Букса что это такое
Значение слова «букса»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Букса является связующим звеном между колёсной парой и рамой вагона, локомотива или их тележкой. Для ограничения перемещения букса имеет направляющие, поводки, шпинтоны или жёстко соединяется с рамой тележки либо колёсной парой. Для предотвращения загрязнения смазки букса имеет уплотняющее устройство.
Челюстная букса — когда она свободно вставлена в специальный вырез в раме тележки.
Бесчелюстная букса — когда связь между тележкой и буксой обеспечивают специальные поводки с шарнирами.
Второй способ крепления (бесчелюстная букса) хорош отсутствием деталей, подверженных трению скольжения, такие буксы надёжнее челюстных.
БУ’КСА, ы, ж. [нем. Büchse] (ж.-д.). Металлическая коробка, в к-рой вращается ось вагона. Б. снабжена приспособлением для смазки оси.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
бу́кса I
1. ж.-д. металлическая коробка с подшипником, передающим давление вагона, локомотива и т. п. на ось колеса
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: планировочный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Букса
Смотреть что такое «Букса» в других словарях:
Букса — (нем. Buchse) стальная или чугунная коробка, внутри которой размещены … Википедия
БУКСА — металлическая коробка над осью вагона или паровоза, в которую наливают мазь. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. букса буксы, ж. [нем. Buchse] (ж. д.). Металлическая коробка, в к рой вращается … Словарь иностранных слов русского языка
БУКСА — БУКСА, буксы, жен. (нем. Buchse) (ж. д.). Металлическая коробка, в которой вращается ось вагона. Букса снабжена приспособлением для смазки оси. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
БУКСА — (нем. Buchse) металлическая коробка, внутри которой помещены подшипник (передающий нагрузку от кузова вагона или локомотива на ось колесной пары) и устройство для подачи смазки … Большой Энциклопедический словарь
БУКСА — БУКСА, ы, жен. (спец.). Металлическая коробка с подшипником, передающим давление вагона или локомотива на колёсную ось. | прил. буксовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
букса — сущ., кол во синонимов: 2 • контрбукса (1) • коробка (45) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
букса — – металлическая коробка с подшипником, передающая давление вагона на колесную ось. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь
букса — гильза — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы гильза EN bush … Справочник технического переводчика
БУКСА — литая металлическая коробка, внутри которой помещаются подшипник (передающий нагрузку от кузова (см.) или (см.) на ось колёсной пары) и устройство для подачи смазки к шейке оси … Большая политехническая энциклопедия
Букса — или осевая коробка как показывает само название есть ящик, обыкновенно металлический, в котором вращается ось вагона или паровика. Буксы для паровозов бывают двух родов, смотря по тому, будут ли рамы относительно колес внутренние или внешние. По… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Кран-букса: как выбрать, устройство, замена своими руками
Кран-букса – является основным элементом внутри любого двуручкового смесителя. Эта деталь находится в корпусе смесителя и отвечает за открытие/закрытие подачи, регулирование температуры и напора воды. У кран-буксы, как и у любого устройства имеется определенный срок службы, по истечению которого она приходит в негодность. В случае протечки смесителя, в большинстве случаев виной тому становится именно она. В данной статье мы расскажем про все виды кран-букс, как её выбрать и заменить.
Что такое кран-букса, как найти поставщика, как выбрать кран-буксу и самостоятельно поменять?
Что такое кран-букса
Кран-букса – это так называемое «сердце» смесителя, относящееся к виду запорной крановой арматуры и выполняющее следующие функции:
Кран-букса изготавливается из латуни и имеет в своей конструкции довольно большое количество прокладок (резиновых и/или керамических). Второе название кран-буксы – вентильная головка.
Рукоятка или ручка, которую мы крутим чтобы открыть воду называется маховик или барашек.
