Булгаков произведения кабала святош в чем смысл

Краткое содержание пьесы Булгакова «Кабала святош»

В 1929 году специально для МХАТ Булгаков написал пьесу «Кабала святош». Краткое содержание произведения знакомит с сюжетом и раскрывает сложные взаимоотношения между главными героями. Первая постановка спектакля была с восторгом принята публикой, но через непродолжительное время пьесу запретили. Благодаря Максиму Горькому, постановку вернули на сцену, изменив название и запретив намек на современность.

Главные герои

Пьеса состоит из 4 действий, между событиями, происходящими в первом и втором действии, проходит 10 лет. Действие разворачивается в Париже во время правления Людовика XIV. Главными действующими лицами являются:

Главный герой произведения — Жан-Батист Поклен де Мольер — знаменитый драматург, пользующийся покровительством короля. Автор реалистично изображает его характер, который раскрывается в первом действии пьесы. Актер тяжело болен, отыграв на сцене, Мольер возвращается в уборную, держась за сердце.

Перед зрителем предстает талантливый актер с немного грубым и вспыльчивым характером. В жизни драматург чувствует себя старым, боящимся позора и окруженным недоброжелателями человеком. Драматургу покровительствует король, а архиепископ его люто ненавидит.

Главный лозунг писателя («Ненавижу королевскую тиранию») был очень близок Михаилу Булгакову, который, как и Мольер, не имел возможности говорить то, о чем думает.

I действие

В театре Пале-Рояль подходят к завершению последние приготовления к спектаклю. На премьеру театрального действа труппа ожидает приезд короля Людовика XIV. После успешной премьеры Мольер выходит на сцену и восхваляет короля. Он читает посвященные Людовику стихи.

В гримерной Шарлатан показывает Мольеру фокус: он шевелит в воздухе пальцами, а из клавесина раздается прекрасная мелодия. Восхищенный писатель обещает показать этот номер со сцены.

Появляется юная актриса Арманда Бежар. Лагранж настаивает, чтобы она оставила Мольера, но Арманда отказывает ему. Писатель назначает ей встречу вечером. В это время ему передают деньги от короля за стихи. Весь заработок драматург делит между актерами.

Мольер встречается с Мадленой Бежар. Он говорит женщине, что собирается жениться на ее младшей сестре. Она умоляет его не делать этого. Мадлена предлагает ему вернуться домой. Женитьба для Мольера — это дело чести, поскольку Арманда ждет ребенка. В отчаянии женщина сообщает, что уходит из театра.

Свидетелем их разговора становится Лагранж, он намекает Мадлене, что ему известна ее тайна. Внезапно из-под крышки клавесина показывается грязный и оборванный Захария Муаррон. Благодаря его появлению секрет фокуса оказался раскрыт.

II действие

Прошло несколько лет. Король играет в карты с маркизом де Лессак. За игрой внимательно наблюдает маркиз д’Орсиньи. Внезапно он замечает, что карты соперника короля крапленые. Об этом он сообщает Людовику, который отдает деньги сопернику и велит посадить его в тюрьму.

Во время беседы с королем архиепископ умоляет его заступиться за религию, которую в своих пьесах высмеивает Мольер. Шаррон сравнивает талантливого писателя с сатаной. Король обещает поговорить с драматургом. Ему жаль наказывать актера, ведь он очень талантлив. Людовик разрешает играть в театре «Тартюфа», содержание которого оскорбило архиепископа, но при условии, что впредь Мольер будет осторожен в своих высказываниях.

Это вызывает недовольство у Шаррона и других членов Кабалы Священного Писания. В доме писателя разодетый Захария Муаррон музицирует на клавесине. Его слушает Арманда. Муаррон давно пытается привлечь внимание молодой женщины. Оставшись наедине, они удаляются в комнату и запирают дверь на ключ. Мольер обнаруживает их и прогоняет Захарию из дома и театра. Раздосадованный Муаррон обещает раскрыть тайну Мольера, чем вызывает еще больший приступ злости.

