Булгаков и гоголь чем связаны
Черкашина Марина: Михаил Афанасьевич Булгаков (очерки)
Одна Голгофа на двоих (Гоголь и Булгаков)
ОДНА ГОЛГОФА НА ДВОИХ
Гоголь и Булгаков: параллели судеб в зеркалах творчества и истории. Чтобы убедиться горят ли рукописи, их надо бросить в огонь…
конями, на которых уносятся Мастер, Маргарита и Азазелло от страха и страданий прежней жизни.
«Понимаете ли вы, что значит университет?»
Удивительно, как скрещивались их пути в одних и тех же городах. Гоголь будто знал, где родится его преемник. Хочется верить, что это не случайно, что в том было свое предзнаменование: Булгаков появился на свет в том месте Киева, которое Гоголь почитал своим любимейшим: на Андреевском холме, увенчанным дивным храмом, откуда и по сю пору открывается великоторжественный вид на Подол, на излучину могучей реки, на заднепровские дали. Кто знает, может именно там и сложились бессмертные строки: «Чуден Днепр при тихой погоде…»? Но факт остается фактом: Гоголь не раз хаживал по тем улочкам, спускам, дворам, площадям, которые потом вошли как главные декорации в первый булгаковский роман.
Связал их судьбы и киевский университет. Едва он открылся, как Гоголь загорелся мыслью преподавать в нем историю. Благо ректором был назначен его давний друг и известный ученый М. А. Максимович. Николай Васильевич с жаром пишет ему: «Туда! Туда! В Киев! В древний прекрасный Киев! Он наш…». Мечтая о творческой и преподавательской работе, он предполагал написать историю Украины, историю юга России. Он надеялся получить кафедру всеобщей истории. Однако это оказалось не таким простым делом, и Гоголь вынужден был обратиться к Пушкину, чтобы тот похлопотал за него. Но даже поддержка известного всей России поэта не смогла добыть ему заветную вакансию. Он так остро переживал неудачу, что даже заболел. Студенты киевского университета так и не услышали Гоголя с кафедры, так и не узнали его, надо полагать, преинтереснейшие взгляды на историю Отечества.
наркомпроса принять участие в конкурсе на создание нового учебника истории. Убогое пособие официозного историка М. Покровского глубоко возмущало его. Он с энтузиазмом начал собирать материалы, делать наброски первых глав… Увы, на этом поприще его поджидало тоже фиаско, что постигло и Гоголя. Ему так и не дали написать историю «по Булгакову»…
«Вступить на сцену» мечтали оба
Знаменательно, что любители творчества Гоголя, так же, как и поклонники музы Булгакова, обуреваемы желанием непременно «привязать к местности» топологию их даже самых фантастических произведений. В Москве давно уже водят экскурсии по маршруту Ивана Бездомного, отыскали «подвальчик Мастера». На Полтавщине под городом Каневом старожилы Михайловой Горы покажут вам возле древнего кладбища каменный фундамент, и добавят, что на нем стояла та самая церковь, которую описал в «Вие» их великий земляк, и что на памяти их дедов-прадедов церковь была заброшена, поскольку завелась в ней нечистая сила. И дом Чичикова вам отыщут в Петербурге, и особняк Маргариты на Арбате… Вот только дом Турбиных в Киеве не вызывает никаких сомнений. Стоит он на Андреевском спуске и народная тропа к нему вымощена мемориальной брусчаткой… В доме номер 13 теперь великолепный музей Михаила Булгакова и героев «Белой гвардии». По замыслу его основателя и главного хранителя Анатолия Кончаковского все вещи братьев Турбиных выкрашены в ирреальный белый цвет: белые шинели, белая гитара, белый самовар… Подлинные, булгаковские предметы представлены, разумеется, в натуральном виде. В одной экспозиции совмещены две: мир героев романа и мир его автора. Киев может гордиться уникальным литературным музеем, как и единственной в СНГ улицей Михаила Булгакова. А Москва? Сам Бог велел устроить в знаменитом доме по Садовому кольцу с «нехорошей» квартирой 50 полноценный литературный мемориал, который отчасти создан там в худосочном приватном варианте. И хоть Гоголя проси походатайствовать перед правительством Москвы о присвоении хотя бы 7-ой улице «8 марта» (есть и такая!) имени одного из самых читаемых и самых московейших писателей.