Виды и особенности кран-буксы
При активной эксплуатации смесителя, особенно в больших семьях, кран-букса через определенное время выходит из строя и требует замены. Чтобы правильно выбрать деталь, давайте рассмотрим разновидности кран-буксы.
На рынке имеется огромное количество смесителей, которые различаются по стоимости и дизайну, но все они делятся на два типа установленной кран-буксы:
Кран-букса с червячным механизмом (резиновая). Оснащается штоком, который при прокручивании вентиля прижимает резиновую прокладку, перекрывая подачу воды через смеситель. Такая кран-букса отличается необходимостью совершить несколько полных прокручиваний для полного открытия или закрытия.
Данная деталь также делится на два типа: с направляющими для запорного клапана и с обратной резьбой к валу. На внешней нижней части корпуса имеется резьба, позволяющая состыковать кран-буксу со смесителем. Для удобства замены кран-буксы на верхней части расположены грани для гаечного ключа.
Длительность службы детали напрямую зависит от качества резинового материала, который использовался для изготовления прокладок. При износе резиновой прокладки, в трубопроводе создается шум после прокручивания вентиля. Иногда смеситель может начать «подкапывать». В этом случае достаточно будет заменить одну прокладку на новую.
Керамическая кран-букса. Разрабатывалась как современная альтернатива резиновой кран-буксе, которая набрала популярность ещё в советские времена. Конструкция детали проста, надежна и долговечна.
Отличительная черта устройства – простота конструкции. Внутренний запорный элемент состоит из двух керамических дисков с одинаковой формой отверстий, совмещение и развод которых регулирует подачу воды. Один диск остается неподвижным, в то время, как второй подвижен и при повороте ручки крана, он открывает или закрывает отверстие на первом диске. Устройство устанавливается в смеситель с помощью штатных уплотнителей и шайб.
Керамическая кран-букса крайне чувствительна к качеству воды. Букса с керамическими вставками не может стереться даже при длительной эксплуатации, однако при наличии песка или других примесей в воде и отсутствии качественного фильтра, кран может прийти в негодность.
Вода протекает только по каналам, которые для этого предназначены. Это достигается благодаря высокой плотности керамических дисков. Керамическая кран-букса отличается бесшумной работой и возможностью сделать лишь пол-оборота маховика для подачи воды. Это ускоряет управление устройством, но возникают трудность регулирования напора.
Внимание: Если у вас стоит однорычажный смеситель, то регулирование воды в нем производится с помощью специального картриджа. В таких смесителях кран-букса не используется!
Как выбрать кран-буксу
Любое устройство со временем приходит в негодность и требует замены или ремонта. Перед тем, как пойти в магазин сантехники для покупки новой детали, вам потребуется учесть некоторые аспекты:
«Зачастую модели российского производства невозможно поставить вместо импортных. При замене отечественной кран-буксы на импортную, необходимо приобрести изделие с маховиком в комплекте.»
Если вы решили заменить одну модификацию на другую (например, червячную на керамическую), учитывайте размерное значение (длина, диаметр), вид штока и наличие дополнительной резьбы. Рекомендуется при походе в специализированный магазин иметь при себе старую кран-буксу для более точного подбора и сопоставления.
Также при выборе кран-буксы необходимо учесть эксплуатационные условия и качество воды, которая напрямую повлияет на длительность эксплуатации запорного элемента.
Для простоты выбора специалисты компании МастерПроф разработали таблицу с фотографиями кран букс и их основными техническими характеристиками на которые нужно обратить внимание.
Также данная информация продублирована на каждой упаковке кран-буксы.
Кран-букса — выбор и ремонт
Кран-букса: что это, в чём отличие от буксы, где необходима, основные виды, отечественные, импортные, как выбрать, проблема совместимости, как ремонтировать, в каких случаях, особенности устройств для ванной и эксплуатации – обо всём этом ниже в статье.
Что такое кран-букса
Букса – осевая коробка, металлический ящик для оси (например, паровоза).