III действие

В каменном подвале, освещенном тусклой люстрой, собрались члены Кабалы. Они сидят за большим круглым столом. Лица людей скрыты масками.

В помещение приводят Муаррона. Его руки связаны, на глазах повязка. Шаррон требует, чтобы тот рассказал присутствующим то, о чем он поведал архиепископу утром. Под угрозой тюрьмы он раскрывает членам Кабалы тайну, которую узнал много лет назад, сидя в клавесине.

Через некоторое время женщина в маске приводит маркиза д’Орсиньи, который, испугавшись нападения, выхватывает шпагу. Брат Сила говорит ему, что маркиз стал посмешищем при дворе короля. Это произошло благодаря Мольеру, который показал его в образе Дон Жуана.

Во время исповеди Шаррон заставляет Мадлену признаться, что много лет назад она жила с двумя мужчинами и родила дочь Арманду. Мадлене неизвестно, кто является настоящим отцом. После этого архиепископ раскрывает тайну Арманде и предлагает ей бежать от Мольера. После слов Шаррона женщина лишается чувств. На пороге исповедальни ее находит Лагранж.

IV действие

Мольер в халате сидит в кресле. Он глубоко переживает произошедшие события и винит только себя. Приходит Муаррон. Он падает на колени и умоляет о прощении. Мольер прощает его. Это вызывает недовольство Одноглазого. Вместе с Захарией они уходят караулить здание театра.

Мольер высказывает недовольство поведением короля. Он называет его тираном. Это пугает Бутона. Он уверен, что за сказанное писателя могут казнить на городской площади. В театр врываются мушкетеры, которые убивают привратника.

Бутон умоляет Мольера бежать, но актер хочет доиграть спектакль. Риваль предлагает во время финальной сцены спустить его в люк и спрятать в гримерной, а на следующий день увезти из Парижа. Мольер соглашается. В конце спектакля внезапно он начинает звать Мадлену, после этого падает и умирает на сцене.

Жанр и основная тема произведения

Продолжительное время произведение определялось как романтическая драма, поскольку проблемы средневековой Франции были не очень актуальны в советском обществе.

Чтобы избавить написанное от биографического сходства, Булгаков допустил две погрешности, которые усиливали драматический эффект:

«Кабала святош» является трагедией. Ее главный герой погибает, пережив жизненную драму. Пьеса имеет реалистическое направление. Она показывает отношения между правителем и писателем, чье поведение имеет психологическое обоснование.

Отношения творца и правителя прослеживаются в конфликте не только Мольера и его господина, но и Булгакова и Сталина. В основу сюжета положена связь между драматургом и его возможной дочерью, хотя этот факт исследователями творчества писателя не доказан.

Основной темой произведения являются жизнь и творчество талантливого автора во времена правления тирана. Также произведение поднимает такие важные темы:

В завязке пьесы Булгакова некоторые политические деятели увидели тайный замысел. По их мнению, писатель стремился показать бесправие творческого человека во времена диктатуры. После ознакомления с кратким содержанием пьесы «Кабала святош» Булгакова произведение следует читать полностью онлайн.

Источник

«Кабала святош», анализ пьесы Булгакова

История создания

Пьеса «Кабала святош» была написана Булгаковым в 1929 г. В 1930 г. пьеса была разрешена к постановке, но запрещена цензурой спустя 2 месяца. В 1931 г. Сталин беседовал с Булгаковым и разрешил играть пьесу. К этому приложил руку Максим Горький. Но цензура изменила название на «Мольер», потребовала убрать намёки на современность (какие нашла). БДТ и МХАТ заключили договоры на постановку, но БДТ вскоре отказался от постановки из-за критической отрицательной статьи, подчёркивающей неактуальность пьесы. Премьера состоялась в 1936 г. во МХАТе и имела большой успех.