Гоголь и Булгаков… Разумеется, биографические совпадения сами по себе еще мало, что значат. Но творчество двух великих писателей связано глубинными духовными узами. Страницы их книг дышат одним и тем же чувством любви к своей земле, к своим избранным героям, к своим неведомым читателям. Одни и те же интонации звучат в их романах. Одним и тем же горьким смехом проникнуты и «Мертвые души», и «Мастер и Маргарита». В главном булгаковском романе ведь тоже немало мертвых душ, особенно на балу у Воланда.
Булгаковская энциклопедия утверждает, что Михаил Афанасьевич «во многом сверял свою судьбу с биографией Гоголя, поступив с черновиком будущего романа «Мастер и Маргарита» так же, как Гоголь в свое время поступил с рукописью второго тома «Мертвых душ», и заставил потом своего Мастера, сознательно наделенного многими гоголевскими чертами, сжечь роман о Понтии Пилате…
«. И Учитель, и Ученик оставили сей мир в расцвете сил и таланта. Судьба отмерила им век куда как скупо. Но оба они успели в нем так много.
Булгаков и Гоголь: два мистика
Причиной наркомании стала дифтерия. Пытаясь излечиться от неё, Булгаков впрыскивал сыворотку, побочным эффектом этого стала ужасная аллергия – кожа покрывалась сыпью. Тогда-то и помог Михаилу Афанасьевичу морфий, но писатель приобрел наркозависимость к препарату.
По профессии Булгаков был медиком, умел лечить людей, а заразился дифтерией от больного ребенка. Диагноз себе определил сразу. В Киеве 1918 года уже лечился опием, одновременно практикуя и врачебное дело.
Николай Гоголь (слева, 1809-1852) и Михаил Булгаков (1891-1940)
Первая «встреча» с Гоголем
В это время Булгаков первый раз «встретился с Гоголем». Последняя фраза написана в кавычках, ибо годы жизни Гоголя 1809-1852, а Булгаков родился и жил позднее, а именно, 1891-1940 и поэтому вживую они не могли встретиться.
Выздоровлению помогла жена Татьяна Николаевна. Позднее уже Булгакова как врача не репрессировали, и в 1921 г. он переезжает в Москву, где трудится фельетонистом в газетах.
С Татьяной Лапой Булгаков разошелся в 1924 году. Детей они не нажили, ибо жена делала аборты, видя состояние мужа. Вторая женитьба Михаила Афанасьевича состоялась весной 1925 г. Он нашел Любовь Белозерскую, по происхождению польку. Она развелась с мужем-писателем Василевским.
В следующем году Булгаков начал работать над романом «Собачье сердце», но ОГПУ изъяло рукопись.
А через три года сердцем писателя завладела другая женщина – Елена Шиловская, ей и рассказал Михаил о странных «встречах» с Николаем Гоголем, но уже умирая.
Второе видение с Гоголем
ОГПУ следило за Булгаковым и он это знал. Писатель любил прогуливаться по московским улицам вечерами, однажды на перекрестке и «столкнулся с Гоголем». Или это был человек, чрезвычайно похожий на Николая Яновского (настоящая фамилия Гоголя), или то было снова видение.
Призрак кивнул на один из каменных домов, словно приглашая зайти туда, а потом исчез в подворотне. Оказалось, что в том дому и проживала Елена Шиловская, ставшая вскоре третьей женой Булгакова.
Третье «свидание» с Гоголем
Третий раз Николай Гоголь «наведался» к Михаилу Булгакову уже в 1932 году. «Ворвавшись» прямо в квартиру, привидение предъявило обвинения насчет постановки «Мёртвых душ», над которой и работал Михаил Афанасьевич в то время. Дело происходило во сне (по словам самого Булгакова), только очень ярком и запомнившемся. Проснувшись, писатель долго размышлял над явлениями ему Гоголя, лишь на смертном одре раскрыв эту тайну своей третьей жене.
Прожив 48 лет, Булгаков скончался от болезни почек. Это случилось в 1940 г. Делая инъекции морфия с 1918 года, корчась порой от «ломки», он всё же продолжал писать до последних дней.
Похоронили его на Новодевичьем кладбище, установив надгробие, снятое с могилы Гоголя. А тому сделали новый памятник в честь столетия со дня смерти. Оба писателя в чем-то схожи. Обращались к мистике, не дожили до пятидесятилетия, были людьми мнительными. Гоголь боялся летаргического сна, а Булгаков – огласки его наркомании и тёмных потусторонних сил.