Совсем другое – кран-буксы (КБ), они же вентильные головки. Если у буксы главное – передать движение, то у КБ – пропускание/закрытие воды. Она тоже содержит вращающийся элемент – затвор, который своим поворотом приоткрывает канал для прохождения воды либо наоборот.
Словосочетание кран-букса, вместе со словом букса, содержит и слово кран, которое объясняет разницу от задвижки. Оба устройства принадлежат к запорной арматуре, но запирающий элемент задвижки находится в основном вне конструкции и движется поперёк течения.
Затвор же полностью внутри устройства (в штоке), его движение может быть перпендикулярно потоку, с небольшим наклоном, параллельным.
В основном КБ латунные, иногда – стальные.
Принцип работы и устройство кран-буксы
Существуют разные конструкции КБ, но общая конструкция состоит из:
В более качественных моделях КБ используются жировые камеры – для смягчения хода, увеличения ресурса.
Принцип работы : вместе с вентильной головкой рука поворачивает затвор в штоке, регулируя степень открытости водному потоку.
Для чего устройство необходимо
Основное применение кран-буксы – в смесителях, смешивающих холодную и горячую воду. И поэтому у неё к открытию/закрытию воды добавляются ещё две функции – изменение скорости воды, её температуры.
Виды кран-буксы
Конструкция штока задаёт виды КБ:
Резиновая (с червячным механизмом)
Внутри жировой камеры (пространство, обозначенное на рисунке сверху) вращение штока передаётся в возвратно-поступательное продвижение поршня, так как шестигранный конец поршня упирается в шестигранные стенки буксы, и с поворотом штока поршень выдвигается вместе с запорной прокладкой на другом конце, закрывает отверстие для движущейся жидкости.
Герметичное пространство жировой камеры закрывает шток от воды и пыли. Поэтому смазанный винт штока вращается легко. Срок его эксплуатации заметно превосходит аналоги без жировой камеры.
запорную накладку лучше прижимать к поршню накидной гайкой – колпак предохраняет резьбу от воды, а шестигранная форма крепче удерживает прокладку.
Керамическая
Кран букса не сплошь керамика, а лишь верхняя с нижней пластины (на нижнем правом рисунке)
Синие стрелки показывают направление движения воды: через пластиковый шумогаситель в боковые отверстия.
Кран-букса керамическая (рисунок справа) имеет корпус с продольными пазами для боковых выступов нижней керамической пластины, жёстко фиксируя последнюю. Что касается верхней керамической пластины, то она соединяется своим пазом с выступом на конце штока с шумогасителем. Поэтому шток вращается рукоятью вместе с шумогасителем и верхней керамической пластиной, то приоткрывая ход воде, то закрывая.
Крепление пластины и шумогасителя со штоком
За счёт резинового кольца на конце КБ (рисунок подвижной части) букса и корпус смесителя плотное прилегают друг к другу, но не перекрывается вода (что отличает от резиновой прокладки в резиновой КБ).
Шумогаситель обеспечивает отсутствие неприятных звуков при открывании и течении воды.
Пластины на самом деле металлокерамические, тщательно отшлифованные. Со временем отшлифованность нарушается, КБ необходимо менять.
Сравнение резиновой и керамической кран-букс
Плюсы резиновой КБ :
Минусы резиновой КБ :
Совместимость устройств
Керамическая кран букса и резиновая взаимозаменяемы, если подходят размеры и резьба под корпус смесителя.
Отечественные головки кран-букс имеют размеры
В то время как импортные:
Практически взаимозаменяемость проверяется так:
Ещё проверяют количество шлиц. Они находятся на верхней части штока – для маховика. Их 20 или 24.
Российские с иностранными кран-буксы зачастую не совместимы. Замена возможна только в комплекте с маховиком.