В пьесу Булгаков перенёс свои отношения со Сталиным. В подтексте не Людовик запрещает Мольеру «Тартюфа», разрешая играть только смешные комедии, а Сталин запрещает Булгакову все пьесы, разрешая только «Дни Турбиных».

Литературное направление и жанр

Критик Вишневский обвинил Булгакова в том, что проблемы 17 в. неактуальны в советском обществе. Он предлагал читать пьесу как историческую хронику. Булгаков определял жанр своей пьесы как романтическую драму. Булгаков не стремился к биографической точности. Писатель указывает на две погрешности, призванные усилить драматический эффект: реальный исторический Мольер умер дома, почувствовав себя плохо на спектакле; Людовик охладел к Мольеру постепенно, прямого конфликта между ними не было.

Пьеса относится к реалистическому направлению. Показан тип писателя и тип тирана, которые хорошо накладываются на Мольера и Людовика, на Булгакова и Сталина, на всех прошлых и будущих творцов и тиранов. Их поведение обосновано психологически.

Проблематика

Одна из проблем – профессиональное и личностное в человеке. С точки зрения Станиславского, Булгаков создал, прежде всего, просто человека, а не человека огромной воли и таланта. Мольер как гений, как артист не интересует Булгакова. Ему интересна простая человеческая жизнь Мольера.

В пьесе поднимается проблема человеческого сердца. Библейская основа лейтмотива – фраза о том, что сердце человеческое лукаво и крайне испорчено. Таковы сердца кабалы святош. Но даже сердце Муаррона, по словам Мольера, не подходит для работы в сыскной полиции. А сердце Мольера так хорошо, что болеет от несправедливости мира и, в конце концов, не может жить. Муаррон только пугает, что жизнь его продолжаться не может. Жизнь Мольера действительно не может продолжаться.

Конфликт

Внешние конфликты Мольера разнообразны и объясняются его тяжёлым вспыльчивым характером. Мольер ругается со слугой, с другими актёрами, первой и второй женой, приёмным сыном. Его нападки на религию в «Тартюфе» становятся причиной конфликта с Кабалой и впоследствии с королём.

Все положительные герои обременены внутренними конфликтами, и именно это отличает их от отрицательных. Внутренний конфликт заставляет человека жить двойными стандартами, так что самому герою это противно. Так в первом действии Мольер славит короля, потому что именно от него зависит постановка его пьес, а в последнем, лишившись его милости, обличает.

Сюжет и композиция

Герои пьесы

Жан-Батист Поклен де Мольер – главный герой пьесы. Его характер изображён очень реалистично. Все события первого действия раскрывают черты характера Мольера. С первых реплик читатель узнаёт, что Мольер болен. Отыграв роль Сганареля, Мольер появляется в уборной, держась за сердце. Актёр вспыльчив, набрасывается на слугу Бутона, обвиняя его в том, что он сбил свечу. Мольер смущается, когда оказывается, что это сделал он сам. Он великодушен, заглаживает свою вину, дарит Бутону свой кафтан вместо разорванного им.

Часть личностных характеристик дана в ремарках, из которых читатель узнаёт, что Мольер чуть заикается в жизни, но на сцене «первоклассен». Неисчерпаемо богатство его интонаций, движений, гримас, заразительна улыбка. В быту Мольер чувствует себя старым, седым, он окружён врагами и боится позора.

Речь Мольера, обращённая к Людовику, строится на контрасте и парадоксе. Он начинает с того, что ему нечего сказать королю, а заканчивает тем, что славен игрой во время великого французского короля Людовика.

Мольер справедлив, берёт себе только десятую часть денег, пожалованных королём, а остальное делит между актёрами.

Бутон характеризует Мольера как великого артиста по профессии и грубияна по характеру. Арманда считает его смелым и великим.

Мольеру до конца жизни не хватает Мадлены, с которой он привык советоваться в трудную минуту. Сама Мадлена называет Мольера страшным человеком и боится его.

В четвёртом действии именно Мольер становится выразителем авторской мысли. Он восклицает: «Ах, сердце человеческое», осуждая поведение короля, «куманька».