Влияние Гоголя на сатиру Булгакова
Н.В. Гоголь как образец для творческого подражания М. А. Булгакова
Уже довольно долгое время литературоведы пытаются выявить причины преемственности литературных традиций, но однозначного решения этой проблемы не найдено. Для нас важно то, что данная связь реально ощутима – М.Шолохов писал: «Мы все связаны преемственностью художественного мышления и литературными традициями».
Применительно к М.А.Булгакову точными являются оценки Б.Соколова: «…есть очень точная формула булгаковского творчества – его жизненным опытом становилось то, что он читал. Даже события реальной жизни, совершавшиеся на его глазах, Булгаков впоследствии пропускал сквозь призму литературной традиции, а старые литературные образы преображались и начинали новую жизнь в булгаковских произведениях, освещенные новым светом его гения».
Беремся утверждать, что именно Н.В.Гоголь был для М.А.Булгакова тем “идеальным образцом” профессионала, который необходим любому творче-ски одаренному человеку для подражания на начальной стадии становления своего собственного творческого потенциала.
В стилистике «Белой гвардии» ощутимо «присутствие» Гоголя. Здесь мы встречаем пример шутливого подражания стилю «Вечеров» и «Миргорода» с их повторами, восклицаниями, гиперболами:
Ни одна душа в Городе, ни одна нога не беспокоила зимою многоэтаж-ного массива. Кто пойдет на Горку ночью, да еще в такое время? Да страшно там просто! И храбрый человек не пойдет. Да и делать там нечего. Ну, по-нятное дело, ни один человек и не потащится сюда. Даже самый отважный. Незачем, самое главное».
В данной работе мы обратились к особенностям творчества Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова. Такой взгляд позволяет рассматривать философско-эстетические концепции писателя с точки зрения их «происхождения» в ми-ровоззрении, в мышлении личности автора.
Определяющим у обоих писателей является сатирический пафос (оба проявили себя как талантливые сатирики в рассказах, повестях, пьесах). По-этому их произведения представляют собой определенный интерес с точки зрения своеобразия сатирического изображения, присущего этим писателем.
И в конечном итоге сатира Н.В. Гоголя и М. Булгакова через осмеяние и отрицание определенных общественных пороков несла в себе утверждение непреходящих нравственных ценностей.
Важным средством в раскрытии сатирического содержания произведе-ний у обоих авторов является язык. Им было свойственно серьезное, вдум-чивое, глубоко осознанное отношение к этой стороне своих произведений. Они широко применяют и различные приемы сатирического изображения: гротеск и гиперболу, юмор, иронию, пародию. Особое место среди них при-надлежит иронии, так как она выступает в качестве средства выражения ав-торской оценки.
Итак, традиции, заложенные русской сатирой XIX века, были блестяще
развиты писателями начала XX века.
Мистика Новодевичьего кладбища. Могилы Гоголя и Булгакова. Что связывает двух гениев русской литературы
Сегодня я хочу поговорить о двух, пожалуй, самых загадочных писателях в русской литературе, чье творчество наполнено мистикой и чьи посмертные судьбы переплелись самым причудливым образом. Речь пойдет о Николае Васильевиче Гоголе и Михаиле Афанасьевиче Булгакове.
Их могилы находятся рядом на втором участке старой территории. Сегодня на каждом из захоронений можно увидеть по большому серому камню, но так было не всегда. Почему камень с могилы Гоголя оказался на захоронении Булгакова и как Гоголь вообще попал на Новодевичье, об этом я Вам и хочу рассказать.
Посмертное «путешествие» Гоголя
Великий русский писатель скончался в Москве 4 марта 1852 года. Ему было всего 42 года. Известно, что в последние годы жизни Николай Васильевич стал истово верующим человеком, много времени проводил в молитвах, переоценивал свое творчество. Чувствуя приближение смерти, он оставил подробные распоряжения о том, как и где его следует похоронить и какой должна быть его могила.
«Завещаю не ставить надо мною никакого памятника и не помышлять о таком пустяке, христианина недостойном. Завещание мое немедленно по смерти моей должно быть напечатано во всех журналах и ведомостях, дабы по случаю неведения его никто не сделался бы передо мною невинновиноватым и тем бы не нанес упрека на свою душу».
Первоначально Гоголя похоронили на кладбище Свято-Даниловского монастыря.
На могиле был установлен камень, символизирующий Голгофу, и на ней простой деревянный крест.
По легенде камень этот привез из Крыма поэт и философ К. С. Аксаков.
Могила Гоголя в Свято-Даниловском монастыре
Чугунную ограду отлили по проекту скульптора Н.А. Андреева, автора памятника писателю, установленного в 1909 году на Пречистенском, ныне Гоголевском бульваре.