Критерии выбора кран-буксы
При выборе типа КБ (резиновая или керамическая), надо исходить из того, что важнее покупателю: цена или удобство пользования, а также возможность ремонта. Керамическая дороже, не подлежит ремонту, зато долговечнее и удобнее в использовании. Но не всегда, так как чувствительна к качеству воды, требует оснащения фильтром.
При покупке КБ на замену надо приходить в магазин с выкрученной протекающей, неисправной буксой.
По назначению выделяется кран букса для ванны и раковины без душа и кран букса для душа.
В КБ для смесителей без душа отсутствует золотниковый механизм. Поэтому они не переключаются на душ. И выглядят такие буксы обычным образом.
Смеситель для душа имеет золотниковый механизм:
На рисунке он находится в передней части устройства. При этом сама букса обычная.
Смесители для душа подразделяются на двухвентильные и однорычажные:
Двухвентильный смеситель Однорычажный смеситель
В двухвентильном смесителе кран-букса принимает воду из двух вентилей (холодной и горячей воды) и при посредстве золотникового устройства направляет смешанную воду либо в душ, либо в ванну. Это устройство более простое, чем однорычажный смеситель, в котором рычаг может двигаться в двух плоскостях – поворачиваться по горизонтали и двигаться по вертикали. Такие движения достигаются за счёт шара со специальными прорезями, сквозь которые течёт холодная вода и горячая. С изменением угла меняется напор воды. А уже смешанная вода может переключаться золотником (нажатием на кнопку) на душ или ванну.
Популярные производители
Grohe
Немецкий бренд. Акцент на керамические кран-буксы, изготавливаемые по инновационным технологиям. Результат – высокая устойчивость букс к повреждениям, ударам, воде с примесями. Простота конструкции позволяет большинство протечек устранять самостоятельно.
VIDIMA
Более 60 лет на рынке. Хорошая репутация, поскольку продукция качественна, надёжна, доступна по цене. Производство сосредоточено в Болгарии.
Каждое изделие проходит индивидуальную проверку качества под высоким давлением воды.
Немецкий бренд. Специализация на керамических КБ. Производство керамических элементов запатентовано. Как результат – 5-летняя гарантия независимо от качества воды. Надёжность смесителей выше принятых европейских норм в 4 раза.
Сервисные центры в 30 российских городах.
Как производить замену и ремонт
В случае протечки крана требуется замена кран буксы. Для современных устройств требуется опыт обращения с ними. Так, многие думают, что знают, как выкрутить кран буксу. Для этого в хозяйстве держат разводной ключ. Это заблуждение. Современные покрытия (например, хромированное) хрупки.
Чтобы не повредить внешний вид, а тем более сердцевину, нужно при выкручивании КБ использовать накидную головку на 17.
Букса
Букса — узел ходовой части вагонов и локомотивов, воспринимающий и передающий колёсным парам силы тяжести груженого кузова, а также динамические нагрузки, возникающие при движении вагона. Буксы предохраняют шейки оси от загрязнения и повреждения, являясь резервуаром для смазки и местом размещения подшипников, а также ограничивают продольные и поперечные перемещения колесных пар относительно рамы тележки.
Содержание
Общие сведения
Буксы являются важнейшими элементами ходовых частей вагона, от надежности которых во многом зависит безопасность движения поездов. Буксы располагаются на шейках оси и преобразуют вращательное движение колесных пар, обеспечивая продвижение вагона с необходимыми скоростями.
Работая в таких сложных условиях нагружения и изменяющихся температурных и погодных условий окружающей среды, буксы должны обеспечивать минимальное сопротивление вращению колесных пар, высокую надежность и безопасность движения вагона. Поэтому к их конструкции, техническому обслуживанию и ремонту предъявляют высокие требования, в особенности при повышении скорости движения поездов и росте нагрузок от колёсных пар вагонов.