Всё окружение Мольера пользуется им в корыстных целях. Бутон заодно с подаренным кафтаном присваивает себе и штаны Мольера, и две серебряные монеты в кармане.

Бутон – типичный персонаж-трикстер. Он смешон в своей важности. Бутон считает, что он хорошо воспитан, потому что француз. Бутон неудачник, как и Мольер. Он прогорел на торговле пирожками, потом попал к Мольеру.

Мольер нуждается в грубых шутках Бутона, который ему предан. Слуга повторяет, усиливает слова Мольера. Бутон боится, чтобы Мольер не сказал ничего лишнего или запрещённого. Он любит Мольера и во имя этой любви просит его бежать в минуту опасности.

Лагранж отделён от остальных персонажей изначально. Читателю кажется, что он не заражён общим ожиданием из-за зависти. Но в момент потасовки Мольера с Бутоном Лагранж плачет. Он – хранитель тайны Мадлены, чёрный рыцарь, преданный ученик.

Людовик 14 показан как человек, живущий импульсивно. С одной стороны, он сочувствует де Лессаку, которого за обман должен ударить подсвечником, обругать, посадить в тюрьму. С другой стороны, он выспрашивает о последствии крапления карт с иезуитским любопытством. Он сажает Лессака в тюрьму на месяц, но велит отдать ему выигрыш.

Манера говорить у Людовика напоминает библейскую манеру Христа. Он задаёт вопросы, повторяет утверждения других, сам же ничего не утверждает. Он делает это не для того, чтобы прояснить истину, как Христос, а потому что сам во всём сомневается.

Мадлена – воплощение спокойной семейной старости для Мольера. Страсть его давно прошла. Мадлена предлагает Мольеру радости семейного быта: он читает третий акт «Тартюфа», может с ней посоветоваться, любит грелку свечи, камин. Мадлена всё ещё любит Мольера, она ползает на коленях и умоляет не оставлять её, готова даже на связь Мольера с другой женщиной.

Справедливый сапожник высказывает сокровенную мысль Мольера о том, что королевство без доносов существовать не может, а доносчики – это сволочь. Он – выразитель акцентов, идей в форме подтекста.

Стилистические особенности

Ремарки пьесы похожи скорее на эпические вставки и трудновыполнимы. Например, глаза дю Круази «опрокинуты», на всех вещах и людях «печать необыкновенного события, тревоги и волнения».

Некоторые фразы благодаря подтексту приобрели афористический смысл. Людовик бросает: «Люблю всех моих подданных, в том числе и бродячих».

Тема предательства, связанного с дьяволом и адом, раскрывается, прежде всего, через образ архиепископа Шаррона. В исповедальне он страшен, в дьявольской митре, крестит Арманду обратным крестом. Булгаков продумывает также световое сопровождение (фигуры то и дело поглощает тьма) и звуковое (орган, звучащий по-разному, детский хор).

Булгаков использует стилистические возможности языка. Например, речь отрицательных персонажей у него изобилует канцеляризмами даже в простом разговоре. Булгаков подчёркивает, что люди, подобные Муаррону или Шаррону (недаром фамилии созвучны) обо всём судят формально. Так Муаррон говорит, что повесится вследствие того, то его жизнь больше продолжаться не может.

В пьесе много библейских мотивов. Кроме уже упомянутых, обыгрывается возвращение блудного сына, мотив повешения предателя, мотив первородного греха.

Источник

Булгаков произведения кабала святош в чем смысл. Смотреть фото Булгаков произведения кабала святош в чем смысл. Смотреть картинку Булгаков произведения кабала святош в чем смысл. Картинка про Булгаков произведения кабала святош в чем смысл. Фото Булгаков произведения кабала святош в чем смысл

Герои произведения

События происходят в конце XVII века. В то время Францией правил Людовик XV.