В 1931 году, вскоре после того, как власть приняла постановление закрыть Свято-Данилов монастырь и организовать там приёмник-распределитель НКВД, прах Гоголя перенесли на Новодевичье кладбище вместе с камнем-Голгофой, мраморным саркофагом и оградой.
Вот только креста уже на новом пристанище Николая Васильевича ставить не стали.
В 1952 году, к столетию со дня смерти писателя, на могиле был установлен бюст работы скульптора Томского. Вид могилы был полностью изменен.
Появилась надпись «Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза».
Тогда же было принято решение заменить мрачного, измученного душевными терзаниями Гоголя работы Андреева на веселого жизнерадостного писателя, с одобрительной улыбкой взирающего на Москву советскую. Автором нового монумента стал все тот же Томский, и надпись на постаменте соответствующая.
Старого Гоголя, слава Богу, отправили не на свалку истории, а в «ссылку» в Донской монастырь, где он, впрочем, пребывал не так долго.
В 1956 году памятник был установлен на Никитском бульваре, во дворе дома, где он проживал и где скончался.
В 2009 году могиле Гоголя на Новодевичьем кладбище был возвращен первоначальный вид.
Вот только камень, символизирующий Голгофу, теперь не тот. А куда делся тот, который был раньше, я сейчас расскажу.
Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940)
Все очень просто. Пьеса «Дни Турбиных» в постановке МХАТ была любимым спектаклем И. В. Сталина.
Фотомонтаж. Источник Яндекс картинки.
Говорят, он видел его не меньше 20 раз, и каждый раз приглашал в свою ложу М.А. Булгакова, который служил в театре заведующим литературной частью, был автором нескольких пьес, шедших на прославленной сцене, и даже выступал как актер. Еще одним спектаклем, с большим успехом шедшем в театре, была инсценировка Гоголя «Мертвые души», автором которой так же был Михаил Афанасьевич.
В 1939 году Булгаков написал пьесу «Батум», посвященную молодости революционера Иосифа Джугашвили.
Интересный факт:
Пьеса Сталину не понравилась и не была поставлена в Советское время ни разу ни в одном театре.
Премьера состоялась во МХАТе имени Горького только в 1992 году. Сразу же после премьеры была запрещена, а афиши и декорации уничтожены.
Скончался М.А. Булгаков 10 марта 1940 года. Был похоронен на Новодевичьем кладбище совсем рядом с могилами Гоголя и Чехова.
Понятно, что потом была война, и до начала 50-х годов вдове Михаила Афанасьевича Елене Сергеевне было не до установки памятника.
Вот такая история о двух великих русских литераторах, которые жили в разное время, но оказались необычайно близки по духу.
Истории след. Как после смерти пересеклись Гоголь и Булгаков
10 марта 1940 года, на 49-м году жизни, великий писатель Михаил Афанасьевич Булгаков скончался в Москве. На следующий день, 11 марта, состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Тело Булгакова кремировали, прах был захоронен 12 марта на Новодевичьем кладбище. На его могиле по ходатайству вдовы, был установлен камень, прозванный «Голгофой».
Воспоминания литературоведа и критика Владимира Лакшина из книги вдовы писателя Елены Сергеевны Булгаковой «Воспоминания о Михаиле Булгакове»:
«. До начала 1950-х годов на могиле Булгакова не было ни креста, ни камня — лишь прямоугольник травы с незабудками да молодые деревца, посаженные по четырём углам надгробного холма. В поисках плиты или камня Е. С. захаживала в сарай к гранильщикам и подружилась с ними (она вообще легко сходилась с простыми людьми — малярами, штукатурами).
Однажды видит: в глубокой яме среди обломков мрамора, старых памятников мерцает огромный чёрный ноздреватый камень. «А это что?» — «Да, Голгофа». — «Как, Голгофа?». Объяснили, что на могиле Гоголя в Даниловском монастыре когда-то стояла Голгофа с крестом. Потом, когда к гоголевскому юбилею 1952 года сделали новый памятник, «Голгофу» за ненадобностью бросили в яму. «Я покупаю», — не раздумывая сказала Е. С. «Это можно, — отвечают ей, — да как его поднять?» — «Делайте что угодно, я за всё заплачу… Нужны будут мостки, делайте мостки от сарая к самой могиле… Нужны десять рабочих — пусть будут десять рабочих…»
Камень перевезли, и глубоко ушёл он в землю над урной Булгакова. Стёсанный верх без креста, со сбитой строкой из Евангелия, — он выглядел некрасиво.