В практике вагоностроения получило распространение большое количество типов и конструкций букс, которые можно объединить в отдельные группы. В зависимости от типа вагона их подразделяют на буксы грузовых и пассажирских вагонов, предназначенных для обычных, скоростных и высокоскоростных поездов. По типу подшипников их подразделяют на буксы с подшипниками качения и с подшипниками скольжения. По способу посадки внутреннего кольца роликового подшипника на шейку оси применяют буксы на горячей и на втулочной посадке. По типу торцевого крепления внутреннего кольца подшипника на шейке оси — с креплением гайкой или шайбой, а некоторые из них оснащаются упругими элементами. По количеству роликовых подшипников на шейке применяют буксы с одним или двумя роликовыми, а для скоростных и высокоскоростных вагонов — с дополнительным упорным шариковым подшипником. Существуют буксы с корпусом и бескорпусные, кассетного типа с коническими подшипниками, а также буксы с упругими элементами, смягчающими удары и поглощающими шумовые колебания.
Буксы с подшипниками скольжения
Буксы с подшипниками скольжения подразделяют в зависимости от типа подшипника — с двух- и трехслойным подшипником. По типу смазывающих устройств — на подбивочные, польстерные и с механическими устройствами, имеющими нижнюю или верхнюю систему подачи смазки к шейке оси. По конструкции корпуса буксы применяют с цельным, разъемным корпусом и бескорпусные, а по типу крышки — с откидывающейся на шарнире или глухой крышкой, укрепляемой на корпусе на болтах.
Недостатки букс с подшипниками скольжения, приводящие к массовым задержкам поездов из-за перегрева букс, повышению затрат по техническому обслуживанию и ремонту вагона, нарушению безопасности движения поездов послужили причинами перевода пассажирских и грузовых вагонов на буксы с подшипниками качения. С 1960 г. все пассажирские, а с 1983 г. все грузовые вагоны магистральных железных дорог СССР выпускались только на роликовых подшипниках.
Буксы с подшипниками качения
Оснащение вагонов буксами с подшипниками качения обеспечивает важные преимущества по сравнению с буксами, оборудованными подшипниками скольжения. Основными из них являются:
Важным преимуществом перевода вагонов на роликовые подшипники является улучшение экологии и социальных условий работников вагонного хозяйства. В настоящее время в России почти 100 % грузового вагонного парка и все пассажирские вагоны оборудованы буксами с подшипниками качения. Основными требованиями, предъявляемыми к буксам, являются:
Буксы проектируют так, чтобы равнодействующая нагрузка проходила через середину шейки оси. Благодаря этому не возникает дополнительных напряжений в расчетных сечениях оси.
Букса с горячей посадкой
Типовая букса с горячей (глухой подшипниковой) посадкой внутреннего кольца цилиндрических роликовых подшипников на шейку оси применяется в современных грузовых и пассажирских вагонах. При горячей посадке внутреннее кольцо подшипника, имея определенный натяг, нагревается и свободно одевается на шейку оси, а после остывания прочно охватывает шейку. В буксах современных вагонов применяют радиальные роликовые подшипники с короткими цилиндрическими роликами двух типов: однорядные с цилиндрическими роликами и однобортовым внутренним кольцом; однорядные с безбортовым внутренним кольцом и плоским приставным упорным кольцом.
В буксах вагонов прежних лет постройки использовали двухрядные сферические роликовые подшипники на втулочной осадке. Подшипники состоят из наружного и внутреннего колец, роликов и сепараторов. Кольца и ролики изготавливаются из сталей марок ШХ4, ШХ15 и ШХ15СГ.