Главные персонажи пьесы «Кабала святош»:

Король также является негласным покровителем Мольера. Архиепископ и известный актёр — лютые враги. Кроме основных действующих лиц, в произведении присутствуют такие герои:

Булгаков произведения кабала святош в чем смысл. Смотреть фото Булгаков произведения кабала святош в чем смысл. Смотреть картинку Булгаков произведения кабала святош в чем смысл. Картинка про Булгаков произведения кабала святош в чем смысл. Фото Булгаков произведения кабала святош в чем смысл

Завязка сюжета

Первое действие начинается с того, что в театре перед представлением подходят к завершению последние этапы подготовки. На спектакль приглашён король Людовик XV.

Представление прошло хорошо, и все присутствующие в зале начали хлопать вслед за Людовиком. Услышав аплодисменты, драматург выбежал на сцену. Он отзывается со сцены о короле, как о светиле нации, восхваляет его своими стихами, сочинёнными тут же экспромтом.

Булгаков произведения кабала святош в чем смысл. Смотреть фото Булгаков произведения кабала святош в чем смысл. Смотреть картинку Булгаков произведения кабала святош в чем смысл. Картинка про Булгаков произведения кабала святош в чем смысл. Фото Булгаков произведения кабала святош в чем смысл

В то же время за кулисами Лагранж просит Арманду уйти от своего возлюбленного. Но она не хочет этого делать даже после того, как узнаёт о романе между её старшей сестрой и актёром. Лагранж хочет избавиться от Арманды, но та ему что-то тихонько говорит на ухо и он уходит. Оказывается, девушка беременна от Мольера.

В гримёрку руководителя труппы заходит одноглазый. Его туда послал король, чтобы отдать деньги за представление и дополнительную плату за стихотворение в размере 5000 ливров. Десятую часть он оставил себе, а всё остальное разделил между всеми участниками труппы в равных долях.

Мольер сказал Мадлене, что собирается взять в жены Арманду, её сестру. Женщина просит не уходить от неё и напоминает, что всё 20 лет любила и заботилась о нём. Немного позже Мадлена рассказывает Лагранжу, что на самом деле Арманда является её дочерью, а не сестрой.

Кульминация и финал пьесы

Во время обеда король разговаривает с отцом Варфоломеем. Это известный бродячий проповедник. Тот пришёл к Людовику и сообщил, что в стране объявился антихрист — Жан-Батист Мольер. Он требует от короля, чтобы тот сжёг его.

За такие разговоры король сажает бродягу на три месяца в тюрьму. Но всё-таки Людовик выпускает его через три дня, предупредив, чтобы он никогда ничего не требовал от короля.

Во двор вошёл Мольер. Он очень состарился, вид стал болезненным, а лицо серым. Пообщавшись с драматургом, король убедился, что он никакой не еретик, и позволил поставить пьесу «Тартюф».

Булгаков произведения кабала святош в чем смысл. Смотреть фото Булгаков произведения кабала святош в чем смысл. Смотреть картинку Булгаков произведения кабала святош в чем смысл. Картинка про Булгаков произведения кабала святош в чем смысл. Фото Булгаков произведения кабала святош в чем смысл

В то же время в доме Мольера приёмный сын музицирует на клавесине. Он соблазнил Арманду, о чём стало известно Бутону, так как он раньше времени пришёл домой после рынка. Мольер тоже подозревал, что возлюбленная ему изменила. Он выгнал Муаррона, но тот сказал, что посвящён в его тайну.

Арманда убедила Мольера, что у неё с Муарроном никогда и ничего не было. Девушка уговорила Мольера вернуть его домой.

Муаррон отправился на встречу к архиепископу. Он был намерен отомстить приёмному отцу. Муаррон рассказал о Мольере, который взял в жены собственную дочь.

Больная Мадлена с помощью Лангража и Арманды прошла в исповедальню. Там служитель церкви испугами и речами о загробных муках пытался выудить признание. Она сказала, что не знает от кого забеременела Армандой. По приезде в Париж девушка представила свою дочь, как младшую сестру, у которой в итоге был роман с любовником мамы. Архиепископ всё это рассказал Арманде и сказал, чтобы та уехала из города.