Тогда всю глыбу перевернули — основанием наружу.
Я не знал об этой истории. Думаю будет интересно многим
Я не знал об этой истории. Думаю будет интересно многим
Доброе утро, Владимир!
Если сказать, что я удивилась,это ничего не сказать))
Ниччего об этом не знала и не слышала!!
Оказывается,Сеть уже обсуждает на различных форумах это событие с редчайшими фотографиями энтузиастов(низкий им поклон, имен назвать не могу, к сожалению-Сеть не очень-то щедра на эти имена,поэтому-просто огромное спасибо авторам, подарившим эти фотографии)
С вашего позволения,Владимир,немного добавлю.
ГоголЬ.Булгаков и их «Голгофа».
«Как сладко умирать!» – таковы были последние произнесенные в полном сознании слова Николая Васильевича Гоголя.
4 марта (по новому стилю) 1852 года он скончался в московском доме графа Александра Петровича Толстого на Никитском бульваре.
Писатель уходил мучительно. По воспоминаниям друзей, последние месяцы жизни «он был в постоянном нервном расстройстве, которое приняло характер религиозного помешательства».
Он буквально морил себя голодом, питаясь одними просфорами и отказываясь от другой пищи.
Сам Гоголь говорил, что на него «нашел страх смерти», от которого, по его словам, умер и его отец.
Последние годы Гоголь пребывал в жестоком творческом кризисе. После выхода в свет «Выбранных мест из переписки с друзьями» Гоголь уже ничего, кроме второго тома «Мертвых душ» и «Авторской исповеди», не написал.
Одной из причин, очевидно, была неразделенная любовь писателя к Анне Виельгорской.
После неудачного сватовства в 1849 году Гоголь, казалось, потерял смысл и жизни, и творчества, уехал в Москву и уединился в отведенных ему комнатах огромного толстовского дома…
Отпевали писателя в церкви Святой Татьяны при Московском университете, почетным профессором которого он был. Желающих проститься с покойным оказалось так много, что по воспоминаниям современников, «два дня не было проезду по Никитской улице». На панихиде собрался, казалось, весь город, начиная от генерал-губернатора и кончая нищими.
Позже на могиле Гоголя установили черный мраморный крест и огромный темный ноздреватый камень.
Гранитный монолит нашел в Крыму один из братьев Аксаковых, с которыми Гоголь был дружен.
Несколько месяцев камень на лошадях везли в Москву.
Своими очертаниями он напоминал Голгофу — место казни Иисуса Христа.
Так этот камень и стали называть.
В мае 1931 года большевики уничтожили некрополь Данилова монастыря.
Прах Гоголя перезахоронили на Новодевичьем кладбище.
Известный советский скульптор Томский (кстати, тоже Николай Васильевич) к очередному юбилею великого писателя изваял мраморный бюст, на колонне под которым засияла золотыми буквами надпись: «от правительства Советского Союза».
От старого памятника сохранилась только надгробная плита с эпитафией — цитатой из Библии:
«Горьким словом моим посмеюся».
В 2009 году, к 200-летнему юбилею Николая Васильевича, было решено вернуть месту его захоронения первоначальный вид. Памятник демонтировали и передали в Исторический музей. Черный камень с бронзовым крестом вновь установили на могиле Гоголя на Новодевичьем кладбище.
Куда подевалась стопудовая Голгофа, никто не знал.
Да никто особо и не интересовался…
Михаила Афанасьевича Булгакова многое родинило с Гоголем.
Земляки, они оба не любили Петербург, закончили свои главные книги в Москве и там же сжигали свои рукописи, перед смертью сильно страдали (у Булгакова был склероз почек).
Автор «Мастера и Маргариты» считал себя учеником Гоголя.
В трудные минуты жизни Булгаков приходил к памятнику Гоголю, стоящему во дворе особняка, где тот жил последние годы.
Елена Сергеевна припомнила слова мужа, обращенные к автору «Мертвых душ»:
«О, Учитель, укрой же меня полой своей чугунной шинели!»
10 марта 1940 года, не дожив и до пятидесяти, умер Михаил Афанасьевич Булгаков. После кремации урну с его прахом захоронили в знаменитом вишневом саду Новодевичьего кладбища, месте последнего упокоения многих артистов Художественного театра.
Вдова писателя решила, что само провидение привело ее к гоголевской Голгофе.
Многотонный камень извлекли на свет божий, и он лег в изголовье могилы Булгакова. Учитель и ученик обрели одно надгробие на двоих.
