИ С ноября 2007 года у нас, автомобилистов, появилась реальная возможность бороться с одной российской бедой – плохими дорогами. Напомню: вступил в силу «Закон об автомобильных дорогах», где написано, цитирую:
ПЕНЬ У ДОРОГИ
ПЕНЬ У ДОРОГИ Печален мой удел. Каким я хрупким счастьем овладел! В. Шекспир «Темной южной ночью на палубе французского научного судна «Жан Шарко», проводившего исследовательский рейс в районе Азорских островов, неожиданно раздался грохот. Встревоженные моряки и ученые,
Строительство временных сооружений
ООО «Энергострой» оказывает полный комплекс услуг по сооружению временных проездов (лежневых дорог, технологических насыпных проездов, монтажных площадок, съездов, переездов и т.д.) на болотах I и II типа.
В состав работ входит:
Сооружение временных проездов на болотах первого и второго типа бывает необходимо при прокладке трубопроводов и лесозаготовительных работах, а также в районах с болотистой местностью и мелкими речками, когда автомобильная дорога после зимнего периода приходитв негодность.
Лежневые дороги нужны в труднодоступных районахдля переброски людей и техники туда, где производятся работы по заготовке леса или прокладке трубопроводов от месторождений.
Лежневые дороги укладывают при сооружении ЛЭП на участках дороги со слабым увлажненным грунтом и в болотистой местности.
Строительство лежневых дорог экономическивыгодно, если местность, в которой нужно проложить дорогу, богата лесами. Для устройства дорог применяется лесоматериал, полученный на месте вырубки, независимо от сорта.
Здесь не требуется проведения земельных работ и подвоза грунтов, так как лесоматериал можно получить на месте, при расчистке трассы. Увеличиваются только затраты на труд и время на сооружение лежневых дорог цена самого строительства сравнительно невысокая.
Сначала размечают ось дороги, затем заготавливают лес для настила. Есть небольшая разница в прокладке лежневой дороги в болотистой местности первого и второго типа в зависимости от мощности торфяных залежей и устойчивости грунта.
На болотах первого типа с рыхлым водонасыщенным грунтом и на болотах второго типа дополнительно подстилают слой из хвороста или подкладывают поперечные деревянные лаги.На хворост или лаги укладывают продольные лежни и сплошной поперечный настил, затем отсыпают мохорастительный слой и грунт покрытия. Бревна надежно скрепляют между собой, чтобы конструкция выдерживала нагрузку транспорта.
Применение нетканого синтетического материала (НСМ) в качестве прослойки при сооружении земляного полотна постоянных и временных дорог на слабых грунтах привело к тому, что технологическая дорога цена которой всегда была высокой, стала обходиться дешевле благодаря замене привозных грунтов местными, уменьшению расхода дренирующих материалов и т.д.
В зависимости от мощности залежи торфа на болотах первого и второго типа нетканый синтетический материал (типа Дорнит) укладывают в основание или тело насыпи, а также под насыпь поверх лежневого настила.
Однако дороги с применением только НСМ не всегда обеспечивают проход тяжелой строительной техники и транспорта (плетевозов).