Де Шаррон доложил королю о преступлении Мольера, после чего Людовик лишил его своего покровительства. Актёра преследуют только потери: Арманда убежала из дома, Мадлена умерла. После этого его репертуар сильно уменьшился. Он понял, что всё происходящее является местью архиепископа.

В четвёртом действии Муаррон вернулся к приёмному отцу с признанием в своём предательстве. Мольер простил его и рассказал, что его признали еретиком и пытаются от него избавиться.

Актёр назвал короля идолом с изумрудными глазами и тираном. Он всё время пытался ему услужить.

Булгаков произведения кабала святош в чем смысл. Смотреть фото Булгаков произведения кабала святош в чем смысл. Смотреть картинку Булгаков произведения кабала святош в чем смысл. Картинка про Булгаков произведения кабала святош в чем смысл. Фото Булгаков произведения кабала святош в чем смысл

В произведении «Кабала святош» Булгаков говорит о проблемах писателя, который вынужден существовать при правлении тирана. В этих условиях творчество находится под жёсткой цензурой, а от автора требуют только выражения обожания деспота.

Источник

“Кабала святош”, анализ пьесы Булгакова

История создания

Пьеса “Кабала святош” была написана Булгаковым в 1929 г. В 1930 г. пьеса была разрешена к постановке, но запрещена цензурой спустя 2 месяца. В 1931 г. Сталин беседовал с Булгаковым и разрешил играть пьесу. К этому приложил руку Максим Горький. Но цензура изменила название на “Мольер”, потребовала убрать намеки на современность (какие нашла).

БДТ и МХАТ заключили договоры на постановку, но БДТ вскоре отказался от постановки из-за критической отрицательной статьи, подчеркивающей неактуальность пьесы. Премьера состоялась

В пьесу Булгаков перенес свои отношения со Сталиным. В подтексте не Людовик запрещает Мольеру “Тартюфа”, разрешая играть только смешные комедии, а Сталин запрещает Булгакову все пьесы, разрешая только “Дни Турбиных”.

Литературное направление и жанр

Критик Вишневский обвинил Булгакова в том, что проблемы 17 в. неактуальны в советском обществе. Он предлагал читать пьесу как историческую хронику. Булгаков определял жанр своей пьесы как романтическую драму. Булгаков не стремился к биографической точности.

Писатель указывает на две погрешности,

По общепринятой классификации драматических жанров “Кабала святош” – трагедия, потому что главный герой умирает, пережив жизненное крушение.

Пьеса относится к реалистическому направлению. Показан тип писателя и тип тирана, которые хорошо накладываются на Мольера и Людовика, на Булгакова и Сталина, на всех прошлых и будущих творцов и тиранов. Их поведение обосновано психологически.

Проблематика

Основная проблема – судьба и творчество писателя, которому пришлось жить во времена тирана. С этого начинается пьеса: Мольер превозносит свое время, потому что это время Людовика. Но судьба творца и его произведений зависит от одного человека, который требует слепого обожания и поклонения.

Проблема отношений Мольер – Людовик 14 переносится на отношения Булгаков – Сталин. Это заметили сразу, Сталину и Молотову была направлена записка, в которой разоблачался “тайный политический замысел” писателя: показать бесправие писателя при абсолютной монархии и диктатуре пролетариата.

Одна из проблем – профессиональное и личностное в человеке. С точки зрения Станиславского, Булгаков создал, прежде всего, просто человека, а не человека огромной воли и таланта. Мольер как гений, как артист не интересует Булгакова.

Ему интересна простая человеческая жизнь Мольера.

В пьесе поднимается проблема человеческого сердца. Библейская основа лейтмотива – фраза о том, что сердце человеческое лукаво и крайне испорчено. Таковы сердца кабалы святош.