Сталь марки ШХ4 регламентируемой прокаливаемости обладает более высокой твердостью поверхностного слоя и достаточной вязкостью внутренних волокон, что обеспечивает более высокую устойчивость хрупкому разрушению по сравнению со сталями марок ШХ15 и ШХ15СГ. Цилиндрические подшипники просты в изготовлении, стоимость их ниже других типов, но по сравнению со сферическими они требуют большей точности сборки и тщательной подборки по радиальным зазорам. Радиальная нагрузка, приходящаяся на цилиндрический ролик, распределяется равномерно по всей его рабочей длине, а у сферических подшипников неравномерно, что вызывает повышенные контактные напряжения в месте соприкосновения роликов и дорожек качения колец. В результате сравнения статистических данных эксплуатации долговечность сферических, при равных габаритах и одинаковой радиальной нагрузке Ролики цилиндрического подшипника имеют фаски на торцах. Для подшипников на горячей посадке ролики с 1973 г. изготавливаются с рациональным контактом с поверхностью дорожек качения колец — так называемой «бомбиной». Конические роликовые подшипники на железных дорогах находят применение в кассетных буксах.
Букса с втулочной посадкой
В буксах грузовых и пассажирских вагонов применяют подшипники на глухой посадке, а небольшое количество подшипников в буксах грузовых вагонов прежних лет — на втулочной. Преимуществами букс на глухой подшипниковой посадке являются:
Однако при таком способе посадки нередко наблюдается потеря натяга и для успешного его применения требуется соблюдение некоторых условий:
Втулочная посадка позволяет расширить поле допусков на размеры шейки оси и отверстия внутреннего кольца, что упрощает технологию монтажа буксы; она не требует индивидуального подбора подшипников к шейке оси по натягу. Между тем, втулочная посадка обладает существенными недостатками: втулка, являясь дополнительной деталью, повышает стоимость подшипника, так как изготовить внутреннее кольцо с конусным отверстием более сложно, особенно если учесть требование строгого совпадения конусности кольца и закрепительной втулки. На железных дорогах России получили наибольшее распространение буксы на горячей посадке подшипников вследствие их преимуществ.
Буксы вагонов метрополитена
Букса вагона метрополитена, представленная на рисунке состоит: из корпуса, двух роликовых подшипников, крепительной крышки и контрольной крышки. Со стороны колеса корпус буксы уплотнён лабиринтным кольцом. От сдвига с шейки оси букса удерживается осевой гайкой. Для смазывания в корпус буксы закладывают консистентную (густую) смазку.
К буксам колёсных пар вагонов Г и Д крепят пластинчатые стальные наличники, по которым скользят кронштейны — челюсти рамы тележки.
Смазочные материалы букс
Надежность работы буксы во многом зависит от качества смазывания подшипников. С 1973 г. для буксовых узлов с роликовыми подшипниками применяется консистентная смазка ЛЗ-ЦНИИ, обеспечивающая противоизносные, противокоррозионные и противозадирные явления в процессе интенсивного нагружения подшипников в эксплуатации.
Однако при попадании в буксу воды до 5 % качество смазки ухудшается, что снижает работоспособность подшипников, так как происходит схватывание торцов роликов с бортами колец, износ центрирующей поверхности сепаратора, а также наблюдаются коррозионные повреждения и др. В связи с этим испытаны новые смазки для роликовых подшипников со специальными химически активными присадками, обладающие более высокой стабильностью свойств в процессе работы буксового узла. Этим требованиям отвечает модифицированная универсальная смазка на литиевой основе под условным названием «Литол», разработанная во ВНИИЖТ.
Для повышения надежности вагонных букс с 1995 г. организован выпуск роликовых подшипников с сепаратором из полиамида, масса которого в 10 раз меньше латунного, что, наряду с заменой меди, обеспечивает снижение инерционных нагрузок, действующих на его узлы. В результате появилась возможность выполнить более тонкой перемычку сепаратора и разместить в подшипнике 15 роликов вместо 14, что позволит увеличить его долговечность почти на 20 %, а несущую радиальную и осевую грузоподъемность на 9—10 %. Применение полиамидных сепараторов способствует повышению класса шероховатости поверхностей скольжения (торцов роликов) подшипников, что приводит к значительному росту несущей их способности при действии аксиальных нагрузок. Кроме того, повышается ресурс работы смазки благодаря уменьшению скорости ее окисления в процессе эксплуатации.