После кремации урну с его прахом захоронили в знаменитом вишневом саду Новодевичьего кладбища, месте последнего упокоения многих артистов Художественного театра.
А вот так выглядит настоящая ГОЛГОФА.
История христианства, гора Голгофа в Иерусалиме нераздельно связаны между собой.
Этот город называют городом трех религий, ведь его считают святыней и христиане, и иудеи, и мусульмане. Здесь расположены важнейшие достопримечательности Израиля и всего верующего мира.
Владимир, еще раз огромное спасибо за эту информацию.
Извините за мои пространные дополнения-но ведь интересно же!!
Все фото из Сети в свободном доступе.
Теперь буду знать о посмертном «родстве» Булгакова и Гоголя.
«О, Учитель, укрой же меня полой своей чугунной шинели!»
(из письма М.А. Булгакова, обращение к «тени Гоголя»)
В биографии М.А. Булгакова и Н.В. Гоголя есть много параллелей.
Булгаков считал себя учеником Гоголя и так же, как Николай Васильевич сжёг свой второй том «Мёртвых душ», Михаил Афанасьевич сжёг черновик будущего романа «Мастер и Маргарита» и заставил потом своего Мастера, сознательно наделённого многими гоголевскими чертами, сжечь роман о Понтии Пилате.
Когда Булгаков жил в Нащокинском переулке, то не раз приходил к памятнику Гоголю, который стоял в то время в начале Пречистенского (ныне Гоголевского) бульвара, а в 1959-м был перенесён во двор дома-музея писателя на Никитском бульваре.
3 марта 1927 года около памятника Гоголю состоялся митинг революционных писателей.
Обсуждался вопрос: нужен ли Гоголь советским людям или пора его выбросить на свалку истории?
При этом присутствовал Булгаков. Он побледнел и сжал кулаки:
«Их накажут. Нет, не Бог. Их накажет Сатана. Да, явится в Москву и накажет».
Возможно, именно так родился замысел романа «Мастер и Маргарита».
Как свидетельствовал П.С. Попов, в последние недели своей жизни Булгаков, «уже лишённый зрения, бесстрашно просил ему читать о последних жутких днях и часах Гоголя».
Работа над «Мёртвыми душами», а затем над киносценариями той же поэмы и «Ревизора», заставила Булгакова на несколько лет погрузиться в гоголевский мир. Это погружение сильнейшим образом отразилось на его собственных произведениях.
Писатель приступил к инсценировке «Мёртвых душ» Гоголя, как только его приняли во МХАТ в качестве режиссёра.
Театр давно собирался поставить спектакль, но инсценировки романа были неудачными. Уже в мае 1930 года Булгаков делает первые наброски будущей постановки, в которой собирался показать и самого Гоголя, диктующего свое сочинение в Риме.
31 октября 1930 года состоялось первое чтение инсценировки в присутствии В.И. Немировича-Данченко, в целом одобрившего комедию. Булгакову хотелось ввести в спектакль образ Первого, или Чтеца, как равноправное действующее лицо, в чём-то напоминающего самого Гоголя, но Театр усмотрел в этом образе резонёра, комментатора событий, мешающего развитию действия.
В итоге роль была снята. Да и сам спектакль претерпел большие изменения в ходе работы над ним.
С февраля 1931 года к постановке присоединился К.С. Станиславский, и спектакль стал приобретать реалистические черты, в духе системы Станиславского.
У Булгакова возникли надежды вернуться к первоначальному замыслу инсценировки, когда сам автор был как равный среди действующих лиц и высказывал свои суждения по ходу развития событий.
В его воображении формировался образ самого Николая Васильевича Гоголя, он разговаривал с ним, переживал вместе с ним во время его работы над «Мёртвыми душами». Чтобы быть точным и достоверным, Булгаков тщательно выбирает из переписки Гоголя нужные ему фразы. Но постепенно роль Первого, который возник вместо Чтеца, сходила на нет; в конце концов, и Станиславский от него отказался.
Существует легенда, что во время работы над этим спектаклем Булгакову приснился литературный сон. Сам Гоголь заставил драматурга оправдываться в неудачной постановке.
Сон прервался заклинанием создателя «Мастера и Маргариты»:
«О, Учитель, укрой же меня полой своей чугунной шинели!».
28 ноября 1932 года состоялась премьера «Мёртвых душ». Спектакль выдержал сотни представлений с различным актёрским составом, стал классикой русского театрального искусства.