Но даже сердце Муаррона, по словам Мольера, не подходит для работы в сыскной полиции. А сердце Мольера так хорошо, что болеет от несправедливости мира и, в конце концов, не может жить. Муаррон только пугает, что жизнь его продолжаться не может.

Жизнь Мольера действительно не может продолжаться.

Конфликт

Внешние конфликты Мольера разнообразны и объясняются его тяжелым вспыльчивым характером. Мольер ругается со слугой, с другими актерами, первой и второй женой, приемным сыном. Его нападки на религию в “Тартюфе” становятся причиной конфликта с Кабалой и впоследствии с королем.

Все положительные герои обременены внутренними конфликтами, и именно это отличает их от отрицательных. Внутренний конфликт заставляет человека жить двойными стандартами, так что самому герою это противно. Так в первом действии Мольер славит короля, потому что именно от него зависит постановка его пьес, а в последнем, лишившись его милости, обличает.

Сюжет и композиция

Пьеса состоит из 4 действий. Между первым и вторым действием проходит от 7 до 10 лет (сами герои определяют прошедшее время противоречиво). В основе бытового сюжета – возможная кровосмесительная связь по незнанию Мольера с собственной дочерью. Историки не подтверждают такой связи в жизни Мольера.

Сюжет отсылает к древнегреческому мифу об Эдипе, который по незнанию женился на собственной матери. Мольер попадает в положение древнегреческого героя, чья жизнь полностью зависит от воли богов, а боги несовершенны. Таким богом в пьесе выступает Людовик 14, который распоряжается судьбами всех своих подданных, а не только Мольера.

Он делает Мольера придворным поэтом, становится крестным отцом его детей (впрочем, они умирают). А потом запрещает Мольеру играть “Тартюфа” и лишает его своей милости, послушавшись заверений Кабалы Священного писания во главе с архиепископом в безбожии мэтра. Мольер умирает, оставленный Армандой, лишившийся поддержки умершей Мадлены, переживший предательство приемного сына, но умирает он на сцене!

Герои пьесы

Жан-Батист Поклен де Мольер – главный герой пьесы. Его характер изображен очень реалистично. Все события первого действия раскрывают черты характера Мольера. С первых реплик читатель узнает, что Мольер болен.

Отыграв роль Сганареля, Мольер появляется в уборной, держась за сердце. Актер вспыльчив, набрасывается на слугу Бутона, обвиняя его в том, что он сбил свечу. Мольер смущается, когда оказывается, что это сделал он сам.

Он великодушен, заглаживает свою вину, дарит Бутону свой кафтан вместо разорванного им.

Часть личностных характеристик дана в ремарках, из которых читатель узнает, что Мольер чуть заикается в жизни, но на сцене “первоклассен”. Неисчерпаемо богатство его интонаций, движений, гримас, заразительна улыбка. В быту Мольер чувствует себя старым, седым, он окружен врагами и боится позора.

Речь Мольера, обращенная к Людовику, строится на контрасте и парадоксе. Он начинает с того, что ему нечего сказать королю, а заканчивает тем, что славен игрой во время великого французского короля Людовика.

Мольер справедлив, берет себе только десятую часть денег, пожалованных королем, а остальное делит между актерами.

Бутон характеризует Мольера как великого артиста по профессии и грубияна по характеру. Арманда считает его смелым и великим.

Мольеру до конца жизни не хватает Мадлены, с которой он привык советоваться в трудную минуту. Сама Мадлена называет Мольера страшным человеком и боится его.

В четвертом действии именно Мольер становится выразителем авторской мысли. Он восклицает: “Ах, сердце человеческое”, осуждая поведение короля, “куманька”.

Все окружение Мольера пользуется им в корыстных целях. Бутон заодно с подаренным кафтаном присваивает себе и штаны Мольера, и две серебряные монеты в кармане.

Бутон – типичный персонаж-трикстер. Он смешон в своей важности. Бутон считает, что он хорошо воспитан, потому что француз. Бутон неудачник, как и Мольер.

Он прогорел на торговле пирожками, потом попал к Мольеру.

Мольер нуждается в грубых шутках Бутона, который ему предан. Слуга повторяет, усиливает слова Мольера. Бутон боится, чтобы Мольер не сказал ничего лишнего или запрещенного.

Он любит Мольера и во имя этой любви просит его бежать в минуту опасности.

Лагранж отделен от остальных персонажей изначально. Читателю кажется, что он не заражен общим ожиданием из-за зависти. Но в момент потасовки Мольера с Бутоном Лагранж плачет.

Он – хранитель тайны Мадлены, черный рыцарь, преданный ученик.

Людовик 14 показан как человек, живущий импульсивно. С одной стороны, он сочувствует де Лессаку, которого за обман должен ударить подсвечником, обругать, посадить в тюрьму. С другой стороны, он выспрашивает о последствии крапления карт с иезуитским любопытством.

Он сажает Лессака в тюрьму на месяц, но велит отдать ему выигрыш.

Манера говорить у Людовика напоминает библейскую манеру Христа. Он задает вопросы, повторяет утверждения других, сам же ничего не утверждает. Он делает это не для того, чтобы прояснить истину, как Христос, а потому что сам во всем сомневается.

Людовик разоблачается Булгаковым в последних двух действиях. Его манипуляции (сначала дать, потом отнять; сначала пошутить, потом дать; сначала напугать, потом простить) – следствие испорченного сердца. Мольер называет Людовика тираном, который подобен золотому идолу с изумрудными глазами. Идол раздавил Мольера, а тот всю жизнь лизал ему шпоры.

Лозунг Мольера “Ненавижу королевскую тиранию” – это лозунг самого Булгакова, который, как Мольер, боится говорить, что думает.

Мадлена – воплощение спокойной семейной старости для Мольера. Страсть его давно прошла. Мадлена предлагает Мольеру радости семейного быта: он читает третий акт “Тартюфа”, может с ней посоветоваться, любит грелку свечи, камин.

Мадлена все еще любит Мольера, она ползает на коленях и умоляет не оставлять ее, готова даже на связь Мольера с другой женщиной.

Он тоже приобретает одну из черт Булгакова – покорность судьбе. Он действительно роднится с Мольером, потому что оба они (справедливо или нет) обвиняются в преступлении. Муаррон называет себя человеком с пятном.

Поэтому его не следует трогать и нельзя оскорблять, ведь он не может ответить.

Справедливый сапожник высказывает сокровенную мысль Мольера о том, что королевство без доносов существовать не может, а доносчики – это сволочь. Он – выразитель акцентов, идей в форме подтекста.

Стилистические особенности

Ремарки пьесы похожи скорее на эпические вставки и трудновыполнимы. Например, глаза дю Круази “опрокинуты”, на всех вещах и людях “печать необыкновенного события, тревоги и волнения”.

Некоторые фразы благодаря подтексту приобрели афористический смысл. Людовик бросает: “Люблю всех моих подданных, в том числе и бродячих”.

Тема предательства, связанного с дьяволом и адом, раскрывается, прежде всего, через образ архиепископа Шаррона. В исповедальне он страшен, в дьявольской митре, крестит Арманду обратным крестом. Булгаков продумывает также световое сопровождение (фигуры то и дело поглощает тьма) и звуковое (орган, звучащий по-разному, детский хор).

Булгаков использует стилистические возможности языка. Например, речь отрицательных персонажей у него изобилует канцеляризмами даже в простом разговоре. Булгаков подчеркивает, что люди, подобные Муаррону или Шаррону (недаром фамилии созвучны) обо всем судят формально.

Так Муаррон говорит, что повесится вследствие того, то его жизнь больше продолжаться не может.

В пьесе много библейских мотивов. Кроме уже упомянутых, обыгрывается возвращение блудного сына, мотив повешения предателя, мотив первородного греха.

Related posts:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *